Научная статья на тему 'Особенности русского киберпанка в романе М. Дулепы "Хранитель порталов"'

Особенности русского киберпанка в романе М. Дулепы "Хранитель порталов" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
255
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ИСТОРИЯ / КИБЕРПАНК / КИБЕРПАНКОВЫЙ РОМАН / НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА / РУССКИЙ КИБЕРПАНК / РУССКИЙ КИБЕРПАНКОВЫЙ РОМАН / ДУЛЕПА / ALTERNATIVE HISTORY / CYBERPUNK / CYBERPUNK NOVEL / SCIENCE FANTASY / RUSSIAN CYBERPUNK / RUSSIAN CYBERPUNK NOVEL / DULEPA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пахомова Юлия Евгеньевна

Статья посвящена исследованию русской киберпанковой прозы на материале романа М. Дулепы «Хранитель порталов» с целью выявления типичных характеристик данного явления. Актуальность темы исследования определяется тем, что киберпанковые романы, как жанровая разновидность альтернативной истории, являются малоизученными в современном российском литературоведении. Для выполнения задачи, поставленной в исследовании, прежде всего, следует рассмотреть историю происхождения термина «киберпанк», а также описать его основные черты. Проведенный анализ выявил наличие поэтологических особенностей русской киберпанковой прозы, несмотря на преобладание черт, схожих с образцами мирового канона киберпанка, что позволяет сделать вывод о специфике русского киберпанкового романа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF RUSSIAN CYBERPUNK IN THE NOVEL "GUARDIAN OF PORTALS" BY M. DULEPA

The article is devoted to the study of Russian cyberpunk prose on the material of M. Dulepa’s novel «The Guardian of Portals» in order to identify typical peculiarities of this phenomenon. The relevance of the research topic is determined by the fact that cyberpunk novels, as the genre variety of alternative history, are poorly understood in contemporary Russian literary criticism. To accomplish the task set in the study, first of all, we should consider the history of the origin of the term «cyberpunk», as well as describe its main characteristics. The analysis revealed the presence of poetic peculiarities of Russian cyberpunk prose, despite the predominance of features similar to the samples of the world canon of cyberpunk, which allows us to make a conclusion about the specifics of the Russian cyberpunk novel.

Текст научной работы на тему «Особенности русского киберпанка в романе М. Дулепы "Хранитель порталов"»

УДК 82.09

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО КИБЕРПАНКА В РОМАНЕ М. ДУЛЕПЫ «ХРАНИТЕЛЬ ПОРТАЛОВ»

Пахомова Юлия Евгеньевна,

аспирант 1-го года обучения, кафедра русской и зарубежной литературы, Таврическая академия, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, 295007, Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4, тел. +7 (978) 7817879, e-mail: felisiscat@gmail. com

Статья посвящена исследованию русской киберпанковой прозы на материале романа М. Дулепы «Хранитель порталов» с целью выявления типичных характеристик данного явления. Актуальность темы исследования определяется тем, что ки-берпанковые романы, как жанровая разновидность альтернативной истории, являются малоизученными в современном российском литературоведении. Для выполнения задачи, поставленной в исследовании, прежде всего, следует рассмотреть историю происхождения термина «киберпанк», а также описать его основные черты. Проведенный анализ выявил наличие поэтологических особенностей русской киберпанко-вой прозы, несмотря на преобладание черт, схожих с образцами мирового канона киберпанка, что позволяет сделать вывод о специфике русского киберпанкового романа.

Ключевые слова: альтернативная история, киберпанк, ки-берпанковый роман, научная фантастика, русский киберпанк, русский киберпанковый роман, Дулепа.

© Ю. Е. Пахомова, 2018

Данная статья посвящена исследованию особенностей русского киберпанка в современной российской научно-фантастической прозе. Цель работы - выявление характерных черт русского ки-берпанкового романа. Исследование проводилось на материале фантастического романа «Хранитель порталов» М. Дулепы. Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью киберпанка в российском литературоведении. Для решения этой задачи следует рассмотреть трактовку понятия «киберпанк» (а также его главных черт) в работах современных российских и зарубежных исследователей.

