Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция устойчивого развития / экологическая политика / экологические проблемы / международное сотрудничество / concept of sustainable development / environmental policy / environmental problems / international cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Нина Петровна Волкова, Александра Андреевна Волкова

В статье определяются особенности внедрения концепции устойчивого развития в общественно-политический дискурс. В ходе работы с помощью политического анализа были изучены и обобщены различные взгляды исследователей, касающиеся механизмов и путей достижения устойчивого развития. По итогам исследования сделан вывод о том, что реализация концепции устойчивого развития происходит нелинейно и требует кардинального пересмотра отношений с природной системой, нахождения новых взаимовыгодных моделей сотрудничества бизнеса, гражданского общества и государства, повышения их экологической ответственности, развития инноваций и преодоления проблемы стеклянного потолка экологической модернизации. Проанализирована оборотная сторона внедрения концепции устойчивого развития в интересах Запада и крупных финансовых альянсов с помощью механизма создания задолженности развивающихся государств, ставящей их в заведомо проигрышное положение и приводящей к экономической стагнации. Приведено собственное видение тенденций преобразования и внедрения этой концепции в мире. Представленное исследование может быть использовано в качестве теоретического основания для выработки эффективных механизмов реализации концепции устойчивого развития в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Нина Петровна Волкова, Александра Андреевна Волкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION FEATURES OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS

The authors determine the features of the introduction of the concept of sustainable development into the socio-political discourse. The research methodology is based on the political analysis of various views of researchers concerning mechanisms and ways for implementing sustainable development. As a result of the study, the authors made conclusion that the implementation of the concept of sustainable development carry out non-linearly and requires a radical revision of relations with the natural system, finding new mutually beneficial models of cooperation between business, civil society and a state, increasing their environmental responsibility, developing innovations and overcoming the problem of the glass ceiling of environmental modernization. The reverse side of the introduction of the concept of sustainable development in the interests of the West and large financial alliances through the mechanism of creating debt of developing countries, putting them in a deliberately losing position and leading to economic stagnation, is analyzed. The authors present own vision of the transformation and implementation trends of this concept in the world. The present research can be used as a theoretical basis in the development of effective mechanisms for the realization of the concept of sustainable development in the Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Вестн. Моск. ун-та. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 3. С. 32-48. Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 3, 2023, pp. 32-48.

DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-3-32-48

Научная статья / Research paper

Н.П. Волкова

Московский авиационный институт (национальный исследовательский

университет) (Москва, Россия)

А.А. Волкова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

(Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье определяются особенности внедрения концепции устойчивого развития в общественно-политический дискурс. В ходе работы с помощью политического анализа были изучены и обобщены различные взгляды исследователей, касающиеся механизмов и путей достижения устойчивого развития. По итогам исследования сделан вывод о том, что реализация концепции устойчивого развития происходит нелинейно и требует кардинального пересмотра отношений с природной системой, нахождения новых взаимовыгодных моделей сотрудничества бизнеса, гражданского общества и государства, повышения их экологической ответственности, развития инноваций и преодоления проблемы стеклянного потолка экологической модернизации. Проанализирована оборотная сторона внедрения концепции устойчивого развития в интересах Запада и крупных финансовых альянсов с помощью механизма создания задолженности развивающихся государств, ставящей их в заведомо проигрышное положение и приводящей к экономической стагнации. Приведено собственное видение тенденций преобразования и внедрения этой концепции в мире. Представленное исследование может быть использовано в качестве теоретического основания для выработки эффективных механизмов реализации концепции устойчивого развития в Российской Федерации.

Ключевые слова: концепция устойчивого развития, экологическая политика, экологические проблемы, международное сотрудничество.

Для цитирования: Волкова Н.П., Волкова А.А. Особенности реализации концепции устойчивого развития: проблемы и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2023. Т. 1. № 3. С. 32-48. DOI: 10.55959/MSU0868-4871-12-2023-1-3-32-48.

© Волкова Н.П., Волкова А.А., 2023 32

N.P. Volkova

Moscow Aviation Institute (National Research University) (Moscow, Russia)

A.A. Volkova

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

IMPLEMENTATION FEATURES

OF THE CONCEPT OF SUSTAINABLE

DEVELOPMENT: PROBLEMS AND PROSPECTS

The authors determine the features of the introduction of the concept of sustainable development into the socio-political discourse. The research methodology is based on the political analysis of various views of researchers concerning mechanisms and ways for implementing sustainable development. As a result of the study, the authors made conclusion that the implementation of the concept of sustainable development carry out non-linearly and requires a radical revision of relations with the natural system, finding new mutually beneficial models of cooperation between business, civil society and a state, increasing their environmental responsibility, developing innovations and overcoming the problem of the glass ceiling of environmental modernization. The reverse side of the introduction of the concept of sustainable development in the interests of the West and large financial alliances through the mechanism of creating debt of developing countries, putting them in a deliberately losing position and leading to economic stagnation, is analyzed. The authors present own vision of the transformation and implementation trends of this concept in the world. The present research can be used as a theoretical basis in the development of effective mechanisms for the realization of the concept of sustainable development in the Russia.

Key words: concept of sustainable development, environmental policy, environmental problems, international cooperation.

