Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
262
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / КОНФЛИКТЫ / США / ТУРЦИЯ / РФ / ИРАН / ПЕРЕГОВОРНЫЙ ФОРМАТ «3+3»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Буторов А. С., Турава Г. М., Плиев С. М.

В статье рассматривается геополитическая ситуация, сложившаяся в регионе Южного Кавказа после очередной эскалации Нагорного-Карабахского конфликта осенью 2020 г. Затянувшийся кровопролитный конфликт вокруг проблемы принадлежности Нагорного Карабаха привел к обострению проблемы региональной безопасности, затрагивая интересы Армении, Азербайджана, России, Турции, Ирана, США. Отмечается, что новые реалии усиливающейся конкуренции за политическое и экономическое лидерство в регионе сопровождаются сложными внутриполитическими процессами и усилением борьбы за влияние в регионе внешних акторов, что в значительной степени актуализирует проблему обеспечения региональной безопасности. В работе приведены примеры развития ВТС некоторых государств Южного Кавказа с внерегиональными игроками, в частности особенности ВТС между Баку и Анкарой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF RUSSIAN INFLUENCE ON ENSURING REGIONAL SECURITY IN THE SOUTH CAUCASUS

The article examines the geopolitical situation that has developed in the South Caucasus region after another escalation of the Nagorno-Karabakh conflict in the fall of 2020. The protracted bloody conflict over the problem of Nagorno-Karabakh's ownership has led to an aggravation of the problem of regional security, affecting the interests of Armenia, Azerbaijan, Russia, Turkey, Iran, and the United States . It is noted that the new realities of increasing competition for political and economic leadership in the region are accompanied by complex internal political processes and an intensification of the struggle for influence in the region of external actors, which to a large extent actualizes the problem of ensuring regional security. The paper gives examples of the development of military-technical cooperation between some states of the South Caucasus with non-regional players, in particular, the features of military-technical cooperation between Baku and Ankara.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО ВЛИЯНИЯ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ»

Научная статья / Research article

Особенности российского влияния на обеспечение региональной безопасности на Южном Кавказе

А. С. Буторов

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0796-6695, e-mail:butorov-as@rudn.ru

Г. М. Турава

Выпускник Российского университета дружбы народов, Москва, Россия e-

mail:giorga939@mail.ru.

С. М. Плиев

Юго-Осетинский государственный университет, Цхинвал, Республика Южная Осетия

Аннотация. В статье рассматривается геополитическая ситуация, сложившаяся в регионе Южного Кавказа после очередной эскалации Нагорного-Карабахского конфликта осенью 2020 г. Затянувшийся кровопролитный конфликт вокруг проблемы принадлежности Нагорного Карабаха привел к обострению проблемы региональной безопасности, затрагивая интересы Армении, Азербайджана, России, Турции, Ирана, США. Отмечается, что новые реалии усиливающейся конкуренции за политическое и экономическое лидерство в регионе сопровождаются сложными внутриполитическими процессами и усилением борьбы за влияние в регионе внешних акторов, что в значительной степени актуализирует проблему обеспечения региональной безопасности. В работе приведены примеры развития ВТС некоторых государств Южного Кавказа с внерегиональными игроками, в частности особенности ВТС между Баку и Анкарой.

Ключевые слова: Южный Кавказ, безопасность, геополитические интересы, аналитические центры, конфликты, США, Турция, РФ, Иран, переговорный формат «3+3».

Для цитирования: Буторов А. С., Турава Г. М., Плиев С. М. Особенности российского влияния на обеспечение региональной безопасности на Южном Кавказе // Постсоветские исследования. 2022;8(5):780-786.

Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и МОНРЮО № 21-514-07001.

