УДК 811.111 ББК 81.2
O.E. Приходько
ОСОБЕННОСТИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «DEATH»
В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПЕСЕННОМ ДИСКУРСЕ МУЗЫКАЛЬНОГО
НАПРАВЛЕНИЯ МЕТАЛ
В настоящей статье раскрываются характерные особенности концептосферы песенного дискурса музыкального направления метал, а также отличие вербализации концепта «смерть» в песенной лирике жанра от репрезентации данного концепта в национальной языковой картине мира.
Ключевые слова: концепт; концептосфера; языковая картина мира; вербализация; песенная лирика; коннотация
O.E. Prikhodko
PECULIARITIES OF THE CONCEPT «DEATH» IN ENGLISH METAL LYRICS
DISCOURSE
The article aims at a description of peculiarities of métal rock music discourse conceptual sphere. In particular, différences between the concept «death» and its verbalization in métal lyrics, on the one hand, and in the national English language, on the other hand, have been scrutinized..
Key words: concept; métal lyrics; verbalization; language picture of the world; connotation
Как известно, основной категорией когнитивной лингвистики является концепт. «Концепт» признан утвердившимся термином, однако он до сих пор трактуется неоднозначно. Отсутствие единого универсального определения данному понятию В.А. Маслова объясняет многомерной структурой концепта, состоящей из понятийной основы и социо-психико-культурной части, которая не столько мыслится носителем языка, сколько переживается им, он включает ассоциации, эмоции, оценки, национальные образы и коннотации, присущие данной культуре [Маслова, 2007, с. 47].
Кроме того, концепты иерархичны, их системные отношения образуют концептосферу, которая, в свою очередь, обуславливает особенности языковой картины мира. Под языковой картиной мира в современной лингвистике понимается совокупность знаний о мире, которые отражены в языке, а также способы получения и интерпретации новых знаний.
Термин «концептосфера» был введен в оте-
чественной науке академиком Д.С.Лихачевым. Концептосфера, по определению Д.С. Лихачева, - это совокупность концептов нации, она образована всеми потенциями концептов носителей языка. Концептосфера народа шире семантической сферы, представленной значениями слов языка. Чем богаче культура нации, ее фольклор, литература, наука, изобразительное искусство, исторический опыт, религия, тем богаче концептосфера народа [Лихачев, 1993].
Как в культуре, так и в языке каждого народа присутствует универсальное (общечеловеческое) и национально-специфическое. Национальная концептосфера складывается из совокупности индивидуальных, групповых, классовых, национальных и универсальных концептов, т. е. концептов, имеющих общечеловеческую ценность [Там же].
В.В. Красных предлагает также понятие «когнитивной базы», под которой понимается определенным образом структурированная совокупность необходимо обязательных знаний и национально-детерминированных и минимизированных представлений того или иного на-ционально-лингвокультурного сообщества, которыми обладают все носители того или иного национально-культурного менталитета [Красных, 1998, с. 61].
Представляется, что базовое стереотипное ядро знаний, или когнитивная база народа, действительно существует, но выделяется из индивидуальных концептосфер как некоторая их часть, в равной мере присвоенная всеми членами лингвокультурного сообщества.
Можно говорить также о существовании групповых концептосфер (профессиональная, возрастная, гендерная и т. д.). Для настоящего исследования особый интерес представляет концептосфера метал-субкультуры, ее сопоставление с национальной концептосферой.
Концепт «смерть» наряду с концептом «жизнь» является одним из универсальных концептов в языковой картине мира многих народов.
Трудно найти еще одну такую проблему, которая бы на протяжении всей истории человечества так привлекала к себе внимание людей, представляла для них столь непреходящий и непосредственный интерес и служила источником постоянного страха, как проблема смерти.
Поскольку смерть - неоднозначное, многогранное явление, концепт «смерть» также включает множество значений: биологический феномен (необратимое прекращение жизнедеятельности организма), философское понимание смерти, религиозное осмысление и т.д.
