Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА "МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА" В ПОВЕСТИ Г. БЕЛЛЯ "ХЛЕБ РАННИХ ЛЕТ" В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО'

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА "МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА" В ПОВЕСТИ Г. БЕЛЛЯ "ХЛЕБ РАННИХ ЛЕТ" В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. БЁЛЛЬ / Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ / ВАЛЬТЕР ФЕНДРИХ / ПОДПОЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК / ВОСПОМИНАНИЕ / ИСПОВЕДЬ / "МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мельникова Л. А.

В статье посредством сравнительно-типологического анализа подвергаются осмыслению приемы раскрытия характеров центральных персонажей повестей Г. Бёлля «Хлеб ранних лет» и Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» - Вальтера Фендриха и Подпольного человека. Каждый из этих героев в определенный период своей жизни относился к категории «маленьких людей», переживая материальную нужду, притеснения, унижения, лишения, голод. Испытываемое персонажами одиночество вырабатывает у них склонность к усиленной рефлексии и сосредоточенности на собственном сознании. Ведущими средствами репрезентации внутренних переживаний Фендриха и Парадоксалиста, используемыми и Г. Бёллем, и Ф.М. Достоевским в рассматриваемых в данной статье произведениях, являются исповедь и воспоминание. Вальтер и Подпольный человек исповедуются перед собой и читателем, ретроспективно освещая наиболее значительные события своей жизни. Г. Белль и Ф.М. Достоевский, опираясь на принципы критического реализма, показывают, каким образом опыт испытаний, пережитых «маленькими людьми» в годы их юности и молодости, закладывает на всю дальнейшую жизнь основы их мировоззрения и мировосприятия, а также влияет на формирование характера и становление их личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF THE REPRESENTATION OF THE IMAGE OF THE "LITTLE MAN” IN H. BOLL'S STORY "THE BREAD OF THOSE EARLY YEARS” WITHIN THE CONTEXT OF DOSTOEVSKY'S TRADITIONS

Through a comparative typological analysis the paper examines the methods of revealing the characters of the central heroes in the story by H. Boll “The Bread of Those Early Years” and that of F.M. Dostoevsky “Notes from the Underground” - Walter Fendrich and the Underground Man. Each of these heroes at a certain period of his life belonged to the category of “little people”, experiencing material need, oppression, humiliation, deprivation, hunger. The loneliness experienced by the heroes develops a tendency to heightened reflection and focus on their own consciousness in them. The leading means of representing the inner experiences of Fendrich and the Paradoxalist used by both H. Boll and F.M. Dostoevsky in the works considered in this paper are confession and remembrance. Walter and the Underground Man confess to themselves and the reader, retrospectively highlighting the most significant events of their lives. H. Boll and F.M. Dostoevsky, relying on the principles of social-critical realism, show the way the experience of trials had by “little people” in their youth and the following young years lays the foundations of their world-outlook and world perception for their entire future life, and also affects the formation of character and the formation of their personality.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА "МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА" В ПОВЕСТИ Г. БЕЛЛЯ "ХЛЕБ РАННИХ ЛЕТ" В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

UDK 821 (4/9).09 МЕЛЬНИКОВА Л. А.

кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра русского языка и литературы, Бала-шовский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» E-mail: [email protected]

yß C 821(4/9).Ü9 MELNIKOVA L.A.

Candidate of Philology, Senior Lecturer, Department of Russian Language and Literature, Balashov Institute of the

Saratov State University E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА «МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» В ПОВЕСТИ Г. БЁЛЛЯ «ХЛЕБ РАННИХ ЛЕТ» В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

THE PECULIARITIES OF THE REPRESENTATION OF THE IMAGE OF THE "LITTLE MAN" IN H. BOLL'S STORY "THE BREAD OF THOSE EARLY YEARS" WITHIN THE CONTEXT OF DOSTOEVSKY'S TRADITIONS

