Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА В ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ'

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА В ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩАЯ ОТРАСЛЬ / АФФИНАЖНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / REGIONAL INVESTMENT PROJECT / TAX EXEMPTIONS / GOLD INDUSTRY / REFINING ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верхоланцева Ольга Николаевна

В статье рассматривается реализация регионального инвестиционного проекта (РИП) на территориях Восточной Сибири, Забайкальского края и Дальнего Востока. Анализируется специфика осуществления РИП в золотодобывающей отрасли в обозначенных субъектах Российской Федерации. Предлагаются возможные пути решения выявленных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REGIONAL INVESTMENT PROJECT IN GOLD INDUSTRY

The article is devoted to the implementation of regional investment project (RIP) in the territories of Eastern Siberia, Zabaykalsky Krai and Far East. The article analyzes the specific of RIP implementation in gold industry in defined Russian Federation subjects. The possible ways of revealed problems solution are defined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА В ЗОЛОТОДОБЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ»

Economics

УДК 33

DOI 10.21661/r-497386

Верхоланцева О.Н.

Особенности регионального инвестиционного проекта в золотодобывающей отрасли

Аннотация

В статье рассматривается реализация регионального инвестиционного проекта (РИП) на территориях Восточной Сибири, Забайкальского края и Дальнего Востока. Анализируется специфика осуществления РИП в золотодобывающей отрасли в обозначенных субъектах Российской Федерации. Предлагаются возможные пути решения выявленных проблем.

I

Ключевые слова: налоговые льготы, региональный инвестиционный проект, золотодобывающая отрасль, аффинажные организации.

Verkholantseva O.N.

Features of regional investment project in gold industry

Abstract

The article is devoted to the implementation of regional investment project (RIP) in the territories of Eastern Siberia, Zabaykalsky Krai and Far East. The article analyzes the specific of RIP implementation in gold industry in defined Russian Federation subjects. The possible ways of revealed problems solution are defined.

■ Keywords: regional investment project, tax exemptions, gold industry, refining organization.

В условиях текущей экономической ситуации в менее развитых субъектах РФ реализация инвестиционных проектов имеет неоспоримое значение для развития социально-экономической инфраструктуры данных регионов РФ.

Инвестиционный проект - это комплекс действий, направленных на достижение определённой цели, реализация которых требует осуществления инвестиций.

Региональный инвестиционный проект - это инвестиционный проект, целью которого является производство товаров, соответствующий специальным требованиям, установленных законом, в отношении которого применяются налоговые льготы, осуществляющийся на территории одного из субъектов РФ.

Возможность влиять на размер налоговой ставки для участников регионального инвестиционного проекта была законодательно предоставлена местным органам власти.

В 2013 году Федеральным законом от 30 сентября 2013 г. N0 267-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, направленные на стимулирование реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Восточной Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока.

С 1 января 2017 года были увеличены меры поддержки участников региональных инвестиционных проектов (РИП), в частности в главу 3. 3. Налогового кодекса РФ были внесены поправки, согласно которым участники региональных инвестиционных проектов получают поддержку в виде льготы по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых. Размер налоговой ставки может быть понижен до 0% (подпункт 3 пункта 3 статьи 284. 3. НК РФ).

Данные льготы действуют только в том случае, если производство товаров, которое включает в себя, добычу полезных ископаемых и их дальнейшую переработку, осуществляется на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Забайкальского края, Красноярского края, Иркутской области, а также Республик Бурятии, Саха (Якутия) и Тыва.

На территориях вышеуказанных регионов РФ добывается более 80% золота всей страны. В настоящее время золотодобыча находится на подъёме, и конечно немаловажное значение имеет поддержка государством инвестиционных проектов.

При подготовке проекта Федерального закона о РИП не была учтена специфика золотодобывающей

Экономика

отрасли, в которой, как правило, конечным продуктом добычи является лигатурное золото. Но фактически товаром, который реализуется покупателям в рамках единого технологического процесса при осуществлении добычи и дальнейшей переработки драгоценных металлов, является аффинированное золото в слитках. Для этого, лигатурное золото подвергается окончательной очистке (аффинажу) на аффинажных предприятиях.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.08.1998 N 972 (ред. От 12.12.2018) осуществлять аффинаж драгоценных металлов в Российской Федерации имеют право 11 организаций.