For citations: Volkova, N. P., and Volkova, A. A. "Implementation Features of the Concept of Sustainable Development: Problems and Prospects," Lomonosov Political Science Journal, Vol. 1, No. 3, 2023, pp. 32-48. (In Russ.) DOI: 10.55959/ MSU0868-4871-12-2023-1-3-32-48.

Успех реализации политического курса государства зависит от учета многих факторов: экономических, социальных, культурных, а также экологической составляющей, необходимость рассмотрения которой была вызвана экологическим кризисом. Внимание к окружающей среде заметно усилилось во второй половине XX в. В ходе ряда ярких международных дискуссий на первый план

вышла проблема ограниченности ресурсов и их нерационального использования. Обсуждение экологических проблем стало одной из центральных тем заседаний Римского клуба, где рассматривались механизмы и пути предотвращения глобальной катастрофы и были предложены меры по обеспечению экономической и экологической стабильности. Синтез теорий биосферного равновесия и базовых потребностей человека к концу 1980-х гг. оформился в концепцию устойчивого развития1.

Концепция устойчивого развития предполагает стимулирование экономического роста при поддержании бережного отношения к природным ресурсам. Техногенный тип экономического развития вызвал нарушение экосистемного баланса, и предлагаемая модель должна была его восстановить2. Экологические проблемы носят глобальный характер: зачастую от них страдают жители других регионов. За нанесенный экологический вред придется расплачиваться будущим поколениям. Экологизация затрагивает все направления деятельности.

Экологизация затрагивает все направления деятельности государства и воздействует на весь комплекс международных отношений. Это влияние выразилось в составлении ряда международных экологических программ, с одной стороны, ориентированных на защиту природных ресурсов, а с другой — направленных на «использование экологического фактора для укрепления экономики и повышения конкурентоспособности национальных товаров на мировых рынках»3. Ряд международных съездов и конференций приняли резолюции против сокращения биологического разнообразия, загрязнения мирового океана, суши и воздуха4. С 1997 г. в рамках ООН стал действовать отдел устойчивого развития, занимающийся продвижением экологических инициатив5. В своей работе он

1 Глушенкова Е.И. Экополитология как направление научных исследований: возникновение и эволюция // Политическая наука. 2010. № 2. С. 8-32.

2 Козлов Ю.П. Экологические императивы устойчивого развития // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: теория, педагогические инновации и действительность: Материалы XXI Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во МНЭПУ, 2015. С. 193-202.

3 Пискулова Н.А. Влияние экологического фактора на мировое экономическое развитие // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 6. С. 213.

4 Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.: Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 г. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ares70d1_ru.pdf

5 Группа Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию. URL: https://unsdg.un.org/ru

опирается на межправительственное сотрудничество. Его представители говорят о том, что скоординированные действия мирового сообщества позволяют оказывать помощь тем странам, которые только встали на путь экологической модернизации, что уменьшит негативное воздействие на окружающую среду.

Существует несколько точек зрения относительно того, как будет происходить предстоящая трансформация и какие механизмы будут использованы. По мнению М. Фишер-Ковальски, «переход к устойчивому развитию неизбежен и маловероятен одновременно. Неизбежен, потому что нынешняя социометаболическая динамика не может продолжаться очень долго, а маловероятен, потому что изменения должны отходить от известной исторической динамики, а не быть логическим шагом из прошлого в более зрелое будущее государство»6. Исходя из этого исследователь подчеркивает, что предстоящая трансформация будет проходить нелинейно, что потребует нового способа проведения экологической политики.

Представление о том, что природные ресурсы имеют неиссякаемую доступность, привели к «трагедии общего достояния»7. По мнению С. Ахвенхарджу, концепция устойчивого развития требует радикального сокращения потребительского спроса на природные ресурсы8. При этом повышения эффективности и индивидуальной ответственности недостаточно. Политика устойчивого потребления должна опираться на проведение структурных и институциональных изменений, а также на принятие более жестких мер, направленных как на поставщиков услуг, предприятия и государство, так и на индивидов.

Поскольку устойчивое развитие нацелено на повышение экономического роста, то при реализации этой концепции особое внимание уделяется такому важному экономическому параметру, как потребление энергии. Государство всеобщего благосостояния, ставшее плацдармом для проведения экологически ориентированной политики, привело к материально-энергетическому расширению обществ и увеличению потребления энергии и ресурсов, что получило

6 Fischer-Kowalski M. Analyzing Sustainability Transitions as a Shift between Socio-metabolic Regimes // Environmental Innovation and Societal Transitions. 2011. Vol. 1. No. 1. P. 153.

7 Фридман В.С. Глобальный экологический кризис. По материалам курса лекций «Охрана природы: Биологические основы, имитационные модели, социальные приложения». М.: Ленанд, 2017.

8 Ahvenharju S. Acceptability of Radical Consumption Policies — Utilising Futures Consciousness to Understand Elite Preferences // Futures. 2021. Vol. 128. No. 2. P. 1-10.

