Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН В XXI ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ СБ ООН)'

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН В XXI ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ СБ ООН) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
396
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ООН / СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ / РЕФОРМА / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ладыгина Д. Д., Майстат М. А.

В настоящей статье автор рассматривает проблемы функционирования ООН в ХХI веке, а также вопрос необходимости реформирования Организации Объединенных Наций на примере его структурного подразделения - Совета Безопасности. В данной работе освещаются ключевые интересы США, России и Евросоюза в вопросе реформирования ООН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF UN REFORM IN THE XXI CENTURY (ON THE EXAMPLE OF THE UN SECURITY COUNCIL)

In the article the author examines modern problems of the United Nations, as well as the question of the United Nations’ reform necessity on the example of the Security Council. This paper highlights the key interests of the United States, Russia and the European Union on the issue of UN reform.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН В XXI ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ СБ ООН)»

Ладыгина Д.Д. студент

Московский Государственный Педагогический Университет Научный руководитель: Майстат М. А., к.п.н.

доцент Россия, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ООН В XXI ВЕКЕ (НА

ПРИМЕРЕ СБ ООН)

Аннотация: в настоящей статье автор рассматривает проблемы функционирования ООН в XXI веке, а также вопрос необходимости реформирования Организации Объединенных Наций на примере его структурного подразделения - Совета Безопасности. В данной работе освещаются ключевые интересы США, России и Евросоюза в вопросе реформирования ООН.

Ключевые слова: ООН, Совет Безопасности, реформа, миротворческая деятельность, глобализация, организация.

Ladygina D.D. student

Moscow State Pedagogical University Scientific supervisor: Maistat M.A., candidate of political science

associate professor Russia, Moscow

SPECIFIC FEATURES OF UN REFORM IN THE XXI CENTURY (ON THE EXAMPLE OF THE UN SECURITY COUNCIL)

Abstract: In the article the author examines modern problems of the United Nations, as well as the question of the United Nations' reform necessity on the example of the Security Council. This paper highlights the key interests of the United States, Russia and the European Union on the issue of UN reform.

Keywords: UN, Security Council, reform, peacekeeping, globalization, organization.

На современном этапе развития процессов глобализации, интеграции и унификации структура и основные цели международного сообщества постоянно изменяются. Процессы модернизации, актуализации и реформирования являются неотъемлемыми пунктами как государств по отдельности, так и интеграционных сообществ, и межправительственных организаций.

Рассматривая вопрос реформирования международных организаций, следует обратить внимание мнения как отечественных, так и зарубежных

ученых-политологов по той ситуации, которая сложилась вокруг деятельности Организации Объединенных Наций.

ООН была основана 76 лет назад - 26 июня 1945 года как международная организация, деятельность которой основывалась на проблемах обеспечения и поддержания всеобщего мира, порядка и безопасности в поствоенный период, а также на развитие взаимного сотрудничества и уважения между странами мирового сообщества47. Ключевые цели и структурные составляющие ООН формировались в рамках послевоенного развития и восстановления экономик государств антигитлировской коалиции, что не соответствует современным реалиям, считает Белами А.48.

Сегодня цель функционирования Организации Объединенных Наций также актуальна в рамках необходимости предотвращения развития мирового экстремизма и терроризма, а также поддержания всеобщего мира и порядка на международной арене. Тем не менее, по мнению Юрченко М., подходы, сформированные после Второй Мировой Войны, в современных условиях не являются настолько действенными, насколько были в послевоенный период49. Следовательно, реформирование ООН является неотъемлемой частью развития Организации в рамках обеспечения международного мира и порядка на современном этапе развития мирового сообщества.

Более того, миротворческая деятельность ООН больше не может существовать в том формате, в котором она была сформирована после 1945 года отмечают Нилсон К. и Зетерланд К.50 Они подчеркнули, что современное осуществление операций по поддержанию всеобщего мира осложнено тем, что в организации ощущается явная нехватка ресурсов, а также технического оснащения.

На сегодняшний день государства сталкиваются с новыми глобальными проблемами и вызовами практически каждый день. Так, мировые пандемии, угрозы международного терроризма, экономические кризисы, информационные войны и противостояния, санкционные режимы - все это не позволяет мировому сообществу в целом, и странам в частности, наращивать темпы развития. Герасимов Е. Л. считает, что решение подобных проблем не под силу и ведущим мировым акторам - Соединенным Штатам Америки, Российской Федерации, Китаю. Однако Организация Объединенных Наций является приоритетной международной межправительственной организацией, которая объединяет усилия всех государств вместе51. Отсюда

47 United Nations. URL: https://new-york-un.diplo.de/un-en/themen/reform-of-the-united-nations/94939430 (дата обращения 10.03.2021)

48 Bellamy, Alex "The 'Next Stage' in Peace Operations Theory?" International Peacekeeping. 2014. №1. P. 17-18.

49 Юрченко М. ООН - 70: проблемы реформирования. Мировая экономика и международные отношения, 2017, т. 61, № 5, с. 88-98.

