Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ В ПУБЛИЧНЫХ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛАХ'

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ В ПУБЛИЧНЫХ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛАХ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
26
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ государства / символ государства / телеграм-канал / Россия / Украина / идеология / формирование общественного мнения / state image / symbol of the state / Telegram channel / Russia / Ukraine / ideology / formation of public opinion

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ежов Дмитрий Александрович

Цель. Выявить на конкретном примере особенности репрезентации современных государств в публичных телеграм-каналах в контексте актуальной политической повестки в условиях Специальной военной операции России на Украине. Процедура и методы. Исследование базируется на комбинации психологического, культурологического и коммуникативного подходов; используются методики содержательного и контекстуального анализа. Результаты. Установлено, что системная и концептуально продуманная подача материала в телеграм-канале как источнике информации способствует формированию в сознании аудитории ассоциативного ряда по отношению к акторам мирового политического процесса, имеет идеологическую окраску и выполняет задачи просветительского характера. Теоретическая и / или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в изучении и исследовании технологий формирования образа современных государств, а также в деятельности специалистов-практиков в области политической агитации и пропаганды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ежов Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the representation of modern states in public telegram channels

Aim. Using a specific example, to identify the features of the representation of modern states in public Telegram channels in the context of the current political agenda concerning Russia’s Special Military Operation in Ukraine. Methodology. The research is based on a combination of psychological, cultural and communicative approaches; methods of content and contextual analysis are used. Results. It is established that the systematic and conceptually elaborate presentation of material in the Telegram channel as a source of information contributes to the formation of associative series in the minds of audience in relation to the actors of the global political process, has an ideological coloring and performs educational tasks. Research implications. The results obtained can be used in the study and research of technologies for shaping the image of modern states; as well as in the activities of specialists in the field of political agitation and propaganda.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ В ПУБЛИЧНЫХ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛАХ»

УДК: 32.019.51; 321; 327.8; 070

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ В ПУБЛИЧНЫХТЕЛЕГРАМ-КАНАЛАХ

Ежов Дмитрий Александрович

• e-mail: president@lenta.ru

кандидат политических наук, доцент кафедры политологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2, Российская Федерация

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Ежов Д. А.

Особенности репрезентации современных государств в публичных телеграм-каналах// Российский социально-гуманитарный журнал. 2024. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru

• Статья поступила в редакцию31.01.2024

• Статья размещена на сайте 03.04.2024

СТРУКТУРА

Аннотация Ключевые слова Введение

Образ государства в информационном пространстве Репрезентация современных государств в телеграм-канале «СВО - Свинка В Обмороке»

Телеграм-канал «СВО - Свинка В Обмороке»: анализ контента

Заключение

Литература

Article information

АННОТАЦИЯ

Цель. Выявить на конкретном примере особенности репрезентации современных государств в публичных телеграм-каналах в контексте актуальной политической повестки в условиях Специальной военной операции России на Украине.

Процедура и методы. Исследование базируется на комбинации психологического, культурологического и коммуникативного подходов; используются методики содержательного и контекстуального анализа. Результаты. Установлено, что системная и концептуально продуманная подача материала в телеграм-канале как источнике информации способствует формированию в сознании аудитории ассоциативного ряда по отношению к акторам мирового политического процесса, имеет идеологическую окраску и выполняет задачи просветительского характера.

Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в изучении и исследовании технологий формирования образа современных государств, а также в деятельности специалистов-практиков в области политической агитации и пропаганды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

образ государства, символ государства, телеграм-канал, Россия, Украина, идеология, формирование общественного мнения

ВВЕДЕНИЕ

Развитие интернет-технологий способствует распространению новых каналов ретрансляции информации и площадок для осуществления сетевых коммуникаций. 21 марта 2022 г. на фоне последствий начала Специальной военной операции России по демилитаризации и денацификации Украины (далее -СВО) в Российской Федерации на основании решения суда была запрещена деятельность социальных сетей «Instagram» и «Facebook», принадлежащих американской компании «Meta Platforms Inc»1, в качестве ответа на публикацию внутреннего письма компании, в котором сообщалось о временном снятии в указанных социальных сетях запрета для жителей ряда стран

1 Признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации, включена Росфинмониторингом в Перечень террористов и экстремистов.

