економ!ку. Вони сввдчать про негайну необхiднiсть змiсгу соцiально-економiчних реформ, реформ в культур! та освт, !х будуваннi на основi щнностей надiональноí культури.
Керуючись чужими моделями розвитку, Украша зайшла в глухий кут. Украшсью реформатори порушили закон необхвдносп цивiлiзадiйноí (сощокультурноГ) вденгачносл розвитку сощально-екожмчних систем, в тому числ економiчного розвитку, та закон вщповвдносл економiчних перетворень моральним принципам, сформованим в певнiй цившзацп, тобто для нашо! цивiлiзацil - принципам християнсько! моралi. Щоб подолати кризу, Укра!т необхвдно розробити свiй шлях сощально-екожмчного розвитку, що ввдображае особливосп культури, юторп нашого народу. Шлях, який базуеться на духовно-моральному ввдроджент i баченнi ц1лей економiки не тшьки в матерiальному, але, перш за все, в сощальному, гуманному, духовно-моральному вишрг
Висновки. Отже, у цш публшацп ми визначили основт детермiнанти системно1 кризи, яка вщбуваеться в Украíнi, вид1ливши три велик! групи пов'язаних м1ж собою системних порушень: т!, що обумовленi помилковою парадигмою бачення суспiльства, економiки, !х розвитку; т!, що обумовленi природою радян^^, командно-
адмiнiстративноí системи упрамння та
господарювання; т!, що обумовлет стратепчними помилками перiоду «ринкових реформ». Також вид1лено нов! системнi диспропорцп, як1 гальмують розвиток та порушують як1сть сощально-економiчноí системи ! як1 необх1дно подолати.
СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ
1.Гаврилишин Б. Дороговкази у майбутне. До ефективтших сустльств. [Текст] / Б. Гаврилишин / Доповвдь Римському клубов!. - К.: Вид-во «Основи», 1993. - с. 238.
2.Дикань В. Л. Реформирование экономики Украины и конкурентоустойчивость предприятий [Текст]: монография. / В. Л.Дикань. - Х.: Основа, 1997. - 345 с.
3.Лукинов И. И. Эволюция экономических систем [Текст] / И. И. Лукинов. - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2002. - 567 с.
4.Львов Д. С. Миссия России: Цикл публичных лекций «Академики- студенчеству» ГУУ [Текст] / Д. С. Львов. - М., 2006. - 77 с.
5.Пахомов Ю. Украина: парадоксы роста и развития. Украина снова - уж который раз - стоит перед выбором своего пути [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.komunist.com.ua.
Аннотация. В статье определены основные детерминанты системного кризиса, происходящего в Украине, в т.ч. выделены базовые диспропорции, системные нарушения, стратегические ошибки реформирования и их последствия.
Ключевые слова: системный кризис; факторы, диспропорции, парадигма, стратегические ошибки, общественное сознание.
Summary. In the article the basic determinants of system crisis what am going on in Ukraine are definite, including base disproportions, system violations, strategic errors of reformation and their consequences, are selected.
Keywords: system crisis; factors, disproportions, paradigm, strategic errors, public consciousness.
Рецензент к.е.н., доцент УкрДАЗТ Фролов О.1..
Експерт редакцшног колегИ к.е.н., доцент УкрДАЗТ Якименко Н.В.
УДК 331.57
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
Сухорукова Т.Г., к.э.н., доцент, Аркатова А., студентка (УкрГАЖТ)
У сmаmmi розглядаються основт проблеми сучасно'1 безробття, аналгзуеться досвiд використання рiзних методiв регулювання безробiття на втчизняних тдприемствах. Дано рекомендацИ з управлтня безробттям на сучасному етат розвитку Украши.
Ключовi слова: безробття, управлтня, рiвень безробття, регулювання безробття.
© Сухорукова Т.Г., Аркатова А.
Актуальность темы. Постановка проблемы. Рынок труда в Украине по-прежнему находится в полосе неопределенности. Эта неопределенность отрицательно отражается на поведении отечественных работодателей и рядовых сотрудников предприятий.
Наиболее важной проблемой остается сохранение диспропорций в количественном и качественном составе экономически активного населения. Речь, прежде всего, идет о росте численности безработных, об увеличении длительности нахождения работоспособного населения в качестве безработных, о половозрастной структуре безработных.
