Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РИТУАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ'

ОСОБЕННОСТИ РИТУАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
677
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТУАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / РИТУАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КРЕМАТОРИЙ / КРЕМАЦИЯ / СМЕРТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РОЖДАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купоров Ю.Ю.

Ритуально-похоронное дело является одной из важнейших отраслей городского хозяйства. Особенностью похоронной сферы является то, что она затрагивает интересы практически всего населения. Данная статья посвящена теме ритуального обслуживания населения крупного города. В статье представлено обобщение идей, суждений представителей науки, отечественных и зарубежных авторов в сфере ритуального обслуживания относительно понятия ритуальной услуги. Также в материале рассматривается сущность ритуальных услуг согласно региональным нормативно-правовым актам. В представленном материале рассматривается реорганизация существовавших классификаторов ритуальных услуг из ОКУН ОК 00293 в ОКВЭД и ОКПД 2. Проанализировав в статье основные демографические показатели, мы выявили естественное движение населения Санкт-Петербурга за период 2016 - начало 2021 годов, которая значительно ухудшилась, что привело к проблеме дефицита кладбищенских земель. В статья рассмотрен практический зарубежный опыт организации ритуального обслуживания населения, как один из вариантов решения этой проблемы через развитие кремационного направления. Таким образом, в работе раскрыты основные проблемы организации ритуального обслуживания населения в крупных городах и предложено распределение направлений работы через государственно-частное партнерство органов местного самоуправления и частных, муниципальных, государственных предприятий. Тем не менее вопрос ритуального обслуживания населения крупного города требует дальнейшего изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RITUAL SERVICE IN LARGE CITIES

Ritual and funeral business is one of the most important branches of the city economy. The peculiarity of the funeral sphere is that it affects the interests of almost the entire population. This article is devoted to the topic of ritual services for the population of a large city. The article presents a generalization of ideas, judgments of representatives of science, domestic and foreign authors in the field of ritual services regarding the concept of ritual services. Also, the material examines the essence of funeral services in accordance with regional regulations. The presented material examines the reorganization of the existing classifiers of ritual services from Russian Classification of Services Provided to People 002-93 to OKVED and all-Russian classifier of entrepreneurial activity 2. After analyzing the main demographic indicators in the article, we identified the natural movement of the population of St. Petersburg for the period 2016-early 2021, which deteriorated significantly, which led to the problem of a shortage of cemetery lands. The article discusses the practical foreign experience of organizing ritual services for the population, as one of the options for solving this problem through the development of the cremation direction. Thus, the work reveals the main problems of organizing ritual services for the population in large cities and proposes the distribution of areas of work through public-private partnership of local governments and private, municipal, state enterprises. Nevertheless, the issue of ritual services for the population of a large city requires further study.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РИТУАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ»

References:

1. Avdeeva I.L. Digitalization of industrial economic systems: problems and consequences of modern technologies / Avdeeva I.L., Polyanin A.V., Golovina T.A. // Bulletin of the Saratov University. New episode. Series: Economy. Control. Right. 2019. V. 19. No. 3. S. 238-245.

2. Astaficheva E.Yu. The relationship between the technical infrastructure of entrepreneurial activity and the economic efficiency of production / Astaficheva E.Yu., Makarova Yu.L., Polyanin A.V. // Economic and humanitarian sciences. 2015. No. 5 (280). pp. 82-89.

3. Burgess E. Artificial intelligence - for your business / Andrew Burgess: Per. from English. - M.: Intellectual literature, 2021. 232p.

4. Golovina T.A. Conceptual aspects of the green strategy for the development of high technology enterprises / Golovina T.A., Polyanin A.V. // Production organizer. 2021. V. 29. No. 4. S. 85-95.

5. Dokukina I.A. Organization of decentralized management based on digital platforms of the distributed registry / Dokukina I.A., Polyanin A.V. // Natural-humanitarian research. 2020. No. 27 (1). pp. 76-80.

6. Lytneva N.A. Strategy for the development of investment activity in conditions of uncertainty / Lytneva N.A., Polyanin A.V., Trofimov M.N. // Management issues. 2017. No. 5 (48). pp. 59-66.

7. Makarova Yu.L. Specialized technology centers as an economic basis for the development of business infrastructure / Makarova Yu.L., Polyanin A.V. // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2015. No. 2 (38). pp. 157-162.

8. Polyanin A.V. Digitization of small and medium business processes / Polyanin A.V., Soboleva Yu.P., Tarnovsky V.V. // Management consulting. 2020. No. 4 (136). pp. 80-96.

9. Pronyaeva L.I. Formation of the profile of an innovative industrial cluster / Pronyaeva L.I., Polyanin A.V., Fedotenkova O.A., Pavlova A.V. // Regional economy: theory and practice. 2020. V. 18. No. 1 (472). pp. 48-66.

10. Sirotkina N.V. Network format of interaction: challenges of the digital economy, problems and prospects / Sirotkina N.V., Filatova M.V. // Region: systems, economics, management. 2019. No. 3 (46). pp. 31-35.

EDN: SSGCQZ

Ю.Ю. Купоров - к.э.н., доцент Высшей инженерно-экономической школы, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, kuporov_yuyu@spbstu. ru,

Yu.Yu. Kuporov - Candidate of Economics, Associate Professor, Graduate School of Industrial Economics, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University.