Проблема заключается в том, что 9 из 11 предприятий находятся за пределами списка регионов, включенных в РИП.

В связи с чем, существенно уменьшается число доступных предприятию добычи аффинажных переработчиков, т.к. согласно главе 3.3. НК РФ от участника РИП требуется выполнять «...производство товаров в рамках единого технологического процесса» на территориях, указанных в вышеназванной главе НК РФ.

Для того чтобы участник РИП получил налоговые льготы весь производственный процесс должен происходить на территориях субъектов РФ, указанных в ч. 1, ст. 25.8 НК, но в случае с золотом это не всегда возможно.

Ценовая политика аффинажных организаций на рынке аффинажа драгоценных металлов является практически идентичной. При этом затраты на аффинаж для предприятий добычи не являются основной статьей затрат и некоторое снижение цен на оказываемые услуги не гарантирует заинтересованность поставщиков в переориентации поставок сырья.

Проблема привлечения поставщиков сырья (в частности, золота) связана с несовершенством действующей системы налогообложения относительно сферы золотодобывающей отрасли.

В настоящее время, согласно налоговому законодательству, участники региональных инвестиционных проектов, осуществляющие добычу драгоценных металлов, имеют право получить предусмотренные федеральным законом налоговые льготы, в случае если аффинаж добытых драгоценных металлов будет осуществлен в ОАО «Красноярский завод цветных металлов имени В.Н. Гулидова».

Девять аффинажных заводов, расположенные на территориях, не входящих в перечень субъектов, поставлены в неравные и экономически невыгодные условия. Из-за резкого падения объемов переработки их дальнейшая деятельность поставлена под угрозу. Ведь одним из важнейших направлений стратегического развития аффинажных организаций является увеличение объемов переработки сырья. Однако в последнее время привлечение поставщиков сырья связано с несовершенством действующей системы налогообложения относительно сферы золотодобывающей отрасли.

Данная трактовка налогового законодательства ослабляет конкуренцию на рынке услуг аффинажа драгоценных металлов, что ведет к монополизации рынка, и к ухудшению экономических условий для аффинажных предприятий, расположенных вне зон РИП.

В то же время, в субъектах РФ - участниках РИП активно разрабатываются и вводятся в действие новые крупные месторождения по добыче золота, что приведет к увеличению нагрузки на аффинажное производство в одном регионе, ведь если новые проекты будут отправлять на переработку на аффинажные предприятия за пределы Восточной Сибири и Дальнего Востока, придется терять льготы.

Для решения сложившейся ситуации предлагается рассмотреть возможность внесения аффинажных предприятий в перечень участников региональных инвестиционных проектов, вне зависимости от их территориального расположения в Российской Федерации, как обязательного субъекта деятельности по производству драгоценных металлов.

Также предусмотреть возможность уточнения, которое может позволить золотодобывающим компаниям считать «полным циклом производства товаров» фактическую добычу золота.

Таким образом, при внесении в законодательство соответствующих поправок, ожидается увеличение объемов переработки сырья в аффинажных организациях.

Данные изменения позволят увеличить прибыль предприятий и налоговые отчисления в бюджеты всех уровней, повысить социальную ответственность в виде создания дополнительных рабочих мест, улучшить финансовое положение золотодобывающих компаний и усилить позиции золотопромышленной отрасли в экономике России.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 01.05.2019). Ч. 2 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3824.

2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016): Федер. закон от 30.09.2013 №267-ФЗ (ред. от 23.05.2016). Ч. III // Собрание законодательства РФ. - 2013. - №40- Ст. 5037.

3. Постановление Правительства РФ от 17.08.1998 №972 (ред. от 12.12.2018) «Об утверждении Порядка работы организаций, осуществляющих аффинаж драгоценных металлов, и перечня организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов».

4. Сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// tpprf.ru/ru/interaction/committee/komdrag/ meetings/tpp-rf-gotovit-popravki-v-nalogovoe-zakoшdatelstvo-v-sfere-obrashcheniya-dragmetallov-i-dragkamney/ (дата обращения 07.05.2019).

20

Интерактивная наука | 7 (41) • 2019

_Economics

5. Гоманова Т.К. Региональные особенности оценки эффективности государственных программ: финансовый аспект / Т.К. Гоманова // Вопросы управления. - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2018. - №6(36). - С. 52-59.

6. Гоманова Т.К., Лукьянова З.А. Направления активизации деятельности кредитных организаций с учетом особенностей региональной банковской системы / Т.К. Гоманова, З.А. Лукьянова //Экономика и предпринимательство. - Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Феде-раци. - 2014. - №4-1. - С. 246-249.

7. Гоманова Т.К. Особенности оценки потенциала кредитного рынка: региональный аспект / Т.К. Гоманова, З.А. Лукьянова // Финансы и кредит. - 2013. - №35 (563). - С. 43-49.

8. Гоманова Т.К. Современный подход к оценке регионального финансового потенциала / Т.К. Гоманова, З.А. Лукьянова // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: материалы V Международной науч.-практ. конф (на-уч.-иссл. центр «Академический», North Charleston). Т. 3. - North Charleston, 2015. - С. 183-186.

9. Лукьянова З.А. Финансовый механизм государственного регулирования регионального развития // Государственное и муниципальное управление в Сибири: состояние и перспективы. Экономика: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. И.В. Князева. - Новосибирск, 2007. - С. 238-241.

References

1. (1998). Nalogovyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 05.08.2000 117-FZ (red. ot 01.05.2019). Ch. 2. Sobranie zakonodatel'stva RF, 31.

2. (2013). O vnesenii izmenenii v chasti pervuiu i vtoruiu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii v chasti stimulirovaniia realizatsii regional'nykh investitsionnykh proektov na territoriiakh Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga i otdel'nykh subektov Rossiiskoi Federatsii (s i. Sobranie zakonodatel'stva RF, 40.

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 17.08.1998 972 (red. ot 12.12.2018) "Ob utverzhdenii Poriadka raboty organizatsii, osushchestvliaiushchikh affinazh dragotsennykh metallov, i perechnia organizatsii, imeiushchikh pravo osushchestvliat' affinazh dragotsennykh metallov".

4. Sait Torgovo-promyshlennoi palaty Rossiiskoi Federatsii. Retrieved from https://tpprf.ru/ru/interaction/committee/ komdrag/

5. Gomanova, T. K. (2018). Regional'nye osobennosti otsenki effektivnosti gosudarstvennykh programm: finansovyi aspekt. Voprosy upravleniia, 6(36), 52-59. Federatsii.

6. Gomanova, T. K., & Luk'ianova, Z. A. (2014). Napravleniia aktivizatsii deiatel'nosti kreditnykh organizatsii s uchetom osobennostei regional'noi bankovskoi sistemy. Ekonomika i predprinimatel'stvo, 4, 246-249.

7. Gomanova, T. K., & Luk'ianova, Z. A. Osobennosti otsenki potentsiala kreditnogo rynka: regional'nyi aspekt. Finansy i kredit, 2013, 35(563), 43-49.

8. Gomanova, T. K., & Luk'ianova, Z. A. (2015). Sovremennyi podkhod k otsenke regional'nogo finansovogo potentsiala. Fundamental'nye i prikladnye nauki segodnia: materialy V Mezhdunarodnoi nauch.-prakt. konf (nauch.-issl. tsentr "Akademicheskii", North Charleston). T. 3, 183-186. North Charleston.

9. Luk'ianova, Z. A. (2007). Finansovyi mekhanizm gosudarstvennogo regulirovaniia regional'nogo razvitiia. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie v Sibiri: sostoianie i perspektivy. Ekonomika, 238-241. Novosibirsk.

N

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.