В статье посредством сравнительно-типологического анализа подвергаются осмыслению приемы раскрытия характеров центральных персонажей повестей Г. Бёлля «Хлеб ранних лет» и Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» - Вальтера Фендриха и Подпольного человека. Каждый из этих героев в определенный период своей жизни относился к категории «маленьких людей», переживая материальную нужду, притеснения, унижения, лишения, голод. Испытываемое персонажами одиночество вырабатывает у них склонность к усиленной рефлексии и сосредоточенности на собственном сознании. Ведущими средствами репрезентации внутренних переживаний Фендриха и Парадоксалиста, используемыми и Г. Бёллем, и Ф.М. Достоевским в рассматриваемых в данной статье произведениях, являются исповедь и воспоминание. Вальтер и Подпольный человек исповедуются перед собой и читателем, ретроспективно освещая наиболее значительные события своей жизни. Г. Белль и Ф.М. Достоевский, опираясь на принципы критического реализма, показывают, каким образом опыт испытаний, пережитых «маленькими людьми» в годы их юности и молодости, закладывает на всю дальнейшую жизнь основы их мировоззрения и мировосприятия, а также влияет на формирование характера и становление их личности.

Ключевые слова: Г. Бёлль, Ф.М. Достоевский, Вальтер Фендрих, Подпольный человек, воспоминание, исповедь, «маленький человек».

Through a comparative typological analysis the paper examines the methods of revealing the characters of the central heroes in the story by H. Boll "The Bread of Those Early Years" and that of F.M. Dostoevsky "Notes from the Underground" - Walter Fendrich and the Underground Man. Each of these heroes at a certain period of his life belonged to the category of "little people", experiencing material need, oppression, humiliation, deprivation, hunger. The loneliness experienced by the heroes develops a tendency to heightened reflection and focus on their own consciousness in them. The leading means of representing the inner experiences of Fendrich and the Paradoxalist used by both H. Boll and F.M. Dostoevsky in the works considered in this paper are confession and remembrance. Walter and the Underground Man confess to themselves and the reader, retrospectively highlighting the most significant events of their lives. H. Boll and F.M. Dostoevsky, relying on the principles of social-critical realism, show the way the experience of trials had by "little people" in their youth and the following young years lays the foundations of their world-outlook and world perception for their entire future life, and also affects the formation of character and the formation of their personality.

Keywords: H. Boll, F.M. Dostoevsky, Walter Fendrich, Underground Man, remembrance, confession, little man.

Немецкого автора Генриха Бёлля (1917 - 1985) часто пренебрежительно называли писателем «маленьких людей». Однако сам он воспринимал данное определение как комплимент. В своей статье «В защиту домашних прачечных» (1959) он яростно отстаивал право «маленького человека» на существование: «Масштаб человеческой личности не зависит от того, в каком социальном мире она существует, подобно тому, как от этого не зависят радость и боль <...> [2, с. 640]. Немецкий автор едко возражал критикам, упрекающим его в выборе недостойного предмета описания для своих литературных произведений, делая при этом отсылки к творчеству Ф.М. Достоевского: «У романов Достоевского бывают крайне неприятные названия: «Униженные и оскорбленные», «Бедные люди», и если приглядеться как следует к

© Мельникова Л.А. © Melnikova L.A.

тому миру, где обитает Родион Раскольников или пусть даже князь Мышкин, то мир покажется поистине возмутительным; подарить бы им часы фирмы «Роллекс», чтобы они почувствовали себя великими людьми, а Достоевскому - посоветовать, чтобы писал о более приличных людях» [2, с. 640].

Бёлль считал неприемлемым игнорирование важных социальных проблем, связанных с бедностью, нуждой и голодом, поэтому в его произведениях (таких, например, как в романах «И не сказал ни единого слова», «Глазами клоуна», «Дом без хозяина», «Групповой портрет с дамой» и других) часто возникают герои, которых можно отнести к категории «маленьких людей». Проблема изображения «маленького человека» становится одной из центральных и в повести «Хлеб ранних лет» ("Das

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020

Brot der frühen Jahre", 1955), являющейся объектом исследования в нашей статье. В традиционном понимании «маленький человек в литературе - обозначение довольно разнородных героев, объединенных тем, что они занимают одно из низших мест в социальной иерархии, <...> это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, соединенная с ощущением несправедливости, уязвленной гордости)» [5, с. 494 - 495].