название «великое ускорение»9. Оно характеризуется промышленным ростом (повысившим экономический рост) и более активным исчерпанием природных ресурсов (увеличившим экологический вред). Проведение экономической политики с учетом экологических требований нашло свое отражение в создании комплексной концепции зеленой экономики. В ее основу было положено внедрение альтернативных источников производства энергии. Переход к зеленой экономике, по мнению представителей Программы ООН по окружающей среде, должен происходить за счет инвестирования в зеленые сектора. По их оценкам, на «озеленение» 10 секторов экономики достаточно 2 % мирового ВВП10. Б. Йорк и С. Белл отмечают, что начало энергетического перехода к возобновляемым источникам энергии пока больше похоже на «энергетическое дополнение», а не на «новую модель» применения возобновляемых источников энер-гии11. По мнению А. Лангхелле, этот переход к низкоуглеродным технологиям может оказаться недостаточным для преодоления структурных барьеров на пути к устойчивому развитию. Вместо этого автор говорит о необходимости изменения перспективы и отказа от модернизационного мышления как руководящего принципа

" 12 экологической политики12.

Рассмотрим трудности внедрения концепции устойчивого развития. Говоря о структурных проблемах при реализации концепции устойчивого развития, исследователи используют концепцию стеклянного потолка. Д. Хаускност называет стеклянным потолком невидимый барьер, мешающий современным экологическим государствам осуществлять структурные преобразования, необходимые для устойчивого развития13. Он утверждает, что экологические меры исходят из корыстных целей самих людей и выгодных для них системных императивов: если это влияет на здоровье человека

9 Koch M., Fritz M. Building the Eco-social State: Do Welfare Regimes Matter? // Journal of Social Policy. 2014. Vol. 43. No. 4. P. 679-703.

10 Towards a Green Economy: Pathways to Sustainable Development and Poverty Eradication: A Synthesis for Policy Makers. St-Martin-Bellevue: UNEP, 2011. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/126GER_synthesis_en.pdf

11 York R., Bell S. Energy Transitions or Additions? Why a Transition from Fossil Fuels Requires more than the Growth of Renewable Energy // Energy Research & Social Science. 2019. Vol. 51. P. 40-43.

12 Meadowcroft J., Langhelle O., RuudA. Governance, Democracy and Sustainable Development: Moving beyond the Impasse? Cheltenham: Edward Elgar, 2012.

13 Hausknost D. The Environmental State and the Glass Ceiling of Transformation // Environmental Politics. 2020. Vol. 29. No. 1. P. 17-37.

напрямую, то оно становится важным. В связи с этим стеклянный потолок препятствует любым преобразованиям, которые выходили бы за рамки императива накопления.

Л. Пеллиццони характеризует стеклянный потолок с точки зрения мессианской темпоральности, препятствующей любым реальным изменениям. По его мнению, концепция устойчивого развития направлена на предупреждение страшного конца — точки невозврата, которая следует за зоной «пессимума» в пирамиде выживаемости популяции. Государства пришли к осознанию, что экономический рост невозможен в условиях ухудшающейся окружающей среды, и разработали концепцию устойчивого развития для того, чтобы преодолеть экологический кризис, который сами и вызвали. Стеклянный потолок выступает в роли упреждающего механизма: с одной стороны, он сдерживает непоправимое, а с другой — препятствует фактическому разрешению кризиса. Таким образом, он способствует постоянному экспериментализму, но в пределах ограничений, которые нельзя переступить, поскольку данный порядок в конечном счете защищен посредством эсхатологии, ориентированной на консервативные цели14.

По мнению ряда авторов, преодоление стеклянного потолка требует разрушения традиционных способов существования и структур власти и будет иметь успех в рамках совещательной демократии, потому что только горизонтальные связи способны привести к положительному закреплению концепции устойчивого развития как на государственном уровне, так и в массовом сознании самих граждан15. Таким образом, концепция устойчивого развития не только предполагает создание новых политических институтов и установление нормативных барьеров, которые будут регулировать экономическую деятельность государства с опорой на экологические стандарты в интересах природы, но и требует осознанного, рационального и бережного отношения людей к природным ресурсам. Совещательная демократия, ориентированная на справедливый общественный дискурс, где нет места господству гегемонии, способна преодолеть

14 Pellizzoni L. The Environmental State between Pre-emption and Inoperosity // Environmental Politics. 2020. Vol. 29. No. 1. P. 76-95.

15 Hausknost D., Hammond M. Beyond the Environmental State? The Political Prospects of a Sustainability Transformation // Environmental Politics. 2020. Vol. 29. No. 1. P. 12; Mitchell T. Carbon Democracy: Political Power in the Age of Oil. London: Verso, 2011; Mol A.P.J. The Environmental Nation State in Decline // Environmental Politics. 2016. Vol. 25. No. 1. P. 48-68.

те «эгоистические» барьеры государственной власти, которые мешают утверждению этой концепции16. Альтернативный взгляд на роль демократии в установлении устойчивого развития принадлежит И. Блюхдорн, который считает, что она является препятствием для социально-экологической трансформации. Он утверждает, что кризис легитимации демократии превратил ее в собственный стеклянный потолок и «привел развитые современные общества к постэкологической и постдемократической констелляции, где неустойчивость является основополагающим принципом преобладающих идеалов субъективности, идентичности и представлений о хорошей жизни»17. Это привело к созданию нового общественного договора о поддержании неустойчивости. Приверженность демократии эмансипации опустошила ее идеологические ориентиры, а демократическая легитимность возвела в ранг неотъемлемого права граждан самореализацию, которая идет вразрез с необходимостью более бережного отношения к природным ресурсам и эга-литаризмом18. Исходя из этого, структурный стеклянный потолок стал отражением неэффективной политики устойчивого развития современных демократий.