ОСОБЕННОСТИ РИТУАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ FEATURES OF RITUAL SERVICE IN LARGE CITIES

Аннотация. Ритуально-похоронное дело является одной из важнейших отраслей городского хозяйства. Особенностью похоронной сферы является то, что она затрагивает интересы практически всего населения. Данная статья посвящена теме ритуального обслуживания населения крупного города. В статье представлено обобщение идей, суждений представителей науки, отечественных и зарубежных авторов в сфере ритуального обслуживания относительно понятия ритуальной услуги. Также в материале рассматривается сущность ритуальных услуг согласно региональным нормативно-правовым актам. В представленном материале рассматривается реорганизация существовавших классификаторов ритуальных услуг из ОКУН ОК 00293 в ОКВЭД и ОКПД 2. Проанализировав в статье основные демографические показатели, мы выявили естественное движение населения Санкт-Петербурга за период 2016 - начало 2021 годов, которая значительно ухудшилась, что привело к проблеме дефицита кладбищенских земель. В статья рассмотрен практический зарубежный опыт организации ритуального обслуживания населения, как один из вариантов решения этой проблемы через развитие кремационного направления. Таким образом, в работе раскрыты основные проблемы организации ритуального обслуживания населения в крупных городах и предложено распределение направлений работы через государственно-частное партнерство органов местного самоуправления и частных, муниципальных, государственных предприятий. Тем не менее вопрос ритуального обслуживания населения крупного города требует дальнейшего изучения.

Abstract. Ritual and funeral business is one of the most important branches of the city economy. The peculiarity of the funeral sphere is that it affects the interests of almost the entire population. This article is devoted to the topic of ritual services for the population of a large city. The article presents a generalization of ideas, judgments of representatives of science, domestic and foreign authors in the field of ritual services regarding the concept of ritual services. Also, the material examines the essence of funeral services in accordance with regional regulations. The presented material examines the reorganization of the existing classifiers of ritual services from Russian Classification of Services Provided to People 002-93 to OKVED and all-Russian classifier of entrepreneurial activity 2. After analyzing the main demographic indicators in the article, we identified the natural movement of the population of St. Petersburg for the period 2016-early 2021, which deteriorated significantly, which led to the problem of a shortage of cemetery lands. The article discusses the practical foreign experience of organizing ritual services for the population, as one of the options for solving this problem through the development of the cremation direction. Thus, the work reveals the main problems of organizing ritual services for the population in large cities and proposes the distribution of areas of work through public-private partnership of local governments and private, municipal, state enterprises. Nevertheless, the issue of ritual services for the population of a large city requires further study.

Ключевые слова: ритуальное обслуживание населения, ритуальные услуги, крематорий, кремация, смертность населения, рождаемость населения, естественный прирост населения.

Keywords: ritual services for the population, funeral services, crematorium, cremation, mortality of the population, birth rate of the population, natural population growth.

Ритуальное обслуживание населения города - это неотъемлемая отрасль городского хозяйства. Она является одной из самых значимых отраслей для всего населения, так как помимо ритуально-похоронного дела с её состав входят социальная, религиозная, экономическая и другие сферы деятельности [1].

Таким образом, ритуальное обслуживание — это не только сфера социальных услуг, но и рыночная отрасль, где действует закон спроса и предложения, то есть эти показатели могут как увеличиваться, так и уменьшаться, оказывая друга на друга соответствующее влияние [2].

Ассортимент услуг в связи с этим существенно расширяется, обновляется. Гражданам предлагаются самые разнообразные услуги с учетом их материальных возможностей и представлений об организации ритуального обслуживания. Несмотря на то, что ритуальные услуги имеют большое разнообразие, существует минимальный перечень необходимых услуг, который должен быть оказан всем нуждающимся в ритуальных услугах социально-незащищенным категориям граждан по приемлемой для них стоимости [3].

Одной из особенностей предоставления ритуального обслуживанию населения в сравнении с другими видами деятельности, является территориальные характеристики объекта, пользующегося этим видом услуг. Так, например, в Российской Федерации, владеющей очень большими территориями, эта специфика проявляется наиболее существенно [4]. Это связано с тем, что практически все организации, оказывающие ритуальные услуги населению, для получения наибольшей прибыли от данного вида бизнеса, ведут свою экономическую деятельность вблизи крупных городов и мегаполисов [2].

Также важной особенностью ритуально-похоронной сферы деятельности является постоянная востребованность в ритуальных услугах всего населения вне зависимости от района проживания. Так, по данным Росстата в год в Российской Федерации умирает около 1 300 тысяч человек городского населения [5], что составляет более 70 % от общего количества смертей в стране. Следовательно, более 3-4 млн граждан ежегодно принимают участие в реализации траурных церемоний прощания, при этом кладбища они посещают более часто. Эти выводы свидетельствуют о том, что доля ритуального обсаживания населения в социально-экономической составляющей государства очень велика [1].

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в 2018 году объем формального рынка ритуальных услуг, оказываемых на платной основе, превысил значение в 64 млрд руб. Вместе с тем набольшая составляющая доходов поглощается теневым бизнесом [5]. Так информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» сообщает, что «потенциальный объем всего российского теневого рынка в 2018 году мог составлять 250 млрд руб., из которых 120-150 млрд руб. формировалось в сегменте услуг агентов» [6].

Анализируя данные Союза похоронных организаций и крематориев, агентство «РосБизнесКонсалтинг» приходит к выводу, что «структура рынка в денежном выражении из года в год значительно не меняется и распределяется в следующем соотношении: похоронные услуги и принадлежности - 59,2 %, изготовление и установка памятников - 27,3 %, земельные участки - 14,9 %, уход и содержание мест захоронений - 2,1 %» [6].

Таким образом, ритуальное обслуживание населения - это важнейшее социально значимое направление деятельности, функционирующее в условиях рыночной экономики, закона спроса и предложения с целью извлечения максимальной прибыли за счет повышения уровня обслуживания населения, которое в первую очередь выражается в чутком определении конкретной потребности населения, быстром реагировании по её удовлетворению и минимизации негативных состояний, которые возникают в процессе переживания человеком утраты близкого человека [3].