на размещение информации, содержащей призывы к насилию в отношении российских граждан, в том числе военнослужащих. В результате перераспределения аудитории был отмечен значительный прирост пользователей мессенджера «Теле-грам» (Telegram) - альтернативного, относительно безопасного канала коммуникации, предполагающего в качестве инструмента телеграм-каналы (далее - ТГ-канал), позволяющие доносить информацию до подписчиков. Характер циркуляции информационных потоков демонстрирует, что в ряде случаев средства массовой информации ссылаются на ТГ-каналы в качестве первоисточника той или иной новости, что объясняется оперативностью обновления контента.

Согласно статистическим данным в 2024 г. «Телеграм» посещают 800 млн человек в месяц; в России его использует 45,8% населения, а самыми популярными темами в мессендже-ре являются новости (85%), развлечения (62%) и образование (58%)2. По данным опроса «TGStat», имевшего в качестве цели исследование аудитории «Телеграма» в 2023 г., количество каналов, на которое подписан типичный пользователь, кратно возросло по сравнению с данными, полученными двумя годами ранее, когда лишь треть опрошенных была подписана более чем на 25 каналов, в то время как по состоянию на момент проведения опроса доля таких пользователей составила уже почти половину, при этом каждый четвёртый оказался подписанным более чем на 50 каналов3.

С учётом широкой аудитории «Телеграма» представляется актуальным исследование контента публичных каналов с точки зрения формирования актуальной социально-политической повестки и модели её восприятия, что в особенности значимо в условиях создания общественного мнения в отношении происходящих процессов в мире на фоне СВО, в том числе, на идеологическом уровне. Изложенное выше предопределяет объектно-предметную область исследования, предполагающую изучение особенностей репрезентации современных государств в публичных ТГ-каналах в контексте актуального вектора реализации международной политики.

Рабочая гипотеза заключается в том, что системное и концептуально продуманное распространение контента посред-

2 Статистика Telegram в 2024 году // Инклиент: [сайт]. URL: https://inclient.ru/ telegram-stats/?ysclid=lrvpves89l324568277 (дата обращения: 29.01.2024).

3 Исследование аудитории Telegram 2023 // TGStat: [сайт]. URL: https://tgstat. ru/research-2023 (дата обращения: 29.01.2024).

ством публикаций в ТГ-каналах в значительной степени способствует формированию в сознании аудитории ассоциативного ряда по отношению к тем или иным акторам мирового политического процесса в идеологическом русле, соответствующем требованиям времени.

На эмпирическом уровне авторское внимание сосредоточено на анализе содержания публичного ТГ-канала «СВО -Свинка В Обмороке». Исследование базируется на комбинации психологического, культурологического и коммуникативного подходов; используются методики содержательного и контекстуального анализа.

ОБРАЗ ГОСУДАРСТВА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Образ (имидж) государства в современной науке рассматривается в качестве одного из ключевых понятий теории ме-диакоммуникаций, складывающихся из восприятия совокупности духовных продуктов, попадающих в процесс формирования пространства массовой коммуникации [4]. Заслуживает внимания подход к выработке фундаментальной дефиниции понятия «образ государства» на основе общесемиотического категориального аппарата Ч. С. Пирса, в рамках которого предлагается модель образа, выступающая в качестве комплексной семиотической конструкции, имеющей в роли знакового средства некоторый первичный знак, а в роли объекта - все подобные этому знаку фрагменты действительности в виде фактов, за счёт чего в образе государства возникает эффект аккумуляции актов осмысления и означивания, характерных для определённого дискурса о государстве [10]. В литературе подчёркиваются значение единого идейно-ценностного конструкта образа государства, отсутствие которого представляет угрозу национальной безопасности [11], а также стратегический характер задачи в области формирования позитивного имиджа государства в условиях столкновения информационной и политической реальности в медиапространстве [7].