Для соблюдения баланса государствам необходимо выстроить политику разумного сочетания регулирования «сверху вниз» и мобилизации гражданских инициатив «снизу вверх». Кроме того, преодоление стеклянного потолка требует преобразований в сфере культуры, потому что культура — это пространство для создания смыслов, а устойчивое развитие должно стать той самой отправной точкой для создания новых смыслов, с которой начнется новый этап в истории человечества, где не будет поводов для войны за ресурсы. В перспективе государствам предстоит перейти к кардинальной смене политического курса государств вместо поверхностных изменений.

В связи с тем что преодоление стеклянного потолка приводит к нарушению существующего политического курса и традиционной модели взаимодействия с представителями бизнеса, устойчивое развитие предполагает создание особых условий, стимулирующих бизнес переходить к экологически безопасному производству. Для этого применяются новые законодательные акты, обязывающие

16 Hausknost D. Op. cit.

17 Bluhdorn I. Post-capitalism, Post-growth, Post-consumerism? Eco-political Hopes beyond Sustainability // Global Discourse. 2017. Vol. 7. No. 1. P. 58.

18 Hausknost D., Hammond M. Op. cit.

предпринимателей соблюдать экологические стандарты, а также вводятся льготное налогообложение и выгодное кредитование. Регулирование направлено на поощрение или пресечение конкретных видов деятельности, исходя из их последствий для природы. Однако строгое следование жестким требованиям приводит к замедлению развития инноваций, которые могли бы сократить экологический вред сверх установленной нормы: субъекты стремятся оставаться в рамках буквы закона, а не создавать новые технологии. Чтобы принимаемые решения были более эффективными, по словам Э. ван Бюэрен и Й. Де Йонг, экологические стандарты должны соответствовать знаниям, навыкам и финансовым возможностям конкретных государств19.

Экологическая переориентация и модернизация в Европе на данный момент имеет ряд уязвимых мест. Модернизация зачастую проводится в интересах индустриально развитых стран Запада, задающих экологические стандарты и получающих от этого наибольшую выгоду. Все остальные страны должны их принять, вопреки высоким рискам, которые могут возникнуть в процессе реализации. Более того, выдвигаемые требования могут привести к стагнации индустриализации развивающихся стран и ограничению их развития как такового. Мировое сообщество составляют страны с разным уровнем развития экономики и разными политическими возможностями. Не все страны могут позволить себе структурные преобразования. В этом заключается проблема «закрытости» экологической модернизации для государств третьего мира.

Еще одним проблемным аспектом концепции устойчивого развития является этическая сторона экологического вопроса. Здесь подразумевается ориентация на мнение элиты, откладывание на потом решение неудобных вопросов. Отсутствие единства в решении экономических и военных вопросов в условиях разных ресурсных возможностей государств, а также институциональные и концептуальные барьеры осложняют процесс реализации концепции устойчивого развития. Д. Мишель указывает на то, что именно избирательный подход Европейского союза к решению экологических конфликтов тормозит этот процесс в Европе20.

19 Bueren E., Jong J. Establishing Sustainability: Policy Successes and Failures // Building Research and Information. 2007. Vol. 35. No. 5. P. 543-556.

20 Michel D. Climate Security, Conflict Prevention, and Peacebuilding // Carnegie. Europe. 2021. July 12. URL: https://carnegieeurope.eu/2021/07/12/climate-security-conflict-prevention-and-peacebuilding-pub-84876

Критика устойчивого развития связана, с одной стороны, с представлениями о развитии, движимом только интересами крупного бизнеса, а с другой — с идеей о целенаправленном, корыстном диктате международных организаций и финансовых альянсов. То, какие истинные цели лежат в основе концепции устойчивого развития, является предметом многих дискуссий. О двойственной природе этой программы пишут И. Дэвис и У. Уэбб. По их мнению, политика ООН в этой области базируется на «долговом империализме, который давно используется англо-американской империей», ставящей другие государства в зависимое положение21. Она становится экономической моделью, ориентированной на получение прибыли в интересах экономических элит. Программы устойчивого развития активно поддерживаются бизнесменами и представителями банковского сектора.

