Научная статья на тему 'Особенности региона как объекта позиционирования на рынке инвестиций'

Особенности региона как объекта позиционирования на рынке инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
422
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко И. В., Кизим А. А., Денисов К. Ю.

Сегодня, при стабилизации российской экономики, на первый план выходит вопрос дальнейшего устойчивого ее развития. И здесь первостепенную роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны приобретают инвестиции. Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного привлекательности является одной из ключевых. В современных условиях развития экономики, для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности региона как объекта позиционирования на рынке инвестиций»

12 (51) - 2007

Эффективность инвестиций

ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНА КАК ОБЪЕКТА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ ИНВЕСТИЦИЙ*

И. В. ШЕВЧЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета

А. А. КИЗИМ,

доктор экономических наук, профессор

К. Ю. ДЕНИСОВ

кубанский государственный университет

Сегодня, при стабилизации российской экономики, на первый план выходит вопрос дальнейшего устойчивого ее развития. И здесь первостепенную роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны приобретают инвестиции. Именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста.

С позиции сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционной привлекательности является одной из ключевых.

В современных условиях развития экономики для решения задач подъема региональной экономики на долгосрочную перспективу и обеспечения экономического роста необходим комплексный подход к проблеме привлечения инвестиционных ресурсов и активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Поэтому первостепенное значение приобретает анализ источников потенциальных инвестиций, достоверная оценка реальных возможностей их мобилизации, а также путей решения проблем их привлечения и выработка стратегии обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций.

Инвестиционные решения по процедуре выбора относятся к числу наиболее сложных. Они

* Статья предоставлена Информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит» при Кубанском государственном университете.

основаны на многовариантной, многокритериальной оценке целого ряда факторов и тенденций. Территориальный аспект прямых инвестиций, их приуроченность к определенной стране, региону, территории не вызывает сомнений.

Если регион намерен развиваться, то получать необходимые для этого ресурсы нужно на глобальном экономическом уровне. Это означает, что регион неизбежно должен подавать и продавать себя как площадку и как инструмент для запуска и реализации наиболее перспективных мировых проектов.

В практике исследований, связанных с пред-проектным обоснованием инвестиций, встречается термин «инвестиционный регион», хотя он пока и не является общепринятым понятием. Как правило, инвестиционный регион привязан к административной единице или группе административных единиц (область, край, республика, район), но может включать в себя части других административных единиц1.

Инвестиционный регион — территория, рассматриваемая как объект инвестиций. Инвестиционный регион, как правило, базируется в определенной административной единице. Может включать сопредельные территории (или их часть) по следующему признаку: расположение на соответствующей территории предприятий, связанных с экономическим комплексом базовой территории

1 Татевосян Г. М, Седова С. В. Методология разработки региональной инвестиционной политики // Аудит и финансовый анализ. 1999. № 3.

административно (если предприятия входят в одно и то же производственное объединение, холдинговую или акционерную компанию) или единой технологической цепочкой; единый природный комплекс (например, единое месторождение полезных ископаемых, одна сельскохозяйственная зона и т. д.); общая система снабжения; один район сбыта; сопоставимый уровень экономических и технических параметров (например, низкая зарплата при достаточно высокой квалификации рабочей силы, высокая техническая оснащенность и др.).

В то же время в экономической литературе встречается мнение, что объектом инвестирования может выступать не только отдельный проект или предприятие (корпорация), но и город, регион, страна 2 3. Тот факт, что регионы могут выступать в качестве самостоятельных объектов инвестирования, поддерживает и журнал «Инвестиции», размещавший экономико-географические характеристики регионов и их инвестиционные представления под рубрикой «Регион как объект инвестиций».

Нетрудно выделить то общее, что ставит все объекты инвестиций в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой4.

Поэтому оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного решения. От ее правильности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и страны в целом.

Чем сложнее является ситуация относительно объекта инвестирования, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах.

Инвестиционный климат — это совокупность различных факторов, посредством которых можно определить влияние внешней среды на экономическое состояние территории, в которой предполагается

2 Лысенко О. В., Кабанова Е. Г. Инвестиционная стратегия корпораций на уровне региона / III Международная научно-практическая конференция. 16 декабря 2002 г.

3 Поверенов В. В. Информационный механизм регионального инвестиционного рынка / Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, Волгоград, 2003.

4 Машкин Валентин, http://www. аЫ! ги/а^-ирг/шта!/.

осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.

Существуют различные методики определения сводной характеристики, посредством которой можно оценить состояние внешней инвестиционной среды, предопределяющей привлекательность и целесообразность инвестирования в ту или иную хозяйственную систему (экономику страны, региона, отдельного предприятия). В одних случаях ученые такую характеристику называют рейтингом, в других — инвестиционным климатом.

