Научная статья на тему 'Особенности розыска детей в сравнительном анализе Российской Федерации и зарубежных стран'

Особенности розыска детей в сравнительном анализе Российской Федерации и зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
667
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВОД / ПРАВОВЫЕ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОНЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ / DIVORCE / LEGAL AND LAW ENFORCEMENT ASPECTS / STATE / LAWS / INTERNATIONAL TREATIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тансыккужина Айсылу Камилевна

В данной статье рассматривается правовые и правоприменительные аспекты связанные с розыском детей. Приводится причины и факторы влияющие на увеличение количества разводов в России. Приводятся меры принимаемые органами государственной власти для устранения конфликтных ситуаций с иностранными государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тансыккужина Айсылу Камилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of tracing children in a comparative analysis of the Russian Federation and foreign countries

This article examines the legal and law enforcement aspects related to the search for children. Causes and factors affecting the increase in the number of divorces in Russia are given. Measures taken by public authorities to eliminate conflict situations with foreign states are given.

Текст научной работы на тему «Особенности розыска детей в сравнительном анализе Российской Федерации и зарубежных стран»

Особенности розыска детей в сравнительном анализе Российской Федерации и

зарубежных стран.

Features of tracing children in a comparative analysis of the Russian Federation and foreign

countries.

Тансыккужина Айсылу Камилевна

Студент 4 курса Факультет Юридический

ФГБОУ ВО "Сибайский институт (филиал) Башкирский государственный университет" РФ, Республика Башкортостан, г. Сибай, ул. Кусимова, дом 10, к. 501

e-mail: tansykkuzhina2015@mail. ru

Tansykkuzhina Aysylu Kamilevna

Student 4 term Faculty of Legal

FGBOU VO "Sibaysky Institute (Branch) Bashkir State University" Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, Kusimova Street, Building 10, room 501

e-mail: tansykkuzhina2015@mail. ru

Научный руководитель Байзигитова Разия Равильевна

ФГБОУ ВО "Сибайский институт (филиал) Башкирский государственный университет"

РФ, Республика Башкортостан, г. Сибай, ул. Белова, д. 21

e-mail:

Scientific adviser Bayzigitova Raziya Ravilievna

FGBOU VO "Sibaysky Institute (Branch) Bashkir State University" Russian Federation, Republic of Bashkortostan, Sibay, Belova Street, 21

e-mail:

Аннотация

В данной статье рассматривается правовые и правоприменительные аспекты связанные с розыском детей. Приводится причины и факторы влияющие на увеличение количества разводов в России. Приводятся меры принимаемые органами государственной власти для устранения конфликтных ситуаций с иностранными государствами.

Annotation

This article examines the legal and law enforcement aspects related to the search for children. Causes and factors affecting the increase in the number of divorces in Russia are given. Measures taken by public authorities to eliminate conflict situations with foreign states are given.

Ключевые слова: Развод, правовые и правоприменительные аспекты, государство, законы, международные договоры..

Key words: Divorce, legal and law enforcement aspects, the state, laws, international treaties..

В современном обществе институт семьи и брака претерпел коренные изменения. Данная трансформация связана с увеличением количества разводов и нежеланием официального оформления отношений между парами. Согласно официальным показателям Федеральной службе государственной статистики, за 2016 год в России распалось 502 тысячи супружеских пар. Из диаграммы, мы видим, что количество разводов

держится на высоком уровне.

Основными причинами развода у россиян являются алкогольная или наркотическая зависимость одного из супругов, тяжелое материальное положение и плохие отношения с родственниками супруга.

С 1 января 2012 года вступили в силу изменения в исполнительном производстве, касающиеся передачи функции по организации и осуществлению розыска ребенка по исполнительному документу ФССП России. Так в Федеральном законе № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года содержатся правовые основания розыска детей в Российской Федерации. Стоит отметить, что переход полномочий по розыску детей, незаконно перемещенного в Российской Федерации или удерживаемого в Российской Федерации к Федеральной службе судебных приставов (далее по тексту - ФССП) является вполне приемлемым. Так как семейное законодательство страны предусматривает, что родители имеют равные права на ребенка. В связи с этим родителя, который незаконно переместил или удерживает ребенка на территории Российской Федерации нельзя привлечь к какому - либо виду ответственности. Также еще одно отличие от системы розыска МВД состоит в том, что исполнительный розыск ребенка начинается на основании исполнительного документа, содержащего требование об отобрании либо о передаче ребенка и порядке общения с ним.

