Научная статья на тему 'Особенности реализации законодательства о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд в Республике Крым'

Особенности реализации законодательства о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд в Республике Крым Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
541
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАКУПОК В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ / FEATURES OF THE PROCUREMENT IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максименко Юрий Андреевич

В данной статье рассматривается особенность нормативно-правовых актов, принятых на территории Республики Крым, для реализации законодательства о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Максименко Юрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации законодательства о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд в Республике Крым»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Features of the implementation of the contract procurement law for state and municipal needs Republic of Crimea Maksimenko Yu.

Особенности реализации законодательства о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд в Республике Крым Максименко Ю. А.

Максименко Юрий Андреевич /Maksimenko Yuriy - магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Крымский юридический институт (филиал) Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, г. Симферополь

Аннотация: в данной статье рассматривается особенность нормативно-правовых актов, принятых на территории Республики Крым, для реализации законодательства о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд.

Abstract: this article discusses the specificity regulatory legal acts adopted in the Republic of Crimea, for the implementation of the contract system purchases for state and municipal needs legislation.

Ключевые слова: особенности проведения закупок в Республике Крым. Keywords: features of the procurement in the Republic of Crimea.

Вследствие перехода Республики Крым и г. Севастополя под юрисдикцию Российской Федерации, на территории новообразованных субъектов установлен переходный режим, в рамках которого законодательными и исполнительными органами власти Республики Крым принят ряд нормативно-правовых актов, обеспечивающих эффективное использование бюджетных средств на территории Республики Крым, а также недопущение перебоев в обеспечении необходимыми товарами, работами и услугами для государственных и муниципальных нужд. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отношении данных закупок применялось с особенностями. В данной статье в хронологическом порядке проведен сравнительный анализ нормативных правовых актов, принятых на территории Республики Крым, регулирующих государственные закупки, принятых до вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1 (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), а также обозначены государственные органы, осуществляющие контроль, надзор и государственное регулирование контрактной системы закупок для нужд заказчиков Республики Крым. Так, Государственным Советом Республики Крым было принято Постановление от 26 марта 2014 года № 1844-6/14 «Об особенностях осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в переходный период» (далее - Постановление ГС РК № 1844-6/14)2. Данным постановлением Государственный Совет Республики Крым предусматривал особенности осуществления государственных закупок товаров, работ и услуг за бюджетные средства на территории Республики Крым в переходный период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации. Следует выделить основные аспекты данного постановления, предусмотренные законодателем:

- стоимость предмета закупки, сумма предложения конкурсных торгов, а также сумма договора определяются в российских рублях;

- рамочные соглашения, договора о закупке, заключенные до вступления в силу Постановления ГС РК № 1844-6/14, сохраняют свою силу и исполняются сторонами в

1 Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

2 Постановление ГС РК от 26 марта 2014 года № 1844-6/14 «Об особенностях осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в переходный период».

соответствии с условиями указанных договоров и соглашений, если стороны таких соглашений, договоров не пришли к иному;

- Совету министров Республики Крым поручено разработать в месячный срок и внести на утверждение Государственного Совета Республики Крым проект Временного положения о государственных закупках на территории Республики Крым с учетом норм законодательства Российской Федерации и организационно-технических особенностей функционирования веб-портала государственных закупок в Республике Крым.

Таким образом, Постановление ГС РК № 1844-6/14 действовало до принятия Государственным Советом Республики Крым нового Постановления ГС РК от 9 июля 2014 года № 2353-6/141 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Государственного Совета Республики Крым» (далее - Постановление ГС РК № 2353-6/14). Новым постановлением законодатель поручил Совету Министров Республики Крым разработать и утвердить положение о закупке товаров, работ и услуг на территории Республики Крым.

С целью реализации Постановления Государственного Совета Республики Крым № 2353-6/14, Советом Министров Республики Крым утверждено Постановление СМ РК от 09.07.2014 г. № 1902 «Об утверждении Положения о закупке товаров, работ и услуг на территории Республики Крым в переходный период» (далее - Постановление СМ РК № 190), применяемое ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 400 тысяч российских рублей, а работ - 4 миллиона российских рублей.

Отличительным критерием 190 Постановления СМ РК от Федерального законодательства, регулирующего систему закупок, является возможность проведения закупок без проведения процедуры торгов.

В конце 2014 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 44-ФЗ»3 в частности охватывающий определение особенностей применения законодательства о контрактной системе закупок на территории Республики Крым. Следовательно, под основной особенностью проведения закупок на территории Республики Крым стоит понимать альтернативу выбора между применением норм Федерального закона № 44-ФЗ и постановлений, принятых на территории Республики Крым. Данной возможностью заказчики могли воспользоваться в период до 30 июня 2015 года (государственные учреждения), до 31 декабря 2015 года (муниципальные учреждения). Дополнительно предусмотрено, что с 1 июля 2015 года положения Федерального закона № 44-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Крыма и Севастополя, а также к отношениям, связанным с обеспечением мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

Вместе с тем до 31 декабря 2016 года высшие исполнительные органы государственной власти Крыма и Севастополя вправе установить обязанность планирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ на основании положений Федерального закона № 44-ФЗ.

