Научная статья на тему 'Особенности регулирования наценок на продукцию (товары) на предприятиях общественного питания при высших учебных заведениях Свердловской области'

Особенности регулирования наценок на продукцию (товары) на предприятиях общественного питания при высших учебных заведениях Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ / ПРЕДЕЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ НАЦЕНОК / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ НАЦЕНОК / CATERING EDUCATION INSTITUTION / MARGINS / LIMITS THE INDIVIDUAL AMOUNT OF MARKUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кот Е.М., Пильникова И.Ф.

Одной из функций высших учебных заведений является обеспечение студентов горячим питанием. Поэтому в любом вузе обязательно наличие пункта общественного питания столовой. Наценка это добавленная стоимость к покупной цене товара, формирующая доход предприятия. Чтобы деятельность организации была прибыльной, наценка должна покрывать все расходы, связанные с продажей готовой продукции и товаров. Учебные заведения общеобразовательные школы, профтехучилища, средние специальные и высшие учебные заведения Свердловской области при определении наценки на готовую продукцию и товары в пунктах общественного питания действуют на основании Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.12.2008 г. № 158ПК «Об утверждении предельных размеров наценки на продукцию (товары), реализуемую в организациях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях». В данном постановлении определены предельные размеры наценок на продукцию (товары), реализуемую в организациях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также даны разъяснения, для предприятий организующих питание в учебных заведениях. В случае не полного возмещения затрат за счет утвержденных предельных наценок юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги общественного питания в высших учебных учреждениях, вправе обратиться в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области с расчетными материалами для установления индивидуальных предельных наценок. Рассмотрим вузы Свердловской области, утвердившие индивидуальные предельные размеры наценок на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REGULATION OF MARGINS ON PRODUCTS (GOODS) IN CATERING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SVERDLOVSK REGION

One of the functions of higher education is to provide students with hot meals. For this reason any university must have a refectory. Margin is the additional cost to the purchase price of the goods, income which create of enterprises. To the organization’s activities were profitable, the margin should cover all expenses evolved in sale of final products and goods. Educational institutions secondary schools, vocational schools, colleges and higher educational institutions of the Sverdlovsk region act in the determination of margins for final goods and goods in public catering on the basis of the Decision of the Regional Energy Commission of the Sverdlovsk region of 10.12.2008, № 158-PC “About establishment of limiting the size of the margin on products (goods) sold in the public catering at educational institutions, vocational schools, colleges and universities”. This decision determines size of margins limits on products (goods) sold in the public catering at educational institutions, vocational schools, colleges and universities, as well as clarified, for companies organizing meals in schools. In the case of full cost recovery within the approved limit markups legal entities and individual entrepreneurs, providing catering services in higher educational institutions may apply to the Regional Energy Commission of the Sverdlovsk region with design materials for establishing individual limit margins. The universities of Sverdlovsk region approved individual size limits margins on products (goods) sold in catering. In this article we will cover.

Текст научной работы на тему «Особенности регулирования наценок на продукцию (товары) на предприятиях общественного питания при высших учебных заведениях Свердловской области»

Экономика

щ

УДК 338

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЦЕНОК НА ПРОДУКЦИЮ (ТОВАРЫ) НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ПРИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Е. М. КОТ,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, И. Ф. ПИЛЬНИКОВА,

старший преподаватель, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)

Ключевые слова: общественное питание в учебных заведениях, предельные размеры наценок, индивидуальные размеры наценок.

