УДК 159.9+378+37.0
Меньшикова Лариса Владимировна
Доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск
Аксенова Людмила Анатольевна
Ассистент кафедры психологии и педагогики Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО КУРСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Аннотация. Описан опыт разработки и применения в учебном процессе технологии электронного психодиагностического комплекса для определения профессионально-личностных качеств учащихся с целью проектирования индивидуальных образовательных траекторий.
Ключевые слова: профессиональная направленность, психодиагностика, индивидуальные траектории.
Menshikova Larissa Vladimirovna
Dostor ofpsychology sciences Professor, Head ofpsychology and pedagogics Departnent of Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
Aksenova Lyudmila Anatol’evna
Аssistant of Department of Psychology and pedagogics of Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk
FEATURES OF REALIZATION OF THE TRAINING COURSE with USE OF THE ELECTRONIC DIAGNOSTIC COMPLEX
Abstract. Experience of development and application in educational process of technology electronic psychodiagnostics complex for definition student’s professional-personal qualities with objective of design of individual educational trajectories is described.
Keywords: a professional orientation, psychodiagnostics, individual trajectories.
Создание новой адаптивной инновационной образовательной среды предполагает создание системы непрерывной многоуровневой подготовки высококвалифицированных специалистов новой формации. В этой системе могут быть реализованы возможности для формирования индивидуальных траекторий обучения студентов.
Происходящая в настоящее время трансформация образовательной среды предъявляет особые требования к некоторым личностным характеристикам студентов: мотивации и профессиональной направленности, способности к самоорганизации, интеллектуальной и социальной активности, самостоятельности, уровню креативности, стрессоустойчивости, умению вести диалог
с другими людьми и конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
В психолого-педагогическом контексте процесс профессионального и личностного развития студентов в вузе можно рассматривать как результат разрешения определенных противоречий, возникающих из-за несоответствия возможностей человека требованиям среды [3; 4]. Индивидуальные образовательные траектории позволяют конструктивно разрешать эти противоречия, максимально используя сильные стороны интеллекта и личности студентов в учебном процессе и восполняя их недостатки. Помочь студенту сделать оптимальный выбор траектории профессионального развития призван активно формируемый в вузах ин-
ститут тьюторства. В рекомендации выбора образовательных траекторий большую роль играет знание тьютором индивидуальных особенностей интеллекта и личности студентов, что требует использования (порой и разработки) специальной методики и диагностического комплекса для получения такой информации. Тьютор не всегда располагает необходимыми профессиональными и инструментальными возможностями проведения комплексной диагностики, что побуждает к поиску путей создания базы данных для анализа результатов психодиагностического исследования с целью разработки индивидуальных образовательных траекторий обучения студентов.
В 2008 году в ходе реализации в НГТУ инновационной образовательной программы «Высокие технологии» коллективом кафедры психологии и педагогики под руководством профессора Меньшиковой Л. В. в сотрудничестве с научно-методическим центром НГТУ был создан электронный психодиагностический комплекс (ЭПДК) для использования в системе профессионально-личностной ориентации студентов и школьников, предполагающей формирование индивидуальных образовательных траекторий, и в процессе психологического сопровождения проблемно- и проектноориентированного обучения в вузе.
Задачей психологов и педагогов было выделение комплекса информативных психологических характеристик, оказывающих влияние на успешность процесса адаптации и профориентации в инновационной образовательной среде, и формирование батареи
психодиагностических методик, позволяющих устанавливать уровень развития этих характеристик, а программистами НМЦ НГТУ под руководством психологов были созданы электронные версии отобранных методик.
Требования к отбору психодиагностических методик и технологии проведения тестирования соответствовали общим правилам психодиагностических процедур: валидность и надежность методик; психодиагностический комплекс должен быть экологичным и отвечать требованиям психологической этики; процедура тестирования не должна превышать 1,5-2,0 часа; результаты диагностики должны быть понятны пользователю и представлены в удобной для восприятия форме; профессиональноличностное тестирование должно сопровождаться рекомендациями, указывающими путь развития личностных и профессиональных компетенций студентов.
