Научная статья на тему 'Особенности решения арифметических задач детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта'

Особенности решения арифметических задач детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуальная недостаточность / арифметическая задача / intellectual insufficiency / arithmetic problem

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е. А. Ефименко, М. М. Киселева

В данной статье освещены вопросы решения арифметических задач младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью. Описаны причины данной проблемы, а также предложены методики коррекции и развития мышления, предметно-действенных ситуаций и умения выделять математические связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е. А. Ефименко, М. М. Киселева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SOLUTION OF ARITHMETIC PROBLEMS OF CHILDREN AT A JUNIOR SCHOOL AGE WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

This article presents a problem that is devoted to solving arithmetic problems by junior schoolchildren with intellectual disabilities. The article describes the causes of this problem, as well as the methods for correction and development of thinking, subject-effective situations and the ability to distinguish mathematical connections of children in this category.

Текст научной работы на тему «Особенности решения арифметических задач детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта»

1 Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta obrazovaniya obuchayushchikhsya s umstvennoy otstalostyu (intellektualnymi narusheniyami): Prikaz Min-va obrazovaniya i nauki RF ot 19 dekabrya 2014 g. - Tekst: elektronnyy // GARANT.RU. Informatsionno-pravovoy portal: ofitsialnyy sayt. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70760670/ (data obrashcheniya: 29.04.2018).

2 Mailer A. R. Vospitaniye i obucheniye detey s tyazheloy intellektualnoy nedostatochnostyu : ucheb. posobiye /

A. R. Maller, G. V. Tsikoto.- Moskva, 2003.

3 Programma obrazovaniya uchashchikhsya s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalostyu /L. B. Baryayeva, D. I. Boyko, V. I. Lipakova [i dr.]. - Sankt-Peterburg, 2011. - 480 s.

4 Sukhareva G. E. Klinicheskiye lektsii po psikhiatrii detskogo vozrasta / G. E. Sukhareva. - Tekst : elektronnyy // FGBNU «Nauchnyy tsentr psikhicheskogo zdorovia» : ofitsialnyy sayt. - URL: http://psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/ ClinicLectkidPsy.pdf (data obrashcheniya: 29.04.2018).

5 Tikhomirova L. F. Trudnosti realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovia i puti ikh preodoleniya /L. F. Tikhomirova // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2013. - T.2. - № 2. - S. 78-81.

УКД 376.42

Е.А. Ефименко, М.М. Киселева

Курганский государственный университет,

Курган

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В данной статье освещены вопросы решения арифметических задач младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью. Описаны причины данной проблемы, а также предложены методики коррекции и развития мышления, предметно-действенных ситуаций и умения выделять математические связи.

Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, арифметическая задача.

E.A. Efimenko, M.M. Kiseleva Kurgan state University, Kurgan

PECULIARITIES OF SOLUTION OF ARITHMETIC PROBLEMS OF CHILDREN AT A JUNIOR SCHOOL AGE WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Abstract. This article presents a problem that is devoted to solving arithmetic problems by junior schoolchildren with intellectual disabilities. The article describes the causes of this problem, as well as the methods for correction and development of thinking, subject-effective situations and the ability to distinguish mathematical connections of children in this category.

Key words: intellectual insufficiency, arithmetic problem.

Любому человеку в повседневной жизни приходится в той или иной степени сталкиваться с арифметическими выражениями, производить расчеты и многие другие операции с числами. Такую же необходимость в этом испытывают и дети с нарушением интеллекта. Следовательно, овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями представляет важность в практическом смысле и является одним из основных шагов его социализации.

Арифметическая задача - это простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются [1].

З.Н. Ковригина, М.Н. Перова называют основные причины, тормозящие освоение математических представлений у школьников с умственной отсталостью. К ним относятся:

1) инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему;

2) низкий уровень ориентировочной деятельности;

3) недоразвитие моторики, с чем связано ограничение практического чувственного опыта;

4) недостаточная деятельность, несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта;

5) нарушение развития речи, проявляющееся в бедности словарного запаса, трудности оформления собственных высказываний, непонимании обращенной речи [3].

Кроме того, указывает О.А. Рыдзе, математические представления у умственно отсталых школьников отличаются качественным своеобразием, объясняемым особенностями психического развития таких детей [2].

