Научная статья на тему 'Особенности регенерации кварталов исторической застройки Часть II'

Особенности регенерации кварталов исторической застройки Часть II Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
470
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГЕНЕРАЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАСТРОЙКА / КВАРТАЛ / НАСЛЕДИЕ / ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Субботин О.С.

Часть II* Рассмотрены основные проблемы, возникающие при воссоздании архитектурного облика кварталов исторической застройки. Проведен анализ существующей ситуации кварталов указанной застройки на примере Краснодара. Особое значение уделено реставрации и приспособлению памятников архитектуры под современные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности регенерации кварталов исторической застройки Часть II»

Архитектура и градостроительство

------ЖИЛИЩНОЕ ---

строительство

Научно-технический и производственный журнал

УДК 72.035.9

О.С. СУББОТИН, канд. архитектуры (subbos@yandex.ru), Кубанский государственный аграрный университет (Краснодар)

Особенности регенерации кварталов исторической застройки

Часть II*

Рассмотрены основные проблемы, возникающие при воссоздании архитектурного облика кварталов исторической застройки. Проведен анализ существующей ситуации кварталов указанной застройки на примере Краснодара. Особое значение уделено реставрации и приспособлению памятников архитектуры под современные функции.

Ключевые слова: регенерация, историческая застройка, квартал, наследие, памятники архитектуры, традиции.

Ведущее место в регенерации кварталов исторической застройки отводится музеефикации среды. Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Музеефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта. Термин, как правило, употребляется по отношению к объектам недвижимым, средовым и объектам нематериального наследия. При этом основная задача заключается в определении способов использования памятников историко-культурного наследия в интересах общества с учетом экономической рентабельности их эксплуатации, не допуская утраты фактора полезности памятника, так как пассивность существования объекта в современной жизни приводит к безнадзорности, снижению интереса населения к его техническому состоянию, ускоренному техническому и моральному старению.

Примечательно в этом отношении интервью президента Союза архитекторов России Андрея Бокова «Российской газете»: «Я сам всегда был вдохновлен идеей музеефикации среды, демонстрации чего-то ранее скрытого. Я убежден, что каждый квадратный метр российской равнины сам по себе является памятником, он рукотворен. Мы живем в рукотворном ландшафте, живем над слоями, созданными многими поколениями многих народов, которые прошли через эту равнину. Надо просто уметь видеть. Это воспитывает нашу жизнь, делает ее более осмысленной, достойной, более высокой, если угодно. Когда говорят: «Давайте перенесем театр или музей на другое место», - это означает, что люди не понимают ни природы города, ни жизни театрального сообщества, насколько тесно все там связано - зритель, актер, человек, который шьет платье для актрисы, режиссер, круг их друзей, знакомых. Это чрезвычайно тонкая и хрупкая ткань, разрушить которую очень легко» [1].

* Часть I см. журнал «Жилищное строительство» № 10, 2012 г.

При реконструкции исторических центров населенных мест необходимо руководствоваться историко-градо-строительным и историко-архитектурным опорным планами, охранным зонированием с определением режимов содержания для зон (реставрация, регенерация и т. п.). При этом должны быть увязаны вместе архитектурная, социальная, функциональная и экологическая концепции. Существует ряд нормативных методов градостроительного регулирования в зонах охраны исторического наследия (рис. 1).

При установлении режима реконструкции в пределах зон охраны необходимо учитывать, что сохранение приемов и средств архитектурно-художественной выразительности должно адекватно отражаться в сохранении соответствующей плотности застройки. Так, сохранение высокой степени сложности пластических решений фасадов зданий и акцентов закономерно предполагает сохранение соответствующей плотности застройки.

Выявление взаимозависимости между изменением «набора» и концентрации определенных черт выразительности и плотности застройки позволяет при изменении показателя плотности в процессе реконструкции сохранить индивидуальность, выразительность облика рядовой застройки, обусловливающие ее привлекательность. Поэтому при изменении плотности застройки в проектном решении необходимо учитывать, что «набор» средств выразительности также должен быть изменен.

