Научная статья на тему 'Особенности реализации корпоративной социальной деятельности в малом и среднем бизнесе России'

Особенности реализации корпоративной социальной деятельности в малом и среднем бизнесе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1034
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / БИЗНЕС / ПРОБЛЕМЫ / СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIETY / BUSINESS / PROBLEMS / SOCIAL WELFARE / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивашина Мария Михайловна

В последнее десятилетие вопрос корпоративной социальной ответственности (КСО), или социальной ответственности бизнеса, получил широкое распространение как в экономической литературе, так и в практическом менеджменте. Многочисленные публикации посвящены диалектике этого явления, поляризации взглядов на КСО и критериям оценки уровня развития социальной ответственности в каждой отдельно взятой организации. В настоящее время наиболее актуальной задачей повышения эффективности малого и среднего бизнеса является не только получение прибыли, но и забота об обществе, выраженная в реализации принципов корпоративной социальной деятельности. Целью исследования является анализ особенностей реализации корпоративной социальной деятельности малого и среднего бизнеса. Для подробного анализа поставленной проблемы проводится исследование механизма реализации социальной деятельности, ее основных направлений. Выявлены аспекты, которые необходимо устранить для дальнейшего развития социально ответственного бизнеса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY MEASURES BY SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA

During the last decade the issue of corporate social responsibility (CSR) has received wide attention and has been seriously discussed in the theory of economics and in practical management. Numerous publications are dedicated to the dialectic nature of this phenomenon, contradictory views on CSR and criteria for assessing the level of social re-sponsibility in each individual organization. Currently, the most pressing issue of increasing the effi ciency of small and medium-sized businesses is not only to raise profi ts but also to contribute to the community through implementing the principles of corporate social responsibility. The aim of the study is to analyze special characteristics of the implemen-tation of corporate social responsibility by small and medium-sized businesses. Detailed analysis of the problem requires an accurate study of the mechanism of business social activities and measures. Aspects that need to be addressed for the further development of socially responsible business in Russia are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации корпоративной социальной деятельности в малом и среднем бизнесе России»

♦

организации, которая, в свою очередь, является производной от комплексной деятельности как по управлению факторами качественных и ценовых характеристик продукции, так и по управлению факторами влияния на производителей-конкурентов. Логичным было бы предположить, что в целом уровень конкурентоспособности продукции является производной от уровня конкурентоспособности организации, и повышение конкурентоспособности организации связано с задачей менеджмента предприятия создавать такие условия, которые способствовали бы появлению и развитию интеллектуального потенциала и возможности его коммерциализации.

1. Глаголев С.Н., Гугелев A.B. Эволюция стандартов в области менеджмента качества // Вестник Саратовского го-

сударственного социально-экономического университета. 2009. № 1 (25). С. 30-32.

2. Гугелев A.B. Практика формирования системы менеджмента качества в наукоемком производстве с учетом паритета интересов. Саратов, 2005.

3. Гугелев A.B. Стандартизация, метрология и сертификация: учеб. пособие. М., 2008.

4. Гугелев A.B., Смелова Н.Ю., Карташов Б.А. Влияние социального партнерства на эволюцию менеджмента качества // Научное обозрение. 2009. № 3. С. 45-49.

5. Гугелев A.B., Терехин В.А. Межотраслевая направленность развития менеджмента качества в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 3 (32). С. 63-65.

6. Попов М., Гугелев А., Короткое Э„ Яшин Н. Повышение качества образования - основа развития университета // Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 96-104.

Щ^г [email protected] Мария Михайловна Ивашина,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) УДК 658.114 РЭУ им. Г. В. Плеханова

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ И СРЕДНЕМ БИЗНЕСЕ РОССИИ

В последнее десятилетие вопрос корпоративной социальной ответственности (КСО), или социальной ответственности бизнеса, получил широкое распространение как в экономической литературе, так и в практическом менеджменте. Многочисленные публикации посвящены диалектике этого явления, поляризации взглядов на КСО и критериям оценки уровня развития социальной ответственности в каждой отдельно взятой организации. В настоящее время наиболее актуальной задачей повышения эффективности малого и среднего бизнеса является не только получение прибыли, но и забота об обществе, выраженная в реализации принципов корпоративной социальной деятельности. Целью исследования является анализ особенностей реализации корпоративной социальной деятельности малого и среднего бизнеса. Для подробного анализа поставленной проблемы проводится исследование механизма реализации социальной деятельности, ее основных направлений. Выявлены аспекты, которые необходимо устранить для дальнейшего развития социально ответственного бизнеса в России.

Ключевые слова: общество, бизнес, проблемы, социальное благополучие, корпоративная социальная ответственность.