Характеризуя особенности поэтики повести «Хлеб ранних лет», исследователи обращали внимание на тот факт, что по своей структуре это произведение представляет собой «длинный монолог <...> с попыткой исключить повторяющиеся мотивы внешней среды и усилить характерные для основного героя внутренние мотивы. Их доминанта - незабываемый кошмар голодного детства, хлеб ранних лет» [8, с. 66 - 67]. Центральный персонаж, от лица которого ведется повествование в анализируемом произведении, 23-летний мастер по ремонту стиральных машин Вальтер Фендрих. Его юношеские годы прошли под знаком материальных трудностей, которые отчасти объяснялись профессиональной нестабильностью Вальтера: он пытался освоить самые разные специальности и должности, но ни на одной из них не задерживался более двух месяцев. Фендрих признается, что из-за бедности он рано повзрослел и лишился иллюзий: «Я ненавижу словечко "недорого" <...> Мне-то все на свете цены пришлось изведать не понаслышке, <...> ценам меня обучил голод» [1, с. 291]. Финансовые проблемы, унижения со стороны окружающих, чувство одиночества и пустоты - перечень черт, характеризующих центрального героя романа в период его юности как «маленького человека».

Повествование в произведении приходится на послевоенные годы, вследствие этого тема голода получает в данном тексте особую остроту. Центральным предметом размышлений Фендриха во время его пребывания в городе является хлеб, в чем герой и признается читателю: «<...> по вечерам, бывало, я часами бродил по городу, думая только об одном: хлеба! Глаза мои горели, колени подгибались от слабости, и я чувствовал, как во мне пробуждается что-то волчье. Хлеба!» [1, с. 291]. Человеческие чувства в такие моменты соседствуют в сознании героя с животными инстинктами. Фендрих признается, что часто, поддавшись страхам, он начинал скупать хлеб в большом количестве. Упоминания об испытываемом Вальтером голоде становятся лейтмо-тивными в повести, данное чувство не покинуло этого персонажа и после того, как он достиг относительного материального благополучия.

Вальтер трезво смотрит на мир и окружающих. Жизнь впроголодь научила этого героя проницательности. Встречающихся на его жизненном пути людей Фендрих воспринимает сквозь призму мыслей о настоящей стоимости общения с ними: «<...> я смотрел им в глаза, я смотрел на их руки и ясно видел цену, которую придется заплатить, и тогда с меня мигом слетал весь мой хваленый шарм, а с них <...> весь их безупречный лоск, цену которому я слишком хорошо знаю» [1, с. 300].

Повышенная склонность центрального персонажа к рефлексии и его сосредоточенность на собственном сознании, существенная роль воспоминаний и исповедального начала - все эти художественные особенности

повести Г Бёлля позволяют провести ряд творческих параллелей с поэтикой повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья», в которой указанные выше формы психологизма также являются доминирующими при воссоздании образа главного героя - Подпольного человека. Не случайно Достоевский в подготовительных материалах намеревался дать этому произведению название «Исповедь» [7, с. 74]. Отечественными литературоведами отмечалось, что «исповедь для писателя - не просто прием изображения внутреннего мира личности, но и органическая форма становления художественного бытия его героев» [10, с. 4]. Данное утверждение можно считать справедливым и по отношению к образам некоторых персонажей Г. Бёлля, в том числе и к образу Вальтера Фендриха.

Обратимся непосредственно к сопоставительному анализу образов центральных героев анализируемых нами повестей Ф.М. Достоевского и Г. Бёлля.

И Вальтер, и Подпольный человек занимают низкую ступень в социальной иерархии: Вальтер - мастер по ремонту стиральных машин, Подпольный человек - мелкий чиновник, служащий канцелярии. Оба персонажа сталкивались с унижениями со стороны окружающих по отношению к себе. Подпольного человека третировали одноклассники, Вальтер в школьные годы страдал из-за неприязненного отношения к нему булочника Фундаля, у которого они с отцом выпрашивали хлеб, а также уборщицы Вицель, которая обращаясь к Фендриху, часто повторяла фразу о том, что из него не выйдет человека. Спустя 7 лет фрау Вицель, после того, как Вальтер подвез ее на собственной машине, тем самым как бы стараясь доказать обратное, она констатирует: «<> купить машину еще вовсе не значит стать человеком» [1, с. 290].

Склонность к глубоким размышлениям и самоанализу является чертой, объединяющей образы Парадоксалиста и Фендриха. У Подпольного человека это объясняется замкнутостью, стремлением постоянно пребывать в подполье, у Фендриха - взрослением и растущей потребностью в критическом осмыслении действительности.

