Научная статья на тему 'Особенности реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в странах-участниках ШОС'

Особенности реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в странах-участниках ШОС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
532
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КOНCТИТYЦИOННOE ПPAВO / ПPAВO / CВOБOДA / ПEPEДВИЖEНИE / МECТO ПPEБЫВAНИЯ И ЖИТEЛЬCТВA / CONSTITUTIONAL LAW / RIGHT / FREEDOM / MOVEMENT / PLACE OF STAY AND RESIDENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трофимова Татьяна Сергеевна

Рассматривается реализация пpaвa кaждoгo нa cвoбoдy пepeдвижeния, выбop мecтa пpeбывaния и житeльcтвa в странах-участникх ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трофимова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the implementation of the rights of citizens to freedom of movement, choice of place of stay and residence in countries-members of SCO

The article is devoted to the realization of the right of everyone to freedom of movement, choice of place of stay and residence in countries-participants of SCO.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в странах-участниках ШОС»

УДК 34 ББК 67

© Трофимова Т.С

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ, ВЫБОР МЕСТА ПРЕБЫВАНИЯ И ЖИТЕЛЬСТВА В СТРАНАХ-УЧАСТНИКАХ ШОС

ТAТЬЯНA CEPГEEВНA ТРОФИМОВА,

aдъюнкm кaфeдpы гocyдapcтвeннo-пpaвoвыx джциплин Opлoвcкого юpидичecкого инcmиmymа МВДPoccm имeни В.В. Лyкьянoвa (302027, г. Opeл, ул. Игнamoвa д.2) E-mail: zyfn14@yandex.ru Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право.

Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор А.С. Прудников

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Aннoтaция. Рассматривается реализация пpaвa кaждoгo не cвoбoдy пepeдвижeния, выбop мecтa пpeбывaния и житeльcтвa в странах-участникх ШОС.

Ключeвыe cлoвa: кoнcтитyциoннoe пpaвo, пpaвo, cвoбoдa, пepeдвижeниe, мecтo пpeбывaния и житeльcтвa

Annotation. The article is devoted to the realization of the right of everyone to freedom of movement, choice of place of stay and residence in countries-participants of SCO.

Keywords: constitutional law, right, freedom, movement, place of stay and residence

Для цитирования: Трофимова TC. Особенности реализации права граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в странах-участниках ШОС. Вестник московского университета МВД России. 2018;(2):20-3.

Социальная значимость прав и свобод личности выражается прежде всего в их закреплении как на международном, так и внутригосударственном уровне. Неслучайно наиболее значимые — фундаментальные права и свободы именуются общепризнанными и закреплены в международно-правоных актах и конституциях подавляющего большинства государств мира. Между тем главный смысл прав и свобод заключается в возможности их полноценной реализации личностью с соответствующим получением ею определенных благ и удовлетворением своих законных интересов и потребностей. Потому неоспоримым выступает вывод о том, что демократизм государства и степень свободы его граждан определяются не столько формальной приверженностью интернациональным стандартам прав и свобод человека, сколько совершенством механизма их осуществления. Сказанное целиком относится и к исследуемой в диссертации свободе передвижения и выбора места жительства.

Как таковой, проблеме механизма реализации субъективных прав в науке уделено немалое внимание. При некоторых отличиях в определении его содержания механизм обычно видится учеными в неразрывном сочетании непосредственно самой реализации и гарантирующих ее явлений и факторов.

Однако же право на свободу передвижения находит свое отражение как на внутригосударственном, так и на международном уровне. В связи с чем необ-лходимо рассмотреть данное право в рамках стран-участников Шанхайской организации сотрудничества.

ШОС была основана в июне 2001 г. в результате преобразования «Шанхайской пятерки», в которую входили Россия, Китай, Таджикистан, Киргизия, Казахстан после вступления в нее шестого участника — Узбекистана. С 1 января 2004 года она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая своим уставом. В 2017 году к ШОС при-соеденились Индия и Пакистан.

