Научная статья на тему 'Особенности редакторской подготовки издания для дошкольников'

Особенности редакторской подготовки издания для дошкольников Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1105
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности редакторской подготовки издания для дошкольников»

Особенности редакторской подготовки издания

для дошкольников

А.В. Вялитова,

студентка группы Дирпки-5-1

Редактирование литературы для детей - особое направление в издательской деятельности. Книга играет немалую роль в формировании личности ребенка, и редактор несет ответственность за то издание, которое попадает в руки маленького человека. Наша цель -показать характер работы редактора (это касается прежде всего критериев оценки) с иллюстрациями преимущественно для таких книг, которые детям читают взрослые, учитывая особенности возрастного восприятия, функции иллюстраций и их виды.

Уже с двух-трех лет ребенок листает книгу, играет с ней, отыскивает знакомые картинки, делает вид, что читает, повторяет запомнившиеся отрывки из чтения родителей. В раннем детстве, от трех до шести лет, формируются основные черты характера, складывается определенное отношение к окружающему. Эта читательская категория нуждается в книгах, которые раскрывают и объясняют все, что происходит вокруг. Окружающий ребенка мир должен быть в поле зрения автора и художника, издающего книгу [2, с. 13-15].

Нельзя забывать, что «книга с картинками - это первое соприкосновение маленького человека, еще прежде, чем он научится читать, с изобразительным искусством, живописью и рисунком» [3, с. 173]. Иллюстрирование книг для детей - задача особенно ответственная. Ведь разглядывание картинок является первой большой школой видения. Эстетическое воспитание ребенка начинается с книжных иллюстраций [3, с. 176].

«В основе оценки иллюстрации, как и любого элемента издания, редактор исходит из особенностей субъектно-объектных отношений, определяющих книгу, - пишет С.Г. Антонова. - Качество составля-

ющих эти отношения связей определяет особенности работы над отдельными элементами издания. Кроме того, специфика подготовки издания вытекает из характеристик процесса интерпретации произведения литературы» [1, с. 94]. Можно предположить, что вариантов интерпретации может быть очень много, потому что каждый художник видит произведение иначе, открывает в нем что-то новое. В книгах для детей художественная интерпретация имеет особенно большое значение, так как там иллюстрации часто оказываются или важнее текста, или не менее значимыми, чем сам текст. С.Г. Антонова так определяет характер взаимодействия редактора и художника: «Подготовку произведения литературы к печати можно рассматривать как интерпретацию редактором и художником его смысла или внешних признаков средствами книгоиздания или книжной графики. В какой-то точке позиции редактора и художника сходятся, так как и тот, и другой ориентируются в своем понимании произведения и в его интерпретации на читателя», - пишет С.Г. Антонова [1, с. 94]. Из этого ясно, сколь значительная роль принадлежит редактору в ходе подготовки детской книги, которая требует особого взаимодействия редактора и художника.

Итак, иллюстрации могут быть:

• объективным, точным истолкованием текста, когда художник во всех мельчайших деталях следует указаниям автора;

• ассоциативным вариантом, параллельным авторскому;

• аллегорией, когда образ зашифрован и выражен иносказанием;

• свободной субъективной интерпретацией.

Иллюстрации в книгах для дошкольников должны доносить

до малышей явления окружающего мира в соответствии с их непосредственным восприятием. Интерпретация художественного образа должна быть яркой и запоминающейся. Форма изображения должна быть ясной и простой. Стоит избегать сложных ракурсов, лучше использовать профильное изображение, показывая животных и другие объекты в максимально характерном повороте, это отвечает специфике детского восприятия и удобству показа движений персонажей, что особенно привлекает ребят в картинках. Следовательно, иллюстрация для дошкольника должна быть объективным, точным истолкованием текста, когда художник во всех мельчайших деталях следует указаниям автора. Мы также считаем допустимым второй вариант, когда иллюстрации будут ассоциативным вариантом, параллельным, но очень близким авторскому, ведь сущность детской книги предполагает использование условных художественных решений в работе над изданием [5, с. 32-33].