Так, при уплотнении района застройки, в котором ведущим признаком является сложность организации общественных пространств, должна быть учтена необходимость его структурирования, упорядочения его планировки, разделения городских общественных пространств внешних и внутренних.

Уплотнение района застройки, в котором ведущим признаком, определяющим выразительность облика, является ее силуэтная линия, должно сопровождаться ее выравни-

26

112012

ЖИЛИЩНОЕ

Научно-технический и производственный журнал

Л

Архитектура и градостроительство

Проест планировки центральной части муницил. Схема размещения зданий-памнтнивов истории и кул!

|ьного образования город Краснодар

рР)

\

Д.Г :

Условные обозначения:

проектирования схемы перспективного развития субъектов РФ

ч -к-

к---- •

Памятники

федеральной категории охраны местной категории охраны

Рис. 1. Схема размещения зданий — памятников истории и культуры

ванием, а также компенсирующим усложнением пластических решений фасадов зданий [2].

В процессах развития реконструктивных градостроительных мероприятий сложились формы и методы анализа и разработки проектов комплексной реконструкции, в частности предпроектного анализа, который приобрел основополагающее значение. Его целью являлось «подробное выявление номенклатуры исторических памятников всех видов - архитектурных и градостроительных, культурных, археологических, ландшафтных - и разработка предложений по органическому сочетанию мероприятий по реконструкции в целом» [3].

При реконструкции особое значение приобрели вопросы пространственной композиции. Для связи новых объектов с исторически сложившейся городской застройкой существенно не только то или иное сочетание зданий по их объемно-пространственным, метроритмическим, стилевым и другим признакам, но и развитие пространственной организации городских территорий [3].

Рассматривая регенерацию кварталов исторической застройки, увязанную с развитием окружающих территорий и сохранением историко-культурного наследия, обеспечивающую современный уровень социального, инженерно-транспортного обслуживания, экологических условий проживания, необходимо иметь четкое представление о самих терминах «регенерация» и «реставрация».

Регенерация - восстановление целого организма из его искусственно отделенного фрагмента (лат. гедепегайо -возрождение, возобновление), а также возвращение отработавшему продукту исходных качеств. Восстанавливаться и возрождаться должны не только отдельно стоящие памятники историко-архитектурного наследия, но и историческая среда, в которой данные объекты существуют. Историю любого квартала бережно хранят его здания, являющиеся свидетелями судеб разных эпох. Это основные клетки организма, без которых историческая жизнь города не может существовать. Поэтому особенно важно сохранять весь этот целостный организм, его структуру.

Реставрация - сложный, комплексный вид строительных работ, объектом которых являются памятники архитектурного наследия, от реставрации залов до реставрации скульптурных групп и воссоздания штукатурки фасадов зданий. Основная цель реставрации - продление жизни памятника. В то же время многократные ремонты объектов историко-культурного наследия привели к образованию многослойного пирога из цементной, известковой штукатурки и других различных по качеству отделочных материалов; несмотря на это, процесс разрушения зданий продолжается, так как, не устранив первопричину, невозможно приостановить указанный процесс разрушения.

Другое общее требование, предъявляемое к реставрации, - максимальное сохранение подлинности. Подлинность важна со многих точек зрения. Древнее сооружение, замененное новой копией, теряет свою ценность как исторического свидетеля прошлого, сохраняя лишь значение наглядной иллюстрации. Как памятник материальной культуры оно уже не существует. Но и как художественное произведение копия не может претендовать на адекватность оригиналу, сколь бы совершенно она ни была исполнена. Более того, непременным условием полноценного восприятия художественного произведения становится осознание зрителем его подлинности. Чувствительной оказывается и частичная утрата подлинности, в той или иной мере почти неизбежная при реставрации [4].