У детей с нарушениями интеллекта нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления. Как показывает И.В. Зыгманова, при выполнении простейших математических заданий проявляется слабость мыслительных операций, в результате чего на первый план выступает непосредственное, конкретное восприятие, становясь преградой в усвоении основных математических представлений. Для детей данной категории характерна в большой степени зависимость количественных представлений от качественных характеристик (величины, формы, названия) и пространственного расположения предметов. В счетной деятельности умственно отсталых школьников отмечается переход пересчета на оценивание величины или расположение предметов в пространстве. Перенос имеющихся знаний и умений в новые условия затруднен [4].

Нужно, чтобы дети с интеллектуальной недостаточностью лучше решали и понимали арифметические задачи, для этого мы предлагаем следу-

101

ющие методики, которые направлены на развитие мышления и умения выделять математические связи.

В методике «Способы применения предмета» С.В. Распопова предлагается назвать какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга», далее ребенок называет как можно больше различных способов его применения. Данная методика направлена на развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, умения вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Методика «Считаем и соображаем» Л.М. Букаткина направлена на развитие предметно-действенных ситуаций и предназначена для активизации развития интеллекта и совершенствования навыков устного счета. Игра выполняется на уроках математики в условиях групповой (фронтальной) работы всем классом.

Предлагаем еще одну методику: «Вычислительные машины» Н.Л. Ленева, которая направлена на развитие слухового внимания, памяти, восприятия, а также на умение находить математические связи и прослеживать логические цепи.

На основе результата полученных после детального изучения особенностей решения арифметических задач мы сможем спланировать кор-рекционно-педагогическую работу, направленную на формирование умения их решать.

Список литературы

1 Белошистая А. В. О коррекционно-развивающем обучении математике в начальной школе /А. В. Белошистая // Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 22-35.

2 Зыгманова И. В. Повышение эффективности обучения решению арифметических задач в младших классах вспомогательной школы : автореф. дисс. ... к. пед. наук/

И. В. Зыгманова. - Москва, 1993.

3 Ковригина З. Н. Особенности построения урока в системе компенсирующего обучения / З. Н. Ковригина // Начальная школа. - 1999. - № 3. - С. 69-71.

4 Королько Н. М. Формирование у умственно отсталых школьников умения решать простые арифметические задачи / Н. М. Королько //Дефектология. - 2006. - № 2. -

С. 12-19.

References

1 Beloshistaya A. V. O korrektsionno-razvivayushchem obuchenii matematike v nachalnoy shkole /A. V. Beloshistaya // Voprosy psikhologii. - 2002. - № 6. - S. 22-35.

2 Zygmanova I. V. Povysheniye effektivnosti obucheniya resheniyu arifmeticheskikh zadach v mladshikh klassakh vspomogatelnoy shkoly: avtoref. diss. ... k. ped. nauk/

I. V. Zygmanova. - Moskva,1993.

3 Kovrigina Z. N. Osobennosti postroyeniya uroka v sisteme kompensiruyushchego obucheniya /Z. N. Kovrigina // Nachalnaya shkola. - 1999. - № 3. - S. 69-71.

4 Korolko N. M. Formirovaniye u umstvenno otstalykh shkolnikov umeniya reshat prostyye arifmeticheskiye zadachi / N. M. Korolko //Defektologiya. - 2006. - № 2. - S. 12-19.

УДК 376.37

А.А. Квашнина, Л.С. Яговкина

Курганский государственный университет,

Курган

ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОСЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностей звукослоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня. В статье представлены типичные нарушения звукослоговой структуры слова старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня, затрудняющие овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью.

Ключевые слова: звукослоговая структура слова, старшие дошкольники с общим недоразвитием речи третьего уровня.

A.A. Kvashnina, L.S. Yagovkina Kurgan state University, Kurgan

FEATURES OF SOUND SYLLABIC STRUCTURE OF A WORD IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT OF THE THIRD LEVEL

Abstract. The article is devoted to the analysis of the features of the sound syllabic structure of the word in senior preschoolers with general underdevelopment of speech of the third level. The article presents a typical violation of the sound syllabic structure of the words of senior preschoolers with general underdevelopment of speech of the third level, complicating the mastery of oral and written speech.

Key words: sound syllabic structure of the word, senior preschoolers with general underdevelopment of speech of the third level.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка, в этом и заключается актуальность данной проблемы. Трудности звукослогового оформления слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня являются достаточно стойкими и разнообразными. Это объясняется тем, что об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.