ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ РОССИИ В ЕВРОПЕЙСКОМ НАПРАВЛЕНИИ С УЧЕТОМ РАСШИРЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
А.А. ЯКОВЛЕВ
кандидат экономических наук, доцент Научная специальность: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством Рецензент: доктор экономических наук, профессор, Эриашвили Н.Д.
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается современная система внешнеэкономических связей России со странами Европы с учетом действия фактора расширения Европейского Союза; приведены некоторые задачи, относящиеся к внешнеэкономической политике России, которые можно рассматривать как перспективы развития в европейском направлении. Указанное показано в контексте процессов глобализации в мировой политике и экономике. Особое внимание уделено вопросам устранения существующих барьеров в торгово-экономических отношениях между Россией и Европейским Союзом.
Ключевые слова: внешнеэкономические связи; глобализация мировой экономики; торгово-экономическое сотрудничество государств; защита экономических интересов государства; внешний таможенный тариф; иностранные инвестиции.
SPECIAL FEATURES OF REALIZATION OF EXTERNAL ECONOMIC CONTACTS OF RUSSIA IN EUROPEAN DIRECTION WITH CONSIDERATION OF EXPANSION OF THE EUROPEAN UNION
A.A. YAKOVLEV
candidate of economics science, assistant professor
Annotation. In this article the modern system of external economic contacts of Russia with European countries (in consideration of acting of expansion of the European Union) is described. Also some targets concerning external economic policy of Russia, which are to be considered as perspectives of development in European direction, are taken. Indicated is shown in context of processes of globalization in world policy and economy. Special attention is granted to questions of elimination of existing barriers in trade and economic relations between Russia and the European Union.
Key words: external economic contacts; globalization of world economy; trade and economic collaboration of countries; protection of economic interests of the state; external customs tariff; foreign investments.
По состоянию на сегодняшний день систему внешнеэкономических связей можно рассматривать как один из важнейших факторов экономического развития в контексте стремительно нарастающих процессов глобализации мировой экономики. Указанное наиболее актуально для нашего государства, ведь Россия имеет значительный потенциал для
более продуктивного участия в мировых хозяйственных процессах и повышения на основе взаимовыгодных торгово-экономических связей общих положительных показателей экономического развития. Более чем удачное географическое положение и масштабы Российской Федерации фактически требуют деловой активности абсолютно на всех
без исключения направлениях внешнеэкономической политики. Будучи евразийским государством, Россия, в то же время, является неотъемлемой частью европейской цивилизации. Общая ситуация в Европе в очень большой степени находится в зависимости от политики Европейского Союза (ЕС), влияние которого оказывается на близлежащие государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), включая планы по их присоединению. Данный регион до периода глобальных политико-экономических преобразований, имевших место в конце ХХ в., представлял ключевое направление внешней торговли нашей страны. Поэтому в России соответствующее внимание сосредоточено на предстоящем расширении ЕС в восточном направлении.
В последние годы прошлого века в значительной мере активизировались элементы глобализации мировых политических и экономических процессов. В первую очередь, это касается Европейского континента, где были предприняты последующие интеграционные шаги в масштабах Европейского Союза, который сегодня объединяет 28 государств. Однако, процесс расширения ЕС далеко не завершен (Македония, Черногория, Албания, Турция планируют стать членами ЕС в ближайшем будущем; также актуальным является предстоящее заключение Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом). При этом одной из задач в России в период радикальных экономических преобразований можно считать оптимальное использование внешнеэкономических связей как одного из средств преодоления спада, реализации структурной перестройки экономики и повышения уровня ее эффективности в процессе более значимого вовлечения государства в систему международного разделения труда.
