Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / особая экономическая зона / таможенная политика / налоговые льготы / инвестиции / таможенные пошлины. / foreign economic activity / customs policy / special economic zone / tax benefits / customs duties / investments.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коноплева И.А., Коноплева В.С.

В статье рассмотрена таможенная политика в условиях организации особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области. В процессе исследований авторы выявили негативные моменты, связанные со спецификой внешнеэкономической деятельности ОЭЗ. Это, прежде всего, провоз в страну санкционных товаров, формирование черного рынка и др., которые в большинстве своем пресекаются таможенными и внутренними органами рассматриваемого региона. Авторы указали на позитивные аспекты организации ОЭЗ, выявили особенности таможенной политики в Калининградской области и указали на перспективы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коноплева И.А., Коноплева В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE CUSTOMS POLICY OF THE KALININGRAD REGION AS A SPECIAL ECONOMIC ZONE

The article considers the customs policy in the conditions of the organization of a special economic zone (SEZ) in the Kaliningrad region. In the course of research, the authors identified negative aspects related to the specifics of foreign economic activity of the SEZ. These are, first of all, the transportation of sanctioned goods into the country, the formation of a black market, etc., which are mostly suppressed by the customs and internal authorities of the region in question. The authors pointed out the positive aspects of the organization of the SEZ, identified the peculiarities of customs policy in the Kaliningrad region and pointed out the prospects for its development

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ»

18. Mugge, L., & van der Haar, M. (2016). Who is an immigrant and who requires integration? Categorizing in European policies. In Integration processes and policies in Europe (pp. 77-90). Springer, Cham.

19. Olga Gulina, O. P. (2018). Migration flows from Ukraine: changing trends, from https://en.zois-berlin.de/publications/zois-spotlight-2018/migration-flows-from-ukraine-changing-trends/.

20. Ram, A., Jalal, S., Jalal, A. S., & Kumar, M. (2010). A Density Based Algorithm for Discovering Density Varied Clusters in Large Spatial Databases. International Journal of Computer Applications, 3(6), 1-4.

21. Ravenstein, E. G. (1876). The birthplaces of the people and the laws of migration: Trubner.

22. Ravenstein, E. G. (1885). The laws of migration. Journal of the statistical society of London, 48(2), 167-235.

23. SAS Institute Inc. (1989). SAS/STAT User's Guide Version 6 Fourth Edition.

24. SSSU (2008-2019). Stat Statistics Service of Ukraine, from http://www.ukrstat.gov.ua/.

25. Stouffer, S. A. (1940). Intervening opportunities: a theory relating mobility and distance. American sociological review, 5(6), 845-867.

26. Strielkowski, W., Tumanyan, Y., & Kalyugina, S. (2016). Labour market inclusion of international protection applicants and beneficiaries. Economics & Sociology, 9(2), 293.

27. Tucker, J. (2018). Why here? Factors influencing Palestinian refugees from Syria in choosing Germany or Sweden as asylum destinations. Comparative migration studies, 6(1), 29.

28. van Mol, C., Snel, E., Hemmerechts, K., & Timmerman, C. (2018). Migration aspirations and migration cultures: A case study of Ukrainian migration towards the European Union. Population, space and place, 24(5), e2131.

29. van Mol, C., & Valk, H. de (2016). Migration and immigrants in Europe: A historical and demographic perspective. In Integration processes and policies in Europe (pp. 31-55). Springer, Cham.

30. Wallerstein, I. (2011). The modern world-system III: The second era of great expansion of the capitalist world-economy, 1730s-1840s (Vol. 3): Univ of California Press.

31. Worldbank (2020). Indicators - Data. Retrieved January 29, 2020, from The World Bank: https://data.worldbank.org/indicator.

32. Zelinsky, W. (1971). The hypothesis of the mobility transition. Geographical review, 219-249.

33. Zipf, G. K. (2012). Human behavior and the principle of least effort: An introduction to human ecology. Mansfield Centre, Conn.: Martino Publishing.

34. Zuk, P., & Zuk, P. (2018). Offshoring, labour migration and neo-liberalisation: nationalist responses and alternatives in Eastern Europe. The Economic and Labour Relations Review, 29(1), 97-117.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

Коноплева И.А.

Западный филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС доцент кафедры таможенного дела, доцент, к.т.н.

Коноплева В. С.

Западный филиал ФГБОУ ВО РАНХиГС доцент кафедры региональной экономики и менеджмента, к.э.н.

FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE CUSTOMS POLICY OF THE KALININGRAD

REGION AS A SPECIAL ECONOMIC ZONE

Konopleva I.