Следует уточнить и детализировать определение «регионального инвестиционного климата», который, по мнению И. И. Иваницкой 5, представляет собой обобщенную характеристику всей совокупности социальных, правовых, экономических, организационных, политических, исторических, культурных предпосылок, наличие инфраструктуры рынка ценных бумаг и эффективного корпоративного управления. Это совокупность факторов и условий, предопределяющих привлечение в экономику региона инвестиций из различных источников финансирования для реализации интересов и целей регионального уровня. В данной статье автор выделяет три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционного климата.

Первый из подходов — макроэкономический. Он базируется на оценке макроэкономических показателей, таких как: динамика валового внутреннего продукта и объем производства промышленной продукции; динамика распределения национального дохода, пропорции накопления и потребления; состояние законодательного регулирования инвестиционной деятельности; развитие отдельных инвестиционных рынков, в том числе фондового и денежного.

Второй подход — факторный. Основывается на оценке набора факторов, влияющих на инвестиционный климат. Среди них, например, такие как характеристика экономического потенциала; общие условия хозяйствования; зрелость рыночной среды в регионе; политические, социальные и социокультурные, организационно-правовые, финансовые и другие факторы.

Третий подход — рисковый. Сторонники данного подхода в качестве составляющих инвестиционного климата рассматривают два основных варианта: инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Автор рассматриваемой работы полагает, что инвестиционный потенциал оценивается на основе макроэкономической характеристики, включа-

5 Иваницкая И. И. Инвестиции и инвестиционная политика. syktsu. гцЛга!шк/2006/2006-2/4.Мт.

ющей: наличие на территории факторов производства, в том числе трудовых ресурсов с учетом их образовательного уровня; потребительский спрос; результаты хозяйственной деятельности населения в регионе; уровень развития науки и внедрения ее достижений; развитость ведущих институтов рыночной экономики; обеспеченность комплексной инфраструктурой.

Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и предполагаемого дохода. В числе рисков учитываются: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный.

История оценок инвестиционной привлекательности, или инвестиционного климата стран мира насчитывает около 40 лет. Первые оценки такого рода были разработаны Гарвардской школой бизнеса6 в 1960-х гг. ХХ в.

Развитие методического аппарата сравнительной оценки инвестиционной привлекательности стран пошло по пути расширения и усложнения системы оцениваемых экспертами параметров и введения количественных (статистических) показателей. Наиболее часто использовались следующие параметры и показатели: тип экономической системы, макроэкономические показатели (объем ВНП, структура экономики и др.), обеспеченность природными ресурсами, состояние инфраструктуры, условия развития внешней торговли, участие государства в экономике.

В настоящее время ведущими экономическими журналами мира — Euromoney, Fortune, The Economist — периодически публикуются комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира.

Наибол ее из вес тн ой и час то цит и руем ой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала Euromoney7, на основании которого дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и «надежности» стран. Для оценки используются девять групп показателей: эффективность экономики; уровень политического риска; состояние задолженности; неспособность к обслуживанию долга; кредитоспособность; доступность банковского кредитования; доступность краткосрочного финансирования; доступность дол-

6 Robert B. Stobaugh How to Analyze Foreign Investment Climates. — Harvard Business Review, September — October 1969.

7 International Investment Review 2004 (Международный обзор инвестиций 2004) Euromoney, 2005.

госрочного ссудного капитала; вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств. Значения этих показателей определяются экспертно либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются по 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и его вкладом в итоговую оценку. Следует отметить, что методические подходы для составления данного рейтинга и состав показателей оценки постоянно пересматриваются авторами в зависимости от изменения конъюнктуры мирового рынка.

При принятии решений портфельные инвесторы ориентируются на специальные финансовые или кредитные рейтинги стран. На разработке таких рейтингов специализируются наиболее именитые экспертные агентства «большой шестерки»: Moody's, Arthur Andersen, Standart & Poor' s, IBCA и др.

Методические подходы к сопоставлению регионов России8 также отличаются разнообразием. Так как субъекты федерации имеют существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методических подходов оказалось невозможным. Понимание этой специфики привело к разработке в последние 3-5 лет целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами.

Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях, является ранжирование регионов9 10.

В результате этой процедуры составляется рейтинг, т. е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Более предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляются группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий

8 Исследование инвестиционного климата регионов России: проблемы и результаты. http://www. гаехрег!. ru/researches/ regюns/mvestcЦmate/foreign.

9 Франселла Ф, Банистер Д. Новые методы исследования личности. — М., 1986.

10 Ветлугин С. Ю. Международные рейтинги, влияющие на оценку инвестиционной привлекательности экономики // Проблемы современной экономики, № 1/2 (13/14), 2005.

инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.