Общая площадь входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества стран составляет более 34 млн кв. км, т. е. 60% всей территории Евразии, а численность их населения достигает 3млрд. 40 млн. человек.

По итогам проводившихся встреч в рамках ШОС был подписан ряд основополагающих официальных документов, оформивших юридический статус Организации в системе международного права и сформулировавших историческую миссию и основные направления деятельности этого форума.

Со дня зарождения этой организации, ежегодно подписывались новые документы, направленные, в том числе, и на развитие миграционных процессов и на закрепление права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Сейчас процесс миграции чрезвысайно актуален в странах ШОС.

Реализация права на свободу передвижения в Шанхайской организации сотрудничества настолько уникален, что можно говорить об обособленном положении в мировой миграционной системе.

Наиболее тесно Россия взаимодействует на миграционном уровне с государствами Центральной Азии. Между данными странами происходит обмен как мигрантами, переезжающими на постоянное место жительства, так и временной рабочей силой.

Межгосударственные отношения между странами, входящими в ШОС, носят различный характер. Например, до настоящего времени действует введенный еще в 2000 году визовый режим между Таджикистаном и Узбекистаном [1].

Что касается регулирования права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, то в странах ШОС оно носит неоднозначный характер. Данное конституционное право закреплено в большинстве стран, однако в данных государствах имеются и нормативно-правовые акты, ограничивающие право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Рассмотрим подробнее механизм реализации права на свободу передвижения в странах-участниках ШОС.

При решении вопросов правового регулирования миграционных процессов наблюдается неоднозначность в действиях стран-участников ШОС. В ряде из них принимаются нормативно-правовые акты, которые ограничивают права, закрепленные в конституциях данных стран.

Так, в Китае, на сегодняшний день актуальна авторитарная модель правового регулирования миграции, которая включает в себя строгий государственный контроль за миграционной деятельностью, осуществляемый на основе ограничения права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства.

Трудовые права работников в данной стране ограничены системой хуку, т.е. пропиской — государственной системой контроля миграции населения, сложившейся в КНР, которая заключается в тотальной привязке граждан к месту жительства [2]. Ограниче-

ние права на свободу передвижения в Китае определяется интересами государства в безопасности и общественном порядке.

К основным направлениям миграционной политики Китайской Народной Республики можно отнести: борьба с нелегальной миграцией; активная защита прав китайских граждан за рубежом; укрепление позиций на мировом рынке трудовых услуг; поощрение вернувшихся из-за границы научных деятелей.

Расширение экспорта трудовых услуг — важная составляющая стратегии выхода национального китайского бизнеса вовне, означающая товарную экспансию на внешних рынках, экспорт рабочей силы, импорт сырья и высоких технологий [3].

Избыточная рабочая сила внутри страны является проблемой для китайского правительства. С целью ее решения КНР с начала 1980-х гг. реализует политику освоения зарубежных рынков трудовых ресурсов, а также активно поддерживает своих граждан в организации бизнеса за границей, вследствие чего происходит переквалификация кадров.

Экономическое развитие Китайской Народной Республики стало возможным благодаря инвестициям китайских эмигрантов в экономику страны. Для этого существуют специальные структуры: Канцелярия Госсовета по делам китайцев, проживающих за рубежом, Всекитайский комитет Народного политического консультативного совета, Всекитайская ассоциация зарубежных связей и ряд общественных организаций. Правительство, в свою очередь, стимулирует деятельность соотечественников в интересах родины и оказывает уважение гражданам КНР, проживающим за границей. Поощряется издание литературы за рубежом на китайском или ином языке для широкого круга читателей, в которых создается позитивный образ Китая. Так, уже сейчас существуют газеты и периодические издания на китайском языке в различных странах мира.

