Научная статья на тему 'Особенности регионального рынка автокредитования'

Особенности регионального рынка автокредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The artikle is about spesifications of regional markets of autocrediting (or auto loans). The main problem is that Moscow banks (their departments), which work in the regions, don’t adopt their parameters of crediting for each market separately. In this way good programs of autocrediting don’t work as good as they used to do on the regional markets.

Текст научной работы на тему «Особенности регионального рынка автокредитования»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2006. № 3. С. 54-56.

© Л.Н. Иванова, Д.Н. Руденко, 2006 УДК 336.71

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ

Л.Н. Иванова, Д.Н. Руденко

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The artikle is about spesifications of regional markets of autocrediting (or auto loans). The main problem is that Moscow banks (their departments), which work in the regions, don’t adopt their parameters of crediting for each market separately. In this way good programs of autocrediting don’t work as good as they used to do on the regional markets.

Автокредитование - это современная и удобная услуга для клиентов, предоставляющая возможность приобрести автомобиль, а деньги за него выплачивать в течение определенного срока, оговоренного в договоре с банком.

Согласно различным источникам, в промышленно развитых регионах от 25 до 30 % машин продавалось с привлечением программ автокредитования. Однако структура спроса, предъявляемого на автомобили, в Москве и регионах существенно различается. По экспертным оценкам, в Москве и Санкт-Петербурге продается до 95 % новых машин иностранного производства, в том числе в Москве - около 80 % и в Санкт-Петербурге - до 15 %. Общий спрос на автокредиты в регионах, по мнению банкиров, удовлетворен не более чем на 40 %, именно это стимулирует стремление московских банков выйти в регионы.

Необходимо отметить, что рынок автокредитования в регионах характеризуется более высокими процентными ставками по кредитам, что во многом объясняется более дорогой, чем в столичных банках, стоимостью привлечения ресурсов при формировании пассивов.

Вместе с тем тенденция либерализации условий кредитования, упрощения процедуры предоставления займов, смягчения требований к заемщикам, снижения тарифов действует и в регионах. В целом региональные банки предъявляют менее жесткие требования к заемщикам. Это касается стажа заемщика на последнем месте работы, который может составлять 3 месяца, и источников его доходов (подтвержденный доход либо не требуется, либо достаточно просто назвать реальный доход без оформления справки).

Различным оказывается и спрос на определенные модели автомобилей. Например, наибольшей популярностью в Сибири по продажам в кредит в 2005 г. пользовались модели Hyundai и Toyota, относящиеся к среднеценовой категории.

Сегодня только треть автопроизводителей, работающих на российском рынке, имеют собственные программы автокредита, разработанные ими совместно с российскими банками. Можно привести пример: GM-Авто ВАЗ договорился с Собинбанком и снизил ставки на 0,11,1 % по сравнению с действующими. Однако эта программа конкурентоспособна только в регионах, где привыкли считать в рублях и, соответственно, брать рублевые кредиты. Для Москвы ставка в 15,9 % при займе на три года неконкурентоспособна: можно найти предложение по ставке автокредита 10-11 % в валюте.

Рассмотрим отличия выбора банка при автокредитовании в разных регионах России. В Москве и Санкт-Петербурге на первом месте по важности (72 %) стоит близость банка к дому или месту работы. На втором месте (62 %) - надежность банка (даже при более высоких процентных ставках). На третьем месте (28 %) -предоставление полного комплекса услуг. Далее следуют: рекомендации знакомых (22 %), высокое место в банковском рейтинге (21 %), низкие процентные ставки (19 %).

В регионах при выборе банка на первом месте стоит надежность, затем широкий перечень услуг, выгодные тарифы и удобное расположение, высокий уровень обслуживания, отсутствие очередей, совет знакомых и иные причины.

Проще всего получать кредиты в банках -партнерах автосалонов, где покупается машина. Как правило, с одним салоном одновременно сотрудничает несколько банков, которые предлагают различные программы автокредитования.

Анализ развития автокредита сводится к сравнению условий кредитования в банках и новых банковских продуктов, предлагаемых клиентам в рамках программы автокредитования.

Привлекательность любой кредитной программы «автомобиль в кредит» характеризуется

Особенности регионального рынка автокредитования

55

не только процентными ставками, но и другими факторами, к которым относятся: надежность страховой компании, возможность досрочного погашения без штрафных санкций, удобное время работы (длительный рабочий день, либо работа в выходные и праздничные дни), наличие минимального количества запрашиваемых документов для оформления кредита, быстрота принятия решения по кредитной заявке и выдача кредита.

Условия выдачи автокредитов у различных банков (в среднем по России) мало в чем различаются. Большинство банков предпочитают кредитовать в долларах или рублях. При этом нередкость, что в условиях валюта кредита указывается в нескольких вариантах (рубли, доллары США, евро), а фактически кредитование происходит только в рублях. Это объясняется очень легко: просто для банка невыгодно кредитовать в валюте, так как процентная маржа минимальна и составляет около 1 %. Срок рассмотрения кредитной заявки составляет 1-5 дней. Максимальная сумма кредита составляет эквивалент 50-80 тысяч долларов. В среднем срок кредитования - три года. Некоторые банки выдают кредит на 5 лет, но за такое удовольствие придется платить более высокие проценты -по 18-20 % ежегодно. Таким образом, за пять лет владелец машины заплатит дополнительно 85-100 % от стоимости автомобиля. Ставки по кредитам в долларах составляют 9-12 % годовых, а в рублях 13,5-20 % годовых. Первоначальный взнос составляет 20-30 % от суммы кредита. Все комиссии банков примерно эквивалентны 200 долларам. Очевидно, что многочисленные комиссионные существенно увеличивают стоимость потребительского кредита по сравнению с указанной в договоре процентной ставкой. Кроме того, различная база расчета величины вознаграждения банка создает значительные затруднения для определения фактической стоимости услуги ее непосредственным потребителям.

