Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / COVID-19 / КОРОНАКРИЗИС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трохинова Ольга Игоревна

В статье рассматриваются ключевые особенности коммуникационного взаимодействия российских властей и общества в период распространения коронавируса. На основе исследований материалов, опубликованных в открытых источниках в период с марта по сентябрь 2020 года, анализируется ситуация с распространением COVID-19 в России, ключевые информационные поводы, отражение в медиапространстве действий основных политических акторов. По результатам исследования к ключевым особенностям политической коммуникации в период коронакризиса можно отнести ее проактивность, регулярность, действие на опережение. При этом размытие повестки дня приводит к снижению эффекта от наиболее знаковых информационных поводов, фиксируется частичное несоответствие месседжей реальному положению дел, отсутствует постоянное формирование позитивного информационного вектора. Однако в текущей кампании учтен значительный опыт, наработанный при коммуникационном сопровождении резонансных решений предыдущего периода, характеризующегося латентным снижением уровня доверия к власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RUSSIAN POLITICAL COMMUNICATIONS DURING THE CORONAVIRUS

The article describes the key features of communication between Russian authorities and society during the spread of coronavirus. Survey is based on the studies published in open sources from March to September 2020, the situation with the spread of COVID-19 in Russia, key news and the reflection of the main political actors in the media space are analyzed. According to the results of the survey, the key features of political communication during the coronavirus crisis include regularity and proactive actions. At the same time the blurring of the agenda leads to a decrease in the effect of the most significant news events, partial inconsistency of messages with the real state of affairs is recorded, there is no constant formation of a positive information vector. However, the current campaign takes into account the considerable experience gained in the communication support of the resonant decisions of the previous period, characterized by a latent decrease of the level of trust to authorities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

УДК: 32.019.5 ББК: 66.2 ГРНТИ: 11.01 ВАК: 23.00.02

О.И. Трохинова Москва, Россия

Особенности российских политических коммуникаций в период

пандемии коронавируса

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые особенности коммуникационного взаимодействия российских властей и общества в период распространения коронавируса. На основе исследований материалов, опубликованных в открытых источниках в период с марта по сентябрь 2020 года, анализируется ситуация с распространением СОУГО-19 в России, ключевые информационные поводы, отражение в медиапространстве действий основных политических акторов. По результатам исследования к ключевым особенностям политической коммуникации в период коронакризиса можно отнести ее проактивность, регулярность, действие на опережение. При этом размытие повестки дня приводит к снижению эффекта от наиболее знаковых информационных поводов, фиксируется частичное несоответствие месседжей реальному положению дел, отсутствует постоянное формирование позитивного информационного вектора. Однако в текущей кампании учтен значительный опыт, наработанный при коммуникационном сопровождении резонансных решений предыдущего периода, характеризующегося латентным снижением уровня доверия к власти.

Ключевые слова: политические коммуникации, политические решения, СОУГО-19, коронакризис.

Features of Russian Political Communications During the Coronavirus

Pandemic

Abstract. The article describes the key features of communication between Russian authorities and society during the spread of coronavirus. Survey is based on the studies published in open sources from March to September 2020, the situation with the spread of COVID-19 in Russia, key news and the reflection of the main political actors in the media space are analyzed. According to the results of the survey, the key features of political communication during the coronavirus crisis include regularity and proactive actions. At the same time the blurring of the agenda leads to a decrease in the effect of the most significant news events, partial inconsistency of messages with the real state of affairs is recorded, there is no constant formation of a positive information vector. However, the current campaign takes into account the considerable experience gained in the communication support of the resonant decisions of the previous period, characterized by a latent decrease of the level of trust to authorities.

Keywords: political communications, political decisions, COVID-19, coronacrisis

Постановка проблемы

Пандемия коронавируса COVID-19, несомненно, стала знаковым событием, которое, по мнению большинства мировых экспертов и ученых, разделит историю человечества на «до» и «после», а последствия эпидемии пока остаются неизвестными, как само развитие ситуации и течение «коронакризиса». Как будет вести себя вирус и откуда он появился? Действительно ли ковид так опасен? Как защитить себя от болезни? Что делать в случае заболевания? Что предпринимает государство для поддержки населения? Нужны ли ограничения? Как будет развиваться экономика? Наконец, когда закончится пандемия? Эти и многие другие вопросы звучат сегодня в СМИ, интернет-пространстве, житейских разговорах.

Общественность ждет ответов на эти вопросы, в первую очередь, от государства и политиков.

Различные формы политической коммуникации, так или иначе, позволяют управлять общественным мнением, мобилизовать различные общественные институты, влиять на общий эмоциональный фон. Необходимость обязательной разъяснительной работы в период кризиса продиктована экстраординарными мерами и политическими решениями, принятыми в период пандемии, а также общим психоэмоциональным состоянием членов общества.

В статье рассматриваются ключевые особенности коммуникационного взаимодействия российских властей и граждан в период распространения коронавируса.