Прежде всего обратимся к истории вопроса. В 1983 году американский писатель Брюс Бетке, озаглавив свой роман «Киберпанк», ввел одноименное понятие. Однако, само произведение не соответствовало канонам рассматриваемого явления, т. е. социальная проблематика, возникшая в результате развития кибертехнологий, не раскрывалась. Спустя 2 года, роман «Схизматрица» («ЗсЫэтаШх»), написанный Брюсом Стерлингом в 1985, стал первым образцом киберпанка в литературе, по сей день оставаясь одним из наиболее значимых. Действие в нем происходит в 2215-23 86 гг. Предполагаемые технологии будущего проявляются в использовании генной инженерии, появлении киборгов, огромных космических станций [14]. Б. Стерлинг считает причиной появления киберпанкового романа отсутствие духовности у большинства людей, он считает, что люди забывают о гуманности, стремясь к технологиям, которые могут принести не только прогресс, но и гибель [13].

Американский критик Гарднер Дозуа понимает киберпанк как «высокие технологии, низкий уровень жизни», рассматривая его социальную проблематику в контексте бедности, незащищенности и бесперспективности населения (перевод наш. - Ю. П.) [11].

Американский писатель-фантаст Дэвид Брин так отзывается о жанре киберпанкового романа: «Близкое знакомство с авторами киберпанка показывает, что они почти всегда рисуют общество будущего, в котором правительства слабы и жалки... Популярные произведения Гибсона, Уильямса, Кэдиган и других описывают ору-элловское сосредоточение власти в XXI веке, но власть почти всегда оказывается в руках богачей или корпоративной элиты» [4].

Другой американский писатель Т. Дж. Маккефри рассматривает киберпанковый роман в свете общего феномена постмодернизма, который, по его мнению, стер междужанровые различия, а также различия между высоким и низким искусством. Подтверждение этому исследователь находит в интервью с У. Гибсоном, который подтвердил его мысль: «Кажется, постмодернизм как раз и состоит в этом процессе смешения культур... Я не воспринимаю литературу как нечто, разделенное на ячейки...» [5].

Таким образом, по мнению американского теоретика литературы Б. Макхейла, киберпанковый роман может рассматриваться как фантастика, заимствующая некоторые элементы из литературы постмодернизма [8]. Например, постмодернистская ирония и приемы абсурда остаются инструментарием, скрепляющим многие актуальные тексты [7].

Исследователь Д.В. Новохатский считает, что киберпанк - это достаточно широкое понятие, выходящие за пределы литературы. По его мнению, киберпанковый роман может считаться жанровой разновидностью литературы альтернативной истории при условии, что изображаемое киберпространство или общество, в котором кибертехнологии достигли высочайшего уровня развития, будет рассматриваться в другом, параллельном мире, население которого соответствует законам развития человеческой цивилизации, а изображение окружающего мира существенно отличается от известного нам [3].

В России киберпанк появился лишь в начале 1990-х годов. К киберпанковой прозе относится повесть А. Тюрина и А. Щёголева «Сеть», а также роман А. Тюрина «Каменный век», изданные в 1992, в которых компьютерные системы вмешиваются в государственное управление, человек взаимодействует с компьютерной сетью и встречается с цифровыми клонами реальных предметов [9]. Классическим киберпанковым романом в русской литературе принято считать трилогию А. и Л. Белаш «Война кукол», так как действие происходит в огромном мегаполисе, где трущобы соседствуют с новыми технологиями, а главные герои - вовсе не люди, а киборги [1].

В статье Б. Невского «10 и 1 файл про киберпанк» приведены отличительные черты киберпанкового романа [10]. Кратко остановимся на них далее.

