DOI: 10.31862/2500-297Х-2019-3-152-166
Е.А. Сорокоумова1, Е.Б. Мамонова2, О.В. Суворова2, С.Н. Сорокоумова3
1 Московский педагогический государственный университет, 119991 г. Москва, Российская Федерация
2 Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина,
603950 г. Нижний Новгород, Российская Федерация
3 Российский государственный социальный университет 107150 г. Москва, Российская Федерация
ч s
Ф и
Особенности родительских установок молодых матерей с разным опытом родительства
Рассмотрены понятия материнства и родительства с позиции родительских функций. Было проведено исследование родительских установок молодых матерей в возрасте от 20 до 35 лет, у которых возраст единственного и второго ребенка не превышает 3 лет. Среди опрошенных 60 участников: 30 молодых матерей с одним ребенком и 30 матерей с опытом родительства. Результаты исследования показали, что опыт родительства влияет на отношение к семейным ролям и к ребенку. Анализ результатов изучения родительских установок позволил зафиксировать значительное количество достоверных различий («отношение к семейным ролям»: t = 2,46; р = 0,003; «ограничение ролью хозяйки дома»: t = 4,07; р = 0,04; «жертвенность родителей»: t = 3,81; р = 0,05; «эмоциональная дистанция с ребенком»: t = 3,66; р = 0,03; «излишняя концентрация на ребенке»: t = 4,58; р = 0,05; «контактность»: t = 2,62; р = 0,005; «познавательные потребности»: t = 3,97; р = 0,001; «креативность» - t = 3,51; р = 0,0001). Молодые мамы с одним ребенком ограничивают свои интересы рамками семьи, что создает ощущение жертвенности и провоцирует семейные конфликты; с ребенком такая мама эмоционально близка и поощряет его активность. Опытные мамы не ограничивают свои интересы рамками семьи, при этом удовлетворены семейными отношениями, отношение к ребенку в большей степени
© Сорокоумова Е.А., Мамонова Е.Б., Суворова О.В., Сорокоумова С.Н., 2019
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License ©
The content s licensed under a Creative Comimiorrs Attribution 4.0 International License I^^^hsi^b
носит авторитарный характер, такие матери эмоционально не близки с ребенком и строги. То есть опыт родительства оказывает неоднозначное влияние на родительские установки. В группе молодых матерей с одним ребенком необходимо избавиться от ощущения самопожертвования в семье, повысить самоуважение, а также уменьшить чрезмерную заботу о ребенке. В группе молодых матерей с опытом родительства необходимо уменьшить авторитарное влияние на ребенка, раздражительность и строгость.
Ключевые слова: материнство, родительство, родительские установки, отношение к семейным ролям, отношение родителей к ребенку
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Особенности родительских установок молодых матерей с разным опытом родительства / Е.А. Сорокоумова, Е.Б. Мамонова, О.В. Суворова, С.Н. Сорокоумова // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 152-166. ЭО!: 10.31862/2500-297Х-2019-3-152-166
DOI: 10.31862/2500-297Х-2019-3-152-166
E. Sorokoumova1, E. Mamonova2, O. Suvorova2, S. Sorokoumova3
1 Moscow Pedagogical State University, Moscow, 119991, Russian Federation;
2 Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhnii Novgorod, 603950, Russian Federation;
3 Russian State Social University, Moscow, 107150, Russian Federation
Peculiarities of parental attitudes
of young mothers
with various parental experience
child and 30 mothers with parenting experience. The results of the study showed
n s
The concepts of motherhood and parenthood are considered from the point
of view of parental functions. A study was conducted of the parental attitudes ^ q
of young mothers aged 20 to 35 y.o., who have the only child or a second child § o
not older than 3. Among the 60 participants surveyed: 30 young mothers with one <5 s
с с
153
I _
ISSN 2500-297Х Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3
that the experience of parenting affects the attitude to family roles and to the child. The analysis of the results of the study of parental attitudes made it possible to record a significant number of significant differences ("attitude to family roles" -t = 2.46; p = 0.003; "restriction to the role of a housewife" - t = 4.07; p = 0.04; "sacrifice of parents" - t = 3.81; p = 0.05; "emotional distance with the child" -t = 3.66; p = 0.03; "excessive concentration on the child" - t = 4.58; p = 0.05; "contact" - t = 2.62; p = 0.005; "cognitive needs" - t = 3.97; p = 0.001; "creativity" -t = 3.51; p = 0.0001). Young mothers with one child limit their interests to the family, which creates a sense of sacrifice and provokes family conflicts; with a child, such a mother is emotionally close and encourages their activity. Experienced mothers do not limit their interests to family boundaries, while being satisfied with family relationships, the attitude towards the child is more authoritarian, such mothers are not emotionally close to the child and are strict. That is, the experience of parenting has a mixed effect on parental attitudes. In the group of young mothers with one child, it is necessary to get rid of the feeling of self-sacrifice in the family, increase self-esteem, and also reduce excessive care for the child. In a group of young mothers with parenting experience, it is necessary to reduce the authoritarian influence on the child, irritability and severity.