Western Branch of RANEPA Associate Professor of the Department of Customs Affairs, Associate Professor, Candidate of Technical Sciences

Konopleva V.

Western Branch of the RANEPA Associate Professor of the Department of Customs Affairs, Associate Professor, Ph. D. in Economics

Аннотация

В статье рассмотрена таможенная политика в условиях организации особой экономической зоны (ОЭЗ) в Калининградской области. В процессе исследований авторы выявили негативные моменты, связанные со спецификой внешнеэкономической деятельности ОЭЗ. Это, прежде всего, провоз в страну санк-ционных товаров, формирование черного рынка и др., которые в большинстве своем пресекаются таможенными и внутренними органами рассматриваемого региона. Авторы указали на позитивные аспекты организации ОЭЗ, выявили особенности таможенной политики в Калининградской области и указали на перспективы ее развития.

Abstract

The article considers the customs policy in the conditions of the organization of a special economic zone

(SEZ) in the Kaliningrad region. In the course of research, the authors identified negative aspects related to the specifics of foreign economic activity of the SEZ. These are, first of all, the transportation of sanctioned goods into the country, the formation of a black market, etc., which are mostly suppressed by the customs and internal authorities of the region in question. The authors pointed out the positive aspects of the organization of the SEZ, identified the peculiarities of customs policy in the Kaliningrad region and pointed out the prospects for its development.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, особая экономическая зона, таможенная политика, налоговые льготы, инвестиции, таможенные пошлины.

Keywords: foreign economic activity, customs policy, special economic zone, tax benefits, customs duties, investments.

На современном этапе международного взаимодействия стран-участниц внешнеэкономической деятельности (ВЭД), развитие процессов интеграции и глобализации становится основным механизмом развития мировой экономики и углубления международного разделения труда. Страны, заинтересованные в создании и расширении взаимовыгодных политических, экономических и культурных связей работают над созданием различных форм интегрированных ассоциаций. Важно, что чем быстрее и активнее страна включается в глобальную систему воспроизводства, и чем выше уровень ее взаимодействия с другими странами, тем выше уровень товарооборота между ними.

В этих условиях важное место занимают особые экономические зоны, в рамках которых установлены определенные льготы во внешнеторговой и инвестиционной деятельности.

Анализ опыта работы мировой особой экономической зоны показывает, что ее создание и развитие в основном направлено на решение приоритетных производственных и инвестиционных вопросов, на содействие экономическому прогрессу отдельных регионов, на укрепление и расширение внешнеэкономических связей, на интенсификацию производственной деятельности для организации дополнительных рабочих мест, а также на реализацию стратегических планов и проектов [2, с. 8]

Важно, что особая экономическая зона (ОЭЗ) -мощный инструмент развития экономики, туризма и других сфер деятельности, который имеет особый юридический статус.

В отношении остальных предприятий, расположенных в ОЭЗ, то здесь имеют место привилегии по налогам, льготы на ввоз продукции и упрощенную процедуру регистрации бизнеса [4, с. 187].

Льготы, предоставляемые государством резидентам ОЭЗ, зависят от типа особой экономической зоны или свободной экономической зоны.

К ним относятся следующие льготы:

- жители промышленных и туристических районов могут ускорить амортизацию основных средств за счет повышающего коэффициента;

- резиденты техногенных особых экономических зон могут устанавливать более низкие страховые взносы;

- работа и услуги резидентов в районе порта не облагаются НДС.

- льготы по уплате таможенных пошлин и сборов зависят не от типа особой экономической зоны, а от источника декларируемых товаров и т.д.

Также важно, что для всех резидентов ставка

налога на прибыль была снижена (эта часть включена в бюджет правительства РФ).

Следует указать на налоговые льготы на перевозку (применяются с даты оформления перевозки в пределах особой экономической зоны), а срок освобождения от земельного налога составляет от 5 до 10 лет (срок зависит от типа региона).

Калининградская область на сегодняшний момент имеет развитое промышленное производство, это выступает определяющим фактором уровня экономики региона.

Нельзя не учитывать особенное местоположение Калининградской области. Это, прежде всего, отдаленность региона, его обособленность от основной части территории России. Однако, начиная с момента создания нового региона в послевоенный период, область постоянно находилась и находится под повышенным вниманием со стороны властных государственных органов. Несомненно, проблемы, возникающие в связи с эксклавностью региона, вместе с тем представляли собой и плюсы, которые необходимо было использовать на пользу региона и страны. Ориентация РФ на продвижение свободных рыночных отношений, дала возможность принять в 1991 г. распоряжение «О хозяйственно-правовом статусе свободной экономической зоны в Калининградской области», в содержании которого был определен порядок осуществления хозяйственной и предпринимательской деятельности в области [5].

