Научная статья на тему 'Особенности регламентации правовых состояний в современном российском праве'

Особенности регламентации правовых состояний в современном российском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
355
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности регламентации правовых состояний в современном российском праве»

ОСОБЕННОСТИ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПРАВОВЫХ СОСТОЯНИЙ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Ю.С. Новикова, кандидат юридических наук, доцент кафедры государ-

ственно-правовых дисциплин ЮУрГУ

Термин «правовое состояние» является относительно новым для юридической науки. При этом он имеет категориальный статус и активно используется для объяснения явлений государственно-правовой действительности. Ссылки на него можно встретить не только в общеправовой, но и в отраслевой литературе, в законодательстве, в юридической практике.

Важно отметить, что понятие «состояние» активно вплетается в юридический оборот и приобретает в нем специфическое значение. Особое значение придается состояниям на законодательном уровне. Подтверждением тому может служить анализ действующего законодательства. Например, за период с 2002 по 2004 гг. было принято 546 федеральных законов. Среди них 73 закона приняты в первой (основной1) редакции. В 30-ти из указанных законов содержатся ссылки на разнообразные состояния, которым придается юридическое значение. Объем актов, содержащих ссылки на правовые состояния, составляет 41 %. Думается, что анализ подзаконных актов, регионального законодательства и правоприменительной практики покажет не меньшую цифру.

Таможенный кодекс РФ2 содержит указание на состояние товара, перевозимого через границу, Гражданский процессуальный кодекс РФ3 и Арбитражный процессуальный кодекс РФ4 употребляют понятие состояния вещественных доказательств, Федеральный закон «Об архивном деле»5 вводит понятие упорядоченного состояния документов, Федеральный закон «О коммерческой тайне»6 употребляет понятие состояния пожарной безопасности, Федеральный закон «О связи»7 использует понятие технического состояния средств связи и т.д. Среди наиболее часто встречающихся состояний является состояние здоровья8.

Известно, что чем точнее и определеннее понятия, закрепленные в нормативных правовых актах, тем легче применять, использовать, соблюдать и исполнять содержащиеся в них предписания. Поэтому точность нормативных правовых актов, в первую очередь, определяется точностью и ясностью понятий,

посредством которых они выражаются. От качества понятий в большой степени зависит и качество правоприменительной практики, а в целом— и режим законности. Нечеткие и неопределенные понятия ведут к неясности закона, расплывчатости его содержания, что неизбежно затрудняет его толкование и отрицательно сказывается на его реализации.

Правовая наука только тогда может реализовать свои задачи, когда она является точной в языковом плане9. Требования, предъявляемые к языку закона, активно разрабатываются в юридической литературе10.

Следует отметить, что в юридической литературе при применении категории «правовое состояние» единой концепции понятия не существует. Данная категория активно используется не только авторами научных изданий. Она вовлекается также и в законодательство, и в правоприменительную практику (например, при понимании государственного суверенитета как неотъемлемого качественного состояния республики11).

Чаще всего правовое состояние закреплено в законодательстве, т.е. нормативно установлено. Юридически значимым может стать любое состояние субъекта или объекта, которое законодатель предусмотрит в качестве основания возникновения, изменения или прекращения правоотношения либо в каком-то ином качестве. В этом смысле правовым может стать физическое (инвалидность, беременность) или психическое (невменяемость, недееспособность) состояние личности, состояние общества (гражданское общество) или государства (демократизм), природное (состояние окружающей среды) или техническое состояние объекта (мореходное состояние судна, нормативное состояние автомобильных дорог), экономическое (финансовое состояние, банкротство) или биологическое (родство) состояние субъекта и иные разновидности состояний.

Однако правовые состояния могут быть установлены в договоре, обычае делового оборота, путем свободного волеизъявления сторон (например, стороны могут самостоя-

тельно в договоре купли-продажи установить техническое состояние передаваемого транспортного средства). В связи с этим формулировка правового состояния как состояния, «закрепленного в законодательстве», является узкой, поскольку термин «законодательство» в юридической литературе традиционно понимается как совокупность нормативных правовых актов, действующих в государстве. Следовательно, более приемлемым должно стать определение правового состояния как состояния, «закрепленного в установленном законом порядке».

Таким образом, правовое состояние - это обусловленная социально-культурными устоями жизнедеятельности общества разновидность социального состояния, представляющая собой способ юридического бытия субъектов, объектов или общественных отношений в определенный момент времени и в определенном пространстве, закрепленная в установленном законом порядке.

Можно выделить следующие признаки правового состояния.

1. Правовое состояние является специфической разновидностью социального состояния.