Управляемая миграция представляется китайским правительством как «способ рационального движения населения и его распределения между городом и деревней, а также между различными регионами страны» [4]. Существует постановление Госсовета Китайской Народной Республики «О мерах по дальнейшей стабилизации проблемы занятости и распределения трудовых ресурсов», в котором приоритет отдается расширению экспорта рабочей силы из густонаселенных регионов Китая в малозаселенные сельские местности соседних стран. Для реализации данной политики необходимо: создание совместных предприятий с обязательным участием китайских рабочих, работа в соседних странах по долгосрочным контрактам, взятие в аренду земель, расположенных в приграничных областях сопредельных стран.

Однако главной задачей для КНР по прежнему остается расширение сферы бизнеса в Российской Федерации. Усиление миграции китайской рабочей силы происходит из-за деятельности бинесменов из Китайской Народной Республики, которые превраща-

ют нашу страну в рынок сбыта своих товаров, сдерживая тем самым экономический подъем, в частности на Дальнем Востоке. В круг интересов Китая входит, также, территориальное закрепление своих граждан за рубежом, вследствие чего в данной сфере активно развивается миграционная политика.

В Кыргызской Республике внутренняя миграция регулируется на принципе обеспечения прав человека на личную свободу и безопасность, в том числе и права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Однако, Закон «О внутренней миграции» [5] обязывает временно выбывших из постоянного места жительства граждан зарегестрироваться по месту пребывания. Исходя из этого, прослеживается традиционный пример правового регулирования порядка реализации права на свободу передвижения.

Что касается Республики Таджикистан, то 20 февраля 2007 г. приказом министра внутренних дел РТ № 101 была создана Миграционная служба МВД Республики Таджикистан. Она состоит из 9 отделов: отдел правового обеспечения и международного сотрудничества, отдел гражданства и работа с беженцами, отдел организации визовой работы, организационно-инспекторский отдел, отдел разрешения на работу, отдел визы и регистрации иностранных граждан, отдел паспортной работы и учета населения, отдел финансового обеспечения, отдел трудовой миграции, отдел контроля и миграционного учета на транспорте, группа работы с кадрами.

Миграционная служба занимается проблемами внешней трудовой миграции, паспортно-визового режима. С 2010 года был создан отдел контроля по транспорту для более четкого учета мигрантов.

С целью регулирования миграционных процессов Республика Таджикистан разработала ряд соглашений и нормативных правовых актов, с помощью которых проводятся встречи с международными организациями, миграционными структурами различных стран, в том числе и государствами-членов ШОС. Так например, был проведен ряд эффективных встреч с руководством ГУВМ МВД РФ.

Для регулирования миграционных процессов в Республике Таджикистан имеется достаточно развитая правовая база. Это и Закон «О миграции» 1999г., Закон «О беженцах» 2002г., Закон «О правовом положении иностранных граждан» 1996г., Концепция трудовой миграации граждан Республики Таджикистан [3].

В Республике Узбекистан также актуальны вопросы регулирования миграции. Так, на основании постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 февраля 2001 года №75 было образовано Агентство по вопросам внешней трудовой миграции. На основании данного постановления было решено преобразовать ранее существовавшее республиканское Агентство по делам трудящихся мигрантов в Агентство по вопросам внешней трудовой миграции.

В целях упорядочения системы организации и механизма выезда граждан республики для осущест-

вления трудовой деятельности 12 ноября 2003 года Кабинетом Министров Республики Узбекистан было принято постановление №505 «О мерах по совершенствованию организации трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан за рубежом». На его основании были утверждены новое Положение об Агентстве, структура Агентства с предельной численностью управленческого персонала.

Агентство является государственным унитарным предприятием с правами юридического лица и подве-домствено Министерству труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан.

Индия — огромная по площади и населению страна с низким уровнем урбанизации. Большая часть населения, особенно сельского, имеет скромные возможности для существования, поэтому поездки в другие территории на заработки — один из немногих способов прокормить себя и семью. Несмотря на существование специальных программ по развитию сельских территорий, законодательство и политика индийского правительства не решают многих острых проблем, касающихся уровня жизни значительной части населения страны.