После принятия первого документа, определяющего новый особый статус в хозяйствовании в Калининградской области, применение льготных процедур относительно организации бизнеса в регионе постоянно развивается и совершенствуется на уровне российского законодательства.

С 2006 года был принят новый закон об ОЭЗ на территории исследуемого региона. Кроме того были внесены определенные поправки в Налоговый кодекс РФ, которые предусматривают значительное снижение до 7,6%, страховых взносов для калининградских предприятий. Также для новых резидентов ОЭЗ устанавливаются пониженные тарифы. Еще одно изменение в налоговом законодательстве связано с применением пониженной ставки налога на прибыль в компаниях-членах Калининградской области. В настоящее время он равен нулю и, согласно текущей версии, может использоваться в течение 6 лет с даты включения организации в реестр резидентов ОЭЗ.

Поправка предполагает, что расчет этих шести

налоговых периодов начнется с налогового периода, в течение которого компания получит первую прибыль.

В Калининградской области на сегодняшний день зарегистрировано более 1600 предприятий с иностранными инвестициями, общий объем выпуска продукции в регионе составляет около 100 миллиардов рублей и достиг в последние годы 350 миллиардов рублей. В образовании предприятий, имеющих статус резидентов ОЭЗ Калининградского региона принимали участие инвесторы из более, чем 50 стран мира. Наибольший интерес к местным инвестиционным проектам проявляют Польша, Литва и Германия.

Следует подчеркнуть привлекательность региона для развития производства, инвестиций, как со стороны зарубежных компаний, так и отечественных предпринимателей. Все это оказывает прямое влияние на поступательное и эффективное развитие региона.

Как результат ОЭЗ региона в 2020 г. в процессе участия в мировом рейтинге Global Free Zones of the Year, стала лучшей в трех номинациях: «Логистика» (за организацию эффективной транспортной системы), «Новые инвестиции» (за привлечение значительных инвестиций зарубежных компаний в регион) и «Условия для переезда» (за создание эффективных программ по привлечению высокопрофессиональных специалистов в область) [3].

В целом практика организации ОЭЗ в Калининградской области показала, что, если региональные правительства не включены и соответствующие учреждения не созданы, эффективность мер по принятию решений, направленных на расширение государственной поддержки не сырьевых экспортных предприятий, является низкой. Таким образом, только путем создания регионального правительственного центра можно эффективно решать проблемы диверсификации экспорта товаров, увеличения числа предприятий с иностранными инвестициями в регионе и организации контроля за потоком иностранных иммигрантов.

Безусловно важно отметить также значение таможенных органов, функционирующих в Калининградском регионе, т.к. их роль в обеспечении безопасности и правомерности применения определенного рода преференций с каждым годом возрастает из-за возникающих геополитических ситуаций, экономических и политических проблем на национальном и международном уровнях и появления новых угроз и рисков.

В этих условиях реализация таможенной политики на территории ОЭЗ Калининградского региона имеет свои особенности. С одной стороны, применение статуса ОЭЗ является одним из способов развития производства экспортно-ориентированных и импортозамещающих товаров. Но, данный аспект имеет также и другую сторону - льготный режим по сборам и пошлинам уменьшает пополнение доходной части бюджета. Тем не менее, контроль, который выполняют региональные таможенные органы за правильностью применения таможенной процедуры, приводит к ее

совершенствованию и позволяют развивать здоровую конкуренции посредством мероприятий по устранению нарушений регулятивных правил ЕАЭС и законодательства о таможенном регулировании.

На современном этапе развития экономических отношений и таможенного дела необходимо повысить привлекательность ОЭЗ Калининградского региона для привлечения большего количества резидентов. Кроме того, надо индивидуализировать привилегии и предоставлять каждой компании необходимое количества льгот и преференций, необходимых именно данной компании и в данный момент ее функционирования.

В отношении экономических механизмов развития особо благоприятных для бизнеса в Калининградском регионе можно рекомендовать ориентироваться на то, чтобы предпочтение в экономическом развитии было отдано не продвижению и принятию все новых налоговых льгот, а реализовы-валось облегчение режима администрирования. Кроме того, для потенциальных инвесторов следует упростить процедуры, связанные с оформлением прав собственности, получением различных разрешений (например, на строительство), урегулированием вопросов с приглашением иностранной рабочей силы, упрощением таможенных процедур и т.д.