2. Носителями правовых состояний могут выступать субъекты, объекты (предметы) или общественные отношения.

3. Правовое состояние есть способ проявления, реализации юридического бытия объекта в определенный момент времени, в данном пространстве.

4. Правовое состояние закреплено в установленном законом порядке, т.е. нормативно установлено.

5. Правовое состояние обусловлено экономическими, политическими, культурными и иными устоями жизнедеятельности общества.

Правовое состояние - сложное и многообразное явление. Его невозможно исследовать только с одной стороны, принимая во внимание какую-то одну характеристику данного явления. Признание правового состояния в качестве общетеоретической правовой категории требует от исследователя анализа всех возможных характеристик и свойств изучаемого предмета, учета наибольшего количества его возможных форм и проявлений. Объединение различных аспектов правового состояния должно создать единую цельную картину о нем, позволяющую дать наиболее полную и всеохватывающую характеристику этого явления. Одним из аспектов такого исследования является определение особенностей рег-

ламентации правовых состояний в современном российском праве.

Известно, что механизм правового регулирования общественных отношений представляет собой совокупность (систему) юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие.

Правовое регулирование есть длящийся во времени процесс и, как любой другой процесс, распадается на стадии:

- регламентация общественных отношений;

- действие норм права через их воплощение в правоотношениях;

- реализация субъективных прав и юридических обязанностей субъектов.

Особенности регламентации правовых состояний могут состоять в следующем. Круг общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования, весьма широк. Критерием отнесения тех или иных отношений к разряду правовых является не только объективная потребность в правовом регулировании, но и субъективное усмотрение законодателя.

То или иное состояние становится правовым, если получает отражение в нормах права. До тех пор, пока состояние и его последствия не затрагивают законные интересы общества, государства или личности, они находятся вне сферы правового опосредования. Как только государство или общество становятся заинтересованными в существовании и развитии состояния либо, наоборот, в его устранении, последнее получает отражение в праве, т.е. облекается в юридическую оболочку. Таким способом получают правовую регламентацию отношения родства между людьми, состояние здоровья субъектов, состояние окружающей среды и другие. В данном случае существующее в обществе состояние приобретает правовую форму, и право может расцениваться здесь как фиксатор правовых состояний.

Однако механизм регламентации правовых состояний может иметь иной вид. Можно назвать целый ряд правовых состояний, которые существуют исключительно и благодаря правовой форме. Здесь право выступает в качестве творца правового состояния, поскольку до правовой регламентации состояния как такового не существует. Примером таких состояний являются гражданство, судимость, вменяемость, дееспособность и другие. Такие состояния являются чисто правовыми образованиями.

Утверждение о том, что правовое состояние представляет собой разновидность социального состояния, верно в том смысле, что можно говорить о существовании особой группы состояний, которые складываются только в правовой сфере и существуют только как состояния правовые. Например, состояние в гражданстве- это чисто правовое состояние, которое вне правового опосредования существовать не может. Аналогичный вывод можно сделать и относительно правоспособности, дееспособности, судимости и т.п. Такие правовые состояния по форме и содержанию, т.е. «в чистом виде», действительно, представляют собой самостоятельный вид и тип социальных состояний. В этом смысле можно сказать, что право творит состояния, порождает их. Подобные состояния существуют только потому, что существует само право: они возникают на основе правовых норм и при отмене последних исчезают. Так, например, декриминализация деяния, т.е. отмена нормы права, предусматривающей деяние в качестве преступного посягательства, влечет за собой ликвидацию правового состояния судимости лица по данной статье уголовного закона.

Однако такое утверждение не может быть одинаково применимо ко всем разновидностям правовых состояний, поскольку в некоторых случаях последнее может выступать и в качестве формы социального состояния. Так, рассматривая виды общественных отношений, Ю.Г. Ткаченко приходит к выводу, что в классификации общественных отношений отсутствуют правовые отношения как самостоятельная их разновидность. Отношение есть результат специфической, предметной, социально-значимой деятельности людей, а «чисто» правовой деятельности не существует12.

В некоторых случаях правовое регулирование не создает социальные состояния, а лишь изменяет, трансформирует их. Поэтому такие состояния называют правовыми только с функциональной точки зрения, так как правовое регулирование не изменяет характера этих социальных состояний, и они все равно остаются либо политическими, либо экономическими, либо духовными. Таким образом, правовое состояние в данном случае - это форма социального состояния, а не его разновидность, поскольку состояние как таковое существовать не перестает, ему лишь придается ус-

тойчивый, гарантированный государством характер.

