Научная статья на тему 'Особенности региональной системы регулирования иностранной трудовой миграции'

Особенности региональной системы регулирования иностранной трудовой миграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / MIGRATION / MIGRATION POLICY / LABOUR MIGRATION / FOREIGN LABOUR / LABOUR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионова Дарья Николаевна, Хайхадаева Октябрина Дмитриевна, Дугарова Альбина Аюшеевна

Отличительной чертой миграции является намерение гражданина переменить местожительство с целью улучшения своего социального положения. Для полного раскрытия понятия миграции важен момент окончательности перемены места жительства, намерение на прежнее место больше не возвращаться. Существует множество механизмов, которые могли бы инициировать процессы миграции. Такие последствия затрагивают несколько сторон человеческой жизни, включая сферы общественной жизни, религии, культуры, экономики, политики. Эти последствия обязательно происходят в двух местах: в начальной точке миграции, откуда возможно мигранты уезжают, и в пункте назначения. Миграция рабочей силы, или трудовая миграция населения, сегодня представляет собой одну из особых форм передвижения населения с целью трудоустройства. В статье совместно рассмотрены процессы внутренней и международной миграции, в частности трудовой, в региональном аспекте. Официальные источники статистической и аналитической информации, также обзор соответствующих исследований позволяют определить особенности трудовой миграции населения как количественно сопоставимые с выраженной региональной спецификой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE REGIONAL SYSTEM FOR FOREIGN LABOUR MIGRATION CONTROL

A distinctive feature of migration is the person’s intention to change place of residence in order to improve his social situation. The concept of migration reveals in the finality of a decision to change place of residence, and the intention not to return to the former place. There are many mechanisms that could trigger migration processes. Such consequences affect several aspects of human life, including social sphere, religion, culture, economy, and policy. These consequences necessarily occur in two places: at the starting point of migration, from where migrants leave, and at destination point. Labour migration today is one of the special forms of population movement for the purpose of employment. The article considers the processes of internal and international migration, in particular labour migration, in a regional aspect. Official statistical and analytical sources, as well as a review of relevant studies, allow us to define them as quantitatively comparable with pronounced regional specifics.

Текст научной работы на тему «Особенности региональной системы регулирования иностранной трудовой миграции»

УДК 338.262

DOI 10.18101/2304-4446-2020-1-40-54

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНОСТРАННОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

© Родионова Дарья Николаевна

кандидат социологических наук, доцент Е-mail: rodar79@mail.ru

© Хайхадаева Октябрина Дмитриевна

доктор экономических наук, доцент Е-mail: okhaikh@mail.ru

© Дугарова Альбина Аюшеевна

кандидат политических наук, доцент Е-mail: albinabur@mail.ru

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а

Отличительной чертой миграции является намерение гражданина переменить местожительство с целью улучшения своего социального положения. Для полного раскрытия понятия миграции важен момент окончательности перемены места жительства, намерение на прежнее место больше не возвращаться. Существует множество механизмов, которые могли бы инициировать процессы миграции. Такие последствия затрагивают несколько сторон человеческой жизни, включая сферы общественной жизни, религии, культуры, экономики, политики. Эти последствия обязательно происходят в двух местах: в начальной точке миграции, откуда возможно мигранты уезжают, и в пункте назначения. Миграция рабочей силы, или трудовая миграция населения, сегодня представляет собой одну из особых форм передвижения населения с целью трудоустройства. В статье совместно рассмотрены процессы внутренней и международной миграции, в частности трудовой, в региональном аспекте. Официальные источники статистической и аналитической информации, также обзор соответствующих исследований позволяют определить особенности трудовой миграции населения как количественно сопоставимые с выраженной региональной спецификой. Ключевые слова: миграция; миграционная политика; трудовая миграция; иностранная рабочая сила; трудовые ресурсы.

Для цитирования

Родионова Д. Н., Хайхадаева О. Д., Дугарова А. А. Особенности региональной системы регулирования иностранной трудовой миграцией // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2020. № 1. С. 40-54.

Современные миграционные процессы имеют характерные черты процессов глобализации, охватив все континенты, страны и социальные группы. На сегодняшний день миграция является особым фактором и причиной для тех или иных социально-экономических изменений.

