Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА'

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РФ / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ИМПОРТ / ПРАВОВАЯ БАЗА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власова Ольга Владимировна, Шкилева Наталья Леонидовна

В условиях ухудшения внешнеполитической обстановки стратегическим приоритетом для России становится снижение импортозависимости и наращивание внутреннего производственного потенциала для реализации импортозамещения по всем ключевым направлениям. При этом, в стране сохраняется высокая импортозависимость по ряду высокотехнологичных отраслей, таких как фармацевтика, машины, техника и оборудование. Одновременно с этим осуществляется государственное регулирование, направленное на контроль импортного потока в страну путем количественного ограничения и ввода соответствующих таможенных тарифов. В ходе исследования проведен анализ основных тенденций регулирования импорта России в условиях санкций в период 2017-2021 гг., рассмотрены его особенности и правовая основа. Установлено, что усиление кризисных явлений в экономике на фоне пандемии привело к ожидаемому спаду во внешнеторговой деятельности, в результате объем импорта снизился до 231 млрд долл. США. Сегодня основным партнером России по импорту является Китай, доля которого выросла до 25%. При этом, ключевым товарным направлением импорта остается машины и оборудование, доля которых практически достигает 50%. Ухудшение внешнеполитической ситуации в 2022 году привело к необходимости изменения торговой политики России в контексте деления стран-партнеров по критерию «дружественности». Кроме того, для восполнения возникшего на фоне санкций дефицита отдельных категорий товаров, который не может быть восполнен в рамках реализации политики импортозамещения, на законодательном уровне был легализован параллельный импорт.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Власова Ольга Владимировна, Шкилева Наталья Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF RUSSIAN IMPORT REGULATION UNDER SANCTIONS: MAIN TRENDS AND LEGAL FRAMEWORK

In the context of the deteriorating foreign policy situation, a strategic priority for Russia is to reduce import dependence and increase domestic production capacity to implement import substitution in all key areas. At the same time, the country remains highly dependent on imports in a number of high-tech industries, such as pharmaceuticals, machinery, machinery and equipment. At the same time, state regulation is being carried out aimed at controlling the import flow into the country through quantitative restrictions and the introduction of appropriate customs tariffs. In the course of the study, the analysis of the main trends in the regulation of Russian imports under sanctions in the period 2017-2021 was carried out, its features and legal basis were considered. It is established that the intensification of crisis phenomena in the economy against the background of the pandemic led to the expected decline in foreign trade activity, as a result, the volume of imports decreased to 231 billion US dollars. Today, Russia's main import partner is China, whose share has grown to 25%. At the same time, the key commodity direction of imports remains machinery and equipment, the share of which almost reaches 50%. The deterioration of the foreign policy situation in 2022 led to the need to change Russia's trade policy in the context of the division of partner countries according to the criterion of "friendliness". In addition, parallel imports were legalized at the legislative level in order to fill the deficit of certain categories of goods that arose against the background of sanctions, which cannot be filled within the framework of the implementation of the import substitution policy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА»

VIT1Í I^Q S У\ ГЯ<\ 1©2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4,0

у A14 jjo.l.jjy.j |(сс) CS> Irhis is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. J (j 57145/27128482 2023 12 02 03 lfcá^Ee¡I^É(https://creativecoimnons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИМПОРТА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРАВОВАЯ ОСНОВА

© Автор(ы) 2023

ВЛАСОВА Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента

Курский государственный медицинский университет 305033, Россия, Курск, olgavlasova82@mail.ru

AuthorID: 799439

SPIN: 6257-2976

ORCID: 0000-0003-2247-543X

ШКИЛЕВА Наталья Леонидовна, начальник управления правового обеспечения

Курский государственный аграрный университет имени И.И. Иванова 305070, Россия, Курск, natali_046@mail.ru

