Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 34 (215). Филология. Искусствоведение. Вып. 49. С. 137-140.
Л. В. Экгардт
ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ ИНТЕРНЕТ-СМИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ)
В данной статье рассматриваются особенности региональных интернет-изданий и их отличия от федеральных сетевых ресурсов. В результате предпринятых изысканий автор приходит к выводу, что территориальная принадлежность СМИ влияет как на его аудиторию, так и на содержание.
Ключевые слова: Интернет, журналистика, региональные издания, федеральные издания.
Территориальная принадлежность средств массовой информации - один из основных критериев разделения изданий. Как москвичи отличаются от жителей других субъектов России, так кардинально региональная журналистика отличается от федеральной, зачастую расположенной, кстати, в столице. Рассмотрим некоторые особенности на примере самой молодой интернет-журналистики.
В 1990 году была основана первая российская компьютерная сеть Релком, которая соединилась с мировой сетью Интернет. В 1991 году к сети Релком подключились все независимые информационные агентства (Интерфакс, РИА-новости и др.) и Белый Дом [18]. Так, ведущие федеральные СМИ вышли в Интернет и развиваются на его просторах уже почти два десятка лет. Всемирная паутина частично оплела российские регионы лишь в последние 5 лет. Причина во многом в недоступности Интернета: жители регионов не воспринимают Интернет как жизненную необходимость, а потому не готовы отдавать за него достаточно большую плату.
В Москве в 2009 году, по данным Фонда общественного мнения, проживало 15,4 % всех российских интернет-пользователей, а по подсчетам ЯОМ1КЮет1ш - все 37,66 %, тогда как на Дальневосточный федеральный округ приходится по разным данным 3-4 % пользователей Интернет в России [4]. Разница очевидна и колоссальна.
Во многом на развитие интернет-СМИ влияет и уровень жизни региона. Так, например, доходы бюджета Тверской области на 2011 год составляют 34 млрд 360 млн р. [16]. Доходная часть бюджета Москвы на 2011 год - 1,192 триллиона р. [13]. Подключение к Интернету по-прежнему для большой части жителей Тверского региона остается непозволительной роскошью, тогда как для москвичей и населе-
ния других городов-миллионников всемирная сеть уже стала частью повседневной жизни и работы.
Тем не менее, Интернет в регионы хотя и идет, но медленно, а вместе с ним появляются и сетевые издания. Отставание по времени и в благосостоянии от столицы привело к возникновению одной из основных особенностей интернет-изданий регионов. Сегодня можно говорить об on-line в Центре и off-line журналистике на периферии.
В 2010 году в Тверской области, как одной их наиболее близких к столице, свои интернет-сайты появились у каждой мало-мальски заметной газеты, телеканала. Другой вопрос, отвечают ли эти издания традиционным требованиям интернет-журналистики, которые и отличают виртуальные СМИ от всех остальных.
Оперативность, интерактивность и гипертекстуальность - критерии, лежащие в основе Интернета. К сожалению, они зачастую не являются чертами региональных новостных сайтов. Многие интернет-издания в небольших городах и районах - это лишь интернет-версии давно существующих местных газет. Причем появление интернет-версии - это не необходимость, не стремление быть конкурентоспособным на современном медиа-рынке, а, скорее, дань моде.
Например, существует интернет-версия газеты Осташковского района Тверской области «Селигер» [14]. Новости в рубрике с одноименным названием - это типичные статьи из районки, причем срок давности их месяц, а то и два. Очевидно, системный администратор заболел или уволился, а потому оперативность здесь не то чтобы ползет, а давно умерла (информация на 5 ноября 2010 года).
Очень часто районные газеты имеют свою страничку на официальном сайте местной Администрации, где и выкладывают некоторые
материалы из местной, официальной газеты или всю газету целиком. Например, так поступают в Нелидовском районе Тверской области. Здесь на районном сайте (www.nelidovo. su) есть рубрика «Архив новостей», где газета «Нелидовские известия» выкладывает все свои номера [1]. Слово ‘архив’ также далеко от оперативности. Конечно, нельзя говорить, что в регионах нет оп-Нм изданий. Например, в Тверской области самые популярные виртуальные новостные ресурсы обновляются в режиме реального времени. По данным статистики (www.liveintemet.ru [11]), на ноябрь 2010 года в Тверской области самым популярным новостным сайтом являлось Тверское информационное агентство - сайт www.tvernews.ru [17]. Более 37000 уникальных посетителей в месяц, ежедневное обновление - около 40 новостей в сутки. Следом за агентством идет интернет-версия газеты «Афанасий - биржа», у которой более 30000 уникальных посетителей [2]. Этот ресурс также ежедневно обновляет ленту новостей. Третье место среди интернет-СМИ тверского региона занимает сайт областной ежедневной газеты «Тверская жизнь» (http:// www.tverlife.ru/) - более 20000 посетителей в месяц [15]. Ресурс практически идентичен по содержанию газете «Тверская жизнь», но так как газета ежедневная, интернет-ресурс также не лишен оперативности. Это единичные примеры, остальная масса региональных интернет СМИ - off-line издания.
