Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ ДЕТЯМ И САМООТНОШЕНИЯ У ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ'

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ ДЕТЯМ И САМООТНОШЕНИЯ У ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детско-родительские отношения / родительская позиция / интернат для престарелых / самопринятие / принятие / child-parent relations / parental position / nursing home / self-acceptance / acceptance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лежнина Лариса Викторовна, Рыбаков Александр Владимирович

Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей родительского отношения к взрослым детям и самоотношения у проживающих в интернатах для престарелых. Выборку эмпирического исследования составили две группы лиц пожилого возраста: 93 человека, проживающих в интернатах, и 102 человека, проживающих в домашних условиях. Установлено, что проживающие в интернатах для престарелых имеют более низкий уровень принятия своих детей, более высокий уровень самопринятия, а также то, что эти переменные характеризуются обратной корреляционной связью. Результаты проведенного исследования могут составить основание для разработки коррекционно-развивающих программ в рамках психолого-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях стационарных организаций социального обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лежнина Лариса Викторовна, Рыбаков Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-ATTITUDE AND PARENTAL ATTITUDE TOWARDS ADULT CHILDREN AMONG RESIDENTS OF NURSING HOMES

The article focuses on the psychological characteristics of self-attitude and parental attitude to adult children among residents of nursing homes. The sample of the empirical study consisted of two groups of elderly people: 93 residents of nursing homes and 102 non-residents. It was found that residents of nursing homes have a lower level of acceptance of their children, a higher level of self-acceptance, and that these two variables are characterized by an inverse correlation. The results of the study may form the basis for creating correctional and developmental programs within the framework of psychological and pedagogical support for residents of nursing homes.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ ДЕТЯМ И САМООТНОШЕНИЯ У ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ»

УДК 159.9.075 EDN TPOJWB

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2024-211-203-211

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ВЗРОСЛЫМ ДЕТЯМ И САМООТНОШЕНИЯ У ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНТЕРНАТАХ

ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ

Л. В. Лежнина, А. В. Рыбаков

Аннотация. Цель данного исследования заключается в изучении психологических особенностей родительского отношения к взрослым детям и самоотношения у проживающих в интернатах для престарелых. Выборку эмпирического исследования составили две группы лиц пожилого возраста: 93 человека, проживающих в интернатах, и 102 человека, проживающих в домашних условиях. Установлено, что проживающие в интернатах для престарелых имеют более низкий уровень принятия своих детей, более высокий уровень самопринятия, а также то, что эти переменные характеризуются обратной корреляционной связью. Результаты проведенного исследования могут составить основание для разработки коррекционно-развивающих программ в рамках психолого-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях стационарных организаций социального обслуживания.

Ключевые слова: детско-родительские отношения, родительская позиция, интернат для престарелых, самопринятие, принятие

SELF-ATTITUDE AND PARENTAL ATTITUDE TOWARDS ADULT CHILDREN AMONG RESIDENTS OF NURSING HOMES

L. V Lezhnina, A. V Rybakov

Abstract. The article focuses on the psychological characteristics of self-attitude and parental attitude to adult children among residents of nursing homes. The sample of the empirical study consisted of two groups of elderly people: 93 residents of nursing homes and 102 non-residents. It was found that residents of nursing homes have a lower level of acceptance of their children, a higher level of self-acceptance, and that these two variables are characterized by an inverse correlation. The results of the study may form the basis for creating correctional and developmental programs within the framework of psychological and pedagogical support for residents of nursing homes.

Keywords: child-parent relations, parental position, nursing home, self-acceptance, acceptance

Введение

Действующая на сегодняшний день государственная социальная политика Российской Федерации в отношении лиц пожилого возраста, нуждающихся в социальном обслуживании, направлена на приоритет предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (Суслова, Шаповаленко 2023; Стратегия действий

в интересах... 2016). По данным Федеральной службы государственной статистики, число лиц, получающих уход вне дома и проживающих в интернатах для престарелых и геронтологических центрах, в 2022 г. приближалось к 75 тыс. человек (Сведения о стационарных организациях. 2023).