Также говоря о розыске детей, нельзя оставить без внимания главный международный правовой акт -Конвенция о гражданско - правовых аспектах похищения детей, который 1 июня 2011 года был ратифицирован Российской Федерацией. Данное событие ознаменовало применение более упрощенной процедуры определения места жительства ребенка, родившегося в смешанном браке. Предпосылками ратификации Гаагской Конвенции 1980 года стал динамично растущий процент браков граждан РФ с иностранцами.

Главной идеей и задачей конвенции является то, что любой ребенок, незаконно вывезенный из страны обычного проживания, должен быть незамедлительно возвращен домой. Правовой механизм, заложенный в Конвенции, позволяет защитить детей от вредных последствий трансграничного похищения и незаконного удержания.

Существуют следующие условия действительности Конвенции: 1) Отдельные положения российского законодательства соответствуют правилам Конвенции 1980 года. Однако статье 20 Федерального закона от 15.08.1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» несовершеннолетний вправе выезжать из Российской Федерации с одним из родителей. Согласие другого родителя не требуется. 3) Конвенция 1980 года не применяется, в случае если государство, в котором находится ребенок, не признает Россию в качестве участницы Конвенции. На данный момент, порядка 35 государств, признают Россию в качестве участницы Гаагской Конвенции. Так в частности, это Китай, Испания, Франция,

Финляндия, Белоруссия и другие.

На основе анализа главного международного акта, используемого при розыске детей от межнациональных браков, можно заключить, что существуют пробелы в данном правовом акте. Во - первых, допускается отказ возвращения ребёнка в случае, если он «в течение года адаптировался в новой среде». Во -вторых, также будет возможным получение отказа в возвращении ребенка, если будет учитываться социальное положение семьи. А ведь в России 85% семей живут за чертой бедности. В - третьих, в случае если возвращение ребенка «создаст угрозу причинения ему физического или психологического вреда или иным образом поставит его в невыносимые условия», то в возвращении на Родину будет официально отказано.

Однако в свете увеличения числа зарегистрированных браков с гражданами иностранных государств, данная Конвенция является безупречным правовым регулятором отношений, возникающих при определении места проживания ребенка. Российская Федерация, присоединившись к данному международному договору, обеспечила правовой защитой граждан страны.

Известный французский ученый Рене Давид выделяет среди основных правовых семей - англо -саксонскую, романо - германскую и мусульманскую.

На примере США рассмотрим опыт розыска детей в англо - саксонских странах. В Соединенных штатов Америки (далее по тексту - США) существует аналогичная ФССП России подразделение Министерства юстиции США, именуемое Службой Маршалов. Однако в ее полномочия не входит возбуждение исполнительного производства по розыску детей. Данные полномочия отнесены к ведению Федерального Бюро расследований( далее по тексту - ФБР). Данное подразделение Министерства юстиции США обеспечивает внутреннюю безопасность страны. В деятельности ФБР различают два основных типа похищенных детей - «семейные» и «несемейные». Несемейные похищения создают реальную угрозу жизни ребенка. В «семейных» похищениях всегда бывает вовлечен биологические отец или мать ребенка. Данная категория преступления совершается по причине неразрешенного спора об опекунстве над детьми. ФБР при осуществлении розыска детей использует новые информационные технологии, которые отличаются эффективностью и результативностью. Так, это поисковая система AMBER Alert, приложение Child ID, национальная поисковая электронная система NAMUS.

Отметим, что в США похищение детей является частым явлением, но благодаря, современным технологиям незамедлительно удается найти и вернуть ребенка обратно родителю, поэтому американская система розыска детей является одной из самых результативных в мире.

Далее рассмотрим опыт стран с континентальной системой права на примере Испании и Норвегии. Рассматривая опыт розыска детей в странах с континентальной системой права, авторы хотели обратить внимание на особую систему отбирания детей из семей в Норвегии. Деятельность службы опеки направлена на увеличение числа налогоплательщиков. Специальной компетенцией наделено учреждение, именуемое Барневарном. Это служба опеки, не подчиняющаяся никакой другой инстанции. Законодательно ее деятельность не регулируется. Так работники «Барневарн» принимают свои собственные решения. Даже судебные органы Норвегии не вправе их оспаривать. Служба опеки известна своими неординарными методами изъятия детей из семьи. Так если раньше «Барневарн» изымал ребенка по причине физического насилия, то сейчас используются любые поводы, включая эмоциональное насилие.