Одной из функций высших учебных заведений является обеспечение студентов горячим питанием. Поэтому в любом вузе обязательно наличие пункта общественного питания — столовой. Наценка — это добавленная стоимость к покупной цене товара, формирующая доход предприятия. Чтобы деятельность организации была прибыльной, наценка должна покрывать все расходы, связанные с продажей готовой продукции и товаров. Учебные заведения — общеобразовательные школы, профтехучилища, средние специальные и высшие учебные заведения Свердловской области при определении наценки на готовую продукцию и товары в пунктах общественного питания действуют на основании Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.12.2008 г. № 158-ПК «Об утверждении предельных размеров наценки на продукцию (товары), реализуемую в организациях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях». В данном постановлении определены предельные размеры наценок на продукцию (товары), реализуемую в организациях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, а также даны разъяснения, для предприятий организующих питание в учебных заведениях. В случае не полного возмещения затрат за счет утвержденных предельных наценок юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги общественного питания в высших учебных учреждениях, вправе обратиться в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области с расчетными материалами для установления индивидуальных предельных наценок. Рассмотрим вузы Свердловской области, утвердившие индивидуальные предельные размеры наценок на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания.

FEATURES OF REGULATION OF MARGINS ON PRODUCTS (GOODS) IN CATERING AT HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE SVERDLOVSK REGION

E. M. KOT,

candidate of economic sciences, head of department, I. F. PILNIKOVA,

senior lecturer, Ural State Agricultural University

(42 K. Libknehta Str., 620075, Ekaterinburg; tel: +7 (343) 371-33-63)

Keywords: catering education institution, margins, limits the individual amount of markup.

One of the functions of higher education is to provide students with hot meals. For this reason any university must have a refectory. Margin is the additional cost to the purchase price of the goods, income which create of enterprises. To the organization's activities were profitable, the margin should cover all expenses evolved in sale of final products and goods. Educational institutions — secondary schools, vocational schools, colleges and higher educational institutions of the Sverdlovsk region act in the determination of margins for final goods and goods in public catering on the basis of the Decision of the Regional Energy Commission of the Sverdlovsk region of 10.12.2008, № 158-PC "About establishment of limiting the size of the margin on products (goods) sold in the public catering at educational institutions, vocational schools, colleges and universities". This decision determines size of margins limits on products (goods) sold in the public catering at educational institutions, vocational schools, colleges and universities, as well as clarified, for companies organizing meals in schools. In the case of full cost recovery within the approved limit markups legal entities and individual entrepreneurs, providing catering services in higher educational institutions may apply to the Regional Energy Commission of the Sverdlovsk region with design materials for establishing individual limit margins. The universities of Sverdlovsk region approved individual size limits margins on products (goods) sold in catering. In this article we will cover.

Положительная рецензия представлена Т. В. .Зыряновой, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Уральского института управления.

Экономика

Одной из функций высших учебных заведений является обеспечение студентов горячим питанием. Поэтому в любом вузе обязательно наличие пункта общественного питания — столовой. Для которой стоят три основные задачи:

1. Обеспечить учащихся качественным питанием.

2. Стоимость обедов должна быть сравнительно невысокой.

3. Пункты общественного питания должны покрывать все произведенные расходы, то есть находиться на самоокупаемости. В связи с этим рассмотрим особенности формирование наценки на готовую продукцию и товары, которая оказывает прямое влияние на доходы столовой.

Наценка — это добавленная стоимость к покупной цене товара, формирующая доход предприятия. Чтобы деятельность организации была прибыльной, наценка должна покрывать все расходы, связанные с продажей готовой продукции и товаров.

Определение наценок на продукцию (товары) на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях регулируется законодательством.

Согласно постановлению правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден перечень услуг снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.

Данному регулированию подлежат наценки на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

Таким правом на регулирование государственных тарифов и надбавок в Свердловской области наделена Региональная энергетическая комиссия.

Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.12.2008 г. № 158-ПК «Об утверждении предельных размеров наценки на продукцию (товары), реализуемую в организациях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях» с изменениями, внесенными постановлением РЭК Свердловской области от 21.09.2011 г. № 141-ПК и от 13.03.2013 г. № 16-ПК постановляет: утвердить и ввести в действие с 1 января 2009 г. предельные размеры наценок на продукцию (товары), реализуемую в организациях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

В разделе 1 данного постановления определены предельные размеры наценок на продукцию (товары), реализуемую в организациях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях.