Механизмом реализации этой программы в развивающихся странах является финансовый инструмент создания задолженностей и долговых ловушек. Во-первых, задолженность — это финансовое оружие, «с момента своего создания после Второй мировой войны и Всемирный банк, и МВФ исторически использовали задолженность, чтобы заставить страны, в основном развивающиеся, проводить политику, благоприятствующую глобальной структуре власти»22. Когда страны не могут погасить свои долги за счет кредитов МВФ и финансирования Всемирного банка, им предлагается погасить долг путем реализации концепции устойчивого развития. Так, правительствам приходится повышать налогообложение населения, увеличивая дефицит и государственный долг, где это необходимо, и создавать финансовые фонды для достижения 17 целей устойчивого развития. Во-вторых, усилилось влияние государственно-частных партнерств. Передача широких полномочий частному сектору, неправительственным организациям и гражданскому обществу возрастает с каждым годом. Если раньше целью налогово-бюджетной политики было поддержание занятости и стабильности цен и стимулирование экономического роста посредством справедливого распределения богатства и ресурсов, то в рамках концепции

21 Davis I., Webb W. Sustainable Debt Slavery // Unlimited Hangout. 2022. September 13. URL: https://unlimitedhangout.com/2022/09/investigative-reports/sustainable-debt-slavery/

22 Ibid.

устойчивого развития она направлена на достижение «устойчивых траекторий доходов, расходов и дефицитов»23.

Роль главного координатора и движущей силы реализации концепции устойчивого развития в 2021 г. взял на себя финансовый альянс «Глазго за нулевую чистоту», состоящий из самых могущественных финансовых учреждений, продвигающих политику перевода мировой экономики на нулевой уровень выбросов парниковых газов24. Он частично подчинил себе деятельность Всемирного банка и МВФ с целью трансформации глобальной финансовой системы в своих интересах, оправдывая это стремлением к декарбонизации.

ООН также стремится занять место катализатора в увеличении финансирования и разработке инноваций, необходимых для достижения поставленных целей. Политика устойчивого развития разрабатывается глобальной сетью, состоящей в большинстве своем из правительств, транснациональных корпораций, неправительственных организаций и объединений гражданского общества25.

Однако оценки результатов внедрения концепции, проведенные Всемирным банком, Международным валютным фондом и Европейским инвестиционным банком, получили негативный окрас: реализация программы не принесла ожидаемого результата и привела к значительному росту государственных бюджетных обязательств. В их отчетах было сказано, что успех от реализации программы возможен не во всех областях. Департамент по экономическим и социальным вопросам ООН также выявил, что провозглашаемые цели могут подходить только для некоторых инфраструктурных проектов и являются губительными для программ, связанных с общественным здравоохранением, образованием и окружающей средой26. При этом предложенные Департаментом по экономическим и социальным вопросам ООН в 2016 г. рекомендации о необходимости обеспечения тщательного надзора и регулирования ценообразования,

23 Ibid.

24 New Financial Alliance for Net Zero Emissions Launches // United Nations. Climate Change. 2021. April 21. URL: https://unfccc.int/news/new-financial-alliance-for-net-zero-emissions-launches

25 Davis I, Webb W. Op. cit.

26 Jomo K.S., Chowdhury A., Sharma K., Platz D. Public-Private Partnerships and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Fit for Purpose? New York: United Nations, Department of Economic & Social Affairs, 2016. URL: https://iaindavis.com/ukc/ UN-PPP.pdf

создания всеобъемлющих и прозрачных систем финансовой отчетности и четких нормативных гарантий так и остались на бумаге27.

Таким образом, устойчивое развитие — это один из механизмов глобального управления, ограничивающих пространство принятия решений на национальном уровне, глобальный переворот, ведущий к дерегулированию рынков. Это система глобального контроля, которая не всегда нацелена на устойчивость: «Устойчивое развитие — это все, что связано с преобразованиями, а не обязательно с устойчивостью, как это понимает большинство людей»28.

Еще одной трудностью в осуществлении концепции устойчивого развития является сложность измерения экологических показателей государств. Парадоксальность результата измерения экологических показателей заключается в том, что, как показывают исследования, ущерб, наносимый природе промышленно развитыми странами (увеличение выбросов парниковых газов, истощение природных ресурсов), не сокращается, а, наоборот, увеличивается, вопреки принятию международных деклараций и экологических стандартов. Экологический вред продолжает «монотонно расти вместе с процветанием или в лучшем случае растет медленнее, чем экономика»29. Связано это с тем, что экологические государства, по-видимому, в первую очередь преуспели в защите своих граждан от экологического ущерба, но добились гораздо меньших успехов в минимизации своего негативного воздействия на природную систему и, в частности, на изменение климата и утрату биоразнообразия30.

Устойчивое развитие охватывает различные усилия глобального и национального характера по разработке и внедрению позитивного видения мира, в котором основные потребности человека удовлетворяются без вреда для природной системы. Как отмечают К. Роберт, Т. Перрис и Э. Лейзеровиц, «гибкость концепции позволяет ей оставаться открытой, динамичной и развивающейся идеей, которая

27 Ibid.

28 Davis I., Webb W. Op. cit.

29 Koch M., Fritz M. Op. cit.; Krausmann F. From Resource Extraction to Outflows of Wastes and Emissions: The Socioeconomic Metabolism of the Global Economy, 1900-2015 // Global Environmental Change. 2018. No. 52. P. 131-140.

30 Chernyaeva V.A., Wang D.H. Green Way: Engineering Transformations to the Green Industrial Technologies // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1449: 2nd International Symposium on Power Electronics and Control Engineering [ISPECE 2019] (22-24 November 2019, Tianjin, China). P. 1-7.