MM. Ivashina

IMPLEMENTATION OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY MEASURES BY SMALL AND MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA

During the last decade the issue of corporate social responsibility (CSR) has received wide attention and has been seriously discussed in the theory of economics and in practical management. Numerous publications are dedicated to the dialectic nature of this phenomenon, contradictory views on CSR and criteria for assessing the level of social responsibility in each individual organization. Currently, the most pressing issue of increasing the efficiency of small and medium-sized businesses is not only to raise profits but also to contribute to the community through implementing the principles of corporate social responsibility. The aim of the study is to analyze special characteristics of the implementation of corporate social responsibility by small and medium-sized businesses. Detailed analysis of the problem requires an accurate study of the mechanism of business social activities and measures. Aspects that need to be addressed for the further development of socially responsible business in Russia are revealed.

Keywords: society, business, problems, social welfare, corporate social responsibility.

Корпоративная социальная деятельность представляет собой определенную модель ведения бизнеса при непосредственном взаимодействии с обществом. Сегодня на успешный бизнес влияет оценка со стороны общества и общественных организаций. Она может быть как положительной, так и отрицательной. Поэтому повышение роли малого и среднего бизнеса в развитии общества и решении социальных проблем напрямую зависит от его прозрачности и открытости.

Социальная роль малого и среднего бизнеса часто рассматривается сточки зрения отношения субъектов к качеству товаров и услуг, способам их предоставления с целью оказания положительного воздействия на потребителя. Кроме того, социальную ответственность можно оценивать по масштабу участия в деятельности общества, а также объемам реализации различных социальных программ. Прежде чем рассматривать данные аспекты, необходимо уточнить, что такое корпоративная социальная ответственность в малом и среднем бизнесе.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) -это концепция, отражающая добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды. КСО базируется на взаимодействии с заинтересованными сторонами: служащими, акционерами, инвесторами, потребителями, властями и неправительственными организациями.

Безусловно, КСО расширяет спектр коммуникационных возможностей связей с общественностью организации, привнося новые инструменты взаимодействия с заинтересованными сторонами. Основным критерием оценки деловой репутации является отношение заинтересованных сторон к самой корпорации. Поэтому корпорация, которая хочет иметь хорошую деловую репутацию, должна в первую очередь поставить перед собой задачу построения гармоничных коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами, что она может осуществить при помощи КСО.

Рассматривая механизм реализации корпоративной социальной деятельности, следует отметить ее основные направления:

1. Соблюдение принципов, предполагающих подотчетность организации за результаты своей деятельности перед акционерами.

2. Осуществление деятельности в отношении персонала, которая направлена на защиту и заботу об экономическом и социальном благополучии работников.

3. Ответственность перед потребителем путем предоставления ему качественного товара и информации о нем.

4. Поддержание ответственных отношений с партнерами за счет добросовестного исполнения обязательств, построения долгосрочных, взаимовыгодных отношений.

5. Охрана окружающей среды путем снижения на нее негативного воздействия как побочного результата ведения бизнеса.

Можно отметить следующие особенности корпоративной социальной деятельности малого и среднего бизнеса.

1. На Западе КСО оформилось в самостоятельное течение в середине XX в., а в России данный вид деятельности только зарождается. Причем следует отметить, что развитию КСО в России способствует

развитие партнерских взаимоотношений с зарубежными компаниями - носителями КСО. Социально ответственным считается тот бизнес, который решает свои коммерческие задачи в сочетании с движением к социальному благополучию и экологической безопасности. В данном случае можно утверждать, что национальные приоритеты развития общества и задачи эффективного ведения бизнеса стратегически не просто совместимы, но прямо связаны друг с другом [3].

2. Желание малой или средней организации следовать принципам социально ответственного бизнеса в своей работе влечет за собой ряд практических мер, связанных с коренной перестройкой содержания деятельности, изменением отношения персонала к выполняемым ими обязанностям внутри организации, развитием чувства ответственности за результаты своей работы.

3. Деятельность российских предприятий по реализации в своей деятельности принципов КСО оказывает благоприятное влияние на процессы социального развития в стране.

4. Малый и средний бизнес практически не предоставляет социального отчета. Чаще всего это делают крупные предприятия и организации. В настоящее время такой вид отчетности, отражающий прозрачность деятельности корпорации перед обществом, является одним из условий повышения ее инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности и поэтому является одной из важных задач российского бизнеса.

5. Особенности, вызванные социальной нестабильностью в стране, к которым относятся: низкий уровень жизни населения, высокий уровень безработицы, негативный имидж бизнесмена.

6. Гражданская пассивность, связанная с низкой социальной активностью общественных движений и некоммерческих организаций.

7. Несовершенство законодательной базы, регулирующей права и обязанности компании в осуществлении корпоративной социальной ответственности [4, с. 309].