С учетом возможности реализации упрощенного порядка государственных закупок в Крыму, на смену Постановлению № 190, Совет министров Республики Крым принимает Постановление СМ РК от 4 февраля 2015 г. № 25 «Об утверждении Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Республики Крым в 2015 году»4 (далее - Постановление № 25), благодаря которому у заказчиков появляется возможность своевременного освоения бюджетных средств, и проведение процедур в установленные законодательством сроки.

Исходя из вышеизложенного, государственные закупки на территории Республики Крым с 01.01.2016 года должны осуществляться исключительно в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ, но Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 96-ФЗ «О внесении изменений в статью 112 Федерального закона

1 Постановление ГС РК от 9 июля 2014 года № 2353-6/14.

2 Постановление Совета Министров Республики Крым от 09.07.2014 г. № 190.

3 Федеральный закон от 31.12.2014 № 498 «О внесении изменений в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

4 Постановление Совета Министров Республики Крым от 4 февраля 2015 г. № 25 «Об утверждении Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Республики Крым в 2015 году».

№ 44-ФЗ», которым переходный период применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на территории Республики Крым и г. Севастополя продлен до 01.01.2017 года.

Уполномоченные органы Республики Крым в сфере государственных закупок.

Наряду с особенностями реализации законодательства о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд в Республике Крым следует выделить распределение функций государственных органов в осуществлении контроля, надзора и государственного регулирования закупок на территории Республики Крым.

Осуществление контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Республике Крым, выполнение функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации на территории Республики Крым возлагается на Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России);

2. Комитет Конкурентной политики Республики Крым (утв. Постановлением Совета Министров Республики Крым от 06.08.2014 г. № 2511) осуществляет государственное регулирование контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд заказчиков Республики Крым, внебюджетных учреждений, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнительных органов государственной власти Республики Крым, государственных казенных учреждений Республики Крым, бюджетных учреждений Республики Крым, муниципальных образований (в отдельных случаях) и т.д. Выполняет задачи по обеспечению реализации государственной политики в сфере закупок для обеспечения нужд Республики Крым, организации мониторинга закупок для обеспечения нужд Республики Крым, методологическому сопровождению деятельности заказчиков, определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, формированию конкурентной среды на территории Республики Крым и развитию информационного пространства в области иных конкурентных процедур;

3. Служба финансового надзора Республики Крым, (в рамках полномочий, определенных Постановлением СМ РК от 19 августа 2014 года № 285 «Об утверждении Порядка осуществления Службой финансового надзора Республики Крым полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю»2) наделена полномочиями по надзору и контролю в сфере закупок на территории Республики Крым;

4. Счетная палата Республики Крым (в рамках полномочий, закрепленных в ст. 13 Закона Республики Крым от 20 ноября 2014 г. N 9-ЗРК/2014 «О Счетной палате Республики Крым»3) осуществляет проведение аудита в сфере закупок с целью анализа и оценки результатов закупок, достижения целей осуществления закупок на территории Республики Крым, таким образом в связи с вступлением в силу Федерального закона от 5 апреля 2016 № 96-ФЗ, внесены изменения в статью 112 Федерального закона № 44-ФЗ, в которой указано, что положения Федерального закона № 44-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также к отношениям, связанным с обеспечением мониторинга, аудита и контроля в сфере указанных закупок с 1 января 2017 года.

Исходя из этого, аудит эффективности в сфере закупок будет осуществляться Счетной палатой Республики Крым с 1 января 2017 года.

5. В рамках противодействия коррупции, проявления которой могут наблюдаться в сфере исполнения бюджетного, антимонопольного, законодательства контрактной системы закупок для государственных и муниципальных нужд, в структуре Прокуратуры Республики Крым создано Управление по надзору за исполнением федерального законодательства. Управление правомочно осуществлять необходимые мероприятия по противодействию коррупции в сфере исполнения соответствующего законодательства во взаимодействии с иными профильными надзорными подразделениями Генеральной прокуратуры РФ.

Литература

1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок

товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

1 Постановление Совета Министров Республики Крым от 06.08.2014 г. № 251.

2 Постановление Совета Министров Республики Крым от 19 августа 2014 года № 285.

3 Закон Республики Крым от 20 ноября 2014 г. № 9-ЗРК/2014 «О Счетной палате Республики Крым».

2. Внеочередное заседание ГС РК от 26.03.2014 г., восьмая сессия (с 19.02.2014-25.06.2014 г.), У1-й созыва 2010-2014 гг. Постановление ГС РК от 26 марта 2014 года № 1844-6/14 «Об особенностях осуществления государственных закупок на территории Республики Крым в переходный период».

3. Постановление Государственного Совета Республики Крым от 9 июля 2014 года № 2353-6/14.

4. Постановление Совета Министров Республики Крым от 09.07.2014 г. № 190.

5. Федеральный закон от 31.12.2014 № 498 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

6. Постановление Совета Министров Республики Крым от 4 февраля 2015 г. № 25 «Об утверждении Порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Республики Крым в 2015 году».

7. Постановление Совета Министров Республики Крым от 06.08.2014 г. № 251.

8. Постановление Совета Министров Республики Крым от 19 августа 2014 года № 285.

9. Закон Республики Крым от 20 ноября 2014 г. № 9-ЗРК/2014 «О Счетной палате Республики Крым».

10. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.