В разделе 2 даны разъяснения к предельным размерам наценок на продукцию (товары), реализуемую в организациях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. Мы остановимся на пояснениях к наценкам, применяемым в высших учебных заведениях:

1. Предельные размеры наценок применяются всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

2. Наценки являются предельными и могут понижаться организациями общественного питания самостоятельно.

3. Предельные размеры наценок на покупные товары, реализуемые в потребительской упаковке или порционно, применяются к ценам приобретения товаров.

Таблица1

N п/п Наименование реализуемой продукции Предельные размеры наценок (в процентах)

1 Кулинарная продукция собственного производства, мучные кондитерские и хлебобулочные изделия собственного производства 60

2 Покупные товары, реализуемые в потребительской упаковке или порционно 20

Таблица 2

Название вуза Дата утверждения наценки РЭК Свердловской области Предельные размеры наценок (в процентах)

Кулинарная продукция собственного производства, мучные кондитерские и хлебобулочные изделия собственного производства Покупные товары, реализуемые в потребительской упаковке или порционно

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 01.08.2012 г. 85 28

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет » 01.08.2012 г. 80 27

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный юридический университет» 04.06.2014 г. 85 22

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения» 30.07.2014 г. 76 26

ФГБОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» 30.07.2014 г. 80 27

Экономика

щ

Таблица 3

Наименование ингредиента Норма на 100 шт., кг Закупочная цена, руб./кг Сумма, руб. Себестоимость, руб./шт.

Всего 3515,11 35,15

Свинина б/к окорок п/ф 9,20 354,00 3256,80

Соль фас. иод. 0,12 16,00 1,92

Перец черный молотый 0,01 515,2 5,15

Соус красный основной 5,00 25,28 126,4

Молоко 3,2 % 0,68 41,6 28,29

Масло подсолнечное 0,7 137,93 96,55

Таблица 4

Вуз Свердловской области Расчетная себестоимость, руб./шт. Установленные предельные размеры наценок на готовую продукцию, % Цена, руб./шт.

Вузы Свердловской области 35,15 60 56,26

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» 35,15 85 65,03

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет » 35,15 80 63,27

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный юридический университет» 35,15 85 65,03

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения» 35,15 76 61,86

ФГБОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» 35,15 80 63,27

4. Организации общественного питания, реализующие продукцию (товары) высших учебных заведениях, в обязательном порядке должны иметь сопроводительные документы (накладные и т. п.) на сырье, полуфабрикаты и другие товары, подтверждающие цену приобретения (закупа). Указанные документы подлежат хранению согласно законодательству о бухгалтерском учете (не менее пяти лет).

5. Организации общественного питания, получившие право на оказание услуг общественного питания в высших образовательных учреждениях, в случае оказания услуг общественного питания в открытой сети по ценам, сформированным самостоятельно, в обязательном порядке должны вести раздельный учет доходов и расходов.

6. В случае не полного возмещения затрат за счет утвержденных предельных наценок юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие услуги общественного питания в высших учебных учреждениях, вправе обратиться в Региональную энергетическую комиссию Свердловской области с расчетными материалами для установления индивидуальных предельных наценок.

В 3 разделе данного Постановления указан перечень документов, необходимых для представления в Региональную Энергетическую комиссию Свердловской области для утверждения индивидуальных предельных размеров наценки на продукцию (товары), реализуемые в организациях общественного питания в высших учебных заведениях:

1) обращение с указанием проектируемых величин наценок;

2) пояснительную записку, обосновывающую необходимость изменения предельных размеров наценок на продукцию;

3) расчет индивидуальных предельных размеров наценок на продукцию;

4) расчетные материалы, включающие обоснование фактической и планируемой валовой выручки;

5) расчетные материалы с обоснованием каждой статьи фактических и планируемых затрат;

6) бухгалтерскую отчетность («Бухгалтерский баланс», «Отчет о финансовых результатах»), декларацию — при применении упрощенной системы налогообложения, книгу учета доходов и расходов для индивидуальных предпринимателей;

8) расчет прибыли;

9) заключение органа местного самоуправления по уровню проектируемых индивидуальных предельных размеров наценок на продукцию.