Также на опыте стран Европы хотелось бы отметить наличие санкции за похищение ребенка собственным родителем. В Уголовном Кодексе Испании предусмотрена уголовная ответственность за похищение родителем собственного несовершеннолетнего ребенка, которое наказывается лишением свободы на срок от двух до четырех лет и запретом на осуществление родительских прав на срок от четырех до десяти лет.

На опыте Турции рассмотрим опыт розыска детей. Согласно официальной статистике, среди мотивов похищения детей преобладает похищение детей с целью продажи на органы, выкупа, использования в качестве рабского труда и другие. Под понятие другие подпадает как раз и похищение одним из родителей. Данные цифры сравнительно низкие, чем странах Европы и России. Хотя законодательство Турции четко определяет правовые последствия развода и определения места жительства с матерью, но в силу особенностей правовой системы мусульманских стран зачастую ребенок передается на воспитание отцу.

Фактически мужчины, будучи главами семей, как родители имеют преимущество. Мужчины и женщины на самом деле не имеют равных прав. Мужчина он является добытчиком семьи, а женщины, как правило, зависят финансово от мужского пола. Поэтому они не имеют своих источников дохода. Также большинство женского пола в мусульманских странах не имеют образования, и это препятствует началу их профессиональной карьеры.

Таким образом, на основе анализа опыта зарубежных стран, можно заключить, что розыск детей в странах с общей, континентальной и мусульманской системой права имеет свои отличительные черты. У

некоторых они заключаются в наличии санкции за незаконное перемещение ребенка, применение новых технологий поиска ребенка, существование особого органа изъятия детей из семей, отсутствие равенства прав воспитания ребенка. Также ФССП были переданы полномочия по розыску детей похищенных родителем. Это позволяет сокращать сроки начала розыска внутри страны.

Хочется обратить внимание на тот факт, что в России отсутствует квалификация похищения ребенка одним из родителей как уголовно - правовое деяние. Но как кажется автору, это могло бы сократить количество аналогичных случаев. Граждане, боясь ответственности за свое деяние, отказались бы от его совершения. Также считается необходимым привести в соответствие с Гаагской конвенцией 1980 года внутреннее законодательство страны, для предотвращения спорных ситуаций.

В заключение хочется отметить, что важное значение имеет международное сотрудничество стран в области розыска детей. Тесное сотрудничество с иностранными государствами смогло бы предотвратить появление конфликтных ситуаций.

Список использованной литературы:

1. Гаагская Конвенция о гражданско - правовых аспектах международного похищения детей от 25 октября 1980 года.

2. 2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 года N 223-ФЗ (в последней редакции от 30.12.2015 года). Точка доступа -www.consultant.ru

3. 3. Федеральный закон № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 года. (С учетом изменений внесенных Федеральным законом «О внесении изменений в статью 86 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 30.03.2016 года.) Точка доступа - https://www.consultant.ru

4. 4. Федеральный закон от 15 августа 1996 года «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». (С учетом изменений внесенных от 30.12.2015 Точка доступа - www.consultant.ru

5. 5.Электронный ресурс. Точка доступа - Электронный ресурс. Точка доступа-www.svoboda.org/content/transcript/1953786

6. б.Электронный ресурс. Точка доступа www.bcetyt.ru/science/unusual/misc/

7. Электронный ресурс. Точка доступа - http://www.familypolicy.ru/read/1403.

8. Электронный ресурс. Точка доступа - https://lenta.ru/news/2016/02/26/poor/

9. Электронный ресурс. Точка доступа - https://ru.wikipedia.org/wiki/

10. Электронный ресурс. Точка доступа - http ://www. orazvode. ru/statistika.html.

11. 11.Уголовный Кодекс Испании. Перевод с использованием Ф.П.Зыряновой,Л.Г.Шнайдер/ Под редакцией Н.Ф.Кузнецовой, Ф.М.Решетниковой. м.,1998 года.

Приложение №1 Количество зарегистрированных и расторгнутых браков в Российской Федерации за 2010 - 2014 годы.

2500000

2000000

1500000 639321 669376 644101 667971 693730

1000000

500000 1215066 1316011 1213598 1225501 1225985

0

2010 год 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год

■ Количество зарегистрированных браков ■ Количество расторгнутых браков

Количество зарегистрированных браков в Российской Федерации в течение 5 лет держится на одном уровне, лишь в 2011 году наблюдается рост в 100 тысяч. На 1000 человек населения примерно получается около 8,5 зарегистрированных браков.

В течение 5 лет, количество расторгнутых браков колеблется от 600-700 тысяч. Примерно на 1000 человек населения в среднем приходится около 4,7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.