1. Время действия романа - будущее, местом действия иногда становятся другие планеты или космос, параллельно существующие альтернативные миры.

2. Высокая степень урбанизации городов, обусловленная повышением роли города, его культуры и «городских отношений» в развитии общества, в которых ярко выражено социальное неравенство, присутствуют мрачные трущобы, подпольные организации, бандитские группировки, торговцы оружием. Эта глубокая социальная дифференциация постепенно превращается в причину народных бунтов, волнений и революций.

3. Виртуальная реальность, или киберпространство, является той средой обитания, в которой главной ценностью является информация и, соответственно, развита киберпреступность. Основные причины и цели данного явления сформулированы В. Голубевым в статье «Киберпреступность - угрозы и прогнозы». Приведем следующую цитату автора: «Основной целью кибер-преступника является компьютерная система, которая управляет разнообразными процессами, та информация, что циркулирует в них. В отличие от обычного преступника, что действует в реальном мире, киберпреступник не использует традиционное оружие - нож и пистолет. Его арсенал - информационное оружие, все инструменты, которые используются для проникновения у сети, взлома и модификации программного обеспечения, несанкционированного получения информации или блокировки работы компьютерных систем. К оружию киберпреступника можно прибавить: компьютерные вирусы, программные закладки, разнообразные виды атак, которые делают возможным несанкционированный доступ к компьютерной системе. В арсенале современных компьютерных преступников есть не только традиционные средства, но и самое современное информационное оружие и оборудование; эта проблема уже давно пересекла границы государств и получила международное значение» [6]. Таким образом, сама суть преступления значительно изменяется

в киберпанковом романе, разительно отличаясь от образа антигероя стимпанкового и дизельпанкового романа.

4. Присутствие искусственного интеллекта, представленного в виде роботов, биороботов, киборгов, андроидов. Зачастую они превосходят человека почти во всем и стремятся его поработить или уничтожить как вид. «Активное использование нанитов и генной инженерии, применение биоимплантов, тотальная киборгизация сделали людей практически симбионтами компьютеров» [10].

5. Использование психотропных и наркотических веществ, что является причиной появления новых видов заболеваний и роста преступности.

6. Эстетика «смешения», подразумевающая стремление авторов совмещать кажущиеся противоположными вещи, собирать их в одном сюжете, в одном персонаже, в одном пространстве. Именно этот прием заставляет многих исследователей воспринимать киберпанковый роман как постмодернистскую литературу, как ее «идеальное воплощение» [12].

Итак, общей характеристикой произведений жанра киберпанко-вых романов является воплощённый в них художественный мир, изображающий технологическую антиутопию. В этом смысле роман «Хранитель порталов» М. Дулепы можно назвать в полной мере киберпанковым: здесь представлены компьютерные технологии, достигшие пика своего развития, а художественный мир романа пронизан атмосферой глубокого социального расслоения и нищеты. Главный герой по имени Вит, что является сокращением от распространенного русского имени «Виталий», довольно много времени проводит в компьютерной игре под названием «Хранители порталов». Со временем он развивает своего персонажа до такой степени, которая изначально не прописана программистами и создателями игры, и по сути является невозможной. Вит становится одним из «хранителей», это особые «сверхперсонажи», способные открывать порталы в разные игровые миры. Он же не просто открывает и охраняет их, но и находит новые миры, не прописанные разработчиками игры изначально. Это свидетельствует о его исключительных способностях и умениях, применяемых в киберреальности, свойственных главным героям киберпанковых романов.

Временем действия романа является ближайшее будущее, в котором уже функционирует искусственный интеллект, опережая по своим вычислительным и анализирующим способностям человеческий. Виртуальная реальность тесно переплетена с настоящей жизнью, люди могут одинаково жить и чувствовать, думать и развиваться в обеих из них. Избегая проблем в реальной жизни, все больше людей заменяют настоящее на созданное искусственно, в игре они выбирают себе новую внешность, возраст, пол, профессию, постепенно перемещают свое сознание в виртуальный мир. Такое глубокое погружение в киберпространство указывает на развившийся упадок в социуме.

