Научная статья на тему 'Особенности русской "керамической летописи": символика растительного орнамента'

Особенности русской "керамической летописи": символика растительного орнамента Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
315
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБОЖЖЁННАЯ ГЛИНА / THE BURNED CLAY / КЕРАМИКА / CERAMICS / МАЙОЛИКА / MAJOLICA / ФАРФОР / PORCELAIN / ФАЯНС / ТЕРРАКОТА / TERRACOTTA / СИМВОЛИКА ОРНАМЕНТА / ORNAMENT SYMBOLICS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаев В.Ю.

Для искусствоведения и культурологии очень значима символика растительного орнамента на керамических изделиях. Растительная символика русской керамики представляет собой уникальный мир. Её образно-символические ряды сложились в древности, на границе культур Востока и Запада, под сильным влиянием византийского искусства. Растительный орнамент активно используется отечественными мастерами керамики и поныне, сохраняя традиционную многовековую функцию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Russian "ceramics chronicle": symbolic of the floral ornament

For art criticism and cultural science the ornament symbolics on pottery is very meaningful. The floral ornaments of the Russian ceramics represent a unique world. Its figurative and symbolical ranks were developed in the ancient times, at the border of the Eastern and Western cultures, under the influence of the Byzantine art. Nowdays the floral ornaments are very frequently used by masters of ceramics,and it still keeps a traditional centuries-old function

Текст научной работы на тему «Особенности русской "керамической летописи": символика растительного орнамента»

Humanity space International almanac VOL. 3, No 4, 2014: 602-607

Особенности русской «керамической летописи»: символика растительного орнамента

В.Ю. Николаев

Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова

125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, 9

Moscow State Stroganov Academy of Industrial and Applied Arts

Volokolamskoe highway, 9, Moscow 125080 Russian

e-mail: vynikolaev@gmail.com

Ключевые слова: обожжённая глина, керамика, майолика, фарфор, фаянс, терракота, символика орнамента.

Key words: the burned clay, ceramics, a majolica, porcelain, a terracotta, ornament symbolics.

Резюме: Для искусствоведения и культурологии очень значима символика растительного орнамента на керамических изделиях. Растительная символика русской керамики представляет собой уникальный мир. Её образно-символические ряды сложились в древности, на границе культур Востока и Запада, под сильным влиянием византийского искусства. Растительный орнамент активно используется отечественными мастерами керамики и поныне, сохраняя традиционную многовековую функцию. Abstract: For art criticism and cultural science the ornament symbolics on pottery is very meaningful. The floral ornaments of the Russian ceramics represent a unique world. Its figurative and symbolical ranks were developed in the ancient times, at the border of the Eastern and Western cultures, under the influence of the Byzantine art. Nowdays the floral ornaments are very frequently used by masters of ceramics,and it still keeps a traditional centuries-old function.

[Nikolaev V.Yu. Features of the Russian «ceramics chronicle»: symbolic of the floral ornament]

Керамика (от греч. «керамос» - «глина») представляет собой древнее, широко распространенное ремесло. Изделия из обожженной глины очень долговечны. Художественные изделия из дерева и ткани разрушаются с течением времени, тогда как изделия из камня, металла или керамики могут надолго пережить своих создателей. Практические свойства керамики неразрывно связаны с ее декоративными (форма и цвет), лепными или орнаментальными (плоскостными) дополнениями. Именно они превращают керамические изделия в произведения искусства, способствуют созданию художественного образа.

Традиционно к керамике относят майолику, фарфор,

фаянс, терракоту. Они отличаются друг от друга составом глин. Для майолики, терракоты и фаянса характерны особые приёмы художественного оформления, собственные технологии создания художественного образа.

Под терракотой подразумеваются изделия из обожжённой глины, не покрытые глазурями. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытых цветными непрозрачными глазурями - эмалями. Фарфор отличается от гончарных изделий составом массы. В неё входит белая глина - каолин высокой температуры плавления, пегматит или полевой шпат, которые и придают фарфору белизну, тонкостенность, тонкость черепка, прозрачность.