AuthorID: 1202840 SPIN: 5079-7050

Аннотация. В условиях ухудшения внешнеполитической обстановки стратегическим приоритетом для России становится снижение импортозависимости и наращивание внутреннего производственного потенциала для реализации импортозамещения по всем ключевым направлениям. При этом, в стране сохраняется высокая импортоза-висимость по ряду высокотехнологичных отраслей, таких как фармацевтика, машины, техника и оборудование. Одновременно с этим осуществляется государственное регулирование, направленное на контроль импортного потока в страну путем количественного ограничения и ввода соответствующих таможенных тарифов. В ходе исследования проведен анализ основных тенденций регулирования импорта России в условиях санкций в период 2017-2021 гг., рассмотрены его особенности и правовая основа. Установлено, что усиление кризисных явлений в экономике на фоне пандемии привело к ожидаемому спаду во внешнеторговой деятельности, в результате объем импорта снизился до 231 млрд долл. США. Сегодня основным партнером России по импорту является Китай, доля которого выросла до 25 %. При этом, ключевым товарным направлением импорта остаются машины и оборудование, доля которых практически достигает 50 %. Ухудшение внешнеполитической ситуации в 2022 году привело к необходимости изменения торговой политики России в контексте деления стран-партнеров по критерию «дружественности». Кроме того, для восполнения возникшего на фоне санкций дефицита отдельных категорий товаров, который не может быть восполнен в рамках реализации политики импортозамещения, на законодательном уровне был легализован параллельный импорт.

Ключевые слова: РФ, внешняя торговля, импорт, правовая база, государственное регулирование, санкции.

FEATURES OF RUSSIAN IMPORT REGULATION UNDER SANCTIONS: MAIN TRENDS AND LEGAL FRAMEWORK

© The Author(s) 2023

VLASOVA Olga Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor of Economics and management department Kursk State Medical University 305033, Russia, Kursk, olgavlasova82@mail.ru SHKILEVA Natalia Leonidovna, head of the legal support department Kursk State Agrarian University named after I.I. Ivanova 305070, Russia, Kursk, natali_046@mail.ru Abstract. In the context of the deteriorating foreign policy situation, a strategic priority for Russia is to reduce import dependence and increase domestic production capacity to implement import substitution in all key areas. At the same time, the country remains highly dependent on imports in a number of high-tech industries, such as pharmaceuticals, machinery, machinery and equipment. At the same time, state regulation is being carried out aimed at controlling the import flow into the country through quantitative restrictions and the introduction of appropriate customs tariffs. In the course of the study, the analysis of the main trends in the regulation of Russian imports under sanctions in the period 2017-2021 was carried out, its features and legal basis were considered. It is established that the intensification of crisis phenomena in the economy against the background of the pandemic led to the expected decline in foreign trade activity, as a result, the volume of imports decreased to 231 billion US dollars. Today, Russia's main import partner is China, whose share has grown to 25 %. At the same time, the key commodity direction of imports remains machinery and equipment, the share of which almost reaches 50 %. The deterioration of the foreign policy situation in 2022 led to the need to change Russia's trade policy in the context of the division of partner countries according to the criterion of "friendliness". In addition, parallel imports were legalized at the legislative level in order to fill the deficit of certain categories of goods that arose against the background of sanctions, which cannot be filled within the framework of the implementation of the import substitution policy.

Keywords: Russian Federation, foreign trade, import, legal framework, state regulation, sanctions.

ВВЕДЕНИЕ Несмотря на то, что Россия имеет большой экспорт-

постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- ный потенциал и является крупнейшим экспортером,

ными научными и практическими задачами. основными товарными направлениями по-прежнему

В современных экономических условиях и участии остаются сырьевые энергетические ресурсы, сельскохо-

стран в международном разделении труда, одним из на- зяйственное сырье и удобрения [3]. При этом, в стране

правлений внешнеторговой политики стал импорт това- сохраняется высокая импортозависимость по ряду вы-

ров. Появление импорта связано с усилением междуна- сокотехнологичных отраслей, таких как фармацевтика,

родной специализации стран, основанной на наиболее машины, техника и оборудование [4]. Вместе с тем, в

полном задействовании их внутреннего потенциала и условиях ухудшения внешнеполитической обстановки

более дешевых факторов производства. При этом, для стратегическим приоритетом для России становится

стран-импортёров закупка того или иного вида товаров снижение импортозависимости и наращивание внутрен-

является экономически более выгодной, нежели соб- него производственного потенциала для реализации

ственное производство [1; 2]._импортозамещения по всем ключевым направлениям.

VLASOVA Olga Vladimirovna and others FEATURES OF RUSSIAN IMPORT REGULATION .

