Научная статья на тему 'Особенности редакционной политики в журналах о кино: сравнительный анализ: (на примере журналов «Сеанс»и «Искусство кино»)'

Особенности редакционной политики в журналах о кино: сравнительный анализ: (на примере журналов «Сеанс»и «Искусство кино») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2330
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА / КИНО / РЕДАКЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / "СЕАНС" / "ИСКУССТВО КИНО"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алакшин Александр Александрович

В предлагаемой статье рассматриваются особенности редакционной политики двух новейших российских журнальных изданий, специализирующихся на кинокритике. Автор представляет характеристики подходов редакторских групп в оценке произведений киноискусства. Основной идеей статьи является выявление тенденций развития кино в контексте экономически глобализирующегося мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности редакционной политики в журналах о кино: сравнительный анализ: (на примере журналов «Сеанс»и «Искусство кино»)»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

Алакшин А. А.

ОСОБЕННОСТИ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ЖУРНАЛАХ О КИНО: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (на примере журналов «Сеанс» и «Искусство кино»)

В предлагаемой статье рассматриваются особенности редакционной политики двух новейших российских журнальных изданий, специализирующихся на кинокритике. Автор представляет характеристики подходов редакторских групп в оценке произведений киноискусства. Основной идеей статьи является выявление тенденций развития кино в контексте экономически глобализирующегося мира.

Ключевые слова: журнальная периодика, кино, редакционная политика, массовая культура, «Сеанс», «Искусство кино».

Тема кино широко раскрыта в специальной литературе - среди мнений экспертов и кинокритиков всегда найдется место для непосредственного сотворчества между автором и читателем. Подобная литература, как правило, рассчитана на людей, имеющих базовый уровень знаний в данной специфике, или собирающихся связать в дальнейшем свою жизнь непосредственно с киноискусством. Журнальная периодика в жанровом замысле должна избегать крайностей - по своим сверхзадачам она находится где-то между плоскостями «эксперт -массовый зритель», позволяя профессионалам доносить до массового читателя смыслы, через которые он сможет изменить своё мировоззрение (хотя бы в контексте оценок кинематографа) и перейти в класс киноэкспертов. Сталкиваясь с законами рынка, данная система теряет свою актуальность - освещение тем кино в современной журнальной периодике превращается в красочную рекламу киноновинок сезона с обязательным упоминанием бюджета картины и её потенциала победы на самой престижном конкурсе американских кинонаград - «Оскаре». Другими словами, кино давно перешло из категории, собственно, искусства в состав развлечений [1. С. 336-337]; тексты же рецензий большинства массовых журналов лишь усиливают это впечатление. В результате рождается замкнутый круг оборотов смыслов, благодаря которому неизменно побеждают принципы консьюмеризма и некого трансцендентного эскапизма - в свою очередь, порождающего инфантильные переживания в психике зрителя, и даже его отказа от самоидентификации.

Современный журнальный медиарынок постулирует законы глянцевой промышленности - в том числе и в кинематографической сфере. Главным признаком подобной продукции является концентрированная направленность на потребительские установки аудитории. Рецензенты стремятся познакомить читателя с новинками, не анализируя их содержания и смысловых подтекстов - отзывы часто носят лишь примитивный рекламный характер. Специализированные кинематографические издания, в свою очередь, объединяют аналитикой не только интересующихся кино людей; но, в целом, всех ценителей искусства.

Значительную нишу кинорынка занимают рецензии на кинофильмы в периодической печати. В целом, периодика делится на универсальную и специализированную. Первая даёт читателям некую усредненную модель изданий, работающих по принципу конвейера. Негласный же мотив возникновения подобных публикаций всегда один - потребление ради потребления. Большинство статей этой категории текстов направлены на установку непрерывного поглощения человеческим существом всевозможных благ - т.н. рыночный интерес, который скрывается за глянцевым лоском журналов. Пресса зачастую играет на низменных потребностях человека, утоляя его интерес ко всякого рода сексуальным скандалам и кровавым происшествиям. Большинство универсальных «глянцевых» изданий представляют подобный материал - но с упором на интерес аудитории к атрибутам комфортной жизни, моду на которую они сами и устанавливают.

В редакционную политику подобных журналов не вписываются принципы духовных ориентиров и нравственных идеалов человека -вся эстетика здесь сводится к красивой рекламе очередного предмета потребления.

Главной площадкой нашего искусствоведческого анализа можно назвать два издания: журнал «Сеанс» (выходит с 1989 года) и журнал «Искусство кино» (выходит с 1931 года). Эти образцы специализированной журнальной периодики имеют различия уже в самой фабуле редакционной политики.

С момента своего возникновения, журнал «Сеанс» орентировался на известное французское издание «Cahiers du Cinema» [3. C. 4] -нонконформистское сообщество кинокритиков, часть которых впоследствии сами стали режиссерами - основоположниками кинодвижения т. н. «Новой волны». Спецификой журнала были резкие критические статьи по отношению к господствующему традиционному массовому французскому кинематографу. В противовес обезличенной манере кинопостановок, идеологи «Новой волны» (главным из которых был теоретик кино Андре Базен) признавали только ярко выраженное авторское начало - причем, акцент делался не на сюжете постановки, а на способах и манере её подачи -т. е., на её эстетических особенностях.