Региональная энергетическая комиссия Свердловской области вправе запросить дополнительные материалы для обоснования размеров наценок на продукцию, реализуемую в высших учебных заведениях. Далее приведены высшие учебные заведения, которые подали перечень необходимых документов в региональную энергетическую комиссию и утвердили индивидуальные предельные размеры наценок на продукцию (товары) на предприятиях общественного питания.

Вузы Свердловской области, утвердившие индивидуальные предельные размеры наценок на продукцию (товары), реализуемые на предприятиях общественного питания.

Утвержденные индивидуальные расценки РЭК Свердловской области не обязательны к применению в следующих случаях (при условии ведения раздельного учета затрат по производству и реализации продукции):

— при организации специальных мероприятий (праздничные вечера, банкеты);

— при реализации продукции собственного производства и покупных товаров за пределами учебного заведения;

333^»— Аграрный вестник Урала № 2 (132), 2015 г. - < JJJ^^l

Экономика Щ)

— при организации мест для питания повышенной комфортности (кафе, отдельные линии раздачи и т. д.).

Приведем пример расчета себестоимости одного из блюд при разных процентах наценки. Например: бифштекс. Рассчитаем его себестоимость (табл. 3).

Далее рассчитаем его цену при разных наценках (табл. 4).

В других пунктах общественного питания не перечисленных в данном постановлении наценка не регулируется законодательством. Соответственно, предприятия сами устанавливают наценки на свою готовую продукцию и товары, реализуемые для населения. Как показывает практика, эта наценка составляет не менее 100 %, а иногда и более. Это зависит: от месторасположения пункта питания (центр города, спальный район города или поселок) соответственно от арендной платы; категории пункта общественного питания (ресторан, кафе, бар,

столовая и др.); от закупочных цен на продукцию и других факторов. Самое главное для таких пунктов общественного питания — это получение максимальной прибыли от своей деятельности.

Учебным заведениям выгодно обращаться в РЭК за утверждением индивидуальных предельных расценок на готовую продукцию и товары. Но существуют значительные трудности по сбору необходимых документов. Как правило, бюджетные учреждения сами организуют питание в столовых. То есть учет по столовой не выделяется в отдельный Баланс. Предприятия, которые ведут бюджетный учет, не формируют форму «Отчет о финансовых результатах». Следовательно, для того чтобы подать документы в РЭК по наценке учебное заведение должно вести раздельный учет по столовой, составлять отдельный баланс и отчет о финансовых результатах, что ведет к дополнительным расходам для учебных заведений.

Литература

1. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) : постановление Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 239.

2. Об утверждении предельных размеров наценки на продукцию (товары), реализуемую в организациях общественного питания при общеобразовательных учреждениях, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях : постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 10.12.2008 г. № 158-ПК с изменениями, внесенными постановлением РЭК Свердловской области от 21.09.2011 г. № 141-ПК и от 13.03.2013 г. № 16-ПК.

3. Кот Е. М., Пильникова И. Ф. Теоретические и исторические аспекты бухгалтерского учета затрат, расходов и издержек на производство продукции // Аграрный вестник Урала. 2014. № 12 (130). С. 78-83.

References

1. On measures to streamline state regulation of prices (tariffs) : Government Decree of 07.03.1995, № 239.

2. On Approval of the size limits margins on products (goods) sold in the public catering at educational institutions, vocational schools, colleges and universities : Decree of the Regional Energy Commission of the Sverdlovsk region of 10.12.2008, № 158-PC with the changes introduced by the Resolution REC Sverdlovsk region from 21.09.2011, № 141-PC and from 13.03.2013, № 16-PC.

3. Kot E. M., Pilnikova I. F. Theoretical and historical aspects of accounting costs, expenses and costs of production // Agrarian bulletin of the Urals. 2014. № 12 (130). P. 78-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.