Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ И ЕГО ЗАДАЧИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ И ЕГО ЗАДАЧИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ / ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНФРАСТРУКТУРА / FEDERAL TARGET PROGRAM / ROAD INDUSTRY / ROAD ECONOMY / STATE REGULATION / MANAGEMENT / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадмажапов Ц.А., Цыренов А.Р.

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования дорожной отрасли. Автором выделены основные задачи Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2030 года». Также в статье определены основные проблемы управления в дорожной отрасли. Были выявлены недостатки регулирования дорожной отрасли в России на государственном уровне, так и на региональном.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REGULATION OF THE ROAD INDUSTRY AND ITS OBJECTIVES

The article discusses the features of state regulation of the road industry. The author highlights the main tasks of the Federal target program "Development of the transport system of Russia until 2030". The article also identifies the main problems of management in the road industry. Shortcomings of regulation of the road sector in Russia at the state level and at the regional level were identified.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ И ЕГО ЗАДАЧИ»

УДК 625.7/.8

Бадмажапов Ц.А. студент магистратуры факультет «Экономики и управления» Восточно-Сибирский государственный университет

технологий и управления научный руководитель: Цыренов А.Р., к.э.н.

доцент Россия, г. Улан-Удэ

ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ И

ЕГО ЗАДАЧИ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности государственного регулирования дорожной отрасли. Автором выделены основные задачи Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2030 года». Также в статье определены основные проблемы управления в дорожной отрасли. Были выявлены недостатки регулирования дорожной отрасли в России на государственном уровне, так и на региональном.

Ключевые слова: Федеральная целевая программа, дорожная отрасль, дорожное хозяйство, государственное регулирование, управление, инфраструктура

Badmazhapova C.A. undergraduate faculty of Economics and management» East Siberian state University of technology and management

Russia, Ulan-Ude Supervisor: Tsyrenov A.R.

Associate Professor, candidate of economic Sciences FEATURES OF REGULATION OF THE ROAD INDUSTRY AND

ITS OBJECTIVES

Annotation: The article discusses the features of state regulation of the road industry. The author highlights the main tasks of the Federal target program "Development of the transport system of Russia until 2030". The article also identifies the main problems of management in the road industry. Shortcomings of regulation of the road sector in Russia at the state level and at the regional level were identified.

Keywords: Federal target program, road industry, road economy, state regulation, management, infrastructure

Дорожная отрасль имеет особенности, обусловливающие существенную роль, и характер особенного государственного регулирования, и особенного финансирования, чем другие сферы народного хозяйства, например, сельское хозяйство или промышленность. Без соответствующей концепции, регулирования и финансирования отрасли, которая опирается на особенности отрасли, политика государства в отрасли недостаточно

эффективна.

В Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России до 2030 года» определены следующие задачи:

- развить современную и эффективную инфраструктуру транспортной системы, которая обеспечит ускорение движения товаров и услуг и снизит транспортные расходы в отраслях народного хозяйства;

- повысить доступность предоставляемых услуг транспортной инфраструктуры для российского населения;

- повысить конкурентоспособность систем транспорта в государстве и реализовать их потенциал.

Данные задачи напрямую связаны с деятельностью предприятий транспортного строительства, в частности организаций дорожной отрасли. Возможности производства организаций дорожно-строительного комплекса зачастую не соответствуют задачам, поставленным перед ними современными условиями развития экономики государства. Это происходит по причине того, что дорожно-строительный комплекс уровне субъектов федерации представляет собой разнородные хозяйствующие субъекты: государственных, муниципальных, субъектов среднего и малого предпринимательства, слабо связанные между собой в производственном и организационном отношении.

Недостатком регулирования дорожной отрасли у нас в России на государственном уровне, так и на региональном, является то, что в государственном законодательстве и целевых программах экономического развития не выделены объединяющие принципы, параметры и ограничения со стороны государства в отрасль дорожного хозяйства. В силу этих причин государственное регулирование дорожной отрасли и ее финансирование происходит в большей степени непланомерно, при этом не учитываются характерные отраслевые черты и возможности улучшения отрасли. Таким образом определяется актуальность проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере дорожного строительства.

1. нет определенного понятия характерных особенностей инфраструктуры дорожной отрасли, определяющих уровень вмешательства со стороны государства и ее финансирования, а также роль и значение собственности на объекты дорожной отрасли государства или муниципалитета.

2. нет четких базовых критериев и ограничений государственного и муниципального регулирования соответствующего развития и условий эксплуатации инфраструктуры дорожной отрасли.

3. по причине отсутствия единых критериев, принципов и границ, установленных в системе государственного управления и финансирования дорожного хозяйства, необходимые как на федеральном уровне, так и регулирования региональными и местными органами управления.

4. несформированность системы принципов и методов регулирования и финансирования дорожной отрасли не дает возможность выявить главные

направления и формы такого регулирования и финансирования, не позволяет определить эффективные методы и подходы к их использованию.

Выделим первоочередные задачи, которым необходимо следовать:

- определить значение источников в финансировании содержания и развития дорожной инфраструктуры со стороны государства и частного партнерства;

- сформировать структуру источников бюджетного финансирования отрасли, получения доходов и их распределения среди уровней органов государственной власти и местным самоуправлением;

- связать расходы государства и муниципалитета на целевую поддержку отрасли с бюджетными источниками их финансирования;

- сопоставить соотношение между доходами и расходами органов власти на уровне государства, на уровне субъектов федерации, на уровне местного самоуправления, значения финансирования со стороны государства инфраструктуры дорожного хозяйства регионов и муниципальных районов;

- распланировать стратегическое и среднесрочного направлений бюджетного финансирования дорожного хозяйства; выбора оптимального соотношения между финансовыми средствами, направляемыми на содержание и развитие дорожной сети;

- оптимизировать формы финансирования отрасли из бюджета, которые будут обеспечивать соответствие расходов доходам максимально и эффективное инвестирование средств (целевые бюджетные фонды, целевое назначение доходов в рамках общего бюджета, либо другие формы);

- поддерживать или ограничить финансирование и управление инфраструктурой дорожной отрасли частными инвесторами;

- развивать конкуренцию между субъектами дорожного хозяйства;

- организовывать и распределять полномочия и ответственность между органами управления отраслью, которые соответствуют целям и принципам государственного или муниципального регулирования.

Использованные источники:

1. Коротаев, Д. Н. Управление в дорожной отрасли [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д. Н. Коротаев, Е. А. Голубева. - Омск: СибАДИ, 2014, с. 3-4

2. Гарманов, Е.Н. Экономика дорожного хозяйства/ А.И. Аврамов, А.А. Авсиенко и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - с. 31

3. Федеральное дорожное агентство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosavtodor.ru , свободный. - Загл. с экрана (дата обращения к ресурсу: 20.09.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.