Научная статья на тему 'Особенности российской образовательной политики на Кавказе в XVIII-XIX вв. (на примере города Моздок)'

Особенности российской образовательной политики на Кавказе в XVIII-XIX вв. (на примере города Моздок) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
194
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСЕТИНСКАЯ ДУХОВНАЯ КОМИССИЯ / ГОРОДСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРЕДОВАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / КУЛЬТУРА / OSSETIAN THEOLOGICAL COMMISSION / CITY EDUCATION / CHARITY / PROGRESSIVE SOCIETY / CULTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хугистова Фатима Шамильевна

Статья посвящена становлению системы образования на примере города Моздок как целостного социокультурного организма. Прослеживается процесс развития благотворительности, на которую большое внимание оказывали просвещенные жители разных сословий. В пореформенный период в связи с переходом к новой эпохе развития буржуазных отношений еще больше усиливается интерес к образованию. Уделяется особое внимание Осетинской духовной комиссии, в задачи которой входило приобщение местного населения к просвещению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хугистова Фатима Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL POLICY IN THE CAUCASUS IN THE 18TH AND 19TH CENTURIES (BY THE EXAMPLE OF THE CITY OF MOZDOK)

The article describes the development of the educational system by the example of the city of Mozdok as an integral socio-cultural body. The author traced the evolution of charity, which was greatly influenced by the educated people of different classes. In the post-reform period an interest in education was further heightened due to the transition to a new era of development of bourgeois relations. A special attention was paid to Ossetian Theological Commission, whose task was to acquaint local population with education.

Текст научной работы на тему «Особенности российской образовательной политики на Кавказе в XVIII-XIX вв. (на примере города Моздок)»

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА КАВКАЗЕ В XVIII-XIX вв. (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОЗДОК)

THE FEATURES OF THE RUSSIAN EDUCATIONAL POLICY IN THE CAUCASUS IN THE 18TH AND 19TH CENTURIES (BY THE EXAMPLE OF THE CITY OF MOZDOK)

Ф.Ш. Хугистова F.Sh. Hugistova

Осетинская духовная комиссия, городское образование, благотворительность, передовая общественность, культура.

Статья посвящена становлению системы образования на примере города Моздок как целостного социокультурного организма. Прослеживается процесс развития благотворительности, на которую большое внимание оказывали просвещенные жители разных сословий. В пореформенный период в связи с переходом к новой эпохе развития буржуазных отношений еще больше усиливается интерес к образованию. Уделяется особое внимание Осетинской духовной комиссии, в задачи которой входило приобщение местного населения к просвещению.

Ossetian Theological Commission, city education, charity, progressive society, culture. The article describes the development of the educational system by the example of the city of Mozdok as an integral socio-cultural body. The author traced the evolution of charity, which was greatly influenced by the educated people of different classes. In the post-reform period an interest in education was further heightened due to the transition to a new era of development of bourgeois relations. A special attention was paid to Ossetian Theological Commission, whose task was to acquaint local population with education.

Социокультурное развитие северокавказских городов стало условием формирования передовой общественности, национальной интеллигенции, которые становились проводниками новой гражданской культуры. Система образования, общественные, культурные и благотворительные общества, периодика и книгоиздание, литературно-театральные кружки были стандартизованными формами городской культуры. Правительство нуждалось в квалифицированных кадрах из местного населения, которые служили бы его основой на местах в осуществлении царской политики, четко прослеживающийся в городах Северного Кавказа.

В условиях структурных изменений в сфере образования актуальность развития этой отрасли для решения стратегических задач государства и обеспечения экономического роста не подлежит сомнению. Практическая новизна и значимость в большей степени определя-

ются актуализацией исторических материалов о малоизученных аспектах образовательной политики и развития северокавказского региона в XVШ-XIX вв. Исторический опыт проведения образовательной политики на примере г. Моздока может быть учтен в формировании современной модели управления отраслью как в России, так и на региональном уровне.

Моздок был одним из первых многонациональных городов Северного Кавказа, который стал складываться в XIX в. как центр культурной жизни. Следует отметить, что христианские православные общества принимали активное участие в складывании системы народного образования. Этот процесс начался благодаря образованию в 1745 г. «Осетинской духовной комиссии», а с 1885 г. продолжился «Обществом восстановления православного христианства на Кавказе», у которого к концу XIX в. существовала целая сеть церковно-приходских школ, а так-

<С Я

tí га

0

ь

X

1 га m Е-U

CL

<

о ^ о о ^ h о Q

EÍ Ш tS О Рч

га

§

о §

х

%

«

о га :г s

ъ

I—

<с п га с

« S

д

H

и ш м

же вечерних и воскресных курсов для образования горских жителей.