может быть адаптирована к очень разным ситуациям и контекстам

31

в пространстве и времени»31.

Государство устойчивого развития является вызовом для современного мира избыточного потребления. Анализируя разные исследовательские точки зрения, можно выделить следующие тенденции, которые будут иметь место в зеленом будущем. Во-первых, в условиях возрастающего внимания к экологической повестке демократические институты в экологическом государстве, развивающемся в направлении государства устойчивого развития, будут эволюционировать. Во-вторых, произойдет ужесточение международного экологического законодательства. В Европейском союзе совершенствование экологических стандартов может быть проведено при поддержке ООН. В-третьих, чтобы сделать экологическую политику полезной для бизнеса, экологические государства будут расширять государственно-частное партнерство и создавать новые формы взаимодействия бизнеса и государства в рамках пропаганды идеологии экологической модернизации. В-четвертых, неотъемлемой составляющей успеха реализации концепции устойчивого развития станет внедрение инноваций, требующее большого количества как материальных, так и интеллектуальных ресурсов. Для претворения концепции устойчивого развития в жизнь необходима специальная научно-техническая база, позволяющая сделать производственную деятельность экологически безопасной. В-пятых, до тех пор, пока концепция устойчивого развития будет опираться на западные стандарты, нацеленные на получение собственной выгоды, и реализовываться за счет модели «стагнации развития» других государств, эффективность этой программы будет невелика, а стеклянный потолок останется непреодоленным барьером.

В условиях напряженной международной политической обстановки концепция устойчивого развития и экологическая политика получают новое звучание. По мнению ряда экспертов, финансирование военных действий на Украине отодвигает на задний план экологические проблемы. Однако несмотря на это, в отчете о глобальных рисках за 2023 г. изменение климата и разрушение экосистем снова названы главными глобальными рисками на ближайшие десять

31 Robert K., Parris T., Leiserowitz A. What Is Sustainable Development? Goals, Indicators, Values, and Practice // Environment Science and Policy for Sustainable Development. 2005. Vol. 47. No. 3. P. 19.

лет32. Программы по сокращению экологического вреда распространяются и на военную сферу. Так, более эффективная политика, основанная на обязательстве проводить аудит, открытую отчетность и следовать экологическим требованиям, может помочь снизить нагрузку, которую военная деятельность оказывает на окружающую среду33. При публикации обзора о политике Европейского союза по экологизации военной сферы Обсерватория по изучению конфликтов и окружающей среды подчеркнула, что «изменение климата и ухудшение состояния окружающей среды представляют риски для общества, независимо от вторжения в Украину»34. При этом в условиях специальной военной операции Запад предпринимает попытки снять с себя ответственность за усугубление экологических проблем и переложить ее на Россию, которую пытается выставить в роли нарушителя экологического благополучия Европы.

Таким образом, успех реализации концепции устойчивого развития напрямую связан с изменением отношения к экологии и повышением экологической ответственности, будь то на уровне отдельного человека, предприятия, правительства или мирового сообщества в целом. Важным результатом внедрения концепции устойчивого развития становится осознание необходимости учета экологической цены при принятии политических решений. Так, экологическая политика перешла от реагирования к профилактике и контролю, а также к разработке международных программ по укреплению экологической устойчивости. Однако оборотной стороной реализации концепции устойчивого развития становится стратегия сдерживания и ограничения развития и взятие развивающихся государств в «ловушку задолженности». Ведь монополией на технологии опережающего плана владеет преуспевший Запад, в интересах которого во многом и осуществляется эта концепция. В условиях военных конфликтов экологическая тема уходит из политической повестки. Вопрос о том, будет ли экология иметь место

32 Global Risks Report, 2023: Insight Report. Cologny: World Economic Forum, 2023. URL: https://www3.weforum.org/docs/WEF_Global_Risks_Report_2023.pdf

33 Have EU Military "Greening" Policies Had Any Effect? // Conflict and Environment Observatory. 2023. January 24. URL: https://ceobs.org/have-eu-military-greening-policies-had-any-effect/# Обзор см.: CottrellL., WeirD. EU Military Greening Policies: A Review of Transparency and Implementation. Brussels: The Greens/EFA in the European Parliament, [2022]. URL: https://ceobs.org/wp-content/uploads/2023/01/ CEOBS-GreensEFA_EU-Military-Greening-Policies.pdf

34 Have EU Military "Greening" Policies Had Any Effect?

в глобальной политике в условиях крушения прежних мировых порядков, остается открытым.

ЛИТЕРАТУРА

Глушенкова Е.И. Экополитология как направление научных исследований: возникновение и эволюция // Политическая наука. 2010. № 2. С. 8-32.

Козлов Ю.П. Экологические императивы устойчивого развития // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: теория, педагогические инновации и действительность: Материалы XXI Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во МНЭПУ, 2015. С. 193-202.

Пискулова Н.А. Влияние экологического фактора на мировое экономическое развитие // Вестник МГИМО-Университета. 2010. № 6. С. 208-214.

Фридман В.С. Глобальный экологический кризис. По материалам курса лекций «Охрана природы: Биологические основы, имитационные модели, социальные приложения». М.: Ленанд, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ahvenharju S. Acceptability of Radical Consumption Policies — Utilising Futures Consciousness to Understand Elite Preferences // Futures. 2021. Vol. 128. No. 2. P. 1-10.