Трудовая миграция как часть общего понятия «миграция», в отличие от других видов миграции, характеризуется тем, что это прежде всего активные граж-

дане в трудоспособном возрасте, обладающие физическим и интеллектуальным развитием, основная цель которых — найти подходящую работу с относительно высокой заработной платой, удовлетворяющей их потребности. Трудовые миграционные процессы выполняют важную функцию: перераспределяют население, компенсируя нехватку трудовых ресурсов в одних регионах (как правило, в более экономически развитых странах) и уменьшают их избыток в других1. Стоит отметить, что международно признанного статистического определения трудовой миграции не существует. Однако основными участниками трудовой миграции являются трудящиеся-мигранты, которых Международная организация труда (МОТ) определяет как: «...все международные мигранты, которые в настоящее время работают или не имеют работы и ищут работу в своей нынешней стране проживания».

Измерение миграции в ее многообразии, разработка статистики востребованы не только среди ученых в области миграции, они, прежде всего, необходимы для принятия научно обоснованных решений в области миграционной (и иной) политики.

Факторы, влияющие на миграцию в России, варьируются в зависимости от вида миграции: международная миграция, межрегиональная миграция или миграция внутри региона. Миграция также подразделяется на постоянную миграцию и регулярную возвратную миграцию (ежедневная, еженедельная или сезонная). На сегодняшний день проведены обширные исследования в рамках изучения движущих мотивов оттока мигрантов и привлекательности регионов-реципиентов, которые могут быть сгруппированы в основном с природной и социально-экономической точек зрения.

Социально-экономические условия являются наиболее важной движущей силой миграции, из них самые распространенные — более широкие возможности для получения высшего образования в регионах, где представлен выбор в учебных заведениях. Поиск лучших экономических условий является основной причиной миграции в настоящее время, особенно трудовой миграции, включая такие факторы, как заработная плата, возможности трудоустройства, масштаб рынка труда и так далее. В макроэкономическом масштабе Ю. Андриенко и С. Гуриев, изучая межрегиональную миграцию, обнаружили, что наблюдается значительная степень корреляции между безработицей и уровнем бедности в стране происхождения и числом выбывающих из этого региона, что свидетельствует о том, что региональные экономические условия и рыночные масштабы играют важную роль в возникновении миграционных процессов населения [1].

Влияние экономических условий для миграции имеют региональные различия. Исследование С. Сардадвар и Е. Вакуленко показывает, что потенциальный рынок труда имеет большую значимость, чем получение непосредственного дохода [3]. На микроуровне А. Махровой и другими установлено, что пространственная социально-экономическая поляризация главным образом реализуется в возможности трудоустройства, размера заработной платы и вынуждает население перемещаться из экономически депрессивных регионов или городов в более

1 URL: http ://government ru/news/34920/https ://cyberlemnka.ru/artide/n/suschnost-trudovoy-migratsii-kak-ekonomicheskoy-kategorii-i-ee-znachenie-dlya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona/viewer (дата обращения: 12.01.2020).

благоприятные территории. В свою очередь, эта закономерность ухудшает в целом социально-экономическую ситуацию в стране, тем самым усиливая пространственную поляризацию [2].

В Республике Бурятия в структуре миграционных процессов преобладает отток населения из региона. При этом среди выезжающих на постоянное место жительства из республики доминирует молодое трудоспособное население.

Таблица 1

Распределение мигрантов по основным возрастным группам*

Годы Прибывшие (всего) Выбывшие (всего) Миграционный прирост, убыль (-) (всего) В том числе в возрасте

моложе трудоспособного трудоспособном старше трудоспособного

2009 21366 22879 -1513 -81 -1297 -135

2010 20151 23386 -3235 -415 -2626 -194

2011 30376 34731 -4355 -751 -3397 -207

2012 35191 39714 -4523 -478 -3627 -418

2013 37514 41093 -3579 -422 -2867 -290

2014 40570 41846 -1276 -123 -928 -225

2015 43503 45509 -2006 -189 -1762 -55

2016 43545 46758 -3213 -487 -2327 -399

2017 40551 43977 -3426 -480 -2407 -539

2018 41174 45751 -4577 -824 -3087 -666

* По официальным данным Бурятстата.

Межрегиональная миграция характерна интенсивным оттоком населения в Центральный федеральный округ, особенно в г. Москву и Московскую область, в Сибирский федеральный округ, в Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург), в регионы Южного федерального округа, в том числе в Краснодарский край, Дальневосточного федерального округа, включая Республику Саха (Якутия).