В принципе приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности на современном этапе являются установление взаимовыгодных торгово-экономических отношений с зарубежными государствами, обеспечение таких объемов импорта, которые автоматически приводили бы к созданию конкурентной среды, предотвращению неадекватной монополизации, но в то же время и не к деградации всего национального производства. Возможно, что ключевая роль внешнеэкономиче-
ских связей в экономике России на данном уровне развития может состоять в следующем. Во-первых, объективно то, что повышение степени взаимовыгодного участия в системе международной торговли значительно увеличивает круг потребительских товаров, а также обеспечивает факультативный приток в экономику сырья, оборудования, что необходимо для кардинальной перестройки как промышленного производства, так и сельского хозяйства. Во-вторых, оптимальная международная специализация экономики нашего государства дает возможность более эффективно и качественно использовать имеющиеся в наличии материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, включая научные кадры. В-третьих, внешнеэкономические связи рассматриваются как один из путей получения дополнительных средств для дальнейших капиталовложений за счет привлечения иностранных кредитов, зарубежного предпринимательского капитала, создания предприятий с участием иностранных инвестиций. Более того, довольно широкое развитие научно-технических связей, действенное участие государства в международном обмене технологиями, лицензиями дает преимущества во времени при создании инновационных в технико-экономическом отношении отраслей (а также видов производств), что в итоге способствует оптимизации структуры рыночной экономики в целом.
Таким образом, особое внимание необходимо обратить на такие направления, как обеспечение требуемого уровня защиты (в аспекте экономической безопасности) внутреннего производства, содействие развитию экспорта наукоемкой продукции, поддержание позиций российских участников внешнеэкономической деятельности на глобальном рынке, привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику (в том числе для реализации целого ряда региональных программ). В связи с этим колоссальное значение приобретает создание внутренних (и внешних) условий для оптимальной интеграции России в мировое хозяйство, а также реализации определенных конкурентных преимуществ экономики нашего государства.
Со значительной долей уверенности можно сказать, что европейское направление является страте-
гическим в аспекте перспектив развития внешнеэкономических связей России, ведь в Европе осуществляется основная часть российской внешней торговли. Сегодня на государства Европейского Союза приходится более 30% российского внешнеторгового оборота, а также более четверти суммарных иностранных инвестиций в российскую экономику. При этом Россия входит в перечень основных торговых партнеров государств-членов ЕС. В случае реализации планов расширения в восточном направлении доля ЕС во внешней торговле России (и общем объеме иностранных инвестиций) может увеличиться примерно до 50%. Сегодня в ЕС представлены ключевые торговые партнеры России — это Германия, Италия, Нидерланды, Финляндия, Франция.
Основу российского экспорта в ЕС составляют: энергоносители — около 50%, доля химических товаров — 4,5, сельскохозяйственной продукции — 4,4, машин, оборудования и транспортных средств — 1,1%. В российском импорте из ЕС ведущие позиции занимают: машины, оборудование и транспортные средства — 38,1%, продовольственные товары — 13,6, химическая продукция — 13,6, текстильная продукция — 5,9%... Со стороны ЕС предпринимаются попытки увязать проблему большого пассива торгового баланса в торговле с нашей страной с действием принятых Правительством Российской Федерации мер, направленных на защиту внутреннего рынка и российских товаропроизводителей. В этой связи Комиссия ЕС приняла ряд «ответных» мер, направленных на ужесточение позиции в торгово-экономических отношениях с Россией и ухудшение режима доступа российской экспортной продукции на европейские рынки... Одновременно ЕС на различных уровнях выражает озабоченность, связанную с ограничением доступа европейских товаров на российский рынок. Это касается вопросов регулирования рынка алкогольной продукции в России; российского рынка банковских и страховых услуг; защиты прав интеллектуальной собственности; стандартизации и сертификации товаров и услуг; экспортных пошлин и квот; регулирования торговли на региональном уровне; взимания сборов за транссибирские перелеты1.
Следует отметить, что вопросы ликвидации существующих барьеров в торгово-экономических
отношениях между Россией и ЕС часто рассматриваются на заседаниях совместных органов. Так, в целях развития взаимовыгодного сотрудничества в области энергетики руководство Европейского Союза выступило с инициативой по укреплению стратегического партнерства между Россией и ЕС в обеспечении энергетической безопасности ЕС путем серьезного увеличения поставок из нашей страны в ЕС нефти, природного газа и электроэнергии в обмен на поставки в Россию оборудования, объектов инфраструктуры, а также некоторых технологий из Европейского Союза.