Peculiarities of Russian Influence on Ensuring Regional Security in the South

Caucasus

Alexey S. Butorov

RUDN University, Moscow, Russia ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0796-6695, e-mail:butorov-as@rudn.ru

G.M. Turava

RUDN University, Moscow, Russia, e-mail:giorga939@mail.ru

G.M. Pliev

South Ossetian State University, Tskhinvali, Republic of South Ossetia

Abstract. The article examines the geopolitical situation that has developed in the South Caucasus region after another escalation of the Nagorno-Karabakh conflict in the fall of 2020. The protracted bloody conflict over the problem of Nagorno-Karabakh's ownership has led to an aggravation of the problem of regional security, affecting the interests of Armenia, Azerbaijan, Russia, Turkey, Iran, and the United States . It is noted that the new realities of increasing competition for political and economic leadership in the region are accompanied by complex internal political

processes and an intensification of the struggle for influence in the region of external actors, which to a large extent actualizes the problem of ensuring regional security. The paper gives examples of the development of military-technical cooperation between some states of the South Caucasus with non-regional players, in particular, the features of military-technical cooperation between Baku and Ankara.

Key words: South Caucasus, security, geopolitical interests, analytical centers, conflicts, USA, Turkey, Russia, Iran, negotiation format "3 + 3".

For citation: Alexey S. Butorov, Georgy M. Turava, Soslan M. PlievPeculiarities of Russian Influence on Ensuring Regional Security in the South Caucasus // Postsovetskie issledovaniya = PostSoviet Studies. 2022;8(5):780-786. (In Russ.)

Acknowledgment: the reported study was funded by RFBR, project № 21-514-07001

Географически Южный Кавказ представляет из себя регион, расположенный на границе Восточной Европы и Юго-Западной Азии, южнее Главного хребта Большого Кавказа. В России рассматриваемый регион принято также называть Закавказьем. В регионе расположены пять государств: Абхазия, Азербайджан, Армения, Грузия, Южная Осетия и одна непризнанная республика — Нагорный Карабах (НКР). Страны Южного Кавказа граничат на севере с Российской Федерацией, на юге — с Турцией и Ираном; морские границы региона проходят по Каспийскому и Черному морям. В последнее время в научном сообществе выдвигается концепция «системы трех морей», где Южный Кавказ является частью более обширного региона, простирающегося до Средиземного моря включительно. Признается, что «Южный Кавказ занимает в этой системе важное в геополитическом и геоэкономическом плане место». Данный регион бесспорно является стратегически важным транспортным узлом, где пересекаются коммуникации и торговые пути с Востока на Запад и с Юга на Север [Иванов 2019: 41-52].

Объективной представляется оценка доктора политических наук, профессора Давтяна В.С., согласно которой нарастающая на Южном Кавказе конкуренция за интеграцию в международные транспортно-логистические коридоры продолжает детерминировать ход и логику

1 Генеральный секретарь НАТО отмечает важность совместной подготовки сил стран НАТО и Грузии //

геополитических процессов в регионе [Давтян, Маргарян 2022: 123-135].

Сложные внутриполитические процессы в регионе Южного Кавказа усиливаются борьбой за влияние между внешними центрами силы, что приводит порою к непредсказуемому развитию ситуации и эскалациям замороженных конфликтов, и обострению противоречий [Борзова, Савичева, Кулумбегова 2022: 138-146].

Череда кровопролитных конфликтов, восходящих своими истоками к периоду распада СССР и провозглашения независимости государств Южного Кавказа, сопровождаемая ростом национализма и внутриполитической борьбы привела к состоянию неурегулированности

противоречий между молодыми

республиками региона и вызовам безопасности южных границ России.

