ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Научная статья УДК 339
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-l-214-218 NIION: 2015-0066-1/23-628 MOSURED: 77/27-011-2023-01-827
Особенности решения вопросов экономической безопасности при осуществлении поставок энергоресурсов
Глеб Владимирович Киреев
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва, Россия,
Аннотация. Статья посвящена попытке рассмотрения ряда ключевых вопросов сферы энергетической безопасности (относительно существующего положения и перспектив развития энергетического рынка). При этом рассмотрена текущая ситуация в осуществлении поставок энергоресурсов в страны-члены ЕС, в то же время оценены перспективы поставок газа в Европейский Союз. Более того, в статье проведен общий анализ текущих обстоятельств относительно поставок «голубого топлива», а также внешнего геополитического воздействия, оказываемого на РФ со стороны ряда государств.
Ключевые слова: международные экономические отношения, Европейский Союз, энергетическая безопасность, страна-экспортер, перспективы развития рынка, экономическая безопасность
Для цитирования: Киреев Г. В. Особенности решения вопросов экономической безопасности при осуществлении поставок энергоресурсов // Вестник экономической безопасности. 2023. № 1. С. 214-218. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2023-1-214-218.
Original article
Features of solving issues of economic security in the implementation of energy supplies
Gleb V. Kireev
Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, Russia,
Abstract. The article is devoted to the study of the solution of energy security issues of the current situation and prospects for the development of the energy market. The article considers the current situation in the implementation of energy supplies to the EU, as well as the prospects for gas supplies to the European Union. During writing the article, an analysis of the current circumstances in the supply of «blue fuel», as well as external geopolitical influences exerted on the Russian Federation by unfriendly states, was carried out.
Keywords: international economic relations, the European Union, energy security, exporting country, market development prospects, economic security
For citation: Kireev G. V. Features of solving issues of economic security in the implementation of energy supplies. Bulletin of economic security. 2023;(1):214-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-1-214-218.
Понятие экономической безопасности означает такой уровень защищенности национальной экономики страны, при котором могут быть обеспечены ее национальный суверенитет, единство экономического пространства и условия для реализации национальной стратегии. Безопасность зависит как от внешних, так и от внутренних факторов [1, с. 5]. В макроэкономике дано следующее определение - это такое состояние или уровень развития средств производства в стране, при котором процесс устойчивого развития экономики и соци-
© Киреев Г. В., 2023
альной сферы (экономическая стабильность общества) обеспечивается практически независимо от наличия и действия внешних факторов.
В Указе Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» установлена национальная стратегия государства до 2030 года [3]. В данном указе рассмотрены вопросы, в том числе, энергоресурсов и их восполняемости, а также безопасности их поставок. Таким образом, становится понят-
ECONOMIC SCIENCE
но, что экономическая безопасность при поставках энергоресурсов является важным вопросом для нашего государства.
Энергетические ресурсы - это источники различных видов энергии для промышленного и бытового использования в энергетике. Стоит отдельно отметить, что ресурсы делятся на возобновляемые, невозобновляемые и ядерные. Невозобновляемые - это нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, торф, горючие сланцы. Возобновляемые ресурсы - это биотопливо из продуктов жизнедеятельности организмов и органических отходов, гидроэнергия, альтернативные энергии, такие, как, например, солнечная и ветровая. Именно на увеличение возобновляемых ресурсов направлена стратегия большинства стран, в том числе, России. Ядерные - это ресурсы, источником которых является атомная энергия. Лидером по производству атомной энергии на конец 2021 г. являются США. На втором месте находится Франция, следом - Япония, Россия занимает четвертое место в мире, на пятом месте - Китай. На сегодняшний день Китай вкладывает большие средства на строительство новых АЭС.
Тем не менее, несмотря на существование возобновляемых ресурсов и ядерных ресурсов, основой экономки на сегодняшний день по-прежнему остаются невозобновляемые ресурсы, в первую очередь, нефть. Практически каждая страна в мире является участником рынка нефти в части экспорта или импорта.
По данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) на 2022 г., самым крупным экспортером нефти в мире является Саудовская Аравия. Ведущим импортером - Китай [6].
Саудовская Аравия отправляет за границу 6,66 млн баррелей нефти в сутки. Второе место по экспорту нефти в мире занимает Российская Федерация - 4,65 млн баррелей нефти в день. На третьем и четвертом местах -Ирак и США. При этом основным экспортером нефти в Ираке является подконтрольный США Курдистан -автономная республика Ирака. Именно на территории Курдистана находится около 50 % всей иракской нефти [2, с. 27]. Таким образом, можно сделать вывод, что de facto под контролем США находится неофициально гораздо большая доля рынка нефти, чем представлено в документах.
Мировой лидер по импорту нефти - Китай, в 2020 году, по данным ОПЕК [6], закупал 10,85 млн баррелей «черного золота» в сутки. По данным таможенного управления КНР, в апреле 2020 года Россия стала крупнейшим поставщиком сырой нефти в Китай, опередив Саудовскую Аравию. Продажи российской нефти Пекину выросли на 17,7 % по сравнению с апрелем 2019 года и достигли 7,2 млн баррелей. Объем поставок в Европу составил 2,5 млн баррелей сырой нефти.
Ранее экспорт российской нефти осуществлялся и в США, но 8 марта 2022 г., в связи с началом специальной военной операции на Украине, президент США ввел
полный запрет на импорт газа и нефти в США. Европа по-прежнему продолжает покупать российские невозобновляемые ресурсы, но обещает отказаться от них. Япония отказалась от импорта российского угля (хотя она зависит от угля на 27 % с точки зрения потребления первичной энергии, и 13 % из них обеспечивает именно Россия).
Настоящая тема весьма актуальна, так как на данный момент в связи с начатой Россией специальной военной операцией в мире происходит передел рынка в связи с санкциями, наложенными на Российскую Федерацию. России необходимо оценить свою способность дальнейшего экономического развития в данной ситуации и найти рынок сбыта для нефти и газа, от которых уже отказались США и в перспективе может отказаться Европа. При этом необходимо реально учитывать вероятность полного отказа Европы от энергоресурсов России.
В случае, если Европа введет полное эмбарго на российские ресурсы, России придется в короткие сроки найти рынок сбыта, покрывающий европейские объемы. На сегодняшний день существует газопровод «Сила Сибири», поставляющий газ в Китай. Нефть поставляется в Китай по нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан». На сегодняшний день Россия уже является лидером по поставке энергоресурсов в Китай в мире и полностью покрывает текущие запросы Китая в энергоресурсах. Тем не менее, «Сила Сибири» загружена всего на 12-15 %, то есть его ресурсов хватит на поставки энергоресурсов в гораздо больших объемах. Газопровод в перспективе рассчитан на 38 млрд кубометров в год, при этом в Европу Россия экспортирует 200 млрд кубометров.
Россия активно развивает СПГ проекты - расширяются мощности Новатэк на Ямале, в высокой стадии готовности находится комплекс Газпрома в Усть-Луге, сахалинские проекты и Приморье также имеют большие перспективы развития. Все это уже в среднесрочной перспективе позволит России войти в тройку ведущих поставщиков СПГ в мире. Помимо стремления стать значимым игроком на рынке СПГ у России появится необходимость активно развивать газопереработку и не-фтегазохимию, равно как и стремиться стать ведущим поставщиком как базовых химических продуктов, так и продукции высокой степени переработки.
В масштабах мировой экономики, по одному из заявлений пресс-секретаря российского лидера Д. Пескова, отказ от российских энергоресурсов может перекосить мировые энергетические рынки. Отказ от российской нефти приведет к катастрофическим последствиям для мирового рынка, цены на нефть вырастут до $ 300 за баррель и более. При этом, например, Япония уже посчитала, что отказ от российского газа снизит ВВП Японии на 1,9 %.