В целом необходимо согласиться с утверждением, что на фоне обострения внешних вызовов и угроз актуализируется необходимость осмысления политических и коммуникационных трендов, в том числе, в рамках анализа функционирования виртуальных коммуникационных площадок, значитель-

ный стимул развитию которых был придан СВО, вследствие чего чрезвычайно важный политико-коммуникативный статус приобрели тематические сообщества и ТГ-каналы, обеспечивающие ментальную мобилизацию общества [9]. В условиях гибридной войны определяющее значение приобретают виртуальные сообщества и ресурсы, направленные на идеологическое воздействие и формирование ценностной повестки дня [1], в связи с чем политические ТГ-каналы становятся смысло-образующими площадками внутри мессенджера [3] и платформой для политической коммуникации [б].

Разделяя точки зрения, изложенные выше, уточним, что информация, транслируемая в ТГ-каналах, вызывает больший интерес в случае её преподнесения в лёгкой и доступной форме, в том числе, сопровождаемой видеорядом и иными визуальными материалами. В этом отношении представляют интерес авторские публичные каналы, один из которых является непосредственным предметом внимания в рамках настоящего исследования.

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ГОСУДАРСТВ В ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛЕ «СВО - СВИНКА В ОБМОРОКЕ»

TГ-кaнaл «СВО - Свинка В Обмороке» создан 13 августа 2022 г. жительницей Сочи по имени Евгения. Его основной контент представляет собой обновляемую серию анимационных роликов, объединённых общей тематикой противостояния государств на фоне СВО. Примечательной характеристикой канала является интерпретация современных политических процессов и характера взаимодействия между акторами международных отношений в доступной форме, содержащей элементы смеховой коммуникации [2]. На момент проведения настоящего исследования опубликовано 29 глав анимационного сериала. Согласно креативной задумке автора ТГ-канала каждый герой сериала ассоциируется с конкретным государством на символическом уровне.

Главным героем мультсериала является татуированная свастикой Свинка, олицетворяющая Украину.

Примечательно, что ассоциация Украины с семейством свиных на символическом уровне имеет место в сознании представителей государств, которых современная Украина считает своими партнёрами. Так, в 2022 г. в Германии появился сайт

«Мой друг Микола»4, созданный Немецкой Ассоциацией католиков в области бизнеса и управления. Сайт призван объяснить детям украинских беженцев принципы жизни в Германии, а Микола - это рисованный кабан, одетый в бейсболку и бан-дану цветов украинского флага, который выступает гидом по сайту5. Посредник для разъяснения правил поведения детям украинских беженцев в образе кабана Миколы имеет аллегорический смысл и стереотипную природу, обусловленную закреплённым ассоциативным рядом на уровне подсознания. Вместе с тем согласимся с объективностью описания к ТГ-каналу «СВО - Свинка В Обмороке», гласящим, что «Свинка -это не вся Украина, а лишь её безумная часть!».

Прямой антитезой Свинки в концепции анимационного сериала является добрый Медведь, олицетворяющий Россию. На контрасте двух противоположных образов в проекте раскрывается характер взаимоотношений двух государств во время проведения СВО в условиях беспрецедентного давления со стороны коллективного Запада. Выбор медведя, выступающего на уровне зооморфной метафоры, во многом обоснован воплощённым в нём проявлением силы, переносимой на восприятие внешнего имиджа России как государства. В современной научной литературе исследование образа России как медведя находит непосредственное отражение; в частности, отмечается, что в западном медиадискурсе рассматриваемый образ не разрабатывается в русле конструктивного выстраивания международных отношений, и обычно подчёркивается его деструктивная составляющая, что в целом объяснимо с точки зрения имагологии и информационных войн [5]. На этом фоне заметим, что на уровне внутрироссийского восприятия исследуемый образ несёт в себе все те коннотации и оттенки смысла, которые связаны с медведем в России - он является символом всего исконно русского, силы и справедливости; медведь внутри страны стал олицетворением гордости и патриотизма России [8].

Как заявляет сама автор мультсериала, «Медведь всегда ассоциировался с нашей страной. А вот безумные украинские

4Мш друг Микола [Электронный ресурс]. URL: https://mein-freund-mykola.de (дата обращения: 29.01.2024).