Смерть - одна из наиболее популярных тем в искусстве. И это не удивительно. Смерть -явление неизбежное, оно не минует ни богатого, ни бедного. Однако у каждого живописца или композитора свое видение вопроса о том, что такое конец жизни, что ждет нас после него.
Особое место тема смерти занимает в музыке. «Аскольдова могила», «Песни и пляски смерти», «Остров мертвых» в русской музыке; жанры музыкального Реквиема и Мессы, бесконечная вереница смертей, венчающая западноевропейскую оперу, «поющие» смерть и погребение немецкие Lieder - лишь небольшие примеры бытия этой темы в классической музыке.
В современном музыкальном пространстве образ смерти наиболее полно раскрывается внутри музыкального жанра метал, особенно в таких его направлениях, как блэк и дэт метал.
Метал или металл - музыкальное направление, экстремальный вид рок-музыки, возникший в конце 1960-х - начале 1970-х гг. Для метала характерны агрессивные ритмы и сильно искаженный гитарный звук, достигаемый за счет использования особого гитарного эффекта под названием дисторшн (от англ. distortion - «искривление», «искажение»). Метал имеет достаточно большое число подстилей, сильно различающихся по своему звучанию, «тяжести» и тематике песен: от сравнительно «мягких» (таких, как классический хэви метал) до весьма «тяжелых» и неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт метал, блэк метал и т. п.).
Существуют разные мнения относительно того, как должен называться этот стиль на русском языке. В русскоязычных источниках наиболее распространено написание «металл», что является переводом на русский английского слова metal. Однако музыкальные направления, зародившиеся на Западе, в России традиционно получают названия, являющиеся кальками с английского (например: джаз, блюз, панк, рок-н-ролл). С этой точки зрения правильным русским названием данного направления является «мйтал». Кроме того, такое написание позволяет отличить название музыкального течения от класса химических элементов. В названиях подстилей почти всегда используется второй вариант (спид-мйтал, пауэр-мйтал и т. д.) [URL : www.Wikipedia.com].
Наряду с ритмом и музыкой, одним из важнейших компонентов метала является его лирика. Поэзия метала представляет большой интерес для языковеда, изучающего тексты разнообразных жанров.
Тематика лирики блэк и дэт метала связана с мрачной и темной стороной жизни людей. Блэк метал характеризуется крайней идеологизированностью. За это он подвергся жесткой критике со стороны средств массовой информации (так называемого «мэйнстрима» - англ. mainstream - господствующая тенденция), так как изначально блэк метал раскрывает темы «темной стороны»: смерти, антихристианства, сатанизма, оккультизма, язычества. Считается, что идеология блэк метала формировалась под влиянием философов-антиидеалистов. Поэтому большинство приверженцев блэк метала - сторонники индивидуализма и «рационального эгоизма», а наиболее распространенными являются темы мизантропии и нигилизма:
Those who got lost We entered this world and thought nothing Of no one or anything This world that we hold Came to us with our lives
Our boiling blood is pumping Damn you all for being so small You cannot kill What you cannot see (Satyricon «Now, diabolical»)
Для дэт метала также характерны темы сатанизма, оккультизма, мизантропии и нигилизма (самый агрессивный среди всех направлений метала). Однако ведущей темой является
смерть во всех ее проявлениях (ориентация на тему смерти и экстремальная природа музыки, скорее всего, и породили название жанра). Насилие, жестокость, агония, адские мучения, извращения, мании, фобии, суициды - все это можно найти в песнях дэтметалистов (или дэт-стеров) [Mudrian, 2006, р. 43]:
Created to kill, the carnage continues Violently reshaping human facial tissue Brutality becomes my appetite Violence is now a way of life The sledge my tool to torture As it pounds down on your forehead (Cannibal Corpse «Hammer Smashed Face»)
Своеобразие тематики определяет особенности концептосферы текстов песен блэк и дэт метала. Ядро концептосферы лирики этих музыкальных жанров составляет базовый концепт «смерть», на периферии - концепты «насилие», «тьма», «ненависть», «отрицание», «вечность».