В рисунке для малыша следует выделить главное в изображаемом. Существенное от второстепенного ребенку самому отличить крайне сложно. Часто, даже восприняв это существенное, он быстро пере-

ключается на осмысление деталей явления, забывая о главном. О.А. Кам-кин называет логику дошкольника упрощенной, основанной на прямом, непосредственном сопоставлении фактов и впечатлений [4, с. 197].

Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте иллюстрации воспринимаются как часть жизни. Образы персонажей в книге для детей должны быть эмоционально насыщенными. Тогда рисунок обратит на себя внимание ребенка. Фотографическая натуральность образов может расстроить малыша и помешать восприятию сюжета. О.А. Камкин замечает, что реакция ребенка на иллюстрацию менее активна внешне, чем на произошедшее в кино или театре, но это только внешнее спокойствие, так как ребенок сознает, что герою в картинке уже ничем не поможешь, если с ним что-нибудь случилось [4, с. 199]. Посмотреть на книгу глазами ребенка - вот главная задача редактора на этапе подбора иллюстративного материала.

Для нас, взрослых, обычные явления и вещи привычны, не требуют объяснений, но для дошкольника это целый новый мир. Мы должны помнить о замечательной детской способности - способности удивляться, она стимулирует восприятие информации, вызывает интерес к чтению и познанию. Но удивлять ребенка тем, например, что волк похож на лису, не стоит. Ведь не художник и не редактор будут потом объяснять малышу, что «этот волк неправильный».

Основные требования к иллюстрациям в книгах для дошкольников выделил замечательный художник детской книги В.М. Ко-нашевич [7]:

• иллюстрации должны быть связаны с замыслом писателя, должны помочь ребенку понять основные моменты содержания книги;

• должны подсказать, как относится автор к героям и их поступкам, дополняя этим смысл текста;

• иллюстрацию должны формировать такие факторы, как возраст читателя, вид издания и специфика содержания произведения.

Формируя критерии оценки иллюстраций, редактор учитывает их главные функции: познавательную, дополняющую, эстетическую, воспитательную [2, с. 80-83]. Познавательная функция иллюстрации заключается в том, чтобы доступным для читателя способом раскрыть знания об окружающем мире. Книжные картинки незаменимый помощник родителей для ответов на тысячи «почему». Поэтому важно, чтобы любая иллюстрация в книге для дошкольников имела познавательный характер, могла пополнить багаж знаний малыша.

«Ученые и педагоги отмечают, что эффективность восприятия дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое. Рисунок и слова в детской книге органически взаимосвязаны» [2, с. 80].

Для ребенка текст без иллюстраций не был бы так выразителен, рисунки дополняют основной текст произведения, делают его понятнее для юного читателя. Герои иллюстраций должны быть и героями текста, но, к сожалению, редакторы и художники зачастую забывают о том, что текст и иллюстрации - единый организм, а не приложения друг к другу и, поддаваясь своей фантазии, делают иллюстрации результатом свободной субъективной интерпретацией, которая ребенку будет попросту не ясна.

Книжная иллюстрация формирует художественный вкус, развивает эстетические чувства и воображение. Эстетика рисунка делает книгу привлекательной и интересной для ребенка. Конечно, ребенок не может понять, какие иллюстрации выполняют нужные функции, а какие -нет, но он тянется прежде всего за красочностью и выразительностью. Задача художника и редактора сделать такую книгу, к которой ребенок будет с наслаждением возвращаться снова и снова для того, чтобы увидеть те самые рисунки. Уже в зрелом возрасте многие из нас открывают свои детские книги, просматривают иллюстрации и вспоминают то чувство радости, удивления и восхищения, которое вызывали у нас герои, смотрящие с картинок любимых книг.

Воспитательная функция иллюстраций осуществляется благодаря связи иллюстраций с воспитательной идеей, отраженной в основном содержании книги. Через рисунок маленький читатель лучше воспринимает какие-либо оценочные моменты, у него формируется определенное отношение к поступкам героев, которое закрепляется с помощью зрительных образов. Иллюстрация служит для ребенка подсказкой, ведь без сопутствующего тексту рисунка ему еще сложно дать общую оценку ситуации.