У героев достаточно большая разница в возрасте: на момент повествования Парадоксалисту 40 лет, Фендриху 23 года, поэтому они существенно отличаются по уровню жизненного опыта. Большинство событий из своей жизни оба персонажа излагают ретроспективно. Подпольный человек описывает время своей молодости, обращается к периоду, когда ему было 24 года, подробно останавливаясь на ужине с одноклассниками, встречах с Лизой, перебранках со слугой Аполлоном. Фендрих преимущественно повествует о своих детских и школьных годах, в воспоминаниях о которых доминируют фигуры отца, матери, господина Муллера, сестры Клары, булочника Фундаля.

Оба персонажа осознают свою озлобленность, часто испытывают чувство ненависти как по отношению к себе, так и по отношению к окружающим. На это есть свои причины. Героя Достоевского можно поставить в один ряд с «лишними людьми», которые, имея мощный внутренний потенциал, так и не смогли найти ему достойного применения [9, с. 29]. Это осознание своей "лишности", бессмысленно проживаемой жизни, прозябание при таких возможностях души и ума - <...> причина всепоглощающего раздражения, нервности,

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

напускной злобы [7, с. 77]. Вальтер тоже сознается, что временами ненавидит себя, свою работу и свои руки. С одной стороны, это продиктовано периодически посещающим его страхом из-за возможного голода, с другой - его осознанием несправедливости социальной градации людей, когда буржуа, подобные Виквеберу живут в полном достатке и распоряжаются судьбами других, таких как Фендрих, мечтающих о куске хлеба. Его ненависть и презрение направлены не на весь мир в целом, а преимущественно против подобных Виквеберу и Йоссу. Фендрих выносит жесткий приговор буржуазному миру, обращаясь к Улле, дочери хозяина мастерской, в которой он работает: «<...> просмотри еще раз платежные ведомости, которые ты вела <...>, прочти все имена и фамилии, прочти вслух, громко и благоговейно, как литанию, и после каждого имени произнеси: «Прости нам!» - потом сложи все имена и помножь их число на тысячу хлебов, а результат помножь еще на тысячу, - вот тогда ты, пожалуй, подсчитаешь, сколько проклятий на лицевом счету у твоего отца. А единицей измерения пусть будет хлеб, хлеб наших ранних лет, что остались в моей памяти как в густом тумане» [1, с. 352]. Вальтер относится к числу тех героев Г. Бёлля, которые не могут смириться с социальной несправедливостью, «добрые и чистые, они встречаясь с представителями буржуазного общества становятся непримиримыми. Они не могут принять мораль, законы этого хищнического общества, они не доверяют ему. Но когда оно начинает порабощать, принижать их, они становятся жестокими и даже готовы на преступление [6, с. 32]. Вальтер констатирует, что общение с Уллой и Виквебером ожесточило его. Встречаясь и знакомясь с женщинами во время прогулок с Уллой, герой редко очаровывается их внешним блеском, объясняя это следующим образом: «я будил в себе волка, что все еще дремлет во мне, будил свой голод, который обучил меня ценам, - нежно склоняясь в танце над девичьей шеей, я слышал его утробный крик и видел, как прелестная ручка в моей ладони или у меня на плече превращается вдруг в когтистую лапку, готовую вырвать у меня хлеб» [1, с. 300]. Испытанные персонажами материальные трудности накладывают глубокий отпечаток на их сознание. Вальтер Фендрих все измеряет стоимостью буханки хлеба, Подпольный человек из-за своей нищеты и унижений твердо укореняется в мысли о том, что он - «муха перед всем этим светом, гадкая непотребная муха, - всех умнее, всех развитее, всех благороднее, <.. > но беспрерывно всем уступающая муха, всеми униженная и всеми оскорбленная» [3, с. 440].

