Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОГЕНОВ В РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОГЕНОВ В РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / некооперативный дискурс / конфликтная речевая ситуация / речевой акт / слова-агнонимы / конфликтоген / conflict / non-cooperative discourse / conflict speech situation / speech act / agnonym words / conflictogen

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Марина Владимировна Самофалова

Рассматривается развитие конфликтных речевых ситуаций. В лингвистическом аспекте протекание конфликтной речевой ситуации предполагает наличие конфликтогенов, к числу которых относятся различные средства, например, использование слов-агнонимов, т.е. слов-провокаторов, функционирующих в рамках некооперативного дискурса. Конфликтогенный потенциал слов-агнонимов ещё не служил объектом специального исследования. Приводятся некоторые примеры актуализации специфических конфликтогенов в газетном дискурсе на материале английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the implementation of linguistic conflict genens in a speech situation of conflict (based on the English language)

The development of conflict speech situations is considered. In the linguistic aspect, the course of a conflict speech situation presupposes the presence of conflictogens, which include various means, for example, the use of agnonymous words, i.e. words provocateurs, functioning within the framework of non-cooperative discourse. The conflictogenic potential of agnonymic words has not yet been the object of special research. Some examples of the actual ization of specific conflictogens in newspaper discourse based on the material of the English language are given.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОГЕНОВ В РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)»

ФИЛОЛОГИЯ

(шифр научной специальности: 5.9.8)

Научная статья УДК 81

doi: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-150-154

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОГЕНОВ

В РЕЧЕВОЙ СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)

© Марина Владимировна Самофалова

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия mvsamofalova@sfedu. ru

Аннотация. Рассматривается развитие конфликтных речевых ситуаций. В лингвистическом аспекте протекание конфликтной речевой ситуации предполагает наличие конфликтогенов, к числу которых относятся различные средства, например, использование слов-агнонимов, т.е. слов-провокаторов, функционирующих в рамках некооперативного дискурса. Конфликтогенный потенциал слов-агнонимов ещё не служил объектом специального исследования. Приводятся некоторые примеры актуализации специфических конфликтогенов в газетном дискурсе на материале английского языка.

Ключевые слова: конфликт, некооперативный дискурс, конфликтная речевая ситуация, речевой акт, сло-ва-агнонимы, конфликтоген.

Для цитирования: Самофалова М.В. Особенности реализации лингвистических конфликтогенов в речевой ситуации конфликта (на материале английского языка) // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 101. № 6. С. 150-154. doi: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-150-154

PHILOLOGY

(specialty: 5.9.8)

Original article

Features of the implementation of linguistic conflict genens in a speech situation of conflict

(based on the English language)

© Marina V. Samofalova

Southern federal university, Rostov-on-Don, Russian Federation mvsamofalova@sfedu.ru

Abstract. The development of conflict speech situations is considered. In the linguistic aspect, the course of a conflict speech situation presupposes the presence of conflictogens, which include various means, for example, the use of agnonymous words, i.e. words provocateurs, functioning within the framework of non-cooperative discourse. The con-flictogenic potential of agnonymic words has not yet been the object of special research. Some examples of the actual -ization of specific conflictogens in newspaper discourse based on the material of the English language are given.

Key words: conflict, non-cooperative discourse, conflict speech situation, speech act, agnonym words, conflictogen. For citation: Samofalova M.V. Features of the implementation of linguistic conflict genens in a speech situation of conflict (based on the English language). The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 101. No 6. P. 150-154. doi: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-150-154

Введение

Конфликты считаются крайней точкой противоборства сторон в любой сфере жизнедеятельности человека. Это речевая ситуация, воспоминания о которой рождают неприятные ассоциации, такие как враждебное поведение, речевые акты угроз, тщетные попытки отстоять свою точку зрения и постоянный внутренний диалог с оппонентом, когда сама речевая ситуация уже подошла к концу. В результате о конфликтах существует такое мнение, что это только негативное проявление, которого желательно избежать любыми способами.