Несмотря на высокую социально-экономическую значимость ритуально-похоронной сферы услуг, единственное(легальное) общепринятое определение понятия «ритуальная услуга» на сегодняшний день отсутствует.

Так, например, в региональных нормативно-правовых актах в определении этого понятия содержится минимальный перечень видов деятельности, практически ничем не отличаю-

щихся в зависимости от субъектов Российской Федерации. Например, в ст. 2 Закона г. Санкт-Петербурга от 13.09.2006 «О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге» с изменениями на 19 февраля 2020 года в перечень ритуальных услуг включены:

- прием заказа и заключение договоров на организацию похорон (агентские услуги приемщиков заказов на организацию похорон);

- захоронение и перезахоронение;

- услуги по кремации;

- транспортировка тел (останков) умерших (погибших);

- изготовление гробов и урн для захоронения праха;

- санитарная и косметическая обработка тел;

- бальзамирование;

- изготовление и установка надмогильных сооружений;

- производство иных предметов похоронного ритуала;

- изготовление надписей на памятниках, фотокерамических изделий;

- уход за местами погребения и отдельными захоронениями [7].

Ещё одним не менее важным документом можно назвать ГОСТ 32609-2014, который вступил в силу в 2016 году. В нём содержится следующее возможное определение понятия «ритуальные услуги», как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений [8].

Также не менее важным нормативно-правовым документом, на который необходимо обратить внимание, рассматривая сферу ритуальных услуг населения, является Указ Президента РФ от 29.06.1996 г. № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших», согласно которому предоставляются государственные социальные гарантии для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение [9].

Рассматривая определение ритуальной услуги с точки зрения науки, обратимся к исследованию Р.Г. Набиева, где он пишет, что «ритуальная услуга - деятельность или виды деятельности (оповещение родственников умершего, оформление зала для проведения гражданской панихиды и обряда поминания, санитарно-гигиеническая и косметическая обработка тела, бальзамирование, захоронение, уход за могилой и др.), обусловленные потребностью заинтересованных лиц осуществить погребение умершего лица в соответствии с обычаями и традициями, волей умершего» [10].

Ритуальные услуги имеют свои особенности и отличительные черты. Так, например, данный вид услуг имеет довольно большое количество возможных заказчиков от родственников усопшего до органов власти. Также стоит отметить, что при жизни сам гражданин может заранее и самостоятельно заключить такой вид договора с представителями агентств на его погребение после наступления смерти [11].

Также исключительная специфика ритуальных услуг в сравнении с другими видами деятельности подразумевает определенную структуру и точный порядок при их оказании. На это оказывают влияние некоторые особенности ритуально-похоронной сферы, что связано: «1) с очень жестким временем по организации похорон (по традициям различных религиозных конфессий покойный должен быть погребен в течение 1-3 суток); 2) с состоянием психоэмоционального стресса разной степени выраженности у заказчика; 3) с невозможностью, как правило, выполнения ритуальных услуг в порядке самообслуживания; 4) с неизбежной необходимостью потреблять ритуальные услуги для каждого человека; 5) с отсутствием функциональных аналогов (заменителей) ни в отраслях сферы услуг, ни в сфере материального производства; 6) с многоэтапностью процесса от момента подачи заявки на организацию похорон до момента захоронения; 7) с многообразием типов заказчиков (уровень доходов, принадлежность к религиозной конфессии, выбор способа захоронения, личные желания и вкусы); 8) с

зависимостью от наличия и перечня объектов ритуального предприятия (кладбища, крематории, трупохранилища, специализированного и катафального транспорта, залов траурных обрядов и поминальных трапез, храмов; производства предметов ритуала и надмогильных сооружений; 9) с невозможностью прервать предоставление данных услуг» [12]. Также необходимо знать, что при реализации ритуальных услуг населению, которые имеют неотложных характер, возникают значительные трудности при оценке их качества, поэтому ритуальные услуги можно назвать некими «доверительными благами». При этом также важно понимать, что большая часть ритуальных услуг - это так называемые «доверительные блага», при потреблении которых очень трудно дать оценку их качеству и невозможно отложить [13].

Следовательно, можно сделать вывод, что ритуальные услуги подразумевают под собой некую сформированную последовательность заранее определённых действий, целью которых является максимальное удовлетворение потребности потребителей при реализации процесса погребения тела или останков тела после его смерти. Важно отметить, что процесс погребения тела должен быть организован с учетом волеизъявления усопшего (если такое имеется), а также должен учитывать традиции и религиозные традиции семьи усопшего [12].

Несмотря на то, что многие отечественные и зарубежные авторы уделяли большое внимание изучению и проблеме определения сущности социально-значимых услуг [14, 15], в том числе услуг ритуального обслуживания населения, до сих пор нет единственной официальной классификации ритуальных услуг. Трудности процесса систематизации ритуальных услуг в первую очередь связано с динамичным развитием современного рынка ритуальных услуг, который ежегодно совершенствуется и соответственно частично меняет концепцию оказания услуг потребителю, которые при подобных реалиях становятся весьма условными [3].