Местом действия романа «Хранитель порталов» является государство, население которого разделено на три группы: полноценные граждане, имеющие все права; социальные граждане, имеющие ограниченное количество прав, и неграждане, которые не имеют никаких прав и во многом схожи с нелегальными мигрантами-«гастарбайтерами», чье распространение свойственно именно такому крупному мегаполису, как Москва. Последние две группы являются угнетенными и страдающими слоями общества, так как имеют существенно меньше прав, их статус невозможно изменить. Данные факты указывают на глубочайшее социальное неравенство, присущее как киберпанковым романам, так и антиутопии в целом.

Антагонистом главного героя является существо по имени Старший, воплощая собой форму жизни, неизвестную человеку. Он появляется в игре внезапно, не поддается контролю программистами и может совершать любые действия: создавать и разрушать города, помогать персонажам или, наоборот, противостоять им. В отличие от Вита, он не является героем игры, не является человеком, и, как понимает читатель, скорее всего, это разновидность искусственного интеллекта, которая способна осознавать себя, иметь разум, присущий живым существам. Так о нем отзывается сам персонаж, размышляя о природе его появления: «Что же он такое на самом деле? Личность? Существо? Интеллект? Или это просто придуманная конкретно для меня страшилка, и все гораздо проще? Кто-то вроде меня, созданный и запрограммированный не хранить - создавать?» [2, с. 360] Также в тексте мы узнаем, что его

считают «псевдоинтеллектом» [2, с. 369]. Один из сценаристов игры, объясняя появление Старшего, утверждает: «Он — не человек, как и любая непись игры. Это не существо. Не искусственный интеллект. Не запертый злыми экспериментаторами в виртуальности разум игрока. Это просто глюк сценарного соответствия» [2, с. 390]. Несмотря на явное противопоставление этого явления остальным игрокам, которые являются людьми, мы не находим явного подтверждения его отрицательным чертам. Главный герой романа Вит считает, что он «похож на человека, ведет себя как человек, поступает как человек. значит, заслуживает человеческого обращения» [2, с. 370], в то время как окружающие его «хранители» настроены отрицательно, представляют его другим в негативном свете и всячески пытаются уничтожить. В итоге главный герой романа становится «сверхчеловеком», принимая помощь от Старшего, который наделяет его новыми возможностями, также не запланированными игрой.

Более того, мы узнаем, что это существо, являясь порождением виртуального мира, способно влиять на события реального мира. Он управляет физическими явлениями, например, может изменить условия подачи электроэнергии, внезапно выключая свет, перезагружая компьютеры и т. д. Такие возможности свидетельствует о значительном техническом прогрессе, который свойственен кибер-панковому канону.

Таким образом, следует отметить, что русский киберпанковый роман обращается к проблеме упадка человеческой культуры на фоне технологического прогресса в компьютерную эпоху. В итоге мы приходим к выводу о том, что в романе М. Дулепы «Хранитель порталов» представлена достаточно стандартная и типичная для литературы киберпанка технологическая картина: власть государства распространена настолько, что является неподконтрольной стремительно теряющему силы общественному движению, которое пытается противостоять этому; повсеместно распространены кибердатчики и чипы, с помощью которых люди погружаются в игру (ее пространство можно рассматривать как своеобразный «параллельный» мир); значительное место отведено киберпреступле-ниям, совершаемых ради достижения материальных благ.

На примере проанализированного романа мы можем проследить, как изобретения, знакомые нам, обретают новые формы, все больше погружаясь в человеческую личность и сознание, в результате захватывая и поглощая его. Многие научные разработки, например, роботы и искусственный интеллект, уже сегодня занимают важное место в развитии современного мира. Однако это не влияет на ухудшившийся уровень жизни во многих регионах планеты. Поэтому тенденция классово-противопоставленного мира является реальной, на что необходимо обращать внимание и стремиться изменить социальный регресс.