По ходу анализа многочисленных песенных текстов различных метал-исполнителей, были выделены следующие единицы, вербализующие концепт «смерть»: death, dead, die, pass away, perish, slay, mortify, slaughter, murder, kill, destroy, suicide, blood, bleed, cold, fade, darkness, black, tomb, grave, sepulcher, funeral, corpse, execute, end, mortal, extinct, gone, pain, agony, torture, martyr, suffer, grief, grieve, cry, tear, weep, fear, victim, ashes, dust, remains, rot, rotten, decay, emptiness, eternity, gore, maggot, guts, decease, fate, zombie, flesh, terror, scream, termination, obituary, coffin, enshrine, hurt, last, vanish, wither, gruesome, silence, eternal, sleep, mystery, gloom, doom, inevitable, ruin, shadow, scared, night, stench, morbid, hell, paradise, devil, angels, salvation, decapitate, consume, fatal, lost, soul, resurrection, damned, sin, dark, spirit, rip, cannibal, wound, crucify, skull, bones. В основном это лексические единицы, имеющие негативную коннотацию, что является отличительной особенностью репрезентации концепта «смерть» в песенной лирике метала.
Поскольку сам феномен смерти имеет двусторонний характер («принять смерть - причинить смерть»), как видим, концепт «смерть» соответственно реализуется через лексические единицы, выражающие «причинение смерти», «принятие смерти».
В концепте «смерть» отразился, с одной стороны, страх перед ней, что выразилось в различных персонификациях образа смерти: это или костлявая старуха, укутанная в темную одежду, с косой, с впалыми глазницами и острыми когтями; скелет в черном балахоне и с косой («Мрачный жнец» англ. Grim / Great Reaper), или девушка в белом, манящая в могилу.
Во многих языках мира существует огромное количество синонимов к понятиям «смерть» и «умереть», причем многие из них носят ироничный характер: в русском - «дать дуба», «отдать концы», «коньки / копыта отбросить», «приказать долго жить», «протянуть ноги», «Кондрашка хватил» и др.; в английском - to kick off, to kick the bucket, to turn up one ’s toes, to kneel over, to peg out, to have a stroke и др.; в немецком - ins Gras beiHen, in den Tod sinken и т.д. Данные синонимы связаны с народной традицией понимания смерти. Они указывают на то, что дух народа старался быть выше смерти, смерть принималась им как явление обычное и закономерное, однако стоящее ниже жизни, потому в бытовом разговорном языке и сохранилось большое количество синонимов, умаляющих смерть благодаря шутке, смеху.
Выражения типа «умереть со смеху», «до смерти испугаться», «наскучить до смерти», «смерть как хотеть», «до смерти обрадоваться» и др.; to frighten to death, to bore to death, to talk to death, to tickle to death, to die laughing и т.д.; sterbensmbde (totmbde) sein, zum Sterben bberdnssig sein и др. указывают на то, что человек, несмотря на естественный страх перед своей кончиной или пытаясь умалить его, смирился с неизбежностью, используя понятие смерти в различных бытовых ситуациях.