Таблица 2

Внутрироссийская миграция населения*

Годы Прибывшие (всего) Выбывшие (всего) Миграционный прирост, убыль (всего) Феде зальные округа

Центральный Северо-Западный Южный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный Крымский

2009 6305 8153 -1848 -734 -220 -254 -43 -69 -140 -361 -27 х

2010 6324 9768 -3444 -960 -237 -342 -57 -203 -476 -1275 106 х

2011 8873 13636 -4763 -914 -409 -353 -4 -131 -1146 -1667 -139 х

2012 10926 15719 -4793 -1159 -383 -409 1 -165 -239 -2097 -342 х

2013 11755 15777 -4022 -1250 -747 -370 -5 -6 -113 -1334 -197 х

2014 12967 15046 -2079 -739 -533 -368 -54 -83 -107 -331 136 х

2015 13118 15793 -2675 -904 -579 -307 -32 -109 -147 -247 -291 -59

2016 12984 16690 -3706 -810 -503 -509 -15 -173 -93 -976 -627 х

2017 13394 16531 -3137 -1020 -687 -402 -17 -174 -112 -530 -195 х

2018 12863 17025 -4162 -1140 -732 -542 -17 -161 -136 -1636 202 х

*По официальным данным Бурятстата.

Доля международной миграции в общем миграционном потоке составила 4,1%. Прирост населения республики за счет международной миграции составил 1699 человек: из зарубежных стран в республику прибыло 2 194 и выбыло 495 человек. Наибольшую часть в миграционном приросте населения составляют мигранты из Китая — 603, Узбекистана — 376, Киргизии — 288 и Армении — 100 человек1.

Причины оттока населения из Республики Бурятия носят социально-экономический характер — низкий уровень заработной платы, высокий уровень бедности, а также высокий уровень социального неравенства и безработицы. Низкооплачиваемые и социально непрестижные вакансии, предлагаемые на рынке труда региона, являются серьезной проблемой для молодых специалистов. В то же время необходимо отметить несоответствие образовательной структуры населения республики потребностям рынка труда, что серьезно сказывается на решении покинуть регион.

Анализ возрастной структуры выезжающих из региона мигрантов показывает, что доля выбывающих детей в возрасте от 14 лет и старше остается высокой и является косвенным показателем безвозвратной миграции. Также наблюдается отрицательная тенденция среди выбывших из республики населения с ученой степенью, с уровнем высшего образования, что показывает ситуацию непривлекательности местного рынка труда для реализации профессиональных компетенций [4]. Данная негативная тенденция сохраняется на протяжении нескольких лет, с годами лишь усиливаясь.

Что касается иностранной трудовой миграции, в 2019 г. на основании предложений субъектов Федерации определена потребность в привлечении иностранных работников в количестве 144 583 человека, что составляет 81% от потребности, определенной на 2018 год. В этом же размере определена квота на выдачу приглашений на въезд в Россию и разрешений на работу для иностранных граждан.

Распределение потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам соответствует увеличению в целом на рынке труда спроса на квалифицированную рабочую силу: 95,1% потребности, определенной на 2019 год, составляют квалифицированные иностранные работники.

1 URL: http ://government. ru/news/34920/https ://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-trudovoy-migratsii-kak-ekonomicheskoy-kategorii-i-ee-znachenie-dlya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-regiona/viewer (дата обращения: 12.01.2020).

Таблица 3

Распределение мигрантов в возрасте 14 лет и старше по уровню образования*

Годы Всего мигрантов в возрасте 14 лет и старше В том числе имели образование

высшее профессиональное (высшее) из них имели ученую степень неполное высшее профессионал ь ное (незаконченное высшее) среднее профессиональное (среднее специальное) начальное профессиональное среднее общее (полное) основное общее (среднее общее неполное) начальное общее (начальное) и не имеющие образования уровень образования не указан

доктора наук кандидата наук

Прибывшие

2014 33887 9854 13 29 1697 9599 424 7151 2298 715 2149

2015 35689 10271 5 27 1599 9448 410 7996 2324 647 2994

2016 35265 10728 8 27 1560 9301 403 7071 2376 632 3194

2017 32371 9904 11 31 1394 8356 336 6910 2383 536 2552

2018 32822 10149 8 38 1212 8525 327 7063 2539 654 2353

Выбывшие

2014 35055 10414 15 37 1710 9643 442 7425 2325 684 2412

2015 37510 11088 13 30 1630 9477 476 8503 2504 657 3175

2016 38040 11629 14 33 1617 9803 437 7440 2603 653 3858

2017 35359 11098 14 44 1457 8992 346 7105 2495 620 3246

2018 36717 11656 17 51 1368 9435 338 7569 2631 718 3002

Миграционный прирост, убыль (-)

