Научная статья на тему 'Особенности русской философской традиции на примере творчества мыслителя Г. С. Сковороды'

Особенности русской философской традиции на примере творчества мыслителя Г. С. Сковороды Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1508
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ХРИСТИАНСТВО / ПЛАТОНИЗМ / СЕРДЦЕ / МЕНТАЛИТЕТ / СОБОРНОСТЬ / МОРАЛЬ / Г.СКОВОРОДА / SOBORNOST (COLLEGIALITY) / G. SKOVORODA / RUSSIAN PHILOSOPHY / CHRISTIANITY / PLATONISM / HEART / MENTALITY / MORALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнова Мария Александровна

Рассматриваются особенности русской философии, основные тенденции ее развития. Раскрывается роль платоновской традиции в русской мысли. Дается характеристика самобытности русских мыслителей, сердечности русской философии. Выявляется значение фигуры Г.Сковороды как первого русского философа. Дается оценка судьбы религиозных идей в русской философии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF THE RUSSIAN PHILOSOPHICAL TRADITION BY THE EXAMPLE OF WORKS OF PHILOSOPHER G.S. SKOVORODA

The article considers the particularities of the Russian philosophy and the main trends of its development. It reveals the role of the Platonic tradition in the Russian thought. It provides the characteristics of singularity of doctrines of Russian philosophers and cordiality of Russian philosophy. The article outlines the important role of G. Skovoroda as of the first Russian philosopher. It also evaluates the role of Christian doctrine in the process of formation of philosophy in Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности русской философской традиции на примере творчества мыслителя Г. С. Сковороды»

Key words: modern rationalism, universal evolutionism, reductionism, Universe, coevolution.

Malyagin Vasiliy Vladimirovich, post-graduate student, w~wm_1@list.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 1(091)

ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА МЫСЛИТЕЛЯ Г.С. СКОВОРОДЫ

М.А. Смирнова

Рассматриваются особенности русской философии, основные тенденции ее развития. Раскрывается роль платоновской традиции в русской мысли. Дается характеристика самобытности русских мыслителей, сердечности русской философии. Выявляется значение фигуры Г.Сковороды как первого русского философа. Дается оценка судьбы религиозных идей в русской философии.

Ключевые слова: русская философия, христианство, платонизм, сердце, менталитет, соборность, мораль, Г.Сковорода.

Философия в России всегда была неотделима от религиозной темы. Православие, как государственная религия и исторически сложившаяся культурная традиция, нашло свое отражение у мыслителей со времени зарождения русской философской мысли. Одни исследователи определяют это время X веком, периодом принятия христианства русскими землями; по мнению других - появление философских изысканий в России связано с XVIII веком и эпохой Просвещения.

Наиболее существенным оказалось влияние Византии, начиная со времени первого болгарского влияния идеи восточного христианства стали появляться на Руси и стали основой для религиозно-философских сочинений. Именно тогда происходит знакомство древнерусских книжников с древнегреческой философией Платона: «до начала XVШ в. платонизм и святоотеческое богословие русского философствования питались интенциями неоплатонизирующего аристотелизма первого болгарского влияния, христианизированного неоплатонизма второго болгарского влияния и схо-ластизированного аристотелизма третьего латино-польского влияния» [1,19].

Изначально учение русской православной церкви опиралось на восточное богословие, строившееся на идеях Аристотеля, поэтому учение

Платона считалось ересью и не одобрялось: «официальное ортодоксальное православие отдавало предпочтение Аристотелю, так как учение Платона своим утверждением о призрачности существующего мира подрывало центральную христианскую догму «вочеловечивания Христа»[2, 213]; «церковь усвоила себе аристотелевское направление и с конца XI в. до конца XIV в. поражала анафемой тех, кто осмеливался стоять за Плато-на»[3]. Поэтому платонизм начал распространяться в околоцерковной среде и часто был гоним церковью: «проникновение на Русь апокрифических книг, сект богомилов и жидовствующих способствовало становлению богословско-философской мысли, которая развивалась под знаком борьбы с критикой веры и обряда»[4, 18].

Русская философия в целом платонична, историк философии А.И. Абрамов так характеризует ее: «Вопрос о традициях русского платонизма затрагивает, в свою очередь, вопрос о типологических характеристиках русского философствования вообще. В этой связи вполне можно сделать такое обобщающее заявление, что история русской философской мысли в своей самой обобщенной характеристике есть не что иное, как история русского платонизма»[1, 18].