На рис. 1 представлена схема формирования образовательной траектории на основе результатов профессионально-личностного тестирования. Батарея из 9 методик (50 характеристик) для психодиагностики основных блоков, составляющих структуру личности (интеллектуального, эмоционального, коммуникативного) и профессиональной направленности позволяет получить информацию для последующего анализа, и на основе выделенных критериев делать рекомендацию о предрасположенности студента к одному из двух основных видов деятельности в рамках получаемой профессии - исследовательской или организационной. Де-
Рис. 1. Схема критериев формирования образовательных траекторий
ятельность «Исследователя» опирается на теоретические способности, включающие аналитический интеллект, креативность, познавательную и художественную направленность, определенные стилевые особенности мышления. Студенты, обладающие таким набором качеств, могут быть рекомендованы в магистратуру, привлекаться в процессе учебы к научно-исследовательской работе. «Организатор-практик» (в перспективе - менеджер производства) в своей деятельности опирается на другой набор качеств: достаточно развитый эмоциональный и социальный интеллект, обеспечивающий успешную коммуникацию и социальную адаптивность, определенный рисунок поведения в конфликте, стиль мышления «реалист-прагматик» и карьерные ориентации соответствующего типа. [5, 6, 7].
Многоуровневая система обучения дает возможность студентам в ходе учебного процесса расширять и свои представления о профессии, выявлять новые направления развития и применения своих сил с помощью спецкурсов, вводимых в учебный план. В НГТУ в течение десяти лет кафедрой психологии и педагогики для студентов 3 курса технических факультетов читается и пользуется популярностью спецкурс «Психодиагностика профессиональной направленности студентов» (в первой редакции «Психологические ресурсы профессиональной деятельности»). Основная цель курса - сформировать понимание студентом психологических особенностей собственной трудовой деятельности для последующего выбора наиболее оптимального способа самореализации в выбранной профессии. В теоретической части курса студент получает представление о профессии как деятельности и области проявления личности, о классификациях профессий, о взаимном соответствии человека и его работы, об основных принципах профессиональной самореализации, проблемах формирования личности профессионала. В практической части курса студент получает знания в области прикладной психологии труда и психодиагностики профессиональной направленности. Итогом изучения спецкурса служит психологический портрет, составленный по результатам психологического тестирования, который может быть основанием для составления профессио-
нального резюме при дальнейшем трудоустройстве выпускника.
После апробации разработанный ЭПДК был введён в выше описанный учебный спецкурс в качестве зачетного задания. Студент в автономном режиме удалённого доступа «он-лайн» должен пройти психодиагностическую процедуру, в итоге в автоматическом режиме получить на интерфейсе обратную связь в виде краткого резюме «Сильные стороны» и «Ресурсы развития», которое может распечатать или сохранить для себя в виде файла. Результат в процессе зачета следует обсудить с преподавателем, а при желании скорректировать траекторию или получить дополнительные разъяснения предусмотрена консультация психолога. Конечно же, полученный результат не является жестким предписанием к выбору той или иной формы профессиональной деятельности, а служит для студента источником объективной оценки его статуса, определения точек роста (ресурса развития). Профессионально-личностная психодиагностика именно на 3 курсе разумна, так как пройден уровень базового высшего образования и, владея объективной информацией об особенностях своей деятельности, студент может планировать свою дальнейшую образовательную траекторию и работать над ресурсом развития. Приведем два примера итогового резюме для студента.
Студент Г. С. (м., 20 лет)
Сильные стороны:
• эмоциональная стабильность, искренность и стрессоустойчивость, целеустремленность, уверенность в себе. Вы надежны, практичны, бережливы и изобретательны.
• готовность обсудить проблему, совместно с другими искать выход
• нет фиксации на препятствии
• Аналитик
• Способность предвидеть последствия поведения
• Правильное соотнесение своих возможностей и способностей, реальный взгляд на свои неудачи и успехи, постановку достижимых целей.
• Автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении, а также проницательность и умение не поддаваться обману.
• Умение оперировать абстрактными понятиями, оперативность в принятии решения, быстрая обучаемость.
• Оптимальный эмоциональный тонус и высокий уровень стрессоустойчивости.
• Ориентация на конкретную реальную деятельность, склонность к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей
Ресурсы развития:
• Ориентация в словесных сообщениях
• Ваше недоверие к окружающим может приводить к ошибкам при восприятии другого человека и сложностям в установлении контактов.
• Росту профессиональной компетентности могут способствовать повышение самостоятельности в принятии решений, уменьшение зависимости вашей самооценки от социального одобрения за счет веры в свои собственные возможности и силы.
Студент Д. Н. (м., 20 лет)
Сильные стороны:
• Хорошо развитые навыки общения и взаимодействия с людьми, вербальные, преподавательские, ораторские способности, умение слушать и понимать, этичность, ответственность, моральность, тактичность, жизнерадостность, оптимистичность.