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2023. T. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762

Одновременно с этим осуществляется государственное регулирование, направленное на контроль импортного потока в страну путем количественного ограничения и ввода соответствующих таможенных тарифов [5]. Однако одной из проблем, препятствующих достижению задачи импортозамещения, является отсутствие внутри страны соответствующих достижений науки и техники, а также достаточного объема инвестиций для реализации [6]. В этой связи, вопросы импорта России, его правовой базы и государственного регулирования остаются одними из наиболее значимых, чем и обусловлена актуальность исследования.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Как отмечают многие исследователи [7-9], ввод антироссийских санкций после событий 2014 года стал причиной пересмотра проводимой Россией внешнеторговой политики и усиления акцента на импортозаме-щение, о чем прежде говорилось лишь формально. В результате этого была сформирована масштабная программа, захватывающая большое число отраслей экономики страны, представляющих наибольший интерес. При этом в качестве ключевых были выделены сельское хозяйство, информационные технологии, машиностроение и запрещенные к импорту товары. В соответствии с поставленными задачами была изменена и законодательная база, сформирована государственная Программа и ряд подзаконных нормативно-правовых актов, создана Правительственная комиссия по импортозамещению [10]. Также, по мнению ряда авторов [11; 12], в настоящее время политика импортозамещения реализуется не только на национальном уровне, но также и на союзном. Сформированный между Россией и другими странами СНГ Евразийский экономический союз (ЕАЭС) позволяет обеспечить свободу движения товаров, капитала и рабочей силы, а также сформировать согласованную и единую политику в различных отраслях и сферах экономики.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи.

Цель статьи - провести оценку основных тенденций регулирования импорта России в условиях санкций, его особенности и правовую основу.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

В работе использовались данные ежегодного сборника «Таможенная служба Российской Федерации» об импортной деятельности России и полученных бюджетных доходах от ее осуществления в период 2017-2021 гг. [13]. В рамках исследования на первом этапе дается оценка общих тенденций развития импортной деятельности России в рассматриваемом периоде, а именно динамики объема импорта и его доли в товарообороте страны, товарная и географическая структура импорта. На втором этапе исследования дается оценка динамики бюджетных доходов России от импорта и их структура, выявляются особенности государственного регулирования импорта в качестве элемента правового обеспечения развития внешнеторговой деятельности. Оценка особенностей регулирования импорта в России проводилась с использованием широкого перечня методов и подходов к исследованию, среди которых: обобщение и интеллектуальный анализ данных, общенаучные инструменты анализа, методы статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Общий объем оборота внешней торговли России в исследуемом периоде сохраняет волнообразную динамику изменения, при этом в 2018 году отмечался рост оборота до 688 млрд долл. США, а в 2020 году - спад до 568 млрд долл. США на фоне вызванного пандеми-

ей кризиса. В 2021 году отмечается рост товарооборота до 785 млрд долл. США, что выше уровня предыдущего года на 38 %. Говоря об импорте, стоит отметить аналогичную динамику изменения объема ввоза товаров: в базисном периоде показатель находился на уровне 228 млрд долл. США, а к 2019 году вырос до наибольшего значения - 244 млрд долл. США. Однако в 2020 году на фоне ухудшения эпидемиологической обстановки произошло сокращение объема импорта на 5,4 % - до 231 млрд долл. США. В 2021 году вследствие улучшения эпидемиологической обстановки отмечается рост объема импорта до 293 млрд долл. США. При этом в структуре внешнеторгового оборота страны доля импорта устойчиво ниже, чем экспорта, что позволяет говорить об экспортно-направленной внешнеторговой деятельности. В результате, в 2017 году доля импорта составляла 39 %, а к 2018 году снизилась до 35 %. При этом к 2020 году, несмотря на снижение объема импорта в абсолютном выражении, его удельный вес вырос до 41 %, что обусловлено более динамичным сокращением объема экспорта в структуре товарооборота. В 2021 году отмечается снижение доли импорта в структуре внешней торговли до 37 % (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика объема и удельного веса импорта в структуре товарооборота России в 2017-2021 гг.