К основным факторам, лежащим в основе этого взаимодействия, можно отнести две ключевые особенности. С одной стороны, оно основано на относительно недавнем опыте коммуникационного сопровождения резонансных электоральных кампаний, непопулярных политических решений в период, который характеризуется постепенным снижением уровня доверия общества к властям, в том числе и к главе государства. Поэтому политические коммуникации в первые недели и месяцы распространения СОУГО-19 в России стали своего рода работой над ошибками, допущенными в ходе коммуникационного сопровождения пенсионной, налоговой, «мусорной» реформ, проекта реновации в Москве и т.д.

К началу 2020 года у России накопился довольно серьезный опыт, связанный с коммуникационной активностью и внутриполитическими коммуникациями в кризисные периоды. Поэтому пандемия COVID-19 стала не просто проверкой на прочность для отечественной политической, социально-экономических сфер и системы здравоохранения, но и настоящей «лакмусовой бумажкой» для выстроенной системы коммуникационного сопровождения действий государственной власти.

Второй абсолютно очевидной особенностью является уникальность самой ситуации глобальной пандемии, в условиях которой становится усложнено стратегическое планирование в виду практически невозможного прогнозирования развития ситуации. Кроме того, возникает ряд ограничений для акторов различных сфер, меняются привычные механизмы взаимодействия и коммуникации между ключевыми общественными институтами. Наконец, изменяется повседневный быт людей, нестабильной становится психологическая и эмоциональная обстановка. В условиях паники и неизвестности изменяется характер медиапотребления аудитории: люди активно ищут новые источники информации, следят за развитием ситуации, сами обмениваются полученной информацией. Эмоциональный накал способствует циркуляции слухов и фейковых новостей. Скорость распространения информации в XXI веке, ее доступность и глобальный характер также серьезно отличает коммуникации в период коронакризиса от коммуникаций в период предыдущих серьезных потрясений для всего человечества - войн, пандемий, крупных стихийных бедствий.

Методика исследования, обзор литературы, история вопроса

Автор статьи, анализируя ситуацию с распространением COVID-19 в России, ключевые информационные поводы, и отражение в медиапространстве действий основных политических акторов, ставит перед собой задачу охарактеризовать основной вектор и ключевые особенности политической коммуникации в период коронакризиса. Выводы представлены на основе исследований материалов, опубликованных в открытых источниках в период с марта по сентябрь 2020 года. Так, изучены материалы, опубликованные в следующих сетевых изданиях: «Российская газета», «РБК», «Интерфакс», «РИА Новости», «Газета.ру», «Новая газета», «BBC». Кроме того, значимую роль в исследовании сыграли результаты изучения общественного мнения, проводимые ВЦИОМ и «Левада-Центр». Изучены новостные материалы, опубликованные на сайте СТОПКОРОНАВИРУС.РФ - официальном портале о COVID-19 в России. Также приведены экспертные

мнения, озвученные в ходе профессиональных онлайн-дискуссий и круглых столов, проведенных в это время.

Изучение политической коммуникации связано, прежде всего, с выявлением содержания этого понятия, основным моделям и способам коммуникации и т.д. С середины прошлого века наука пополнилась десятками и сотнями определений [Тимофеева (ред.), 2012: 77 - 90]. В данном исследовании под политической коммуникацией будем понимать обмен информацией между субъектами политической жизни, в том числе государством, общественными институтами и гражданами, по формальным и неформальным каналам, оказывающий воздействие на социализацию граждан с учетом их потребностей и интересов, способствующий овладению установками, ценностями и формами политического участия, а также формированию и мобилизации общественного мнения.

Рассматривая период распространения коронавируса в России и особенности коммуникаций в это время, следует обратить внимание на наработки отечественных исследователей и экспертов в области антикризисных коммуникаций, медиакоммуникаций и политических коммуникаций: Ф.Н. Гурова [Гуров, 2015], А.Н. Чумикова, М. П. Бочарова [Чумиков, Бочаров, 2009] , М.Г. Шилиной [Шилина, 2009], А.Д. Кривоносова [Кривоносов, 2016], В.И. Карасика [Карасик, 2020], В.А. Ачкасовой [Ачкасова, 2019], М.Н. Грачева [Грачев, 2012], Д.П. Гавры [Гавра, 2019] и др.

При трактовке понятия «коммуникация» могут быть использованы несколько интепретационных треков - лингвистический, маркетинговый, социально-психологический. Отсюда - и основные группы аспектов, являющиеся предметом научного интереса современных исследователей. Эксперты подчеркивают, что современные политические коммуникации являются сложным и многогранным, однако управляемым процессом. Отличительной чертой современных коммуникаций становится дифференциация аудитории, персонализированность каналов и сообщений, высокий уровень конкурентности информационно-коммуникационной

среды, необходимость применения проактивных и реактивных стратегий, готовность действовать в период кризиса, а также постоянная оценка эффективности и фиксация изменения общественного мнения, настроения, повестки, медиадискурса и т.д.

Обратимся к хронологии событий. Официальной датой начала пандемии считается 1 декабря 2019 года [Chaolin, 2020], когда в китайском городе Ухань был выявлен первый пациент с необычными симптомами. Город закрылся на карантин на 76 дней - с 23 января по 8 апреля. По разным данным, распространение вируса в Европе началось в январе и феврале 2020 года. 11 марта 2020 года генеральный директор организации Тедрос Гебрейесус в ходе брифинга в Женеве сообщил о начале пандемии [World Health Organization, 2020].