В настоящее время проведена реорганизация существовавших классификаторов, в том числе по ритуально-похоронным услугам, которые, как уже отмечалось, перешли в классификаторы ОКВЭД и ОКПД 2. Классификатор ОКУН ОК 002-93 утратил силу 01.01.2017. Обоснование реорганизации - необходимость гармонизировать российские классификаторы с международными. По нашему мнению, лучше от этого не стало. Пользоваться «обновленными» классификаторами стало сложнее, часть услуг утеряна, так как российские классификаторы по многим услугам были более полными, чем международные, и лучше отражали состояние отрасли и ее структуру. В каждом из регионов нашей страны ежегодная величина заказов на ритуальное обслуживание умерших носит постоянный характер и не зависит от количества ритуально-похоронных организаций, так как доля умерших от численности всего населения в до-ковидное время в среднем находилось в границах от 1,2 % до 1,6 % [3].

Однако, в условиях пандемии COVГО-19 по данным информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» общая смертность населения Санкт-Петербурга значительно возросла. Так, прирост смертности в 2020 году по сравнению с предыдущим годом достиг значения в 22,9 %. Стоит отметить, что это не самый высокий показатель по стране. Санкт-Петербург даже не входит в десятку субъектов РФ с самым высоким приростом общей смертности населения. Дмитрий Лисовец, являющийся председателем городского комитета по здравоохранению считает, что «это самый надежный показатель, который характеризует тяжесть пандемии ко-ронавирусной инфекции (COVГО-19). Мы находимся близко по этому показателю к Москве, но есть регионы, где прирост превысил 30 %» [16].

Следовательно, количество фирм, предоставляющих ритуальные услуги населению, должно быть оптимальным для каждого из регионов Российской Федерации для того, чтобы минимизировать или полностью исключить избыточную конкуренцию. Для этого также необходимо строго регламентировать деятельность ритуально-похоронных агентств и усилить контроль как со стороны государства в целом, так и со стороны органов местного самоуправления [3].

Также по причине того, что сфера ритуальных услуг - это одна из самых прибыльных видов деятельности, на современном рынке ритуальных услуг четко прослеживается высокий уровень недобросовестной конкуренции, чаще стали выявляться факты коррупционной деятельности [17].

Таблица 1 - Классификаторы ритуально-похоронных услуг

ОКУН: 019500 — Ритуальные услуги ОКВЭД 2: 96.03 Организация похорон и предоставление связанных с ними услуг ОКПД 2: 96.03.1 Услуги по организации похорон и связанные с этим услуги

1 2 3

019501 Услуги приемщика заказов службы по организации похорон — захоронение и кремацию тел людей и трупов животных, и связанную с этим деятельность: подготовку умерших к захоронению или кремации и бальзамирование, услуги гробовщиков; 96.03.11 Услуги по захоронению и кремации: — услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения, в том числе воинских; — услуги по кремации; — услуги по покупке или аренде места для захоронения

019502 Подача объявлений, некролога, составление текстов траурной речи, оповещение родственников — предоставление услуг по похоронам или услуг кремации; 96.03.11.100 Услуги по захоронению

019503 Прокат зала и его оформление для проведения гражданской панихиды, обряда поминания — аренду оборудованного места в ритуальном зале; 96.03.11.200 Услуги крематориев

019504 Услуги организатора ритуала по похоронам — сдачу в аренду или продажу мест для захоронения; 96.03.11.300 Услуги по содержанию и обслуживанию кладбищ, уходу за могилами и местами захоронения

019505 Услуги по захоронению — обслуживание могил и мавзолеев; 96.03.11.311 Услуги по установке, снятию окраски надмогильных сооружений

019506 Услуги крематориев — изготовление надгробных сооружений из различных материалов и ритуальных принадлежностей. 96.03.11.312 Услуги по нанесению надписей на памятниках, мраморных досках, крепление фотографий на памятниках, высечке барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п.

019507 Услуги по уходу за могилой — сооружение склепов и мемориальных комплексов; 96.03.11.313 Услуги по установке и ремонту ограды, памятных знаков

019508 Услуги по установке, снятию окраски надмогильных сооружений — изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд и т.п.; 96.03.11.314 Услуги по уходу за могилой

019509 Заключение договора на организацию похорон, уход за могилой по предварительному заказу — высечку барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п., выполнение надписей 96.03.11.315 Услуги по сооружению склепов и мемориальных комплексов

019510 Изготовление гробов, в т.ч. цинковых 96.03.11.316 Услуги по изготовлению надгробных сооружений из различных материалов и их реставрация

019511 Изготовление траурных венков, искусственных цветов, гирлянд 96.03.11.319 Прочие услуги по захоронению и кремации

019512 Изготовление надгробных сооружений из цемента, с мраморной крошкой, из природного камня и искусственных материалов и их реставрация 96.03.12 Услуги похоронных бюро: — услуги по организации церемоний похорон и кремации; — услуги по погребению и эксгумации; — услуги по бальзамированию, предоставлению ритуальных залов; — транспортирование трупов; — услуги похоронных бюро для домашних животных

019513 Изготовление временных надгробных сооружений из различных материалов 96.03.12.111 Услуги приемщика заказов службы по организации похорон

019514 Надписи на памятниках, мраморных досках, крепление фотографий на памятниках 96.03.12.112 Услуги по подаче объявлений, некролога, составление текстов траурной речи, оповещение родственников

019515 Высечка барельефов, выполнение графических портретов на памятниках, скульптурные работы и т.п. 96.03.12.113 Услуги по прокату зала и его оформление для проведения гражданской панихиды, обряда поминания

019516 Изготовление оград, памятников, венков из металла 96.03.12.114 Услуги организатора ритуала по похоронам

019517 Пошив, изготовление и прокат похоронных принадлежностей 96.03.12.115 Услуги по организации похорон

Продолжение таблицы

1 2 3

019518 Оформление прав пользования земельными участками (для строительства и реконструкции воинских кладбищ, установки памятных знаков) и выполнение проектов строительства и реконструкции воинских кладбищ 96.03.12.116 Услуги по бальзамированию трупа