Оценка географической структуры импорта показала, что основным партнером по импорту является Китай, доля ввоза товаров из которого в 2017 году составляла 21,1 %, а к 2021 году планомерно выросла до 24,9 %. Вторым по величине является импорт из Германии, удельный вес которого в 2017 году составлял 10,6 %, а к 2018 году вырос до наибольшего значения - 10,9 %. В последние 3 года устойчивой тенденцией является снижение доли импорта из Германии в общем объеме до 9,2 %. Третьей по величине страной-экспортером для РФ были США, доля импорта из которых к 2019 году снизилась с 5,5 % до 5,3 %, а к 2021 году выросла до 5,8 %. Также отмечается общая динамика к росту импорта из Беларуси с 4,6 % до 5,3 % к 2021 году, хотя наибольшее значение удельного веса импорта отмечалось в 2020 году - 5,5 %. Вместе с тем, к числу крупнейших стран-партнеров РФ по импорту можно отнести Казахстан, где удельный вес ввозимых товаров вырос с 1,9 % до 2,4 % к 2021 году, Турцию (показатель вырос с 1,8 % до 2 %) и Нидерланды, где отмечено снижение удельного веса импорта с 1,7 % до 1,4 % к 2021 году (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика удельного веса импорта России в разрезе основных стран-экспортеров в 20172021 гг.

Страна-экспортер Значение, ^ Изменение, %

2017 2018 2019 2020 2021 б 2019г. к 2017г. в 2021 г. к 2019 г.

Китай 21.1 21.S 22.1 23.S 24.9 1.1 2.S

Германия 10,6 10,9 10,2 10,0 9Л -0,4 -1,0

США 5,5 5,5 5,3 5,6 5,8 -0,2 0,5

Беларусь 4,6 5,1 5,3 5,5 5,3 0,7

Казахстан 1.9 2,3 2,5 2,2 2,4 0,5 -0.1

Турция 1.S 1,7 2,0 2,2 2,0 03

Нидерланды 1.7 1.7 1.6 1.7 1.4 -0,1 -0.3

В свою очередь, в товарной структуре импорта России преобладающим направлением являются машины и оборудование, на которые приходится 46-49 %, при этом наименьшая доля данного направления отмечалась в 2019 году, а в 2021 году, также как и в базисном,

достигла наибольшего значения. Второй по величине товарной группой в структуре импорта является продукция химической промышленности, удельный вес которой во всем рассматриваемом периоде, кроме 2019 года, составлял 18 %. Продовольственные товары и сырье в базисном периоде составляли 13 % в общей структуре импорта, а в 2018-2021 гг. доля данного направления снизилась до 12 %. Также устойчивую позицию занимает импорт металлов и изделий из них (7 %), текстиль и обувь (6 %), и топливно-энергетические ресурсы (1 %). В целом, можно отметить, что товарная структура импорта в РФ является устойчивой в исследуемом периоде (таблица 2).

Таблица 2 - Изменение товарной структуры импорта России в разрезе основных направлений в 2017-2021 гг.

Направление импорта Значение. Изменение. %

2017 2018 2019 2020 2021 в2019 г. к 2017 г. в 2021 г. к 2019 г.

Машины и оборудование 49 47 46 48 49 -3 3

Продукции химической промышленности 18 18 20 18 18 2 -2

Продовольственные товары и сырье 13 12 12 13 12 -1

Металлы и изделия из юн 7 7 7 7 7

Текстильные изделия и обувь 6 6 б 6 б

Топливно-энергетические товары 1 1 1 1 1

Говоря о развитии импортной составляющей внешнеторговой деятельности России, необходимо отметить роль правовой базы в развитии внешней торговли. Сегодня внешнеторговая деятельность в стране регулируется рядом международных и национальных законодательных актов, в соответствии с которыми предполагаются методы тарифного и нетарифного регулирования. К нетарифным методам госрегулирования внешней торговли относят количественные, такие как лицензирование и квотирование, а также методы скрытого протекционизма - система госзакупок, налогов и сборов. При этом, ключевым направлением госрегулирования внешней торговли сегодня, как и прежде, остается тарифное регулирование, при этом таможенный тариф является центральным инструментом регулирования, основанным на ценообразовании.

