Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДВОКАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДВОКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
165
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-педагогическая адвокация / защита прав несовершеннолетних / дети с ОВЗ / субъекты адвокации / ролевые позиции / успешность социально-педагогической адвокации. / socio-pedagogical advocacy / protection of the rights of minors / children with disabilities / advocacy subjects / role positions / success of social and pedagogical advocacy.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алехина Екатерина Валентиновна

В статье рассматривается социально-педагогическая адвокация по правам несовершеннолетних. Данная технология является актуальным инструментов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних на сегодняшний день. Автор ставил целью характеристику особенностей ролевых позиций субъектов социально-педагогической адвокации. Исследование проводилось на основе результатов социозащитной деятельности общественной организации ВРООИ «Искра надежды» (Воронеж). Социально-педагогическая адвокация вид правозащитной деятельности, при которой родители детей, чьи права и законные интересы нарушаются, общественные организации или активные граждане организуют деятельность по защите конкретного нарушенного права или законного интереса несовершеннолетнего, влияющего на его успешную социализацию и воспитание. К числу субъектов, чьи ролевые позиции характеризуются, относятся: несовершеннолетние, чьи права и законные интересы требуют проведения социально-педагогической адвокации, их родители и представители общественных организаций, реализующих социально-педагогическую адвокацию на практике. Каждый из субъектов рассматривается с точки зрения степени его участия в адвокации, личностных характеристик, позволяющих с той или иной степенью успешности реализовывать социально-педагогическую адвокацию. Ролевые позиции рассматриваются на примере детей с ОВЗ и их родителей. Автор описывает сложности в процессе взаимодействия субъектов адвокации, которые могут оказать негативное влияние на результативность адвокации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алехина Екатерина Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ROLE POSITIONS OF SUBJECTS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ADVOCACY

The article considers social and pedagogical advocacy on the rights of minors. This technology is a relevant tool for the protection of rights and legitimate interests of minors today. The author characterizes the features of the role positions of subjects of social and pedagogical advocacy. The study was conducted on the basis of the results of social protection activities of VROOI “A Glimmer of Hope ” (Voronezh) public organization. Social and pedagogical advocacy is a type of activity in which parents of children whose rights and legitimate interests are violated, public organizations or active citizens organize activities to protect a specific violated right or legitimate interest of a minor that affects his successful socialization and upbringing. The subjects whose role positions are characterized include minors, whose rights and legitimate interests require social and pedagogical advocacy, their parents and representatives of public organizations that implement social and pedagogical advocacy in practice. Each of the subjects is considered according to the degree of its participation in advocacy, personal characteristics that allow implementing social and pedagogical advocacy with varying degrees of success. Role positions are considered on the example of children with disabilities and their parents. The author describes difficulties in the process of interaction between the subjects of advocacy, which may have a negative impact on the effectiveness of advocacy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДВОКАЦИИ»

ISSN 2078-1024

VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

УДК 37.06

DOI: 10.24411/2078-1024-2019-13004 Алехина Е.В.

ОСОБЕННОСТИ РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ СУБЪЕКТОВ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДВОКАЦИИ

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, проект №18-013-00545

Алехина Екатерина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики

ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет»,

Воронеж, Россия

E-mail: ev_alekhina@mail.ru

тел.: 8(910)344 01 09

В статье рассматривается социально-педагогическая адвокация по правам несовершеннолетних. Данная технология является актуальным инструментов защиты прав и законных интересов несовершеннолетних на сегодняшний день. Автор ставил целью характеристику особенностей ролевых позиций субъектов социально-педагогической адвокации. Исследование проводилось на основе результатов социо-защитной деятельности общественной организации ВРООИ «Искра надежды» (Воронеж). Социально-педагогическая адвокация - вид правозащитной деятельности, при которой родители детей, чьи права и законные интересы нарушаются, общественные организации или активные граждане организуют деятельность по защите конкретного нарушенного права или законного интереса несовершеннолетнего, влияющего на его успешную социализацию и воспитание. К числу субъектов, чьи ролевые позиции характеризуются, относятся: несовершеннолетние, чьи права и законные интересы требуют проведения социально-педагогической адвокации, их родители и представители общественных организаций, реализующих социально-педагогическую адвокацию на практике. Каждый из субъектов рассматривается с точки зрения степени его участия в адвокации, личностных характеристик, позволяющих с той или иной степенью успешности реализовывать социально-педагогическую адвокацию. Ролевые позиции рассматриваются на примере детей с ОВЗ и их родителей. Автор описывает сложности в процессе взаимодействия субъектов адвокации, которые могут оказать негативное влияние на результативность адвокации.