Г оворя о Г. Сковороде как о первом русском философе, нужно отметить, что его творчество было напрямую связано с философией Платона: «Сковорода обладал необычайной для своего времени внутренней свободой, которая доводила его зачастую до оппозиции к традиционным церковным учениям. Он был вдохновленным мистиком, а Библию подвергал аллегорической интерпретации. В.Ф. Эрн отмечал, что Сковорода философствовал исходя как из индивидуализма Библии, в которой личность человеческая занимает первостепенное место, так и из несколько отвлеченного универсализма Платона. Метафизические свойства платоновской идеи - вечность, божественность, ноуменальность, красоту и благость -Сковорода переносит на неповторимую личность человека, взятую в ее умопостигаемой глубине» [6].

Традиция русской философии во многом связана с особенностями русского менталитета и русского характера. Одной из наиболее ярких черт является сердечность русской мысли, преобладание духовной составляющей над разумом. Профессор В.П. Фетисов в одной из своих статей пишет: «именно сердечность русской философии «согревает» понятие духовности, делает его более жизненным. Именно сердечность дополняет разум более глубокими переживаниями и интуитивными откровениями. Философичность русского человека соответствует сердечности русской философии... для русской философии в качестве главного символа берется сердце. сердце источник совести как совмещения вестей от двух миров - земного и божественного.философия признает взаимосвязь и единство двух миров и озабочена поиском одного в другом. По выражению Сковороды, философ «во всем должен видеть двое»[7, 62].

Сердце в учении Г.Сковороды является важным понятием для объяснения состава человека и его самопознания: «в сочинениях Сковороды продолжает свое существование чрезвычайно древняя, основанная па тысячелетнем опыте самонаблюдения убежденность, согласно которой именно «сердце», а не «голова» считается истинным средоточием и источником духовной жизни человека, регулятором всех его волевых актов и очагом стихийных порывов»[8, 179].

Глубина и многогранность понятия «сердце» раскрывается у Г. Сковороды и как богословский и как философский термин: «символ «сердце» характеризует два нерационализируемых предела: предел имманентной реальности в человеке («внутренний человек»), предел трансцендентной реальности вне человека - к Богу. Символы «сердце», «Бог» характеризуются сходными чертами. Бог присутствует в мире опосредованно, через идеи, и такая связь между абсолютным и относительным миром характерна для платонизма»[9]. В своем сочинении «Дружеский разговор о душевном мире» Г. Сковорода так раскрывает тему человеческого сердца: «Глава в человеке всему сердце человеческое. Оно то есть самый точный в человеке человек, а прочее все околица, как учит Иеремия: глубоко сердце человеку (паче всех) и человек есть, и кто познает его? Внемли пожалуй: глубоко (де) сердце, и человек (оно то) есть... А что ж есть сердце, если не душа? Что есть душа, если не бездонная мыслей бездна? Что есть мысль, если не корень, семя и зерно всей нашей крайней плоти, крови, кожи и прочей наружности?»[10, 104].

Исследователь Ю. Лощиц говорит о самом творчестве Г.Сковороды как о ярком примере сердечности характера и нрава философа: «Перед нами стиль откровенного разговора, а не запись последовательности отшлифованных и трезво взвешенных сентенций. экстатичность сковоро-диновской речи вовсе не самоцельна, она есть, пожалуй, единственно возможное и естественное для автора формовыражение «сердечной» темы. Эта тема у Сковороды неразрывно связана с темой самопознания, является ее продолжением, развитием, углублением: познавая себя, человек в первую очередь познает свое сердце»[8, 178-179]. Философ Б. П. Вышеславцев определяет значение термина «сердце» в русском философствовании как сокровенный центр личности. Человек познает себя через свое сердце, то есть через свою духовную сущность: «но не нужно думать, что предельная глубина человека закрыта только для других, она непостижима в значительной степени и для него самого; мы не умеем, а иногда и не хотим понять самих себя, боясь заглянуть в бездну своего сердца»[11, 206207].

Фигура странствующего философа запечатлена в трудах русских мыслителей и несет в себе черты русской самобытности. Г.Сковороду мыслитель Г. Флоровский описывает как пример бродячего мудреца: «в образе Сковороды особенно характерно его странничество, его безбыт-

ность («сердце гражданина всемирного»), почти что призрачность. Особенно сильно чувствуется в этом аскетческий пафос, собирание мыслей, погашение волений (как ненасытности), уход из «пустоши» этого мира в «сердечные пещеры». Мир Сковорода воспринимает и толкует в категориях платонизирующего символизма, - «он всегда и везде при своем начале, как тень при яблоке»[12, 160].