Особенностью импорта является тот факт, что в основе политики любого государства лежит защита национальных интересов и производства от конкуренции со стороны импорта. В этой связи, ключевым направлением государственного регулирования импорта становится формирование системы таможенных пошлин. При этом, таможенные пошлины формируются на основе разницы между международными и национальными ценами. Стоит отметить, что уровень таможенных пошлин в развитых странах несколько ниже, чем в развивающихся и странах с переходной экономикой.

Говоря о России, стоит отметить, что с 1 января 2015 года был создан Евразийский экономический союз (ЕАЭС), объединивший 5 стран (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Вместе с тем появился и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС), а ставки таможенных пошлин были приведены в соответствие с сформированной единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), при этом каждому виду товара присвоен свой уникальный цифровой код, в соответствии с которым и определяют вид и величину ставки

[14].

Размеры ставок ввозных таможенных пошлин зависят от вида товара, при этом в России сегодня существует 3 вида ставок ввозных таможенных пошлин (рисунок 2):

ВИДЫ СТАВОК ВВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН I

• Адвалорная ставка , Специфическая ставка Комбинированная ставка

О О

Расчет в зависимости от стоимости товара Расчет на единицу товара (объём, количество, массу) Расчет в зависимости от того, что больше -стоимость или ставка за единицу товара

Рисунок 2 - Виды ставок ввозных таможенных пошлин в России

За счет уплачиваемых ввозных пошлин формируются бюджетные доходы страны от импорта. При этом доля импортной составляющей в структуре бюджетных доходов является преобладающей над экспортной: в

2017 году показатель составлял 54,4 %, а после спада в

2018 году к 2020 году вырос до 72,5 %, что связано с существенным спадом экспортной деятельности. В 2021 году, вследствие стабилизации ситуации, отмечено снижение доли бюджетных доходов от импортных операций до 60,8 %, что по-прежнему является существенным уровнем.

В абсолютном выражении объем бюджетных доходов от импорта сохраняет устойчивую динамику к росту: в 2017 году показатель находился на уроне 2,5 трлн руб., а уже к 2019 году выросли на треть - до 3,3 трлн руб.; в последние 2 года динамика к росту сохранилась и усилилась В результате чего в 2021 году от импорта было получено бюджетных доходов на сумму 4,35 трлн руб., что выше уровня 2019 года более чем на 30 %. В структуре доходов от импортной деятельности во всем исследуемом периоде подавляющий объем приходится на НДС: в 2017 году показатель составлял 1,9 трлн руб., а к 2019 году вырос на 37,5 % - до 2,6 трлн руб. В последние 2 года динамика к росту сохранилась, в результате чего доходы бюджета за счет уплаченного НДС составили 3,4 трлн руб.

Среди прочих направлений бюджетных доходов от импорта стоит выделить распределенные ввозные таможенные пошлины, объем которых в 2017 году составлял 506 млрд руб., а к 2019 году вырос до 518,2 млрд руб. После спада в 2020 году, в 2021 году произошел динамичный рост распределенных ввозных таможенных пошлин, в результате чего их сумма к концу рассматриваемого периода достигла почти 756 млрд руб. Сумма уплаченных акцизов при ввозе товаров за 5 лет выросла практически вдвое - с 76 млрд руб. до 130,9 млрд руб. Еще более динамичным ростом характеризуются доходы от уплаченных физическими лицами таможенных пошлин и налогов: если в базисном периоде показатель находился на уровне 7,4 млрд руб., то уже к 2019 году произошёл прирост в 2,4 раза - до 25 млрд руб., а к 2021 году еще практически вдвое - до 43,7 млрд руб. В целом, можно отметить, что в исследуемом периоде наиболее растущим направлением формирования бюджетных доходов от импорта являются уплачиваемые физическими лицами таможенные пошлины и налоги, а наименее динамично растущим - распределенные ввозные таможенные пошлины (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика и удельный вес бюджетных доходов от импорта в России всего и в разрезе основных направлений в 2017-2021 гг.

Значение Изменение. %

2017 2018 2019 2020 2021 в 2019 г. к 2017 г. в 2021 г. к 2019 г.