2014 -1168 -560 -2 -8 -13 -44 -18 -274 -27 31 -263

2015 -1821 -817 -8 -3 -31 -29 -66 -507 -180 -10 -181

2016 -2775 -901 -6 -6 -57 -502 -34 -369 -227 -21 -664

2017 -2988 -1194 -3 -13 -63 -636 -10 -195 -112 -84 -694

2018 -3895 -1507 -9 -13 -156 -910 -11 -506 -92 -64 -649

*По официальным данным Бурятстата.

В соответствии с федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 № 115 (далее — ФЗ-115) Правительству РФ предоставлено право ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости приоритетного порядка трудоустройства граждан России устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, действующими как на территории одного или нескольких субъектов Федерации, так и на всей территории России.

Согласно ФЗ-115 работающий иностранный гражданин ежемесячно осуществляет платеж по патенту. Так, по данным МВД по Республике Бурятия, в 2015 г. (до вступления в силу вышеизложенного указа) иностранным гражданам,

прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, оформлено 1054 патента, выдано 1024, из них 1020 патентов — для работы у физических лиц, 4 — у юридических лиц. Соответственно большинство иностранных работников были задействованы в деятельности домашних хозяйств.

Согласно сведениям, поступившим из республиканской налоговой службы, сумма авансового платежа по налогу на доходы физических лиц за оформление патента в 2015 г. составила 1 млн 96 тыс. руб. По данным МВД по Республике Бурятия, в 2018 г. иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получение визы, оформлено 3049 патентов, выдано 2852.

Согласно сведениям, представленным работодателями (заказчиками работ (услуг)) о заключении трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранными гражданами, поступило 1741 уведомление. Количество иностранных работников, привлеченных в деятельность домашних хозяйств, составляет 1061 человек, в обрабатывающем производстве — 200 человек, в строительстве — 184, в торговле — 158, сельском и лесном хозяйстве — 63, в сфере общественного питания — 31, в области культуры, спорта и развлечений — 15, в транспортировке и хранении — 11, в прочих областях — 18.

Согласно сведениям республиканской налоговой службы, сумма поступившего в бюджет республики авансового платежа по налогу на доходы физических лиц за оформление патента в 2018 г. составила 79 млн 937 тыс. руб. Стоимость патента для иностранных работников в Республике Бурятия в рублях в 2015 г. составила 1568,4, 2016 г. — 4269,5, 2017 г. — 4576,9, 2018 г. — 4754,5, 2019 г. — 4876,0. Количество иностранных граждан, работающих на основании патента, составляет 0,63% численности экономически активного населения республики, что не влияет на уровень регистрируемой безработицы.

Что касается сферы внешней трудовой миграции, то она представлена следующими данными. По сведениям миграционной службы за 2017 г., численность привлеченных в Республику Бурятия иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, составила 3 865 человек. По квоте и вне квоты в Российскую Федерацию приезжают иностранные работники из стран дальнего зарубежья.

Уполномоченным органом в Республике Бурятия по определению потребности привлечения иностранных работников по квотам является Республиканское агентство занятости населения. Вне квоты привлекаются квалифицированные иностранные работники в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.02.2016 № 47н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются».

В 2017 г. численность иностранной рабочей силы (далее — ИРС) выросла в сравнении с 2016 г. на 33% (рис. 1).

4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

2015 ■ 2016 I 2017

3865

2905

1985

Рис. 1. Динамика привлечения ИРС за 2015-2017 гг.

Распределение, привлеченной в 2016 г. ИРС по видам экономической деятельности, показано в табл. 4.