Таким образом, в ходе нашего исследования были выявлены некоторые поэтологические особенности русского киберпанкового романа (имена героев, социальные классы), что позволяет сделать вывод об культурной самобытности, накладывающейся на традиционные его элементы. С нашей точки зрения перспективным представляется изучение особенностей русского киберпанкового романа на примере романов других русскоязычных авторов, а также выявление новых черт и специфики русской киберпанковой прозы на материале современных научно-фантастических романов российских авторов.

Список использованных источников

1. Белаш А., Белаш Л. Война кукол. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 476 с.

2. Дулепа М. Хранитель порталов. М.: Альфа-книга. Москва, 2014. 410 с.

3. Новохатский Д.В. Англо-американские альтернативно-исторические романы о Второй мировой войне: общая характеристика / / Научные записки ХНПУ им. Г. С. Сковороды: сб. науч. трудов. Харьков, 2013. С. 97-107.

4. Золотницкий Д. Стремление к переменам. Беседа с Дэвидом Брином // Мир фантастики. 2007. №2 51 (11). С. 20-22.

5. Голованов В. Уильям Гибсон: Как я написал «Нейроманта» [Электронный ресурс] // Журнал «GeekTimes». 2014. Режим доступа: https://geektimes.ru/post/243773/ (дата обращения 12.10.2017)

6. Голубев В. Киберпреступность - угрозы и прогнозы [Электронный ресурс] // Центр исследования компьютерной преступнос-

_№ 2, 2018, вопросы русской литературы

ти. 2007. Режим доступа: http://www.crime-research.ru/articles/ golubev_071/ (дата обращения 15.10.2017)

7. Демшина А. Ю. Власть контекста в ситуации «смерти события» [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nvlast-konteksta-v-sitaatsii-smerti-sobytiya (дата обращения 24.09.2017)

8. Макхейл Б. ПОСТкиберМОДЕРНпанкИЗМ [Электронный ресурс] // Duke Univ. Press. 1991. Режим доступа: https:// barzha.cyberpunk.us/lib/critica/pcmp.html (дата обращения 03.11.2017)

9. Матчасть по жанрам: киберпанк [Электронный ресурс] // лит-креатив. 2015. Режим доступа: http://litkreativ.ru/ matpart.php?genre=cyberpunk (дата обращения 17.10.2017)

10. Невский Б. Директория сознательной свободы: 10 и 1 файл про киберпанк [Электронный ресурс] // Гуманитарус. 2011. Режим доступа: http://humanitarius.com/static/cyberpunk-01.html (дата обращения 05.10.2017)

11. Gardner D., Schmidt S. Roads Not Taken: Tales of Alternate History. New York: Del Rey, 1998. Р. 1-5.

12. Heuser S. Virtual Geographies: Cyberpunk at the Intersection ofthe Postmodern and Science Fiction. Amsterdam: Rodopi Print, 2003. 303 p.

13. Sterling В. The Hacker Crackdown, Law and Disorder on the Electronic Frontier. New York: Bantam Books, 1992. 328 p.

14. Sterling B. Schismatrix [Электронный ресурс] // Penguin Books. 1985. - Режим доступа: https://www.worldswithoutend.com/ novel.asp?ro=209 (дата обращения 07.09.2017)

PECULIARITIES OF RUSSIAN CYBERPUNK IN THE NOVEL «GUARDIAN OF PORTALS» BY M. DULEPA

Pakhomova Julia Evgenievna,

1st year graduate student, Department of Russian and Foreign Literature, Tavricheskaya Academy, Vernadsky Crimean Federal University, 295007, Simferopol, Academic Vernadsky Avenue, 4, tel. +7 (978) 7817879, e-mail: felisiscat@gmail.com.