Ряд отечественных исследований свидетельствует, что проживающим в интернатах для престарелых присущи отличительные

особенности (Емельянова, Буланова 2020; Караева и др. 2021; Шагидаева 2014). В частности, Т. В. Поддубная установила, что пожилые люди, проживающие в интернатах, достаточно высоко оценивают свои личностные качества (Поддубная 2016).

Феномен отказа от ухода за престарелыми родителями изучен М. В. Вдовиной, которая предложила основания для классификации межпоколенческих конфликтов, способных привести к отказу детей от родителей, описала критерии такого отказа и его стадии (Вдовина 2005).

В исследовании К. Ноэль-Миллер показано, что наличие взрослых детей в целом является фактором, снижающим риск поступления в интернат для престарелых одного родителя после смерти другого, но не рассмотрены психологические характеристики отношений в таких семьях (Noël-Miller 2010). Данные А. Р. Робертс и К. Дж. Ишлер свидетельствуют о повышении качества жизни жителей интернатов для престарелых, часто посещаемых членами их семей (Roberts et al. 2020). С ними согласна Д. Шу и соавторы, данные которых свидетельствуют о важности детей для качества жизни пожилых людей, проживающих в интернатах для престарелых (Xu, D. et al. 2019).

В отечественной психологии проблеме детско-родительских отношений между пожилыми родителями и их взрослыми детьми в настоящее время уделено мало внимания (Шаповаленко, Егоров 2019). Несмотря на очевидный социальный запрос на укрепление межпоколенческих связей, детско-родительские отношения в системе «взрослый — взрослый» не нашли пока должного изучения в психологических исследованиях.

Обозначенное противоречие определило цель данного исследования: изучить психологические особенности родительского отношения к взрослым детям и самоотношения у проживающих в интернатах для престарелых. Родительское отношение мы, вслед за А. Я. Варгой, определяем как систему вариативных чувств по отношению к ребенку, а также поведенческие стереоти-

пы в процессе взаимодействия с ним (Варга 1986).

Гипотеза исследования заключается в предположении наличия отличительных особенностей родительского отношения к взрослым детям и его связь с самоотношением у проживающих в интернатах для престарелых в сравнении с проживающими дома. Исходя из цели и гипотезы, потребовалось решение следующих задач:

1) определить критерии родительского отношения к детям и подобрать психодиагностические методики для их изучения;

2) осуществить сбор эмпирических данных и провести качественный и количественный анализ полученных результатов.

Материалы и методы

В психолого-педагогической литературе представлено большое количество идей и предложений относительно критериев родительского отношения, при этом большинство авторов выделяют критерии «принятие» и «контроль» (Суслова, Шаповаленко 2023; Maccoby, Martin 1983). Очевидно, что было бы неверным рассматривать родительское отношение изолированно от его возможных факторов; среди детерминант родительской позиции ученые указывают на особенности отношения родителя к своей личности (Савина, Смирнова 2003; Синягина 2003).

Исходя из этих положений, для эмпирической проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие инструменты:

1. Методика «Родительская позиция по отношению к взрослым детям» (Р. Н. Егоров, И. В. Шаповаленко) (Егоров, Шаповаленко 2020), позволяющая оценить родительскую позицию по двум критериям («принятие» и «контроль»). Высокие значения по первой переменной свидетельствуют о преобладании поведенческих и когнитивных установок родителя, направленных на непринятие, отвержение своего взрослого ребенка; низкие значения соответствуют принятию ребенка родителем. Высокие значения по второй переменной говорят о направленности ро-

дителя на контроль над ребенком, непризнание его взрослости и самостоятельности; низкие значения, напротив, отражают родительскую позицию, в соответствии с которой признается независимость и автономность своего ребенка.