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Численность ИРС по видам экономической деятельности

Показатель Годы

2015 2016 2017

Численность в Республике Бурятия в отчетном периоде иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию на основании визы (человек) 1985 2905 3865

в том числе по видам экономической деятельности:

строительство 1110 1412 1698

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 288 371 433

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 56 236 306

транспорт и связь 17 85 162

добыча полезных ископаемых 56 87 113

обрабатывающие производства 163 303 372

образование 11 12 10

здравоохранение и предоставление социальных услуг 23 15 11

гостиницы и рестораны 95 136 164

другие отрасли 166 248 596

Такая тенденция объясняется тем, что в регионе преобладает спрос именно на рабочие специальности среди ИРС. С течением времени круг отраслей, в которых задействованы трудовые мигранты, с введением поправок может пополниться за счет спроса на высококвалифицированные кадры.

Наибольший удельный вес в структуре ИРС занимают работники, привлеченные в отрасль «строительство», доля которой в 2017 г. составила 44%, вместе с тем в сравнении с 2016 г. она снизилась на 5 п.п.

Таблица 5

Удельный вес по отраслям привлеченной ИРС

Показатель 2016 доля, % 2017 доля, %

Численность привлекаемой в Рес- 2905 100 3865 100

публику Бурятия в отчетном пери-

оде иностранной рабочей силы

(человек), в т. ч. по видам эконо-

мической деятельности по визам, в

т. ч. по отраслям, чел.

строительство 1412 49 1698 44

оптовая и розничная торговля, 371 13 433 11

ремонт автотранспортных средств,

мотоциклов, бытовых изделий и

предметов личного пользования

сельское хозяйство, охота и лесное 236 8 306 8

хозяйство

транспорт и связь 85 3 162 4

добыча полезных ископаемых 87 3 113 3

обрабатывающие производства 303 10 372 10

образование 12 0,4 10 0,3

здравоохранение и предоставле- 15 1 11 0,3

ние социальных услуг

гостиницы и рестораны 136 5 164 4

другие отрасли 248 9 596 15

Для полного раскрытия предметного поля исследования следует проанализировать эффективность использования ИРС в Республике Бурятия, что определяется в соответствии с Методикой оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Бурятия, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 10.11.2015 № 565. Эффективность определяется по 6 показателям, анализируется эффективность привлечения иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы.

По официальным данным Министерства экономики Республики Бурятия, эффективность привлечения ИРС в разрезе показателей представлена следующим образом:

1. Темп роста вклада иностранных работников в производство товаров и услуг, в % не менее 100 к предыдущему году.

В целом за 2017 г. в Республике Бурятия отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 220 781 790 тыс. руб., из них вклад ИРС в производство товаров и услуг составил 2 139,2 тыс. руб.

В итоге вклад ИРС в производство товаров и услуг в 2017 г. в пересчете на одного привлеченного иностранного работника составил 553,5 тыс. руб., темп роста к предыдущему году — 112,2%, что соответствует критерию эффективности по этому показателю. Данные сведения представлены в таблице 6.

Таблица 6

Вклад ИРС в производство товаров и услуг

Показатель Годы

2015 2016 2017

Отгружено товаров собственного производства, 217 828 741 201 607 697 220 781 790

выполнено работ и услуг собственными силами, в

текущих ценах (тыс. руб.)

Численность привлекаемых в РБ иностранных ра- 1985 2905 3865

ботников, прибывших в РФ на основании визы (чел.)

Вклад иностранных работников, прибывающих в 1309,6 1433,7 2139,2

Российскую Федерацию на основании визы, в про-

изводство товаров и услуг (тыс. руб.)

Вклад иностранных работников, прибывающих в 523,7 493,5 553,5

Российскую Федерацию на основании визы, в про-

изводство товаров и услуг в пересчете на 1 ино-

странного работника (тыс. руб.)

Темп роста вклада ИР в производство товаров и 109,1 94,3 112,2

услуг в пересчете на одного работника (в процентах

к предыдущему году)

2. Отношение вклада ИРC в доходную часть республиканского бюджета к объему расходов республиканского бюджета на содержание и обучение детей иностранных граждан, обучающихся в детских дошкольных учреждениях и школах, не менее 100%.

В виду отсутствия информации о нормативной стоимости содержания детей в дошкольных и школьных учреждениях, а также данных по количеству детей, прибывших с иностранными работниками, проанализировать эффективность по данному показателю не представляется возможной.

3. По параметру, представленному в табл. 7 в отчетном году по сравнению с предыдущим годом, ситуация следующая: по итогам 2016 г. доля иностранных работников в численности занятых в экономике Республики Бурятия составила 0,9%, увеличившись по сравнению с 2016 г. (0,7%) на 0,2 п.п.