Ключевые слова: социально-педагогическая адвокация, защита прав несовершеннолетних, дети с ОВЗ, субъекты адвокации, ролевые позиции, успешность социально-педагогической адвокации.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

Для цитирования: Алехина Е.В. Особенности ролевых позиций субъектов социально-педагогической адвокации. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. Вып. 3(42). С. 54-61. DOI: 10.24411/20781024-2019-13004.

Alekhina E.V.

FEATURES OF ROLE POSITIONS OF SUBJECTS OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ADVOCACY

The article was prepared with the financial support of the Russian Federal Property Fund, project No. 18-013-00545

Alekhina Ekaterina Valentinovna, Candidate of Pedagogics, an associate professor of

the Department of General and Social Pedagogy

FSBEI HE "Voronezh State Pedagogical University", Voronezh, Russia

E-mail: ev_alekhina@mail.ru

tel.: 8(910)344 01 09

The article considers social and pedagogical advocacy on the rights of minors. This technology is a relevant tool for the protection of rights and legitimate interests of minors today. The author characterizes the features of the role positions of subjects of social and pedagogical advocacy. The study was conducted on the basis of the results of social protection activities ofVROOI "A Glimmer of Hope " (Voronezh) public organization.

Social and pedagogical advocacy is a type of activity in which parents of children whose rights and legitimate interests are violated, public organizations or active citizens organize activities to protect a specific violated right or legitimate interest of a minor that affects his successful socialization and upbringing. The subjects whose role positions are characterized include minors, whose rights and legitimate interests require social and pedagogical advocacy, their parents and representatives of public organizations that implement social and pedagogical advocacy in practice. Each of the subjects is considered according to the degree of its participation in advocacy, personal characteristics that allow implementing social and pedagogical advocacy with varying degrees of success.

Role positions are considered on the example of children with disabilities and their parents. The author describes difficulties in the process of interaction between the subjects of advocacy, which may have a negative impact on the effectiveness of advocacy.

Key words: socio-pedagogical advocacy, protection of the rights of minors, children with disabilities, advocacy subjects, role positions, success of social and pedagogical advocacy.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

For citation: Alekhina E.V. Features of role positions of subjects of social and pedagogical advocacy // Vestnik of Maykop State Technological University. 2019. Issue 3(42). P. 54-61. DOI: 10.24411 /2078-1024-2019-13004.

Социально-педагогическая действительность представлена сегодня качественно метающимся поколением родителей в сторону более высокой осведомленности последних о правах и готовности их защищать, поздно социально взрослеющими детьми и большим количеством общественных объединений и организаций, представляющих интересы детей и их семей. Кроме этого, несмотря на процессы, способствующие улучшению положения детей в России сегодня, остаются еще пробелы в законодательстве и инертность органов управления на различных уровнях, создающие факты нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних. Эти особенности социально-педагогической действительности формируют специфику защиты прав несовершеннолетних. Среди арсенала достаточно новых средств решения социальных проблем детства для отечественной социально-педагогической действительности можно назвать социально-педагогическую адвокацию.

Социально-педагогическая адвокация - вид правозащитной деятельности, при которой родители детей, чьи права и законные интересы нарушаются, общественные организации или активные граждане организуют деятельность по защите конкретного нарушенного права или законного интереса несовершеннолетнего, влияющего на его успешную социализацию и воспитание. Собственно случаи нарушения прав и законных интересов составляют объект адвокации.

Часто в поле зрения правозащитных организаций попадают дети, чьи права и законные интересы систематически нарушаются самим государством в лице органов управления различных уровней. Это дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В отношении именно этих детей наиболее часто проводится социально-педагогическая адвокация.

В основе социально-педагогической адвокации лежат различные виды отношений: по поводу защиты прав и законных интересов, по поводу социализации и воспитания несовершеннолетнего.

В процессе социально-педагогической адвокации осуществляется взаимодействие субъектов. К ним относятся дети, чьи права нарушены или есть необходимость в отстаивании их законных интересов, родители или лица их заметающие, собственно, те, кто адвокацию осуществляет, то есть общественные организации. Все субъекты имеют определенные ролевые характеристики. Основываясь

56

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

на теории социальной драматургии И. Гофмана, каждый из субъектов может занимать различные ролевые позиции в процессе адвокации [2].

Основным заказчиком адвокации, а значит и субъектом является несовершеннолетний (ребенок), чьи права или законные интересы нарушаются. В силу своего правового статуса ребенок может выступать непосредственным или опосредованным заказчиком. То есть он может лично обратиться за адвокацией или через своего законного представителя.

