Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный контроль и надзор / риск / риск-ориентированный подход / state control and supervision / risk / risk-based approach

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лунина Светлана Васильевна

В статье анализируются проблемы практического использования риск-ориентированного подхода в осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере водоснабжения. Учитывая, что риск-ориентированный подход становится основным в осуществлении контрольно-надзорной деятельности автор считает, что одной из проблем является поиск объективных критериев для оценки серьезности последствий несоблюдения обязательных требований при обеспечении населения качественной водой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лунина Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RISK-BASED APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE SPHERE OF WATER SUPPLY

The article analyzes the problems of the practical use of the risk-based approach in the implementation of control and supervisory activities in the field of water supply. Considering that the risk-based approach is becoming the main one in the implementation of control and supervision activities, the author believes that one of the problems is the search for objective criteria for assessing the severity of the consequences of non-compliance with mandatory requirements when providing the population with high-quality water.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ»

УПРАВЛЕНИЕ

УДК 35

Лунина Светлана Васильевна, начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г. Заринске, Заринском, Залесовском, Кытма-новском и Тогульском районах (Барнаул, Россия)

В статье анализируются проблемы практического использования риск-ориентированного подхода в осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере водоснабжения. Учитывая, что риск-ориентированный подход становится основным в осуществлении контрольно-надзорной деятельности автор считает, что одной из проблем является поиск объективных критериев для оценки серьезности последствий несоблюдения обязательных требований при обеспечении населения качественной водой.

Ключевые слова: государственный контроль и надзор, риск, риск-ориентированный подход.

ОСОБЕННОСТИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДхОДА

в осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере водоснабжения

FEATURES OF THE RISK-BASED APPROACH IN THE IMPLEMENTATION OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES IN THE SPHERE OF WATER SUPPLY

На поднадзорной ТО в г. Заринске территории подлежит государственному контролю (надзору) деятельность контролируемых лиц в сфере водоснабжения в соответствии со следующими видами экономической деятельности:

Таблица 1. Статистические данные о количестве субъектов в сфере водоснабжения, на поднадзорной территории

забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.1), распределение воды для питьевых и промышленных нужд (ОКВЭД 36.00.2). Сведения о количестве субъектов в динамике приведены в таблице 1, в кото-

рых имеются водозаборные сооружения, водопроводные сети, резервуары питьевой воды, сооружения водоподго-товки, переданные органами местного самоуправления на соответствующих территориях для эксплуатации.

Таблица 2. Статистические данные о количестве сооружений, функционирующих на подведомственных ТО в г. Заринске территориях, необходимых для снабжения населения питьевой водой

Количество сооружений для питьевых нужд

№ Район Источники питьевого централизованного водоснабжении (подземные) Водопроводы Станции обезжелезивания

1. г. Заринск 19 1 1

2. Заринский райн 78 42

3. Залесовский муниципальный округ 42 21

4. Кытмановский район 39 22 1

5. Тогульский район 17 12 1

Всего 195 98 3

Район Количество субъектов

№ 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

1. г. Заринск 2 2 2 2

2. Заринский район 4 3 1 1

3. Залесовский муниципальный округ 2 2 2 2

4. Кытмановский район 3 3 2 2

5. Тогульский район 3 3 2 2

Всего 14 13 9 9

Количество сооружений, функционирующих на подведомственных ТО в г. Заринске территориях, необходимых для снабжения населения питьевой водой приведены в таблице 2.

Из 296 сооружений для обеспечения населения питьевой водой в эксплуатацию соответствующим субъектам передано всего 248 сооружений (83,7%). Доля переданных водопрово-

дных сооружений для эксплуатации соответствующим субъектам в разрезе территорий приведена в таблице 3.

Таблица 3. Статистические данные о водопроводных сооружениях, переданных для осуществления деятельности хозяйствующим субъектам

№ Район Количество сооружений переданных для организации водоснабжения населения и эксплуатации субъектам Доля в %

1. г. Заринск 21 100%

2. Заринский район 120 100%

3. Залесовский муниципальный округ 63 100%

4. Кытмановский район 16 26,2%

5. Тогульский район 28 93,3%

Всего 248 83,7%

Остальные сооружения находятся на балансе органов местного самоуправления, и фактически организацией водоснабжения населения в таком случае занимается сельское поселение на соответствующей территории. Орган местного самоуправления не обладает полномочиями по непосредственной эксплуатации объектов водоснабжения, не может заключить соответствующий договор на оказание услуг по водоснабжению. При проведении государственного контроля (надзора) в таком случае субъектом надзора является орган местного самоуправления.