Бережное вхождение в историческую среду с новыми элементами, учитывающими сложившийся градостроитель-

112012

27

Архитектура и градостроительство

ц м .1

Научно-технический и производственный журнал

Рис. 2. Археологические раскопки в районе Рис. 3. Дом инженера Б.Б. Шарданова, угол Рис. 4. Общество взаимного кредита, 1910г., ст. Натухаевской. Фото В. Георгиева ул. Красной,13 и ул. Советской, 44; автор арх. Н.М. Козо-Полянский, авторы фасада

проекта Б.Б. Шарданов, 1905 г. арх. М.И. Рыбкин и академик И.Л. Калмы-

ков, ул. Орджоникидзе, 39

ный контекст, позволяет сохранить и повысить архитектурный потенциал исторической зоны.

Ярким проявлением усиления интереса к наследию стала все большая активизация во всем мире действий, направленных на его исследование, сохранение и рациональное использование, иногда объединяемых понятием «кон-сервационизм».

В течение многих десятилетий объектами этих действий все в большей степени становились не только отдельные здания, сооружения и их небольшие группы, но и некоторые крупные территориальные градостроительные комплексы - старые кварталы, районы, исторические центры и т. п., вплоть до городов в целом. Одновременно повышенное внимание стало уделяться таким составным частям культурного наследия городов, как памятники городской археологии, индустриальное наследие, наследие XX в., урбанистические ландшафты, нематериальные составляющие наследия. Это ставит перед исследователями и практическими работниками много вопросов, связанных с формированием и устойчивым развитием материально-пространственной среды и духовной сферы исторических городских поселений в единстве с сохранением их культурного наследия как целостного комплекса [5].

В частности, археологические памятники являются ценнейшим историческим источником для изучения далекого прошлого. В памятниках материализовано состояние духовной культуры народа-созидателя и овеществлен его труд, что позволяет дать в дополнение к культурно-исторической оценке одновременно и экономическую. Так как раскопки неизбежно влекут за собой уничтожение значительной части археологических памятников, они должны производиться с применением всех необходимых научных приемов и наблюдений, гарантирующих возможность дальнейшего научного использования результатов раскопок как полноценного исторического источника.

Следует акцентировать внимание на правовое регулирование при производстве раскопок археологических памятников, которые могут проводиться лишь по особому разрешению, оформленному специальным документом - открытым листом. Самовольное вскрытие и разрушение археологических памятников, так же как и производство раскопок, рассматривается как умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников культуры.

Так, на Кубани под угрозой уничтожения находится уникальный памятник древности - поселение майкопской культуры IV в. до нашей эры. Майкопская культура впервые была выделена в 1898 г. при раскопках кургана Ошад

на окраине столицы Адыгеи. Она имела тесные связи с древнейшими цивилизациями Месопотамии. Места для проживания выбирали труднодоступные и удобные для обороны, поселения ограждали мощными каменными стенами. Но именно на данной заповедной территории, где располагалось древнее поселение, полным ходом разворачиваются подготовительные работы для жилищного строительства. Если в проекте планировки не будут учтены все охранные зоны участка, на котором должны быть возведены новые здания и сооружения, археологи потеряют ценнейший материал для исследований эпохи ранней бронзы. При этом следует заметить, что поселений, относящихся к данному историческому периоду, в России найдено не больше десяти (рис. 2).

Это еще раз подтверждает тот факт, что историческая территория не должна рассматриваться как резерв для новой застройки. Вместе с тем исторический центр не может отгородиться от современного города, а должен работать на него, сохраняя исторически сложившиеся общественные пространства. Значительное внимание следует уделять масштабам соразмерности пространств нового и старого, отражающей и сохраняющей специфический строй и дух среды. Следует помнить, что сформированная человеком жилая среда сама воздействует на человека и во многом определяет его образ жизни.

