Научная статья на тему 'Особенности реализации логистических услуг на российском рынке грузовых перевозок'

Особенности реализации логистических услуг на российском рынке грузовых перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
803
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистические услуги / грузовые перевозки / транспортно-логистическая отрасль / 3PL логистика / сегментация рынка. / logistics services / cargo transportation / transport and logistics industry / 3PL logistics / market seg- mentation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Н В. Просвирина

Ужесточение и усиление конкуренции на рынке услуг дистрибуции приводит к тому, что повышенное внимание уделяется уровню предоставляемого сервиса, возможностям предприятия сохранять существующих и привлекать новых потребителей, а также возможности предприятия оперативно реагировать на изменения внешних условий среды. В условия нестабильной ситуации, изменчивости условий на рынке грузовых перевозок, а также высокого уровня конкуренции, организация, осуществляющая деятельность на рынке дистрибуции товаров широкого спектра, должна оперативно реагировать на все изменения, решать внутренние проблемы и постоянно расти и развиваться в необходимом направлении. Целью настоящего исследования является анализ особенностей реализации логистических услуг на российском рынке грузовых перевозок. Для достижения поставленной цели в статье решены задачи: оценена текущая рыночная ситуация в сфере гражданских перевозок в РФ, выявлены факторы, влияющие на развитие рынка грузовых перевозок; показаны позиции транспортной системы России в мире; проанализированы современные уровни системы логистики; исследованы перспективы развития транспортно-логистической отрасли России; определена необходимость в формировании стратегии продвижения организации на рынке и обозначены методы управления транспортным предприятием в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LOGISTICS SERVICES IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN FREIGHT TRANSPORT MARKET

Increasing competition in the distribution market leads to increased attention being paid to the level of service provided, the company's ability to retain existing customers and attract new ones, as well as the company's ability to respond quickly to changes in the external environment. In an unstable situation, changing conditions in the freight transport market, as well as a high level of competition, an organization operating in the market of distribution of a wide range of products must respond quickly to all changes, solve internal problems and constantly grow and develop in the necessary direction. So, the purpose of this study is to analyze the specifics of the implementation of logistics services in the Russian freight transport market. To achieve this goal, the article solved the problem: assessment of the current market situation in the field of public transport in Russia, the factors, influencing the development of the freight market; showing the position of transport system of Russia in the world; examines the current levels of the logistics system; researched prospects of development of transport and logistics industry; identified the need to develop a strategy of advance organization on the market and are the designated methods of transport enterprise in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации логистических услуг на российском рынке грузовых перевозок»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10108

Н.В. Просвирина - доцент кафедры «Управление персоналом», к.э.н., ФГБОУВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», nata68.92@mail.ru,

N.V. Prosvirina - associate professor at the department of «Personnel Management», candidate of economic sciences, Moscow aviation institute (national research university).

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК FEATURES OF LOGISTICS SERVICES IMPLEMENTATION IN THE RUSSIAN FREIGHT TRANSPORT MARKET

Аннотация. Ужесточение и усиление конкуренции на рынке услуг дистрибуции приводит к тому, что повышенное внимание уделяется уровню предоставляемого сервиса, возможностям предприятия сохранять существующих и привлекать новых потребителей, а также возможности предприятия оперативно реагировать на изменения внешних условий среды. В условия нестабильной ситуации, изменчивости условий на рынке грузовых перевозок, а также высокого уровня конкуренции, организация, осуществляющая деятельность на рынке дистрибуции товаров широкого спектра, должна оперативно реагировать на все изменения, решать внутренние проблемы и постоянно расти и развиваться в необходимом направлении. Целью настоящего исследования является анализ особенностей реализации логистических услуг на российском рынке грузовых перевозок. Для достижения поставленной цели в статье решены задачи: оценена текущая рыночная ситуация в сфере гражданских перевозок в РФ, выявлены факторы, влияющие на развитие рынка грузовых перевозок; показаны позиции транспортной системы России в мире; проанализированы современные уровни системы логистики; исследованы перспективы развития транспортно-логистической отрасли России; определена необходимость в формировании стратегии продвижения организации на рынке и обозначены методы управления транспортным предприятием в современных условиях.