2. «Личностный семантический дифференциал» (в адаптации Е. Ф. Бажина, А. М. Эткинда) (Бажин, Эткинд 1983). Данная методика предназначена для исследования представлений личности о своих качествах по трем шкалам:

— «Оценка», раскрывающая степень самопринятия и самоуважения личности;

— «Сила», описывающая представление субъекта об уровне развитости самоконтроля и волевых качеств его личности;

— «Активность», демонстрирующая мнение субъекта о присущем ему уровне экстраверсии/интроверсии.

Математическая обработка полученных эмпирических данных (сравнение двух независимых выборок, корреляционный и факторный анализы) осуществлялась в программе Statsoft Statistica 10 for Microsoft Windows.

Эмпирическое исследование было проведено в организациях социального обслуживания Республики Марий Эл. Количество лиц, составивших выборку проживающих в интернатах для престарелых — 93 человека (33 мужчины и 60 женщин). Количество лиц, составивших выборку проживающих в дома — 102 человека (35 мужчин и 67 женщин). Средний возраст респондентов, проживающих в интернатах для престарелых, составил 70,7 лет; средний возраст респондентов, проживающих дома — 71,3 года. Респонденты в обеих выборках не имели выраженных когнитивных нарушений, а также соматических заболеваний в острой форме.

Данные выборки имели статистически значимые различия по количеству детей (иэмп = 3363,0; p = 0,0061). В выборке проживающих в интернатах более половины (58%) являются родителями единственного ребенка, в то время как в выборке проживающих дома практически две трети (65%)

имеют двух или более детей. В остальном же изучаемые группы являлись однородными по таким параметрам, как возраст (иэмп = 4496,0; р = 0,5312), брачно-семейный статус (иэмп = 4641,5; р = 0,7975), уровень образования (иэмп = 4459,0; р=0,4714).

Результаты

В выборке проживающих в интернатах для престарелых установлен более низкий уровень принятия своих взрослых детей в сравнении с выборкой проживающих в домашних условиях. Об этом свидетельствует факт обнаружения статистически достоверных различий, установленный при использовании и-критерия Манна-Уитни для независимых выборок (иэмп = 3561,5; р = 0,007).

Показатели по критерию контроля, измеренные в двух выборках респондентов, не имели статистически достоверных различий (иэмп = 4088,0; р = 0,1836).

Таким образом, родительское отношение к взрослым детям у проживающих в интернатах для престарелых, характеризуется более низким уровнем принятия своих взрослых детей. Проявляется это в избегании своего ребенка и чувстве стыда за его поведение, в беспокойстве и даже конфликтах в отношениях с ним, а сам ребенок воспринимается слабым и беспомощным.

Изучение самоотношения респондентов как детерминанты родительской позиции к взрослым детям показало, что обе выборки в целом характеризуют себя как обладателей развитых волевых качеств, которым присуща уверенность в себе и независимость, а также средний и высокий уровень активности, выражающейся в экстраверсии.

Статистически значимые различия между двумя выборками были установлены при сравнении выраженности самопринятия (иэмп = 3570,0; р = 0,0185). В выборке проживающих в интернатах для престарелых уровень самопринятия достоверно выше (рис. 1), что может свидетельствовать об их восприятии себя как удовлетворенных собой, а также как обладателей положительных, общественно одобряемых характеристик.

Рис. 1. Уровни самопринятия респондентов Fig. 1. Levels of the respondents' self-acceptance

Поиск связей между изучаемыми переменными в рамках исследования осуществлялся с применением коэффициента ранговой корреляции г-Спирмена, поскольку эмпирические данные не подчинялись закону нормального распределения (проверка нормальности распределения проводилась при использовании критерия Колмогорова-Смирнова).

В выборке проживающих в интернатах для престарелых обнаружена единственная умеренная обратная корреляционная связь между шкалами «Принятие» и «Оценка» (рис. 2). В выборке проживающих дома статистически значимых корреляционных связей между исследуемыми переменными не выявлено.