Объективно, что Россия, будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН и сопредельное государство с особой тревогой следит за региональными конфликтами на Южном Кавказе и прилагает максимум усилий с целью недопущения их перерастания в локальные войны или вооруженные столкновения в регионе [Иванов 2011: 78-86]. Особую озабоченность в Москве вызывают попытки вне региональных государств, в первую очередь США и стран НАТО, расширить свое военное присутствие в регионе. Частота совместных учений и маневров с участием объединенных вооруженных сил НАТО1 в акватории Черного моря, а также на

https ://www.nato.int/cps/ru/natohq/news_193624. htm?se lectedLocale=ru (Дата обращения 17.11.2022)

территориях Грузии и Азербайджана является подтверждением этих устремлений и актуальности тревог Москвы. Следует отметить, что Иран также категорически против вовлечения в дела Южного Кавказа нерегиональных акторов [Иванов 2019: 4152]. Российская позиция в определенных аспектах совпадает с подходами Тегерана, т.к. превращение Азербайджана в турецкий плацдарм в регионе и, как следствие, усиление в этой стране позиций США, НАТО и Израиля вызывают все большее раздражение в Иране1.

С распадом СССР вне региональные акторы сумели распространить свое влияние на постсоветское пространство.

Одновременно с этим начался процесс расслоения региона на страны, видящие свое будущее в союзе с Россией; ориентирующиеся на тесное взаимодействие с Западом во главе с США; декларирующие свой нейтральный статус и, наконец, дрейфующие от одного центра силы к другому, в зависимости от международной и внутренней конъюнктуры [Курылев, Галоян, Станис, Бредихин 2018: 108-118.]. Армения, Грузия и Азербайджан, образуя регион Южного Кавказа, относятся к разным группам, имея различную

внешнеполитическую ориентацию. К первой группе представляется возможным отнести Армению, которая является стратегическим партнером РФ и активно участвует в региональной интеграции (Армения - член ЕАЭС и ОДКБ). Во вторую группу входит Грузия, которая провозгласила целью своей внешней политики интеграцию в евроатлантические структуры. Наконец, Азербайджан - представитель третьей группы, ввиду того что страна не хочет вступать ни в НАТО, ни в ОДКБ. Вместо этого Баку примкнул к Движению

неприсоединения, а также не стоит забывать, что Азербайджан и Турция взаимодействуют по формуле «один народ - два государства».

Ввиду исторической общности РФ рассматривает постсоветское пространство, включая рассматриваемый регион, как зону исключительных интересов. Согласно Концепции внешней политики РФ, приоритетными направлениями внешней политики Кремля являются развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ и дальнейшей укрепление действующих на пространстве СНГ интеграционных структур с российским участием2. В документе отмечается активная роль России в урегулировании конфликтов на постсоветском пространстве. В Военной доктрине РФ указано, что приоритетным направлением является взаимодействие с государствами-членами ОДКБ для обеспечения коллективной безопасности и совместной обороны, а также государствами-участниками СНГ для поддержания региональной и международной

безопасности3. Близкие оценки были даны роли постсоветского пространства в Стратегии национальной безопасности РФ 2015 г., в которой отмечалась особая роль развития региональной и субрегиональный интеграции в контексте обеспечения национальной безопасности России4. В актуальной редакции Стратегии

национальной безопасности РФ 2021 г. отмечается, что «продолжается эскалация напряженности в зонах конфликтов на постсоветском пространстве»5.

Таким образом, мы видим, что постсоветское пространство занимает приоритетное место во внешнеполитической деятельности Кремля. Россия является ведущей силой интеграционных процессов в

1 С. Иванов Южный Кавказ: иранский фактор http://infoshos.ru/ru/?idn=32102 (Дата обращения: 17.11.2022)

2 Концепция внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41451 (Дата обращения 17.11.2022)

3 Военная доктрина Российской Федерации от 25

декабря 2014 г. // Официальный сайт Президента

России. URL:

http ://static .kremlin. ru/media/events/files/41d527556bec 8deb3530.pdf (Дата обращения: 17.11.2022 г.)