Таким образом, на сегодняшний день геополитическая ситуация в мире оказывает сильнейшее влияние на экономическую безопасность каждой страны.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Так, Саудовская Аравия отказала США в наращивании добычи объемов нефти для стабилизации цен на нее. Планы США по добыче сланцевой нефти не оправдываются, так как инвесторы не сильно в этом заинтересованы.
Таким образом, стоимость нефти будет расти, в то же время на сегодняшний день более 2 млрд человек на Земле не имеют доступа к энергоресурсам. Европа может оказаться в числе таких стран, ведь уже сегодня жители Европы и США столкнулись с существенным ростом цен на бензин. Для решения проблемы газификации, Европе необходимо искать новых поставщиков «голубого топлива». Так, в середине июля т.г. прошла встреча президента Азербайджана с председателем Ев-рокомиссии в Баку. В ходе встречи стороны договорились об увеличении мощностей Южного газового коридора (ЮГК).
Главной проблемой для нашей страны в данной сфере является сложность в перенаправлении газа, который идет по трубам в другом направлении. Невостребованные объемы останутся в России, но спроса на них не будет, так как Россия покрывает потребности в газе внутри страны на сегодняшний день. Да, российское руководство озвучивает позицию, что в случае отказа Европы от российского газа, Россия может перенаправить потоки по другим направлениям, но пока не понятно, кто сможет обеспечить импорт такого объема российского газа.
Таким образом, для сохранения экономической безопасности Российской Федерации при поставке энергоресурсов, стране необходимо решить в том числе следующие экономические вопросы:
- в перспективе поиск альтернативы экспорту нефти и газа в Европу в полном объеме;
- наращивание поставок нефти с Китаем, возможное замещение экспорта со стороны США. В ситуации экономического противостояния между США и Китаем такая ситуация в перспективе может оказаться возможной.
При этом экономика Российской Федерации полностью зависит от экспорта сырых невозобновляе-мых ресурсов. В то же время за последние десять лет нефтяные запасы России сократились на треть, газовые - на 27,4 процента, сообщает Минприроды [5]. В Правительстве РФ намерены восстановить ресурсы за счет трудноизвлекаемых запасов. К трудноизвлека-емым относятся запасы нефти в низкопроницаемых коллекторах, высоковязкая нефть, остаточные запасы выработанных месторождений, а также подгазовые залежи.
Сегодня нашей стране помимо задачи по поиску рынков сбыта для российских ресурсов необходимо обеспечить такой объем добычи энергоресурсов, который обеспечит как потребности внутри страны, так и выполнение внешнеэкономических обязательств. При этом за последние двадцать пять лет разведано в десять раз меньше, чем за предыдущие периоды, многие еще
советские месторождения истощаются. По оценкам Рос-геологии, газа хватит на семьдесят лет, нефти - на тридцать [7].
Срок истощения ресурсов возможно увеличить при развитии технологий по разработке трудноизвлекаемых запасов. Наиболее перспективными являются запасы Западной Сибири. Но для такой добычи необходимо создание высокотехнологичной инфраструктуры в Сибири. На данный момент этого не происходит. К этой проблеме добавились санкции, введенные против России, сегодня уже ощущается существенный дефицит буровых запчастей. Если нефтяники будут вести разведку по заявленным планам, им может не хватить более 20 плавучих платформ. Крупнейшие владельцы лицензий в Арктике «Роснефть» и «Газпром» на фоне кризиса согласовывают с Министерством природных ресурсов перенос сроков по своим шельфовым лицензиям. Но другие игроки уже готовятся к дефициту. По мнению экспертов, помочь мог бы ввоз подержанного оборудования из стран, не вводивших санкции против Российской Федерации. Рост спроса на шельфовое оборудование может на фоне санкций и отсутствия собственного производства вызвать дефицит плавучих буровых и запчастей.
