Научная статья на тему 'Особенности реконструкции исторической застройки городского центра Краснодара'

Особенности реконструкции исторической застройки городского центра Краснодара Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
411
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Субботин О.С.

Рассмотрены основные положения проектирования на исторически сложившихся территориях городов. Значительное внимание уделено сохранению историко-архитектурного наследия Краснодара. Изложены основные положения проекта планировки центральной части города, разработанные Санкт-Петербургским НИИ урбанистики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Субботин О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реконструкции исторической застройки городского центра Краснодара»

ЖИЛИЩНОЕ

Научно-технический и производственный журнал

Л

Сохранение архитектурного наследия

УДК 711.168

О.С. СУББОТИН, канд. архитектуры (susbbos@yandex.ru), Кубанский государственный аграрный университет

Особенности реконструкции исторической застройки городского центра Краснодара

Рассмотрены основные положения проектирования на исторически сложившихся территориях городов. Значительное внимание уделено сохранению историко-архитектурного наследия Краснодара. Изложены основные положения проекта планировки центральной части города, разработанные Санкт-Петербургским НИИ урбанистики.

Ключевые слова: реконструкция, историко-архитектурное наследие, градостроительное планирование.

Краснодар - административный центр Краснодарского края. Город, который выгодно расположен на важнейших транспортных магистралях, связывающих центр России с портами Черного и Азовского морей, а также с курортами черноморского побережья Кавказа. Территорию Краснодара, являющегося крупным транспортным узлом юга России, пересекают четыре направления железных дорог, две автомагистрали федерального значения. Город постоянно растет, застраивается, в нем сосредоточена третья часть всего промышленного потенциала Краснодарского края. По темпам строительства и ввода капитальных строений в эксплуатацию Краснодар на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Вследствие этого важное направление краевой целевой программы реконструкции центральной части города Краснодара - сохранение историко-архитектурного наследия в очень непростых условиях массовой исторической застройки. На территории площадью 1250 га, подлежащей реконструкции, расположено 329 памятников истории и архитектуры, что делает центр поистине уникальным (рис. 1-4).

Реконструкция исторической застройки городского центра - основная архитектурно-градостроительная проблема для каждого города с достаточно богатым историческим прошлым. В настоящее время в практике градостроительства значительное внимание уделяется сохранению исторически ценной застройки при реконструкции центральной части города. При этом немаловажную роль играет определение границ зон

реконструируемой застройки, исходными положениями которых является оценка сохранившейся застройки с выделением памятников архитектуры. Вследствие этого закономерны предложения о реорганизации застройки исторических структур с включением в нее новых зданий, учитывая при этом тот факт, что при определении объемно-пространственной композиции застройки определяющее значение играет сложившаяся среда - этажность, пластическая характеристика зданий, масштаб членений, цветовой колорит [1].

У плана реконструкции Краснодара достаточно богатая на события судьба. Прежде всего необходимо подчеркнуть, что город Краснодар (до декабря 1920 г. - Екатерино-дар) был основан как столица Черноморского казачьего войска и формировался как войсковой укрепленный пункт. Этим обстоятельством объясняется сложившаяся и сохранившаяся с незначительными изменениями до настоящего времени планировочная структура центра города - регулярная строгая сетка кварталов размерами около 150x150 м и улицами шириной 15-20 м, что, с одной стороны, служит важным элементом своеобразия города, его историко-этнографического колорита, а с другой - ограничением планировочного развития его центральной части (рис. 5). Существующая застройка за долгие годы накопила много проблем.

Попытки реконструкции центральной части совершались не раз, однако в конечном результате они не были реализованы. Следует заметить, что капитальный фонд, со-

Рис. 1. Краснодарский государственный историко-архео- Рис. 2. Храм А. Невского логический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына

Рис. 3. Воссозданная Триумфальная арка

Сохранение архитектурного наследия

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

, -г* ГЧ.Я ЛА ~

р * -

\ \ЧК

Рис. 5. Панорама г. Краснодара. Начало Рис. 6. Существующая застройка между ул. Красной ул. Красноармейской и Коммунаров

Рис. 4. Краснодарская филармония им. Г. Пономаренко

ставляющий значительную часть старой застройки Краснодара, состоит из ветхих и малоценных строений, по своим архитектурно-планировочным и санитарно-гигиеническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым к современным зданиям. Существующей ширины улиц с узкими тротуарами на многих участках центра недостаточно для пропуска быстро растущего транспортного и людского потока. Острая нехватка пешеходных пространств в зоне наибольшей интенсивности, как правило, компенсируется использованием для транзитного движения проходных дворов, поэтому современная реконструкция предполагает полностью избавить краевой центр от ветхого и аварийного жилья, расширить профиль ряда улиц.