В то же время скорость федеральных СМИ, по сравнению с региональными, очень высока. На таких ведущих федеральных интернет-порталах, как Российское информационное агентство «Новости» (http://www.rian.ru/ [12]), Газета.ру (http://www.gazeta.ru/ [3]), Лента. ру (http://www.lenta.ru/ [8], http://www.newsru. сот/ [9]), Интерфакс (http://www.interfax.ru/ [5]), ИТАР-ТАСС (http://www.itar-tass.com/ [6]), новости обновляются каждые 3-10 минут, эти интернет-ресурсы работают круглосуточно и без выходных, моментально реагируют на происходящие в мире события, как того и требует интернет-журналистика.
Катастрофы, новые законы, перестановки в Кремле, масштабные выставки и форумы и все то, что может быть интересным миру, становится предметом творчества журналистов федеральных интернет-изданий.
В то же время федеральные ресурсы дают информацию с учетом, будет ли это интересно всем. Здесь вскрывается еще одно существен-
ное отличие, которое объясняет, зачем нужны более медлительные и менее успешные региональные новостные сайты, когда есть федеральные. Региональная журналистика (а здесь речь идет обо всех видах СМИ) значительно ближе к человеку - к тому, для кого эта информация, собственно, и производится.
По утверждению Р. П. Овсепян, «в условиях разделения полномочий между центром и субъектами федерации многократно возрастает роль информационных связей как внутри местных административных формирований, так и между ними, т. е. на региональном уровне». Далее исследователь пишет: «Одним из институтов, обслуживающих их насущные информационные потребности, является региональная журналистика. Она выступает и в качестве своеобразного зеркала отражения жизни региона и сильнодействующего катализатора, оказывающего преобразующее влияние на ее динамику. Будучи подсистемой российских СМИ, региональная журналистика располагает своей сферой распространения, определенным сочетанием административно-территориального, демографического и национального факторов; возможностью непосредственного включения в социальные процессы, происходящие в данной территориальный общности» [10].
Если федеральные интернет-издания говорят о масштабных проблемах, изучают обстановку в целом и адресуют свои сообщения всем, то региональные сайты обращаются к жителям конкретного города, сообщают о событиях конкретной улицы. Детский праздник в школе, сломавшийся светофор и отсутствие пандуса у магазина могут стать поводом для очередной новости.
Аудитория и наполнение федеральных и региональных сайтов различаются не только по масштабам, но и по качественному составу пользователей и темам публикаций. По сведениям, опубликованным на сайте «Руметрика» (ресурс, посвященный статистике в Интернете), «среди интернет-пользователей г. Москвы больше людей старшего и пожилого возраста, в регионах аудитория, как правило, моложе. Так, по данным Фонда общественного мнения, в среднем по России 32 % пользователей - люди от 18 до 24 лет, 31 % людей с 25 до 34 лет, интернетчиков 35-44 и 45-54 лет 18 % и 14 % соответственно, тех, кому уже исполнилось 55 и далее - 5 %».
По сведениям того же источника, «.. .в Москве совершеннолетних интернетчиков до 24
лет всего 23 %, число пользователей 25-34 совпадает с общероссийским, 35-44-летних 20 %, тех, кому уже есть 45, но нет 55 - 19 % и люди от 55 лет и старше составляют 7 %. Что касается образования, то тут наиболее ощутимый перекос в пользу интернет-пользователей с высшим образованием именно в Москве: 57 % имеют в/о, 26 % - среднее специальное, 16 % - среднее общее и порядка 1 % совершеннолетних пользователей - образование ниже среднего.
В среднем по стране сетью пользуются 39 % людей с высшим образованием, 37 % со средним специальным, 23 % со средним и 2 % с образованием ниже среднего» [4].
Рекламные возможности у федеральных СМИ значительно масштабнее, чем у региональных. А потому для интернет-сайта субъекта России, города или района может оказаться неоправданно дорого быть узкоспециальным ресурсом. Чаще всего региональные СМИ нацелены на всю аудиторию и публикуют материалы как экономического, политического содержания, так и развлекательные «желтоватые» заметки.
Такой мощнейший интернет-ресурс, как http://www.kommersant.ru/, не мог бы жить лишь для одного субъекта. Не хватило бы ни новостных поводов, ни средств для существования и поддержания издания.