Таблица 7

Изменение доли ИРС в численности занятых в экономике

Показатель Годы

2015 2016 2017

Численность занятых в экономике Республики Бурятия в среднем за год, чел. 412 000 408 500 398 900

Численность привлекаемых в РБ иностранных работников, прибывших в РФ на основании визы, чел. 1985 2905 3865

Совокупная (средняя) для ИРС в численности занятых в экономике, % 0,5 0,7 0,9

4. Разница между количеством вакансий, рассчитанных на одного иностранного работника и численностью безработных по методологии Международной организации труда (табл. 8).

В 2017 г. в Республике Бурятия по сравнению с 2016 г. произошло снижение численности безработных граждан, определяемых по методологии Международной организации труда, с 43,5 до 42,4 тыс. чел. Также произошло увеличение количества вакансий (0,4 тыс. ед.), заявленных в Республиканское агентство занятости, тем не менее критерий эффективности по данному показателю не выполнен, так как совокупное количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения в течение отчетного периода, в расчете на одного иностранного меньше совокупного числа безработных по методологии МОТ в расчете на одного иностранного работника (ИР).

Таблица 8

Разница между количеством вакансий и численность безработных

Показатель Годы

2015 2016 2017

Общая численность безработных в Республике Бурятия в среднем за год по методологии МОТ (тыс. чел.) 42,4 43,5 42,4

Количество вакансий, заявленных в Республиканское агентство занятости населения в течение года (тыс. ед.) 32,7 32,7 38,1

Совокупное (среднее) число безработных по методологии МОТ в расчете на одного иностранного работника (чел.) 21,2 15 10,9

Совокупное (среднее) количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости населения в течение отчетного периода, в расчете на одного иностранного работника 16,4 11,3 9,8

5. В Республике Бурятия в 2017 г. среднемесячная номинальная заработная плата составила 32 237 руб., у привлеченных иностранных работников — 28 310 руб., рост которого обусловлен изменением отраслевой структуры, привлеченной ИРС. Соотношение средней заработной платы иностранных работников и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в среднем по Республике Бурятия за 2017 г. составило 87,0% (табл. 9).

Таблица 9

Соотношение средней заработной платы ИР, прибывших в РФ на основании визы, и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в среднем по РБ, %

Показатель Годы

2015 2016 2017

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в среднем по Республике Бурятия (в руб.) 28 697,8 30 211 32 237

Среднемесячная заработная плата иностранных работников по Республике Бурятия (в руб.) 22 271 19 722 28 310

Соотношение средней заработной платы иностранных работников и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в среднем по Республике Бурятия(%) 77,6 65,3 87,0

6. По данным Министерства внутренних дел по Республике Бурятия, количество преступлений, совершенных иностранными гражданами в 2017 г., к предыдущему году снизилось на 5% (табл. 10). Доля преступлений, совершенных

иностранными гражданами, в общем количестве предварительно расследованных преступлений выросла с 0,7 до 0,8%, вследствие снижения общего количества предварительно расследованных преступлений с 15 169 до 13 051 ед. Тем не менее данный показатель вписывается в параметры эффективности (менее 5%).

Таблица 10

Доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общем количестве преступлений на территории РБ, %

Показатель Годы

2015 2016 2017

Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами 128 108 103

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост количества преступлений, совершенных иностранными гражданами, к предыдущему году, % 118,5 85% 95%

Удельный вес преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общем количестве предварительно расследованных преступлений, % 0,8 0,7 0,8

Таблица 11

Перечень целевых показателей эффективности использования иностранных работников и их контрольные значения

№ п/п Целевой показатель эффективности использования иностранных работников Контрольное значение 2016 г.

1. Темп роста вклада иностранных работников (далее — ИР) в производство товаров и услуг * не менее 100% 112,2

2. Отношение вклада ИР в доходную часть республиканского бюджета к объему расходов республиканского бюджета на содержание и обучение детей иностранных граждан, обучающихся в детских дошкольных учреждениях и школах не менее 100% нет данных

3. Изменение доли ИР в численности занятых в экономике в отчетном году по сравнению с предыдущим годом уменьшение значения показателя или рост не более чем на 2 процентных пункта рост на 0,2 п.п.