Факт выявления данной связи демонстрирует повышение уровня принятия ребенка

с повышением уровня принятия себя родителем, что, в свою очередь, может послужить основанием для коррекции родительской позиции к взрослым детям на поздних этапах отногенеза. Идея, подобная этой, уже попадала в фокус психолого-педагогических исследований, в частности в рамках гуманистической психологии. Так, С. Куперсмит в качестве одного из теоретических выводов серии исследований, направленных на изучение связи родительской самооценки с особенностями детско-родительских отношений, формулирует вывод о том, что высокая родительская самооценка связана с принятием (Сооре^т^ 1967). В исследовании Г. Р. Мединнус и Ф. Дж. Кертис нашла подтверждение выдвинутая авторами гипотеза, согласно которой между самопринятием матери и принятием ребенка существует зна-

= = = = — отрицательная корреляционная связь, при p < 0,01

Рис. 2. Сила и направление корреляционной связи между переменными «Принятие» и «Оценка», при p < 0,01

Fig. 2. The strength and direction of the correlation between the variables 'Acceptance' and 'Evaluation', at p < 0.01

чимая положительная связь (Medinnus, Curtis 1963).

Стоит отметить, что упомянутые выше исследования проводились с участием родителей, имеющих детей дошкольного и подросткового возрастов; подобные исследования родителей взрослых детей не известны.

В целях выявления скрытых факторов, объясняющих структуру родительского отношения с учетом личностных особенностей, корреляционные матрицы из пяти переменных были подвергнуты процедуре факторного анализа по методу главных компонентов. Для определения допустимости применения метода факторного анализа была посчитана мера адекватности выборки Кай-зера-Майера-Олкина (КМО). В выборке проживающих в интернатах для престарелых КМО = 0,633, критерий сферичности Барт-летта = 0,000; из этого следует, что данные применимы для процедуры факторного анализа. Факторные нагрузки после вращения по методу «варимакс», полученные в выборке проживающих в интернатах для престарелых, представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы 1, первый фактор, объясняющий большую долю дисперсии, объединил в себе переменные, отражающие особенности самоотношения респондентов.

Второй фактор соответствует переменной «Принятие», отражающей характеристику эмоционального отношения к ребенку, а также поведенческих установок в его отношении. В сумме два выявленных фактора объясняют 72% общей дисперсии.

Для данных, полученных в выборке проживающих дома, была проведена проверка допустимости применения процедуры факторного анализа, результаты которой подтверждают допустимость применения метода (КМО = 0,583, критерий сферичности Бартлетта = 0,000). В этой выборке после вращения по методу «варимакс» также выделено два фактора (табл. 2).

Данные, представленные в таблице 2, показывают, что фактор личности родителя, так же как и в первой выборке, объясняет большую долю дисперсии, однако второй фактор, в отличие от первой факторной модели, соответствует переменной «Контроль». Таким образом, результаты факторного анализа подтверждают не только обнаруженную связь принятия взрослого ребенка и самопринятия у пожилых родителей, проживающих в интернатах, но и свидетельствуют о качественном отличии родительских отношений в изученных группах респондентов: в выборке проживающих в интернатах

Таблица 1

Результаты факторного анализа в выборке лиц, проживающих в интернатах для престарелых

Table 1

Results of factor analysis in the group of respondents living in nursing homes

Переменная Факторные нагрузки

Фактор 1 Фактор 2

Принятие -0,269783 0,842635

Контроль 0,365664 0,691206

Оценка 0,860545 -0,224490

Сила 0,841675 -0,087256

Активность 0,789223 0,299099

Собственные значения факторов 2,278320 1,335269

Доля объясненной дисперсии 0,455664 0,267054

Примечание: полужирным шрифтом выделены факторные нагрузки > 0,7.

Таблица 2

Результаты факторного анализа в выборке лиц, проживающих в домашних условиях

Table 2

Results of factor analysis in the group of non-residents of nursing homes

Переменная Факторные нагрузки

Фактор 1 Фактор 2

Принятие -0,314053 0,462204

Контроль 0,057397 0,894763

Оценка 0,766069 0,236542

Сила 0,805830 0,032486

Активность 0,878320 -0,136398

Собственные значения факторов 2,109594 1,089845

Доля объясненной дисперсии 0,421919 0,217969

Примечание: полужирным шрифтом выделены факторные нагрузки > 0,7.