Доля импортной составляющейв структуре бюджетных доходов, % 54,4 53,5 58,4 72,5 60,8 4,0 18,9

Импортная составляющая доходов (млрд руб.), в т.ч.: 2490,2 3245,6 3345,4 3444,0 4352,0 34,3 30,1

НДС 1900,8 2555,5 2613,4 2701.6 3421,5 37,5 30,9

распределенные ввозные 506 578,6 618,2 615,5 755,9 22,2 22,3

акцизы при ввозе товаров 76 95,2 88,8 98 130.9 16,8 47,4

уплачиваемые физическими лицами 7,4 16,3 25 28,9 43,7 2,4 раза 74,8

Изменение внешнеполитической ситуации в 2022 году, безусловно, отразилось и на внешнеторговой деятельности страны, став причиной изменения внешнеторговой политики с рядом стран. Так, 7 декабря 2022 г. было принято Постановление Правительства РФ №2240 «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации», в соответствии с

VLASOVA Olga Vladimirovna and others FEATURES OF RUSSIAN IMPORT REGULATION .

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2023. T. 12. № 2(43) e-ISSN: 2712-8482; p-ISSN: 2309-1762

которым для ряда видов товаров, ввозимых со стороны «недружественных» стран были установлены ставки ввозных пошлин в размере 35 % от таможенной стоимости [15].

Кроме того, усиление санкционного давления на Россию и ограничение ввоза определенных товаров со стороны ряда стран привело к необходимости «легализации» механизма параллельного импорта, который долгие годы был вне закона, с целью восполнения возникшего дефицита. В результате, 29 марта 2022 г. было принято Постановление Правительства РФ №506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы», в соответствии с которым был утвержден перечень товаров и их групп, освобождённых от действия статей ГК РФ об использовании права на товарный знак [16]. Стоит отметить, что данный перечень обновляется и расширяется в соответствии с изменяющимися экономическими и политическими условиями. Безусловно, параллельный импорт накладывает ряд особенностей на ввозимые товары, связанные, во-первых, с их высокой стоимостью вследствие роста издержек, а во-вторых, с возможным несоответствием товаров региональному рынку и возникающими ограничениями с гарантийным обслуживанием, что в наибольшей степени актуально для техники или электроники.

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

Об особенностях регулирования импорта России в условиях санкций пишут многие авторы, указывая на то, что предпринимаемые попытки снижения импорто-зависимости России по ряду направлений не принесли ожидаемых результатов, что связано с ограниченностью внутреннего потенциала [17; 18]. Одной из проблемных областей сегодня, как и прежде, остаются машиностроение и высокие технологии, по которым импортозави-симость является наиболее существенной. Это связано с отсутствием соответствующих отечественных достижений науки и техники, благодаря которым внутри страны мог быть создан конкурентоспособный продукт. Кроме того, как отмечают исследователи [19; 20], отсутствие соответствующих научных знаний подкрепляется также низкой инвестиционной активностью внутри страны в условиях кризиса.

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выводы исследования.

Усиление кризисных явлений в экономике на фоне пандемии привело к ожидаемому спаду во внешнеторговой деятельности, в результате чего товарооборот сократился на 15 %, при этом объем импорта снизился на 5 % и составил 231 млрд долл. США. Кроме того, стоит отметить, что внешнеторговая деятельность России является экспортно-направленной, поскольку доля импорта составляет менее 50 % в общей структуре. Говоря о географии импорта, необходимо выделить тот факт, что сегодня основным партнером России является Китай, доля которого выросла до 25 %. При этом, ключевым товарным направлением импорта остаются машины и оборудование, удельный вес которого составляет практически 50 %, а вторым по величине является импорт продукции химической промышленности - 18 %.

В основе проводимого в России госрегулирования импорта лежит формирование системы таможенных тарифов, взимаемых при ввозе различных товаров в страну. Общий объем получаемых бюджетных доходов России в результате импортных операций вырос до 4,35 трлн руб. в 2021 году, что равно более 60 % от общего объема доходов страны от внешнеторговой деятельности. При этом, основными источниками получения доходов от импорта являются НДС и распределенные вво-