Annotation. Increasing competition in the distribution market leads to increased attention being paid to the level of service provided, the company's ability to retain existing customers and attract new ones, as well as the company's ability to respond quickly to changes in the external environment. In an unstable situation, changing conditions in the freight transport market, as well as a high level of competition, an organization operating in the market of distribution of a wide range of products must respond quickly to all changes, solve internal problems and constantly grow and develop in the necessary direction. So, the purpose of this study is to analyze the specifics of the implementation of logistics services in the Russian freight transport market. To achieve this goal, the article solved the problem: assessment of the current market situation in the field of public transport in Russia, the factors, influencing the development of the freight market; showing the position of transport system of Russia in the world; examines the current levels of the logistics system; researched prospects of development of transport and logistics industry; identified the need to develop a strategy of advance organization on the market and are the designated methods of transport enterprise in modern conditions.

Ключевые слова: логистические услуги, грузовые перевозки, транспортно-логистическая отрасль, 3PL логистика, сегментация рынка.

Keywords: logistics services, cargo transportation, transport and logistics industry, 3PL logistics, market segmentation.

В настоящее время развитие рынка дистрибуции и логистики диктует условия к формированию новых транспортных услуг, отвечающих требованиям качества. Нужно определить параметры и стандарты качества транспортных услуг и обеспечить стимулирование выполнения таких стандартов на транспорте. Для этого необходимо, чтобы участники рынка создавали и внедряли высокоэффективные технологии, отвечающие стандартам качества, а также системы управления качеством. В качестве государственного участия в процессе развития рынка необходима разработка соответствующих нормативной базы и методов государственного регулирования.

Успешное развитие рынка транспортных услуг и повышение его конкурентоспособности возможно при выполнении условий, при которых уровень предложения высококачественных транспортных услуг превышает уровень спроса на эти услуги. При этом необходимо обеспечить публичность и информационную открытость рынка по ценам и качеству услуг. Это обеспечит потребителям возможность свободного выбора транспортных услуг, заставит работать механизм «цена-качество», сделает цену и качество предметом конкуренции. Данный механизм способствует самоокупаемости транспортных предприятий, так как направлен на постоянное повышение их эффективности.

Государственная политика в области формирования конкурентного рынка транспортно-логистических услуг предусматривает административные и экономические методы.

Административные методы должны обеспечивать регулирование деятельности естественных монополий, доступа владельцев транспортных средств, а также экспедиторов и перевозчиков к профессиональной деятельности с использованием механизмов лицензирования или декларирования (уведомление об обязательствах участника рынка).

Экономические методы формирования конкурентного рынка транспортных услуг предусматривают реализацию механизмов налоговой, тарифной и инвестиционной политики.

Новые транспортные услуги предлагаются на основе детального анализа предложений конкурентов и потребностей клиентов предприятия. Новизну услуги можно оценивать следующим образом: либо услуга является новой для данного предприятия, либо для конкретного сегмента транспортного рынка.

Для переходного периода к рыночным условиям характерен спад производства и стагнация экономки. В это время снижаются объемы потребляемой и производимой продукции у постоянных клиентов транспортного предприятия. Для того, чтобы восполнить уменьшение объемов перевозимых грузов, необходимо привлекать новых клиентов.

В процессе расширения сбыта услуг полезно распределить потенциальных клиентов, которых может устроить предложение транспортного предприятия, по типичным признакам, а затем искать фирмы, которым эти признаки присущи.

В настоящее время, как показывает практика, большинство действующих на рынке товаров назначения промышленных предприятий осуществляет функции снабжения силами собственных подразделений, без привлечения специализированных организаций снабжения.