Обоих персонажей характеризует противоречивость мыслей и поступков. Герой Ф.М. Достоевского буквально раздираем противоречиями: «у меня как-то это вдруг тогда делалось: то презираю, то ставлю выше себя» [3, с. 433], сам автор в финале произведения называет своего героя Парадоксалистом. С одной стороны, последний стремится к подпольному существованию, с другой -периодически испытывает потребность в человеческом общении и ощущает тяготение к людям. Парадоксалист ориентирован на книжное изложение своих мыслей и считает себя человеком «развитым и образованным». Он оторван от «живой жизни» (в канцелярии он сторонится своих коллег, в общении с одноклассниками также пытается обособиться и подчеркнуть свое превосходство), непосредственное столкновение с действительностью

оставляет в его душе глубокие раны. Осознание собственной незначительности, ничтожности уживается в нем с чувством высокомерия, превосходства и гордыни. В этой связи стоит считать справедливым мнение исследователей, полагающих, что «в образе Парадоксалиста перед нами предстает "маленький человек" с наполеоновскими амбициями и байроническим самомнением» [4, с. 168]. В процессе взаимодействия с людьми Подпольный человек постоянно пребывает как бы в двух мирах: реальном и воображаемом (он пытается предугадать, как его поступки будут оценены окружающими). Большую роль в его жизни играет воображение, в котором он пытается смоделировать различные ситуации и воплотить схему своего идеального поведения. Вальтер также периодически апеллирует к воображению, пытаясь представить себя в различных ипостасях. Он часто делает отсылки к собственному сознанию. Так, к примеру, размышляя о том, как сложилась бы его судьба, если бы он не встретил Хедвиг, он мысленно воссоздает картины своего будущего и видит в нем себя так, как, по его признанию, можно видеть своего брата-близнеца. Долгое время Фендрих считал свою жизнь вполне сносной, однако встреча с Хедвиг, испытываемая к ней симпатия способствовали изменению его отношения: «Я часто размышлял, как бы все обернулось, не встреть я тогда Хедвиг на вокзале: я угодил бы в иную, совсем иную жизнь <...> жизнь, казавшаяся мне «вполне терпимой», была бы сущим адом» [1, с. 284].

Встреча с Лизой и возникший во время нее намек на любовное чувство становится поворотным событием и для самосознания Парадоксалиста. Он вдруг понимает, что чувство любви в его понимании неотделимо от желания доминировать и властвовать над любимым существом. Гордость Подпольного человека не позволяет ему смириться с тем фактом, что Лиза, придя к нему домой, увидела его настоящим, слабым и жалким, поэтому он унижает и прогоняет ее, закрывая тем самым для себя дорогу к личному счастью.

Говоря о различиях между персонажами, необходимо отметить, что если Подпольный человек постоянно осознает свою «лишность», отстраняется от коммуникации, то Вальтер, напротив, постоянно ощущает потребность окружающих в себе ввиду социально-бытовой значимости своей профессии, он открыт общению. Уровень материального достатка героев разнится: в начале своего жизненного пути они оба были бедны (из рассказа-исповеди Парадоксалиста Лизе становится известно, что он был сиротой, из воспоминаний Вальтера известно, что у него умерла мать, и отец растил его в одиночку). Со временем Подпольный человек, изолировавшись от остального мира, переживает изменения лишь в духовном плане. Фендрих же претерпевает эволюцию не только своего духовного развития, но и финансового положения. Но несмотря на то, что Вальтер со временем смог преодолеть бедность, у него периодически вновь возникают ощущения голода и тревоги. Существенным отличием героя Ф.М. Достоевского от героя Г. Бёлля является и то, что Подпольный человек в большей степени ориентирован лишь на абстрактное философствование, в то время как Вальтер нацелен на конкретные действия и реальные поступки.

На основании всего сказанного выше можно заключить, что в повести «Хлеб ранних лет» присутству-

Ученые записки Орловского государственного университета. №3 (88), 2020 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 3 - no. 88. 2020

ют признаки учета Г. Бёллем художественных традиций Ф.М. Достоевского в аспекте психологизма. В процессе репрезентации образов «маленьких людей» русский и немецкий писатели, пытаясь понять мотивы их поведения, используют схожие приемы изображения сознания своих героев - исповедь и воспоминание. Оба автора опираются на принципы критического реализма, показывают, насколько сильно оказывается зависим процесс становления личности их персонажей от отношения к ним окружающих их людей. Однако немецкий писатель нарочито заостряет в своем произведении вопрос об ответственности социума за бедственное положение его отдельных членов, выводя на страницах повести яркие

образы немецких буржуа. Посредством образа Вальтера Фендриха, преодолевшего все трудности, достигшего в итоге состояния материального благополучия, относительного достатка, но при этом не забывающего о голодном времени своей юности, Г. Бёлль пытается предостеречь своих современников от опасного забвения о годах войны, повлекших за собой длительный период разрухи и нужды, успевший сформировать целое поколение немцев. Писатель убежден, что только сохранив память о тех страшных событиях, немецкое общество сможет избежать в будущем повторения роковых историко-политических ошибок.