Key words: motherhood, parenthood, parental attitudes, attitude to family roles, attitude of parents to the child
CITATION: Sorokoumova E.A., Mamonova E.B., Suvorova O.V., Sorokoumova S.N. Peculiarities of parental attitudes of young mothers with various parental experience. Pedagogy and Psychology of Education. 2019. No. 3. Pp. 152-166. DOI: 10.31862/2500-297X-2019-3-152-166
Введение
Материнство изучается в психологии в различных аспектах, в разных психологических школах и направлениях. Материнство - основная биологическая функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода. Одно из наиболее сильных чувств, которые испытывает женщина в своей жизни, - это чувство любви к собственному ребенку [6]. Большая часть теорий (биосоциология; психоанализ; теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство прежде всего как долг, работу [10]. Исследуя материнство, ученые видят его как особый вариант осознания себя с позиции женской роли, которая и актуализирует при этом собственные детские воспоминания, соединяя
1 воедино родительскую и детскую позиции [7].
Для целостного психологического исследования материнства Г.Г. Филиппова выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций:
- видотипичные, включающие деятельностные и мотивационные механизмы становления субъекта как представителя своего вида;
- функции, содержащие специфические особенности мотивационных
компонентов развития ребенка как члена своей конкретной культуры
[18].
Родительство рассматривают как основную человеческую функцию с позиции социума и личностных смыслов. Проблема осознания себя с точки зрения осуществления родительской роли является важной для современного общества.
Изучая исследования Э.Р. Алексеева, Т.А. Гурко, М.О. Ермихина, И.С. Кон, Р.В. Овчарова [1; 3; 9; 13; 15] и др., мы выяснили, что авторы пришли к единому мнению: родительство имеет социокультурную природу. Оно характеризуется системой предписанных культурой и обществом правил и норм, распределяющих между родителями обязанности [9; 19-22].
Предположим, что структура родительства должна содержать следующие компоненты:
1) потребностно-эмоциональный компонент, включающий социальные, биологические мотивации, а также эмоциональные реакции и переживания, потребность в контакте;
2) операциональный компонент, включающий умения и осведомленность, операции по уходу за ребенком и общения с ним;
3) ценностно-смысловой компонент, включающий экзистенциальные переживания [2].
На наш взгляд, малоизученной является проблема отношения к детям и семье в целом в зависимости от родительского опыта. По данным социологического опроса, удовлетворенность браком современных молодых матерей в целом высокая, несмотря на то, что идеальные представления о распределении бытовых и родительских обязанностей и их реальное выполнение сильно расходятся. В представлениях семейных мужчин и женщин наблюдается тенденция к совместному выполнению ролей, однако доминирует общая установка, что семейные обязанности, включая воспитание детей, - удел женщин, мужчины чувствуют себя ответственными только лишь за одну роль - материального обеспечения [14]. То есть опыт семейной жизни меняет представление женщины о семейных ролях. В рамках личностных особенностей изучены особенности ее мотивационно-потребностной сферы [10; 12; 17; 18]. Показа- 5 но, что адекватными для гармоничного отношения к ребенку являются
ISSN 2500-297Х Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3
J
мотивы удовлетворения потребности любить, заботиться, т.е. потребностей, наличие которых является признаком зрелой личности. Можно предположить, что данные потребности раскрываются более глубоко при первом родительском опыте, способствуют взрослению родителя и оказывают влияние на воспитание других, последующих детей.