Долгое время конфликтное поведение считалось признаком неэффективной речевой деятельности говорящего и провалом коммуникативного взаимодействия. Но в последних теоретических исследованиях стали появляться работы, доказывающие, что конфликты даже в ситуации самого эффективного речевого взаимодействия не только возможны, но и иногда даже желательны. В современном обществе конфликтное речевое поведение и подробное изучения механизмов его функционирования приобретает особое значение, поэтому во многих отраслях знания: социологии, философии, политологии, психологии - появилась конфликтология, как отдельный раздел науки.

Возникновение и разрешение противоречий представляет собой непрерывный и сложный процесс в развитии общества, социальной группы и отдельного индивида. Львиную долю жизни человека, социума или даже страны составляют противоречия, которые возникают и развиваются благодаря тому, что в процессе коммуникации участники руководствуются разными интересами, вырабатывают различные позиции, преследуют диаметрально противоположные цели, стремятся реализовать собственные потребности, которые идут в разрез с потребностями оппонента, что приводит к неизбежной конфронтации. Данное противоборство реализуется на речевом уровне в виде спора, угроз, прямого или косвенного запугивания и так далее [2].

Однако не каждое противоречие и не совпадение интересов проводит к конфликтному речевому поведению. Для возникновения поведения данного типа нужно, чтобы соперники осознали наличие противоположно направленных потребностей, интересов, суждений, целей, мнений, идеалов, взглядов, убеждений, оценок, а потом уже перешли к фазе активного противодействия оппоненту.

Обсуждение

В данной статье мы рассмотрим речевое событие «конфликт», которое понимается нами как столкновение интересов двух или более сторон, приводящее к разрыву кооперации (эффективного взаимодействия) его участников.

Конфликтная речевая ситуация представляет собой особый тип коммуникации, основанный на несовпадении или противоречиях в интересах коммуникантов. Данные противоречия могут быть вызваны объективными и субъективными причинами, часто они полностью не осознаются участниками конфликта. Таким образом, можно выделить первый обязательный компонент содержания данного понятия: конфликт - это состояние противоборства, ситуация столкновения [3].

Для того чтобы проанализировать механизм возникновения речевого феномена «конфликт», рассмотрим необходимые условия его возникновения: во-первых, как уже было отмечено, речевая ситуация конфликта всегда содержательно основана на существовании противоположных мотивов или суждений; во-вторых, речевая ситуация конфликта представляет собой противоборство участников, которое характеризуется нанесением взаимного морального ущерба с помощью определенных речевых структур [4].

Также необходим условием возникновения и развития конфликтной ситуации является наличие как минимум двух конфликтующих сторон, это могут быть как отдельные индивиды, так и группы людей. Конфликтующие стороны также имеют определенные объективные различия, одним из которых является роль, отведенная участникам. Роль в данном случае понимается как совокупность прав и обязанностей индивида в конфликтной речевой ситуации [5].

Таким образом, субъект относится к основным структурным элементам любого конфликта, так как является его активным участником, который не только провоцирует и создает конфликтную ситуацию, но и влияет на динамику, определяет ее течение и изменение согласно его интересам.

Субъектами конфликта могут являться как отдельные индивиды, так и группы индивидов [1]. Поэтому исходя из субъектов речевые конфликтные ситуации можно разделить на:

• конфликты между отдельными личностями - межличностные;

• конфликты между отдельной личностью и группой - личностно-групповые;

• конфликты между группами - межгрупповые.

Также выделяют внутриличностный конфликт, в котором субъект ведет борьбу внутри себя, как бы «раздваиваясь» и споря с самим собой.

С участниками речевой конфликтной ситуации тесно связан следующий структурный элемент - это функция, та роль, которую выполняет конфликт по отношению к индивиду, социальной группе и так далее. Как отмечают исследователи, конфликт может нести в себе положительные и отрицательные функции [6]. Среди положительных функций следует отметить следующие: урегулирование противоречий внутри социальной группы; расстановка сил; контроль за соблюдением установленных правил и выполнением обязанностей; создание и обновление социальных норм; установление правильных иерархических отношений в социальной группе; стремление понять ценности и принципы друг друга участниками конфликта и многое другое.