4. Разница между количеством вакансий и численностью безработных по методологии МОТ, рассчитанных на одного иностранного работника более 0 -1,1

5. Соотношение средней заработной платы иностранных работников, прибывших в Российскую Федерацию на основании визы, и среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в среднем по Республике Бурятия более 70% 87%

6. Доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общем количестве совершенных преступлений на территории Республики Бурятия менее 5% 0,8%

*В пересчете на 1 ИР

По итогам 2017 г. из установленных 6 показателей оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Бурятия исполнено 4, что составляет 66,7% (табл. 11). В соответствии с методикой оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Бурятия оптимальным считается достижение более 50% установленных контрольных значений.

Таким образом, в Республике Бурятия, равно как и в других регионах, проводится политика приоритетного трудоустройства местных граждан, что является первоочередной задачей Правительства Республики Бурятия для сдерживания объемов привлечения иностранной рабочей силы.

В этих целях проводится работа по следующим направлениям:

1) квотирование на привлечение иностранной рабочей силы, направленное на снижение привлечения неквалифицированной иностранной силы. Приоритет в данном случае отдается привлечению высококвалифицированных иностранных работников;

2) второе направление — это увеличение стоимости патентов, в республике с 1 января 2018 г. стоимость патента составляла 4754,5 руб., с 1 января 2019 г. — 4876 руб., динамика стоимости с распределением стран показана в таблице 12. Как видно, огромную долю составляют выходцы из Узбекистана, Таджикистана и Азербайджана, что говорит о привлекательности республиканского рынка труда для данной категории;

Таблица 1 2

Количество и стоимость выданных патентов по странам исхода

Страна исхода 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Азербайджан 69 95 108 130

Армения - - - -

Киргизия 21 - - -

Молдавия 2 1 5 2

Таджикистан 88 174 163 292

Узбекистан 837 1471 2010 2419

Украина 7 62 34 9

Казахстан - - - -

ЛБГ (лица без гражданства) - - - -

ИТОГО 1024 1803 2320 2852

Стоимость патента 1568,4 4269,48 4576,86 4755

Поступило налога в бюджет 8 198 330 33 731 764 59 434 860 81 924 720

3) деятельность в сфере регулирования количества ИРС — это подготовка заявки на квоту по выдаче разрешений на временное проживание (РВП). В ходе проведенного анализа установлено, что процент получения гражданства Российской Федерации иностранными гражданами, проживающими по РВП, не превышает 33%, большая часть иностранных граждан использует РВП в целях трудоустройства на территории России.

С учетом результатов анализа квота на РВП на 2018 г. установлена в количестве 800 человек (2017 г. — 900, 2016 г. — 1200). Размер квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание для субъектов Рос-

сийской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации ежегодно до 30 ноября.

Вместе с тем комплекс мер, реализуемый по регулированию привлечения ИРС, позволяет сдерживать численность привлекаемой иностранной рабочей силы в республике в пределах двух тысяч человек.

В целом же пик трудовой иммиграции в регионе наблюдался в 2008-2012 гг. (13 152 чел.), что связано с развитием строительного бизнеса, ростом числа привлеченных работников в сферы сельского хозяйства, торговли, перерабатывающей промышленности в Республике Бурятия и укреплением региональной экономики. По данным Бурятстата, в связи со спадом в результате последствий экономического кризиса правительство Республики Бурятия вынуждено было снизить потребность экономики в иностранных кадрах, что повлекло за собой снижение квоты на иностранную рабочую силу, и в 2016 г. в наш регион прибыло 4959 трудовых мигрантов, так как в республике резко возрос уровень безработицы.

В Республику Бурятия приезжают трудиться граждане из различных стран. Наибольшее число иностранной рабочей силы в 2013-2016 гг. было привлечено из Китая (65,2% общего числа привлеченной ИРС, в 2016 г. численность составила 3 234 человека, что на 4 116 меньше, чем в 2013 г.), Узбекистана, Украины, Таджикистана и других.

По-прежнему наиболее востребованными на нашем рынке труда остаются рабочие профессии, к примеру, в сфере строительства в Бурятии. По причине фиксации допустимой доли иностранных работников, которые могут осуществлять какую-либо деятельность на территории России, это порядка 20% общего количества работников. Дефицит в ИРС вызван тем, что в 2014 г. в Бурятии были построены объекты на общую сумму в 2,5 млрд руб. При этом в отрасли задействовано более восьми тысяч человек, из них почти две тысячи являются гражданами Китая. В 2018 г. объем строительства увеличился почти в два раза (порядка 4 млрд руб.), а при этом количество рабочих даже уменьшилось (7,5 тыс. чел.).