Исследование психологического благополучия матерей из разных типов семей, проведенное Л.Э. Семеновой, Т.А. Серебряковой, Ю.Е. Гарахиной, «позволило убедиться в том, что тип семьи, т.е. микросоциальные условия реализации роли матери (забота о ребенке без участия или хотя бы с минимальным с участием супруга), оказывает существенное влияние на психологическое благополучие женщины» [16]. То есть разный опыт материнства оказывает влияние на самоощущение матери, а, следовательно, и на родительские установки. Наше исследование было сосредоточено на изучении родительских установок у матерей, имеющих разный опыт воспитания собственных детей. Поведенческая составляющая родительства представляет собой две стратегии: восприятие рождения ребенка как появление новых возможностей либо их ограничение, в том числе возможности самореализации [7; 23].
Значительная часть исследований посвящена изучению материнства в разных социокультурных условиях, анализу материнских установок и ожиданий представителей различных культур и социальных слоев [19-21]. Наиболее широкий охват вариантов материнского опыта представлен в исследовании, где рассматриваются опыт разведенных матерей, матерей инвалидов, отсроченное материнство [19].
Цель исследования
Целью исследования явилось изучение родительских установок молодых матерей, имеющих разный опыт родительства. Мы предположили, что молодые матери с одним ребенком и матери с опытом родительства различаются в гибкости отношения к ребенку и семейным ролям.
Материалы и методы
В данной работе были использована методика исследования «Опросник родительских установок Parental Attitude Research Instrument (PARI)». Эта методика была разработана Э.Р. Шефером и Р.К. Бэллом и опубликована в 1958 г. Надежность методики была подтверждена в исследовании типа тест-ретест с подсчетом коэффициента KR20 (аналог коэффициента альфа Кронбаха) [24]. На русском языке методика 5 была адаптирована Т.В. Нещерет (https://www.studmed.ru/metodika-izucheniya-roditelskih-ustanovok_615a09b2175.html).
Опросник состоит из 115 вопросов, которые распределены по 23-м шкалам. Ответы предполагают четыре степени согласия («полностью не согласен», «скорее согласен», «почти согласен», «полностью согласен»).
Шкалы образуют определенные группы, которые могут дать представление о структуре методики.
1. Отношение к семейной роли: зависимость от семьи; ощущение самопожертвования; семейные конфликты; сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки; безучастность мужа; доминирование матери; несамостоятельность матери.
2. Отношение родителей к ребенку:
а) оптимальный эмоциональный контакт (вербализация; партнерские отношения; развитие активности ребенка; уравненные отношения);
б) излишняя эмоциональная дистанция (раздражительность; излишняя строгость; уклонение от контакта);
в) излишняя концентрация на ребенке (чрезмерная забота; подавление воли; опасение обидеть; исключение внутрисемейных влияний; подавление агрессивности; подавление сексуальности; чрезвычайное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка).
В исследовании принимали участие женщины в возрасте от 25 до 35 лет, у которых возраст единственного и второго ребенка не превышает возраста трех лет. Среди опрошенных 60 участников - 30 молодых матерей с одним ребенком и 30 матерей с опытом родительства. В данном исследовании для нас имело значение, что все испытуемые являются молодыми мамами, т.е. стали мамами во второй или первый раз на момент исследования в течение трех последних лет. Опыт роди-тельства мы рассматривали, если у молодой мамы уже есть один ребенок и все испытания и радости, связанные с рождением и воспитанием ребенка, для нее уже знакомы.
Результаты и обсуждение
1. Отношение к семейным ролям
Представим результаты исследования отношения к семейным ролям (опросник PARI) в группе молодых матерей с одним ребенком (рис. 1). На всех рисунках представлены средние показатели в баллах по каждо- % му критерию. ^ к
Результаты исследований показали, что в группе матерей без опыта g ^ родительства - высокий уровень ощущения себя в качестве жертвы § о в семейной роли матери, погружение в эту роль и, как следствие, повы- 3" 5 шенную склонность к конфликтам в семейной жизни.