4 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. // Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40391 (Дата обращения: 17.11.2022)

5 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации от 02.07.2021 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/page/1 (Дата обращения: 17.11.2022)

регионе, обладая значительным

экономическим и военным потенциалом: будучи экспортером минеральных и технологических ресурсов; обладает огромным рынком, открывая его для товаров из стран региона; является реципиентом трудовых мигрантов. Более того, Москва является крупнейшей военной силой, а также - «ядерным зонтом» для членов ОДКБ. Для РФ вопросы региональной безопасности Южного Кавказа носят принципиальный характер в том числе по причине географической близости, т. к. в состав России входят семь субъектов СевероКавказского федерального округа.

Рассматривая проблемы безопасности на Южном Кавказе, в первую очередь следует отметить наличие неурегулированных конфликтов между Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией, конфликт в Нагорном Карабахе. Учитывая специфику конфликтного потенциала региона, Москва стремится проводить политическую линию, направленную на поддержание баланса сил

на Южном Кавказе. Особенно данный подход проявляется в сохранении статус-кво в кооперации с Арменией и Азербайджаном. С одной стороны, мы можем назвать российско-армянские отношения

союзническими, т.к. Ереван участвует во всех региональных интеграционных форматах, инициированных Россией. В Армении также дислоцируется 102-я российская военная база. С другой стороны, Россию и Азербайджан связывают отношения «стратегического характера»1 , в рамках которых развивается в том числе в области ВТС.

Одним из ключевых аспектов региональной безопасности является, на наш взгляд, ВТС со странами региона, а также собственное развитие ВПК. СИПРИ, специализирующийся на исследованиях проблем мира и конфликтов, прежде всего, вопросах контроля над вооружениями и разоружения, предоставляет следующие данные по военным расходам среди стран региона (См. табл. 1).

Таблица 1.

Военные расходы в регионе Южного Кавказа (по выбранным странам) в 2008-2021 гг.,

в млн. долл.

2

Страна 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

Армения 365 380 397 364 373 420 426 461 453 464 524 653 634 601

Азербайджан 1932 1707 1616 3075 3191 3227 3239 3442 2296 1676 1763 1905 2238 2589

Грузия 806 491 368 331 344 313 303 270 290 294 302 298 288 288

Россия 43049 45166 46085 49183 56986 59763 64049 69033 74006 59969 57709 60296 61713 63485

Следует отметить, что расходы Армении на военные расходы последовательно росли, в то время как военные расходы Азербайджана значительно сократились в 2015 г., после чего продолжили повышаться, однако в абсолютных цифрах военные расходы Республики Армения уступают Азербайджанской стороне в три-четыре раза на протяжении десяти лет, что не могло не сказаться на результатах Нагорно-Карабахского конфликта осенью 2020 года. Что касается Грузии, то расходы на военный комплекс после значительного роста в 2008 г. неуклонно сокращаются и по региону

1 Декларация о дружбе и стратегическом партнерстве между Азербайджанской Республикой и Российской Федерацией от 3 июля 2008 г. // Официальный сайт Президента России. URL:

Грузия занимает последнее место по объему средств, выделяемых на военную сферу. Помимо этого, Россия является одним из крупнейших экспортеров вооружения в Армению и Азербайджан. Необходимо подчеркнуть, что военно-политическое сотрудничество России с Арменией и Азербайджаном, как известно, основано на поддержании интегрального паритета взаимоотношений, с целью поддержки регионального военного баланса. Для Москвы кооперация со странами региона в ВТС является важным факторов сохранения рычагов влияния на ситуацию в регионе.

http://kremlin.ru/supplement/250 (Дата обращения: 17.11.2022)

2 SIPRI Military Expenditure Database. URL: https://milex.sipri.org/sipri

Для Армении ВТС с Россией является принципиальным, что подтверждается результатами исследования СМИРИ, согласно котором Армения за 2016-2020 гг. импортировала 94% вооружения из России1. Среди закупок - системы ПВО, самолеты, баллистические ракеты и артиллерия.

