ФИЛОЛОГИЯ
(шифр научной специальности: 5.9.8)
Научная статья УДК 81
doi: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-150-154
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОГЕНОВ
В РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
© Марина Владимировна Самофалова
Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия mvsamofalova@sfedu. ru
Аннотация. Рассматривается развитие конфликтных речевых ситуаций. В лингвистическом аспекте протекание конфликтной речевой ситуации предполагает наличие конфликтогенов, к числу которых относятся различные средства, например, использование слов-агнонимов, т.е. слов-провокаторов, функционирующих в рамках некооперативного дискурса. Конфликтогенный потенциал слов-агнонимов ещё не служил объектом специального исследования. Приводятся некоторые примеры актуализации специфических конфликтогенов в газетном дискурсе на материале английского языка.
Ключевые слова: конфликт, некооперативный дискурс, конфликтная речевая ситуация, речевой акт, сло-ва-агнонимы, конфликтоген.
Для цитирования: Самофалова М.В. Особенности реализации лингвистических конфликтогенов в речевой ситуации конфликта (на материале английского языка) // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 101. № 6. С. 150-154. doi: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-150-154
PHILOLOGY
(specialty: 5.9.8)
Original article
Features of the implementation of linguistic conflict genens in a speech situation of conflict
(based on the English language)
© Marina V. Samofalova
Southern federal university, Rostov-on-Don, Russian Federation mvsamofalova@sfedu.ru
Abstract. The development of conflict speech situations is considered. In the linguistic aspect, the course of a conflict speech situation presupposes the presence of conflictogens, which include various means, for example, the use of agnonymous words, i.e. words provocateurs, functioning within the framework of non-cooperative discourse. The con-flictogenic potential of agnonymic words has not yet been the object of special research. Some examples of the actual -ization of specific conflictogens in newspaper discourse based on the material of the English language are given.
Key words: conflict, non-cooperative discourse, conflict speech situation, speech act, agnonym words, conflictogen. For citation: Samofalova M.V. Features of the implementation of linguistic conflict genens in a speech situation of conflict (based on the English language). The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 101. No 6. P. 150-154. doi: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-150-154
Введение
Конфликты считаются крайней точкой противоборства сторон в любой сфере жизнедеятельности человека. Это речевая ситуация, воспоминания о которой рождают неприятные ассоциации, такие как враждебное поведение, речевые акты угроз, тщетные попытки отстоять свою точку зрения и постоянный внутренний диалог с оппонентом, когда сама речевая ситуация уже подошла к концу. В результате о конфликтах существует такое мнение, что это только негативное проявление, которого желательно избежать любыми способами.
Долгое время конфликтное поведение считалось признаком неэффективной речевой деятельности говорящего и провалом коммуникативного взаимодействия. Но в последних теоретических исследованиях стали появляться работы, доказывающие, что конфликты даже в ситуации самого эффективного речевого взаимодействия не только возможны, но и иногда даже желательны. В современном обществе конфликтное речевое поведение и подробное изучения механизмов его функционирования приобретает особое значение, поэтому во многих отраслях знания: социологии, философии, политологии, психологии - появилась конфликтология, как отдельный раздел науки.
Возникновение и разрешение противоречий представляет собой непрерывный и сложный процесс в развитии общества, социальной группы и отдельного индивида. Львиную долю жизни человека, социума или даже страны составляют противоречия, которые возникают и развиваются благодаря тому, что в процессе коммуникации участники руководствуются разными интересами, вырабатывают различные позиции, преследуют диаметрально противоположные цели, стремятся реализовать собственные потребности, которые идут в разрез с потребностями оппонента, что приводит к неизбежной конфронтации. Данное противоборство реализуется на речевом уровне в виде спора, угроз, прямого или косвенного запугивания и так далее [2].
Однако не каждое противоречие и не совпадение интересов проводит к конфликтному речевому поведению. Для возникновения поведения данного типа нужно, чтобы соперники осознали наличие противоположно направленных потребностей, интересов, суждений, целей, мнений, идеалов, взглядов, убеждений, оценок, а потом уже перешли к фазе активного противодействия оппоненту.
Обсуждение
В данной статье мы рассмотрим речевое событие «конфликт», которое понимается нами как столкновение интересов двух или более сторон, приводящее к разрыву кооперации (эффективного взаимодействия) его участников.
Конфликтная речевая ситуация представляет собой особый тип коммуникации, основанный на несовпадении или противоречиях в интересах коммуникантов. Данные противоречия могут быть вызваны объективными и субъективными причинами, часто они полностью не осознаются участниками конфликта. Таким образом, можно выделить первый обязательный компонент содержания данного понятия: конфликт - это состояние противоборства, ситуация столкновения [3].
Для того чтобы проанализировать механизм возникновения речевого феномена «конфликт», рассмотрим необходимые условия его возникновения: во-первых, как уже было отмечено, речевая ситуация конфликта всегда содержательно основана на существовании противоположных мотивов или суждений; во-вторых, речевая ситуация конфликта представляет собой противоборство участников, которое характеризуется нанесением взаимного морального ущерба с помощью определенных речевых структур [4].