019519 Проведение работ по отводу земельных участков для строительства и реконструкции воинских кладбищ 96.03.12.117 Услуги по санитарной и косметической обработке трупа

019520 Выполнение работ по строительству, реконструкции и ремонту воинских кладбищ согласно проекту 96.03.12.118 Услуги по предпохоронно-му сохранению тел умерших

019521 Установка и ремонт ограды, памятных знаков, освещения, устройство пешеходных дорожек, посадка зеленых насаждений на воинских кладбищах 96.03.12.119 Услуги по перевозке тела (останков умершего на кладбище (крематорий)

019522 Уход за воинскими кладбищами и памятными знаками 96.03.12.121 Услуги по проведению эксгумации, транспортировка и перезахоронение останков

019523 Поиск российских (советских) и иностранных воинских захоронений и непогребенных останков 96.03.12.122 Услуги по пошиву, изготовлению и прокату похоронных принадлежностей

019524 Проведение эксгумации, транспортировка и перезахоронение останков 96.03.12.123 Услуги по изготовлению траурных венков, искусственных цветов, гирлянд

019525 Предоставление технических средств для поиска воинских захоронений, эксгумации и перезахоронения останков и для строительства ритуальных объектов и ухода за ними 96.03.12.129 Прочие услуги похоронных бюро

019526 Предоставление информации по проведению работ по перезахоронению останков погибших российских (советских) и иностранных военнослужащих и персональному учету похороненных

019527 Создание фильмов о перезахоронении останков погибших российских (советских) и иностранных военнослужащих

019528 Сооружение склепов и мемориальных комплексов

019529 Услуги по бальзамированию трупа

019530 Услуги по санитарной и косметической обработке трупа

019531 Предпохоронное сохранение тел умерших

019532 Перевозка тела (останков умершего на кладбище (крематорий)

Уровень и направление развития каждого региона Российской Федерации в значительной степени зависят от эффективности рынка услуг [18-20]. Степень удовлетворения любых потребностей населения, в том числе потребности в своевременном погребении умершего, влияет на его качество жизни. Следовательно, рынок услуг можно с уверенностью считать очень значимой частью территориальной социально-экономической системы страны [21].

Соответственно, сфера ритуального обслуживания населения также затрагивает интересы населения каждого региона страны и значима не только социально, но и экономически. Рассмотрим это на примере г. Санкт-Петербург. В таблице 2 представлена- смертность в г. Санкт-Петербург в период с 2013 года до начала 2021 года.

Так, по данным Федеральной службы государственной статистики ежегодно в Санкт-Петербурге умирает около 60-65 тыс. чел [5].

Таблица 2 - Смертность в г. Санкт-Петербург, 2013-2020 гг.

Год Кол-во смертей, чел.

2013 60 308

2014 60 218

2015 61 996

2016 61 552

2017 60 960

2018 59 844

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2019 59 178

2020 72750

Январь-февраль 2021 14541

Также важно понимать, что ежегодно практически каждый житель города не менее одного раза посещает кладбище, где захоронены его родные и близкие ему люди. Для того, чтобы в полной мере оценить роль ритуального обслуживания населения города, необходимо подробно рассмотреть демографическую ситуацию, что сложилась в данном регионе. Так как именно демографические показатели в первую очередь оказывают влияние на рациональность решений в области ритуальной экономики, принимаемых региональными и муниципальными властями.

По данным Федеральной службы государственной статистики на начало 2020 года численность населения в Санкт-Петербурге составляла 5 398 тысяч человек. По этому показателю Санкт-Петербург занял вторую позицию среди городов Российской Федерации. Также стоит отметить, что на аналогичный момент численность жителей, которые получают пенсии составила 1 508 тыс. человек, что составляет около 30 % от всего населения. Из этих 30 % жителей по старости пенсии получают 94,7 % пенсионеров, что составляет 1428,6 тыс. человек [5].

Численность населения Санкт-Петербурга ежегодно увеличивается. Так, в 2019 году по сравнению с предыдущим годом численность населения города выросла на 14,2 тыс. человек. Если сравнивать этот показатель с данными 2017 года, то рост численности населения города составляет целых 66,2 тыс. человек. Отмеченные динамика роста численности населения позволяет сделать вывод о том, что с увеличением числа жителей города нагрузка на сферу ритуального обслуживания населения также возрастает. Проанализировав основные демографические показатели, мы выявили естественное движение населения Санкт-Петербурга за период 2016-начало 2021 годов, которое представлено в таблице 3.

Таблица 3 - Показатели естественного движения населения в Санкт-Петербурге

Год Рождаемость, чел. Смертность, чел. Естественный прирост, чел.

2016 72 732 61552 11180

2017 66500 60690 5810

2018 64023 59844 4179

2019 58870 59178 -308

2020 55439 72750 -17311

Январь-февраль 2021 7546 14541 -6995

Из таблицы мы можем увидеть, что уже на протяжении пяти лет в Санкт-Петербурге отслеживается такое явление, как естественная убыль, которая носит устойчивый характер сокращения населения города. Так, согласно данным Федеральной службы государственной статистики на конец 2019 года среди регионов Северо-Западного федерального округа Санкт-Петербург занимает 3 позицию по количеству родившихся на 1000 человек населения, в то время как по числу умерших на 1000 человек город занимает 8 место [5].

Следовательно, показатели, представленные выше, позволяют нам сделать выводы о том, что демографическая ситуация в Санкт-Петербурге на период с 2016 года по начало 2021 года резко ухудшилась. Уровень смертности населения Санкт-Петербурга значительно превышают уровень рождаемости, которая в свою очередь за исследуемый период снизилась

на 23,7%. С увеличением смертности населения соответственно выросло число захоронений, что повлекло за собой рост темпов сокращения земель на кладбищах.