50 Claes Nilsson, Kristina Zetterlund. Ready or Not? // Revamping UN Peacekeeping for the 21st Century. 2015. p. 45-62.

51 Герасимов Е.Л., Герасимова Е.М. Роль международных организаций в современных глобальных процессах // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Минск, 2020. С. 146-153.

следует, что логичным продолжением развития Организации Объединенных Наций в современных условиях является ее реформирования в ключе адаптации под современные условия мирового развития. Особенно сегодня, в 2020-2021 годах, когда в мире процветает новая короновирусная инфекция СОУГО-19, а также развиваются мировые экономические кризисы на фоне локдаунов, информационных конфронтациий и неконтролируемых потоков миграции, наиболее остро ощущается необходимость смещения вектора деятельности Организации Объединенных Наций с целью поддержания мирового благосостояния.

По мнению ряда ученых и политиков (Кондратьева Е.С.52, Кварацхелия Т.Т.53, Мутагиров Д.З.54), ключевые интересы по процессу реформирования Организации Объединенных Наций на сегодняшний день принадлежат трем блокам: США, РФ, ЕС.

С самого начала своей президентской деятельности Дональд Трамп подвергал критике деятельность Организации Объединенных Наций, утверждая, что всемирная организация «не реализует полностью свой потенциал»55. По заверениям Дональда Трампа, основной интерес Соединенных Штатов Америки в реформировании Организации Объединенных Наций заключается в том, чтобы «ООН вернула доверие людей во всем мире», для чего Белый дом готов «использовать все свои полномочия, чтобы преодолеть бюрократию, реформировать устаревшие системы, принимать уверенные решения для реализации главной миссии ООН». Что касается Совбеза ООН, США считают необходимым лишить Российскую Федерацию права «вето».

Что касается ключевых интересов Российской Федерации в данном вопросе, то наиболее важным является реформирование, модернизация и оптимизация Совета Безопасности ООН, который, по мнению Москвы, должен включать в себя представителей как из промышленно развитых стран, так и из развивающихся стран. Более того, Российская Федерация призвала закрепить в основных функциях и обязанностях организации объединенных Наций вопрос решения глобальных проблем современного мира по средствам применения различных подходов. Другими словами, Россия убеждена в том, что «для достижения международной стабильности требуется активизация коллективных усилий по укреплению правовых основ в межгосударственных отношениях, урегулированию региональных конфликтов, противодействию новым вызовам и угрозам, реформе системы глобального управления,

52 Кондратьева Е.С. Д. Трамп и ООН // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 2 (42). С. 36-40.

53 Кварацхелия, Т. Т. Основные причины и проблемы в реформировании ООН // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 732-734.

54 Мутагиров Д.З. Необходимость реформирования ООН и пути его реализации (к 70-летию Организации Объединенных Наций) // Политэкс, 2015. Т.11. №3. С. 17-25.

55 Синдеев А.А. Принципы и подходы к решению региональных проблем: США и западные союзники в Совбезе ООН при Д. Трампе // США и Канада: экономика, политика, культура. 2020. Т. 50. № 10. С. 26-44.

обеспечению устойчивого развития, продовольственной и энергетической безопасности, борьбе с изменением климата»56.

Рассматривая взгляды Европейского Союза на данную тему, стоит отметить, что приоритетным направлением для них также является вопрос реформирования Совета Безопасности ООН. Однако тут мнения государств -участников Европейского Союза расходятся: одни видят реформу Совбеза ООН в расширении как количества постоянных представителей, так и непостоянных членов. Тем не менее, другие считают возможным расширение только количества непостоянных представителей в рамках нераспространения права «вето» на более количество государств.

Следует отметить, что основной целью Организации Объединенных Наций в рамках ее реформирования должная остаться цель обеспечения международного порядка и соблюдения прав государств и их граждан57.

Сегодня ключевой вопрос реформирования Организации Объединенных Наций - это вопрос реформирования Совета Безопасности организации. В ключе реформирования структуры Совета Безопасности Организации Объединенных Наций предлагается расширить количество постоянных членов ООН, а именно включить туда Японию, Индию, Бразилию, Германию, а также предлагается включить в состав Совбеза ООН страны Африки. Другими словами, структура Совбеза ООН - наиболее важная часть в обеспечении мирового правопорядка.

Более того, предлагается и функциональное реформирование Совета Безопасности организации Объединенных Наций, которое затронет Устав Организации в целом. Что касается реформирования функциональной составляющей Совета Безопасности Организации Объединенных Наций предлагается усиление миротворческой деятельной организации, а также ставится вопрос о лишении «большой пятерки» права вето58.