выделился фактор принятия, а у проживающих дома — фактор контроля. Вероятно, это объясняется тем, что между проживающими в интернатах и их взрослыми детьми существуют как психологическая, так и физическая дистанция.

Выводы и обсуждение

Проведенное исследование позволило заключить, что родительское отношение к взрослым детям у проживающих в интернатах для престарелых имеет отличительные особенности в сравнении с проживающими в домашних условиях. Для родителей, проживающих в интернатах, характерно преобладание негативных установок на взаимодействие с взрослым ребенком, отрицательный его образ. Вероятно, такая ситуация обусловлена тем, что родитель, проживающий в интернате, испытывает чувство недовольства своим ребенком, поскольку уход ему предоставляет не он, а посторонние для него лица — сотрудники интерната.

Проживающие в интернатах менее склонны к самокритике, чем проживающие дома. Восприятие себя как носителей социально желательных, позитивных характеристик и развитых волевых качеств у проживающих

в интернатах для престарелых, вероятно, связано с механизмом вытеснения. Предположительно, использование такого механизма психологической защиты помогает снизить травмирующую информацию о своих недостатках, социально неодобряемых поведенческих установках.

Установлена связь между принятием взрослого ребенка и самопринятием у проживающих в интернатах для престарелых: чем выше уровень их самопринятия, тем ниже уровень отвержения своего ребенка.

Факторный анализ подтвердил наличие указанных отличительных особенностей родительского отношения к взрослым детям у проживающих в интернатах для престарелых по сравнению с проживающими дома.

Результаты проведенного исследования могут составить основание для разработки коррекционно-развивающих программ в рамках психолого-педагогического сопровождения пожилых людей в условиях стационарных организаций социального обслуживания. Перспективным направлением дальнейшего изучения затронутой проблемы может стать исследование того, как взрослыми детьми воспринимаются и воспринимались в прошлом установки родителей, их поведение и методы воспитания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бажин, Е. Ф., Эткинд, А. М. (1983)Методика «Личностный дифференциал». Л.: Изд-во Ленинградского научно-исследовательского психоло-неврологического института В. М. Бехтерева, 12 с.

Варга, А. Я. (1986) Структура и типы родительского отношения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 206 с.

Вдовина, М. В. (2005) Социологическое исследование отказа детей от престарелых родителей. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, № 3, с. 136-150.

Егоров, Р. Н., Шаповаленко, И. В. (2020) Родительская позиция по отношению к взрослым детям: разработка и апробация методики. Психолого-педагогические исследования, т. 12, № 4, с. 66-87. https:// doi.org/10.17759/psvedu.2020120405

Емельянова, Е. Н., Буланова, Е. А. (2020) Когнитивные и личностные особенности пожилых людей, проживающих в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Прикладная юридическая психология, № 1 (50), с. 88-96.

Караева, Е. В., Соловьева, А. В., Кириленко, Н. П. и др. (2021) Анализ когнитивных нарушений при соматических заболеваниях у лиц пожилого и старческого возраста, проживающих в доме престарелых. Верхневолжский медицинский журнал, т. 20, № 2, с. 18-22.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поддубная, Т. В. (2016) Связь особенностей личности с уровнем адаптации пожилых людей, проживающих в доме престарелых. В кн.: А. В. Гумеров (ред.). Современные проблемы социально-гуманитарных наук: сборник докладов IVМеждународной научно-практической заочной конференции (29 апреля 2016 г.). Казань: Рокета Союз, с. 82-91.

Савина, Е. А., Смирнова, Е. О. (ред.). (2003) Родители и дети: психология взаимоотношений. М.: Когито-Центр, 228 с.

Сведения о стационарных организациях социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей). (2023) [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/zdr4-5.xlsx (дата обращения 24.05.2023).

Синягина, Н. Ю. (2003) Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: ВЛАДОС, 93 с.

Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. (2016) [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1201-src-1562 190899.0201.docx (дата обращения 24.05.2023).