Вместе с тем разработанный Российским государственным научно-исследовательским проектным институтом урбанистики (Санкт-Петербург) проект планировки центральной части города Краснодара показал реальную возможность создания исторического, делового, культурного и туристического центра вдоль улицы Красной с максимальным сохранением историко-культурного наследия. Будут выделены специальные кварталы, в которых застройка будет полностью сохранена и в которые по необходимости перенесут ветхие памятники для создания особой исторической среды. Для этого часть из них после реставрации предлагается перенести в специально созданный парк «Екатери-нодар», а именно вдоль улицы Захарова, где планируется восстановить фрагмент стены Екатеринодарской крепости.

В то же время анализ сложившейся ситуации показал, что городской центр испытывает все возрастающие перегрузки от притока посетителей, нуждающихся в развитой сети обслуживания - культурно-зрелищного, общественного питания, торговли. Кроме того, в условиях недостатка свободных пространств это приводит к чрезмерному возрастанию функциональных нагрузок на отдельные участки центра, что нарушает нормальную жизнедеятельность на территории жилых кварталов. Инновационным предложением указанного проекта является формирование четырех новых субцентров: западного, восточного, северного и южного.

Южный субцентр «Кубань-сити» планируют разместить в излучине реки Кубань. Он явится резервной территорией развития центра города на перспективу. Северный субцентр запланирован между улицами Путевой, Коммунаров и Колхозной с перспективой развития в восточном направлении. Восточный - в районе железнодорожного вокзала. Здесь намереваются возвести привокзальный торгово-развлекательный корпус, гостиницы, офисы. Западный - на берегу Кубани и вдоль Кубанской набережной. Он формируется на базе существующих стадиона и парка и становится центром спорта, отдыха и развлечений. При этом магистраль Кубанской набережной расширяется до шести по-

лос. В целях создания благоприятной экологической обстановки предусмотрено укрупнение кварталов, создание рекреационных зеленых зон. Число насаждений на каждого жителя должно возрасти вдвое. Если в настоящее время в центре живет 135 тыс. чел., то в будущем их число возрастет до 165-167 тыс., при этом жилье станет просторнее -26 м2 на человека в домах новой постройки. Проектировщиками проработаны схемы прокладки инженерных коммуникаций. Все они подлежат реконструкции, предложен и план нового расположения «красных линий».

Вместе с этим уникальность градостроительных ситуаций исторической застройки городского центра требует принятия индивидуальных и субъективных решений, обогащающих объемно-пространственную структуру исторической зоны, делающую ее современно масштабной, разносторонне насыщенной при сохранении традиционно сложившейся характеристики городской среды. Масштабы соразмерности пластики пространств нового и старого отражают и сохраняют специфический строй и дух среды. При создании проекта реконструкции объектов, входящих в состав исторической среды, необходим поиск новых форм, ассоциативно связанных с сохранившейся средой или историческими впечатлениями (рис. 6). Важная роль в достижении гармоничного единства старого и нового должна отводиться выбору строительных и отделочных материалов, цветовых характеристик.

Одновременно следует акцентировать внимание на организационно-правовые особенности планирования, развития и реконструкции жилой застройки. Актуальна и проблема переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, формирование муниципального жилищного фонда, куда переедут жители из бараков центральной части города.

При полном отселении жителей социально-экономический аспект градостроительного планирования обусловливает учет заинтересованности инвесторов в формировании жилого фонда, сбалансированного относительно численности населения объектов КБО, элементов благоустройства и озеленения территорий, отвечающего потребностям потенциальных покупателей; заинтересованности города в эффективном использовании потенциальных территориальных ресурсов сложившейся городской застройки; заинтересованности жителей отселяемых жилых домов в получении более комфортных условий вблизи места проживания.