В настоящее время в крупных городах Российской Федерации, в том числе и в Санкт -Петербурге, существует актуальная и неотложная проблема в сфере ритуально-похоронного дела - дефицит кладбищенских земель. Это происходит из-за того, что до сих пор очень сильно распространен традиционный способ погребения. При этом число незанятых и пригодных под захоронение площадей на действующих муниципальных кладбищах Санкт-Петербурга и Ленинградской области может закончится на протяжении нескольких лет [17].

В ведении Комитета находится 88 кладбищ Санкт-Петербурга, из которых 11 кладбищ традиционного способа погребения, 40 кладбищ смешанного способа погребения, 5 кладбищ для захоронений урн с прахом после кремации (закрытых для захоронений в гробах), 28 военных мемориальных кладбищ и 4 историко-мемориальных кладбища (захоронения на основании решений Губернатора Санкт-Петербурга).

Комитету подведомственны 2 специализированные службы по вопросам похоронного дела:

- Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Специализированная служба Санкт-Петербурга по вопросам похоронного дела» (далее - Специализированная служба), обеспечивающее эксплуатацию и содержание кладбищ Санкт-Петербурга, и оказание гарантированного перечня услуг по погребению;

- Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Ритуальные услуги», обеспечивающее эксплуатацию и содержания крематория, и погребение умерших (погибших) не имеющих родственников.

В 2020 году на кладбищах Санкт-Петербурга захоронено 20 635 гробов с телами, количество кремаций - 45 985 [22].

Если рассматривать территории недалеко от Санкт-Петербурга, то можно заметить, что количество свободных земельных участков, которые соответствуют всем требованиям для создания кладбищ очень скудно. При этом, проектирование новых муниципальных кладбищ возможно лишь при высоких затратах бюджета, в то время материальные затраты на захоронение урны с прахом после кремации значительно ниже. Следовательно, одним из возможных решений проблемы дефицита земельных участков под захоронение могло бы стать увеличение доли кремационного направления в сфере ритуальных услуг населению города [17].

К сожалению, кремационное направление в нашей стране находится на довольно слабом уровне развития. Естественно такой показатель кремации в Российской Федерации напрямую связан с катастрофически низким количеством действующих крематориев. Так, по состоянию на конец 2020 г. на всей территории Российской Федерации действовало всего 24 крематория, а процент кремации находится на уровне не более 10 %. В более крупных городах, таких как Санкт-Петербург и Москва доля кремации достигает 50 %. Но если сравнить этот показатель с другими странами, то в развитых странах Европы кремируется в 8 раз больше - 80 % умерших. По сравнению с развитыми странами мира положение нашей страны можно охарактеризовать, как очень сложное. Это связано с тем, что в развитых странах очень активно используются крематории. Они имеются практически во всех населенных пунктов, где численность жителей превышает 100 тысяч». Например, на конец 2020 года в США было уже более 2100, а в Японии - 1625 крематориев [23].

Российская Федерация в сфере кремационного направления отстает и от большого количества развивающихся стран. Д.В. Головешко в своей работе пишет, что «в таких странах, как Мексика, Колумбия и Шри-Ланка на один имеющийся крематорий приходится 1,5-2,0 млн. человек, то в нашей стране эта цифра составляет 21,6 млн» [11].

А.Н. Кара и Н.А. Нюренберг в своем исследовании отмечают, что «одним из останавливающих факторов развития кремационного дела является недоступность к организации крематориев частного бизнеса на законодательном уровне. Именно по этой причине данное направление в России в настоящее время практически не развивается. У субъектов Федера-

ции нет средств на строительство крематориев, федеральный бюджет не финансирует денежные средства на эти цели» [17].

Анализируя мировой опыт, можно сделать вывод, что другого варианта решения этой проблемы дефицита земель, кроме развития кремационной деятельности, на сегодняшний день не существует. Д.В. Головешко считает, что «если количество кремаций довести до минимально необходимого уровня (по оценке экспертов не менее чем 40-45%), то регионы получат реальную возможность решения проблемы дефицита земельных ресурсов. Жители города получат возможность значительной экономии своих расходов, поскольку комплекс ритуальных услуг с кремацией на 20-30 % дешевле»[11].

Рассматривая зарубежный опыт организации ритуального обслуживания населения, можно с уверенностью сказать, что они имеют значительное отличие от российской системы - дают возможность оформить на объекты похоронного назначения право частной собственности. Процесс подразумевает под собой также и дополнительное инвестирование с помощью негосударственных источников. При этом важно отметить, что собственниками могут стать как похоронные дома, так и религиозные братства. В зарубежных странах очень трепетно относятся и к контролю этой важной для населения сферы деятельности. Так, например, существует специальный контроль качества, который состоит из нескольких компонентов: лицензирование, сертификацию, стандартизацию, унифицированные программы подготовки кадровых специалистов.

Ограниченность территорий, пригодных для захоронений, особенности ландшафта и климата - также очень часто встречаемые проблемы зарубежных стран. Для решения этих проблем государства предпринимают вынужденные меры в области похоронного дела. Например, популярностью стала пользоваться аренда могильных участков и разного вида усыпальниц на 10-15 лет. По истечении этого периода существует возможность продлить договор аренды, но это требует больших трат, поэтому возможно выбрать наиболее дешевый способ содержания останков - кремация с последующим захоронением праха. В Чехии эти меры имеют более радикальных характер. Для решения проблемы дефицита земель государство использует рекультивацию мест захоронения с целью их повторного использования [24].

