УДК 004 Торопова А.А., Пичугина А.А., Рачек С.В.
Торопова А.А.
студент,
Уральский государственный университет путей сообщения (г. Екатеринбург, Россия)
Пичугина А.А.
студент,
Уральский государственный университет путей сообщения (г. Екатеринбург, Россия)
Научный руководитель: Рачек С.В.
профессор д.э.н., заведующая кафедры «Экономика транспорта» Уральский государственный университет путей сообщения (г. Екатеринбург, Россия)
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОГО ВАГОНА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНДУСТРИИ
Аннотация: в статье представлен анализ цифровизации и автоматизации процессов в железнодорожной отрасли и особенности реализации цифрового вагона.
Ключевые слова: цифровизация, автоматизация, мониторинг, интегрированные
посты.
Цифровизация включает в себя использование цифровых технологий для автоматизации бизнес-процессов, улучшения уровня качества услуг. Практика показала, что цифровизация необходима каждому предприятию. Она
позволяет совершенно по-новому воспринимать, внедрять и эффективно использовать технологии. [1, с.77]
Развитие технологий в сфере железнодорожного транспорта играет значительную роль. Важным элементом развития технологий в РЖД является внедрение систем цифрового мониторинга и управления. Цифровые вагоны, умные системы контроля грузов, мониторинг технического состояния локомотивов и подвижного состава - все эти технологии помогают осуществлять более точное планирование и управление процессами перевозок, повышая качество обслуживания и снижая операционные риски.
В последние годы цифровизация и автоматизация процессов в железнодорожной отрасли стали приоритетными направлениями развития. Одним из ключевых достижений в этой сфере стало, упомянутое выше, создание цифрового вагона, который имеет значительное влияние на работу ОАО «РЖД» и в целом на железнодорожную отрасль.
Цифровой вагон - это современное техническое средство, которое используется для улучшения управления и мониторинга железнодорожных грузовых перевозок. Реализация цифрового вагона представляет собой процесс внедрения цифровых технологий в железнодорожную отрасль с целью повышения эффективности и безопасности перевозок. Например, в настоящее время контроль технического состояния вагонов осуществляется на основании натурного осмотра. Ему на смену должен прийти программно-аппаратный комплекс, состоящий из датчиков, устанавливаемых на вагон, цифровой платформы и информационно- аналитического портала. [2, с.4]
Вагоны, которые отправляются под погрузку, должны быть исправными, а главная задача их владельца — вовремя и в нужном количестве предоставить парк клиенту. Если вдруг на этапе погрузки выяснится, что вагон неисправен, то оперативно заменить его будет нечем. Это убытки для бизнеса.
Основа «Цифрового вагона» — данные различных параметров технического состояния вагона, например, толщина гребня колесных пар, ведь чаще всего вагоны направляются в ремонт из-за износа гребня колесной пары.
На основании этих данных с помощью продвинутой аналитики система выявляет неисправности в вагоне: учитывается не только толщина гребня, но и другие дефекты. Эта информация позволяет увидеть как явные дефекты, так и «назревающие» проблемы, что при традиционном «ручном» осмотре обычно не заметно. [3]
Особенности реализации цифрового вагона включают в себя несколько аспектов, например, таких как использование датчиков для мониторинга состояния груза и вагона. Данная установка на вагоне позволяет отслеживать его состояние и своевременно выявлять возможные неисправности. Это позволяет предотвращать аварии и снижает риск задержек в перевозках. Установка системы GPS для отслеживания местоположения вагона в свою очередь позволяет точно определять местоположение вагона в режиме реального времени. Это обеспечивает более точное планирование маршрутов и уменьшает время доставки грузов. Внедрение системы связи на цифровом вагоне позволяет передавать данные о его состоянии на диспетчерский пункт. Это обеспечивает оперативную реакцию на возможные проблемы и повышает безопасность перевозок.
Еще одной важной особенностью реализации цифрового вагона является возможность сбора и анализа больших объемов данных о состоянии вагона и груза. Это позволяет оптимизировать процессы перевозок, улучшить планирование маршрутов и расходование ресурсов, а также повысить эффективность использования железнодорожной инфраструктуры. Кроме того, реализация цифрового вагона предоставляет возможность автоматизации некоторых процессов управления перевозками, что способствует сокращению времени на обработку документации и улучшению оперативности принятия решений.
Внедрение цифрового вагона на железнодорожной сети России также способствует снижению затрат на эксплуатацию железнодорожного транспорта. Это достигается за счет более эффективного использования ресурсов и оптимизации процессов перевозок.
Кроме того, цифровой вагон позволяет повысить качество обслуживания клиентов. Благодаря оперативной реакции на возможные проблемы и точному отслеживанию местоположения груза, клиенты получают более надежную и быструю доставку своих грузов.
В перспективе система сможет взаимодействовать с интегрированными постами автоматизированного приёма и диагностики подвижного состава на сортировочных станциях, внедряемых на сети ОАО «РЖД» в рамках проекта «Цифровая станция». [4]
Таким образом, разработка цифровых вагонов имеет значительное влияние на деятельность ОАО «РЖД», улучшая качество обслуживания грузовых перевозок, повышая безопасность и эффективность процессов. Непрерывное развитие и внедрение инновационных технологий в железнодорожной отрасли позволит сохранить и укрепить конкурентные позиции компании на рынке и повысить ее привлекательность для клиентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Управление персоналом в цифровой среде» Александрова Н.А., Брюхова О.Ю., Васильцова Л.И., Внуковский Н.И., Волкова Т.П., Доценко А.М., Каштанова Е.В., Клепалова Ю.И., Колышев А.С., Лобачёва А.С., Махт Н.Ф., Ниязова И.М., Павлова А.М., Пугачёва Н.В., Родайкина М.А., Рачек С.В., Савченков А.В., Токарев А.Г., Уварина Н.В., Чернова Н.В. Екатеринбург, 2021 г.;
2. Гиацинтов О.М. «Что такое цифровизация?», 2023 г.;
3. Статья «Рельсы уходят в цифру» [Электронный ресурс] URL: https://www.kommersant.ru/ (дата обращения 19.11.23);
4. И.В. Анохов, О.Н. Римская, А.В. Хомов Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта «Влияние цифровизации железных дорог на развитие национальной экономики» Россия, Москва, 2022 г.;
5. Суханова А.В., Рачек С.В. Организация труда как фактор повышения эффективности использования трудовых ресурсов 2017. № 11 (58). С. 14801483.
Toropova A.A., Pichugina A.A., Rachek S. V.
Toropova A.A.
Ural State University of Railway Transport (Ekaterinburg, Russia)
Pichugina A.A.
Ural State University of Railway Transport (Ekaterinburg, Russia)
Scientific advisor: Rachek S.V.
Ural State University of Railway Transport (Ekaterinburg, Russia)
IMPLEMENTATION FEATURES OF A DIGITAL CARRIAGE IN MODERN CONDITIONS OF THE TRANSPORT INDUSTRY
Abstract: the article presents an analysis of digitalization and automation of processes in the railway industry andfeatures of the implementation of a digital carriage.
Keywords: digitalization, automation, monitoring, integrated posts.