Мировые проблемы в первую очередь коснулись финансистов. Финансовые учреждения отреагировали на кризис сокращением кредитных программ и персонала. Сегодня людей увольняют, прежде всего, в крупных инвестиционных компаниях, которые в свое время бурно развивались с учетом того, что ситуация на фондовом рынке будет позитивной. Но поскольку финансовый кризис затягивается и рассчитывать на активную позицию инвесторов не приходится, компании сокращают персонал с целью минимизировать расходы, чтобы удержаться на плаву.
Планируют колоссальные сокращения сразу на 30% и собственники металлургических предприятий. Активно увольняют в Украине и строителей: сокращаются инвестиционные вложения и административные расходы, новые проекты не начинаются [1, с. 14].
Анализ публикаций. Вопросами занятости, безработицы и рынка труда уделяли большое внимание Э. Гидденс, ДЖ.-М. Кейнс, Т. Мальтус, К. Маркс, А. Маршал, Р. Мертон, А. Пигу, А. Смит и другие.
Одним из первых ученых, сделавших попытку выяснить причины безработицы, был французский экономист Ж. Б. Сэй. Рынок найма он рассматривал как частный случай закона спроса и предложения. Закон рынка труда Ж. Б. Сэя вызвал полемику, которая длится уже полтора века. Идея автоматического равновесия спроса и предложения на рынке труда была подвергнута критике английским экономистом, священником Томасом Мальтусом в 1795 году. По его мнению, капитал и население в течение значительного периода времени могут быть избыточными по отношению к спросу на продукцию. Причиной падения спроса являются сокращение личных доходов, а уменьшение этих выгод вызывается демографическими причинами: темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Следовательно, причину безработицы надо искать в чрезмерно быстром росте населения [2]. Современный опыт социального развития показал, однако, что во многих высокоразвитых странах имеет место предельно низкая рождаемость и даже абсолютное сокращение
населения, однако безработица существует. Значит причины безработицы - в другом.
Принципиально иное объяснение безработицы дал К. Маркс. По его мнению, причиной безработицы является не рост заработной платы, не быстрые темпы роста народонаселения, а накопление капитала в условиях роста технического строения индекса промышленного производства. Переменный капитал, авансируемый на покупку рабочей силы, растет более медленными темпами по сравнению с постоянным капиталом, авансируемым на покупку средств производства. Другой причиной является банкротство предприятий в условиях рынка. Факторами, усиливающими безработицу, являются кризисы и спады в экономике, миграция сельского населения в город [3].
Значительный вклад в разработку проблемы безработицы внес Кейнс. Его заслуга в том, что он представил логическую модель механизма, раскручивающего экономическую нестабильность и ее интегральную составляющую. - безработицу. Кейнс заметил, что по мере роста национального хозяйства в развитом рыночном хозяйстве у большинства населения потребляется не весь доход, определенная его часть превращается в сбережения. Чтобы они превратились в инвестиции необходимо иметь определенный уровень так называемого эффективного спроса, потребительского и инвестиционного. Падение потребительского спроса гасит интерес вкладывать капитал, и как следствие, падает спрос на инвестиции. При падении стимулов к инвестированию производство не растет и даже может свертываться, что приводит к безработице.
Среди современных ученых, исследующих проблемы безработицы, необходимо отметить П. А. Сорокина, А. И. Голосенко, А. Г. Здравомыслова и других. Большинство ученых сходятся во мнении, что проблемы рынка труда сложны, поскольку еще не закончен переход экономики к рыночным отношениям [4].
Работы В.С. Боровика, Л.А. Гордона, С. В. Дудника посвящены социальной специфике регулирования рынка труда, занятости и безработицы, социальной адаптации неработающих граждан.
В работах современных ученых безработица исследуется не только как социально-экономическое понятие, но и как объективный процесс рыночной экономики, требующий современных методов регулирования. Решение проблем, связанных с безработицей, волнует не только простых людей, но и специалистов: социологов, социальных работников, психологов, экономистов и т.д.