Последние несколько лет Правительство РФ последовательно работает над созданием комфортных условий для ведения бизнеса, с учетом текущей социально-экономической ситуации в стране. В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности проведен комплекс мер, таких как, пересмотр значительного количества нормативно-правовых актов «регуля-торная гильотина», принятие нового

федерального закона о государственном контроле, государством принято решение о расширении комплекса профилактических мер, что снижает затраты как государства, так и бизнеса, на сопровождение проверочных мероприятий.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека одной из первых присоединилась к переходу на риск-ориентированную модель. 15 мая 2015 г. был утвержден ведомственный план «пилотного» внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении КНД. Эта система управления рисками основана на методологии оценки рисков и ранжировании объектов надзора, то есть объект с высокой вероятностью причинения ущерба проверяются чаще, а с низкой не проверяются вовсе. Исходя из количества потребителей услуг, количества работающих, частоты нарушения обязательных требований объекты водоснабжения подразделяются по категориям риска (Тал. 4).

Расчет рисков объектов водоснабжения на подведомственной территории показал - 60 объектов, осуществляющих деятельность в сфере сбора, очистки и распределения воды, отнесены к классу чрезвычайного риска, 101 объект - к высокому риску, 71 объект

- к значительному риску, 57 объектов

- к среднему риску, 7 объектов - к умеренному риску.

В зависимости от категории риска положением о государственном санитарно-эпидемиологическом контроле (надзоре) установлена кратность и виды проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий. Для объектов категории чрезвычайно высокого риска, выездная проверка проводится один раз в год, для категории высокого риска выездная проверка

- один раз в 2 года, для категории значительного риска выездная проверка

- один раз в 3 года, для категории среднего риска выездная проверка - один раз в 4 года, для категории умеренного риска выездная проверка - один раз в 6 лет. Подобные подходы уже опробованы в государственном управлении и доказали свою эффективность: снизились потери от заболеваний, предотвращенный экономический ущерб в Алтайском крае в 2019 г. составил 1515,46 млн руб.

За последние 5 лет в сфере питьевого водоснабжения на подведомственной территориальному отделу территории было проведено 56 плановых проверок в сфере питьевого водоснабжения.

Таблица 4. Распределение объектов водоснабжения по категориям риска

Распределение объектов водоснабжения по категориям риска Категория риска

Чрезвычайно высокий Высокий Значительный Средний Умеренный Низкий

Забор воды для питьевых нужд 40 65 47 40 3 0

Распределение воды для питьевых нужд 20 35 24 15 4 0

Очистка воды для питьевых нужд 1 2

Итого объектов 60 101 71 57 7 0

Таблица 5. Общее количество проведенных плановых проверок за период с 2016-2021 гг.

Район Общее количество плановых проверок

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. Всего проверок

г. Заринск 2 0 0 2 0 0 4

Заринский район 2 4 3 6 6 4 25

Залесовский район 0 0 5 1 1 0 7

Кытмановский район 1 2 3 3 2 4 14

Тогульский район 0 2 0 1 2 1 6

Всего проверок 5 8 11 13 11 9 56

Из общего количества проверок в отношении ресурсоснабжающих организаций проведено 7 проверок, остальные в отношении органов местного самоуправления, так как, на соответствующих территориях не определены ресурсос-набжающих организации.

По итогам плановых проверок выдано 52 предписания. Нарушения в основном касались неразработки проектов ЗСО (Зоны санитарной охраны) на водозаборных сооружениях. Водопроводные сооружения, в первом поясе ЗСО не оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин. Допускается размещение животноводческих предприятий в границах второго пояса ЗСО. Из общего количества проверок, одни и те же нарушения выявлены повторно в 69 случаях, что свидетельствует о систематическом неисполнении требований законодательства. Общее количество дел об административных правонарушениях по итогам плановых проверок составило 76. Общая сумма наложенных штрафов по итогам проверок за период с 2016-2021 гг. составила 398,5 тыс. руб. За период 20152021 гг. ТО в г. Заринске подано 10 исков в районные суды в сфере водоснабжения.