Следовательно, состояния могут существовать до и помимо права, так как существует само общество. Такие состояния складываются в процессе производства средств существования человека. Примером могут служить брачные отношения, в которых люди могут находиться и помимо норм права, устанавливающих порядок заключения и расторжения брака. Указанные социальные состояния можно именовать «базовыми». Придание юридической формы базовым состояниям редко изменяет их социальное назначение и внутреннее содержание. Законодатель оформляет их для того, чтобы укрепить, взять под охрану и т.п. Например, состояние беременности женщины - это физическое состояние, которое имеет социальное значение в том смысле, что служит целям продления человеческого рода. Юридическое значение состояние беременности приобретает в случаях, прямо предусмотренных законом (например, запрет отказа в приеме на работу по мотиву беременности). Однако отмена нормы права, придающей беременности юридическую форму, не означает, что такое состояние перестанет существовать.

Итак, взаимосвязь социального и правового состояния может прослеживаться по следующим направлениям:

- если социальное состояние вначале существует само по себе, затем приобретает правовую форму, а, утратив ее, сохраняется и продолжает существовать далее, то правовое состояние является способом преобразования социального состояния (например, состояние беременности);

- если социальное состояние возникает, изменяется и прекращается всегда как правовое, то правовое состояние служит условием существования социального состояния (например, состояние гражданства);

- если социальное состояние объективно нуждается в правовом оформлении, то правовое состояние выступает условием движения социального состояния (например, состояние банкротства);

- если правовое состояние определяет субъектный состав и содержание социального состояния, то правовое состояние является конкретизатором социального состояния (например, состояние близкого родства);

- если при помощи правового состояния законодатель обеспечивает, охраняет, разви-

вает и защищает социальное состояние, то правовое состояние служит средством закрепления социального состояния (например, состояние в браке).

Таким образом, правовое состояние - это не только особая разновидность, но и форма социального состояния. В первом случае возникновение и регламентация правового состояния носит преимущественно объективный характер, поскольку состояние существует объективно и только лишь облекается в юридическую оболочку. Во втором случае на формирование правового состояния оказывают влияние субъективные факторы, так как здесь состояние является искусственным образованием, целиком и полностью зависящим от воли законодателя.

Правовым состояние становится не только в силу того, что получает полное или частичное закрепление в нормах права. Характеристика состояния как правового явления возможна постольку, поскольку оно влечет за собой правовые последствия, а также гарантировано государством, т.е. защищается и обеспечивается его принудительной силой.

Стадия регламентации правовых состояний подразумевает также определение их носителей. В качестве таковых могут выступать субъекты, объекты (предметы), общественные отношения (процессы), существующие (или протекающие) в рамках государственноправовой действительности.

Необходимо заметить, что разграничивать последние две категории носителей правовых состояний весьма важно. Объекты (предметы) как носители правовых состояний здесь понимаются в смысле объектов правоотношений, т. е. как те блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношение, на использование или охрану чего направлены их взаимные права и обязанности13. В таком значении понимается объект права в субъективном смысле, т.е. определенной меры возможного поведения управомоченного лица в правоотношении. Общественные отношения или процессы, как носители правовых состояний, понимаются в несколько ином смысле, а именно как объекты правового регулирования, т.е. как то, на что направлено регулирующее воздействие норм права. В данном случае речь идет об объекте права в объективном смысле, т.е. о совокупности правовых норм, установленных обществом или государством и гарантированных принудительной силой последнего.

В качестве носителей правовых состояний могут выступать различные категории субъектов: государство, государственные образования, общество, организации и индивиды.

1. Государство как носитель правового состояния. Существуют такие понятия международного права, как состояние мира или войны. Пункт 1 ст. 18 Федерального закона «Об обороне»14 указывает, что состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. Содержанием такого состояния является военное положение, которое определяет особый режим деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также ограничение прав и свобод.

2. Общество как носитель правового состояния. Состоянием является гражданское общество, которое представляет собой определенный тип (состояние, характер) общества, его социально-экономическую, политическую и правовую природу, степень развитости, завершенности. Это более высокая ступень в развитии социальной общности, мера его зрелости, разумности и справедливости15. Н.Л. Соколов указывает, что правовая информированность общества может рассматриваться как социальное состояние, складывающееся в результате фактической реализации информационных правовых отношений гражданами и государством16. Таким образом, можно говорить о правовом состоянии информированности общества.

3. Организации как носители правового состояния. В законодательстве большое значение придается анализу финансового состояния предприятия. Например, п. 4 ст. 24 и п. 2 ст. 129 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»17 определяют, что арбитражный и конкурсный управляющие обязаны анализировать финансовое состояние должника.