Одной из причин стремительного развития транспортно-экспедиционной деятельности стало упорядочение законодательства России в данной области - в первую очередь, принятие закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» №87-ФЗ от 30 июня 2003 г., ряда стандартов в области транспортно-экспедиционных услуг (ГОСТ Р 52297-2004, ГОСТ Р 52298-2004), кроме этого, новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации, ведущейся подготовки к принятию новой редакции Устава автомобильного транспорта, Правил транспортно-экспедиционной деятельности, а также отмены лицензирования транспортно-экспедиционной деятельности.

В российской экономике транспортно-логистическая отрасль играет важную роль, ее доля в структуре валовой добавленной стоимости достигает 7%, а реализация проектов по строительству транспортной инфраструктуры вносит значительный вклад в объемы инвестиций в основной капитал.

Транспортные компании существенно различаются по размеру, технологиям работы, и видам обслуживаемых перевозок. Наиболее просто организованные компании, состоящие из двух-трех диспетчеров (чаще всего такие экспедиторы специализируются на городских перевозках) постепенно исчезают с рынка, под давлением конкурентов, либо превращаясь в более крупные компании, специализирующиеся на других видах перевозок, либо, получив постоянных заказчиков и достаточные объемы работы, начинают закупать собственный малотоннажный подвижной состав.

Другой вид экспедиционных компаний - это предприятия, специализирующиеся на перевозках по территории страны и за рубеж. Они имеют отлаженные технологии работы, крупный штат сотрудников. Такие компании поддерживают связи с сотнями перевозчиков и клиентов. Нередко они заключают договоры на терминальное обслуживание с зарубежными экспедиторами и осуществляют доставку грузов через накопительный зарубежный склад.

Сегментация рынка транспортных услуг может быть проведена по соответствующим направлениям, с которым связана та или иная услуга. Так, одним из главных видов услуг, которые выделяются на рынке грузоперевозок, являются, естественно, непосредственно услуги по перевозке грузов. При этом, само собой, нужно выделять городские, пригородные перевозки, а также междугородние и международные грузоперевозки.

Еще одним направлением сегментации рынка транспортных услуг, является выделение услуг, непосредственно с перевозками не связанных, но имеющих к ним прямое отношение. К таким услугам можно отнести хранение грузов, складирование их, формированию отправок, перегрузочные операции и многое другое. Также на рынке транспортных услуг, важно выделение услуг консультационного, информационного и сервисного характера, к которым, несомненно, относится работа диспетчера грузоперевозок.

Рисунок 1 - Позиции транспортной системы России в мире

На рисунке 2 показана позитивная динамика внутреннего грузооборота к 2018 году за счет увеличения физических объемов как оптовой (на 3,8%), так и розничной (на 2,8%) торговли.

Рисунок. 2 - Структура грузооборота по видам транспорта в 2014 и 2018 годах, % [1]

Рисунок 3 - Структура объема перевозок грузов по видам транспорта в 2014 и 2018 годах, % [1]

«В условиях стабилизации российской экономики грузооборот транспорта в России в 2018 году увеличился на 2,8%. Структура грузооборота по видам транспорта с 2014 по 2018 год изменилась незначительно. Как видно из диаграмм более 90% грузооборота приходится на железнодорожный и трубопроводный транспорт, однако им перевозится только треть всех грузов. Автомобильный транспорт занимает менее 5% в структуре грузооборота, при этом на него приходится две трети объема перевозок.

Доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота продолжает увеличиваться, несмотря на рост конкуренции со стороны развивающейся системы нефтепродуктопроводов и внутреннего водного транспорта. Ответами на эти вызовы стало увеличение дальности железнодорожных перевозок, а также активизация работы в сегменте низкодоходных грузов.» [1]

При проведении сегментации рынка транспортных услуг, также довольно часто услуги классифицируют в зависимости от периодичности обслуживания клиента. Так одни компании работают на протяжении всего года, другие же - только в течении определённого сезона или месяца в году.

