Научная статья на тему 'Особенности реализации региональных целевых программ'

Особенности реализации региональных целевых программ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1972
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / СТРОИТЕЛЬСТВО / PROGRAM-TARGET METHOD / REGIONAL TARGET PROGRAMS / CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Д.М.

В статье обоснована необходимость использования программно-целевого подхода для обеспечения регионального развития. Выявлены типичные региональные программные проблемы и задачи. Определена структура региональной целевой программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REALIZATION REGIONAL TARGET PROGRAM

In the article the need of using of program-target approach for guaranteeing the regional development is substantiated. Typical regional program problems and tasks are revealed. The structure of regional target program is determined.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации региональных целевых программ»

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Попов Д.М., аспирант кафедры «Экономика и управление» НОУ ВПО «Институт мировой экономики и информатизации»

В статье обоснована необходимость использования программно-целевого подхода для обеспечения регионального развития. Выявлены типичные региональные программные проблемы и задачи. Определена структура региональной целевой программы.

Ключевые слова: программно-целевой метод, региональные целевые программы, строительство

FEATURES OF REALIZATION REGIONAL TARGET PROGRAM

Popov D., the graduate student of department «Economics and Management», Institute of World Economy and Informatization

In the article the need of using of program-target approach for guaranteeing the regional development is substantiated. Typical regional program problems and tasks are revealed. The structure of regional target program is determined.

Keywords:program-target method, regional target programs, construction

Рассматривая особенности реализации региональных целевых программ, нельзя не отметить, что программно-целевому методу управления экономикой в России всегда уделялось значительное внимание. Приоритетные направления развития экономики определяются, а впоследствии реализуются при помощи инструментов программно-целевого подхода. Также при помощи указанного подхода государство пытается решить и серьезные проблемы (жилищную [1; 4], социальную, природоохранную и проч.). По мнению А.Н. Ларионова, целесообразно использовать потенциал программно-целевого метода и при развитии экологического домостроения в современной России [2].

За рубежом программно-целевое планирование также востребовано. Но в отличие от советского директивного планирования, оно носит больше рекомендательный характер [5].

Среди российских исследователей и экономистов существует два полярных мнения. Одни выступают «за» целевые программы и доказывают их целесообразность, другие считают, что в силу множества причин, важнейшей из которых можно считать смену экономического уклада, эффективность программно-целевого управления крайне низка.

С нашей точки зрения, при определенной корректировке эффективность реализации целевых программ может быть весьма высокой.Система государственного управления экономикой на всех уровнях нацелена на повышение ее эффективности посредством рационального использования ресурсного потенциала. Цели и задачи социально-экономического развития обладают характерной для региона спецификой, отражают его историю, национальный состав, традиции, природно-климатические условия, а реализация целевых задач требует программной увязки с ресурсными возможностями.

Подчеркнем, что выявление, постановка программных проблем и установление целей применительно к территориальным программам может заметным образом отличаться в зависимости от уровня и статуса территории (регион - субъект Федерации, крупный город, муниципальное, административно-территориальное образование).

Так, Б.А. Райзберг выделяет следующие типичные региональные программные проблемы [3]:

- формирование новых, развитие и поддержка существующих прогрессивных производств - «точек роста»; объектов производственной и социальной инфраструктуры, позволяющих реализовы-вать конкурентные абсолютные и относительные преимущества региона;

- обеспечение экономической и финансовой устойчивости региона, общественной, экономической, социальной, экологической безопасности;

- создание благоприятных экономических условий функционирования и развития региональных предприятий и производств посредством улучшения инвестиционного климата, обеспечения режима наибольшего благоприятствования для региональных товаропроизводителей, занятых в приоритетных для развития региона сферах экономики и отраслях производства;

- придание развитию экономике региона выраженной социальной ориентации;

- активизация правовых и иных форм содействия малому и среднему предпринимательству в регионе;

- развитие рыночной инфраструктуры общерегионального и зонального (внутрирегионального) значения;

- совместное с другими регионами создание общих производственных и инфраструктурных объектов, обеспечение экологической безопасности;

- законодательное, нормативно-правовое подкрепление региональных программ.

Региональные программы делятся на следующие виды:

1. Региональные программы общефедерального значения.

2. Региональные программы межрайонного значения.

3. Региональные программы развития субъектов Российской Федерации.

4. Региональные межмуниципальные программы.

5. Региональные (локальные) программы развития муниципальных образований.

Следует согласиться с Б.А. Райзбергом, что цели и задачи региональных программ сопряжены с программными проблемами и могут быть представлены следующим образом [3]:

- социализация экономики региона, производство общественных благ в структуре и объемах, достаточных для удовлетворения первостепенных потребностей жителей;

- достижение справедливого распределения бюджетных доходов и расходов, эффективного использования бюджетных средств;

- поддержание достаточного уровня занятости, трудоустройства;

- недопущение снижения устойчивости и безопасности региона до критических уровней;

- достижение эффективного использования региональных ресурсов и привлечение ресурсов из внешних источников;

- проведение экономической, социальной, финансовой, экологической, научно-технической, инновационной политики в соответствии с общегосударственной стратегией.

Подчеркнем, что формируя состав региональных программ, необходимо иметь в виду, что они служат средством проведения региональной инвестиционной политики, распределения капиталовложений между инвестиционными проектами, входящими в региональные программы. Целевые региональные программы наряду с необходимыми для их реализации проектами служат инструментом программно-целевого бюджетирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу, каналами регулирования вложений в экономику и социальную сферу региона.