Осетинская духовная комиссия активно занималась изучением нравов и обычаев горцев. В 1771 г. начальником Осетинской духовной комиссии стал протопоп Афанасий Лебедев, благодаря которому число новых поселенцев-осетин в Моздоке выросло, было построено новое здание для моздокской осетинской школы, оживилась деятельность комиссии. Среди русских миссионеров следует отметить пришедшего на смену Лебедеву протопопа Болгарского, автора «Донесения о нравах и обычаях осетинского народа». Деятельность протопопа Болгарского отмечена также более активным распространением христианства в Осетии, крещением в Моздоке горских старшин.

Духовенство Осетинской комиссии было активным помощником царской военной администрации Северного Кавказа при заселении горцами Моздокского уезда. Осетинская духовная комиссия, задачи которой заключались в том, чтобы посредством обращения осетин в христианство привлечь их на свою сторону и тем самым открыть свободное и безопасное сообщение с Грузией, в основном выполнила свою миссию. Прибыв в Осетию, миссионеры развернули масштабную деятельность по распространению христианства среди населения. Они проводили крещение, строили церкви, агитировали горцев за переселение в Моздок и оказывали им в этом соответствующую помощь.

История городского образования в Моздоке начинается с сентября 1764 г., когда «по докладу Коллегии иностранных дел открывается особая школа для преподавания учения российской грамоты и закона христианского новокрещеным осетинским детям» [Бутков, 1869, с. 269].

В 1803 г. было открыто Моздокское уездное училище, которое имело подготовительный, первый и второй классы, библиотеку. В 1820 г. школа была преобразована в трехклассное уездное мужское училище, в котором велось обучение элементарной грамоте. В 1842 г. в училище было семь учителей и 97 учеников (РГИА. Ф.383. Оп. 5. Д. 49. Л.37.)

Заметим также, что вопрос об открытии женского училища неоднократно ставился городскими властями перед начальником Терской области. Так, в ноябре 1870 г. в рапорте Моздокской городской управы на его имя говорится: «...жители гор. Моздока, по неимению здесь женского училища, встречают крайнее затруднение в образовании детей своих женского пола» (ЦГА РСО - А. Ф. 11. Оп. 81. Д. 59. Л. 169). В Моздоке было открыто Александровское женское училище, в котором обучались дети всех национальностей, населявших Моздок. Однако необходимо отметить, что в целом эти учебные заведения давали только начальное образование и не могли удовлетворить моздокчан. Поэтому в 1884 г. по требованию населения Моздокская городская управа ходатайствовала перед начальником Терской области об учреждении в Моздоке мужской прогимназии.

Открытие прогимназии во многом зависело от материальной помощи крупных купцов и помещиков, бывших в большинстве членами Городской управы, но они не желали расходовать на это свои деньги. Чтобы сохранить за собой места в городском управлении, вопрос об открытии прогимназии они, как правило, поднимали накануне выборов гласных и городского головы.

В 1803 г. на Большой улице было открыто Моздокское уездное училище, которое «согласно положению о Кавказском военном округе, высочайше утвержденному в 29 день октября 1853 года, состоит из двух классов уездных и одного приготовительного чиновников и преподавателей по штату назначено: штатный смотритель - 1, почетный смотритель - 1, законоучителей: православного исповедания - 1, армяно-григорианскаго - 1, магометанского исповедания - 1, учителей наук - 2, учителей приготовительного класса - 2, сверхштатный преподаватель армянского языка - 1. Итого - 10 человек» (ЦГА РСО - А. Ф. 12. Оп. 1. Д. 529. Л. 8).

Училище имело «преподготовительный класс, заменяющий приходское училище», 1 и 2 классы, библиотеку. Предметы преподавания в училище были следующими: Закон Божий пра-

вославного, армяно-григорианского и магометанского исповедания, русский язык, арифметика, геометрия, история русская и всеобщая, география и чистописания, языки: армянский и татарский. «Из двух учителей наук один преподает русский язык и историю, а другой - географию, арифметику и геометрию, чистописанию обучает учитель приготовленного класса как в своем, так и в двух уездных классах. Курс Моздокского уездного училища для каждого из двух уездных классов полагается двухгодичный.

В библиотеке училища числится названий 553 книги, состоит 990 томов и 110 названий разных журналов. Из учебных пособий имеется в училище: 2 глобуса, армиллярный шар, 25 геометрических фигур и 20 географических карт. Училище помещается по найму за 400 р. в доме моздокской купчихи Натальи. На содержание училища отпускается из сумм Государственного казначейства 2 788 р. 65 к. Из сумм Земского сбора 400 р.

Из числа 2 788 собственно на содержание личного состава 2 386 р. 50 к.» (ЦГА РСО - А. Ф. 12. Оп. 1. Д. 529. Л. 9).

В октябре 1859 г. был утвержден «Устав о горских школах», по которому образование должно было распространяться на офицеров и горцев» [Ларина, 1960, с. 134]. Главные военачальники зачисляли в кандидаты на казеннокоштные вакансии детей горцев, а наместник на Кавказе зачислял русских; их кандидатуры проходили согласование в педагогических советах школ и утверждались местным военным начальством.