Тем не менее, Россия имеет самые большие запасы энергоресурсов в мире. То есть в случае невозможности добывать ресурсы в России мир столкнется с проблемой дефицита энергоресурсов, но ситуация также влияет и на энергобезопасность самой России. Официальная позиция по вопросам энергобезопасности России сформулирована в Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента России от 13 мая 2019 года [4]. В Доктрине выделяется ряд вызовов энергетической безопасности страны:
- внешнеэкономические вызовы: перемещение центра мирового экономического роста в Азиатско-Тихоокеанский регион, замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры, увеличение мировой ресурсной базы углеводородного сырья, усиление конкуренции экспортеров энергоресурсов, усиление позиций потребителей, рост производства сжиженного природного газа и его доли на мировых энергетических рынках, формирование глобального рынка природного газа, увеличение доли возобновляемых источников энергии в мировом топливно-энергетическом балансе;
- внешнеполитические вызовы: наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к «зеленой экономике». Например, в 2019 г. валовое производство электроэнергии в ЕС составило 2900 ТВт-ч, из них 22 % было получено из возобновляемых источников (включая гидрогенерацию). Сегодня Европа планирует наращивать мощности ветровых и солнечных электростанций. Также Евросоюз планирует снова перейти на энергию от АЭС, хотя ранее Германия
ECONOMIC SCIENCE
высказывалась по поводу неэкологичности данного ресурса;
- внутренние вызовы: переход России к новой модели социально-экономического развития, предполагающей структурную трансформацию экономики, сбалансированное пространственное и региональное развитие, модернизацию основных производственных фондов организаций, существенное повышение производительности труда и эффективности экономической деятельности, а также ухудшение демографической ситуации в России;
- трансграничные вызовы: развитие и распространение «прорывных» технологий в сфере энергетики, в том числе технологий использования возобновляемых источников энергии, распределенной генерации электрической энергии, накопителей энергии, добычи углеводородного сырья из трудноизвлекаемых запасов, цифровых интеллектуальных технологий, энергосберегающих и энергоэффективных технологий.
Таким образом, из перечисленных вызовов можно выделить, что Россия, так же, как и Европа (и другие страны) заинтересована в развитии технологий, позволяющих создавать возобновляемые ресурсы, а также в нацеленности на добычу трудноизвлекаемых запасов.
При этом следует отметить имеющую место энергорасточительность ресурсов во всем мире. Технологии и оборудование при транспортировке не обеспечивают полной сохранности перевозимых энергоресурсов, часть из них теряется. При этом можно наблюдать слишком высокую долю природного газа в энергобалансе - в целом по России доля газа составляет около 70 % энергопотребления, в европейской части страны - более 90 %. Решение проблемы затрудняется наличием ценового перекоса между газом и углем.
Помимо вышеперечисленных проблем на сегодняшний день страны, имеющие крупнейшие экономики (Китай и США), наращивают свои инвестиции в «зеленую» энергетику. В перспективе спрос на нефть и газ действительно может снизиться в случае достижения результатов, способных решить проблему замещения дефицита невозобновляемых ресурсов. Так, страны Скандинавии уже практически полностью перешли на возобновляемые источники энергии. Активно используют солнечные батареи в США, Китае. Пекин обещает прекратить выбросы углерода в атмосферу к 2060-му г., а российское правительство к 2030-му г. должно обеспечить их сокращение на 70 % относительно 1990-х гг.
Популярны также проекты с водородом, который является одним из самых экологически чистых видов топлива. В долгосрочной перспективе экспорт водорода может «потеснить» нефть и газ. Тем не менее, на сегодняшний день «зеленая» энергетика не в состоянии покрыть потребности мира в энергоресурсах. Не по всем видам «зеленой» энергетики достигают заявленную эф-
фективность. Экономическая целесообразность такого бизнеса под вопросом.