ISSN 2500-297Х J
ч g
Ф U
30
25
20
15
10
] Матери одного ребенка I Матери с
Рис. 1. Результаты опросника PARI по шкале отношения к семейным ролям у молодых матерей одного ребенка и с опытом родительства: 1 - ограниченность интересов семьи; 2 - ощущение самопожертвования; 3 - семейные конфликты; 4 - сверхавторитет родителей; 5 - неудовлетворенность ролью хозяйки; 6 - безучастность мужа; 7 - доминирование матери; 8 - зависимость и несамостоятельность матери
Женщина замыкается на роли матери, реализуя себя через эту роль, активно включена в действия по продвижению данной роли в широкий и узкий социум. При этом концентрация только на материнстве ограничивает воплощение других желаний женщины, вызывая ощущение самопожертвования (r = 0,59; p < 0,05), которое усугубляется через желание быть самой лучшей мамой и женой (r = 0,82; p < 0,05). Нарастая, данные ощущения проявляются через агрессивные тенденции, такие, как раздражение (r = 0,56; p < 0,05).
Результаты отношения к семейным ролям у родителей без опыта говорят о том, что наибольшие показатели выявлены по параметру «зависимость и несамостоятельность матери».
Согласно полученным результатам, можно сказать, что матери с опытом родительства по всем вопросам набрали баллы в пределах нормы, а это значит, что они удовлетворены своей семейной ролью. У них нет ощущения самопожертвования в роли матери, они самостоятельные и независимые женщины, которые успешно совмещают роль матери, жены, не ограничиваются интересами семьи и заботами о ней.
Опираясь на наши данные по группе матерей с опытом родительства, можно сказать, что опыт в роли матери расширяет интересы женщин, позволяя не замыкаться только на исполнении роли жены и матери.
5
0
Женщины данной группы удовлетворены своей семейной ролью, не тяготятся ею, уверенно себя чувствуют и в семье, и вне нее.
2. Отношение родителей к ребенку
Данная шкала представляет собой совокупность трех блоков, каждый из которых представлен набором ряда параметров. Результаты опросника по блоку 1 «Оптимальный эмоциональный контакт» представлен на рис. 2.
17 17
15 15 16
14 13 14
] Матери одного ребенка
| Матери с
Рис. 2. Результаты PARI по шкале «оптимальный эмоциональный контакт» у молодых матерей одного ребенка и молодых матерей с опытом родительства:
1- пробуждение словесных проявлений, вербализация; 2 - партнерские отношения; 3 - развитие активности ребенка; 4 - уравнительные отношения между родителем и ребенком
По результатам исследования типов эмоционального отношения родителей к ребенку отмечается, что у большинства родителей (71%) с ребенком оптимальный эмоциональный контакт. В основном, родители относятся к ребенку как к равному партнеру, учитываются его интересы и желания, создаются условия для реализации активности ребенка.
В группе молодых матерей с опытом родительства выявлена тенденция, что мать своими поступками стремится завоевать расположение ребенка, модель родительско-детских отношений построена по ложной схеме равенства прав и привилегий, т.к. интерес к жизни ребенка имеет под собой стремление получить информацию о детско-родительских
IT s
Е о
§ §
S- х
ш и
с с
6
4
2
0
ISSN 2500-297Х J
отношениях, провести ее анализ и произвести действия, направленные на их коррекцию; мать настаивает на необходимости ребенка учиться жизни, устанавливает обязанности, не соответствующие его возрасту, а ребенок боится ее разочаровать, принимает взгляды старшего за основу своего развития.
В группе молодых матерей с опытом родительства ситуация такова, что женщина, пропагандируя равенство между матерью и ребенком, делает это только с внешней стороны, декларируя такую позицию, а в реальности направляет ребенка на путь, который видит для него, ограничивая при этом его собственный выбор. Опираясь на свой опыт, предвидя негативные последствия его поступков, мама пытается невольно оградить ребенка от возможных ошибок, не давая при этом ему учиться на них.
Результаты по показателю 2 «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» представлены на рис. 3.
12
10
1
] Матери одного ребенка | Матери с опытом
3
ч S
Ф и
Рис. 3. Результаты PARI по показателю «излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» у молодых матерей одного ребенка и молодых матерей с опытом родительства:
1 - раздражительность, вспыльчивость; 2 - суровость, излишняя строгость; 3 - уклонение от контакта с ребенком
В группе молодых матерей без опыта родительства менее выражена излишняя эмоциональная дистанция с ребенком. Объясняется это тем, что ребенок первый, единственный и неповторимый, поэтому данные матери минимально проявляют раздражение и строгость, эмоционально
14
11
10
9
6
4
2
0
близки со своим ребенком. 60% таких матерей активно включаются в жизнь ребенка, готовы во всем прийти на помощь, стараются сдерживать негативные проявления по отношению к нему, при этом замыкаются на ребенке и его интересах.