The article is devoted to the study of Russian cyberpunk prose on the material of M. Dulepa's novel «The Guardian of Portals» in order to identify typical peculiarities of this phenomenon. The relevance of the research topic is determined by the fact that cyberpunk novels, as the genre variety of alternative history, are poorly understood in contemporary Russian literary criticism. To accomplish the task set in the study, first of all, we should consider the history of the origin of the term «cyberpunk», as well as describe its main characteristics. The analysis revealed the presence of poetic peculiarities of Russian cyberpunk prose, despite the predominance of features similar to the samples of the world canon of cyberpunk, which allows us to make a conclusion about the specifics of the Russian cyberpunk novel.

Keywords: alternative history, cyberpunk, cyberpunk novel, science fantasy, Russian cyberpunk, Russian cyberpunk novel, Dulepa.

References

1. Belash A., Belash L. Voyna kukol. M.: Eksmo-Press, 2002. 476 s.

2. Dulepa M. Khranitel' portalov. M.: Al'fa-kniga. Moskva, 2014. 410 s.

3. Novokhatskiy D.V. Anglo-amerikanskiye al'ternativno-istoricheskiye romany o Vtoroy mirovoy voyne: obshchaya kharakteristika // Nauchnyye zapiski KHNPU im. G. S. Skovorody: sb. nauch. trudov. Khar'kov, 2013. S. 97-107.

4. Zolotnitskiy D. Stremleniye k peremenam. Beseda s Devidom Brinom // Mir fantastiki. 2007. № 51 (11). S. 20-22.

5. Golovanov V. Uil'yam Gibson: Kak ya napisal «Neyromanta» [Elektronnyy resurs] // Zhurnal «GeekTimes». 2014. Rezhim dostupa: https://geektimes.ru/post/243773/ (data obrashcheniya 12.10.2017)

6. Golubev V. Kiberprestupnost' - ugrozy i prognozy [Elektronnyy resurs] // Tsentr issledovaniya komp'yuternoy prestupnosti. 2007. Rezhim dostupa: http://www.crime-research.ru/articles/golubev_071/ (data obrashcheniya 15.10.2017)

7. Demshina A. YU. Vlast' konteksta v situatsii «smerti sobytiya» [Elektronnyy resurs] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014. Rezhim dostupa: http://

cyberleninka.ru/article/n/vlast-konteksta-v-situatsii-smerti-sobytiya (data obrashcheniya 24.09.2017)

8. Makkheyl B. POSTkiberMODERNpankIZM [Elektronnyy resurs] // Duke Univ. Press. 1991. Rezhim dostupa: https://barzha.cyberpunk.us/ lib/critica/pcmp.html (data obrashcheniya 03.11.2017)

9. Matchast' po zhanram: kiberpank [Elektronnyy resurs] // litkreativ. 2015. Rezhim dostupa: http://litkreativ.ru/matpart.php?genre=cyberpunk (data obrashcheniya 17.10.2017)

10. Nevskiy B. Direktoriya soznatel'noy svobody: 10 i 1 fayl pro kiberpank [Elektronnyy resurs] // Gumanitarus. 2011. Rezhim dostupa: http://humanitarius.com/static/cyberpunk-01.html (data obrashcheniya 05.10.2017)

11. Gardner D., Schmidt S. Roads Not Taken: Tales of Alternate History. New York: Del Rey, 1998. R. 1-5.

12. Heuser S. Virtual Geographies: Cyberpunk at the Intersection of the Postmodern and Science Fiction. Amsterdam: Rodopi Print, 2003. 303 p.

13. Sterling V. The Hacker Crackdown, Law and Disorder on the Electronic Frontier. New York: Bantam Books, 1992. 328 p.

14. Sterling B. Schismatrix [Elektronnyy resurs] // Penguin Books. 1985. - Rezhim dostupa: https://www.worldswithoutend.com/ novel.asp?ID=209 (data obrashcheniya 07.09.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.