Именно «эстетизация» любого киноявления является целеполагающей основой журнала «Сеанс». На фиксировании читателем эстетики выстроено и оформление журнала: большой формат, тяжёлые глянцевые страницы; черно-белые иллюстрации (занимающие иногда целые развороты журнала) словно вырваны из контекста кинодействительности - видеоряд здесь не просто является сопровождением к тексту, а может даже претендовать на художественную значимость отдельно от него. Образцы высокой полиграфической культуры и внушительный вес журнала будто призваны отделить свою аудиторию от посторонних читателей. Мотив «избранности» не оставляет читателя от первой до последней страницы. Тексты, написанные в киноведческой манере, включают в себя как ретроспективный искусствоведческий анализ, так и философские рассуждения, выполненные в форме научного эссе. Целевой аудиторией журнала является закрытая группа синефилов-эстетов, не принимающая в свой круг кого попало. На признак элитарной обособленности публики указывает также и периодичность выхода журнала - все-

го два раза в год. По этой причине рядовой читатель, привыкший получать информацию о кино фрагментарно (например, через интернет-обзоры), без определенного базового киноведческого уровня не сможет осмыслить подавляющее число публикуемых в данном издании статей. Можно с уверенностью констатировать, что журнал «Сеанс» всегда будет «вещью в себе» - саморефлексирующим; но, при этом удивительно цельным и самодостаточным изданием для небольшой группы интеллектуалов.

Аналитический журнал «Искусство кино», напротив, не имеет ярко выраженную сине-фильскую обособленность - его редакционная политика направлена как на киноискусство, так и на общественную жизнь в целом - т.е., на интересы массового зрителя. Кинематограф в контексте этого издания понимается исключительно как социальное явление, а не как сакральное искусство для «посвященных» (прошедших культурную инициацию). Рациональный подход в анализе происходящих в мире киноявлений базируется на социологической основе, в которой отсутствуют художественные и метафизические отвлечения - с одной стороны, это способствует принципам профессиональной модернизации (издание «идет в ногу со временем»); а с другой - загоняет журнал в рамки прагматики. Тем не менее, специфика журнала весьма разнообразна - тут найдётся место не только аналитическим статьям по всем видам искусства или, например, социологическим прогнозам развития; но и публикациям сценариев.

В ситуации быстроменяющейся действительности журнальная периодика неизбежно переживает процессы дифференциации и обособления. Все меньше людей интересуется кино как сферой искусства, а современный кинематограф давно получил ярлык - «эффектная пустота». Можно сказать, что обесценилась сама идея кино как искусства - оно превратилось в экономическую площадку для вложения и извлечения прибыли. Журнальные издания пытаются найти альтернативные выходы из экзистенциально-культурного тупика, но все тщетно - идеи культурного спасения интересны лишь небольшой группе людей так или иначе связанных с искусством.

Журнальная кинопериодика переживает состояние агонии - за последние три года прекратили существование несколько самых известных массовых киножурналов (например, в июне

2013 года закрылось издание «Total DVD»; а уже в июне 2014года - журнал «Empire»); часть из них растворилась в пространстве интернета, попутно потеряв многих преданных читателей. Тенденция умирания киножурналов продиктована стремительно меняющимся духом времени - жизнь с каждым годом усложняется (в т. ч., и в технических аспектах) - у людей остаётся всё меньше времени для осмысления идей из обрушивающихся на них информационных потоков. Глубокий структурированный анализ уступил место кратким информационным сообщениям, что неминуемо привело к девальвации самой идеи кинокритики. К тому же, интернет дал полную свободу для всякого рода профа-наций - рецензии, например, теперь могут составлять даже не имеющие базового школьного образования зрители.

Журналы «Сеанс» и «Искусство кино» избежали участи закрытия благодаря неизменному количественному проценту своей аудитории. Данным изданиям не нужно идти на поводу жизненных реалий и менять свою концепцию -

поскольку, они являются «элитарными». Возможно, это один из самых поразительнейших примеров демассификации [2. С. 262-280] российской журнальной периодики. Несмотря на то, что кинематограф является самым «массовым» из всех видов искусств, для интеллектуальной элиты он всегда будет неким сакральным пространством «избранных» - по этой причине, видимо, киножурналы никогда не потеряют своей актуальности и художественной значимости.

Список литературы

1. Разлогов, К. Э. Мировое кино: история искусства экрана [Текст] / К. Э. Разлогов; Рос. ин-т культурологии. - М. : Эксмо, 2011.

2. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2010.

3. Le tour de France // Сеанс. - 2010. - № 49/50.

Alakshin A. A.

FEATURES OF AN EDITORIAL POLICY IN THE MAGAZINE OT THE MOVIE FIELD: A COMPARATIVE ANALYSIS ("SEANCE» AND «THE ART OF CINEMA»)

This article discusses the features of the editorial policy of the two latest Russian journals specializing in film critic. The author presents the characteristics of the approaches editorial groups in the evaluation of works of cinema. The main idea of the article is to identify trends in the development of cinema in the context of an economically globalized world.

Keywords: magazine of arts, movies, editorial policy, mass culture, «Seance», «The Art of Cinema».

References

1. Razlogov, K. E. (2011) Mirovoye kino: istoriya iskusstva ekrana [=World Cinema: art history of movie]; Ros. in-t kul'turologii; Eksmo, Moscow (in Russ.).

2. Toffler, E. (2010) Tret'ya volna [The third wave], OOO «Firma «Izdatel'stvo ACT», Moscow (in Russ).

3. "Le tour de France" (2010), in: Séance, N 49/50 (in Russ.).

Алакшин Александр Александрович, магистрант 2-го года обучения направления «журналистика» ЧелГУ.

al.al.al.90@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.