Современные транспортные и логистические системы постоянно усложняются. В связи с этим выделяют пять ключевых факторов, влияющих на развитие транспортно-логистической отрасли (рис.4)

Рисунок 4 - Основные факторы, влияющие на развитие транспортно-логистической отрасли,

в т.ч. городского транспорта.

Данные факторы были отражены в прогнозах и оценках перспектив развития отрасли в ближайшем будущем, которые дали руководители транспортно-логистических компаний. Респонденты отмечают ожидания по росту бизнеса, влияние технологических изменений и изменения в каналах сбыта (рис. 5).

Рисунок 5 - Результаты опроса PwC руководителей компаний (представители транспортно-логистической отрасли) [1]

Итак, во всех регионах исследования руководители транспортно-логистических компаний не сомневаются в том, что следует ожидать прорывных изменений (PwC провела 1 239 интервью с руководителями компаний в 85 странах и 85 опрошенных представляли транспортно-логистическую отрасль).

Основная тенденция рынка - концентрация грузовых потоков (как на внутренних, так и на международных линиях) в руках нескольких крупных компаний, развивающих регулярные грузоперевозки. Это необходимо учитывать в случае дистрибуции товаров на территории России.

За счет расширения участия российских авиакомпаний в мировом рынке перевозок транзитных и уникальных грузов грузовые перевозки имеют значительный потенциал для роста. Росту спроса на грузовые авиаперевозки также будет способствовать переход российской экономики на инновационный путь развития.

Отдельной «статьей» в структуре транспортно-экспедиторского бизнеса стоит рынок экспресс-доставки. Отличительной особенностью экспресс-доставки от остальных видов грузоперевозок являются, с одной стороны, достаточно серьезные ограничения по весу отправляемых грузов, а с другой - необходимость срочной доставки (не менее чем пятую часть занимают грузы, доставляемые к определенному моменту, «точно-в-срок»).

«Для деятельности по таким правилам компаниям необходимо иметь не только широко разветвленную сеть представительств и возможности по организации четкой доставки по принципу «от двери до двери» с использованием различных видов транспорта, но и способность осуществлять мониторинг прохождения грузов». [2] Таким образом, компания, заявляющая о выходе на рынок экспресс-доставки, должна располагать матери-

альными ресурсами обеспечения доставки (начиная от курьеров и малотоннажных грузовиков до собственных самолетов), быть в курсе всех изменений состояния груза заказчика, то есть фактически управлять цепями поставок.

Динамика российского рынка экспресс-доставки растет на 30-40% в год и находится в самом начале своего развития. Расширение рынка экспресс-доставки сопровождается одновременным развитием сопутствующих сервисов - например, таких, как мобильный контент.

Развитие российских компаний предполагает создание логистической инфраструктуры, строительство складов и предоставление полного комплекса услуг, включая сортировку товара, формирование поставок для оптовиков и доставку к месту назначения. В отличие от глобальных интеграторов российские компании экспресс-доставки будут ориентироваться на обслуживание преимущественно средних и небольших по размеру компаний, опираясь на собственную филиальную сеть внутри России.

«Экспресс-доставка - типичный пример рынка логистических услуг высокого (3PL, 4PL) уровня. Этот сегмент является наиболее чувствительным к правильному построению логистической схемы работы и взаимодействия как на физическом, так и на логическом и информационном уровне. Высокие темпы роста большинства компаний (20-50% в год), активный выход на российский рынок крупнейших мировых игроков, открывающих собственные представительства и приобретающих отечественные компании, показывает, что данный

Рисунок 6 - Схема уровней системы логистики

Основные принципы экспресс-экспедирования таковы: четкие сроки, доставка «от двери до двери» и максимум дополнительных сервисных функций, обеспечивающих возможность контролировать каждый груз на различных этапах следования, например, on-line отслеживание и уведомление о доставке по электронной почте. Важным отличием услуги является вариативность в выборе времени забора-доставки. Обеспечение таких точных экспресс-параметров доставки требует четкой организационно-технологической цепочки: как минимум, сканирования на каждом перевалочном пункте, внедрения специального программного обеспечения для учета и контроля, открытия большого количества отделений для приема отправлений, развития собственной филиальной сети и большого штат высококвалифицированного персонала. Проще вывести логистическую функцию на аутсорсинг. В этом случае компания не только сможет сэкономить, но и получит ряд преимуществ, которые дает дополнительный сервис в рамках 3PL.

