Научная статья на тему 'Особенности речевого развития детей-близнецов, родившихся в результате вспомогательных репродуктивных технологий'

Особенности речевого развития детей-близнецов, родившихся в результате вспомогательных репродуктивных технологий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1076
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРАКОРПОРАЛЬНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ / ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ / БЛИЗНЕЦЫ / РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / XTRACORPORAL FERTILIZATION / CHILDHOOD / TWINS / SPEECH DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Орлова Ольга Святославна, Печенина Вероника Арнольдовна

Рассматриваются особенности речевой функции у детей-близнецов, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения. Авторы предполагают, что развитие речи является «зоной риска» для данного контингента детей. Согласно предварительным выводам, характер речевых нарушений у ЭКО-близнецов принципиально не отличается от нарушений речи у близнецов, зачатых в естественном цикле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Орлова Ольга Святославна, Печенина Вероника Арнольдовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SPEECH DEVELOPMENT OF TWINS, BORN AS A RESULT OF ASSISTED REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES

The article discusses the peculiarities of speech function in children twins born as a result of in vitro fertilization. The authors suggest that the development of speech is the “risk zone” for this group of children. According to preliminary conclusion, the nature of speech disorders in IVF twins is not fundamentally different from speech disorders in twins conceived in the natural cycle.

Текст научной работы на тему «Особенности речевого развития детей-близнецов, родившихся в результате вспомогательных репродуктивных технологий»

УДК 612.825.249-055.76

ББКР731.9 ГСНТИ14.

О. С. Орлова, В. А. Печенина Россия, Москва

7.03 Код ВАК 13.00.01; 13.00.03 О. S. Orlova, V. A. Pechenina

Russia, Moscow,

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ-БЛИЗНЕЦОВ, РОДИВШИХСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

PECULIARITIES OF SPEECH DEVELOPMENT OF TWINS, BORN AS A RESULT OF ASSISTED REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES

Аннотация. Рассматриваются особенности речевой функции у детей-близнецов, рожденных в результате экстракорпорального оплодотворения. Авторы предполагают, что развитие речи является «зоной риска» для данного контингента детей. Согласно предварительным выводам, характер речевых нарушений у ЭКО-близнецов принципиально не отличается от нарушений речи у близнецов, зачатых в естественном цикле.

Ключевые слова: экстракорпоральное оплодотворение; детский возраст; близнецы; речевое развитие.

Сведения об авторе: Орлова Ольга Святославна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: заведующий кафедры логопедии Московского гуманитарного государственного университета им. М. А. Шолохова; ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России», г. Москва.

Сведения об авторе: Печенина Вероника Арнольдовна.

Место работы: аспирант кафедры логопедии Московского гуманитарного государственного университета

им. М. А. Шолохова, г. Москва

Контактная информация: 109240,

E-mail: os_orlova@mail.ru.

Реалии настоящего времени таковы, что в нашей стране, как и

© Орлова О. С., Печенина В. А., 2014

Abstract. The article discusses the peculiarities of speech function in children — twins born as a result of in vitro fertilization. The authors suggest that the development of speech is the "risk zone" for this group of children. According to preliminary conclusion, the nature of speech disorders in IVF twins is not fundamentally different from speech disorders in twins conceived in the natural cycle.

Key words: extracorporal fertilization; childhood; twins; speech development.

About the author: Orlova Olga Svyatoslavovna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Head of Department of Logopedics, Moscow State Humanitarian University named after M. A. Sholokhov, Federal Research Clinical Otolaryngology Centre, Moscow, Russia.

About the author: Pechenina Veronika Arnoldovna, Post-graduate Student.

Place of employment: Department of Logopedics, Moscow State Humanitarian University named after M. A. Sholokhov, Moscow. Москва, ул. Ташкентская, 18, к. 4.

во всем мире, широкое применение получают современные технологии

50

Специальное образование. 2014. № 4

искусственного оплодотворения для лечения бесплодного брака, так как отмечается рост бесплодия у населения детородного возраста, которое объясняется разными неблагоприятными факторами. Вспомогательная репродукция — одно из выдающихся достижений медицины XX в. Сегодня практически любое бесплодие может быть преодолено с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) и основанных на этом методе вспомогательных репродуктивных технологиях (ВРТ).

Многоплодные роды в результате применения ВРТ составляют около 30 %. То, что многоплодная беременность сопровождается высоким риском рождения детей недоношенными и незрелыми, являются одной из основных проблем вспомогательных репродуктивных технологий.