40% опытных родителей демонстрируют излишнюю эмоциональную дистанцию с ребенком, принципиальны в отношениях, настаивают на выполнении правил, недовольны, когда происходит обратное, и наказывают ребенка лишением общения.
При этом можно заметить, что мамы с опытом родительства в большей степени дают возможность ребенку самому выстраивать отношения с социумом, излишне не опекают его.
Подводя промежуточный итог, можно сказать, что опыт в роли родителя дает возможность не замыкаться только на семейных интересах, принося в жертву свои собственные. Такая мама доверяет ребенку, принимает его, старается выстроить отношения на равных.
Результаты исследования по показателю 3 «излишняя концентрация на ребенке» представлены на рис. 4.
Рис. 4. Результаты PARI по показателю «излишняя концентрация на ребенке» у молодых матерей одного ребенка и молодых матерей с опытом родительства:
1 - чрезмерная забота; 2 - подавление воли; 3 - опасение обидеть; 4 - исключение внутрисемейных влияний; 5 - подавление агрессивности; 6 -подавление сексуальности; 7 - чрезвычайное вмешательство в мир ребенка 8 - стремление ускорить развитие ребенка
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Матери одного ребенка ^И Матери с опытом
Ч g
Ф и
I _
ISSN 2500-297Х Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3
У 60% исследованных молодых матерей одного ребенка прослеживается излишняя концентрация на ребенке, которая определяется чрезмерной заботой, подавлением воли ребенка, подавлением агрессивности, вмешательством в мир ребенка, стремлением ускорить развитие ребенка.
Выявлено, что молодые мамы с опытом родительства излишне не опекают ребенка, не изолируют его от общества, уровень вмешательства в мир ребенка находится в пределах нормы.
По представленным результатам исследования можно сопоставить родительские установки матерей с опытом и без опыта родительства.
С помощью критерия Стьюдента были подсчитаны различия в двух группах. Количественный анализ результатов проведения методики позволил зафиксировать значимые различия по показателям: «отношение к семейным ролям» (г = 2,46, р = 0,003); «ограничение ролью хозяйки дома» (г = 4,07, р = 0,04); «жертвенность родителей» (г = 3,81, р = 0,05); «эмоциональная дистанция с ребенком» (г = 3,66, р = 0,03); «излишняя концентрация на ребенке» (г = 4,58, р = 0,05).
Выводы
При изучении отношения к семейным ролям у опытных родителей выявлено, что наибольшие показатели обнаружены по параметрам «сверхавторитет родителей», а также «зависимость и несамостоятельность матери».
Если рассматривать матерей без опыта родительства, то можно выделить следующие особенности проявления родительских установок: наибольшие показатели по параметрам «неудовлетворенность ролью хозяйки», а также «зависимость и несамостоятельность матери».
Эмоциональное отношение к своему ребенку у мамы с опытом роди-тельства носит авторитарный характер. Опережая возрастные задачи развития, мама старается приобщить ребенка к новым обязанностям, которые пока не входят в сферу его интересов. Ее поведению присуща ярко выраженная эмоциональная дистанция с ребенком, нетерпеливость, раздражение и строгость в отношении ребенка. Молодые мамы с опытом родительства излишне не опекают ребенка, не изолируют его от общества, уровень вмешательства в мир ребенка находится в пределах нормы.
Психологический портрет родительских установок молодых матерей с одним ребенком дает противоположную картину. В группе матерей с одним ребенком наблюдаются высокие показатели по шкале «отношение к семейным ролям», что является индикатором ограниченности
д
интересов женщины рамками семьи, наличия ощущения самопожертвования в роли матери, высокого уровня семейных конфликтов. Мать старается реализовать себя как хорошая мать и жена, самопожертвование становится смыслом жизни.
Мамы с одним ребенком стараются не подавлять ребенка, поощряют активность ребенка, между родителями и ребенком дружеские отношения. Они реже другой категории матерей держат эмоциональную дистанцию с ребенком, проявляют эмоционально близость к ребенку. В то же время эти мамы излишне сконцентрированы на своем ребенке, отмечаются подавление воли ребенка, вмешательство в его мир.