Суслова, Т. Ф., Шаповаленко, И. В. (2023) Психология семьи с основами семейного консультирования. М.: Юрайт, 343 с.

Шагидаева, А. Б. (2014) Мотивация пожилых: роль возраста, региона и места проживания. Системная психология и социология, № 1 (9), с. 86-94.

Шаповаленко, И. В., Егоров, Р. Н. (2019) Типы родительской позиции по отношению к взрослым детям. Акмеология, № 1 (69), с. 10-14.

Coopersmith, S. (1967) The antecedents of self-esteem. San Francisco: W. H. Freeman Publ., 283 p.

Maccoby, E. E., Martin, J. A. (1983) Socialization in the context of the family: Parent-child interaction. In: P. H. Mussen, E. M. Hetherington (eds.). Handbook of child psychology. Vol. 4: Socialization, personality, and social development. New York: Wiley Publ., pp. 1-101.

Medinnus, G. R., Curtis, F. J. (1963) The relation between maternal self-acceptance and child acceptance. Journal of Consulting Psychology, vol. 27, no. 6, pp. 542-544. https://doi.org/10.1037/h0048839

Noël-Miller, C. (2010) Spousal loss, children, and the risk of nursing home admission. The Journal of Gerontology. Series B: Social Sciences, vol. 65B, no. 3, pp. 370-380. https://doi.org/10.1093/geronb/ gbq020

Roberts, A. R., Ishler, K. J., Adams, K. B. (2020) The Predictors of and Motivations for Increased Family Involvement in Nursing Homes. The Gerontologist, vol. 60, no. 3, pp. 535-547. https://doi.org/10.1093/ geront/gny158

Xu, D., Mou, H., Gao, J. et al. (2019) Quality of life of nursing home residents in mainland China: The role of children and family support. Archives of Gerontology and Geriatrics, vol. 83, pp. 303-308. https:// doi.org/10.1016/j.archger.2019.04.009

H3BecTHH Prny hm. A. H. Tep^Ha. 2024. № 211

REFERENCES

Bazhin, E. F., Etkind, A. M. (1983) Metodika "Lichnostnyj differentsial". L.: Izd-vo Leningradskogo nauchno-issledovatel'skogo psikholo-nevrologicheskogo instituta V. M. Bekhtereva, 12 s.

Varga, A. Ya. (1986) Struktura i tipy roditel'skogo otnosheniya. Dissertatsiya na soiskanie uchenoj ste-peni kandidata psikhologicheskikh nauk. M., 206 s.

Vdovina, M. V. (2005) Sotsiologicheskoe issledovanie otkaza detej ot prestarelykh roditelej. Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologiya i politologiya, № 3, s. 136-150.

Egorov, R. N., Shapovalenko, I. V. (2020) Roditel'skaya pozitsiya po otnosheniyu k vzroslym detyam: razrabotka i aprobatsiya metodiki. Psikhologo-pedagogicheskie issledovaniya, t. 12, № 4, s. 66-87. https:// doi.org/10.17759/psyedu.2020120405

Emel'yanova, E. N., Bulanova, E. A. (2020) Kognitivnye i lichnostnye osobennosti pozhilykh lyudej, prozhivayushchikh v dome-internate dlya prestarelykh i invalidov. Prikladnaya yuridicheskaya psikholo-giya, № 1 (50), s. 88-96.

Karaeva, E. V., Solov'eva, A. V., Kirilenko, N. P. i dr. (2021) Analiz kognitivnykh narushenij pri so-maticheskikh zabolevaniyakh u lits pozhilogo i starcheskogo vozrasta, prozhivayushchikh v dome prestare-lykh. Verkhnevolzhskij meditsinskij zhurnal, t. 20, № 2, s. 18-22.

Poddubnaya, T. V. (2016) Svyaz' osobennostej lichnosti s urovnem adaptatsii pozhilykh lyudej, prozhivayushchikh v dome prestarelykh. V kn.: A. V. Gumerov (red.). Sovremennye problemy sotsial'no-gumani-tarnykh nauk: sbornik dokladov IVMezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj zaochnoj konferentsii (29 aprelya 2016 g.). Kazan': Roketa Soyuz, s. 82-91.