При непосредственном участии ребенок может быть активным участником адвокации, а может не участвовать в ней непосредственно. Это определяется возрастными, ментальными и социальными особенностями несовершеннолетнего. В любом случае в процессе адвокации осуществляет педагогико-правовая деятельность в отношении несовершеннолетнего по формированию нормативной мотивации и готовности защищать свои права [ 1 ].

Другим субъектом социально-педагогической адвокации являются родители (законные представители) ребенка, в интересах которого проводится адвокация.

Родители разносторонняя группа, не всегда имеющая схожие ролевые позиции. Среди родителей как субъектов социально-педагогической адвокации можно выделить: самоадвокат, активист, экстремист, безучастный.

Самая редкая категория родителей, обращающихся за адвокацией - это безучастный родитель. Такой родитель становится субъектом адвокации по настоянию других заинтересованных лиц (педагогов, учителей, других родственников). Такой родитель плохо знает свои права и права своего ребенка. Он заранее настроен на поражение. Поэтому он не принимает активное участие в адвокации. К проводимым мероприятиям другими субъектами относится с недоверием. Эти особенности становятся иногда препятствием для проведения успешной адвокации. К работе с такими родителями целесообразно подключать социального педагога образовательной организации, которую посещает ребенок, с целью правового просвещения родителя, а также сопровождения этой семьи в дальнейшем.

Очень часто встречается сегодня категория «родитель-экстремист». Эти родители уверенны в том, что государство и окружающие им должны предоставлять любые услуги по их первому требованию. Их не интересует правомочность их требований. Они уверены в своей правоте. Это родители, которые реализуют потребность в собственной социальной значимости через крайние меры в осуществлении родительских функций. Взаимодействие с этой категорией родителей осложняет проведение адвокации, так как они бывают излишне требовательны и склонны к несогласованным с дру-

57

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

гими субъектами адвокации действиям. Более того, бывают случаи чрезмерных и неоправданных ожиданий. При взаимодействии с этой категорией родителей целесообразно удостовериться в объективности и законности требований с их стороны.

Среди родителей, представляющих интересы своих детей, можно выделить «родителей-активистов». Это родители, понимающие свои возможности, имеющие представление о своих правах и правах своего ребенка. Активисты готовы принимать активное участие в адвокации непосредственно, оказывать любую требующуюся помощь другим субъектам адвокации. Родитель-активист может в последующем инициировать подобные адвокационные кампании в помощь другим детям и их родителям, находящимся в схожей ситуации. Взаимодействие с родителем-активистом продуктивно, позитивно и может иметь перспективу дальнейшего сотрудничества уже вне адвокационной кампании.

Есть еще одна категория - «родитель-самоадвокат». Для понимания данной ролеваой позиции необходимо разобраться в типах адвокации. В общем виде адвокацию можно разделить на три типа:

- адвокация конкретного случая;

- общественная адвокация;

-самоадвокация.

Адвокация конкретного случая основывается на защите прав и законных интересов отдельных людей и групп, которые в силу обстоятельств не могут защищать свои интересы. Например, факт отказа в предоставлении жилья, отказ в статусе инвалида и т.п.

Таким образом, большинство родителей выступают в роли субъектов адвокации конкретного случая, где помимо них другими субъектами является ребенок и общественная организация или общественные деятели.

Самоадвокация предполагает самостоятельную защиту своих прав человеком как субъектом права [3].

Родитель-самоадвокат защищает права своего ребенка самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. Он осуществляет самоадвокацию. Он знаком с законодательством, готов представлять интересы своего ребенка в различных инстанциях. Он может действовать путем проб и ошибок, но, как правило, доводит начатое дело до конца. Родитель-самоадвокат в последствии может стать создателем общественной организации, защищающей права других таких же родителей. К родителю-самоадвокату можно обращаться за консультативной помощью в процессе адвокации по сходному случаю.

58

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

Общественная или публичная адвокация направлена на решение глобальных проблем больших социальных групп. Например, разработка соответствующих положений, законодательных актов, касающихся интересов достаточно большой социальной группы. Поэтому родители в этом типе адвокации выступают, как правило, как члены общественной организации, приобретая в таком случае уже другую роль.

Еще одним субъектом адвокации могут быть как отдельные общественные деятели (например, родители, уже прошедшие через решение подобных проблем), так и общественные организации.

На сегодняшний день по данным Росстата в России существует 54533 общественных организации, большинство из них так или иначе осуществляют правозащитную деятельность [4].

Члены общественной организации, проводящие адвокацию по защите прав ребенка могут выступать в различных ролях: модератора, фасилитатора, тьютора, консультанта.