Однако следует отметить, что Армения существенно развивает военно-техническую кооперацию с Индией и КНР 2 согласно сообщениям СМИ Индия, поставит Армении крупную партию вооружений и боеприпасов на сумму почти в 250 млн долл., что возможно будет свидетельствовать о значительной диверсификации ключевых поставщиков вооружений для армянского государства3. Безусловно, масштабы закупок вооружений армянской стороной уступают аналогичным Азербайджана, о чем свидетельствует представленная выше таблица СИПРИ. Армения закупает российскую военную технику по льготным ценам (будучи членом ОДКБ), а также часть поставляемых вооружений и военной техники Россия передает странам ОДКБ безвозмездно в рамках совместного оборонного строительства, либо

заключаемых соглашений об оказании военной помощи4.

Что касается Азербайджана, то это крупный российский партнер в сфере закупок вооружений в СНГ. Помимо России, Азербайджан активно закупал вооружения у Украины и Беларуси, а с 1990-х гг. он активно развивает ВТС с Турцией, Израилем, западноевропейскими странами, США, а также Пакистаном5. Отдельного внимания заслуживает исследование СИПРИ, согласно которому в период с 2016 по 2020 год 69%

1 Trends In International

Arms Transfers, 2020 //

https://www.sipri.org/sites/default/ffles/2021-

03fs_2103_at_2020.pdf

2 Армения и Китай подписали соглашение в области обороны// Синьхуа Новости, 15.04.2017. URL: http://russian.news.cn/2017-04/15/c_136210409.htm (Дата обращения: 17.11.2022).

3 Папикян обсудил с главой МО Индии военно-

техническое сотрудничество и пригласил в Армению

https ://ru. armeniasputnik.am/20221018/papikyan-

obsudil-s-glavoy-mo-indii-voenno-tekhnicheskoe-sotrudnichestvo-i-priglasil-v-armeniyu-49967503.html (Дата обращения: 17.11.2022).

азербайджанского импорта вооружения пришелся на Израиль, 17% - на Россию 6. Израильские поставки в Азербайджан включали беспилотные летательные аппараты, баллистические ракеты и барражирующие боеприпасы, в то время как Россия поставляла в основном бронетехнику и артиллерию.

Таким образом, мы видим, что военно-техническое взаимодействие России с Арменией и Азербайджаном весьма показательно в контексте соблюдения регионального баланса сил. Россия выступает основным поставщиком вооружений и военной техники, как для Еревана, так и для Баку. Очевидно, что Кремль старается не допустить нарушения сложившегося динамического равновесия на Южном Кавказе. Россия должна продолжать поддерживать мир и стабильность на Кавказе, чтобы исключить перевод конфликтов в «горячую» стадию, иначе это может иметь негативные последствия для интересов безопасности России.

Крайне сложно складываются взаимоотношения России и Грузии, которые характеризуются резкой сменой динамики их развития. Достигнув своей низшей точки в 2008 г., определенное улучшение наметилось в начале 2010-х гг., особенно в торгово-экономической сфере. Однако очередной кризис 2019 г. с последующей отменой прямого авиасообщения между Россией и Грузией подтвердил отсутствие

конструктивной повестки дня в двусторонних политических отношениях. Сохраняющиеся системные противоречия между Россией и Грузией заключаются в том, что Грузия стремится интегрироваться в

4 Хетагуров А. Военно-техническое сотрудничество России: страны СНГ // РСМД, 11.11.2017. URL: https ://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/columns/geopolitics-arms-market/voenno-tekhnicheskoe-sotrudnichestvo-rossii-strany-sng/

5 Хетагуров А. Военно-техническое сотрудничество России: страны СНГ // РСМД, 11.11.2017. URL: https ://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/columns/geopolitics-arms-market/voenno-tekhnicheskoe-sotrudnichestvo-rossii-strany-sng/

6 Trends In International

Arms Transfers, 2020 //

https://www.sipri.org/sites/default/files/2021-

03fs_2103_at_2020.pdf

ЕС и НАТО, а также развивает военное сотрудничество с Турцией, что вызывает обеспокоенность Москвы в первую очередь в контексте обеспечения безопасности.