«Российская газета» приводит полную хронику распространения коронавируса в мире в течение первых двух кварталов 2020 года [Коронавирус. Хроника распространения, 2020]. Так, первые случаи заболевания COVID-19 на территории России были зарегистрированы 31 января 2020 года: один в Тюмени, а другой — в Чите. Оба заболевших были гражданами Китая. 24 января Роспотребнадзор рекомендовал российским туристам воздержаться от посещения Китая до стабилизации эпидемиологической ситуации и отменил прямые рейсы в Ухань. 29 января премьер-министр РФ М.В. Мишустин утвердил состав только что созданного оперативного штаба по борьбе с коронавирусом. 26 февраля Роспотребнадзор рекомендовал россиянам отказаться от поездок в Италию, Республику Корея и Иран, где фиксировалось наибольшее количество заболевших. 2 марта коронавирус был обнаружен у пассажира, летевшего транзитом через Москву из Ирана в Пекин, а также у гражданина РФ, вернувшегося из Италии. 5 марта в целях активизации работы по предотвращению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в Москве вводится режим повышенной готовности.

При этом накаляется психологическая обстановка, нарастает паника, пользователи интересуются, в первую очередь, информацией, связанной с коронавирусом. Так, количество соответствующих поисковых запросов в рунете в некоторых регионах значительно превосходило число жителей этих субъектов РФ [Горлевская, 2020]. Интересно, что в медиапространстве до середины марта СОУГО-19 доминировали нарративы, связывающие новую болезнь исключительно с Китаем и его гражданами. Так, в сетевом издании РБК соответствующая тематическая рубрика носила название «Вирус из Китая». После 11 марта рубрика была переименована - сегодня можно найти тематические новости лишь в рубрике «Пандемия коронавируса».

13 марта гендиректор ВОЗ Тедрос Гебреисус заявил о том, что Европа стала центром пандемии COVID-19: количество заразившихся новым коронавирусом в Европе превысило пиковые данные Китая.

С 15 марта начинается распространение коронавируса внутри России, а уже 16 марта вводятся ограничительные меры в Москве, объявлено о переводе в дистанционный режим работы образовательных организаций. 17 марта президент России В.В. Путин впервые обратился к гражданам в связи с коронавирусом и попросил отнестись с пониманием к мерам по борьбе с распространяем COVID-19.

Март и апрель характеризуется наиболее радикальными и резонансными решениями по борьбе с эпидемией в России. С 18 марта начинается период постепенного закрытия российских границ и отмены авиасообщения с другими странами, к концу месяца - движение через все пограничные пункты ограничено. 25 марта Президент России В.В. Путин в своем ключевом телеобращении объявил неделю с 30 марта по 5 апреля нерабочей с сохранением заработной платы [Путин объявил, 2020]. Затем период нерабочих дней распространился до конца апреля.

С 30 марта в Москве и Подмосковье вводится обязательный режим самоизоляции для всех жителей независимо от возраста. В столичном регионе были приняты беспрецедентные меры - введены электронные

пропуска, ограничивающие выход граждан из дома. Система действовала около полутора месяцев - с апреля до середины марта.

В рекордно быстрые сроки завершилось строительство нового больничного комплекса в Коммунарке, решение о возведении которого было принято мэром Москвы С.С. Собяниным 5 марта, а первых пациентов больница приняла уже 20 апреля.

Что касается, скорости распространения эпидемии в РФ, то в весенний период пик заболевших был зафиксирован 7 мая - 11231 новый случай за сутки. Затем фиксировалось стабильное снижение роста заболеваемости с периодическими выходами на «плато», характеризующимися примерно идентичными ежедневным показателями в течение нескольких недель.

После майского максимума количество новых случаев за сутки стало снижаться и достигло минимума 27 августа - 4711 случаев по всей России. Новый антирекорд был зафиксирован 9 октября: число новых случаев заражения коронавирусом в России составило 12126 человек [Вторая волна, 2020]. Однако, если в мае большая доля заболевших приходилась на Москву, то с лета ситуация изменилась: основная масса заболевших - жители других регионов страны.

Результаты исследования

В исследуемый период можно выделить несколько инфоповодов, ставших доминантами медиапространства. Безусловно, значимых событий было довольно много, и они вызывали волну публикаций и обсуждений в СМИ и социальных сетях. Однако мы выделим лишь те, что несли определенный знаковый нарратив и могли быть использованы в общей информационно-коммуникационной стратегии, послужили определенными символами распространения COVID-19 и борьбы с ним в России.

19 апреля православная церковь отметила праздник Пасхи. В медиа-пространстве курсировал ряд слухов о том, что именно эта дата станет своеобразным индикатором того, как будут развиваться события: скажутся ли положительно введенные ограничения и положение нормализуется или же

ситуация усугубится. Позитивные ожидания не оправдались - пасхальные службы прошли в онлайн-режиме и формате телевизионных трансляций без участия прихожан. Оставаться дома призвал и президент страны, обратившись к нации из своей резиденции в Ново-Огарево. Отметим, что согласно опросам ВЦИОМ, именно в апреле число респондентов, оценивающих ситуацию в стране как «очень плохую» значительно увеличилось, а общий индекс настроения граждан имел отрицательное значение [Социальные настроения, 2020].