зные таможенные пошлины, а наиболее динамично развивающимся направлением - доходы от уплачиваемых физическими лицами таможенных пошлин и налогов. Ухудшение внешнеполитической ситуации в 2022 году привело к необходимости изменения торговой политики России в контексте деления стран-партнеров по критерию «дружественности». В результате, в отношении «недружественных» стран были установленные таможенные ставки в размере 35 % от стоимости ввозимых товаров. Кроме того, для восполнения возникшего на фоне санкций дефицита отдельных категорий товаров, который не может быть восполнен в рамках реализации политики импортозамещения, на законодательном уровне был легализован параллельный импорт. В целом, можно отметить, что актуальная ситуация в сфере внешней торговли остается напряженной, что обусловлено опережающим уходом импортных товаропроизводителей с национального рынка.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Учитывая ухудшение внешнеполитических отношений России со странами ЕС, которые прежде являлись основными партнерами по импорту, текущая государственная политика во внешнеторговой деятельности должна быть ориентирована на усиление экспортной направленности торговли и поиск новых путей восполнения возникшего дефицита по ряду направлений. Безусловно, наиболее перспективным и стратегически верным является наращивание внутреннего производственного потенциала, однако технологическое отставание России от ведущих европейских держав не возможно преодолеть в кротчайшие сроки, а новые «азиатские» партнеры не способны обеспечить потребительский спрос в полной мере.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Глинская А.А. Международное разделение труда, специализация и кооперация // Студенческий. 2021. № 16-4 (144). С. 103-104.

2. Фиряго С.И., Джавадова О.М. Место и роль России в международном разделении труда // Вестник науки. 2019. Т. 4. № 8 (17). С. 25-28.

3. Зюкин Д.А., Солошенко Р.В. Улучшение транспортно-логисти-ческой инфраструктуры как основа повышения эффективности и диверсификации экспорта российского зерна // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 7. С. 141-147.

4. Афанасьева ДА. Современное состояние продовольственной безопасности в России как фактор политического риска в аграрном комплексе // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. Т. 10. № 1. С. 72-76.

5. Демина А.Е. Импорт товаров как объект государственного регулирования // Международный научный студенческий журнал. 2022. № 14. С. 89-94.

6. Стрельцов Р.С., Боровков В.М. Проблемы реализации политики импортозамещения в РФ //Наука Красноярья. 2020. Т. 9. № 2-2. С. 96-99.

7. Беляев С.А. Развитие экспортной деятельности региона в условиях пандемии // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 6. С. 125-130.

8. Корниенко Е.Л. Тенденции и результаты внешней торговли Российской Федерации за период 2013-2020 гг. // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. 2022. Т. 16. № 2. С. 7-20.

9. Беляев С.А. Тенденции развития внешней торговли России в условиях пандемии коронавируса // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 59-62.

10. Воронина Н.П. Правовое обеспечение продовольственной безопасности: новые ответы на современные вызовы // Сельское хозяйство. 2022. № 3. С. 13-20.

11. Ефимцева Т.В., Алитурлиев А.С. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: методы и их правовая сущность // Oeconomia et Jus. 2022. № 1. С. 83-93.

12. Вартанова М.Л., Осадчая Г.И. Пути реализации политики им-портозамещения в рамках экономического сотрудничества со странами ЕАЭС //Государственный советник. 2018. № 3 (23). С. 10-15.

13. Федеральная таможенная служба. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» в 2022 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://customs.gov.ru/activity/ results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения 10.06.2023).

14. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения 10.06.2023).

15. Постановление Правительства РФ №2240 от 07 декабря

2022 года «Об утверждении ставок ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, страной происхождения которых являются государства и территории, предпринимающие меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_433828/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994 ee5633b/ (дата обращения 10.06.2023).

16. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 г. №506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_413173/(дата обращения 10.06.2023).

17. Фирсова П.А., Фомичева И.В.Таможенное регулирование импорта товаров в Россию // Вести научных достижений. Экономика и право. 2020. № 5. С. 242-245.

18. Беляев С.А. Внешняя торговля России со странами Европы в условиях санкций: оценка динамики и перспектив // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 71-74.

19. Тюкавкин-Плотников А.А., Ильин А.Е. Основные этапы правового регулирования параллельного импорта в современной России // Культура. Наука. Образование. 2022. № 2 (63). С. 145-150.

20. Мигачева О.М., Лановенко И.В., Семина А.Г. Влияние таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта РФ // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 12-2 (82). С. 110-115.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests

Received date: 13.05.2023 Revised date: 28.05.2023 Accepted date: 27.06.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.