5 Немцы сделали для беженцев с Украины сайт с кабаном Миколой // Московский комсомолец: [сайт]. [02.06.2022]. URL: https://www.mk.ru/ social/2022/06/02/nemcy-sdelali-dlya-bezhencev-s-ukrainy-sayt-s-kabanom-mikoloy.html (дата обращения: 29.01.2024).

жители, которые «зигуют», сносят памятники, раскрашивают заборы, жгут покрышки на Майдане или выращивают там укроп, всё руша и громя, иначе как свинками не видятся. И не мне одной. Я встретила художников, которые их рисуют так же. Видимо, у многих творческих людей их поведение ассоциируется с приключениями в хлеву»6. В качестве своей основной задачи на информационном фронте создатель мультфильмов видит прозрение Украины, считая, что последняя находится в мороке, и с неё нужно снять пелену фантазии7. Сюжеты, реализованные в мультфильмах, способствуют достижению поставленной задачи, однако, на взгляд автора настоящего исследования, она вряд ли представляется реалистичной в обозримой перспективе. В то же время невозможно не признать значения исследуемого контента в ретрансляции актуальной информационной повестки в простой и доступной форме и его идеологической коннотации.

Помимо России и Украины, в мультсериале на образном уровне представлены в том числе и такие персонажи, как Дядя Сэм (США), Зубр (Беларусь), Панда (Китай), Лев (Иран) и ряд других, возникающих преимущественно эпизодически. В рамках последующего анализа контента отдельных глав анимационного сериала, опубликованного в ТГ-канале «СВО - Свинка В Обмороке», с точки зрения их идеологической значимости в контексте репрезентации современных государств второстепенные образы будут упоминаться в пределах, ограниченных исследовательским интересом.

ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ «СВО - СВИНКА В ОБМОРОКЕ»: АНАЛИЗ КОНТЕНТА

Фактическим анонсом проекта является опубликованное в день открытия ТГ-канала своеобразное предисловие, в котором раскрывается суть конфликта. История взаимодействия двух главных героев начинается с акцента на вопросах, лежащих в основе межгосударственных противоречий и сводящихся в своей основе к объяснению совокупности причин начала и

6 Кадочникова О. «Хочу, чтобы Украина прозрела». Девушка из Сочи создала серию мультфильмов о безумной свинке из Незалежной // Комсомольская правда в Краснодаре: [сайт]. [24.10.2022]. URL: https://www.kuban.kp.ru/ daily/27461/4666817/ (дата обращения: 29.01.2024).

7 Там же.

поддержки российской стороной СВО в свойственной проекту стилистике. Вводная часть задаёт тональность и направление развития сюжетной линии мультсериала. Её лейтмотив построен на отрицании Свинкой претензий, предъявляемой ей Медведем. В дальнейшем сериал выглядит концептуально целостным. В мультфильмах Свинка, согласно сюжету, пытается попасть в Евросоюз, чистит ботинки американскому дяде Сэму, публикует в российских социальных сетях фейки, занимается различными видами деструктивной деятельности.

Одной из центральных тем мультсериала является отрицание Свинкой советского наследия и факта исторической взаимосвязи России и Украины. Так, в главе 1 «Наследие СССР» Свинка из пульверизатора окрашивает символы советской эпохи в цвета украинского флага. Однако при появлении Медведя, который приносит растворитель для краски, она вынуждена убирать результаты своего художественного творчества маленькой губкой. Медведь же в это время спокойно сидит и играет на балалайке. В главе 2 «Матрёшка» Свинка разбрасывает битой матрёшек, являющихся одним из неофициальных символов России. Появление Медведя заставляет её делать новые матрёшки путём нанесения краски на заранее подготовленные для этого деревянные болванки. Свинка старается использовать для этого преимущественно синий и жёлтый цвета; в результате матрёшка в её исполнении получается озлобленной, а её лицо вместо свойственной русскому символу добродушной улыбки украшает свиной пятачок. Медведь выбрасывает сине-жёлтую матрёшку и заставляет Свинку разукрашивать новую болванку. Апелляция ктеме общего прошлого взывает к проблеме исторической памяти и представляется остро актуальной в условиях выходящей за грани здравого смысла борьбы Украины со всем российским, русофобии, тотальных процессов десоветизации и социокультурной дезинтеграции, на практике проявляющихся в украинизации культуры, демонтаже объединяющих Россию и Украину символов.