Для искусствоведения и культурологии очень значима символика фарфора как «императорского» материала (слово «фарфор» на фарси обозначает «императорский»), заключающего в себе величие Поднебесной империи в Китае. Изделия из китайского фарфора считались королевским подарком и символизировали величие императорской власти. И в Китае, и в Европе (в Средние века и в Новое время) фарфор символизировал власть, богатство, величие. Именно поэтому европейские властители стремились раскрыть секрет китайского фарфора и создавать в своем государстве изделия из таинственного «императорского» материала. Тайна изготовления китайского фарфора тщательно охранялась, а изделия из фарфора были большой редкостью для средневековой Европы. В течение веков «царственными», «императорскими» считались только изделия из фарфора.

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, у фаянса более толстый черепок. Поэтому изделия из фаянса традиционно считались в Европе бюргерскими, достоянием буржуазных, но не аристократических слоев общества. В фаянсе видели замену фарфора, но не более.

Небывалых высот керамическое искусство достигло в период античности у греков, которые создавали из терракоты как художественные керамические произведения, так и вещи практического назначения. Славились своим керамическим производством и державы Древнего Востока, такие как Ассирия

и Вавилон, Персия, Индия, Китай.

Изобретение гончарного круга было важнейшим этапом в развитии керамического производства. Гончарный круг существенно упростил изготовление глиняной посуды и утвари. Однако работа мастера-гончара не перестала быть индивидуальной, авторской, а его сосуды - рукотворными. И при наличии гончарного круга, а затем и более совершенных технологий производства, очень важными для керамики остаются его индивидуальное мастерство, творческая фантазия, эстетические представления.

Глиняные сосуды, как и фигурки из глины, отождествлялись гончарами с живой природой и человеком. Об этом свидетельствует названия частей керамического сосуда: тулово, шейка, горлышко, носик, ручка. Древние культуры имели целую систему изображений на сосудах, развитую образность которой и символика были связана с мифологическими представлениями (Токарев, 1998). Так, волнистые линии на сосудах были знаком воды, а прямые условно изображали землю и т.д. Прямыми и волнистыми линиями, геометрическими фигурами, обладавшими сакральным значением, украшались керамика и предметы быта. Древнейшим считается геометрический орнамент, представляющий собой сочетания прямых и волнистых линий, кругов, клеток, крестов, ромбов.

Геометрический орнамент был отражением мифопоэтической модели мира, воспроизводил важнейшие мифологемы индоевропейской и других мифологических систем. Так, крест в дохристианскую эпоху символизировал огонь, а ромб, круг или квадрат - небесный огонь, солнце. Из комбинации простейших геометрических элементов - фигур и линий - составлялись сложные знаки-символы. Эти знаки-символы играли роль оберега, их наносили на керамические изделия как заклинание. Таким образом геометрический орнамент приобретал свое заклинательное, сакральное, ритуальное значение, которое частично сохранилось и в керамических изделиях XXI века (Ворончихин, Имшанова, 2004).

Геометрические фигуры могли утратить свою

магическую функцию в памяти поколений, однако, несмотря на это сохранялись в орнаменте керамических изделий. В современной отечественной керамике сохранилась внешняя форма древних сакральных знаков, строго регламентированных по начертанию. Прямое магическое значение знаков с течением времени забылось, но народная память считала их «защитными» и бережно сохраняла. Сакральный смысл геометрических знаков продолжает существовать также как «вещь в себе», как элемент украшения, восприниматься как красивое «узорочье», что отнюдь не означает полную утрату его скрытой роли оберега.

Самым распространенным орнаментом после геометрического был растительный орнамент. Он использовался в керамике с древности, был очень распространен в архаичных культурах и остался значимым для керамического искусства ХХ века. Растительный орнамент тесно связан с метафорой сада как огражденного, светлого, безгрешного пространства (райского сада). Каждое растение такого сада имеет, соответственно, свою символику и образность. Сад понимается в индоевропейской мифологической системе как символ гармонии, упорядоченный, спокойный мир и противопоставляется лесу как символу бессознательного. Как огражденное пространство сад в индоевропейской мифологической системе часто понимался как пространство светлой богини (в христианстве - Богородицы). В целом сад - это место упорядочивания, отбора и ограждения, светлое, защищенное от сил хаоса пространство. Знаковыми его растениями остаются до сих пор акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

Акант колючий (acanthus spinosus) - растение с узкими острыми лопастями, дающими резкую тень, часто изображали в орнаментальном искусстве Древней Греции и Рима. Он символизировал жизнь как таковую, в которой сплетены воедино боль и любовь. В средневековом готическом искусстве акант символизировал осознание человеком своих грехов и раскаяние в них.