Если говорить о положительных функциях речевой ситуации конфликта на личностном уровне, то основными среди них являются: познавательная функция по отношению к субъектам; познание себя и выстраивание адекватной самооценки; возможность разрешить назревшие проблемы; ослабление психической напряженности; способствование развитию личности; адаптация и социализация участников конфликтной ситуации; развитие процесса самоутверждения и самореализации и другие.

С другой стороны, речевая ситуация конфликта несет в себе и отрицательные функции: приводит к большим материальным и эмоциональным затратам; негативными последствиями могут быть также ухудшение психологического состояния участников, разрушение межличностных отношений, развитие болезней, даже насилие и гибель людей. На личностном уровне конфликтная ситуация имеет следующие отрицательные функции: ухудшение общего психологического настроя и трудоспособности; разочарование в себе, снижение самооценки; развитие социальной пассивности личности; потеря мотивации, разрушение ценностных ориентаций и так далее.

Также к структурным элементам речевой ситуации конфликта являются мотивы, которые понимаются как внутренние силы, побуждающие участников к проявлению конфликтного речевого поведения (мотивы могут проявляться в виде желания удовлетворения потребностей, достижения целей, отстаивания интересов, идеалов, суждений) [3]. Из данного структурного элемента вытекает и следующий - это позиции конфликтующих сторон. Этот элемент конфликтной речевой ситуации непосредственно связан с вербализацией претензий участников конфликта друг другу. В данном случае вербализация главным образом актуализируется с помощью конфликтогенов, которые представляют собой слова, действия (или бездействия), приводящие к конфликтному взаимодействию. Причем важно отметить, что одиночный конфликтоген, как правило, не способен непосредственно привести к конфликту, для этого нужна последовательность конфликтогенов, когда субъекты конфликтной речевой ситуации на речевой маркер оскорбления стараются ответить более сильным конфликтогеном.

Среди конфликтогенов выделяют три основных типа: стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма [8]. Все эти типы актуализируются в конфликтном речевом поведении с помощью конфликтогенных языковых средств. Данные средства могут включать, например, несовпадение языкового кода, столкновение разных субкодов (литературного и просторечного или жаргонного; разговорного и книжного стилей); намеренное употребление участниками диалога лексического средства, которое выступает в данном случае как конфликто-генное; актуализация в высказывании конфликтогенного средства (оскорбление) [9].

Также к конфликтогенным речевым приемам относится намеренное употребление слов-агнонимов, то есть таких лексических единиц, которые малопонятны участникам речевой ситуации. В силу своей непонятности они требуют особой сосредоточенности на себе в акте коммуникации и дополнительных мыслительных усилий от адресата, и это вызывает его раздражение. Среди слов-агнонимов также значительное место занимают заимствования, устаревшая лексика, термины и неологизмы [7].

Рассмотрим некоторые примеры актуализации конфликтогенных лексических единиц в англоязычном газетном дискурсе на материале статей газеты «The Guardian».

В данном примере мы увидим употребление терминов в качестве слов-агнонимов в речевом акте, провоцирующем конфликтную ситуацию:

1. They can't even differentiate periosteum from pedicel... [10]

2. Do you happen to know what gerontology is? [11]

В следующем примере в конфликтном речевом акте актуализируется конфликтогенное средство, такое как оскорбление:

3. Was Len Goodman wrong to call Craig Revel Horwood a 'silly little sod'? [12]

Анализируя данный пример, следует отметить актуализацию прямого уничижительного обращения с использованием также слова-агнонима в качестве конфликтогенного средства:

4. Fungi are increasingly touted as a cure-all by health and wellness gurus like you! [13] Столкновение разных субкодов, в данном случае разговорного и книжного стилей в следующем примере также представляет собой случай актуализации конфликтогенного средства, провоцирующего конфликтную речевую ситуацию:

5. Gimme some space to develop an informed decision! [14]. Выводы

Как уже отмечалось, конфликтные речевые ситуации представлены в огромном многообразии и могут различаться по многим параметрам. Но при всем их разнообразии конфликтным речевым ситуациям присущи некоторые общие черты, а именно частое наличие актуализации конфликтоге-нов. Как следует из изложенного выше, конфликтогенные средства могут актуализироваться в речевой ситуации конфликта и обладают явным провокационным потенциалом. Все они нацелены на актуализацию нарушения кооперации, норм этикета, выражение неуважения по отношению к собеседнику, стремление подчинить его интересы своим, обидеть или оскорбить, что входит в более широкую проблематику изучения, а именно моделирования конфликтного взаимодействия.