Республиканское агентство занятости предоставляет возможность обучиться за государственный счет на бетонщика, арматурщика или каменщика, тем не менее желающих из местного населения мало по причине сложности и трудоемкости. До недавнего времени граждане Китая закрывали данную потребность в кадрах, оказывая квалифицированную помощь.

По уточненным сведениям Министерства труда и социальной защиты РФ о рабочих местах, на которые предполагается привлечение иностранных работников в 2019 г., для республики необходимы такие виды профессий, как заточник деревообрабатывающего инструмента, наладчик деревообрабатывающего оборудования, пилоправ, пильщик, оператор агрегатных линий сортировки и переработки бревен, оператор вальцовочной линии, резчик кирпича и черепицы, оператор на автоматических и полуавтоматических линиях в деревообработке и т. д. Но, как показывает ситуация на рынке труда, подобных предложений в необходимом объеме нет.

Подводя итоги, можем отметить то, что в Республике Бурятия прослеживается миграционная политика по снижению на рынке труда доли иностранных работников. Что, в свою очередь, уберегает местных жителей от конкуренции и явля-

ется мерой вынужденной, так как в регионе наблюдается напряженная ситуация на рынке трудовых ресурсов. В республике нехватку иностранной рабочей силы местные предприятия решают с помощью субподрядных организаций, что является не выгодным: республика не дополучает потоки налоговых поступлений в бюджет, а ситуация на рынке труда так и остается напряженной.

С позиции деятельности УМВД Республики Бурятия как одного из ведомственного органа, курирующего миграционные процессы на территории субъекта, одним из его важных направлений деятельности является противодействие нелегальной миграции. В решении данной задачи участвуют различные подразделения полиции. Осуществляется взаимодействие с другими органами исполнительной власти, проводятся совместные оперативно-разыскные и профилактические мероприятия, целевые операции, рейдовые мероприятия, в том числе направленные на выявление в миграционной среде лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности, пресечению фиктивной регистрации мигрантов.

Литература

1. Andrienko Yu., Guriev S. Determinants of Interregional Mobility in Russia: Evidence from Panel Data. William Davidson Working Paper. 2003. № 551. URL: https://deepblue.lib.umich.edu/ (дата обращения: 12.01.2020).

2. Makhrova A. G., Nefedova T. G., Pallot J. The specifics and spatial structure of circular migration in Russia // Eurasian Geogr. Econ. 2016. № 57. Р. 802-818.

3. Sardadvar S., Vakulenko E. A model of interregional migration under the presence of natural resources: Theory and evidence from Russia // Ann. Reg. Sci. 2017. № 59. Р. 535-569.

4. Шевцова Е. А., Дмитриева А. К. Миграционная политика Республики Бурятия: сценарные подходы // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2016. Т. 2, № 2. С. 59-71.

FEATURES OF THE REGIONAL SYSTEM FOR FOREIGN LABOUR MIGRATION CONTROL

Darya N. Rodionova Cand. (Sociol.), A/Prof. E-mail: rodar79@mail.ru

Oktyabrina D. Khaikhadaeva Dr. Sci. (Econ.), A/Prof. E-mail: okhaikh@mail.ru

Albina A. Dugarova Cand. Sci. (Polit.), A/Prof. E-mail: albinabur@mail.ru

Dorzhi Banzarov Buryat State University 24a Smolina, Ulan-Ude 670000, Russia

A distinctive feature of migration is the person's intention to change place of residence in order to improve his social situation. The concept of migration reveals in the finality of a decision to change place of residence, and the intention not to return to the former place.

There are many mechanisms that could trigger migration processes. Such consequences affect several aspects of human life, including social sphere, religion, culture, economy, and policy. These consequences necessarily occur in two places: at the starting point of migration, from where migrants leave, and at destination point. Labour migration today is one of the special forms of population movement for the purpose of employment. The article considers the processes of internal and international migration, in particular labour migration, in a regional aspect. Official statistical and analytical sources, as well as a review of relevant studies, allow us to define them as quantitatively comparable with pronounced regional specifics.

Keywords: migration; migration policy; labour migration; foreign labour; labour.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.