Строительство больницы в Коммунарке - еще один ключевой информационный повод, который имел потенциал с точки зрения политических коммуникаций, причем не только на национальном уровне, но и на международном. Инфекционную больницу для заразившихся коронавирусом срочно построили в Новой Москве из быстровозводимых конструкций. Строительство заняло примерно полтора месяца. Эксперты отметили, что, несмотря на уникальность проекта, осведомленность о нем в период возведения среди российских граждан была довольно невысокой. При этом русскоязычный сегмент интернета пестрил сообщениями о схожей быстровозводимой клинике в Китае.

Однако после запуска больницы в эксплуатацию Коммунарка стала символом борьбы с коронавирусом, а ее главный врач Денис Проценко на несколько месяцев превратился в основного ньюсмейкера в отечественном информационном пространстве. Так, результат анализа публикаций на сайте СТОПКОРОНАВИРУС.РФ показал, что в апреле и мае Проценко стал одним из наиболее упоминаемых акторов, уступая лишь Путину, Мишустину и Собянину.

Визит президента России в Коммунарку 29 марта - еще один крупный информационный повод, обладающий потенциалом мобилизовать общественное мнение, улучшить эмоциональный и психологический фон, царящий в обществе. Так, согласно сообщениям в СМИ, для персонала и самого главврача визит главы государства в больницу стал абсолютным

сюрпризом. «Врачи и медсестры, которые видели президента в приемном отделении и реанимации, только вечером из новостей узнали, кем был человек в желтом защитном костюме, поблагодаривший их за работу» [Проценко рассказал, 2020]. Однако череда громких инфоповодов начала сменять друг друга, смещая фокус общественного внимания, и уже 31 марта стало известно, что у самого Дениса Проценко диагностирован COVID-19. После этого главврач стал регулярно сообщать в своем Facebook как о собственном состоянии здоровья, так и о состоянии поступивших в больницу пациентов, а также о том, как ведет себя вирус и что о нем известно.

Первым из чиновников высшего уровня, непосредственно связанных с борьбой с коронавирусом, заболел премьер-министр М.В. Мишустин, о чем он сообщил лично во время открытого онлайн-совещания 30 апреля. 12 мая о заражении сообщил Д.Н. Песков, пресс-секретарь президента.

Несостоявшийся 9 мая Парад Победы стал еще одной реперной точкой, своеобразным индикатором тщетности усилий по борьбе с эпидемией. Огромное значение Дня Победы и самого Парада в российской культуре и общественном сознании, которое невозможно переоценить, позволяет говорить и о том, что его отмена могла символизировать некий проигрыш современного поколения на новом поле боя - на поле борьбы с пандемией. Ведь именно её большинство экспертов, так или иначе, сравнивали по знаковости и значению со Второй мировой войной. Тем не менее, уже 24 июня, когда значительная часть ограничительных мер была снята, Парад победы был проведен в традиционном формате, с участием ветеранов и в условиях соблюдения всех санитарных мер. И вероятно, именно он символизировал собой возврат к прежней жизни на летние месяцы.

Наконец, 11 августа В.В. Путин сообщил о регистрации первой в мире вакцины от коронавируса. Однако это событие оказалось размыто в текущей национальной повестке (протесты на Дальнем Востоке, в Беларуси, резонансные судебные разбирательства), а в мировом медиапространстве вызвало неоднозначную реакцию, критику и опасения. Кроме того,

относительно стабильная ситуация и снижение количества зараженных, усталость от однообразной повестки способствовали переключению внимания общественности на другие новостные поводы. Поэтому столь революционное заявление не произвело ожидаемого эффекта, а наоборот затерялось среди других новостей. Тем не менее, безусловно, этот день ознаменовал начало нового этапа в борьбе с пандемией.

Анализируя коммуникационную активность политических акторов и публичный дискурс в первые месяцы пандемии, стоит отметить проактивный характер политических коммуникаций, выработку определенных правил коммуникации, которые соблюдались всеми основными акторами, использование различных каналов коммуникации (СМИ, социальные сети, мессенджеры), формирование месседжей для целевых групп общественности, коммуникации от первого лица. Эти аспекты являются отличительной чертой текущей кампании.

Работа в период пандемии интересна созданием целой системы оперативных штабов, ставших в большинстве случаев субъектами коммуникации. Так, 27 января 2020 г. принято решение о создании оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ. А в середине марта, когда проникновение COVID-19 и его масштабное распространение в стране стали очевидными, оперативные штабы открываются в субъектах РФ, а также в различных ведомствах, запущен федеральный информационный портал СТОПКОРОНАВИРУС.РФ. Действие на опережение становится едва ли не главной отличительной чертой коммуникаций весной 2020 года. Оперштабом ведется разъяснительная работа: регулярно появляется информация о самом вирусе, о методиках подсчета заболевших, о процессе лечения, о предпринятых мерах. Создаются интерактивные карты, которые позволяют отслеживать не только статистику заболеваемости, но и порядок снятия ограничений в различных регионах. Для руководителей субъектов РФ в

период пандемии стала обычной практика видео-обращений или трансляций в социальных сетях.