Список источников

1. Белоус Н.А. Конфликтный дискурс в коммуникативном пространстве: семантические и прагматические аспекты // Автореф. дис. докт. филол. наук. Краснодар, 2008. 40 с.

2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.

3. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2008.

4. Дадян С.Р. Конфликтный диалог в художественном произведении (на материале англоязычной художественной литературы ХХ - начала ХХ1 в.) // Дис. канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2012. 170 с.

5. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000.

6. Козер Л. Функции социального конфликта / Пер. с англ. М., 2000.

7. Котцова Е.Е. Агнонимы как объект языковой рефлексии в текстах современной периодики // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2019. № 4. С. 82-90.

8. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/117772/1/978-5-7996-3479-7_2022.pdf 29.10.2023

9. http://kit68.ru/wp-content/uploads/2015/03/Konflikt-i-sposoby-ego-konstruktivnogo-preodoleniya.pdf 01.11.2023

10. https://www.theguardian.com/lifeandstyle/the-running-blog/2014/feb/18/running-into-prob-lems-shin-splints.pdf 01.11.2023

11. https://www.theguardian.com/science/2017/may/30/old-people-death-70s-80s-active-adult-s.pdf 01.11.2023

12. https://www.theguardian.com/tv-and-radio/2011/nov/16/len-goodman-craig-sod.pdf 01.11.2023

13. https://www.theguardian.com/society/2019/jan/16/mud-wtr-mushroom-water-cof-fee-health-benefits.pdf 01.11.2023

14. https://www.theguardian.com/film/2016/nov/17/gimme-danger-review.pdf 01.11.2023

References

1. Belous N.A. Conflict discourse in the communicative space: semantic and pragmatic aspects // Abstract. dis. Dr. Philol. Sci. Krasnodar, 2008. 40 p.

2. Borodkin F.M., KoryakN.M. Attention: conflict. Novosibirsk, 1989.

3. Grishina N.V. Psychology of conflict. St. Petersburg, 2008.

4. Dadyan S.R. Conflict dialogue in a work of art (on the basis of English-language fiction of the 20th - early 21st centuries) // Dis. ...cand. Philol. Sci. Rostov n/d, 2012. 170 p.

5. DmitrievA.V. Conflictology. M.: Gardariki, 2000.

6. Kozer L. Functions of social conflict: trans. from English. M., 2000.

7. KotsovaE.E. Agnonyms as an object of linguistic reflection in the texts of modern periodicals // Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series "Humanities and Social Sciences". 2019. No. 4. P. 82-90.

8. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/117772/1/978-5-7996-3479-7_2022.pdf 29.10.2023

9. http://kit68.ru/wp-content/uploads/2015/03/Konflikt-i-sposoby-ego-konstruktivnogo-pre-odoleniya.pdf 01.11.2023

10. https://www.theguardian.com/lifeandstyle/the-running-blog/2014/feb/18/running-into-problem-s-shin-splints.pdf 01.11.2023

11. https://www.theguardian.com/science/2017/may/30/old-people-death-70s-80s-active-adults.pdf 01.11.2023

12. https://www.theguardian.com/tv-and-radio/2011/nov/16/len-goodman-craig-sod.pdf 01.11.2023

13. https://www.theguardian.com/society/2019/j an/16/mud-wtr-mushroom-water-coffee-health-bene-fits.pdf 01.11.2023

14. https://www.theguardian.com/film/2016/nov/17/gimme-danger-review.pdf 01.11.2023

Статья поступила в редакцию 06.11.2023; одобрена после рецензирования 24.11.2023; принята к публикации 26.11.2023.

The article was submitted 06.11.2023; approved after reviewing 24.11.2023; accepted for publication 26.11.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.