Именно применение упрощенных процедур таможенного оформления и контроля в Калининградской области помогает сократить время таможенного оформления, повысить его эффективность и, в конечном итоге, создать привлекательный климат для инвестиций как зарубежных, так и отечественных предпринимателей, которым для перевозки грузов необходимо проходить процедуру таможенного контроля.

Приоритетным направлением дальнейшего развития таможенного оформления и контроля в Калининградской области является совершенствование аналитической работы и механизмов мониторинга таможенными органами участников ВЭД, ориентированных на деятельность в ОЭЗ, за соблюдением таможенного законодательства.

Кроме того, адекватная таможенная политика содействует развитию экономически отсталых регионов Калининградской области, позволяет увеличивать валютные доходы в национальном и региональном бюджетах, повышает число занятого населения области, позволяет привлечь передовые отечественные и зарубежные технологии.

Тем не менее можно выделить и негативные моменты в ОЭЗ исследуемой области. Это, прежде всего, формирование черного рынка, узкая степень специализации и возможность превращения зоны свободной торговли в центр, который ввозит товары на внутренний рынок страны, что в определенной степени проявляется в ОЭЗ Калининградской области.

Однако все эти отрицательные аспекты, возникающие в ОЭЗ, пресекаются в большинстве своем в процессе таможенных процедур в соответствии с реализацией и внедрением таможенных политики

таможенными органами региона. 20.12.2021).

Таким образом, таможенные процедуры, осу- 2. Лешина И. Е. Предпосылки и цели созда-ществляемые на территории ОЭЗ Калининградской ния экономических зон // Проблемы местного самообласти, несомненно, являются эффективным ин- управления. - №5. - 2017. - С. 6-15. струментом национальной инновационной и инве- 3. Калининградская ОЭЗ стала победителем в стиционной политики. Разумный и последователь- трех номинациях рейтинга Global Free Zones of the ный подход к оптимизации таможенных процедур Year. Электронный ресурс. Режим доступа: в особых экономических зонах в Российской Феде- https://www.bfm.ru/news/471890 (дата обращения: рации позволяет сформировать устойчивую, эф- 30.12.2021).

фективную и успешную экономическую систему. 4. Основы таможенного дела: учебник для ву-

зов / А. П. Джабиев [и др.] ; под общей редакцией

Список литературы А. П. Джабиева. — Москва: Издательство Юрайт,

1. Федеральный закон №16 "Об Особой эко- 2018. — 392 с. — (Специалист). — ISBN 978-5-

номической зоне в Калининградской области и о 9916-9083-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт

внесении изменений в некоторые законодательные [сайт]. — URL: https://www.biblio-

акты Российской Федерации". (Ред. от 16.02.2018) online.ru/bcode/414867 (дата обращения:

[Электронный ресурс]. Режим доступа: 30.12.2021).

https://oez.gov39.ru/docs/fz-n-16-v-novoy-redaktsii- 5. Официальный сайт ФТС [Электронный ре-

ob-osoboy-ekonomicheskoy-zone-v-kaliningradskoy- сурс]. - URL: http://www.customs.ru/(дата обраще-

oblasti-i-o-vnesenii-izmen (дата обращения: ния: 30.12.2021).

ОПТИМИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ НОВОЙ КОНСТРУКЦИИ

Ярошевич М.В.

магистрант кафедры экономической информатики, Белорусский государственный экономический университет,

Минск, Беларусь Кравчук А. С.

профессор кафедры экономической информатики, Белорусский государственный экономический университет,

Минск, Беларусь Шум Н.П.

инженер-конструктор 1-ой категории ОАО «МЭТЗ ИМ. В.И.КОЗЛОВА», Минск, Беларусь

OPTIMIZATION OF THE BUSINESS PROCESS FOR MANUFACTURING POWER TRANSFORMERS OF A NEW DESIGN

Yaroshevich M.

Master's student of the Department of Economic Informatics, Belarusian State Economic University, Minsk, Belarus Kravchuk A.

Professor of the Department of Economic Informatics, Belarusian State Economic University, Minsk, Belarus Shum N. engineer 1st category JSC "Minsk Electrotechnical Plant named after V.I. Kozlov

Minsk, Belarus

Аннотация

В данной статье объектом исследования является снижение стоимости процесса проектирования и изготовления трансформаторов новых конструкций, за счет более широкого и комплексного использования современных информационных технологий. Предлагается с помощью компьютерных трехмерных моделей не только проверять геометрическую совместимость деталей всего изделия в сборе, но и заменить натурные испытания при разработке новых конструкций силовых трансформаторов на виртуальные. Результаты исследования могут быть применены при оптимизации бизнес-процессов разработки конструк-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.