В свою очередь банкротство можно определить как признанное судом или объявленное должником состояние неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Более того, п. 2 распоряжения Госкомимущества РФ от 1 августа 1997 г. «О критериях отбора предприятий, подлежащих приватизации по индивидуальным проектам в 1998-1999 годах»18 устанавливает в качестве дополнительного показателя такого отбора финансовое состояние предприятия, которое должно иметь удовлетворительную структуру баланса.

4. Физические лица как носители правового состояния. В определенных случаях юридическое значение приобретают факты возраста субъекта (например, при определении объема дееспособности (ст. 26-28 ГК РФ)), психического здоровья (например, при признании лица недееспособным (ст. 29 ГК РФ) или невменяемым (ст. 21 УК РФ)), физического здоровья (например, при решении вопроса о нетрудоспособности гражданина) и т. д.

Большое значение в юридической науке и практике имеют те правовые состояния, которые выражаются в форме правовых отношений: гражданство, брак, судимость и многие др.

5. Объекты и предметы, как носители правовых состояний, также имеют определенную специфику. Правовое значение могут приобретать:

а) состояния, определяемые техническими характеристиками объекта (предмета). Например, ст. 124 Кодекса торгового мореплавания РФ19 определяет обязанность перевозчика заблаговременно, до начала рейса, привести судно в мореходное состояние: обеспечить техническую годность судна к плаванию, надлежащим образом снарядить судно, укомплектовать его экипажем и снабдить всем необходимым, а также привести трюмы и другие помещения судна, в которых перевозится груз, в состояние, обеспечивающее надлежащие прием, перевозку и сохранность груза. Пункт 2.3 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров РФ от 23 октября 1993 г.20, устанавливает обязанность водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения;

б) состояния, определяемые естественными свойствами и качествами объектов (предметов). В ст. 1 Федерального закона «Об

охране окружающей среды» сказано, что качество окружающей среды представляет собой состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

6. Общественные отношения как носители правовых состояний. В качестве примера здесь можно привести понятие безопасности, которое в законодательстве также определяется через категорию «состояние».

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз21.

Исходя из этого понятия, определяются и видовые категории безопасности:

- информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства22;

- пограничная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в пограничном пространстве Российской Федера-

23

ции ;

- безопасность дорожного движения-состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий24;

- пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров25;

- радиационная безопасность - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения26;

- авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиа-

27

ции ;

- промышленная безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий28.

Примерами правовых состояний, носителями которых является совокупность общественных отношений, можно также назвать правопорядок, законность, правосознание, правовую культуру и др.

М.В. Молодцов и В.Г. Сойфер указывают, что стабильность трудовых отношений-это такое состояние, для которого характерны

длительные, устойчивые социально-трудовые связи работника с предприятием (организацией), его трудовым коллективом. Включение работника в деятельность трудового коллектива, вхождение в его состав происходят путем установления правовой связи на основе трудового договора или иных оснований возникновения трудового правоотношения. Трудовое правоотношение приобретает характер стабильного, когда работник пребывает в социально-трудовой связи с предприятием и его коллективом длительное время, продолжая выполнять свою трудовую функцию. С правовой точки зрения это выражается в длительном характере действия трудового договора29. Здесь правовым состоянием выступает не только такая характеристика трудовых правоотношений, как их стабильность, но и само трудовое правоотношение. Г.С. Бодер-скова отмечает, что «элементами фактического состава, образующими основание для предоставления лицу ежегодного отпуска, являются состояние в трудовом правоотношении и наличие определенного стажа работы на данном предприятии», а основанием дисциплинарной ответственности «является следующий фактический состав: состояние в трудовых отношениях с данным предприятием и дисциплинарный проступок»30.

Стабильность признается характерной чертой и жилищных правоотношений31.

Одним из аспектов действия нормативного правового акта является его стабильность, которая в юридической литературе также определяется через понятие «состояние». Под стабильностью закона понимают состояние нормативного правового акта, принятого высшим представительным органом или непосредственно народом в особом законодательном порядке, обладающего высшей юридической силой и регулирующего наиболее важные общественные отношения32.

При этом необходимо отметить, что стабильность закона понимается не только как его статическая характеристика, но и как динамическое состояние, т.е. в виде процесса стабильного действия нормативного правового акта. В частности Н.В. Варламова указывает, что стабильность законодательства выступает как состояние динамического соответствия, одновременно являясь и идеалом (конечным желаемым результатом) и процессом приближения к нему33.

Таким образом, главной особенностью регламентации правовых состояний является

их большое разнообразие, что отражается на способах и методах их регулирования.