В развитии образования большую роль играла благотворительность, в которой участвовали наиболее просвещенные жители разных сословий. В числе тех, кто оказывал материальную помощь школам и училищам Моздока были представители армянского сословия: католикос всех армян Геворк IV, житель Моздока Григор Тушмалян.

1 июня 1875 г. моздокское двухклассное училище было преобразовано в трехклассное и сразу же обнаружилось, что у него «здание крайне неуместительно». При большом наплыве желающих учиться приходилось в одной ком-

нате совмещать учительскую библиотеку и учительскую комнату, ученическую библиотеку поместить в коридоре, а шкаф с физическими и химическими препаратами и приборами поставить в комнате первого класса. Несмотря на все старания в классах было так тесно, что «ученики порой только поверх голов могли пробраться к школьной доске» [Моздок, 1878].

В 70-х гг. XIX в. в Моздоке функционировали конфессиональные учебные заведения - духовное училище для православных и женское армянское церковноприходское училище. В 18721876 гг. Моздокское духовное училище подверглось весьма серьезным преобразованиям благодаря своему энергичному, деловому начальнику А. Гассиеву. При нем значительно улучшилась учебно-воспитательная работа, укрепился и хозяйственный сектор. В 1872 г. при училище был открыт приготовительный класс и введена должность надзирателя при общежитии [Чер-навский, 1910, с. 693].

В каждом учебном заведении Моздока насчитывались десятки учеников, не имевших возможности покупать учебники, одеваться сколько-нибудь сносно и платить за учение. В финансовом отношении школы обеспечивались за счет поступлений от государственной казны, из отчислений городской думы, платы за учение и др. Средства эти были мизерны, что сказывалось на уровне обучения. В рапорте моздокского головы начальнику Терской области от 16 апреля 1884 г. отмечается, что школьное дело в Моздоке находится в печальном положении, школа дает только первоначальные знания, вследствие чего дети одаренные при всем желании продолжать образование за неимением в Моздоке среднего учебного заведения лишены этой возможности (ЦГА РСО - А. Ф. 12. Оп. 2. Д. 156. Л. 26). В 1895 г. при городском Кирилло-Мефодиевском училище существовала воскресная школа. Изначально в ней было 60 учеников, но вскоре 2/3 учащихся были вынуждены оставить учебу из-за нехватки учебных пособий. Школа была открыта на средства местных купцов. В 1897 г. городские власти отпустили на содержание воскресной школы немногим более 30 руб. (ЦГА РСО - А. Ф. 17. Оп. 1. Д. 382. Л. 128).

<С £

и

т

0

ь

к

1 м ш Е-

и о-

о ^ о о

О Й

3

ш Е-

к

о

Рч

м

13

0

1 к

«

о м :г X

ь

и

<с «

м с

Д

н и

щ м

Широкой известностью пользовалось городское училище. Кроме моздокских детей, в нем учились дети из окрестных казачьих станиц, сел Большой Кабарды. К концу XIX в. число желающих настолько возросло, что «в журнале Моздокской Городской Думы за № 79 изложено, что Моздокскому городскому сословию предоставлено право ходатайствовать о преобразовании 3-х классного городского училища в 6-ти классное с курсами в нем французского и немецкого языков и бухгалтерии, для чего ассигновало ему на эту надобность из общих городских сумм начиная с 1902 года по 1 580 рублей в год, а остальной 1 580 рублей предоставило ему права просить пособие от Правительства (5 июля 1902 г.)» (ЦГА РСО - А. Ф. 1. Оп. 58. Д. 2151. Л. 24).

Эта мера, естественно, увеличила число учащихся. Выпускники Моздокского городского училища получали право поступления в учительские институты или право получения офицерского звания в казачьих полках. Таким образом, уровень образовательных заведений не удовлетворял горожан, потребности в дальнейшем образовании росли, многие хотели учиться в высших учебных заведениях, но не имели возможности, поскольку в Моздоке не было гимназий и прогимназий.

Изучение истории образования СевероКавказского региона является показательным,

поскольку позволяет выявить механизмы управления и материального обеспечения, традиционные проблемы, характерные для развития этой сферы государства, а также специфику этой деятельности в регионах. Полученные результаты во многом характеризуют эффективность сложившейся в Российской империи образовательной политики, основанной на инициативах различных общественных и государственных организаций, участвующих в развитии этого сектора на примере отдельно взятого региона.

Список сокращений

1. РГИА - Российский государственный исторический архив.

2. ЦГА РСО - А - Центральный государственный архив Республики Северная Осетия - Алания.

Библиографический список

1. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г. Спб., 1869. Ч. 1. С. 273.

2. Ларина В.И. Очерк истории городов Северной Осетии. Орджоникидзе, 1960. С. 134.

3. Моздок // Обзор. 1878. 11 октября. № 271.

4. Чернавский Н.К. К истории Владикавказского, бывшего Моздокского духовного училища // Владикавказские епархиальные ведомости. 1910. 1 октября. № 19. С. 693.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.