Проанализировав отличительные черты ритуального-похоронного вида деятельности и имеющиеся в настоящее время вышеперечисленные проблемы дефицита пригодных для захоронений земель в крупных городах, можно с уверенностью сделать вывод, что в первую очередь необходимо наладить эффективные коммуникации через государственно-частное партнерство органов местного самоуправления и частных, муниципальных, государственных предприятий. Данный вид партнерства необходимо использовать для реализации социально-экономически значимых проектов. Благодаря этому, ГЧП будет поддерживать и активно развивать отрасль ритуального обслуживания населения, решив также и проблему необходимого финансирования для создания системы крематориев.

Распределение направлений работы между частным и муниципальным сектором может выглядеть следующим образом (рисунок 1).

Го сударе твенно е финансирование

муниципальных, государственных кладбищ н крематориев.

* Содержание и благоустройство муниципальных, государственных кладбищ, военно-мемориальных комплексов.

• Строительство и содержание моргов лечебно-профилактических учреждений.

• Инвестиции в строительство новых кладбищ, креподотие и пр.

• Инвестиции в транспорт для перевозуи

• Инвестиции в развитие базы производства похоронных принадлежностей и атрибутики.

Рисунок 1 - Направления работы в сфере ритуальных услуг муниципального

и частного секторов [ 17]

В данной статье раскрыты основные проблемы организации ритуального обслуживания населения в крупных городах. Предложено распределение направлений работы через государственно-частное партнерство органов местного самоуправления и государственных, муниципальных и частных предприятий.

Источники:

1. Князев. К.И. Рынок ритуальных услуг Москвы: проблемы и перспективы // Вестник Академии. - № 1. - М.: Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы, 2012. - С. 60-63.

2. Салимова. Л.В. Факторный анализ рынка ритуальных услуг в Российской Федерации / Салимова Л.В., Лобанова В.А. // Науч. обозреватель. - 2014. - № 1. - С. 25-27.

3. Бурлова. Н.О. Специфика предоставления ритуальных услуг населению, проблемы необходимости сочетания социального обслуживания и предоставления рыночных услуг // Сервис в России и за рубежом. - 2012. - № 11 (38). - С. 88-93.

4. Родионов. Д.Г., Карпенко П.А., Конников Е.А. Концептуальная модель управления развитием региональных социально-экономических систем //Экономические науки. 2021. № 197. С. 163-170.

5. Федеральная. служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/ - (дата обращения - 13.04.2021).

6. Кузнецова. Е., Левинская А. «Теневики» заняли половину похоронного рынка столицы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/08/10/2020/5f7c9e299 a79471453f277a9 - (дата обращения - 16.04.2021).

7. Закон. Санкт-Петербурга от 4 октября 2006 года № 408-64 «О погребении и похоронном деле в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/ 8438617 - (дата обращения - 18.04.2021).

8. ГОСТ. 32609-2014. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - https://iitual.mos.ru/normativnyeakty/GOST32609-2014.pdf - (дата обращения - 18.04.2021).

9. Указ. Президента РФ от 29.06.1996 N 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10868/ - (дата обращения - 18.04.2021).

10. Набиев. Р.Г. Возмездное оказание ритуальных услуг в Российской Федерации- Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет» - 2007 г.

11. Головешко. Д.В. Проблемы организации рынка ритуально- похоронного обслуживания в Российской Федерации // Журн. правовых и экон. исслед. - 2012. - № 4. - С. 139-142.

12. Барков. А.В. Ритуальные услуги как объекты рынка социальных услуг / Барков А.В., Грачев Р.Ю. // Вестн. Сарат. гос. юрид. акад. - 2014. - № 3 (98). - С. 17-26.

13. Лапыгин. Ю.Н. Локальный рынок ритуальных услуг / Лапыгин Ю.Н., Максимов И.С. // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2012. - № 6. - С. 37-43.

14. Родионов. Д.Г., Баранова И.В., Насрутдинов М.Н. Идентификация ключевых медиаторов развития социального потенциала региона // Российский экономический интернет-журнал. 2019. № 3. С. 69.

15. Родионов Д.Г., Баранова И.В., Насрутдинов М.Н. Формирование модели интерферирования показателей социального потенциала региона // Российский экономический интернет-журнал. Открытое акционерное общество Институт исследования товародвижения и ..., 2019. № 4. P. 119.

16. Кизыма. Р. В Петербурге рекордно выросла общая смертность населения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/spb_sz/19/01/2021/60067e539a7947853291ba08 - (дата обращения - 27.04.2021).

17. Кара. А.Н. ГЧП как метод совершенствования управления организацией ритуальных услуг / Кара А.Н., Нюренберг Н.А // Научные исследования: проблемы и перспективы - М.: ООО «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном ок.

18. Харламов А.В. Развитие России в условиях глобальной экономической нестабильности // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Серия Экономика. Управление. Право. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ..., 2018. Vol. 18, № 1. P. 4-11.

19. Харламов А.В., Мороз Н.А. Социально-экономическая дифференциация регионов России и ее зависимость от инвестиций // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. 2018. P. 298-305.

20. Родионов. Д.Г., Кичигин О.Э., Селентьева Т.Н. Особенности оценки конкурентоспособности инновационного регионального кластера: институциональный подход //Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические.

21. Жиляева И.А., Родионов Д.Г. Проблемы и механизмы адаптивного управления сферой услуг массового потребления в городах Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. Редакция журнала Экономика и предпринимательство, 2016. № 10-1. P. 163-167.

22. Годовой. отчет о ходе реализации государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» за 2020 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/822403701? print=0 - (д.