В зарубежной и отечественной литературе основное внимание уделяется течению раннего неона-тального периода и психическому здоровью близнецов, рожденных с помощью экстракорпорального оплодотворения. Анализ литературы последних лет свидетельствует о высоком риске у них задержки психомоторного развития [11, с. 14]. Состояние речевой функции и познавательного развития у детей, рожденных с помощью новых репродуктивных технологий, практически нигде не отображено и не изучено.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что речь играет исключительно важную роль в

формировании высших психических процессов. «Выполняя функцию общения ребёнка со взрослыми, она служит базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, влияет на развитие личности в целом» [2, с. 38].

Наибольшее внимание в литературе уделяется медицинским аспектам развития близнецов. Многие исследователи в своих работах освещают особенности формирования их высших психических функций, характера, поведения, а также общего психофизического развития [4; 5; 7; 8; 9].

Ранние исследования детей, родившихся в результате ЭКО, демонстрировали не очень благоприятную статистику [1, с. 22]. Многочисленные современные исследования, посвященные соматическому здоровью ВРТ-детей, уровню их психического, интеллектуального и речевого развития, показывают более обнадеживающие результаты благодаря пристальному вниманию врачей, узких специалистов всех уровней к данному контингенту детей и большой заинтересованности родителей. Дети после ВРТ — всегда желанные, о них заботятся, следят за их здоровьем, развитием, образованием.

Специалистами отмечено, что все близнецы имеют задержку вербального интеллекта, особенно отставая в заданиях на аналогии, классификацию, обобщение и объем словаря. Но лишь у монозиготных близнецов выявлена задержка в развитии также невербальных

Специальное образование. 2014. № 4

51

функций, особенно зрительно-моторной координации [3, с. 22]. На современном этапе развитие монозиготных (однояйцовых, идентичных) и дизиготных (двуяйцо-вых, неидентичных) близнецов как в познавательной, так и в эмоционально-личностной и социальной сферах рассматривают исходя из особенности «близнецовой ситуации», которая, наряду с влиянием факторов повышенного биологического риска, является центральной «психологической» причиной своеобразия постнатального развития близнецов [14, с. 126].

Эффектом «близнецовой ситуации» нередко являются аномалии и задержка развития речи [12, с. 69]. Начало развития речи у близнецов несколько запаздывает. R. Zazzo (1968) отметил задержку речевого развития у близнецов — у мальчиков чаще, чем у девочек (соответственно в 33,7 % и 24,8 % случаев) [16, с. 18]. М. L. Mittler (1970) удалось выявить, что в речевом развитии близнецов имело место отставание приблизительно на 6 месяцев по сравнению с одиноч-норожденными детьми того же возраста, которое зависело от размера семьи и ее социального положения. Речевое развитие на ранних этапах онтогенеза задерживается у 35,9 % монозиготных и у 27,4 % дизиготных близнецов, а среди одиночно-рожденных — лишь у 2,0 %. Фразовая речь у обследуемых близнецов в среднем формируется к 23,5 месяца (к 25,2 месяца — у монозиготных, к 21,7 месяца — у дизиготных близнецов). У вторых по рождению

монозиготных близнецов становление фразовой речи происходит позже, чем у первых по рождению. Среди дизиготных близнецов фразовая речь формируется несколько позже у первых из пары по рождению [15, с. 359].

У близнецов с задержкой развития фразовой речи наблюдают замедленный темп речевого развития, и в дальнейшем они медленно пополняют запас слов, длительно сохраняют примитивные короткие фразы. Это часто сочетается с малой общительностью, чрезмерной застенчивостью, робостью, боязливостью. Близнецы, особенно монозиготные, с трудом привыкают к изменению обстановки, к коллективу, что можно объяснить «близнецовой ситуацией», речевыми задержками.

Одной из особенностей развития речи близнецов является крип-тофазия, их собственный интимный язык, полный непонятных окружающим неологизмов. Понятие криптофазии аналогично введенному А. Р. Лурия (1979) понятию автономного языка. При этом с другими близнецы разговаривают на обыкновенном языке, уровень развития которого очень низок. Криптофазию отмечают у 47,9 % монозиготных близнецов, у 27,4 % однополых дизиготных близнецов и у 7,8 % разнополых дизиготных близнецов. Задержка в развитии речи часто сочетается с тенденцией к криптофазии, но может наблюдаться и без нее. Порогом задержки речевого развития считают возраст около 3 лет. У мальчиков задержка

52

Специальное образование. 2014. № 4

развития речи обычно более выражена [10, с. 43].

Однако в доступной нам литературе мы не нашли данных о состоянии звукопроизношения близнецов в детском возрасте, что представляет несомненный интерес. Нами обследовано 132 ребенка, посещающих группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи дошкольных учреждений Ступинского муниципального района Московской области. Под нашим наблюдением находятся 30 детей, родившихся в результате ЭКО; близнецы в этой группе составляют 87,5 %, а также 18 пар близнецов и 66 одиночнорожденных детей, зачатых в естественном цикле. Нас интересует, являются ли нарушения в познавательном и речевом развитии следствием экстракорпорального оплодотворения, особенностей раннего неонатального развития, состоянием близнецовой ситуации. Выборочное когортное наблюдение за близнецами 3—7 лет, воспитанниками дошкольных образовательных учреждений, комплексная оценка уровня их речевого развития по адаптированной методике О. Б. Иншаковой [6, с. 279] позволяют сделать вывод, что у 85 % детей изучаемой категории есть нарушения речи различной степени тяжести.