Интерес представляют и выработка определенных норм: ежедневные данные о новых случаях заражения появляются в унифицированном виде в первой половине дня (а в период с мая по сентябрь - в одно и тоже время - в промежутке с 10:30 до 10:35 часов утра по московскому времени), данные об умерших - поздним вечером; кроме статистики заболевших и умерших, ведется подсчет выздоровевших (создается позитивная повестка).

Анализ новостей, опубликованных на сайте СТОПКОРОНАВИРУС.РФ в период с 28 марта по 28 сентября 2020 г., продемонстрировал разнообразие основных политических акторов, выступающих субъектами коммуникации: это и отдельные политики, и представители государственных и коммерческих корпораций, ведомств и министерств. Однако основными адресантами в федеральном публичном пространстве выступали В.В Путин, М.В. Мишустин, Д.Н. Песков, С.С. Собянин, А.В. Ракова. Можно отметить, что текущая кампания вывела в инфополе в качестве ньюсмейкеров новых политиков. При этом очевидным стал и наметившийся в последние годы тренд коммуникационной обособленности главы государства от процесса принятия потенциально непопулярных решений, а необходимость самоизоляции, проведение онлайн-совещаний проиллюстрировали реальное дистанцирование.

Несмотря на довольно четкую и точную коммуникационную работу, очевидны и некоторые существенные упущения. Усталость от однообразной повестки способствовала развитию панических настроений, мобилизации так называемых ковид-диссидентов и т.д. По данным мониторинговой системы «Скан», в марте каждая третья новость в российских СМИ была связана с коронавирусом [Каждая третья новость, 2020]. Исследователи отмечают, что информационные сообщения о коронавирусной инфекции в социальных сетях в большинстве своем носят тревожный характер и не в полной мере вызывают доверия со стороны аудитории [Жуйков, Каспаров, 2020]. Кроме

того, реакция активной части публики на информацию о коронавирусе в значительной степени эмоциональна, объяснения происходящего носят как рациональный, так и мистический характер, обвинения в адрес власти сводятся к обличению ее некомпетентности и политически маркированы [Карасик, 2020].

Кроме того, субъектами коммуникации не всегда учитывалась необходимость смены месседжей: в этом смысле показательна развернувшаяся в СМИ на несколько недель кампания, связанная с осуждением властями жителей Москвы, отправившихся на пикники в апреле. Месседж о недопустимости скопления людей не только транслировался во время затяжного периода плохой погоды, но в том числе и в день скандальной давки в московском метро 15 апреля, образовавшейся из-за введения пропусков.

Проведение референдума по изменениям в Конституции и его коммуникационное сопровождение в период коронакризиса заслуживают отдельного детального анализа. Отметим лишь, что развернутая кампания, вероятно, была направлена на сплочение общества, на достижение общественного консенсуса, аналогичного «крымскому», но не увенчалась успехом и могла оказать влияние на легитимность власти [«Левада-Центр» сообщил, 2020]. Голосование, изначально назначенное на 22 апреля, было перенесено и проведено в течение последней недели июня 2020 года. Споры вызвали не только результаты голосования и его методы - впервые в отдельных регионах в качестве эксперимента была введена возможность проголосовать дистанционно, - но и сама необходимость проведения выборов, предусматривающих скопление людей в помещениях, в период пандемии: призывы проголосовать звучали наряду с просьбами оставаться дома и соблюдать самоизоляцию.

Что касается ньюсмейкеров, то коммуникации в период коронакризиса вскрыли и важность тщательного анализа бекграунда новых акторов. Так, Александр Мясников, высказывавшийся об отсутствии опасности

коронавируса, и ведущий одной из весьма неоднозначных медицинских телевизионных программ, 15 апреля был назначен руководителем информационного центра оперштаба [Информационный центр, 2020], что вызвало довольно серьезное возмущение.

Автономность глав субъектов РФ в принятии решений по борьбе с пандемией также сделала их заложниками ситуации. О действиях друг друга оперштабы, вероятно, узнают из публичного поля, что иллюстрируют майские видеообращения губернаторов, информирующие об ослаблении некоторых ограничительных мер. Даты выходов и содержание обращений напоминают результат своеобразной «цепной реакции».

Наконец, самые серьезные дискуссии в обществе вызвали меры поддержки граждан, бизнеса и врачей. Несмотря на озвученные обширные программы, предполагающие финансовую помощь населению и организациям, уже в первые месяцы их реализации стало очевидным, что средства по разным причинам, в том числе из-за различных трактовок законодательных актов, не доходят до получателей.

Также вопросы вызывают внутренние непубличные коммуникации среди исполнителей транслирующихся в информационных пространстве мер. Граждане, столкнувшиеся с болезнью, не всегда могли получить медицинскую помощь, соответствующую обещаниям политиков и представителей оперштабов. В социальных сетях мгновенно распространялись резонансные рассказы очевидцев о случаях отказа в оказании медицинской помощи, эмоциональные сообщения о недоступности стандартных процедур, необходимых для диагностики COVID-19, в том числе тестов, а также сообщения об отсутствии прозрачности информации.