Библиографический список

1. Бёлль Г. Хлеб ранних лет // Собрание сочинений в 5-ти т. Т. 2. Роман; Повести; Путевой дневник; Радиопьесы; Рассказы; Эссе. 1954 - 1958. М.: Худож. лит., 1990. С. 283 - 368.

2. Бёлль Г. В защиту домашних прачечных // Собрание сочинений в 5-ти т. Т. 3. Романы; Повесть; Радиопьесы; Рассказы; Эссе; Речи; Интервью. 1959 - 1964. М.: Худож. лит., 1996. С. 637 - 640.

3. Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Собрание сочинений в 12-ти т. Т. 2. М.: Правда, 1982. С. 400 - 504.

4. Касаткина К.В. О некоторых особенностях психологии «Подполья» в «Записках из Подполья» Ф.М. Достоевского // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2014. № 1. С. 164 - 171.

5. Манн Ю.В. Маленький человек в литературе // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. Стб. 494 - 495.

6. Мишин И. Достоевский и зарубежные писатели (основные проблемы творчества, традиции и новаторство): учеб. пособие по спецкурсу. Ростов-на-Дону, 1974. 135 с.

7. Наседкин Н.Н. Подпольный человек Достоевского как человек // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 1998. Вып. 2. С. 72 - 79.

8. Рожновский С. В. Генрих Бёлль. М.: Высш. школа, 1965. 101 с.

9. Скрипник А.В. «Записки из подполья» Ф.М. Достоевского: жанровая характеристика и особенности сознания героя // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 27 - 33

10. ЧестноваН.Ю. Исповедальность как принцип становления поэтики художественной прозы Ф.М. Достоевского (на материале повести «Записки из подполья» и романа «Подросток»): автореф. дис...канд. филол. наук. Нижний Новгород, 2012. 26 с.

References

1. BollH. The Bread of Those Early Years //Collected works in 5 volumes. V. 2. Novel; Stories; Travel diary; Radio plays; Stories; Essay. 1954 - 1958. Moscow: Khudozhestvennaya literature Publ., 1990. Pp. 283 - 368.

2. BollH. In the defense of household laundries] //Collected works in 5 volumes. V. 3. Novels; Story; Radio plays; Stories; Essays; Speeches; Interview. 1959 - 1964. Moscow: Khudozhestvennaya literature Publ., 1996, Pp. 637 - 640.

3. DostoyevskiyF.M. Collected Works in 12 volumes. V. II. Moscow: Pravda Publ., 1982. Pp. 400 - 504.

4. KasatkinaK.V. On some features of the psychology of the "Underground" in "Notes from the Underground" by F.M. Dostoevsky // Bulletin of Moscow University. Ser. 9. Philology. 2014. No. 1. Pp. 164 - 171.

5. Mann Yu.V. The little man in literature //A literary encyclopedia of terms and concepts]. Moscow: NPK 'Intelvak' Publ., 2001. Columns 494 - 495.

6. Mishin I. Dostoevsky and foreign writers (the main problems of creativity, tradition and innovation): a study guide for a special course). Rostov-on-Don, 1974. 135 p.

7. Nasedkin N.N. Dostoevsky's underground man as a person] // Bulletin of the Tambov University. Series Humanities. 1998. Vyp. 2. Pp. 72 - 79.

8. RozhnovskiyS.V. Heinrich Boll. Moscow: Higher school Publ., 1965. 101 p.

9. SkripnikA.V. "Notes from the Underground" by F.M. Dostoevsky: a genre characteristic and the peculiarities of the hero's consciousness // Bulletin of Tomsk State University]. 2013. No. 368. Pp. 27 - 33.

10. Chestnova N.YU. Confessionality as a principle of the formation of the poetics of the fiction by F.M. Dostoevsky (based on the story "Notes from the Underground" and the novel "the Adolescent"): author. dis ... cand. philol. sciences. Nizhny Novgorod, 2012. 26 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.