Модератор принимает заказ на проведение адвокационной кампании, определяет проблему, проверяет возможность ее решения. Модератор, работая с родителями, определяет степень их заинтересованности, возможность их вовлечения в адвокацию. Модератор, общаясь с ребенком, определяет возможность предоставления дополнительных услуг при необходимости. Модератор определяет персональный состав членов общественной организации, которые будут принимать участие в адвокации.

Фасилитатор обеспечивает благоприятную атмосферу в процессе адвокации, осуществляет эмпатическое общение с субъектами адвокации, поддерживает настрой в периоды падения мотивации, содействует продуктивности деятельности других субъектов адвокации.

Тьюторская ролевая позиция может использоваться в ситуации, когда родители готовы осуществлять самоадвокацию или запрашивают только консультативную помощь. Задача тьютора в данном случае не организовать адвокационную кампанию целиком, а научить этой деятельности с возможностью последующего привлечения этих родителей уже в качестве активных организаторов адвокацион-ных кампаний. Тьютор направляет энергию и готовность самих родителей, создает условия для успешного развития в этом направлении других субъектов адвокации. В отношении детей, как участников адвокационной кампании, то в зависимости от возраста, тьютор может привлечь их в качестве участника адвокации, вовлечь в группу самопомощи, порекомендовать траекторию развития ребенка.

59

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

Консультант - ролевая позиция, которую могут занимать как члены общественной организации, так и задействованные в адвокационной кампании специалисты со стороны. Консультант - это член команды, который хорошо разбирается в действующем законодательстве, знает изнутри систему органов управления (здравоохранения, образования, социальной защиты, исполнения наказания и т.п.). Консультант призван давать информацию по интересующим субъектов ад-вокации вопросам. Обычно в качестве консультанта могут выступать профессиональные юристы, социальные педагоги, сотрудники органов управления и т.п.

В процессе адвокации все субъекты вступают во взаимодействие, в основе которого должно быть взаимосодействие и взаимопонимание.

Взаимосодействие и взаимопонимание в данном случае понимаются как осознание ценности участия друг друга в деятельности, честность и открытость мотивов, взаимная поддержка вне зависимости от результатов, согласование действий в процессе адвокации.

В процессе взаимодействия субъектов в рамках адвокации могут возникнуть проблемы следующего характера:

- недопонимание вследствие отсутствия единого понятийного аппарата;

-различные представления о ценностных установках социально-педагогической адвокации;

-сложности в общении с отдельными категориями детей-инвалидов и их

семей;

- антипатия друг к другу субъектов адвокации.

Эти проблемы могут стать фактором снижения успешности адвокации или ее прекращения.

Таким образом, социально-педагогическая адвокация представляет собой деятельность по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, в основе которой взаимодействие самих несовершеннолетних, их родителей и общественной организации или отдельных общественных деятелей как субъектов адвокации, имеющих свои ролевые позиции, обуславливающие характер взаимодействия в процессе адвокации.

Литература:

1. Бронякина Е.В. Воспитательное взаимодействие адвоката с виктимной личностью в процессе оказания юридической помощи: дис. ... канд. педагог, наук: 13.00.01: Воронеж, 2004. 171 с.

ISSN 2078-1024 VESTNIK MAJKOPSKOGO GOSUDARSTVENNOGO

TEHNOLOGICESKOGO UNIVERSITETA. 2019. 3/42

2. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / пер. с англ. и вступ. статья А.Д. Ковалева. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. 304 с.

3. Пособие по адвокации: Власть и участие народа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mognovse.ru/viw-advokaciya-vlaste-i-uchastie-naroda.html (Дата обращения: 16.08.2019 г.).

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ гоsstat/ru/statistiсs/state/# (Дата обращения: 16.08.2019 г.).

Literature:

1. Bronyakina E.V. Educational interaction of a lawyer with a victim in the process of providing legal assistance: dis. ... Cand. of Pedagogics: 13.00.01: Voronezh, 2004. 171 p.

2. Hoffman I. Introducing oneself different in everyday life / trans, from English and introduction by A.D. Kovaleva. M.: CANON-press-C, 2000. 304 p.

3. The manual on advocacy: The power and participation of the people [Electronic resource]. Access mode: http://mognovse.ru/viw-advokaciya-vlaste-i-uchastie-naroda.html (Date of access: 16.08. 2019).

4. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. Access mode: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state/# (Date of access: 16/08/2019).

УДК 372.362 DOI: 10.24411/2078-1024-2019-13005

Артеменко Б.А., Колосова И.В., Пермякова H.E.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА КАК БАЗОВОЕ УСЛОВИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Артеменко Борис Александрович, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории, методики и менеджмента дошкольного образования

ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», Челябинск, Россия E-mail: artemenkoba@cspu.ru, тел.:+7(351) 216 57 46

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.