На территориях, имеющих особую историческую ценность, наряду с рекомендуемыми для внедрения (изготовления, размещения) типовыми элементами благоустрой-

Рис. 5. Уличные светильники на доме М. С. Кузнецова. 1888—1900гг., ул. Красная, 18

28

11'2012

Научно-технический и производственный журнал

Архитектура и градостроительство

Рис. 6. Рекламная перетяжка в квартале исторической застрой- Рис. 7. Наружная реклама, вдобавок к неудовлетворительному ки. Здание Первой мужской классической гимназии г. Екатерино- состоянию фасадов здания, искажает зрительное восприятие дара, арх. Н.Г. Петин, 1906 г. экстерьера: угол ул. им. Горького и ул. Красноармейской

ства могут размещаться индивидуальные элементы благоустройства на основании условий, предъявляемых органами охраны памятников истории и культуры. Дизайнерское, конструктивное решение индивидуального элемента благоустройства должно соответствовать стандарту качества, конструктивным и эстетическим характеристикам утвержденного образца.

Здания, представляющие художественную и историческую ценность, расположенные в центре кварталов исторической застройки, должны иметь подсветку фасада в темное время суток в соответствии с проектом, согласованным с уполномоченным органом в области градостроительной деятельности (рис. 3, 4).

Уличные светильники, фонари, кроме парковых, следует устанавливать не ниже 2,5 м от поверхности тротуара. Опоры, кронштейны светильников и фонарей в исторической части населенного пункта следует выполнять из литого или кованого металла по проекту, согласованному также органом, уполномоченным в области градостроительной деятельности (рис. 5).

Произведения монументально-декоративного искусства (скульптуры, обелиски, стелы, панно и т. д.) устанавливаются на территориях общего пользования на основании решений советов муниципальных образований, а также согласованных и утвержденных проектов.

Не допускается использовать для мощения дорог, тротуаров, пешеходных дорожек, открытых лестниц:

- материалы, ухудшающие эстетические и эксплуатационные характеристики покрытия (мощения) по сравнению с заменяемым;

- экологически опасные материалы;

- полированный естественный или глазурованный искусственный камень (плитку).

При организации территории кварталов исторической застройки поселения необходимо обеспечивать максимальное сохранение существующего озеленения. Для этой цели следует выделять соответствующие участки озеленения на стадии проектирования и обеспечивать их охрану от неорганизованного использования в процессе строительства.

Должны быть разработаны также и требования к рекламным носителям, согласно которым их нужно вписывать

в историческую застройку. Проекты для установки большей части рекламных конструкций следует в обязательном порядке утверждать в органах архитектуры и градостроительства, а в особых случаях и на градостроительном совете. Наружную рекламу, в том числе рекламные перетяжки, в зонах исторической застройки, а также в зонах, представляющих архитектурно-художественную ценность, устанавливать нельзя, если их размещение нарушит визуальное восприятие архитектурных комплексов. Реклама должна быть выполнена в стилевом единстве с экстерьером здания (рис. 6, 7).

Перед зодчими стоят и конструктивно-художественные задачи, решение которых должно быть в тесном взаимодействии не только с общей планировочной концепцией развития городского пространства, но и с сохранением существующей исторической застройки, с бережным отношением к памятникам истории и культуры страны. При проектировании реконструкции объектов в составе исторической среды необходим поиск новых форм, ассоциативно связанный с сохранившейся средой или с историческими впечатлениями. Важная роль в достижении гармонического единства старого и нового должна отводиться выбору строительного и отделочного материала, цветовой характеристики.

Список литературы

1. Боков А.В. Архиважно! C мнением архитекторов в России перестали считаться // Российская газета. 2011. № 5451(75). 8 апр.

2. Горячев О.М., Прыкина Л.В. Особенности возведения зданий в стесненных условиях. М.: Academia, 2003. 272 c.

3. Градостроительные основы развития и реконструкции жилой застройки: научное издание / Под общ. ред. Ю.В. Алексеева. М.: АСВ, 2009. С. 313.

4. Реставрация памятников архитектуры / С.С. Подъя-польский, Г.Б. Бессонов, Л.А. Беляев, Т.М. Постникова. М.: Стройиздат, 1988. 264 с.

5. Крогиус В.Р. Исторические города России как феномен ее культурного наследия. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 312 с.

11'2012

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.