В то же время, неизбежное предстоящее расширение ЕС может иметь довольно неоднозначные экономические последствия для нашего государства. С одной стороны, Россия, возможно, получит ряд конкретных выгод, включая то, что произойдет улучшение торгово-политических условий доступа российских товаров на рынки присоединяющихся стран в случае распространения на них действия договоров по отдельным направлениям сотрудничества между Россией и ЕС. Предприятия, созданные с участием российского капитала в странах-кандидатах, должны пользоваться одинаковыми правами с хозяйствующими субъектами государств-членов ЕС на европейском рынке. Однозначно позитивным моментом можно считать и улучшение качества товаров, поставляемых в Россию из стран Центральной и Восточной Европы, так как после вступления в ЕС на их территории будут действовать нормы и стандарты ЕС (являющиеся более высокими). Но расширение ЕС создает для России ряд проблем и может вызвать серьезные экономические потери. Вступление стран-кандидатов в ЕС автоматически приводит к переходу от национальных к единому таможенному тарифу ЕС, при этом произойдет определенное снижение уровня таможенной защиты по отношению к промышленным товарам в данных странах (так как внешний таможенный тариф ЕС (единый) в этом секторе торговли в среднем ниже, чем национальные тарифы указанных государств). Как возможные неблагоприятные последствия можно определить затруднение доступа российской сельскохозяйственной продукции на рынки новых государств-членов ЕС в связи с распространением на них более жесткого режима протекционистской аграрной политики ЕС. Также по-
сле вступления в ЕС страны-кандидаты передадут органам Европейского Союза права как на возбуждение, так и на реализацию защитных процедур, включая антидемпинговые расследования и защиту рынка от неуправляемого роста импорта товаров (услуг). Помимо этого, Россия может понести экономические потери от распространения на данные государства количественных ограничений ЕС на поставки российской продукции сферы черной металлургии.
Таким образом, исходя из того, что сближение с Европой для России рассматривается как одна из стратегических задач внешнеэкономической политики, сегодня на указанном направлении актуальны такие вопросы, как:
попытка формирования общей государственной политики в отношениях со странами Европы с учетом вступления России в ВТО, обеспечение ее реализации путем ведения определенных торгово-политических действий по отношению к государственным органам и организациям европейских стран;
подготовка пакета предложений относительно переговорной позиции с ЕС с учетом специфики двусторонних соглашений как с государствами-членами ЕС, так и со странами, являющимися кандидатами на вступление в ЕС; ф комплексный анализ политико-правовой, экономической, а также социокультурной внешней маркетинговой среды в странах Евросоюза, их торговой политики и базового внешнеэкономического режима в целях определения приоритетных направлений в торгово-экономических отношениях с указанными государствами;
ф развитие торгово-экономических связей России с европейскими странами в контексте увеличения деловой активности в сфере внешней экономики, разработка и реализация комплекса мероприятий по расширению торгово-экономического, промышленного и инвестиционного сотрудничества;
обеспечение защиты экономических интересов нашего государства в целом, субъектов Российской Федерации и российских участников внешнеэкономической деятельности на внешнем рынке, правомерное противодействие огра-
ничениям, являющимся дискриминационными, применяемым в торговых отношениях с Россией, создание оптимальных условий для доступа отечественных товаров и услуг на рынки государств-членов Евросоюза; Ф подготовка объективной информации относительно задач в области внешнеэкономической политики России в связи с возможным изменением условий работы на европейском рынке.
Сегодня общая координация вопросов взаимодействия России с ЕС возложена на Постоянное представительство Российской Федерации при ЕС; диалог между нашим государством и Евросоюзом осуществляется на основе учета взаимных экономических интересов. К числу объективных предпосылок для масштабного экономического сотрудничества можно отнести фактор взаимодополняемости экономик, что находит проявление в таких областях, как энергетика, контакты в сфере научно-технических потенциалов, практически объединенный рынок рабочей силы, формирующиеся трансъевропейские транспортные системы.
В связи с вышеуказанным целесообразно сделать ряд выводов в плане дальнейшего развития внешнеэкономической политики России на европейском направлении с учетом аспекта расширения ЕС.