«Качество услуг, предоставляемых 3PL-операторами в России, постоянно улучшается, стремясь к мировому уровню. Ведь 3PL-оператор должен соответствовать ряду строгих критериев, принятых в международной практике. Необходимо иметь и развитую инфраструктуру, состоящую из складов (не ниже класса В) и транспортный парк, и высокие стандарты KPI. Для России немаловажным фактором успеха является стоимость услуг, в то время как для западных компаний более важным условием партнерства является качество услуг логистического оператора». [4] «Если говорить о заметных тенденциях рынка, то, во-первых, очевидно стремление российских операторов совершенствовать информационную составляющую их деятельности и структуры. Во-вторых, происходит развитие сегмента 3PL в географическом измерении, что связано с региональной экспансией крупнейших производителей и ритейлеров». [5] Крупными логистическими центрами становятся Ростов-на-Дону для Юга России, Самара для Поволжья, Екатеринбург для Урала, Новосибирск для Сибири, Хабаровск для дальнего Востока. Эта тенденция отражает развитие товарных потоков на территории России. В России пока и 3PL -операторы, и сама 3PL -концепция не получили такого широкого распространения, как на Западе. Логистика - одна из наукоемких отраслей, для развития которых экономике еще предстоит выйти на определенную стадию.

«В первую очередь в услугах 3PL -операторов заинтересованы крупные розничные сети. Важнейшими клиентами являются также компании, работающие в нефтегазовом, энергетическом, телекоммуникационном и автомобильном секторах, а также производители товаров повседневного потребления (FMCG). Самые верные

потребители логистических услуг полного цикла - международные компании. Они хотят получать в России услуги того же качества, к которым привыкли в других странах, но до сих пор это желание наталкивается на значительные препятствия, связанные с уровнем развития логистического рынка в России, с проблемами транспортной и складской инфраструктуры во многих российских регионах». [6]

Анализ особенностей развития мирового и российского рынков грузовых авиаперевозок показывает наличие следующих характерных черт и тенденций [7] :

- Высокая степень зависимости дистрибьюторов от внешних факторов, таких как: общее состояние экономической конъюнктуры на рынках, динамика изменения цен на топливно-энергетические ресурсы, состояние инфраструктуры аэропортов, воздействие неэкономического характера, к которым относятся таможенные барьеры, нединамичное изменение технико-технологических требований грузовых авиаперевозок к международным стандартам;

- Спрос на грузовые перевозки зависит от темпов роста ВВП и объемов международной торговли. Эмпирически выявлено, что в среднем изменению ВВП на 1% соответствует изменение объемов грузовых перевозок примерно на 2%;

- Высокая капиталоемкость автотранспортного бизнеса порождает неэластичное предложение на рынке грузовых перевозок. С другой стороны, спрос на грузовые перевозки, на котором отражаются сезонные колебания, предпочтения клиентов, политические и экономические кризисы, является весьма эластичным;

- Несоответствие между неэластичным предложением и эластичным спросом оказывает существенное влияние на состояние рынка грузовых перевозок.

Одним из наиболее эффективных способов повышения экономической устойчивости компаний на рынке грузовых перевозок все чаще становится взаимное сотрудничество между дистрибьютором и клиентом, интеграция усилий по организации сетевого бизнеса.

«Результаты изучения деятельности ведущих российских компаний на рынке грузовых перевозок свидетельствуют о высокой зависимости объемов перевозок от динамики развития того или иного региона России, объемов международной торговли в этом регионе». [7]

Исследование рынка транспортно-экспедиторских услуг показало наличие высокой конкуренции и соответственно, высоких требований к качеству предоставления услуг, необходимости постоянного мониторинга ситуации на данном рынке и поиска новых решений для развития предприятии и вывода бизнеса на новый уровень.