Еще одна особенность региональных интернет-СМИ, как и всей региональной журналистики в целом, - подконтрольность власти. Крупные федеральные медиа-структуры имеют возможность быть независимыми и жить за счет коммерческой рекламы. В регионе же журналистика во многом существует за счет бюджета - регионального или муниципального, здесь уже нет разницы. А потому свобода слова существует лишь настолько, насколько позволяет власть.
Информационный портал медиа-сообщества Северо-западного региона в статье «О становлении региональной журналистики и проблемы PR» говорит: «Подконтрольность региональных СМИ выше, чем у столичного. Так, на информационном рынке Новосибирска функционируют три группы телекомпаний (критерий деления - степень зависимости от государственных, финансовых или политических структур): а) полностью зависимые (зависимые в форме учредительства), б) зависимые в значительной степени (представители местной власти имеют возможность прямого
вмешательства в программную политику телекомпании); в) зависимые в некоторой степени (принцип - объективность в освещении при лояльности в отношении властным структурам). Степень зависимости от упомянутых структур влияет на концепции каналов, жанровые приоритеты, особый набор тем выпуска новостей» [7]. В целом эти критерии подходят для всех видов региональной журналистики. Достаточно вспомнить случай, произошедший недавно в Тверской области. Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин выложил в Твиттер пост, на котором сообщил, что на приеме в Александровском зале Кремля в его тарелке оказался дождевой червь. Запись в Твиттере наделала много шума, червь привел к настоящему скандалу. Все федеральные СМИ ежедневно муссировали курьезную тему («В Кремле сочли выходку Зеленина с червем глупой» http://www. rosbalt.ru/2010/10/14/780559.html, «Губернатор Зеленин, показавший миру червяка в тарелке, нарвался на грубость из Кремля» http://www. newsru.com/russia/13oct2010/zelenin.html). В то же время ни одно издание Тверской области ни словом не обмолвилось об этой истории. Конечно, нельзя говорить, что федеральная журналистика свободна от силы и денег властей. Но эта зависимость не так велика, как в глубинке.
Таким образом, несмотря на то, что Интернет существует повсюду и интернет-издания распространяются на весь мир, все же медиа-ресурсы всемирной паутины также отличаются по ареалу их распространения, точнее, их использования. Федеральные и региональные интернет-СМИ имеют общую площадку для размещения - Интернет, но при этом колоссально отличаются друг от друга как аудиторией, так наполнением и возможностями.
Список литературы
1. Администрация Нелидовского района : официальный сайт. Архив новостей за октябрь 2010 года. иЯЬ : http://www.nelidovo.su/index. php?option=com_content&task=category§io nid=1&id=112&Itemid=2.
2. Афанасий биржа : рос. экон. еженедельник. иЯЬ : http://www.afanasy.biz/.
3. Газета.ру. ИКЬ : http://www.gazeta.ru/.
4. Интернет в регионах РФ : больше всего пользователей в Приволжском Федеральном округе // Руметрика. ИКЬ : http://rumetrika. rambler.ru/review/0/3721?article=3721.
5. Интерфакс : информ. агентство. URL : http://www.interfax.ru/.
6. ИТАР-ТАСС : информ. агентство. URL : http ://www.itar-tass .com/.
7. Информационный портал медиа-сообщества Северо-западного региона. URL : http:// www.lenizdat.ru/a0/ru/pm1/c-1014552-0.html.
S. Лента.ру. URL : http://www.lenta.ru/.
9. Новостной интернет-портал. URL : http:// www.newsru.com/.
10. Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики. Региональная журналистика // Библиотека Центра экстремальной журналистики. URL : http://www.library.cjes.ru/ online/?a=con&b_id=236&c_id=2025.
11. Рейтинг сайтов от интернет-ресурса www.liveinternet.ru. URL : http://www.liveinter-net.ru/rating/ru/month .htmln.
12. Российское информационное агентство «Новости». URL : http://www.rian.ru.
13. Российское информационное агентство «Новости». Интернет-портал. Проект бюджета
Москвы на 2011 год одобрен с дефицитом в 100,8 млрд руб. иЯЬ : http://www.rian.ru/ moscow/20100927/279772751.html.
14. Селигер - газета Осташковского района Тверской области. иЯЬ : http://www.seliger-gazeta.ru/.
15. Тверская жизнь. иЯЬ : http://www.tver-life.ru/.
16. Тверское информационное агентство. 7 коробок бюджета Тверского региона уже переданы в Законодательное собрание на утверждение. иЯЬ : http://www.tvernews.ru/ press/17008.html.
17. Тверское информационное агентство. иЯЬ : http://www.tvernews.ru/.
18. Фонд развития интернета. Как зарождался отечественный интернет (19901994 годы). Вехи становления сети. Приход российских СМИ в Интернет. ИКЬ : http://www. fid.ru/museum/hall2/04/.