Savina, E. A., Smirnova, E. O. (red.). (2003) Roditeli i deti: psikhologiya vzaimootnoshenij. M.: Kogito-Tsentr, 228 s.

Svedeniya o statsionarnykh organizatsiyakh sotsial'nogo obsluzhivaniya dlya grazhdan pozhilogo voz-rasta i invalidov (vzroslykh i detej). (2023) [Elektronnyj resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/media-bank/zdr4-5.xlsx (data obrashcheniya 24.05.2023).

Sinyagina, N. Yu. (2003) Psikhologo-pedagogicheskaya korrektsiya detsko-roditel'skikh otnoshenij. M.: VLADOS, 93 s.

Strategiya dejstvij v interesakh grazhdan starshego pokoleniya v Rossijskoj Federatsii do 2025 goda. (2016) [Elektronnyj resurs]. URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1201-src-1562190899.0201. docx (data obrashcheniya 24.05.2023).

Suslova, T. F., Shapovalenko, I. V. (2023) Psikhologiya sem'i s osnovami semejnogo konsul'tirovaniya. M.: Yurajt, 343 s.

Shagidaeva, A. B. (2014) Motivatsiya pozhilykh: rol' vozrasta, regiona i mesta prozhivaniya. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya, № 1 (9), s. 86-94.

Shapovalenko, I. V., Egorov, R. N. (2019) Tipy roditel'skoj pozitsii po otnosheniyu k vzroslym detyam. Akmeologiya, № 1 (69), s. 10-14.

Coopersmith, S. (1967) The antecedents of self-esteem. San Francisco: W. H. Freeman Publ., 283 p.

Maccoby, E. E., Martin, J. A. (1983) Socialization in the context of the family: Parent-child interaction. In: P. H. Mussen, E. M. Hetherington (eds.). Handbook of child psychology. Vol. 4: Socialization, personality, and social development. New York: Wiley Publ., pp. 1-101.

Medinnus, G. R., Curtis, F. J. (1963) The relation between maternal self-acceptance and child acceptance. Journal of Consulting Psychology, vol. 27, no. 6, pp. 542-544. https://doi.org/10.1037/h0048839

Noël-Miller, C. (2010) Spousal loss, children, and the risk of nursing home admission. The Journal of Gerontology. Series B: Social Sciences, vol. 65B, no. 3, pp. 370-380. https://doi.org/10.1093/geronb/ gbq020

Roberts, A. R., Ishler, K. J., Adams, K. B. (2020) The Predictors of and Motivations for Increased Family Involvement in Nursing Homes. The Gerontologist, vol. 60, no. 3, pp. 535-547. https://doi.org/10.1093/ geront/gny158

Xu, D., Mou, H., Gao, J. et al. (2019) Quality of life of nursing home residents in mainland China: The role of children and family support. Archives of Gerontology and Geriatrics, vol. 83, pp. 303-308. https:// doi.org/10.1016/j.archger.2019.04.009

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ЛЕЖНИНА Лариса Викторовна — Larisa V. Lezhnina

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.

Mari State University, Yoshkar-Ola, Mari El Republic.

SPIN-код: 6640-9768, Scopus AuthorlD: 56530679000, ORCID: 0000-0002-8342-1139, e-mail: flouers@mail.ru

Доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования.

РЫБАКОВ Александр Владимирович — Alexander V. Rybakov

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.

Mari State University, Yoshkar-Ola, Mari El Republic.

SPIN-код: 7053-1407, ORCID: 0009-0004-4655-4102, e-mail: twiky_twix@mail.ru

Аспирант кафедры психологии развития и образования.

Научный руководитель: Лежнина Лариса Викторовна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии развития и образования Марийского государственного университета.

Поступила в редакцию: 24 мая 2023.

Прошла рецензирование: 26 октября 2023.

Принята к печати: 4 марта 2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.