Разработка стратегии развития предприятия на основе комплексного изучения и анализа показателей деятельности организации с помощью различных методов оценки конкурентных преимуществ, стратегических факторов внешней и внутренней среды - важное условие эффективного функционирования и развития любого предприятия в долгосрочной перспективе.

Сущность формирования стратегического поведения предприятия заключается в определении направления развития, разработке системы мероприятий по эффективному приближению к выбранному ориентиру, а также оценке и контроле процесса реализации выбранной стратегии. При этом основное значение имеет поведение предприятия на рынке.

Стратегическое управление носит сложный характер и требует учета множества факторов. Вместе с тем он позволяет выявить круг проблем, стоящих перед предприятием и некоторый набор различных способов их решения. Чтобы стать стратегией, этот набор должен сформироваться в систему.

Стратегическое управление становится все более актуальным для российских транспортных предприятий, которые выступают на рынке с жесткой конкуренцией, как между собой, так и с иностранными корпорациями.

Источники:

1. Обзор отрасли грузоперевозок в России 2019 год // https://www.ey.com/ URL: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-transportation-services-2019-rus/$FILE/ey-transportation-services-2019-rus.pdf (дата обращения: 22.11.2019)

2. Тынянов М.А. Управление развитием дистрибуторской деятельности в современных экономических системах: дис. канд экон наук: 08.00.05. М., 2008. 140 с.

3. Савина Н.А. Организационно-методические основы повышения качества обслуживания в транспортно-логистических компаниях: дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М. 2009. 187 с.

4. Текущая ситуация на российском рынке логистического аутсорсинга // Логистика России URL: https://zakonrus.ru/vlad_st/3pl_3.htm (дата обращения: 03.02.2020).

5. Курманова Е.Л. 3РЬ-провайдер - основа становления рынка транспортно-логистических услуг // КиберЛенинка URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/3pl-provayder-osnova-stanovleniya-rynka-transportno-logisticheskih-uslug (дата обращения: 01.02.2020)

6. Шапкин В.С. Состояние и перспективы развития гражданской авиации России // Деловой авиационный портал ATO.ru URL: http://www.ato.ru/category/segment/materialy-konferenciy?page=4 (дата обращения: 02.02.2020).

7. Бакин А.В. Управление эффективностью грузовых авиаперевозок авиакомпаний на рынке: дис. канд. экон наук: 08.00.05. М., 2005. 192 с.

8. Загородников К.А., Просвирина Н.В.иСущность и классификация кластеров в современной инновационной экономике // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Т. 8. № 12A. С. 107-117.

9. Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Факторы конкурентоспособности и перспективы развития российского гражданского авиастроения // Московский экономический журнал. 2017. № 3. С. 61.

10. Тихонов А.И., Калачанов В.Д., Тихонова С.В. Оценка клиентоориентированности предприятий авиационно-космической промышленности // Московский экономический журнал. 2019. № 12. С. 61.

11. Мешанков Д.В., Тихонов А.И. Проблемы обеспечения экономической безопасности на авиационном транспорте // Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 35.

12. Болотнова Е.А. Совершенствование и модернизация выставочных железнодорожных путей необщего пользования в городе Темрюк / Е.А. Болотнова, Л.Н. Тыртышная, В.В. Гусаков // Естественно--гуманитарные исследования. - 2019. - № 26(4). - С. 19-27.

13. Гриневич Я.А. Оценки эффективности смешанных перевозок при организации работы транспортного узла / Я.А. Гриневич, О.С. Хлусова, И.Г. Рзун // Естественно-гуманитарные исследования. - 2019. - № 26(4). - С. 80-85.

Sources:

1. Overview of the cargo transportation industry in Russia 2019 // https://www.ey.com / URL: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/ey-transportation-services-2019-rus/$FILE/ey-transportation-services-2019-rus.pdf (accessed 22.11.2019)

2. Tynyanov M.A. Managing the development of distribution activities in modern economic systems: dis. candidate of economic Sciences: 08.00.05. Moscow, 2008. P. 140.