Bluhdorn I. Post-capitalism, Post-growth, Post-consumerism? Eco-political Hopes beyond Sustainability // Global Discourse. 2017. Vol. 7. No. 1. P. 42-61.

Bueren E, Jong J. Establishing Sustainability: Policy Successes and Failures // Building Research and Information. 2007. Vol. 35. No. 5. P. 543-556.

Chernyaeva V.A., Wang D.H. Green Way: Engineering Transformations to the Green Industrial Technologies // Journal of Physics: Conference Series. 2020. Vol. 1449: 2nd International Symposium on Power Electronics and Control Engineering [ISPECE 2019] (22-24 November 2019, Tianjin, China). P. 1-7.

Cottrell L, Weir D. EU Military Greening Policies: A Review of Transparency and Implementation. Brussels: The Greens/EFA in the European Parliament, [2022]. URL: https://ceobs.org/wp-content/uploads/2023/01/CE0BS-GreensEFA_EU-Military-Greening-Policies.pdf

Davis I., Webb W. Sustainable Debt Slavery // Unlimited Hangout. 2022. September 13. URL: https://unlimitedhangout.com/2022/09/investigative-reports/sustainable-debt-slavery/

Fischer-Kowalski M. Analyzing Sustainability Transitions as a Shift between Socio-metabolic Regimes // Environmental Innovation and Societal Transitions. 2011. Vol. 1. No. 1. P. 152-159.

Hausknost D. The Environmental State and the Glass Ceiling of Transformation // Environmental Politics. 2020. Vol. 29. No. 1. P. 17-37.

Hausknost D., Hammond M. Beyond the Environmental State? The Political Prospects of a Sustainability Transformation // Environmental Politics. 2020. Vol. 29. No. 1. P. 1-16.

Jomo K.S., Chowdhury A., Sharma K, Platz D. Public-Private Partnerships and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Fit for Purpose? New York: United

Nations, Department of Economic & Social Affairs, 2016. URL: https://iaindavis.com/ ukc/UN-PPP.pdf

Koch M., Fritz M. Building the Eco-social State: Do Welfare Regimes Matter? // Journal of Social Policy. 2014. Vol. 43. No. 4. P. 679-703.

Krausmann F. From Resource Extraction to Outflows of Wastes and Emissions: The Socioeconomic Metabolism of the Global Economy, 1900-2015 // Global Environmental Change. 2018. No. 52. P. 131-140.

Meadowcroft J., Langhelle O., Ruud A. Governance, Democracy and Sustainable Development: Moving beyond the Impasse? Cheltenham: Edward Elgar, 2012.

Michel D. Climate Security, Conflict Prevention, and Peacebuilding // Carnegie. Europe. 2021. July 12. URL: https://carnegieeurope.eu/2021/07/12/climate-security-conflict-prevention-and-peacebuilding-pub-84876

Mitchell T. Carbon Democracy: Political Power in the Age of Oil. London: Verso,

2011.

Mol A.P.J. The Environmental Nation State in Decline // Environmental Politics. 2016. Vol. 25. No. 1. P. 48-68.

Pellizzoni L. The Environmental State between Pre-emption and Inoperosity // Environmental Politics. 2020. Vol. 29. No. 1. P. 76-95.

Robert K., Parris T., Leiserowitz A. What is Sustainable Development? Goals, Indicators, Values, and Practice // Environment Science and Policy for Sustainable Development. 2005. Vol. 47. No. 3. P. 8-21.

Towards a Green Economy: Pathways to Sustainable Development and Poverty Eradication: A Synthesis for Policy Makers. St-Martin-Bellevue: UNEP, 2011. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/126GER_synthesis_en.pdf

York R., Bell S. Energy Transitions or Additions? Why a Transition from Fossil Fuels Requires more than the Growth of Renewable Energy // Energy Research & Social Science. 2019. Vol. 51. P. 40-43.

REFERENCES

Ahvenharju, S. "Acceptability of Radical Consumption Policies — Utilising Futures Consciousness to Understand Elite Preferences," Futures, Vol. 128, No. 2, 2021, pp. 1-10.

Bluhdorn, I. "Post-capitalism, Post-growth, Post-consumerism? Eco-political Hopes beyond Sustainability," Global Discourse, Vol. 7, No. 1, 2017, pp. 42-61.

Bueren, E., and Jong, J. "Establishing Sustainability: Policy Successes and Failures," Building Research and Information, Vol. 35, No. 5, 2007, pp. 543-556.

Chernyaeva, V. A., and Wang, D. H. "Green Way: Engineering Transformations to the Green Industrial Technologies," Journal of Physics: Conference Series, Vol. 1449: 2nd International Symposium on Power Electronics and Control Engineering [ISPECE 2019] (22-24 November 2019, Tianjin, China), 2020, pp. 1-7.