Оригинальным и самобытным явлением в русской мысли стала русская религиозная философия. Временем ее появления принято считать XIX век. Она имела огромное значение для формирования облика русской мысли, ее представители оставили наследие в виде трудов по самым различным вопросам, волновавшим русскую интеллигенцию XIX-XX вв.: «Русская религиозная мысль делала дело, аналогичное тому, которое делали в свое время греческие учителя церкви. Как те пользовались высшей философией своего времени, Платоном и неоплатонизмом, для защиты и раскрытия христианской истины, данной в откровении, так русские религиозные мыслители делали то же дело, пользуясь высшей философией своего времени, Шеллингом и германским идеализмом» [13]. Наследию Г. Сковороды придается большое значение в формировании характера русского философствования последующих поколений мыслителей. Таким образом создается единая линия русской мысли, имеющая свои уникальные черты: «в личности Сковороды воплощаются в сущности все заветные устремления и симпатии русской философии, которые затем воплотились в личности Вл. Соловьева и всей нашей плеяды русских философии в эпохи русского возрождения, как то братья Трубецкие, Лопатин, Новгородцев, Франк, Лосский, Аскольдов и мы немногие, которые еще можем напомнить новому поколению, в чем состоит дух и трагедия русской философии, и которые старались ее продолжать в своих трудах зарубежом», - пишет Б.П. Вышеславцев в своем сочинении «Вечное в русской философии» [10, 10].

Интересен вопрос сопоставления пути русской философии и философии западной Европы. Общность истоков в христианской культуре трансформировалась, впоследствии, в два различных пути решения философских проблем в русской и европейской традициях: «темы европейской философии исходят из христианского благовестия, но. философская мысль на Западе, а отчасти и в России ищет разрешения их вне Церкви, вне христианства. уже в средние века, а тем более в новой философии Запада, идея решительной независимости разума от Церкви, от озарений веры, возобладала окончательно. творческие темы для философского размышления, вышедшие из христианского благовестия, темы личности и свободы, тема социальная, могут быть разрешены лишь в рамках самого этого благовестия, и это именно тот путь, который выбрала и по которому идет, переживая заблуждения, трагические срывы и тупики западной философии, русская мысль» [14, 409]. «Сопоставление русской и западной

мысли существует и в вопросе субъекта познания»[5]. В европейской традиции познание рационально, безлично, вещественно, в России же это соборный разум, объединенный единым духом: «русская философия - философия цельного духа. В ней преодолеваются отвлеченные начала. Вся русская философия борется с индивидуализмом, с падшим разумом за соборность познания. это единство подпитывает естественную разумность и цельность русской культуры, замешанных на любви сердца, вере и надежде, а не холодном расчетливом европейском рассудке» [15].

Одна из основных идей учения Г. Сковороды - это мистический символизм; истину, по его мнению возможно познать только посредством символов и образов, существующих в мистическом мире и раскрывающихся в божественных текстах и опыте духовной жизни отдельной личности. В русской религиозной философии сознание глубокой духовной общности народа формулировалось в понятии «соборность», которое характеризует мистическое объединение людей в едином божественном духе. Особенностью этого единения является индивидуальная свобода духа и личной совести: «свобода здесь - это возможность служения сверхличным и сверхобщественны интересам, возможность самосовершенствования. Свобода духа, способная добровольно устанавливать внутреннюю меру и сохранять возможность творчества, не только не разрушает единства, но и порождает его» [16, 173]. Приоритет духовно-нравственной сферы жизни человека в русской философии стал решающим в определении основных идей, предлагаемых мыслителями. Так продолжением темы соборности стала концепция Всеединства В.С. Соловьева.

Целью человеческого существования Г. Сковорода считал достижение счастья как явления сугубо внутренней интимно-духовной мистической жизни. Понятие счастливой жизни в мистической морали Г. Сковороды - это полная автономия, независимость от окружающего нас эмпирического мира и духовное блаженство человеческой души, проникнутой Божественным духом. Мистицизм идеи всеединства у русских философов заключается также в единении человека и Творца, Абсолюта. Через соборное единство достижима жертвенная любовь, которая способствует сплочению людей, их согласованности в движении сердца. В конечном итоге она приводит к обретению личностью внутренней полноты и уникальности, что соответствует христианскому пониманию обожения человека и его совершенству.