1 К разряду основных федеральных законов отнесены все законы, за исключением федеральных законов «О внесении изменений...», «О внесении дополнений...», «О ратификации...», «О введении в действие...», «О признании утратившими силу...», «О создании...», «Об упразднении...», «Об утверждении...», «О Федеральном бюджете...», «О бюджете...», «Об исполнении бюджета...» и т.п.

2 СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2066.

3 СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.

4 СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.

5 СЗ РФ. - 2004. - № 43. - Ст. 4169.

6 СЗ РФ. - 2004. - № 32. - Ст. 3283.

7 СЗ РФ. - 2003. - № 28. - Ст. 2895.

8 См., например: ФЗ от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротом банках, не участвовавших в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. -№ 31. - Ст. 3232; ФЗ от 20 августа 2004 г. № 113-Ф3 «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. -№ 34. - Ст. 3528; ФЗ от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 52 (Часть I). -Ст. 5029; ФЗ от 6 октября 2003 г. № 165-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003,- №40.-Ст. 3822; ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. -№ 2. - Ст. 171; ФЗ от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Совета Федерации Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. -№ 51. - Ст. 4982; ФЗ от 25 июля 2002 г. № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе» // СЗ РФ. -2002. - № 30. - Ст. 3030; ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2253; ФЗ от 20 августа 2002 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» // СЗ РФ. - 2002. - № 34. - Ст. 3532; ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004,- №31.-Ст. 3215.

9 Rüthers, В. Rechtstheorie: Begriff, Geltung und Anwendung des Rechts / B. Rüthers. - München: Beck, 1999 (Grundrisse des Rechts). - S. 110.

10 См., например: Язык закона / под ред.

A.C. Пиголкина. - М., 1990.- С. 18-22; Керимов Д.А. Законодательная техника: научно-методическое и учебное пособие. - М., 2000. - С. 63, 68.

1‘Пункт 1 определения Конституционного Суда РФ от

27 июня 2000 г. № 92-0 «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» // ВКС РФ. - 2000. - № 5.

12 Ткаченко Ю.Г. Методологические вопросы теории правоотношений - М., 1980. - С. 92.

13 См., например: Алексеев С.С. Об объекте права и правоотношения // Вопросы общей теории советского права / под ред. С.Н. Братуся. - М., 1960. - С. 289.

14 СЗ РФ. - 1996. - № 23. - Ст. 2750.

15 МатузовН.И. Гражданское общество, право, государство // Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. - С. 201.

16 Соколов И.Я. Правовая информация и правовая информированность в социалистическом обществе // Правовая информированность личности. - М., 1984. - С. 11.

17 Пункт 2 ст. 129 ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. - 2002. -№43.-Ст. 4190.

18 Панорама приватизации. - 1997. - № 9.

19 СЗ РФ. - 1999. -№ 18. - Ст. 2207.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20 САПП РФ. - 1993. - № 47. - Ст. 4531.

21 Статья 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // ВСНД и ВС РФ - 1992,- №15.-Ст. 769.

22 Статья 2 Федерального Закона от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» // СЗ РФ. - 1996. - № 28. - Ст. 3347.

23 Пункт 3.1 Основ пограничной политики Российской Федерации, утвержденных указом Президента РФ от 5 октября 1996 г. // Российская газета. - 1996. - 6 ноября.

24 Статья 2 Федерального Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // СЗ РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.

25 Статья 1 Федерального Закона от 21 декабря 1994 г.

№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ. - 1994. -№ 35. - Ст. 3649.

26 Статья 1 Федерального Закона от 9 января 1996 г. № З-ФЗ «О радиационной безопасности населения» // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 141.

27 Пункт 1 ст. 81 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. -№ 12. - Ст. 1383.

28 Статья 1 Федерального Закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производств» // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3588.

29 Молодцов М.В. Стабильность трудовых правоотношений-М., 1976.-С. 11.

30 Бодерскова Г.С. Юридические факты в механизме правового регулирования трудовых отношений рабочих и служащих. - С. 182,185.

31 Никитин К.П. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений по найму жилых помещений в домах особых предприятий, учреждений и ведомств: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1969. -С. 9; Гонгало Б.М. Основания изменения жилищных правоотношений: дис. ... канд. юрид. наук. - Свердловск, 1984. - С. 17.

32 Казимирчук В.П. Основы концепции стабильности закона// Концепция стабильности закона / отв. ред.

В.П. Казимирчук. - М., 2000. - С. 12; Худойкина Т.В. Стабильность закона: понятие и способы обеспечения// Государство и право на рубеже веков: Проблемы теории и истории / отв. ред. B.C. Нерсесянц. - М., 2001. - С. 72-73.

33 Варламова Н.В. Конституционные основы стабильности законодательства // Концепция стабильности закона... -С. 44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.