Субъекты малого и среднего бизнеса также стараются использовать в своей деятельности элементы КСО. Но при этом они сталкиваются с еще большим количеством барьеров в практике ее реализации. Среди них:

1. Проблема ограниченности ресурсов, связанная с недостаточным объемом прибыли, который можно направить на реализацию КСО.

2. Отсутствие интереса со стороны некоммерческих организаций, поскольку освещение социальной активности малого бизнеса не находит отражения в СМИ и не позволяет формировать положительный имидж.

3. Малое количество партнеров, которые сужают круг социальных обязательств, возникающих из долгосрочных партнерских отношений.

В отношении малого и среднего бизнеса корпоративная социальная деятельность сводится к развитию и реализации внутренней социальной ответственности. Сегодня работодатель малого и среднего бизнеса преимущественно нацелен на долгосрочные отношения с работником, понимая все преимущества такого сотрудничества. Но в ряде случаев краткосрочные отношения являются наиболее предпочтительными,

что ущемляет интересы работника. В этой связи текучесть кадров - понятие хорошо известное малому и среднему бизнесу и в ряде случаев воспринимается работодателями как нормальное явление. На начальном этапе взаимодействие «работодатель - работник» носит добровольный характер, но затем возникает необходимость соблюдать определенные правила, установленные государством, что накладывает на работодателя определенные обязательства по отношению к работнику. В малом и среднем бизнесе отношения «работодатель-работник» менее формализованы, поскольку у работодателя есть возможность и желание применять к своим работникам индивидуальный подход, что редко возможно в крупном бизнесе. В большинстве случаев характер данного взаимодействия определяется работодателями как положительный.

При рассмотрении основного взаимодействия в сфере социально-трудовых отношений, а именно взаимодействия «работодатель - работник», удалось выявить ряд его специфических особенностей, характерных для малого и среднего бизнеса. Эти особенности отражают специфику той сложной и нестабильной ситуации, в которой находится сегодня современный малый и средний бизнес в России, демонстрирующий двоякое отношение к своим работникам. С одной стороны, мы наблюдаем картину, при которой социально-трудовые отношения вообще не являются главным предметом интереса современного бизнеса, озабоченного больше экономическими вопросами, вопросами отношений с государством и своими контрагентами. Как следствие, работодатели не ставят на первый план заботу о собственных сотрудниках. С другой стороны, отмечается некий возврат к патерна-листическим традициям, и современный работодатель, понимая значимость человеческого ресурса именно для своего малого бизнеса, является для работника и защитником, и профсоюзом. Поддержание этого хрупкого баланса между собственными интересами, интересами бизнеса, интересами государства и интереса-

ми своих работников - основная и нелегкая задача современного малого и среднего бизнеса. Говоря о реализации внешней КСО, можно отметить, что все большую актуальность приобретает корпоративное волонтерство, поскольку многие крупные бизнес-структуры сокращают пожертвования на корпоративную социальную ответственность в прямом виде. И как следствие, компании начали использовать не собственные финансовые ресурсы, а физические ресурсы своего персонала [1, с. 38]. Следуя примеру крупных компаний, начинает внедрять элементы внешней КСО малый и средний бизнес, решая при этом возникающие проблемы ограниченности ресурсов, отсутствия интересов некоммерческих организаций, а также сложностей во взаимодействии с заинтересованными сторонами.

Для повышения способности малого и среднего бизнеса участвовать в реализации внешней и внутренней корпоративной социальной деятельности необходима его всесторонняя поддержка со стороны государства и интеграция усилий отдельных фирм по совместному достижению целей в этой области.

1. Колбасенко O.E. Корпоративное волонтерство - современный инструмент развития стратегии корпоративной социальной ответственности // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 37-42.

2. Кочетова B.C. Социальная ответственность бизнеса в системе корпоративных коммуникаций. URL: http://csrjournal. com/

3. Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности. Аналитический обзор / под общ. ред. А.Н. Шохина. М.: РСПП, 2006.

4. Соколова И.А. Особенности корпоративной социальной ответственности в России / И.А. Соколова, Е.Ю. Королёва // Материалы VIII Междунар. студ. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 март 2016 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 308-312.

5. Челепенюк Ю.Ю. Работодатель малого и среднего бизнеса: отношения с работниками // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 7. С. 80-87.

Ирина Николаевна Козельская,

доктор экономических наук, профессор кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г. В. Плеханова

Алексей Викторович Козельский,

кандидат экономических наук, главный специалист-эксперт, Федеральное казначейство

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ условиях РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В статье раскрывается влияние ухудшения внешнеэкономических условий развития российской экономики на функционирование инфраструктурных организаций, выявляются особенности формирования производствен-

igordeevaö [email protected]

^Цйр1 [email protected]

УДК 658

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.