Среди отечественных исследователей до сих пор существуют различные мнения не только о том, как оценивать инвестиционную привлекательность регионов, но и что это такое. Например, под «инвестиционной привлекательностью регионов» в статьях З. Кот-ляра11 и М. Акимова12 подразумевалось распределение фактических объемов привлеченных в регионы инвестиций.

Иногда оценка инвестиционной привлекательности регионов проводится по ограниченному набору или даже по одному показателю. Существует и противоположный подход, при котором десятки и сотни показателей, характеризующих регион, механически агрегируются в один, смысл которого уловить довольно трудно. Например, с точки зрения государства — это геополитическое положение региона.

Особого внимания заслуживает методика составления комплексного рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов рейтингового агентства «Эксперт РА», публикуемого ежегодно с 1996 года13.

Инвестиционный климат региона рассматривается в методике как взаимосвязанная оценка двух «осей» инвестиционной привлекательности: риска и потенциала.

Инвестиционный потенциал — характеристика количественная, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными

Ресурсно-сырьевой Средневзвешенная обеспеченность территории балансовыми запасами основных видов природных ресурсов

Производственный Совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе

Потребительский Совокупная покупательная способность населения региона

Инфраструктурный Оценка экономико-географического положения региона и инфраструктурной насыщенности его территории

Инновационный Комплекс научно-технической деятельности в регионе

Трудовой Данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне

Институцион альный Степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе

Финансовый Общая сумма налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона

Совокупный инвестиционный потенциал региона

ИНВЕСТИЦИОННЫМ КЛИМАТ

Совокупный инвестиционный риск региона

i.

Политический Устойчивость региональной власти и политической поляризации населения

Экономический Динамика экономических процессов в регионе

Социальный Уровень социальной обеспеченности (напряженности)

Криминальный Уровень преступности с учетом тяжести преступлений

Экологический Интегральный уровень загрязнения окружающей среды

Законодательный Совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.

Финансовый Наполняемость региональных бюджетов и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов

11 Котляр З. Инвестиционная привлекательность регионов России. — М.: Деловой мир, 15.09.93.

12 Акимов М. Дорогая моя Русь (Таблица инвестиционной привлекательности регионов России). — М.: Профиль, 1997.

13 Рейтинг инвестиционной привлекательности российских регионов // Эксперт № 47, 1996 г.; № 47, 1997 г.; № 39, 1998 г.; № 39, 1999 г.; № 41, 2000; № 41, 2001; № 45, 2002; № 43, 2003; № 37, 2004.

"Составлено по Марченко Г., Мачульская О. Информация и методы. http://old. expert. ru/expert/ratmgs/regions/reg2005/44-metodik. htm.

Рис. 1. Методика оценки инвестиционного климата регионов1'

ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и другие. Его расчет основан на абсолютных статистических показателях (рис. 1).

Инвестиционный риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск — характеристика вероятностная, качественная. Применительно к региону можно также выделить несколько видов риска (рис. 1). Кроме того, уже в 2006 г. в действие вступает новый мощный фактор риска — муниципальная реформа, порождающая бесчисленное множество муниципальных образований с далеко не всегда профессиональными администрациями, распыляющими бюджетные средства.

Следуя теме исследования, отметим, что конкуренция регионов за инвестиционные ресурсы очень жесткая. Перед субъектами РФ стоит задача проведения в жизнь новаторской инвестиционной политики, сочетающей интересы инвесторов, производителей и потребителей, общества в целом как

на федеральном, так и на региональном уровнях. По мнению некоторых авторов15, специфика региональной инвестиционной политики заключается в более узком круге доступных инструментов регулирования инвестиционной деятельности и в некоторой подчиненности инвестиционной политике федерального уровня, особенно в сфере законодательного регулирования. Данная специфика определена Конституцией Российской Федерации.

Другой специфической чертой проведения региональной инвестиционной политики является то, что малая ресурсная база не позволяет достаточно полно применять наиболее эффективные методы по приоритетным направлениям и более полно использовать законодательное и косвенное регулирование.

На практике регионы имеют возможность применять следующие методы проведения инвестиционной политики: предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности (регулирование ставок некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты, установление региональных и местных налогов в соответствии с законодательством федерального и регионального уровня, создание на своей территории свободных экономических зон с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов); создание за счет средств региональных бюджетов страховых и залоговых фондов, гарантирующих соблюдение обязательств перед инвесторами; участие региональных органов власти в инвестиционной деятельности через предоставление бюджетных кредитов, выпуск государственных займов, государственных инвестиций.

Таким образом, регионы обладают богатым инструментарием для регулирования инвестиционной деятельности с целью достижения главной задачи инвестиционной политики — создания необходимого уровня инвестиционной активности и эффективной направленности инвестиций.

Ресурсы территории должны рассматриваться как некий товар с присущими ему товарными характеристиками, имеющий стоимость и полезность, а инвесторы — как покупатели данного товара, как целевая группа потребителей региональной продукции16.