Таким образом, при рассмотрении особенностей русской философской мысли мы находим многочисленные параллели с учением Г.С. Сковороды, Это говорит о том, что именно его творчество явилось одним из основополагающих факторов формирования самобытной традиции русской религиозной философии. В личности Сковороды можно видеть пример самостоятельного философствования, оригинального учения, которое в своих трудах использовали последующие русские философы.

Список литературы

1. Абрамов А.И. Философия всеединства Вл. Соловьёва и традиции русского платонизма // История философии № 6. М.: ИФ РАН, 2000. 228 с.

2. Абрамов А.И. Оценка философии Платона в русской идеалистической философии.// Кессиди Ф.Х. Платон и его эпоха. М.: Наука 1979.

319 с.

3. Успенский Ф.И. Богословское и философское движение в Византии XI и XII веков// Журнал министерства народного просвещения.

Ч. CCLXXVII. С-Пб: Типография В.С.Балашева, 1891. 104 с.

4. Кессиди Ф.Х. Платон и его эпоха. М.: Наука, 1979.

5. Смирнова М.А. Философские идеи Г.С. Сковороды в контексте русской философской мысли // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки . 2013. Вып. 3. Ч. 1. URL: http://cyberlemnka.ru/artirie/n/fflosofskie-idei-g-s-skovorody-v-kontekste-russkoy-filosofskoy-mysli (дата обращения: 7.10.13).

6. Кудрявцев Г. В. Русская философия. Платонизм и исихазм в творчестве А.Ф. Лосева// Труды членов РФО. Вып. 11[Электронный ресурс]// Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам URL.: http://utopiya.spb.ru/index.php?option=com content&vie w=article&id=213 :-8&catid=43:-11&Itemid=140(дата обращения: 7.10.13).

7. Фетисов В.П. О философичности русского человека и сердечно-

сти русской философии // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. №3. URL.: http://cyberleninka.ru/artirie/n/o-

filosofichnosti-msskogo-cheloveka-i-serdechnosti-msskoy-filosofii (дата обращения: 4.10.2013).

8.Лощиц Ю.М. Сковорода. М.: «Молодая Гвардия», 1972. 324 с.

9. Голомонзина В. В. Многоаспектность понятия «сердце» в фило-

софии Г.С. Сковороды // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. №131. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mno goaspektnost-ponyatiya-serdtse-v-

filosofii-g-s-skovorody (дата обращения: 09.10.2013).

10. Сочинений Григория Саввича Сковороды собранные и редактированные Д.И. Багалеем. Харьков: Типография губернского правления. 1894. 354 с.

11. Вышеславцев Б. П. Вечное в русской философии. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова. 1955. 302 с.

12. Флоровский Г.В. Пути русского богословия / отв. ред. О. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 848 с.

13. Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. 1992. № 2. URL.: http://www.rodon.org/pnp/rrf.htm (дата обращения: 7.10.13).

14. Марченко О. В. Философия Г.С. Сковороды и русская философская мысль XIX - XX вв. М.: 2007. 448 с.

15. Архимандрит Георгий (Шестун) Самобытность русской философии URL: http://ruskline.ru/analitika/2011/09/13/samobytnost russkoj

filosofii/ (дата обращения: 09.10.2013).

16. Костылева В.Ю. Идея соборности в русской философской тра-

диции // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008. №2. С.172-175. URL:

http://cyberleninka.ru/article/n/ideya-sobornosti-v-russkoy-filosofskoy-traditsii (дата обращения: 9.10.2013).

Смирнова Мария Александровна, аспирант, smi5845@yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

PARTICULARITIES OF THE RUSSIAN PHILOSOPHICAL TRADITION BY THE EXAMPLE OF WORKS OF PHILOSOPHER G.S. SKOVORODA

M.A. Smirnova

The article considers the particularities of the Russian philosophy and the main trends of its development. It reveals the role of the Platonic tradition in the Russian thought. It provides the characteristics of singularity of doctrines of Russian philosophers and cordiality of Russian philosophy. The article outlines the important role of G. Skovoroda as of the first Russian philosopher. It also evaluates the role of Christian doctrine in the process of formation of philosophy in Russia.

Key words: Russian philosophy, Christianity, Platonism, heart, mentality, sobornost (collegiality), morality, G. Skovoroda.

Smirnova Maria Alexandrovna, post-graduate student, smi5845@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.