3. Savina N.A. Organizational and methodological bases for improving the quality of service in transport and logistics companies: dis. Cand. Econ. date: 08.00.05. M. 2009. P.187.

4. Current situation on the Russian logistics outsourcing market / / logistics of Russia URL: https://zakonrus.ru/vlad_st/3pl_3.htm (accessed 03.02.2020).

5. Kurmanova E.L. 3PL-provider-the basis of formation of the market of transport and logistics services // Cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/3pl-provayder-osnova-stanovleniya-rynka-transportno-logisticheskih-uslug (accessed: 01.02.2020)

6. Shapkin V.S. State and prospects of development of civil aviation in Russia / / Business aviation portal ATO.ru URL: http://www.ato.ru/category/segment/materialy-konferenciy?page=4 (accessed 02.02.2020).

7. Bakin A.V. Managing the efficiency of airline cargo transportation in the market: dis. Cand. doctor of economic Sciences: 08.00.05. Moscow, 2005. P. 192.

8. Zagorodnikov K.A., Prosvirina N.V. the essence and classification of clusters in the modern innovative economy // Economics: yesterday, today, tomorrow. 2018. Vol. 8. № 12A. P. 107-117.

9. Prosvirina N.V., Tikhonov A.I. factors of competitiveness and prospects of development of the Russian civil aviation industry // Moscow economic journal. 2017. № 3. P. 61.

10. Tikhonov A.I., Kalachanov V.D., Tikhonova S.V. Assessment of client orientation of enterprises of the aerospace industry // Moscow economic journal. 2019. № 12. P. 61.

11. Meshankov D.V., Tikhonov A.I. the Problems of economic security in air transport // Moscow economic journal. 2019. № 1. P. 35.

12. Bolotnova E.A. Improvement and modernization of exhibition railways for non-general use in the city of Temryuk / EA Bolotnova, L.N. Tyrtyshnaya, V.V. Gusakov // Natural-Humanitarian Studies. - 2019 .- No. 26 (4). - S. 19-27.

13. Grinevich Ya.A. Assessment of the effectiveness of multimodal transport in the organization of the transport hub / Ya.A. Grinevich, O.S. Khlusova, I.G. Rzun // Natural-Humanitarian Studies. - 2019 .- No. 26 (4). - S. 80-85.

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10109

М.В. Радченко - доцент кафедры «Экономика и финансы», к.э.н. Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, MVRadchenko@fa.ru,

M.V. Radchenko - associate professor of the Department of Economic and Finance, Cand. Ekon.D., Krasnodar Branch of the Financial university under the government of the Russian Federation;

В.Р. Рашидова - студент 5 курса, Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Kamaparavi@gmail.com,

V.R. Rashidova - 5 year student Krasnodar Branch of the Financial university under the government of the Russian Federation.

ИНФРАСТРУКТУРА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ INFRASTRUCTURE OF DIRECT FOREIGN INVESTMENT ATTRACTION IN KRASNODAR REGION: MODERN APPROACHES AND IMPROVEMENT DIRECTIONS

Аннотация. Инвестиции являются той сферой экономики, которая во многом определяет ее развитие. Для того чтобы экономика страны могла развиваться в полном объеме и выйти на существенно новый уровень развития необходимы помимо отечественных и иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции позволят получить и внедрить новейшие технологии, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности производства на внешних и внутреннем рынках, а также создать новые рабочие места. Чтобы привлечь иностранных инвесторов, необходимо создание эффективной инфраструктуры привлечения иностранного капитала. В статье проанализирован и обобщен существующий опыт по привлечению новых, а также по взаимодействию и поддержке действующих иностранных инвесторов, выявлены «узкие» места в инвестиционной инфраструктуре, а также проблемные аспекты ведения бизнеса, обозначены направления их устранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.