По форме процесс расширения — это суверенное дело ЕС и присоединяющихся к нему стран. Однако, реализацию этого амбициозного интеграционного проекта будет трудно обеспечить без подключения российского рынка в качестве фактора поддержки. Страны-кандидаты существенно отстают в экономическом развитии от среднего уровня ЕС и имеют хронический дефицит торгового баланса. Такой дефицит формируется, главным образом, в торговле с Россией в результате поставок жизненно важных для экономики этих стран энергоносителей. Недостаточная по европейским меркам конкурентоспособность экономики стран ЦВЕ не позволяет компенсировать такие поставки встречным экспортом промышленной продукции в нашу страну. Проблема выравнивания уровня экономического развития стран ЦВЕ может заключаться не столько в недостатке экономического потенциала ЕС, сколько в переходе во всемирном масштабе на подлинно
рыночные принципы, формируемые в рамках ВТО и предусматривающие отход от субсидий и других форм государственной поддержки. В то же время, западноевропейские компании, которые могли бы предоставить необходимые ресурсы на фирменном уровне, также не имеют должных стимулов. Они уже практически без ограничений действуют на рынках стран ЦВЕ, и вступление этих стран в ЕС мало что изменит в обеспечении доходов данных компаний. Таким образом, рыночные принципы исключают «содержание» стран ЦВЕ, как это было в рамках СЭВ, хотя и в случае интеграционной группировки под эгидой Запада, видимо, нельзя полностью исключать превалирования политических приоритетов над экономической целесообраз-ностью2.
Одна из попыток решения указанного вопроса может заключаться в ориентации новых членов ЕС на рынок России и других стран Таможенного Союза, чтобы государства Центральной и Восточной Европы понесли основную нагрузку по преодолению экономического отставания от других стран-участниц ЕС (в первую очередь — по сокращению торгового дефицита с Российской Федерацией). Это может быть поощрено органами ЕС путем создания в указанных странах при содействии западного капитала экспортных производств, работающих на российский рынок. Но данный подход может коррелировать с интересами России, если она будет играть в нем максимально активную роль, например, при создании экспортных производств, в том числе с участием российского капитала, а также в обеспечении притока иностранных инвестиций в стратегические отрасли российской экономики в целях создания новой единой системы международного разделения труда в Европе.
С учетом неоднозначного характера влияния расширения ЕС на комплекс внешнеэкономических связей России, следует использовать выгоды от расширения, устраняя или компенсируя возможные негативные последствия следующим образом. Во-первых, необходимо установление переходного пе-
риода для вступления в силу норм и правил ЕС по отношению к российским товарам и услугам, экспортируемым в страны Центральной и Восточной Европы. Во-вторых, требуется обеспечение обязательной поддержки российских экспортеров машинно-технической и наукоемкой продукции, предоставляя льготные кредиты и применяя иные формы поддержки экспорта. В-третьих, целесообразно заключение со странами Центральной и Восточной Европы соглашений о поставках и транзите российских энергоносителей, участие в создании производств, ориентированных на российский рынок. Более того, необходима гармонизация стандартов и сертификационных требований, в том числе путем взаимного признания результатов национальных экспертиз. Наконец, должно иметь место развитие информационного обеспечения внешнеэкономических связей, а также маркетинговой деятельности российских компаний.
Литература
1. Внешнеэкономические связи России со странами Европы в контексте расширения ЕС / И.А. Сафонов; под науч. ред. В.Н. Бурмистрова. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
2. Емельянова Н.Н. Россия и Евросоюз. Соперничество и партнерство. М.: Междунар. отношения, 2009.
3. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М.: Междунар. отношения, 2003.
4. Сумароков В.Н., Сумароков Н.В. Расширение Европейского Союза и внешнеэкономические связи России. М.: Финансы и статистика, 2006.
5. Экономика Европейского союза: Учебник / Г. Ю. Гагарина, В.В. Громыко, З.М. Окрут, О.В. Сагинова. М.: Эконо-мистъ, 2003.
1 См.: Внешнеэкономические связи Европы в контексте расширения ЕС науч. ред. В.Н. Бурмистрова. М.: ЗАО номика», 2003. С. 70—71.
2 См.: Внешнеэкономические связи Европы в контексте расширения ЕС науч. ред. В.Н. Бурмистрова. М.: ЗАО номика», 2003. С. 95—96.
России со странами / И.А. Сафонов; под «Издательство «Эко-
России со странами / И.А. Сафонов; под «Издательство «Эко-