Также необходим условием возникновения и развития конфликтной ситуации является наличие как минимум двух конфликтующих сторон, это могут быть как отдельные индивиды, так и группы людей. Конфликтующие стороны также имеют определенные объективные различия, одним из которых является роль, отведенная участникам. Роль в данном случае понимается как совокупность прав и обязанностей индивида в конфликтной речевой ситуации [5].
Таким образом, субъект относится к основным структурным элементам любого конфликта, так как является его активным участником, который не только провоцирует и создает конфликтную ситуацию, но и влияет на динамику, определяет ее течение и изменение согласно его интересам.
Субъектами конфликта могут являться как отдельные индивиды, так и группы индивидов [1]. Поэтому исходя из субъектов речевые конфликтные ситуации можно разделить на:
• конфликты между отдельными личностями - межличностные;
• конфликты между отдельной личностью и группой - личностно-групповые;
• конфликты между группами - межгрупповые.
Также выделяют внутриличностный конфликт, в котором субъект ведет борьбу внутри себя, как бы «раздваиваясь» и споря с самим собой.
С участниками речевой конфликтной ситуации тесно связан следующий структурный элемент - это функция, та роль, которую выполняет конфликт по отношению к индивиду, социальной группе и так далее. Как отмечают исследователи, конфликт может нести в себе положительные и отрицательные функции [6]. Среди положительных функций следует отметить следующие: урегулирование противоречий внутри социальной группы; расстановка сил; контроль за соблюдением установленных правил и выполнением обязанностей; создание и обновление социальных норм; установление правильных иерархических отношений в социальной группе; стремление понять ценности и принципы друг друга участниками конфликта и многое другое.
Если говорить о положительных функциях речевой ситуации конфликта на личностном уровне, то основными среди них являются: познавательная функция по отношению к субъектам; познание себя и выстраивание адекватной самооценки; возможность разрешить назревшие проблемы; ослабление психической напряженности; способствование развитию личности; адаптация и социализация участников конфликтной ситуации; развитие процесса самоутверждения и самореализации и другие.
С другой стороны, речевая ситуация конфликта несет в себе и отрицательные функции: приводит к большим материальным и эмоциональным затратам; негативными последствиями могут быть также ухудшение психологического состояния участников, разрушение межличностных отношений, развитие болезней, даже насилие и гибель людей. На личностном уровне конфликтная ситуация имеет следующие отрицательные функции: ухудшение общего психологического настроя и трудоспособности; разочарование в себе, снижение самооценки; развитие социальной пассивности личности; потеря мотивации, разрушение ценностных ориентаций и так далее.
Также к структурным элементам речевой ситуации конфликта являются мотивы, которые понимаются как внутренние силы, побуждающие участников к проявлению конфликтного речевого поведения (мотивы могут проявляться в виде желания удовлетворения потребностей, достижения целей, отстаивания интересов, идеалов, суждений) [3]. Из данного структурного элемента вытекает и следующий - это позиции конфликтующих сторон. Этот элемент конфликтной речевой ситуации непосредственно связан с вербализацией претензий участников конфликта друг другу. В данном случае вербализация главным образом актуализируется с помощью конфликтогенов, которые представляют собой слова, действия (или бездействия), приводящие к конфликтному взаимодействию. Причем важно отметить, что одиночный конфликтоген, как правило, не способен непосредственно привести к конфликту, для этого нужна последовательность конфликтогенов, когда субъекты конфликтной речевой ситуации на речевой маркер оскорбления стараются ответить более сильным конфликтогеном.
Среди конфликтогенов выделяют три основных типа: стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма [8]. Все эти типы актуализируются в конфликтном речевом поведении с помощью конфликтогенных языковых средств. Данные средства могут включать, например, несовпадение языкового кода, столкновение разных субкодов (литературного и просторечного или жаргонного; разговорного и книжного стилей); намеренное употребление участниками диалога лексического средства, которое выступает в данном случае как конфликто-генное; актуализация в высказывании конфликтогенного средства (оскорбление) [9].
Также к конфликтогенным речевым приемам относится намеренное употребление слов-агнонимов, то есть таких лексических единиц, которые малопонятны участникам речевой ситуации. В силу своей непонятности они требуют особой сосредоточенности на себе в акте коммуникации и дополнительных мыслительных усилий от адресата, и это вызывает его раздражение. Среди слов-агнонимов также значительное место занимают заимствования, устаревшая лексика, термины и неологизмы [7].
Рассмотрим некоторые примеры актуализации конфликтогенных лексических единиц в англоязычном газетном дискурсе на материале статей газеты «The Guardian».