Нарушения, связанные с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее - ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения требуют регулярного поступления финансовых средств, в связи с тем, что водозаборные сооружения пробурены более 20-40 лет назад наземные павильоны, иные сооружения вышли из строя, и требуют капитальных вложений. Так как в ряде территорий отсутствуют

УПРАВЛЕНИЕ

ресурсоснабжающие организации и организации, в ведение которых переданы объекты водоснабжения, соответственно все необходимые работы проводятся органами местного самоуправления самостоятельно. В Кытмановском, Тогульском районах полномочия по организации водоснабжения населения в отдельных населенных пунктах преданы на уровень сельского поселения. В штате сельских поселений нет специально обученных сотрудников по вопросам водоснабжения, нет материальных ресурсов (специальной техники, оборудования) для надлежащей организации водоснабжения в границах поселений.

Данная ситуация осложняет сбор и проведение анализа данных для реализации риск-ориентированного подхода в отношении объектов водоснабжения, нет четких данных о том сколько абонентов, пользуется услугой водоснабжения.

Следует отметить, что качество воды зависит, в том числе от надлежащей эксплуатации водозаборных сооружений, распределительных систем водоснабжения.

На сегодняшний день, к сожалению, нет службы, которая бы осуществляла контроль и надзор за соблюдением правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения. Соответствующие полномочия не закреплены в нормативно-правовых актах на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и тем более на уровне местного самоуправления. Несовершенство действующей нормативно-правовой базы приводит к тому, что проведение контроля затрудняет отсутствие технических заданий на разработку инвестиционной программы от органов местного самоуправления, в адрес имеющихся гарантирующих организаций. При отсутствии технического задания

гарантирующая организация не разрабатывает план мероприятий по доведению качества питьевой воды до гигиенических нормативов. Причина сложившегося положения дел кроется в том, что законодательно не проработан весь процесс до конца. Орган местного самоуправления не определил ресурсоснабжающую организацию, в результате некому выдать техническое задание на разработку инвестиционной программы; соответственно механизм разработки и реализации инвестиционной программы не может быть реализован.

В то же время практика показывает, что внедрение риск-ориентированной модели в контрольно-надзорную деятельность органов Роспотребнадзора привело к снижению вероятности возникновения нарушений санитарных требований к качеству питьевой воды систем централизованного водоснабжения. Кроме этого, внедрение новой риск-ориентированной модели надзорной деятельности показало свою экономическую эффективность. Экономическая эффективность деятельности службы, направленная на улучшение качества питьевой воды систем централизованного водоснабжения увеличилась.

Библиографический список

1. Зайцева Н.В., Клейн С.В., Веков-шинина С.А., Сбоев А.С., Цинкер М.Ю. Оценка результативности и экономической эффективности контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора в сфере водоснабжения // Гигиена и санитария. - 2020. - № 99 (11).

2. Попова А.Ю., Зайцева Н.В., Май И.В. Опыт методической поддержки и практической реализации риск-ориентированной модели санитарно-эпидемиологического надзора: 2014-2017 гг. //Hygiene & Sanitation. - 2018. - № 97(1). - С. 5-9.

3. Определение эффективности контрольно-надзорной деятельности региональных органов и организаций Роспо-требнадзора на основе предотвращенных экономических потерь от смертности и заболеваемости населения, ассоциированных с негативным воздействием факторов среды обитания (на базе общефедеральных закономерностей) / Информационно-аналитическое письмо ФБУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения». - Пермь, 2020. - 32 с.

Lunina Svetlana Vasilievna, Head of the Department of Rospotrebnadzor in Altai Krai in the city of Zarinsk, and Zarinsky, Zalesovsky, Kytmanovsky and Togulsky Districts (Barnaul, Russia).

The article analyzes the problems of the practical use of the risk-based approach in the implementation of control and supervisory activities in the field of water supply. Considering that the risk-based approach is becoming the main one in the implementation of control and supervision activities, the author believes that one of the problems is the search for objective criteria for assessing the severity of the consequences of non-compliance with mandatory requirements when providing the population with high-quality water.

Keywords: state control and supervision, risk, risk-based approach.

LIS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.