На наш взгляд, иллюстрации в детских книгах выполняют воспитательную функцию благодаря трем предыдущим, ведь рисунки усиливают действие слов, помогают ребятам лучше усвоить основной смысл текста.

Следует также учитывать, какую роль играет цвет. Цвет -это одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимают дети. В три года ребенок уже может самостоятельно выбрать красный, желтый и зеленый цвета. К пяти годам у детей развивается желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им разнообразные названия, за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Конечно, у всех детей она может быть разная. Но определяются наиболее часто встречающиеся. Красный ассоциируется с Дедом Морозом, с помидорами, оранжевый с апельсинами, желтый с солнцем, с ромашкой, зеленый с лягушкой и с травой, голубой с небом и с водой, синий с морем, фиолетовый со свеклой и баклажаном.

К четырем-пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. На этом этапе родители, используя книжные иллюстрации, могут обращать внимание ребенка на связь цветов рисунков с явлениями окружающего мира. Редактору следует отбирать для дошкольников иллюстрации с естественными, но яркими цветами [6].

Исходя из функций иллюстраций и с учетом возрастных особенностей, редактор осуществляет оценку иллюстраций. Редактору следует рассмотреть:

1) достоверность изображаемых предметов, их схожесть с реальными предметами и явлениями, узнаваемость;

2) целостность иллюстративного ряда. Предполагает общую манеру художников для всех иллюстраций: степень детализации объектов, композиционное построение каждого рисунка, гармония цветового решения должны быть сходными. Благодаря этому ребенок может составить общее представление о содержании книги;

3) эстетическую ценность иллюстраций. Редактор не должен полностью доверять профессиональному вкусу художника, ошибкой будет полагать, что иллюстратор наверняка лучше разбирается в эстетике детского рисунка. Хотя это очень сложный вопрос, хорошая детская книга возможна только как результат сотрудничества художника и редактора.

В заключение вновь обратимся к высказываниям С.Г. Антоновой: «Рассматривая книгу как процесс, редактор и художник могут решить многие задачи усиления понимания читателем произведения литературы. Пространство книги организовано как путь, создает определенные условия и вехи движения по нему. Книга - это единое целое, стройная система от начала до конца, прививающая ребенку культуру восприятия, отношения к ней как некоей гармоничной целостности» [1]. В нашей работе мы попытались показать основные направления работы редактора как организатора пространства детской книги. Еще раз подчеркнем его особую роль: «Есть ограниченное искусство и слабая литература; наши полки уставлены детскими книгами, которые, кажется, и делали для того, чтобы их один раз прочитали. Но есть и другие, они зовут к себе снова и снова» [3]. Задача редактора в том, чтобы выпустить ту самую «другую» книгу, которая будет верным помощником на протяжении нескольких поколений.

Библиографический список

1. Антонова С.Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания. Редакторские аспекты / С.Г. Антонова // Книга: Ис-след. и материалы. - 2001. - Сб. 79. - С. 94-107.

2. Антонова С.Г Книга для детей. Вопросы типологии и издания / С.Г. Антонова. - М., 1995. - 100 с.

3. Детская книга вчера и сегодня / сост. Э.З. Ганкина. - М., 1988. - 311 с.

4. Камкин O.A. Об иллюстрациях в детской книге / O.A. Кам-кин // Книга: Исспед. и материалы. Сб. 4. - М., 1961. - С. 196-208.

5. Кириллова О.С. Иллюстрирование сказочной литературы для детей. Методологический аспект : учеб. пособие / О.С. Кириллова. -Волгоград, 2004. - 176 с.

6. Цвет и его особенности [Электронный ресурс] // Православный образовательный портал «Слово». - М., 2009. - URL: http:// old.portal-slovo.ru/rus/infant_education/2390/3165/, свободный.

7. Конашевич В.О. О себе и своем деле / В.О. Конашевич. -М., 1968. - 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.