Поскольку в основе идеологии метал субкультуры (особенно в блэк и дэт метале) лежит противостояние массам, отрицание традиционных взглядов на мироустройство и религии,
метал-исполнители в своей лирике чаще всего отражают только негативные, отталкивающие, «темные» стороны жизни, в первую очередь, связанные с ее окончанием. Поэтому концепт «смерть» вербализуется через лексические единицы с негативным коннотативным значением, и сам феномен смерти превращается в нечто ужасающе противоестественное:
Lying there cold after a torturous death Your life ended fast you took your last breath Dead in a grave, your final place The maggots infest your disfigured face Puss through your veins takes the place of blood Decay sets in, bones begin to crack Thrown six feet down left to rot Brains oozing black down the side of your broken neck (Cannibal Corpse «Pounded Into Dust»)
Однако, так же, как и в языковой картине многих народов, в концепте «смерть» метал-дискурса отразился, с одной стороны, и страх перед смертью:
In your dreams The pain is so real Before the dead You ’11 have to kneel Hear your future screams See your epitaph As you scream The dead they laugh Pain, growing stronger Life, exists no longer Welcome, to a world of pain Death and despair (Death «Denial of life»)
а с другой стороны - желание умереть, встретить свою смерть и избавиться от земных страданий:
I am so cold Death is beyond me I dream of peace Yet all I feel is pain Why can 7 I be free From life’s tragedy (Cryptal Darkness «Lost Visions Of Sanity»)
Таким образом, в концептосфере метал лирики так же, как и в большинстве культур, смерть представляется как диалектическое понятие, с одной стороны, внушающее трепет, а с другой, являющееся единственным и неизбежным концом земного пути, избавляющий от страданий. Однако, в отличие от репрезентации концепта «смерть» в языковой картине мире различных народов, где он зачастую выражается с помощью лексических средств, иронизирующих, умаляющих значение смерти и страх перед ней («копыта отбросить», to kick the bucket, ins Gras bei^en и др.), метал лирика отражает только негативные, ужасающие и отталкивающие аспекты самого феномена смерти, что является одной из особенностей концептосферы метал-субкультуры.
Кроме того, для анализа содержания концепта «смерть» и выделения образующих его когнитивных признаков, в настоящем исследовании мы воспользовались свободным ассоциативным экспериментом. В качестве испытуемых выступили граждане Великобритании и Соединенных Штатов Америки, представители метал-субкультуры («металлисты»), в коли-
честве 73 человек, мужского и женского пола в возрасте от 14 до 45 лет. Перед началом эксперимента испытуемые должны были указать свой возраст.
По ходу эксперимента испытуемые отвечали на вопрос: What do you associate death with? (исследовались реакции на слово-стимул death). Никакие ограничения на реакции не ставились.
По ходу исследования было получено 404 ассоциации. Ответы, данные информантами женского и мужского пола, не разделялись. Близкие по смыслу или однокоренные ассоциации были объединены. Ассоциации типа ту ex-girlfriend, по booze, overdose не учитывались. Таблица частотности наиболее распространенных ответов DEATH приведена ниже.
№ Ассоциация Кол-во чел. % отв.
1 end, finish 40 9,9
2 decay 25 6,2
3 pain, torture, suffering 23 5,7
4 rot 22 5,4
5 hell, purgatory, pandemonium 21 5,2
6 nothingness 20 5
7 meeting the devil, Satan 20 5
8 maggots 20 5
9 darkness 19 4,7
10 corpse 19 4,7
11 agony 18 4,5
12 The Reaper 18 4,5
13 cold 17 4,2
14 punishment 16 4
15 afraid, terrified 16 4
16 emptiness, void 15 3,7
17 eternity 14 3,5
18 eternal fire 14 3,5
19 inevitability 13 3,2
20 ashes, dust 11 2,7
21 uncertainty 10 2,5
22 deliverance 9 2,2
23 freedom 8 2
24 peace 6 1,5
25 family/friends reunion 3 0,7
26 relief 3 0,7
27 a new start 1 0,2
Ассоциативный анализ существительного «death» выявил следующие его особенности в языковой картине мира представителей метал-субкультуры. В большинстве случаев испытуемые отреагировали на данное существительное его синонимом end - 9,9% (для сравнения аналогичный опрос был проведен среди русскоговорящих поклонников музыки метал, на первом месте также оказалась ассоциация «конец»). Кроме того, синонимы и антонимы лексической единицы - наиболее часто встречающиеся реакции при ассоциативном опросе.