Выводы и перспективы дальнейшей исследовательской работы

Мы обозначили лишь основные особенности политических коммуникаций в период распространения коронавируса в России. Продолжение кампании будет продиктовано дальнейшим течением пандемии

и будет связано с новыми вызовами для различных политических, социальных институтов и общества в целом.

Вероятно, осенний период, связанный с подъемом уровня заболеваемости коронавирусом актуализирует необходимость найти решения обозначенных выше проблем. Так, источники отмечают: «Мэрия [Москвы] сейчас оказалась в затруднительном положении - теперь ей нужно подобрать правильные аргументы, чтобы объяснить, почему коронавирус вновь вернулся и это требует серьезных ограничений. Особенно важно понять, как предпринять такие шаги, чтобы они не добили бизнес» [В мэрии задумались, 2020]. Маркер времени - необходимость не только принять политическое решение, но и объяснить его важность широкой общественности.

Безусловно, пандемия является беспрецедентным вызовом всему человечеству, а в особенности - государствам и ключевым акторам, ведущим борьбу с вирусом на национальных и международном уровнях. Поэтому важно не обесценивать необходимость выстраивать и дальше прозрачную и четкую систему проактивных и реактивных коммуникаций, формировать позитивную повестку дня, а также ориентироваться на зарубежный успешный опыт. Так, по замечанию экспертов из Китая и Южной Кореи, где пандемию удалось довольно быстро взять под контроль, правительство не должно проявлять себя как безэмоциональную машину - важно показывать, что оно обеспокоены проблемами людей, формировать прозрачную систему ведения статистики и отчетов, использовать для этого современные технологии, чтобы люди могли получать доступ к необходимой информации и видеть оперативную реакцию властей [Особенные и универсальные, 2020].

Подводя итоги, отметим, что текущая информационно-коммуникационная кампания отличается своей проактивностью, действием на опережение. На первых же этапах довольно быстро были сформированы некие правила коммуникационной программы, основанной на оперативном и регулярном информировании, пресечении распространения слухов, идее персональной ответственности политических акторов и граждан в борьбе с

пандемией и на идее взаимопомощи. Предприняты меры по борьбе с распространением фейковых новостей и слухов, разработаны системы мониторинга информационного пространства. Задействованы современные и востребованные каналы коммуникации. Разнообразие месседжей и каналов свидетельствует о сегментации аудитории, ее дифференциации и адресной работе с ней. Однако весна и лето 2020 года показали необходимость синхронизации публичного дискурса власти и внутренних коммуникаций, и в этом, по мнению автора, заключается одна из ключевых задач отечественного истеблишмента и специалистов в области коммуникаций. Это позволит сформированным с помощью политических коммуникаций ожиданиям соответствовать действительности и повысить уровень одобрения власти гражданами, от которого будет зависеть возможность стабильного развития страны и возврат к нормальной жизни после окончания пандемии.

Библиография

Ачкасова В.А. Коммуникативные стратегии в условиях протестных выступлений населения // Российская школа связей с общественностью. № 13, 2019. С. 11 - 25

В мэрии Москвы задумались об ужесточении карантина // Ведомости. Дата публикации: 04.10.2020. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/10/04/842042-merii-moskvi (дата обращения: 14.10.2020)

Вторая волна коронавируса в России в графиках: число заболевших превысило майский максимум // BBC News. Русская служба. Дата публикации: 09.10.2020. URL: https://www.bbc.com/russian/news-54483793 (дата обращения: 14.10.2020)

Гавра Д.П. Понятие и характеристики коммуникационной стратегии // Российская школа связей с общественностью. № 15, 2019. С. 65 - 78

Горлевская Л.Э. Трансформация предпочтений потребителей и маркетинговых коммуникаций в условиях коронавируса // Экономика коронакризиса: вызовы и решения. Сборник научных трудов. Под ред. Р.М. Нижегородцева. Москва, 2020. С. 152 - 156.

Гуров Ф.Н. Принятие решений при осуществлении антикризисных коммуникаций // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prinyatie-resheniy-pri-osuschestvlenii-antikrizisnyh-kommunikatsiy (дата обращения: 14.09.2020)

Жуйков А.А., Каспаров А.Р. Недостоверные сообщения об эпидемии коронавируса в пространстве интернет-коммуникации как фактор дестабилизации социальной обстановки // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. № 2 (259), 2020. С. 118-124.

Информационный центр о ситуации с вирусом возглавит доктор Мясников // РБК. Дата публикации: 15.04.2020. URL:

https://www.rbc.ru/society/15/04/2020/5e9700909a79474b1a3fd560 (дата обращения: 14.10.2020)

Каждая третья новость в российских СМИ рассказывает о коронавирусе // Интерфакс. Дата публикации: 20.03.2020. URL: https://www.interfax.ru/russia/700150 (дата обращения: 14.10.2020)

Карасик В. И. Эпидемия в зеркале медийного дискурса: факты, оценки, позиции / В. И. Карасик // Политическая лингвистика. 2020. № 2 (80). С. 25-34.