В данном примере мы увидим употребление терминов в качестве слов-агнонимов в речевом акте, провоцирующем конфликтную ситуацию:
1. They can't even differentiate periosteum from pedicel... [10]
2. Do you happen to know what gerontology is? [11]
В следующем примере в конфликтном речевом акте актуализируется конфликтогенное средство, такое как оскорбление:
3. Was Len Goodman wrong to call Craig Revel Horwood a 'silly little sod'? [12]
Анализируя данный пример, следует отметить актуализацию прямого уничижительного обращения с использованием также слова-агнонима в качестве конфликтогенного средства:
4. Fungi are increasingly touted as a cure-all by health and wellness gurus like you! [13] Столкновение разных субкодов, в данном случае разговорного и книжного стилей в следующем примере также представляет собой случай актуализации конфликтогенного средства, провоцирующего конфликтную речевую ситуацию:
5. Gimme some space to develop an informed decision! [14]. Выводы
Как уже отмечалось, конфликтные речевые ситуации представлены в огромном многообразии и могут различаться по многим параметрам. Но при всем их разнообразии конфликтным речевым ситуациям присущи некоторые общие черты, а именно частое наличие актуализации конфликтоге-нов. Как следует из изложенного выше, конфликтогенные средства могут актуализироваться в речевой ситуации конфликта и обладают явным провокационным потенциалом. Все они нацелены на актуализацию нарушения кооперации, норм этикета, выражение неуважения по отношению к собеседнику, стремление подчинить его интересы своим, обидеть или оскорбить, что входит в более широкую проблематику изучения, а именно моделирования конфликтного взаимодействия.
Список источников
1. Белоус Н.А. Конфликтный дискурс в коммуникативном пространстве: семантические и прагматические аспекты // Автореф. дис. докт. филол. наук. Краснодар, 2008. 40 с.
2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2008.
4. Дадян С.Р. Конфликтный диалог в художественном произведении (на материале англоязычной художественной литературы ХХ - начала ХХ1 в.) // Дис. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2012. 170 с.
5. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000.
6. Козер Л. Функции социального конфликта / Пер. с англ. М., 2000.
7. Котцова Е.Е. Агнонимы как объект языковой рефлексии в текстах современной периодики // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2019. № 4. С. 82-90.
8. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/117772/1/978-5-7996-3479-7_2022.pdf 29.10.2023
9. http://kit68.ru/wp-content/uploads/2015/03/Konflikt-i-sposoby-ego-konstruktivnogo-preodoleniya.pdf 01.11.2023
10. https://www.theguardian.com/lifeandstyle/the-running-blog/2014/feb/18/running-into-prob-lems-shin-splints.pdf 01.11.2023
11. https://www.theguardian.com/science/2017/may/30/old-people-death-70s-80s-active-adult-s.pdf 01.11.2023
12. https://www.theguardian.com/tv-and-radio/2011/nov/16/len-goodman-craig-sod.pdf 01.11.2023
13. https://www.theguardian.com/society/2019/jan/16/mud-wtr-mushroom-water-cof-fee-health-benefits.pdf 01.11.2023
14. https://www.theguardian.com/film/2016/nov/17/gimme-danger-review.pdf 01.11.2023
References
1. Belous N.A. Conflict discourse in the communicative space: semantic and pragmatic aspects // Abstract. dis. Dr. Philol. Sci. Krasnodar, 2008. 40 p.
2. Borodkin F.M., KoryakN.M. Attention: conflict. Novosibirsk, 1989.
3. Grishina N.V. Psychology of conflict. St. Petersburg, 2008.
4. Dadyan S.R. Conflict dialogue in a work of art (on the basis of English-language fiction of the 20th - early 21st centuries) // Dis. ...cand. Philol. Sci. Rostov n/d, 2012. 170 p.
5. DmitrievA.V. Conflictology. M.: Gardariki, 2000.
6. Kozer L. Functions of social conflict: trans. from English. M., 2000.
7. KotsovaE.E. Agnonyms as an object of linguistic reflection in the texts of modern periodicals // Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series "Humanities and Social Sciences". 2019. No. 4. P. 82-90.
8. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/117772/1/978-5-7996-3479-7_2022.pdf 29.10.2023
9. http://kit68.ru/wp-content/uploads/2015/03/Konflikt-i-sposoby-ego-konstruktivnogo-pre-odoleniya.pdf 01.11.2023
10. https://www.theguardian.com/lifeandstyle/the-running-blog/2014/feb/18/running-into-problem-s-shin-splints.pdf 01.11.2023
11. https://www.theguardian.com/science/2017/may/30/old-people-death-70s-80s-active-adults.pdf 01.11.2023
12. https://www.theguardian.com/tv-and-radio/2011/nov/16/len-goodman-craig-sod.pdf 01.11.2023
13. https://www.theguardian.com/society/2019/j an/16/mud-wtr-mushroom-water-coffee-health-bene-fits.pdf 01.11.2023
14. https://www.theguardian.com/film/2016/nov/17/gimme-danger-review.pdf 01.11.2023
Статья поступила в редакцию 06.11.2023; одобрена после рецензирования 24.11.2023; принята к публикации 26.11.2023.
The article was submitted 06.11.2023; approved after reviewing 24.11.2023; accepted for publication 26.11.2023.