Лотос в Древнем Египте символизировал рождение и воплощение. В китайском и японском керамическом искусстве он символизировал святость и духовное величие Брахмы, Будды: «В качестве художественного образа он относится к

мандале; его значение варьируется в зависимости от количества лепестков: лотос с восемью лепестками рассматривается в Индии как Центр, в котором пребывает Брахма, и как видимое проявление его скрытой активности» (Керлот, 1994: 295).

Пальма являлась в архаических культурах Древнего Востока символом Вечно Женственного начала мироздания, знаком плодородия и вечного течения бытия. В европейском христианском искусстве пальма, как и роза, является эмблемой Девы Марии.

Виноград, хмель были символом древнегреческого бога Диониса, воспетого уже в ХХ веке русскими писателями и поэтами-символистами. Диониса изображали украшенным листьями, символизирующими плодородие. Но античный Дионис был связан не только с плодородием, но и со страданием, и смертью и считался хтоническим божеством. По ряду функций Дионис соответствовал славянскому божеству Яриле. Славяне представляли его в образе прекрасного босого юноши в белых одеждах, с пучком колосьев в одной руке и человеческим черепом - в другой. Белый цвет был у славян цветом смерти и погребального савана. Однако колосья в руке Ярилы указывали на земное плодородие и буйство жизненных сил. Бог солнца Ярила был связан также с культом хмеля, из которого делают пиво.

В христианском искусстве Европы виноград, изображенный в гроздьях, стал символом вечной жизни и в то же время земных страданий Христа. Виноград символизировал и плодородную жизнь, и жертву (кровь Христову). «В барочных аллегориях Божественного Агнца Агнец изображался между колючками и гроздьями винограда» (Керлот, 1994: 113).

Если хмель символизировал в древнегреческом и славянском искусстве страсть, буйство эмоций и жизненных сил, то лавр означал победу над страстями и блаженство гармоничной и светлой жизни. Лавр был деревом, посвященным древнегреческому богу искусства, гармонии и равновесия - Аполлону. «Увенчивание поэтов, актеров или победителей лавровым венком означало не дань внешнему, визуальному освящению акта, а признание того, что данный акт самим своим существованием говорит о признании одержанных

побед над негативным влиянием страстей» (Керлот, 1994: 284).

Плющ считался в языческих культурах символом женственности, нуждающейся в силе для своей жизни и защиты. Символическое и аллегорическое значение дуба, напротив, -мужественная сила и долголетие. В индоевропейской мифопоэтической картине мира дуб символизировал мировую ось, и в растительном орнаменте, использовавшемся для украшения керамических изделий, чаще всего имел именно этот смысл.

Растительная символика русской керамики представляет собой уникальный мир. Её образно-символические ряды сложились на границе культур Востока и Запада, под сильным влиянием византийского искусства. В русском керамическом орнаменте запечатлелись многие византийские формы. Будучи заимствованными и преображёнными в другом национальном духе, они заняли высокое эстетическое место в структуре русского орнамента, украсили русскую керамику. Характерные византийские мотивы цветов, веток, виноградных лоз, жгутов, плетеный растительный орнамент в виде упругих завитков, листьев, чашелистиков широко применялся и в украшении рукописных книг XII-XIV веков, и в декоре памятников XIV-XVII веков.

Растительный орнамент активно использовался отечественными мастерами в керамических изделиях ХХ столетия, используется он и поныне, сохраняя свою образно-символическую функцию, традиционную для русского искусства керамики.

ЛИТЕРАТУРА

Ворончихин Е.С., Имшанова Н.А. 2004. Орнаменты. Стили. Мотивы: иллюстративное пособие. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет». 128 c. Керлот Х.Э. 1994. Словарь символов. М.: Refl-book. 608 c. Мифы народов мира в 2-х томах: энциклопедия. Ред. С. А. Токарев. М.:

Большая Российская энциклопедия. Т.1: А-К. 1998. 672 с.; Т. 2: К-Я. 1998. 719 с.

Получена /Received: 13.11.2014 Принята/Accepted: 20.11.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.