Коронавирус. Хроника распространения // Российская газета. Дата публикации : 03.03.2020. URL: https://rg.ru/2020/03/03/koronavirus-hronika-rasprostraneniia.html (дата обращения: 14.10.2020)

Кривоносов А.Д. Новостной менеджмент в медиакоммуникациях // Вестник ЧелГУ. №7 (389), 2016 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novostnoy-menedzhment-v-mediakommunikatsiyah (дата обращения: 14.10.2020)

«Левада-Центр» сообщил о падении рейтинга Путина до 25% // Новая газета. Дата публикации: 30.05.2020. URL: https://novayagazeta.ru/news/2020/05/30/161906-levada-tsentr-soobschil-o-padenii-reytinga-putina-do-25 (дата обращения: 13.10.2020) Особенные и универсальные. Международные эксперты обсудили на вебинаре ВШГУ РАНХиГС кризисные коммуникации в период пандемии коронавируса // Официальный сайт РАНХиГС. Дата публикации: 16.06.2020. URL: https://www.ranepa.ru/koronavirus/koronavirus-eksperty-rankhigs/osobennye-i-universalnye-mezhdunarodnye-eksperty-obsudili-na-vebinare-vshgu-rankhigs-krizisnye-kommu/ (дата обращения: 28.09.2020)

Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л. Н. Тимофеевой. М. Российская ассоциация политической науки (РАПН), 2012. С. 77-90. Грачев М.Н. Политическая коммуникация: понятие, сущность

Проценко рассказал о визите Путина в больницу в Коммунарке // РИА Новости. Дата публикации: 01.08.2020. URL: https://ria.ru/20200801/1575256102.html (дата обращения: 14.10.2020)

Путин объявил неделю с 30 марта по 5 апреля нерабочей // Интерфакс. Дата публикации: 25.03.2020. URL: https://www.interfax.ru/russia/700883 (дата обращения: 14.10.2020)

Социальные настроения на этапе нормализации // ВЦИОМ. Дата публикации: 22.07.2020. URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/social-problems/social-well-being/article/socialnye-nastroenija-na-ehtape-normalizacii.html (дата обращения: 14.10.2020)

СТОПКОРОНАВИРУС.РФ // Сайт Оперативного штаба взаимодействию профильных органов исполнительной власти. (дата обращения: 10.10.2020)

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: учеб.-практич. пособие / А.Н. Чумиков, М.П. Бочаров. М. Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. 721 с.

Шилина М.Г. Медиакоммуникация: тенденции трансформации. // Медиаскоп: электр. журн.М. 2009. Вып. З.

Breaking. World Health Organization (WHO) // Twitter. Published Online 11.03.2020 URL: https://twitter.com/WHO/status/1237777021742338049 (дата обращения: 09.10.2020)

Chaolin Huang, Yeming Wang, Xingwang Li. Clinical features of patients infected with 2019 novel coronavirus in Wuhan, China // Lancet, 2020. № 395: 497-506 pp. URL: https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(20)30183-5/fulltext#%20 (дата обращения: 03.10.2020)

References

Achkasova V.A. (2019) Kommunikativnyye strategii v usloviyakh protestnykh vystupleniy naseleniya [Communication strategies in the context of protest actions of the population]. Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost 'yu. 13: 11 - 25

Breaking. World Health Organization (WHO) // Twitter. Published Online 11.03.2020 URL: https://twitter.com/WHO/status/1237777021742338049 (Date of access: 09.10.2020)

Chaolin Huang, Yeming Wang, Xingwang Li (2020) Clinical features of patients infected with 2019 novel coronavirus in Wuhan, China. Lancet, 395: 497-506 pp. URL: https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(20)30183-5/fulltext# (Date of access: 03.10.2020)

CHumikov A.N., Bocharov M.P (2009) Aktual'nyye svyazi s obshchestvennost'yu: sfera, genezis, tekhnologii, oblasti primeneniya, struktury: ucheb.-praktich. Posobiye [Relevant public relations: sphere, genesis, technologies, fields of application, structures: study-practical. allowance] Vyssheye obrazovaniye, Urayt-Izdat, Voscow. 721 s.

CTOnKOPOHABHPYC.PO. Website of the Operational Headquarters for the interaction of the profile bodies of the executive power. (date of the application: 10.10.2020)

Gavra D.P. (2019) Ponyatiye i kharakteristiki kommunikatsionnoy strategii [The concept and characteristics of a communication strategy] Rossiyskaya shkola svyazey s obshchestvennost'yu. 15: 65 - 78

Gorlevskaya L.E. (2020) Transformatsiya predpochteniy potrebiteley i marketingovykh kommunikatsiy v usloviyakh koronavirusa [Transforming consumer preferences and marketing communications amid coronavirus] Ekonomika koronakrizisa: vyzovy i resheniya. Sbornik nauchnykh trudov. (ed.) R.M. Nizhegorodtseva. Moscow. pp. 152 - 156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gurov F.N. (2015) Prinyatiye resheniy pri osushchestvlenii antikrizisnykh kommunikatsiy [Decision making in the implementation of anti-crisis communications] Elektronnoye nauchnoye izdaniye Al'manakh Prostranstvo i Vremya. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7prinyatie-resheniy-pri-osuschestvlenii-antikrizisnyh-kommunikatsiy (Date of access: 14.10.2020)