Cottrell, L., and Weir, D. EU Military Greening Policies: A Review of Transparency and Implementation. Brussels: The Greens/EFA in the European Parliament, [2022], URL: https://ceobs.org/wp-content/uploads/2023/01/CE0BS-GreensEFA_EU-Military-Greening-Policies.pdf

Davis, I., and Webb, W. "Sustainable Debt Slavery," Unlimited Hangout, September 13, 2022, URL: https://unlimitedhangout.com/2022/09/investigative-reports/ sustainable-debt-slavery/

Fischer-Kowalski, M. "Analyzing Sustainability Transitions as a Shift between Socio-metabolic Regimes," Environmental Innovation and Societal Transitions, Vol. 1, No. 1, 2011, pp. 152-159.

Fridman, V. S. Global'nyi ekologicheskii krizis. Po materialam kursa lektsii "Okhrana prirody: Biologicheskie osnovy, imitatsionnye modeli, sotsial'nye prilozhe-niia". Moscow: Lenand, 2017.

Glushenkova, E. I. "Ekopolitologiia kak napravlenie nauchnykh issledovanii: vozniknovenie i evoliutsiia," Politicheskaia nauka, No. 2, 2010, pp. 8-32.

Hausknost, D. "The Environmental State and the Glass Ceiling of Transformation," Environmental Politics, Vol. 29, No. 1, 2020, pp. 17-37.

Hausknost, D., and Hammond, M. "Beyond the Environmental State? The Political Prospects of a Sustainability Transformation," Environmental Politics, Vol. 29, No. 1, 2020, pp. 1-16.

Jomo, K. S., Chowdhury, A., Sharma, K., and Platz, D. Public-Private Partnerships and the 2030 Agenda for Sustainable Development: Fit for Purpose? New York: United Nations, Department of Economic & Social Affairs, 2016, URL: https://iaindavis.com/ ukc/UN-PPP.pdf

Koch, M., and Fritz, M. "Building the Eco-social State: Do Welfare Regimes Matter?" Journal of Social Policy, Vol. 43, No. 4, 2014, pp. 679-703.

Kozlov, Iu. P. "Ekologicheskie imperativy ustoichivogo razvitiia," Ekologicheskoe obrazovanie v interesakh ustoichivogo razvitiia: teoriia, pedagogicheskie innovatsii i deistvitel'nost': Materialy XXI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Moscow: MNEPU Press, 2015, pp. 193-202.

Krausmann, F. "From Resource Extraction to Outflows of Wastes and Emissions: The Socioeconomic Metabolism of the Global Economy, 1900-2015," Global Environmental Change, No. 52, 2018, pp. 131-140.

Meadowcroft, J., Langhelle, O., and Ruud, A. Governance, Democracy and Sustainable Development: Moving beyond the Impasse? Cheltenham: Edward Elgar, 2012.

Michel, D. "Climate Security, Conflict Prevention, and Peacebuilding," Carnegie. Europe, July 12, 2021, URL: https://carnegieeurope.eu/2021/07/12/climate-security-conflict-prevention-and-peacebuilding-pub-84876

Mitchell, T. Carbon Democracy: Political Power in the Age of Oil. London: Verso,

2011.

Mol, A. P. J. "The Environmental Nation State in Decline," Environmental Politics, Vol. 25, No. 1, 2016, pp. 48-68.

Pellizzoni, L. "The Environmental State between Pre-emption and Inoperosity," Environmental Politics, Vol. 29, No. 1, 2020, pp. 76-95.

Piskulova, N. A. "Vliianie ekologicheskogo faktora na mirovoe ekonomicheskoe razvitie," Vestnik MGIMO-Universiteta, No. 6, 2010, pp. 208-214.

Robert, K., Parris, T., and Leiserowitz, A. "What is Sustainable Development? Goals, Indicators, Values, and Practice," Environment Science and Policy for Sustainable Development, Vol. 47, No. 3, 2005, pp. 8-21.

Towards a Green Economy: Pathways to Sustainable Development and Poverty Eradication: A Synthesis for Policy Makers. St-Martin-Bellevue: UNEP, 2011, URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/126GER_synthesis_en.pdf

York, R., and Bell, S. "Energy Transitions or Additions? Why a Transition from Fossil Fuels Requires more than the Growth of Renewable Energy," Energy Research & Social Science, Vol. 51, 2019, pp. 40-43.

ОБ АВТОРАХ

Нина Петровна Волкова — кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия» Московского авиационного института (национального исследовательского университета) (Волоколамское ш., д. 4, 125993, Москва, Россия), e-mail: petrovnavolkova@mail.ru.

Александра Андреевна Волкова — специалист по учебно-методической работе кафедры истории и теории политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Ленинские горы, д. 1, 11999, Москва, Россия), e-mail: sandra-volkova@mail.ru.

ABOUT THE AUTHORS

Nina Petrovna Volkova — Kandidat of Philosophy, Associate Professor, of the Department of Philosophy, Moscow Aviation Institute (National Research University) (Volokolamsk Highway 4, 125993 Moscow, Russia), e-mail: petrovnavolkova@mail.ru.

Alexandra Andreevna Volkova — Specialist in Educational and Methodological Field, History and Theory of Politics Program, Political Science Department, Lomonosov Moscow State University (Leninskie Gory 1, 11999 Moscow, Russia), e-mail: sandra-volkova@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.