В развитие темы можно привести пример главы б «Паляни-ца», в основе которой находится апелляция к лингвистическому шибболету «Скажи «Паляница»!», используемому на Украине в качестве средства языковой идентификации человека. Паляницей на Украине называют приплюснутый округлый хлеб из пшеничной муки, наименование которого связано с тем, что при приготовлении его нанизывали на кол (в украин-

ском языке - паля), чтобы снять его с пода. На пути Свинки во время прогулки вдоль забора, окрашенного в цвета российского триколора, встречаются Утёнок и Лягушка, у которых не получается правильно сказать это слово, и Свинка в ответ расстреливает их из рогатки. Однако при встрече с Медведем Свинка получает от него каравай и не может с трёх раз выговорить название российского города Сыктывкар, Медведь же отпускает перепугавшуюся Свинку с миром. Приведённый пример в свойственной проекту манере иллюстрирует абсурдность борьбы с русским языком в украинском обществе.

В качестве следующего направления сюжетов мультфильма следует выделить ироничное обыгрывание мечты украинских властей о тесной интеграции с европейскими государствами и США. В главе 7 «Салообман» на образном уровне это желание филигранно высмеивается. Свинке представляется, что она путешествует по миру, однако лёгкие удары по пятачку её отрезвляют, и в реальности она чистит обувь появляющемуся в этой главе герою в образе Дяди Сэма, одетого в цвета американского флага. Во многом реализованный сюжет символизирует реальное значение Украины в системе приоритетов её западных партнёров. Ранее в главе 4 «Польша» Свинка в нижней части белого забора проводит линию красного цвета, в результате чего образуется последовательность цветов, соответствующая прообразу польского флага. Однако встреча с Медведем и напоминание об истории Речи Посполитой и Волынской резне приводят к тому, что Свинка вынуждена в обратном направлении прочертить посередине линию синего цвета, формируя тем самым российский триколор. В главе на практике проиллюстрирован распространившийся в сети юмор: «С помощью синей изоленты можно отремонтировать всё - даже Польшу». В главе 10 «Хлевропа и Бешенцы» Свинка бежит от стоящего за ней Медведя в Евросоюз, однако в результате бесчинств, в которых она там принимает участие, её выгоняют, но Медведь символически выносит Свинку снова на территорию Евросоюза. Верным замечанием в контексте сюжета является заключительный кадр мультфильма, в котором фигурирует фраза «То, что поддерживает Европа, должно оставаться в Европе», приобретающая особый смысл на фоне оголтелой русофобии и деградации духовно-нравственных ценностей в большинстве европейских государств. Контрастом на этом фоне выступает линия за сохранение традиционных ценностей, являющихся

одной из составляющих идейно-политических основ функционирования Российской Федерации.

Отдельное внимание в мультсериале уделено темам искажения исторической правды и распространения фейковой информации. Так, в Главе 13 «UKROTV» Свинка получает в подарок от Дяди Сэма гаджет, с помощью которого искажается реальная действительность. Так, путешествуя по Галерее Правды и используя UKROTV, Свинка вместо фразы «Европа поддерживает нацизм» видит фразу «Европа поддерживает Украину», вместо «По официальному заявлению ПАСЕ (во время Голодомора -прим. авт.) голодали: Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия и Украина» - «Только украинцы были жертвами Голодомора» и т. д. В главе 5 «ЦИПСО - СВИНСО» высмеивается работа украинского ЦИПСО. Свинка безостановочно печатает сообщения, содержание которых направлено на создание дестабилизации в России. Медведь сначала наблюдает за этим со стороны, но потом одним махом своей лапы выключает рубильник, в результате чего пропадает электроэнергия. Глава завершается сильным продолжительным визгом Свинки на тёмном фоне, происходящее с ней в дальнейшем остаётся за кадром. Тема фейков также находит отражение в главе 18 «Хрюновые планы», в которой Свинка запускает беспилотник в направлении России и после этого распространяет информацию о масштабных разрушениях в то время, когда по факту их не зафиксировано, и Медведь при ознакомлении с этими фейками смеётся. В контексте настоящего исследования находим идеологически верным акцент на американском следе в конструировании иллюзорной картины мира, утвердившейся в сознании части украинского общества под воздействием технологий пропаганды, распространяемой на общегосударственном уровне, а также в сценировании линии поведения украинских властей.