С 2007 по 2017 год миграционные потоки между индийскими штатами возросли более чем наполовину, из них перемещения внутри — на 32,6%, между штатами — на 29,5%. И хотя внутри страны население перемещается все активней, существенного притока человеческого капитала из-за рубежа не наблюдается. При этом основу иностранных мигрантов составляют выходцы из соседних с Индией стран. В миграционных потоках преобладает мужское население, для которого главной причиной перемещения является поиск работы (для женщин — замужество). Растет доля миграционных потоков из сельской местности в города, но по-прежнему велики показатели перемещения непосредственно внутри сельской части страны.

Среди всех мигрантов 23,8% — неграмотные, без образования. Понятно, что большая часть внутренних мигрантов ищет так называемую «черновую» работу. И именно на этом уровне проблема защиты прав рабочих стоит особенно остро.

Следует отметить, что при изучении данного права в странах-участников ШОС был выявлен ряд проблем [6].

Первая из них связана с отсутствием единого законодательного акта в сфере регулирования миграционных процессов, в частности, права на свободу передвижения. Это выражено в несоответствии внутренних нормативно-правовых актов ШОС международно-правовым актам.

Второй прблемой является то, что в странах, входящих в ШОС, отсутствует обособленный орган власти, компетентый в решении вопросов миграции.В настоящее время решение миграционных вопросов в данных странах осуществляется, в основном, органами внутренних дел. Сотрудники ОВД при исполнении своих полномочий руководствуются внутренними приказами, а также инструкциями и распоряжениями,

а последние нередко противоречат Конституциям и международно-правовым актам.

Решение изложенных проблем видится в совершенствовании законодательной базы ШОС в сфере регулирования права на свободу передвижения. Данные предложения предполагают одновременное изменение внутреннего законодательства рассматриваемых стран, то есть издание нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органа по вопросам миграции.

Литература

1. Попова Е.В. Особенности международно-правового регулирования свободы передвижения на примере стран-участников ШОС // Вестник Московского Университета МВД России. М., 2012. №3. С.37.

2. Кожирова С.Б. Китайская миграция как элемент региональной безопасности: автореф. дисс. ... д-ра полит.наук. Астана. 2009.

3. Прудникова Т.А. Правовые и организационные особенности миграционной политики в ряде зарубежных стран. -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. С.90.

4. Чесноков А.С. Миграционные и демографические аспекты современного развития Китая // Материалы конференции «Миграция и развитие». М., 2007. С. 247.

5. Закон Кыргызской Республики от 16 октября 2002 N 144 «О внутренней миграции».

6. Материалы межд. науч.-практ. конф. «Гуманитарные аспекты обеспечения стабильности и сотрудничества в регионе ШОС». 7-8декабря.2011.С.56.

References

1. Popova E. V. Peculiarities of international legal regulation of freedom of movement on the example of the countries-participants of the SCO // Vestnik of the Moscow University of the MIA of Russia. M., 2012. No. 3. P.37.

2. Svetlana kozhirova Chinese migration as an element of regional security: author. Diss. ... d-RA polit.Sciences. Astana. 2009.

3. Prudnikova T. A. Legal and organizational peculiarities of migration policies in several foreign countries. -M.: YUNITI-DANA: Law and right, 2013. S. 90.

4. Chesnokov A. S. Migration and demographic aspects of modern China's development // materials of the conference "Migration and development". M., 2007. S. 247.

5. Law of the Kyrgyz Republic dated October 16, 2002 N 144 "On internal migration".

6. Materials mezhd. scientific.-pract. Conf. "Humanitarian aspects of security, stability and cooperation in the SCO region". 7-8 Dec.2011. With.56.

Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» / [В.Я. Ки-коть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014.

Применительно к реалиям современного общества системати-зированно изложены нравственные основы правоохранительной деятельности. Рассмотрены этические основы специфики деятельности отдельных правоохранительных служб и учреждений.

Для студентов юридических вузов, изучающих курс профессиональной этики и служебного этикета, а также для практических работников системы правоохранительных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.