• Организаторские способности, вербальные способности, ораторские способности, способность убеждения, руководящие и лидерские способности, коммуникабельность, склонность к предпринимательской деятельности. Вы оптимистичны, энергичны и не боитесь привлекать внимание к себе.
• отсутствие внешне проявленных агрессивных реакций
• нет фиксации на препятствии
• Синтезатор
• Правильное соотнесение своих возможностей и способностей, реальный взгляд на свои неудачи и успехи, постановку достижимых целей.
• Автономность, самостоятельность и независимость в социальном поведении, а также проницательность и умение не поддаваться обману.
• Умение оперировать абстрактными понятиями, оперативность в принятии решения, быстрая обучаемость.
• Оптимальный эмоциональный тонус и высокий уровень стрессоустойчивости.
• Ориентация на конкретную реальную
деятельность, склонность к осторожности и к компромиссам в отношении новых людей
• Эмпатия
Ресурсы развития
• Вам нужно развивать умение оперировать понятиями, тренироваться в точном выражении словесных значений и развивать чувство языка.
• Вам следует развивать вычислительные способности.
• порой испытываете неуверенность в себе и ничего не предпринимаете для изменения ситуации - выжидаете, когда все само собой устроится
• Способность предвидеть последствия поведения
• Ориентация в словесных сообщениях
• Ваше недоверие к окружающим может приводить к ошибкам при восприятии другого человека и сложностям в установлении контактов.
Психолог-преподаватель располагает конфидециальным доступом к результатам тестирования и может, профессионально сопоставляя количественные показатели, обоснованно комментировать это резюме.
За два учебных года комплексное профессионально-личностное тестирование в рамках спецкурса прошли 178 студентов 3 курса факультета мехатроники и автоматики (ФМА). Анализ общего массива данных позволяет сделать предварительные наблюдения: основная часть студентов ФМА (78%) имеют практико-ориентрованную направленность. Выраженные исследовательские способности можно отметить у 5-7% обследованных студентов, результаты остальных испытуемых либо носят аморфный характер, либо выявляют другие выраженные предпочтения.
Надо отметить, что результаты по тесту общего интеллекта (используется тест структуры интеллекта Амтхауэра) неизменно высокие у всей группы испытуемых, а фактор «доверие-подозрительность» теста Кеттелла абсолютно у всех смещен в сторону подозрительности, что отмечалось в наших исследованиях ранее и свидетельствует по нашему мнению о недоверии молодых людей к социуму [1; 2]
Проведён опрос студентов с целью узнать их отношение к такой форме учебного курса
и указать положительные стороны и недостатки работы с ЭПДК. В целом студенты приветствуют введение в академический спецкурс новых технологий, отмечая удобство работы в удалённом режиме, что позволяет самому планировать время выполнения задания. Положительные стороны: интересная форма заданий; разнообразные виды тестового материала; возможность выполнять трудоемкое задание в несколько приёмов; заинтересованность в результате повышает учебную мотивацию; расширяется словарный терминологический запас характерологического описания для резюме; пробуждается рефлексивный интерес к себе, своим деловым и личностным качествам; повышается общая психологическая культура отношения к себе и другим, прививать которую пытаются в современном педагогическом процессе. Указанные недостатки большей частью носят технологический характер и могут быть устранены в процессе технического совершенствования системы.
Позитивный опыт использования электронных средств обучения в работе со студентами ставит перед психологами новые задачи по совершенствованию и оптимизации набора методик с учетом их информативности в массовом скрининговом исследо-
вании, по разработке более удобной формы предъявления результатов.
Библиографический список
1. Аксенова Л. А. Анализ особенностей межличностных отношений как отражение жизненных ценностей студентов // Философия образования. - 2011. - Т. 35. - № 2. - С. 99-104.
2. Меньшикова Л. В. Психология личности. Психолого-педагогические основы толерантности: учебное пособие. - Новосибирск: изд-во НГТУ, 2004. - 76 с.
3. Меньшикова Л. В. Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе: автореф. дис. ... докт. психол. наук. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1998. - 41 с.
4. Меньшикова Л. В. Психологическая служба в вузе. - М.: Изд-во исслед. центра Гособразо-вания СССР, 1990. - 50 с.
5. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. - М., изд-во МГППУ, 1999. - 108 с.
6. Холодная М . А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.
7. Шемелина О. С. Взаимосвязь когнитивного стиля, толерантности и креативности и их влияние на продуктивность учебной деятельности студентов вуза // Акмеология - 2005. Методологические и методические проблемы. - СПб: Изд. ЦСИ, 2005. - Вып. 10. - С. 248-251.