Наше исследование показало, что на родительские установки влияет не только опыт собственных детско-родительских отношений, который идет из детства, с позиции ребенка, но и опыт детско-родительских отношений с первым ребенком, уже с позиции родителя, оказывает влияние на установки родителя по отношению к следующему ребенку. И влияние этого опыта неоднозначно. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась. С одной стороны, опыт в воспитании уже одного или нескольких детей дает возможность не замыкаться только на семейных интересах, мама предоставляет ребенку большую свободу в развитии, но при этом ее могут утомлять детские капризы, она раздражается и старается придерживаться более строгого воспитания. Отсутствие же опыта родительства предполагает приобретение этого опыта методом погружения и концентрации, на данный момент молодая мама считает роль родителя самой нужной и важной, жертвуя при этом своими интересами, чувствуя от этого неуверенность и неудовлетворенность.
На основании результатов эмпирического исследования, проведенного нами, для каждой группы исследуемых молодых матерей мы сформулировали направления коррекционной работы практического психолога. В группе молодых матерей с одним ребенком важно работать с преодолением ощущения самопожертвования в семье, повышением самоуважения, снижением чрезмерной заботы о ребенке. В группе молодых матерей с опытом родительства будет полезным проводить работу по снижению авторитарного влияния на ребенка, уменьшению раздражения и строгости.
Библиографический список / References
u ^
1. Алексеева Э.Р. Анализ семейных форм социального родительства в совре- ц s менной России // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 3. q § С. 644-647. [Alexeyeva E.R. Analysis of family forms of social parenthood ™ x in modern Russia. Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2008. Vol. 13. No. 3. Pp. 644-647. (In Russ.)]
2. Брутман В.И. Влияние семейных факторов на формирование девиант-ного поведения матери // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 2. С. 79-86. [Brutman V.I. Influence of family factors on formation of deviant behavior of mother. Psikhologicheskiy zhurnal. 2000. Vol. 21. No. 2. Pp. 79-86. (In Russ.)]
3. Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М., 2003. [Gurko T.A. Roditelstvo: sotsiologicheskie aspekty [Parenthood: Sociological Aspects]. Moscow, 2003. (In Russ.)]
4. Гордон Т. Тренинг эффективного родителя. М., 1975. URL: https://sheba. spb.ru/za/trening-efrod-1975.htm [Gordon T. Trening effektivnogo roditelya [Parent effective training]. Moscow, 1975. (In Russ.)]
5. Греченкова Т.И. Социальный возраст материнства: Дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2004. [Grechenkova T.I. Sotsialnyy vozrast materinstva [Social age of motherhood]. PhD Diss. Saratov, 2004. (In Russ.)]
6. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности: Учебно-методическое пособие. СПб., 2006. [Gretsov A.V. Luchshie uprazhneniya dlya razvitiya kreativnosti [The best exercises for the development of creativity]. Teaching aid. St. Petersburg, 2006. (In Russ.)]
7. Дивицына П.Ф. Семьеведение: Учебное пособие. М., 2011. [Divitsyna P.F. Semevedenie [Family study]. Tutorial. Moscow, 2011. (In Russ.)]
8. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. СПб., 2006. [Druzhinin V.N. Psikhologiya semi [Family psychology]. 3rd ed. St. Petersburg, 2011. (In Russ.)]
9. Ермихина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2004. [Ermikhina M.O. Formirovanie osoznannogo roditelstva na osnove subektivno-psikhologicheskikh faktorov [The formation of conscious parenthood based on subjective psychological factors]. PhD Diss. Kazan, 2004. (In Russ.)]
10. Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. Челябинск, 2009. [Zakharova G.I. Psikhologiya semeynykh otnosheniy [Psychology of family relations]. Tutorial. Chelyabinsk, 2009. (In Russ.)]
11. Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 98-107. [Isupova O.G. The social meaning of motherhood in modern Russia. Sociological Studies. 2000. № 11. Pp. 98-107. (In Russ.)]
12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2005. [Karabanova O.A. Psikhologiya semeynykh otnosheniy i osnovy semeynogo konsultirovaniya [Family psychology and the basics of family counseling]. Textbook for students of higher educational institutions. Moscow, 2005. (In Russ.)]
iEo 13. Кон И.С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспек-^ g тиве // Советская этнография. 1987. № 6. С. 26-33. [Kon I.S. Motherhood and
3" 5 fatherhood in a historical and ethnographic perspective. Sovetskaya etnografiya.