К сожалению, объективная оценка уровня безработицы в Украине отсутствует. По данным Государственной службы статистики уровень безработицы в 2011 году составлял только 1,5%, в 2010 году - 2,1%. Большинство экспертов и ученых едины в своей оценке - такой уровень не отражает действительность, даже в более развитых странах
уровень безработицы не опускался в 2011 году ниже 4% (Австрия). А средний уровень безработицы в странах ЕС составлял в 2011 году 89,5%.
Согласно оценкам МОТ уровень безработицы в Украине составляет около 10%. Однако, как показали опросы жителей крупных городов с населением более 500 тыс. жителей, проведенные по инициативе журнала "Эксперт", в период кризиса 39% украинских семей искали возможности дополнительного приработка. По мнению экспертов именно эта цифра и отражает масштабы скрытой безработицы в стране [5].
Высокий уровень безработицы сохраняется среди женщин. Даже по официальным данным в общей численности безработных женщины занимают свыше 70 %. В определенной степени это связано с тем, что заработная плата женщин значительно ниже заработной платы мужчин. Так, если в 2001 году среднемесячная заработная плата женщин составляла 69,7 % зарплаты мужчин, то в 2007 году - 72,8%, в 2010 - 83,4%.
Ярким проявлением кризиса на рынке труда женщин стало резкое увеличение численности нянь и уборщиц. Многие женщины находят выход в том, чтобы готовить дома обеды и ежедневно развозить их по офисам. Но это не может кардинально изменить положение женщин на рынке труда. Это только один из вариантов пополнения семейного бюджета. Высокий уровень безработицы сохраняется среди молодежи. Почти 30% безработных - это лица в возрасте 16 - 29 лет. Усугубляет ситуацию с безработицей серьезные региональные диспропорции.
Негативные явления в области занятости частично связаны с тем, что Государственная программа занятости с 2005 года не утверждалась на законодательном уровне.
В тоже время необходимо отметить, что в программах занятости, разработанных в Украине за годы независимости, обобщаются конкретные мероприятия по созданию соответствующего правового, организационного и методического обеспечения политики занятости по следующим направлениям:
- формирование механизма дифференцированного подхода к сохранению рабочих мест;
- создание механизма реализации политики занятости в общенациональных программах;
- регулирование трудовой миграции;
- обеспечение дополнительных гарантий занятости населения отдельным категориям граждан;
- содействие профессиональной мобильности;
- развитие социально-трудовых отношений;
- совершенствование информационно-статистической базы по развитию рынка труда;
- содействие занятости путем развития социального партнерства.
Выделение проблемы статьи. Каждый этап развития экономики требует конкретизации, адекватной оценки рассматриваемого вопроса. Качественный и количественный состав безработных имеет свойства изменяться, сохраняя зависимость от определенных макроэкономических показателей.
Цели статьи (задачи). Основными задачами данной статьи являются: формулировка характерных черт современной безработицы; разработка рекомендаций по приостановлению роста численности безработных в Украине.
Основной материал. Предложения. Основными направлениями сокращения
численности безработных являются: повышение качества трудоспособного населения; создание новых рабочих мест; использование новых технологий трудоустройства; совершенствование существующей системы общественных работ; повышение мобильности рабочей силы. В большинстве случаев решению проблем трудоустройства самими предприятиями уделяется мало внимания. В первую очередь это связно с отсутствием у них финансовых средств. Так, удельный вес убыточных предприятий по-прежнему остается весьма значительным. Если в 2000 году они составляли 37, 7% от общего числа предприятий, в 2005 году - 34,2%, то в 2010 году - 41,0%.
Конкурентоспособность рабочей силы определяется в первую очередь ее качеством. Качество рабочей силы - обобщенная характеристика уровня развития рабочей силы (степени подготовленности и трудовой активности работников). Этот уровень позволяет обеспечить адекватное качество индивидуального и коллективного труда на основе эффективного использования новых и новейших технологий, рациональных форм организации производства и рабочих процессов [6].
Основным показателем качества рабочей силы остается уровень квалификации. Главной задачей современной системы образования должно стать повышение квалификации работников всех функциональных групп.
Интересным является опыт Швеции по разработке общенациональной системы мероприятий по организации профессиональной подготовки и повышению квалификации высвобождаемых работников. В соответствии с утвержденной Конвенции МОТ №140 в Швеции было законодательно закреплено предоставление оплачиваемого отпуска для обучения, что свидетельствует об усилении внимания государства к систематическому повышению уровня знаний и квалификации экономически активного населения [7, с. 4].