Соответственно, региональные программы на перспективу должны обладать содержательным наполнением, отражающим задачи выполнения стратегических инвестиционных проектов, призванных решать следующий круг программных задач:

- выравнивание уровня социально-экономического развития-регионов, территорий;

- рациональное размещение производственных сил в регионе;

- развитие наукоемких, высокотехнологичных инновационных производств продукции, пользующейся спросом на рынке;

- создание производственно-экономических региональных кластеров, особых экономических зон, территориально-производственных комплексов;

- рационализация финансовой, банковской, бюджетной, налоговой, таможенной системы в регионе;

- формирование системы стратегического планирования развития региона на долгосрочную перспективу;

- модернизация инженерной, энергетической, транспортной,

агропромышленной, жилищной, информационной инфраструктуры;

- развитие человеческого, интеллектуального потенциала;

- реконструкция и обновление основных средств производственного потенциала региона.

Так, если обратиться к аналитической записке Минэкономразвития РФ об уровне регионального развития [6] в части строительного комплекса, то объем строительных работ, произведенных в Российской Федерацииза 9 месяцев 2013 г., составил 3938,4 млрд руб., или 98,9% к уровнюсоответствующего периода предыдущего года.При этом в Астраханской области указанный показатель уве-личилсяв 3,5 раза, в Магаданской области - в 1,6 раза, в Рязанской, Ростовской и Ивановскойобластях - в 1,3 раза, в Ивановской области, Новгородской и Архангельской областях -в 1,4 раза. В тот же период значительное падение объемов строительства было отмече-нов республиках Мордовия (на 37,3%), Калмыкия (на 31,9%), Саха (Якутия) (на 28,1%),Чеченской Республике (на 50,4%), Хабаровском (на 26,2%) и Приморском краях(на 37,0%), Вологодской (на 32,7%), Ленинградской (на 37,0%), Тверской (на 35,0%) иМосковс-кой (на 25,3%) областях.

Основной объем строительных работ по итогам января-сентября 2013 г. приходилсяна республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский и Красноярский края,Московскую, Самарскую и Кемеровскую области, гг. Москву и Санкт-Петербург,Ханты-Мансийс-кий и Ямало-Ненецкий автономные округа, доля которых в обще-мобъеме строительных работ по стране составила почти половину.

В целом по Российской Федерации в январе-сентябре 2013 г. по сравнениюс аналогичным периодом 2012 г. площадь введенных в действие жилых домовувеличилась на 12,0% и составила 38,7 млн м2 общей площади. Объемы построенногожилья к концу сентября 2013 г. в 62 субъектах Российской Федерации превысили уровень января-сентября 2012 г., причем в 1,8 раза - в Ямало-Ненецком автономном округе,в 1,9 раза - в Тульской области, в 1,7 раза - в Смоленской области, в 1,6 раза -в Костромской области Ненецком автономном округе и г. Москве.

Таким образом, можно сделать вывод, что определенные результаты регионального развития строительной отрасли были достигнуты в том числе и благодаря реализации целевых программ.

Представим далее структуру региональной программы, которую можно представить в виде следующих частей:

1. Паспорт программы (краткие сведения о программе, включающие основные характеристики, параметры, показатели).

2. Социально-экономическое положение и основные направления развития субъекта Российской Федерации.

a. Социально-экономическое положение субъекта Российской Федерации (характеристика и анализ состояния, структуры, потенциала, экономических и социальных процессов).

b. Основные проблемы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (перечень и характеристика проблем).

c. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения (описание используемых форм, методов, инструментов управления).

3. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы (целевая установка, ее соответствие программам и прогнозным документам Правительства Российской Федерации и основным направлениям развития субъекта Федерации, целевые задачи).

4. Система программных мероприятий (совокупность институциональных и правовых преобразований, инвестиционных проектов и некоммерческих мероприятий, выполнение которых обеспечивает осуществление программы в целом).

5. Механизм реализации программы (описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для выполнения реализации программы).

6. Ресурсное обеспечение программы (общий объем финансирования программы с указанием источников, соотношение капитальных вложений, НИОКР, других текущих расходов, финансовые механизмы, направления и виды расходов, сроки выделения и расходования средств).

7. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы (качественные и количественные, экономические и социальные результаты).

8. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации (формы и методы, органы управления реализацией, их функции, способы контроля).

Литература:

1. Иванова, Ю.В. Приоритетный национальный проект: инновационные подходы к развитию рынка жилья [Текст] / Ю.В. Иванова // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования приоритетных национальных проектов и программ: сб. науч. тр. четвертой всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 21-22 мая 2008 г. - Часть I. - Редколл.: Пивоваров Ю.С. (отв. ред.) и др. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - С. 384-388.

2. Ларионов, А.Н. Экономический потенциал программно-целевого метода управления развитием экологического домостроения [Текст] / А.Н. Ларионов // Вестник гражданских инженеров. - 2012. - № 3 (32), июнь. - С. 275-280. - Библиогр.: 279-280.

3. Райзберг, Б.А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой. - М.: Лаборатория Книги, 2012. - 332 с.

4. Сутурин, И.С. Методы оценки эффективности жилищных инвестиционных программ в современных условиях [Текст] / И.С. Сутурин // Жилищная экономика. - 2010. - № 3/4 (7/8).

5. Тейлор, С. Региональное экономическое развитие на базе программно-целевого подхода: опыт Западной Европы [Текст] / С. Тейлор // Регион: экономика и социология. - 2000. - № 1. - С. 3-33.

6. Региональное развитие (январь - сентябрь 2013) [Электронный ресурс] http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/ есопотуНЬ4/тег/аС:1уйу

/sections/econreg/monprog/doc20131118_21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.