Подводя краткие итоги, необходимо отметить, что государству следует ослабить зависимость бюджета от нефтегазовых доходов, нужно воспользоваться получаемыми доходами от продажи невозобновляемого сырья для разработки проектов по созданию возобновляемых ресурсов и применению технологий для добычи труднодоступных ресурсов. Следует развивать освоение Сибири, то есть оснастить данный регион всей необходимой инфраструктурой для добычи энергоресурсов, в том числе труднодоступных, обеспечить приток рабочей квалифицированной силы в труднодоступные районы, а также обеспечить соответствующий уровень образования и науки в стране. Необходимо принять ряд политических мер по поиску новых рынков сбыта отечественных энергоресурсов, перераспределению получаемой выручки на развитие отечественных технологий по газо-нефтедобыче, усовершенствовать уже имеющееся оборудование (в том числе, которое ранее импортировалась из недружественных стран).
Список источников
1. А6алкин Л. И. Экономическая безопасность России : угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.
2. Три войны Саддама. Часть I : Южный Курдистан. Архивная копия от 3 декабря 2010.
3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консуль-тантПлюс».
4. Указ Президента РФ от 13 мая 2019 г. «Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации: https:// www.mnr.gov.ru (дата обращения: 14.05.2022).
6. Официальный сайт Организации стран-экспортеров нефти: https://www.opec.org (дата обращения: 14.05.2022).
7. Официальный сайт Росгеологии: https:// rusgeology.ru (дата обращения: 14.05.2022).
References
1. Abalkin L. I. Economic security of Russia : threats and their reflection // Questions of Economics. 1994. № 12.
2. Saddam's three wars. Part I : South Kurdistan. Archived copy from December 3, 2010.
3. Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2017 № 208 «On the Strategy of Economic security of the Russian Federation for the period up to 2030» // RLS «ConsultantPlus».
4. Decree of the President of the Russian Federation dated 13.05.2019 «The Doctrine of energy security of the Russian Federation» // RLS «ConsultantPlus».
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
5. Official website of the Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation: https:// www.mnr.gov.ru (accessed: 14.05.2022).
6. Official website of the Organization of Petroleum Exporting Countries: https://www.opec.org (accessed: 14.05.2022).
7. Official website of Rosgeology: https://rusgeology. ru (accessed: 14.05.2022).
Библиографический список
1. Папков Б. В., Илюшин П. В., Куликов А. Л. Надежность и эффективность современного электроснабжения. М., 2021. С. 132.
Bibliographic list 1. Papkov B. V., Ilyushin P. V., Kulikov A. L. Reliability and efficiency of modern power supply. М., 2021. P. 132.
Информация об авторе
Г. В. Киреев - студент магистратуры Московского авиационного института (национального исследовательского университета).
Information about the author G. V. Kireev - Graduate Student of the Moscow Aviation Institute (National Research University).
Статья поступила в редакцию 30.08.2022; одобрена после рецензирования 28.09.2022; принята к публикации 29.11.2022.
The article was submitted 30.08.2022; approved after reviewing 28.09.2022; accepted for publication 29.11.2022.
Основы
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Второе издание
Основы экономической безопасности. Учебное пособие. Эриашви-ли Н. Д. и др. 2-е изд., перераб. и доп. 335 с. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований.
Дано представление о внутренних и внешних угрозах в экономике РФ, ее регионов и хозяйствующих субъектах. Показано, как использовать инструменты и механизмы нейтрализации и предотвращения возникающих угроз, обеспечивать законность и правопорядок в сфере экономики. Изложены основы теории государства, а также ее регулирующей роли в экономике. Раскрыты сущность теневой экономики, ее истоки и тенденции, намечены подходы к решению проблем теневой экономики.
Для студентов, аспирантов и преподавателей, экономических и юридических вузов, государственных и муниципальных служащих.