В Японии широко используется организация обучения работников для малых и средних предприятий; частичное покрытие расходов работодателей на проведение профподготовки на
производстве или выплата дотаций тем из них, которые предоставляют возможность своим работникам повышать уровень квалификации на государственных курсах подготовки.
В США государство полностью освобождает от налогов те средства, которые направляются фирмой на обучение молодежи. Кроме того, предприятия, где организована подготовка лиц в целях их дальнейшего использования для собственных нужд, полностью или частично освобождается от уплаты взносов в фонд социального страхования. В Великобритании работники государственных служб занятости заблаговременно посещают те предприятия, которые подлежат серьезной реорганизации с целью выявления требуемой переориентации работников. Во Франции действует национальная ассоциация профессиональной подготовки для решения проблем переориентации. Услугами этой ассоциации могут воспользоваться предприниматели, заключившие с ней контракт. В Дании для лиц, не имеющих работу более полугода, составляются индивидуальные планы поиска работы и подготовки к ней.
В Украине профессиональное обучение должно организовываться, прежде всего, для граждан, требующих особой социальной защиты: лиц, не работающих длительное время; инвалидов; молодежи; одиноких и многодетных родителей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей инвалидов; лиц предпенсионного возраста, беженцев, вынужденных переселенцев.
Важным направлением сокращения безработицы является стимулирование деятельности предприятий, создающих новые рабочие места. Речь прежде всего идет о предоставлении налоговых льгот предприятиям, сохраняющим и создающим экономически целесообразные рабочие места.
Значительным подспорьем в создании новых рабочих мест является открытие собственного бизнеса. Неудовлетворенность качеством вакансий на бирже труда заставляет украинцев искать альтернативные виды заработков самостоятельно и самим себе организовывать рабочие места.
Не менее важным направлением регулирования безработицы является применение передовых технологий трудоустройства. Трудоустройство и содействие занятости незанятых и безработных представляет собой комплекс мероприятий, включающих: подбор подходящей работы; информирование и консультирование о возможностях службы содействовать временному трудоустройству, профессиональному обучению, самозанятости, переезду к новому месту жительства и работы, организацию и проведение общественных, временных и неотложных работ с целью трудовой и социальной адаптации безработных, испытывающих трудности в поиске постоянной работы.
Так, в США широко применяются технологии трудоустройства незанятого населения посредством получения необходимой информации с помощью
электронных банков рабочих мест. Такие электронные банки рабочих мест существуют не только на местном уровне, но и на региональном и национальном уровнях. При этом предоставляется соответствующая консультационная помощь.
В России с января 2009 года работает официальный информационный портал
Федеральной службы по труду и занятости. Основное назначение портала - способствовать снижению напряженности на рынке труда за счет повышения информированности широких масс населения и работодателей о положении на рынке труда, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы. Правительство Российской Федерации сделало возможным для безработных граждан найти работу в любой точке России через официальный информационный портал Федеральной службы по труду и занятости [8].
В Украине новые технологии в сфере регулирования безработицы и занятости используются недостаточно. В стране сегодня работают несколько рекрутинговых агентств. Но их деятельность ограниченно контролируется государством. Кроме того, они редко применяют передовые методы найма персонала. В большинстве случаев их работа сводится к работе с резюме или поиску среди возможных претендентов. Работа кадровых агентств должна быть более активной и прозрачной.
Определенную роль в процессе регулирования безработицы могут выполнять общественные работы. Общественные работы - одна из форм обеспечения гарантий социальной защиты и материальной поддержки граждан: общедоступные виды трудовой деятельности. Они, как правило, не требуют предварительной профессиональной подготовки работников, имеют социально полезную ориентацию и выполняются гражданами по направлению органов государственной службы занятости [9, с. 215]. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие по различным причинам пособия по безработице, а также граждане, длительное время испытывающие затруднения с трудоустройством.