Если в семье родились близнецы, то это вовсе не означает, что развитие речи у них неизбежно будет отставать от нормы. Несмотря на то, что в исследованиях, посвященных этой проблеме, средний

показатель развития речи в группе близнецов был, как правило, ниже, чем в группе одиночнорожденных детей, среди близнецов было немало детей с достаточно высоким уровнем речевого развития. Факт того, что трудности при овладении речью наблюдаются у близнецов заметно чаще, чем у других детей, наводит на мысль, что развитие речи является «зоной риска» для близнецов [13, с. 511].

На текущий момент можно сделать предварительные выводы о том, что характер речевых нарушений у ЭКО-близнецов принципиально не отличается от нарушений речи у близнецов, зачатых в естественном цикле. Раннее выявление речевой патологии и своевременная коррекция позволяют к началу школьного обучения избежать трудностей освоения программы по русскому языку и преодолеть системное недоразвитие.

По данным многочисленных исследований недостатки, сформировавшиеся в раннем возрасте, с трудом поддаются исправлению на последующих этапах, таким же образом и положительные свойства, приобретенные в этом возрасте, остаются с человеком на всю жизнь. Следовательно, «отдача» от эффективных коррекционных программ речевого развития детей может быть весьма велика. Иными словами, в период с рождения до пяти лет ребенок наиболее активно формируется и развивается. Если в этот период жизни он получает достаточную и качественную поддержку развития в смысле познания

Специальное образование. 2014. № 4

53

мира, развития языковых, двигательных, адаптивных навыков, а также социально-эмоционального функционирования, то его шансы на успех в школе, а затем и в общественной жизни намного возрастают.

Литература

1. Бахтиярова, В. О. Состояние здоровья детей, родившихся в результате эктракорпорального оплодотворения и искусственной инсеминации : автореф. дис. ... канд. мед. наук / В. О. Бахтиярова. — М., 1993,— 22 с.

2. Выготский. Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М. : Лабиринт, 1996. — 38 с.

3. Гончарова, О. В. Состояние здоровья и пути реабилитации детей с речевыми нарушениями : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Гончарова О. В. — М., 1999.—22 с.

4. Егорова, М. С. Генотип. Развитие. Среда / М. С. Егорова, М. Н. Зырянова, О. В. Паршикова, С. Д. Пьянкова, Ю. Д. Черткова. — М. : ОГИ, 2004. — 18 с.

5. Евсюкова, И. И. Состояние новорожденных и их дальнейшее развитие при многоплодной беременности после ЭКО / И. И. Евсюкова, Н. А. Маслянюк // Проблемы репродукции. — 2005. — №2.-28 с.

6. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда / О. Б. Иншакова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 279 с.

7. Канаев, И. И. Близнецы и генетика / И. И. Канаев. — Л. : Наука, 1968.—24 с.

8. Кочубей, Б. И. Близнецы: проблемы воспитания и развития / Б. И. Кочубей, В. В. Семенов. — М. : Знание, 1985. —75 с.

9. Липовецкая, Н. Г. Постнатальное развитие близнецов / Н. Г. Липовецкая. — М. : Медицина, 1977. — 40 с.

10. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка /

A. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович. — М. : 1979.—43 с.

П.Мансимова, В. О. Состояние здоровья и качество жизни недоношенных детей грудного возраста, родившихся после экстракорпорального оплодотворения : автореф. дис. ... канд. мед. наук /

B. О. Мансимова —М., 2012. — 14 с.

12. Особенности развития близнецов / под ред. Г. К. Ушаковой. — М. : Медицина, 1977. — С. 69—70.

13. Сибурина, А. Ю. Я или МЫ: Как растить близнецов / А. Ю. Сибурина. — М. : Генезис, 2008. — 511с.

14. Чернов, Д. Н. Речевое развитие детей-близнецов / Чернов Д. Н. — М. : МГППУ, 2009. — 126 с.

15. Mittier, P. Language development in young twins: Biological, genetic and social aspects / P. Mittier // Acta geneticae medicae et gemellologicae. — 1976. — Vol. 25,—P. 359—365.

16. Zazzo, R. Les jumeaux, le couple et la personne. Vol. 1—2. — Paris, 1960 ; в рус. пер. — Стадии психического развития ребенка // Развитие ребенка. — М., 1968.— 18 с.

54

Специальное образование. 2014. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.