23. Деревцова. В.П. Проблемы отрасли ритуальных услуг и их решение с помощью ГЧП. // Учим управлять и учимся управлять. - М.: КузГТУ, 2018. - С. 226-229.

24. Потемкина. Е.А. Особенности современной организации похоронного дела и правовые тенденции развития рынка ритуальных услуг. //Образование и право. - М.: «ЮРКОМПАНИ», 2018. - С. 304-308.

References:

1. Knyazev, K.I. The market of funeral services in Moscow: problems and prospects // Bulletin of the Academy. - No. 1. - Moscow: Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow, 2012. - pp. 60-63.

2. Salimova. L.V. Factor analysis of the market of funeral services in the Russian Federation / Salimova L.V., Lobanova V.A. // Nauch. the browser. - 2014. - No. 1. - pp. 25-27.

3. Burlova. N.O. The specifics of providing funeral services to the population, the problems of the need for a combination of social services and the provision of market services // Service in Russia and abroad. - 2012. - № 11 (38). - Pp. 88-93.

4. Rodionov. D.G., Karpenko P.A., Konnikov E.A. Conceptual model of management of development of regional socio-economic systems //Economic sciences. 2021. No. 197. pp. 163-170.

5. Federal. state Statistics Service [Electronic resource]. - Access mode: https://rosstat.gov.ru / - (date of appeal - 13.04.2021).

6. Kuznetsova. E., Levinskaya A. "Shadow workers" occupied half of the funeral market of the capital. [electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/politics/08/10/2020/5f7c9e299a79471453 f277a9 - (date of application - 04/16/2021).

7. The law. St. Petersburg dated October 4, 2006 No. 408-64 "On burial and funeral business in St. Petersburg" [Electronic resource]. - Access mode: https://docs.cntd.ru/document/8438617 - (date of application - 04/18/2021).

8. GOST. 32609-2014. Household services. Funeral services. Terms and definitions. [electronic resource]. - Access mode: -https://ritual.mos.ru/normativnyeakty/G0ST32609-2014.pdf - (date of application - 04/18/2021).

9. Decree. The President of the Russian Federation dated 29.06.1996 N 1001 "On guarantees of the rights of citizens to provide services for the burial of the deceased" [Electronic resource]. - Access mode: - http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_10868 / - (date of application - 04/18/2021).

10. Nabiev. R.G. Paid provision of funeral services in the Russian Federation - State Educational Institution of Higher Professional Education "Astrakhan State University" - 2007.

11. Goloveshko. D.V. Problems of the organization of the market of ritual and funeral services in the Russian Federation // Journal of Legal and economic. research - 2012. - No. 4. - pp. 139-142.

12. Barkov. A.V. Funeral services as objects of the social services market / Barkov A.V., Grachev R.Yu. // Vestn. Sarat. gos. yurid. akad. - 2014. - № 3 (98). - Pp. 17-26.

13. Lapygin. Yu.N. The local market of funeral services / Lapygin Yu.N., Maksimov I.S. // Nats. interests: priorities and security. -2012. - No. 6. - pp. 37-43.

14. Rodionov. D.G., Baranova I.V., Nasrutdinov M.N. Identification of key mediators of the development of the social potential of the region // Russian Economic Online Journal. 2019. No. 3. p. 69.

15. Rodionov D.G., Baranova I.V., Nasrutdinov M.N. Formation of the interference model of indicators of the social potential of the region // Russian Economic Online Journal. Open Joint Stock Company Institute of Commodity Movement Research and ... , 2019. No. 4. P. 119.

16. Kizyma. R. In St. Petersburg, the total mortality of the population has grown record-high. [electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/spb_sz/19/01/2021/60067e539a7947853291ba08 - (date of appeal - 27.04.2021).

17. Kara. A.N. PPP as a method of improving the management of the organization of funeral services / Kara A.N., Nyurenberg N.A. // Scientific research: problems and prospects - Moscow: LLC "Research Center of Economic and Social Processes" in the Southern Federal approx.

18. Kharlamov A.V. Development of Russia in conditions of global economic instability // News of Saratov University. A New Series. Economics series. Management. Right. Federal State Budgetary Educational Institution of Higher ..., 2018. Vol. 18, No. 1. P. 4-11.

19. Kharlamov A.V., Moroz N.A. Socio-economic differentiation of Russian regions and its dependence on investments // Cluster initiatives in the formation of a progressive structure of the national economy. 2018. P. 298-305.

20. Rodionov. D.G., Kichigin O.E., Selentyeva T.N. Features of assessing the competitiveness of an innovative regional cluster: an institutional approach //Scientific and Technical Bulletin of St. Petersburg State Polytechnic University. Economic.

21. Zhilyaeva I.A., Rodionov D.G. Problems and mechanisms of adaptive management of mass consumption services in the cities of the Russian Federation // Economics and entrepreneurship. Editorial Board of the journal Economics and Entrepreneurship, 2016. No. 10-1. P. 163-167.

22. Annual. report on the implementation of the state program of St. Petersburg "Development of entrepreneurship and consumer market in St. Petersburg" for 2020. [electronic resource]. - Access mode: https://www.assembly.spb.ru/ ndoc/doc/0/822403701 ?print=0 - (d.

23. Derevtsova. V.P. Problems of the funeral services industry and their solution with the help of PPP. // Learning to manage and learning to manage. - Moscow: KuzSTU, 2018. - pp. 226-229.

24. Potemkina. E.A. Features of the modern organization of funeral business and legal trends in the development of the market of funeral services. //Education and law. - M.: "YURKOMPANIE", 2018. - pp. 304-308.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.