Общественные работы возникли в 30-е годы ХХ столетия в США, когда страна переживала последствия "великой депрессии". Первый опыт был связан с организацией общественных работ в лесных районах. Она заключалась в очистке лесов и парков, мелиорации земель, ремонте и прокладке дорог и т.д. Была создана Администрация общественных работ, которая руководило общественными работами на больших стройках и под эгидой которой работали 4 млн. безработных. За время существования администрации были обновлены и поострены 80 тыс. км дорог, 50 тыс. школьных помещений, оборудовано полтысячи аэродромов. За счет фонда общественных работ оплачивался труд 50 тыс. учителей. В целом на
общественных работах было занято 5 млн. человек, а помощь по безработице получали 20 млн. американцев [10, с. 4].
Уже в более поздний период общественные работы широко использовались в Германии после объединения ее Восточной и Западной частей. Общественные работы использовались как в производственной сфере (строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство), так и в непроизводственной сфере (сфера услуг, административное управление).
В Украине в последнее время активно используется привлечение безработных к общественным работам. Так, если в январе 2009 года доля привлеченных к общественным работам в общем количестве незанятых граждан составляла 1,09%, то в мае 2009 года - уже 16,32% [4].
Выводы и перспективы дальнейшей работы. Таким образом, основными направлениями регулирования безработицы в Украине должны стать:
- развитие прогрессивных технологий, обеспечивающих создание эффективных рабочих мест в регионах;
- внедрение системы льготного налогообложения для стимулирования работодателей, которые трудоустраивают молодежь;
- возмещение работодателям страховых взносов в случае трудоустройства безработных;
- предоставление субсидий выпускникам курсов переподготовки, организация стажировки незанятых на предприятии;
- развитие профессионально-технического образования;
- мониторинг рынка труда с целью оптимизации объемов обучения, повышения качества образовательных услуг;
- обеспечение свободного доступа к базе данных вакансий; оперативное обновление базы данных; повышение качества вакансий;
- разработка механизма стимулирования работодателей по предоставлению информации о конкурентоспособных рабочих местах;
- расширение возможности для самостоятельного поиска вакансий для лиц активного трудоспособного возраста;
- усиление взаимодействий и координации работы государственных и частных служб занятости.
Реализация перечисленных мероприятий позволит ослабить негативное влияние финансово-экономического кризиса на развитие рабочей силы Украины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Коваленко Я. На выход с вещами // Московский комсомолец в Украине. - 22 - 28 октября 2008 г.
2 Марра Р. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под науч. ред. Р. Марра, Г. Шмидта. — М.: Изд-во МГУ, 1997. - 573 с.
3 Богиня Д. П., О. Л. Гршнова. Основи екож^ки пращ: Навчальний поабник. - 3-те вид., стер. - Кив: Знання - Прес, 2002. - 313 с.
4 Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Политиздат, 1986 -458 с.
5 Безработица в Украине: спасение утопающих - дело рук самих утопающих - личные данные / КР.иА [Електронний ресурс] - Режим доступа: http://KP.UA/dialy 0911111 31053.
6 Гайдер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. - М.: ИНЦ "ДИС", 1997 - 375 с.
7 Люогор Л. Бар'ери на шляху безробгття // Праця i зарплата.-24 вересня 2008 р.
8 Государственное регулирование безработицы на современном этапе -Экономические науки - IV Международная студенческая электронная научная конференция (15 февраля 2012 года) - [Електронний ресурс] - Режим доступа: http://www.rae.ru/forum 2012/ 231/350.
9 Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал. Словарь понятий и определений. - М.: "Экзамен", 1999. - 512 с.
10 Маршавш Ю. Проблеми зайнятосп та громадсью роботи // Праця i зарплата. - 10 грудня 2008 р.
Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы современной безработицы, анализируется опыт использования различных методов регулирования безработицы на отечественных предприятиях. Даны рекомендации по управлению безработицей на современном этапе развития Украины.
Ключевые слова: безработица, управления, уровень безработицы, регулирования безработицы.
Summary. The paper examines the main problems of modern unemployment, examines the experience of using different methods of regulation of unemployment in the domestic enterprises. Recommendations on the management of unemployment at the present stage of development of Ukraine.
Keywords: unemployment management, unemployment, unemployment regulation.
Рецензент к.э.н., доцент УкрГАЖТВоловельскаяИ.В. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Боровик Ю.Т.