Примечательным является тот факт, что в мультсериале уделяется внимание теме отношений России с дружественными государствами. Так, в уже упомянутой главе 18 в гости к Медведю приходят Зубр, Панда и Лев, что представляется значимым в условиях продвигаемой Западом легенды о международной изоляции России, искажающей реальную действительность. Распространение подобного контента в легко воспринимаемой форме способствует более эффективному усвоению трендов, характеризующих межгосударственное взаимодействие на современном этапе, широкой аудиторией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования выявлены особенности репрезентации современных государств в публичных ТГ-каналах на примере ТГ-канала «СВО - Свинка В обмороке», заключающиеся в противопоставлении героев анимационного сериала, олицетворяющих участников мирового политического процесса, на образном и символическом уровнях. Образы, выбранные для выстраивания ассоциативного ряда с конкретными государствами, могут рассматриваться как вполне устоявшиеся в структуре массового сознания, вследствие чего вы-глядятлогически оправданными.

Установлено, что транслируемый контент в увлекательной стилистике концептуально продуманного анимационного сериала воссоздаёт события и ситуации, отражающие актуальную политическую повестку, что способствует формированию общественного мнения относительно происходящего в ненавязчивой форме. Мультсериал «СВО - Свинка В Обмороке» как цельный творческий продукт выполняет идеологическую и просветительскую функции, что представляется значимым с позиций сохранения исторической правды в условиях информационной войны.

В рекомендательном отношении видится оправданным развитие практики разъяснения происходящих событий в виде анимационных фильмов, объединённых общей концепцией, их трансляция с помощью аудиовизуальных средств массовой информации и интернет-технологий. Особое значение продвижение подобного контента имеет в целях формирования системы политических ценностей российской молодёжи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гигаури Д. И., Каминский С. И. Виртуальная идентичность как инструмент конструирования образа российского государства в условиях цифрового общества // Русская политология. 2020. №1.С.153-160.

2. Горбачева И. М., Гришанова Е. В. Роль смеховой коммуникации в социокультурном развитии общества в кризисные периоды //

Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2018. № 2. С. 85-90.

3. Дорохин В. Н. Феномен политических Telegram-каналов как инновационных цифровых СМИ в России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. 2019. №1.С. 103-105.

4. Зеленцов М. В. Акторы формирования образа России в зарубежном медиапространстве // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. Т. 4. № 2. С. 159-169.

5. Котеленец Е. А., Затуловская М. С., Лаврентьева М. Ю. «Русский медведь» - динамика образа изменения России в мире// Научный диалог. 2018. № 7. С. 165-176.

6. Мокрая Е. А. Telegram-канал как платформа для политической коммуникации II Русская политология. 2018. № 4. С. 62-66.

7. Позитивный образ России как проблема и политическая технология имиджирования в мировом информационном пространстве / Н. Р. Балынская, Е. П Зиновьева, С. Ю. Волков, Н. С. Шкур-ко// Вопросы национальных и федеративных отношений. 2020. Т. 10. № 6. С. 1524-1528.

8. Тренина Н. Г. Русский медведь: культурные стереотипы о России как прием международной политической риторики II Концепт: философия, религия, культура. 2017. № 2. С. 119-126.

9. Фельдман П. Я., Прохватилов Г. В. Становление сетевого корпоративизма в условиях новой политико-коммуникационной реальности II Вопросы политологии. 2023. Т. 13. № 2. С. 599-607.

10. Фомин И. В. Образ государства: семиотическая модель // Метод. 2018. № 8. С. 47-60.

11. Шмыгин В. А., Шульц В. Л., Коломийцева М. Г. Отсутствие единого идейно-ценностного конструкта образа государства как угроза национальной безопасности России II Национальная безопасность / Nota bene: [сайт]. 2023. № 1. URL: e-notabene.ru (дата обращения: 17.12.2023).