Обязательным условием приобретения автомобиля является полное автострахование ответственности. Правда, на сегодняшний день большинство банков предлагают включить сумму страховки в кредит. Некоторые банки как обязательное условие автокредита включают страхование жизни автовладельца.

Минимальные требования к заемщику таковы: наличие постоянной регистрации, возраст от 25-60 лет, наличие трудового стажа заемщика не менее 2 лет (наличие непрерывного трудового стажа на последнем месте работы не менее 4-6 месяцев). Доля участия заемщика в кредите может составлять от 0 до 50 % собственных

средств. Заемщик также может сам определить срок кредита от 1 до 3-5 лет.

Для российского рынка автокредитования показательными являются два последних года, в течение которых получил распространение целый ряд продуктов: беспроцентные кредиты, кредиты без первоначального взноса, без приобретения страховых полисов (за исключением обязательного страхования), экспресс-кредиты, развитие схем trade-in, buy-back. Вместе с тем заемщикам следует учитывать, что многие из этих предложений носят маркетинговый характер, поэтому анонсированные минимальные параметры кредитного предложения часто компенсируются повышенными выплатами по другим составляющим, таким как стоимость страховки, размер комиссий.

В регионах можно ожидать незначительного снижения ставок по автокредитам, особенно в рамках специальных программ. Банки будут предлагать более гибкую структуру выплат по погашению основной суммы кредита и процентных платежей. Сохранятся существующие сегодня тенденции к увеличению сроков погашения автокредитов, сокращению размеров взимаемых комиссий и сумм первоначального взноса.

Сближение условий предоставления автокредитов между российскими банками и банками с иностранным участием будут продолжаться и в дальнейшем. Вместе с тем по мере роста конкуренции на рынке все большее значение будут иметь маркетинговые составляющие кредитных продуктов, сервисные и поддерживающие услуги, предлагаемые банками, а также уровень индивидуализации продуктов.

Региональный рынок автокредита в Омской области развивается довольно стремительными темпами. Повышается роль потребительского кредитования на покупку автомобиля как банков, так и для их партнеров - автосалонов, страховых компаний, официальных дилеров. Это приводит к постоянному изменению условий предоставления данного вида кредита: снижению процентных ставок, увеличению срока кредитования, появлению новых программ. Причинами столь стремительного продвижения автокредита в Омске, по-нашему мнению, стали:

- общее снижение уровня доходности банковских операций;

- обострившаяся конкуренция на рынке корпоративного кредитования;

- рост реальных доходов населения;

- заинтересованность торговых предприятий.

56

Л.Н. Иванова, Д.Н. Руденко

Одним словом, рынок и сам кредитный продукт адаптируются к уровню жизни и потребностям конкретного региона.

Однако невозможно угодить всем участникам рынка. Клиент-заемщик требует снизить процентную ставку, продлить срок предоставления кредита, отменить страховку. Но банк не может работать себе в убыток и не обращать внимания на риски, присущие данному виду кредита. Поэтому существуют некоторые проблемы, с которыми предстоит разобраться в ближайшем будущем. В основном эти проблемы касаются нормативно-правового обеспечения, а именно:

- законодательное регулирование вопросов прозрачности ценообразования на рынке потребительского кредитования;

- внесение изменений в законы «О защите прав потребителей» и «О рекламе»;

- разработка и упрощение процедуры банкротства физических лиц как гарантия погашения ими своих обязательств.

При этом конкурентная борьба как неотъемлемая часть любого функционирующего рынка заставляет банки разрабатывать и применять новые способы привлечения клиентов, направленные в большей степени на умную маркетинговую политику. Так как филиалы иногородних банков ограничены в возможности са-

мостоятельной корректировки основных условий - ставки, срок, пакет документов, - они вынуждены «играть» на других, дозволенных им моментах. К таким моментам можно отнести:

- ускорение процедуры рассмотрения кредитной заявки;

- материальная и имиджевая привлекательность для автосалона работать именно с данным банком (вознаграждение автосалону за привлечение клиентов, размещение рекламы сотрудничающих автосалонов в банке);

- использование специальных программ по отдельным маркам и моделям транспортных средств (для автомобилей, пользующихся наибольшим спросом у населения);

- разработка и внедрение программ для разных групп населения с льготными условиями (студенты, пенсионеры);

- предложение клиентам дополнительных услуг при заключении договора автокредитования (например пластиковые карты Внешторгбанка - 24).

Таким образом, используя нетипичные, новые методы работы на потребительском рынке, банк может достаточно успешно занять нужную ему нишу, заинтересовать клиентов, партнеров и предоставлять населению автокредит на высоком уровне обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.