На втором месте по частотности оказалась ассоциация decay - 6,2%. В лирике блэк и особенно дэт метала чаще всего описываются процессы, протекающие после умирания (гниение, разложение и все, что с ними связано). Целесообразно предположить, что это оказало влияние и на ответы испытуемых. Сюда же можно отнести ассоциации rot, maggots, corpse, ashes. Частым оказался ответ pain, suffering - 5,7%, а также agony - 4,5%.
В представлении поклонников и последователей подобного рода тяжелой музыки смерть чаще всего сопровождается невыносимой болью, агонией, страданиями, что также находит отражение в текстах песен (аналогичная ситуация прослеживается в ответах русскоязычных поклонников метала).
Поскольку одной из основных тем лирики «экстремального» метала является антихристианство, сатанизм и оккультизм, вполне закономерны частые ассоциации типа hell, purgatory -5,2%, meeting the devil - 5%, eternal fire - 3,5% и т.п.
Многие боятся смерти, что вполне естественно, поэтому нередко испытуемые давали ответы типа afraid, terrified, horrified, appalled - 4%.
Ассоциации типа nothingness - 5%, emptiness - 3,7%, eternity - 3,5%, inevitability - 3,2%, uncertainty - 2,7% являются довольно стереотипными, так с данными единицами наиболее часто ассоциируют смерть во многих языковых картинах мира (пословицы, поговорки, художественная литература и т. д.).
Многие при упоминании слова «death» представляют себе не действия и состояния, сопутствующие процессу умирания, а непосредственно олицетворение смерти в образе Мрачного Жнеца (скелета в черном балахоне с косой) The Reaper, Grim Reaper - 4,5% (одной из наиболее частых ассоциаций в среде русскоязычных поклонников метала также является «старуха / скелет с косой»).
Для очень немногих представителей метал субкультуры смерть ассоциируется не только с негативными, часто ужасающими и отталкивающими явлениями. Редкими были ответы deliverance - 2,2%, freedom - 2%, peace - 1,5%, family reunion, relief - 0,7%, a new start - 0,2%. Ассоциации подобного рода возникли у испытуемых в возрасте от 38 лет и старше.
По ходу эксперимента был выявлен интересный, на наш взгляд, факт: чем младше информант, тем агрессивнее его реакции на слово-стимул «death», тем «мрачнее» ассоциации. Скорее всего, это объясняется тем, что на «металлистов»-подростков с их неустойчивой психикой, несформировавшимися взглядами на жизнь и стремлением выделиться из толпы, подобного рода музыка оказывает гораздо более сильное влияние, чем на взрослых, «зрелых» представителей метал субкультуры. Так, ассоциации типа rot, torture, hell, Satan, maggots, corpse, darkness и т. п. были получены от информантов в возрасте от 14 до 22 лет. Испытуемые от 23 до 37 лет уже не ограничивались только резко отрицательными ответами, среди
прочих ассоциаций были nothingness, inevitability, uncertainty и т. п. И только информанты в возрасте от 38 до 45 лет видели в смерти и нечто положительное peace, family reunion, a new start и т. д.
Таким образом, проведенный анализ позволил проследить влияние субкультуры метал на языковую картину мира ее представителей.
Библиографический список
1. Красных, В.В. От концепта к тексту и обратно [Текст] / В.В. Красных // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. -1998. -№1,- С. 33-70.
2. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка [Текст] / Д.С. Лихачев // Известия РАН. Сер. Литература и язык. - 1993. - Т. 52. - № 1. - С. 3-10.
3. Маслова, В.А. Введение в лингвокультурологию [Текст] / В.А. Маслова. -М.: Наследие, 1997. - 208 с.
4. Mudrian, A. Choosing Death: The Improbable History of Death Metal & Grindcore [Текст] / A. Mudrian. - Port Townsend: Feral House, 2006. - 288 p.
5. www.allyrics.ru
6. www.Darklyrics.com
7. www.metalrage.com