Социально-экономический аспект градостроительного планирования реконструкции без отселения или с частичным отселением жителей помимо перечисленных выше позиций обусловливает: условия проживания на период проведения реконструктивно-строительных работ; возможность негативного влияния на инвесторов неопределенности объемов реконструкции; необходимость согласования проектов реконструкции со всеми ответственными квартиросъемщиками [2].

42011

8

Научно-технический и производственный журнал

Сохранение архитектурного наследия

Рис. 7. Реконструкция квартала № 89 в центральной части Краснодара

В процессе реконструкции отдельных зданий задачи по изменению их внешней архитектуры могут и должны осуществляться и в тех объектах, которые не отнесены к числу памятников, не прошли проверки временем.

Однако практическая деятельность показывает, что введение каких-либо изменений во внешний облик почти каждого здания, даже рядового, ничем не примечательного, «малоценного» по градостроительной терминологии, является крайне ответственным решением. Прежде чем осуществить какие-то переделки фасадов, надо глубоко обосновать и аргументировать их необходимость.

При обоснованной целесообразности или необходимости внесения изменений во внешний облик существующих объектов существует два правления. Существующие здания, их группы или кварталы могут при дальнейшем развитии застройки оказаться большей или меньшей частью в составе вновь создаваемых композиций.

В первом случае новые элементы композиций должны стать дополнениями существующих. Масштабность, ритм, материалы, весь стиль добавлений должны в возможно большей степени продолжать особенности существующей основы (рис. 7).

В другом случае существующие элементы, которые войдут в новые композиции, должны стать подчиненными составными частями этих композиций. Тут сохраняемое должно быть включено с возможно более полным сохранением их особенностей [3] (рис. 8).

Разработка проекта каждого квартала исторической застройки обустраиваемой территории должна проходить в соответствии с генеральным планом города Краснодара, а также с учетом положений иных актов и документов, определяющих основные направления социально-экономического и градостроительного развития муниципального образования Краснодара, охраны его культурного наследия, окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Основополагающим документом являются «Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования города Краснодара», которые предусматривают деление всей территории города на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон [4].

Наряду с этим актуальность реконструкции центральной части усиливается необходимостью модернизации системы инженерных сетей, прокладки новых инженерных коммуни-

Рис. 8. Реконструкция квартала № 122 в центральной части Краснодара

каций, создания генерирующих электростанций, новых источников подачи газа, тепла и воды. По теплоснабжению проектировщиками рассматриваются два варианта: централизованное и децентрализованное (автономное) отопление. Также остро стоит вопрос с водоснабжением и особенно с канализацией. В настоящее время 30-40% бытовых стоков спускается в ливневые стоки. Решение данных проблем позволит создать по-настоящему благоприятную среду для полноценной жизни, работы и отдыха краснодарцев. Одновременно предусматривается и увеличение зеленой части города. В сторону речного вокзала между улицами Ленина и Гимназической будет создана пешеходная связка с парковой зоной; вдоль улицы Гоголя расположится еще одна пешеходная зона вдоль трамвайных путей в сторону железнодорожного вокзала, что позволит организовать озеленение пространств и диагональный ход от улицы Красной в сторону Кубанской набережной с созданием парковой зоны вдоль набережной. Вместе с тем у некоторых исторических зданий решено оставить только фасадную часть, которая представляет ценность. Но улица Красная, как была исторически, так и останется двух-трехэтажной.

Необходимо отметить, что реконструкция представляет собой коренное переустройство, переделку с целью усовершенствования, комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на создание комфортного окружения человека.

Список литературы

1. Субботин О.С. Архитектурное проектирование реконструируемой застройки города Краснодара // Сборник докладов научно-практической конференции по итогам международных дней архитектуры Института строительства и архитектуры (апрель 2010 г.). МГСУ. М.: МГСУ, 2010. С. 303.

2. Градостроительные основы развития и реконструкции жилой застройки. Научное издание / Под общей ред. Ю.В. Алексеева. М.: Изд-во АСВ, 2009. С. 313.

3. Касьянов В.Ф. Реконструкция жилой застройки городов. М.: Изд-во АСВ, 2005. С. 35.

4. Субботин О.С., Лазько С.В. Реконструкция исторической застройки городского центра // Научное обеспечение агропромышленного комплекса: материалы 3-й всероссийской науч.-практ. конф. молод. ученых. Краснодар: КубГАУ, 2009. С. 409.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.