ARTICLE INFORMATION

DmitriyA. Ezhov

• e-mail: president@lenta.ru

Cand. Sci. (Political Science), Assoc. Prof., Department of Political Science, Financial University underthe Government ofthe Russian Federation Leningradskii pr-t 49/2, Moscow125167, Russian Federation

FOR CITATION

Ezhov D. A. Features ofthe representation of modern states in public telegram channels. In: Russian Social and Humanitarian Journal, 2024, no. 1.

Available at: www.evestnik-mgou.ru Abstract

Aim. Using a specific example, to identify the features of the representation of modern states in public Telegram channels in the context of the current political agenda concerning Russia's Special Military Operation in Ukraine. Methodology. The research is based on a combination of psychological, cultural and communicative approaches; methods of content and contextual analysis are used.

Results. It is established that the systematic and conceptually elaborate presentation of material in the Telegram channel as a source of information contributes to the formation of associative series in the minds of audience in relation to the actors of the global political process, has an ideological coloring and performs educational tasks.

Research implications. The results obtained can be used in the study and research of technologies for shaping the image of modern states; as well as in the activities of specialists in the field of political agitation and propaganda.

Keywords:

state image, symbol of the state, Telegram channel, Russia, Ukraine, ideology, formation ofpublic opinion

гииииекии шциальни-|уманимрныи журнал, ¿шч. iv i ♦ d^in ¿учу-зо^ ♦ urn: www.evebiiiiK-myuu.iu

REFERENCES

1. Gigauri D. I., Kaminskiy S. I. [Virtual identity as a tool for constructing the image of the Russian state in a digital society]. In: Russkayapoli-tologiya [Russian political science], 2020, no. 1, pp. 153-160.

2. Gorbacheva I. M., Grishanova Ye. V. [Laughing communication role in socio-cultural development of society during crisis period]. In: Eko-nomicheskie i sotzial'no-gumanitarnye issledovaniya [Economic and socio-humanitarian studies], 2018, no. 2, pp. 85-90.

Dorokhin V. N. [The phenomenon of political telegram channels as an innovative digital media in Russia]. In: Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika [Vestnik VSU. Series: Philology. Journalism], 2019, no. 1, pp. 103-105.

Zelentsov M. V. [Actors of forming the image of Russia' in the foreign media space]. In: Voprosy teorii ipraktikizhurnalistiki [Theoretical and practical issues of journalism], 2015, vol. 4, no. 2, pp. 159-169.

Kotelenets E. A., Zatulovskaya M. S., Lavrentyeva M. Yu. ["Russian bear" - the dynamics of changes in the image of Russia in the world]. In: Nauchnyidialog [Scientific dialogue], 2018, no. 7, pp. 165-176.

Mokraya E. A. [Telegram channel as a platform for political communication]. In: Russkaya politologiya [Russian political science], 2018, no. 4, pp. 62-66.

Balynskaya N. R., Zinovyeva E. G., Volkov S. Yu., Shkurko N. S. [Positive image of Russia as a problem and political technology of image-ing un the world information space]. In: Voprosynatzional'nyh ifedera-tivnyh otnoshenij [Issues of National and Federative Relations], 2020, vol.10, no. 6, pp. 1524-1528.

Trenina N. G. [Russian bear: cultural stereotypes of Russia as a rhetorical device of foreign policy]. In: Koncept. filosofiya, religiya, kul tura [Concept: philosophy, religion, culture], 2017, no. 2, pp. 119-126.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Feldman P. Ya., Prokhvatilov G. V. [The formation of network corporatism in the new information and communication reality]. In: Voprosy politologii [Political Science Issues], 2023, vol. 13, no. 2, pp. 599-607.

10. Fomin I. V. [Image of state: a semiotic model]. In: Metod [Method], 2018, no. 8, pp. 47-60.

11. Shmygin V. A., Shultz V. L., Kolomiitseva M. G. [The absence of a single ideological and value construct of the image of the state as a threat to Russia's national security]. In: Natzional'naya bezopasnost'/Nota Bene [National security / Nota Bene], 2023, no. 1. Available at: e-notabene. ru (accessed: 17.12.2023).

3.

4.

5.

6.

7.

9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.