Подводя итог следует подчеркнуть, что Вторая карабахская война между Азербайджаном и Арменией, ставшая обострением конфликта осенью 2020 г. в значительной степени изменила

геополитическую ситуацию в регионе Южного Кавказа и привела к развертыванию миротворческого контингента РФ вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе1. Трёхсторонняя встреча, прошедшая в октябре 2022 года в г. Сочи в ходе которой была обсуждена реализация предшествующих заявлений 2020 и 2021 годов, не привела к подписанию окончательного мирного соглашения, но

подтвердила готовность сторон к соблюдению договоренностей в интересах нормализации азербайджано-армянских отношений, обеспечения мира,

стабильности, безопасности и устойчивого экономического развития Южного Кавказа2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Россия, будучи одним из сопредседателей Минской группы, выступающей посредником в конфликте, остается ключевым актором на Южном Кавказе и во многом определяет уровень стабильности и безопасности в регионе. Однако, в новых условиях развивающейся конкуренции за политическое и экономическое лидерство в регионе Южного Кавказа в ближайшей и среднесрочной перспективе Москве необходимо быть готовой к новым вызовам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Markedonov S., Suchkov M. Russia and the United States in the Caucasus: cooperation and competition // Caucasus Survey. 2020. Vol. 8. № 2. P. 179-195.

Аватков В.А. Турция и Азербайджан: одна нация - одно государство? // Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, № 2. Сс. 90-100.

Аватков В.А., Касьяненко А.В. Военно-политические отношения на Южном Кавказе в контексте треугольника «Россия-Турция-Иран» // Мировая политика, 2021. № 3. С. 1-18.

Агазаде М.М. Вторая карабахская война: кто на самом деле победитель? // Постсоветские исследования. 2021 ;2(4): 119-126.

БорзоваА.Ю., СавичеваЕ.М., КулумбеговаЛ.Т. Проблемы безопасности на Южном Кавказе в исследованиях зарубежных аналитических центров // Постсоветские исследования. 2022;2(5):138-146.

Давтян В., Маргарян Н. Транспортные коммуникации Южного Кавказа после войны в Нагорном Карабахе. Россия и новые государства Евразии, 2022, № I (LIV), сс. 123-135.

Ибрагимов А.Г. Основные принципы и приоритеты внешней политики Азербайджанской Республики // Постсоветские исследования. 2021;2(4):96-103.

Иванов С.М. Россия и проблемы региональной безопасности на постсоветском пространстве // Мировая экономика и международные отношения, 2011. № 11. С. 78-86.

Иванов С.М. Ситуация в Закавказье и ее влияние на международную и региональную безопасность. - Международная жизнь. - 2019. - № 3. - С. 114 - 119.

Иванов С.М. Южный Кавказ в региональной геополитике // Дипломатическая служба, 2019. № 2 (83). С. 41-52.

Курылев К., Галоян Н., Станис Д., Бредихин А. Соблюдение баланса сил на Южном Кавказе // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 3, С. 108-118.

1 Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации Заявление Президента Азербайджанской Республики, Премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации

https://www.mid.ru/ru/vyskazyvania-po-teme/id/1446283/ (Дата обращения: 17.11.2022).

2 Совместное заявление лидеров России, Азербайджана и Армении по Карабаху. Стенограмма https://rg.ru/2022/10/31/sovmestnoe-zaiavlenie-liderov-шssii-azerbajdzhana-i-armemi-po-karabahu-stenogramma.html (Дата обращения: 17.11.2022).

Курылев К.П., Мачавариани Г.Г. Внешняя политика Грузии на Южном Кавказе: 1991-2016 гг. Москва, 2019.

Мачавариани Г.Г. Безопасность на Южном Кавказе в отношениях Грузии с Арменией и Азербайджаном // Постсоветские исследования. 2021;2(4): 130-138.