На наш взгляд, как структурное, так и функциональное реформирование Совета Безопасности ООН на сегодняшний день - необходимая мера, которая поможет вернуть Организации свою мощь и актуальность. Другими словами, в современных условиях ООН превратилась в политическую площадку, где постоянные члены занимаются «перетягиванием каната» в свою сторону с целью поддержки собственных амбиций. Лишение их права вето было бы основным методом расширения функционала и повышения качества деятельности Организации Объединенных Наций на современном этапе ее развития.

Следует отметить, что процесс принятия решения по осуществлению механизма реформирования Совета Безопасности Организации

56 Путин призвал сохранить ООН, Совбез и право вето. URL: https://rg.ru/2020/10/22/putin-prizval-sohranit-oon-sovbez-i-pravo-veto.html (дата обращения 10.03.2021)

57 Мутагиров Д.З. Необходимость реформирования ООН и пути его реализации (к 70-летию Организации Объединенных Наций) // Политэкс,2015. Т.11. №3. С. 17-25.

58 Кварацхелия, Т. Т. Основные причины и проблемы в реформировании ООН // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 732-734.

Объединенных Наций на сегодняшний день не может быть запущен, так как инициативы, которые уже были предложены государствами-членами не удовлетворяют основной цели Совета Безопасности ООН, а только подчеркивают амбиции этих стран. Отсюда следует, что реформа может затянуться на долгие годы, что, в свою очередь, может постепенно привести к потере Организацией своей актуальности.

Конечно, реформирование Совбеза ООН - далеко не единственный вопрос, который обсуждается сегодня в мировом сообществе. Также выносятся инициативы по проведению реформы и других структурных подразделений, включая ЭКОСОС ООН, а также изменение функционального потенциала деятельности Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций59.

Таким образом, Организация Объединенных Наций на сегодняшний день нуждается актуализации и модернизации под реалии 21 века. Другими словами, в современных условиях мировое сообщество постоянно сталкивается с новыми проблемами, на фоне которых между государствами начинаются конфликты. Существующая структурная и функциональная составляющие не всегда могут эффективно урегулировать подобные конфликты, а также бороться с международными террористическим группировками, такими как Аль-Каида или Исламское Государство (ИГИЛ). Однако процесс реформирования может затянуться на долгие годы по причине того, что современные политические лидеры видят в нем только собственную выгоду, а не блага для сохранения всеобщего миропорядка.

Использованные источники:

1. Герасимов Е.Л., Герасимова Е.М. Роль международных организаций в современных глобальных процессах // Научные труды Белорусского государственного экономического университета. Минск, 2020. С. 146-153.

2. Кварацхелия, Т. Т. Основные причины и проблемы в реформировании ООН // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 732-734.

3. Кондратьева Е.С. Д. Трамп и ООН // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2020. № 2 (42). С. 36-40.

4. Мутагиров Д.З. Необходимость реформирования ООН и пути его реализации (к 70-летию Организации Объединенных Наций) // Политэкс, 2015. Т.11. №3. С. 17-25.

5. Мутагиров Д.З. Необходимость реформирования ООН и пути его реализации (к 70-летию Организации Объединенных Наций) // Политэкс,2015. Т.11. №3. С. 17-25.

6. Путин призвал сохранить ООН, Совбез и право вето. URL: https://rg.ru/2020/10/22/putin-prizval-sohranit-oon-sovbez-i-pravo-veto.html (дата обращения 10.03.2021)

59 Reform of the United Nations. URL: https://new-york-un.diplo.de/un-en/themen/reform-of-the-united-nations/949390 (дата обращения 10.03.2021)

7. Синдеев А.А. Принципы и подходы к решению региональных проблем: США и западные союзники в Совбезе ООН при Д. Трампе // США и Канада: экономика, политика, культура. 2020. Т. 50. № 10. С. 26-44.

8. Юрченко М. ООН - 70: проблемы реформирования. Мировая экономика и международные отношения, 2017, т. 61, № 5, с. 88-98.

9. Bellamy, Alex "The 'Next Stage' in Peace Operations Theory?" International Peacekeeping. 2014. №1. P. 17-18.

10. Claes Nilsson, Kristina Zetterlund. Ready or Not? // Revamping UN Peacekeeping for the 21st Century. 2015. p. 45-62.

11. Reform of the United Nations. URL: https://new-york-un.diplo.de/un-en/themen/reform-of-the-united-nations/949390 (дата обращения 10.03.2021)

12. United Nations. URL: https://new-york-un.diplo.de/un-en/themen/reform-of-the-united-nations/94939430 (дата обращения 10.03.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.