15 Иваницкая И. И. Инвестиции и инвестиционная политика.

syktsu. ru/vestnik/2006/2006-2/4.htm

16 Дурдыева Д. А. Проблемы актуальности маркетингового развития региона. Материалы 5-й межрегиональной научной

конференции «Студенческая наука экономике России». —

Ставрополь, 2005. Северо-Кавказский государственный технический университет.

Территория (район, город, регион) как место проведения экономических акций (реализации экономических отношений) становится продавцом товаров и услуг, т. е. непосредственным участником рынка. Инфраструктура, здания, сооружения населенного пункта продаются как товар, имеющий свою стоимость и полезность17. Речь идет, таким образом, о маркетинге регионов.

Маркетинг территорий ирегионов как наука и как реалия является пограничной дисциплиной на стыке экономики региона и маркетинга. Принципы территориального маркетинга могут быть сформулированы так: осознанное продвижение территории как места для осуществления разнообразных проектов, основанное на знании и прогнозировании потребностей мировой, национальной и локальной экономики, текущей ситуации и реальных возможностей территории; эффективное решение проблем экономики разных уровней; нацеленность на долгосрочное устойчивое развитие рассматриваемых территорий ; активное воздействие на формирование потребностей и поведение субъектов на инвестиционном рынке.

Четыре «кита» классического маркетинга (так называемые «четыре P» — от англ. product (товар), price (цена), place (позиционирование и распространение товара) и promotion (продвижение)) звучат здесь как18:

• предложения (ресурсы) региона (что можно предложить инвесторам);

• насколько конкурентоспособны со стороны региона предложения (цена);

• позиционирование и продажа возможностей региона, основанные на анализе своего текущего и перспективного места в национальной и мировой системе разделения труда;

• формирование и продвижение имиджа региона путем создания системы распространения информации о возможностях региона для всех потенциальных внешних и внутренних инвесторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но чтобы успешно «подать себя миру», предложить свою территорию как наилучшую из возможных площадок для инвестирования и запуска проектов, одного желания мало. Важный элемент маркетинга региона — позиционирование. Позиционирование — это не лозунг «мы — экономически

17 Арженовский И. В. Маркетинг регионов. Международный институт экономики, права и менеджмента Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета // http://www. marketing. spb. ru.

шПлюснин Н. Территориальное развитие: маркетинговый подход // Региональный деловой журнал «ТДТ». — Февраль 2004, № 2.

мощный регион с гармонично развитой окружающей средой и высоким уровнем культуры». Это также не концентрация региона только на преодолении своих слабых сторон. Позиционирование региона — это процесс определения места по эффективному привлечению инвестиций в конкуренции с другими регионами. Позиционирование — это усиление сильных сторон региона, причем не только и не столько тех, которые были сильными в прошлом, сколько тех, которые направлены в будущее.

Следует учитывать, что продукт «регион» нельзя создать или улучшить за один день, это должен быть долгосрочный процесс реализации стратегической концепции в последовательно проводимых мероприятиях (программах или проектах).

Осознание необходимости маркетинга территории как непрерывного и насущного процесса, становящегося частью стратегического планирования развития, сегодня только начинается. Период политической стабильности в России позволяет трезво взглянуть на экономику и поставить реальные цели. Сегодня у государства появилась возможность действовать и видеть свои перспективы,

строить долгосрочные реалистичные стратегии — в привязке к направлениям развития городов и территорий, в русле их специализации и приоритетов, а значит, создавать эффективный и прибыльный бизнес в нужном месте и в нужный момент.

Развитие регионального инвестиционного процесса можно считать устойчивым и успешным, если регион приобретает определенный инвестиционный профиль, собственное место среди других регионов. Инвестиции различных видов должны ранжироваться в соответствии с их ценностью и значимостью, в зависимости от приоритетов развития данного региона, факторов инвестиционной привлекательности региона с учетом его географических и природных особенностей, места в историческом разделении труда, ресурсов, стратегии развития, направленности векторов межрегиональной конкуренции и кооперации. Это происходит, когда энергия и усилия региональных властей учитывают цели и потребности региона, межрегиональные и общенациональные интересы и определяются эффективной государственной стратегией регионального развития страны.

Реклама в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»

Мы гарантируем Вам:

^ Оперативное размещение ^ Гибкую систему скидок ^ Индивидуальный подход ^ Особые условия для рекламных агентств. Ваши выгоды очевидны, потому что у нас: ^ Самые низкие цены

^ Широкая профессиональная аудитория по всей территории России и СНГ ^ Оперативная публикация рекламы осуществляется в необходимые Вам сроки ^ Высокая эффективность рекламы проверена временем.

Реклама в наших журналах — прямой путь к конечному потребителю.

Тел./факс: (495) 621-69-49, http: www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: [email protected]

(495)621-72-79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.