REFERENCES

Agazade M.M. Vtoraya karabahskaya vojna: kto na samom dele pobeditel'? // Postsovetskie issledovaniya. 2021;2(4):119-126.

Avatkov V.A. Turciya i Azerbajdzhan: odna naciya - odno gosudarstvo? // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2022, t. 66, № 2. Ss. 90-100.

Avatkov V.A., Kas'yanenko A.V. Voenno-politicheskie otnosheniya na YUzhnom Kavkaze v kontekste treugol'nika «Rossiya-Turciya-Iran» // Mirovaya politika, 2021. № 3. S. 1-18.

BorzovaA.YU., SavichevaE.M., KulumbegovaL.T. Problemy bezopasnosti na YUzhnom Kavkaze v issledovaniyah zarubezhnyh analiticheskih centrov // Postsovetskie issledovaniya. 2022;2(5):138-146.

Davtyan V., Margaryan N. Transportnye kommunikacii YUzhnogo Kavkaza posle vojny v Nagornom Karabahe. Rossiya i novye gosudarstva Evrazii, 2022, № I (LIV), ss. 123-135.

Ibragimov A.G. Osnovnye principy i prioritety vneshnej politiki Azerbajdzhanskoj Respubliki // Postsovetskie issledovaniya. 2021;2(4):96-103.

Ivanov S.M. Rossiya i problemy regional'noj bezopasnosti na postsovetskom prostranstve // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya, 2011. № 11. S. 78-86.

Ivanov S.M. Situaciya v Zakavkaz'e i ee vliyanie na mezhdunarodnuyu i regional'nuyu bezopasnost' // Mezhdunarodnaya zhizn', 2019. № 3. S. 114-119.

Ivanov S.M. YUzhnyj Kavkaz v regional'noj geopolitike // Diplomaticheskaya sluzhba, 2019. № 2 (83). S. 41-52.

Kurylev K., Galoyan N., Stanis D., Bredihin A. Soblyudenie balansa sil na YUzhnom Kavkaze // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2018. T. 62. № 3, S. 108-118.

KurylevK.P., Machavariani G.G. Vneshnyaya politika Gruzii na YUzhnom Kavkaze: 1991-2016 gg. Moskva, 2019.

Machavariani G.G. Bezopasnost' na YUzhnom Kavkaze v otnosheniyah Gruzii s Armeniej i Azerbajdzhanom // Postsovetskie issledovaniya. 2021;2(4):130-138.

Markedonov S., Suchkov M. Russia and the United States in the Caucasus: cooperation and competition // Caucasus Survey. 2020. Vol. 8. № 2. P. 179-195.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Буторов Алексей Сергеевич, к.и.н., Aleksey S. Butorov, PhD in history, Senior старший преподаватель кафедры теории и Teacher of the Department of Theory and истории международных отношений РУДН. History of International Relations of RUDN Москва, Россия. (E-mail: butorov-as@rudn.ru) University, Moscow, Russia (E-mail:

butorov_as@pfur.ru)

Турава Георгий Мерабиевич аспирант Georgy M. Turava, graduate of the кафедры теории и истории международных Peoples' Friendship University of Russia, отношений РУДН, Москва, Россия (E- Moscow, Russia (E-mail: giorga939@mail.ru) mail: giorga939@mail.ru)

Плиев Сослан Муратович, к.п.н., Soslan M. Pliev, PhD in Political Sciences, доцент кафедры политологии и социологии Associate Professor of the Department of ЮОГУ им. А.А Тибилова; старший научный Political Science and Sociology, Yu. A.A. сотрудник отдела новой и новейшей истории Tibilova; senior researcher of the Department of ЮОНИИ им. З.Н. Ванеева, Цхинвал Modern and Contemporary History of Yuoniya Республика Южная Осетия named after I.I. Z.N. Vaneeva, Tskhinval,

Republic of South Ossetia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.