Informatsionnyy tsentr o situatsii s virusom vozglavit doktor Myasnikov [The information center on the situation with the virus is headed by Dr. Myasnikov] RBK. 15.04.2020. URL: https://www.rbc.ru/society/15/04/2020/5e9700909a79474b1a3fd560 (Date of access: 14.10.2020)

Karasik V. I. (2020) Epidemiya v zerkale mediynogo diskursa: fakty, otsenki, pozitsii [Epidemic in the mirror of media discourse: facts, assessments, positions]. Politicheskaya lingvistika. 2 (80): 25-34

Kazhdaya tret'ya novost' v rossiyskikh SMI rasskazyvayet o koronaviruse [Every third piece of news in the Russian media talks about the coronavirus]. Interfaks. 20.03.2020. URL: https://www.interfax.ru/russia/700150 (Date of access: 14.10.2020)

Koronavirus. KHronika rasprostraneniya [Coronavirus. Chronicle of distribution] Rossiyskaya gazeta. 03.03.2020. URL: https://rg.ru/2020/03/03/koronavirus-hronika-rasprostraneniia.html (Date of access: 14.10.2020)

Krivonosov A.D. (2016) Novostnoy menedzhment v mediakommunikatsiyakh [ «Levada-TSentr» soobshchil o padenii reytinga Putina do 25% [Levada Center announced the drop in Putin's rating to 25%] Novaya gazeta. 30.05.2020. URL:

https://novayagazeta.ru/news/2020/05/30/161906-levada-tsentr-soobschil-o-padenii-reytinga-putina-do-25 (Date of access: 13.10.2020)

News management in media communications] Vestnik CHelGU. 7 (389) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novostnoy-menedzhment-v-mediakommunikatsiyah (Date of access: 14.10.2020)

Osobennyye i universal'nyye. Mezhdunarodnyye eksperty obsudili na vebinare VSHGU RANKHiGS krizisnyye kommunikatsii v period pandemii koronavirusa // Ofitsial'nyy sayt RANKHiGS [Special and versatile. International experts discussed crisis communications during the coronavirus pandemic at the RANEPA webinar] 16.06.2020. URL: https://www.ranepa.ru/koronavirus/koronavirus-eksperty-rankhigs/osobennye-i-universalnye-mezhdunarodnye-eksperty-obsudili-na-vebinare-vshgu-rankhigs-krizisnye-kommu/ (Date of access: 28.09.2020)

Politicheskaya kommunikativistika: teoriya, metodologiya i praktika [Political communication studies: theory, methodology and practice] (2012) (ed) L. N. Timofeyevoy. M. Rossiyskaya assotsiatsiya politicheskoy nauki (RAPN), pp. 77-90. Grachev M.N. Politicheskaya kommunikatsiya: ponyatiye, sushchnost' [Political communication: concept, essence]

Protsenko rasskazal o vizite Putina v bol'nitsu v Kommunarke [Protsenko spoke about Putin's visit to the hospital in Kommunarka] RIA Novosti. 01.08.2020. URL: https://ria.ru/20200801/1575256102.html (Date of access: 14.10.2020)

Putin ob"yavil nedelyu s 30 marta po 5 aprelya nerabochey [Putin declared the week from March 30 to April 5 a non-working] Interfaks. 25.03.2020. URL: https://www.interfax.ru/russia/700883 (Date of access: 14.10.2020)

SHilina M.G. (2009) Mediakommunikatsiya: tendentsii transformatsii [Media communication: transformation trends.] Mediackop. Moscow. 2009, 3.

Sotsial'nyye nastroyeniya na etape normalizatsii [Social mood at the stage of normalization] VTSIOM. 22.07.2020. URL: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/social-problems/social-well-being/article/socialnye-nastroenija-na-ehtape-normalizacii.html (Date of access: 14.10.2020)

V merii Moskvy zadumalis' ob uzhestochenii karantina [Moscow mayor's office thought about strengthening quarantine]. Vedomosti. 04.10.2020. URL:

https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/10/04/842042-merii-moskvi (Date of access: 14.10.2020)

Vtoraya volna koronavirusa v Rossii v grafikakh: chislo zabolevshikh prevysilo mayskiy maksimum [The second wave of coronavirus in Russia in charts: the number of cases exceeded

the May maximum] BBC News. Russkaya sluzhba. 09.10.2020. URL: https://www.bbc.com/russian/news-54483793 (Date of access: 14.10.2020)

ZHuykov A.A., Kasparov A.R. (2020) Nedostovernyye soobshcheniya ob epidemii koronavirusa v prostranstve internet-kommunikatsii kak faktor destabilizatsii sotsial'noy obstanovki [Inaccurate reports of the coronavirus epidemic in the space of Internet communication as a factor in destabilizing the social situation]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 1: regionovedeniye: filosofiya, istoriya, sotsiologiya, yurisprudentsiya, politologiya, kul'turologiya. 2 (259): 118-124

Сведения об авторе

Трохинова Ольга Игоревна - кандидат политических наук, преподаватель кафедры международной коммуникации факультета мировой политики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. e-mail: olgatrox@gmail.com

Trokhinova Olga I. - Candidate of Political Sciences, lecturer, The School of the World Politics, Lomonosov Moscow State University. e-mail: olgatrox@gmail .com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.