с с
164
1987. No. 6. Pp. 26-33. (In Russ.)]
14. Молодая семья в современном обществе: Методическое пособие для специалистов по работе с семьей и молодежью / Е.В. Рыбак, Н.Г. Слепцова, А.Б. Федулова, Н.В. Цихончик; Под общей ред. Е.В. Рыбак. М., 2016. [Rybak E.V., Sleptsova N.G., Fedulova A.B., Tsikhonchik N.V. Molodaya semya v sovremennom obshchestve [Young family in modern society]. E.V. Rybak (ed.). Moscow, 2016. (In Russ.)]
15. Овчарова Р. В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2015. [Ovcharova R.V. Psikhologiya roditelstva [Psychology of Parenthood]. Textbook for university students. Moscow, 2015. (In Russ.)]
16. Семёнова Л.Э., Серебрякова Т.А., Гарахина Ю.Е. Психологическое благополучие и опыт родительства женщин-матерей из разных типов семей // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6. № 2. [Semyonova L.E., Serebryakova T.A., Garakhina Yu.E. Psychological well-being and parenting experiences of mothers from different types of families. Vestnik of Minin University. 2018. Vol. 6. No. 2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/ jour/article/view/818/670 (In Russ.)]
17. Столин В.В., Бодалев А.А. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы психологического консультирования. М., 1989. [Stolin V.V., Bodalev A.A. Semya v psikhologicheskoy konsultatsii: opyt i problemy psikhologicheskogo konsultirovaniya [Family in psychological counseling: Experience and problems of psychological counseling]. Moscow, 1989. (In Russ.)]
18. Филиппова Г.Г. Психология материнства: Учебное пособие. М., 2012. [Filippova G.G. Psikhologiya materinstva [Psychology of motherhood]. Tutorial. Moscow, 2012. (In Russ.)]
19. Birns H., Hay D.F. Different faces of motherhood. New York, London, 1988. DOI: 10.1007/978-1-4899-2109-3.
20. Coutinhoa E., Rochab A., Pereiraa C., Silvaca A., Duartea J. Vitoria Parreira Experiences of motherhood: Unmet expectations of immigrant and native mothers, about the Portuguese health system. Atención Primaria. 2014. 46 (Espec Cong 1). Pp. 140-144. DOI: 10.1016/s0212-6567(14)70081-2.
21. Razina N.V. Attitudes to motherhood in different cultures. Psychology in Russia: State of the Art. 2014. Vol. 7 (2). Pp. 93-104.
22. Suvorova O.V., Minaeva E.V., Ivanova N.V., Mamonova E.B., Soroko-umova S.N. Сommunicative behavior of pedagogics students in relation to the structure of the parental families. Espacios. 2019. Vol. 40. No. 23. P. 1.
23. Wallerstein J., Kelly J. The effects of parental divorce: The adolescent experience. New York, 1974. Pp. 479-505.
24. Schaefer E.S., Bell R.Q. Development of a parental attitude research instrument. Child Develop. 1958. No. 29. Pp. 339-361.
Статья поступила в редакцию 21.05.2019, принята к публикации 14.06.2019 The article was received on 21.05.2019, accepted for publication 14.06.2019
ro ^
и
cu ^
ZT s
ш и с с
I _
ISSN 2500-297Х Pedagogy and Psychology of Education. 2019. № 3
Об авторах / About the authors
Сорокоумова Елена Александровна - доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования, Московский педагогический государственный университет
Elena A. Sorokoumova - Dr. Hab. in Psychology; professor at the Department of Labor Psychology and Psychological Counseling, Moscow Pedagogical State University
E-mail: [email protected]
Мамонова Елена Борисовна - кандидат психологических наук; доцент кафедры практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина
Elena B. Mamonova - PhD in Psychology; Associate Professor at the Department of Practical Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: [email protected]
Суворова Ольга Вениаминовна - доктор психологических наук; профессор кафедры практической психологии, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Olga V. Suvorova - Dr. Hab. in Psychology; Professor at the Department of Practical Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University E-mail: [email protected]
Сорокоумова Светлана Николаевна - доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры социальной, общей и клинической психологии, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Svetlana N. Sorokoumova - Dr. Hab. in Psychology; Professor at the Department of General, Social and Clinical Psychology, Russian State Social University, Moscow E-mail: [email protected]
ч g
Ф и