Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
67
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / CONSTITUTIONAL RIGHT TO HEALTH CARE / HEALTH CARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пучкова Виктория

Актуальность темы обусловлена тем вниманием, которое в настоящее время руководством страны обращается на реализацию основополагающих конституционных прав граждан России, связанных с охраной здоровья. Цель статьи - проанализировать проблемы реализации конституционного права граждан в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи для иностранных граждан. С целью реализации правового регулирования прав на охрану здоровья, проводится анализ реализации конституционного права на охрану здоровья иностранным гражданам, проживающим на территории РФ и оказание им медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пучкова Виктория

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO HEALTH PROTECTION AND MEDICAL CARE FOR FOREIGN NATIONALS

The relevance of the topic due to the attention that is now the country's leadership is drawn to the realization of the fundamental constitutional rights of Russian citizens, the health-related. The purpose of the article - to analyze the problems of realization of the constitutional rights of citizens in the field of health and medical care for foreigners. In order to implement the legal regulation of the right to health, the analysis of the constitutional right to health care to foreign nationals residing in the territory of the Russian Federation and providing them with medical care.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН»

Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #9(13)/2016 и до октября 1917г. уже имело место государ- тивного (полицейского) права. Фабричное законо-ственное регулирование наемного труда, однако, дательство, как трудовое, в Украине получило трудовое право как отрасль права еще не возникло, определенное развитие лишь во времена незави-поскольку договор найма относили к области симости - в течение 1917-1920 годов, а в советское частного гражданского права, а государственное время произошло становление и развитие трудово-регулирование отношений между фабрикантами и го права Украины в качестве отдельной отрасли, рабочими осуществлялось в сфере администра- но как составляющей советского трудового права.

Ссылки:

1. Валетов. Т.Я. Фабричное законодательство в России до Октябрьской революции // Экономическая история. - 2007. - Вып.13. - С.34. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: www.hist.msu.ru/Labs/-Ecohist/OB 13/valetov.pdf.

2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).Т. XXXV, 476 с. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.runivers.ru/lib/book 3182

3. Терлюк 1.Я. Iсторiя держави i права Украшия: Навчальний поабник. - К.:Атжа, 2011. - 944 с.

4. Киселев И.Я. Трудовое право России: историко-правовое исследование / И. Я. Кисилев. - М.: Норма., 2001. - 372 с.

5. Сташшв Б.1. Теорiя права сощального забезпечення: навч. поабник / Б.1. Сташшв. - К.: Знання, 2005. - 405 с.

6. Киселев И.Я. Трудовое право России: историко-правовое исследование / И. Я. Кисилев. - М.: Норма., 2001. - 372 с.

7. Устав о промышленном труде. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.hist.msu.ru/-Labour/Law/ustav. htm.

8. Свод законов Российской империи. - В 16 т. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://civil.consultant.ru/code/.

9. Иванов С. А. Российское трудовое право:история и современность // Государство и право. - 1999. -№ 5. - С. 36-45.

10. Киселев И.Я. Трудовое право России: историко-правовое исследование / И. Я. Кисилев. - М.: Норма., 2001. - 372 с.

11. Свод законов Российской империи. - В 16 т. - (Собр. Узак. 1886 г. Июля 15, ст. 639).— [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://civil.consultant.ru/code/.

12. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890—1907).Т. XXXV, 476 с. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.runivers.ru/lib/book 3182

Пучкова Виктория,

Международный юридический институт, Кандидат юридических наук, доцент кафедры «Гражданское право»

Victoria Puchkova, I nternational Law Institute, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of "Civil Law "

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ

ГРАЖДАН

FEATURES OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO HEALTH PROTECTION AND MEDICAL CARE FOR FOREIGN NATIONALS

Аннотация: актуальность темы обусловлена тем вниманием, которое в настоящее время руководством страны обращается на реализацию основополагающих конституционных прав граждан России, связанных с охраной здоровья. Цель статьи - проанализировать проблемы реализации конституционного права граждан в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи для иностранных граждан. С целью реализации правового регулирования прав на охрану здоровья, проводится анализ реализации конституционного права на охрану здоровья иностранным гражданам, проживающим на территории РФ и оказание им медицинской помощи.

Abstract: The relevance of the topic due to the attention that is now the country's leadership is drawn to the realization of the fundamental constitutional rights of Russian citizens, the health-related. The purpose of the article - to analyze the problems of realization of the constitutional rights of citizens in the field of health and medical care for foreigners. In order to implement the legal regulation of the right to health, the analysis of the constitutional right to health care to foreign nationals residing in the territory of the Russian Federation and providing them with medical care.

Ключевые слова: конституционное право граждан на охрану здоровья; медицинская помощь.

Keywords: constitutional right to health care; health care.

Помимо граждан РФ правом на медицинскую помощь пользуются иностранные граждане, проживающие и пребывающие на территории Российской Федерации. Данное право предусматривается законами, иными правовыми актами Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Медицинская помощь представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Право на медицинскую помощь возникает при заболевании, в случае утраты трудоспособности. Именно в этих случаях у граждан возникает необходимость обращаться в медицинские учреждения за оказанием медицинской помощи. В случае возникновения заболевания граждане имеют право на получение одной из следующих видов медицинской помощи, например, может возникнуть право на предоставление им первичной медико-санитарной помощи. Данное право возникает при незначительных заболеваниях, не требующих существенных воздействий на организм человека. При острых заболеваниях, серьезных болезнях, приводящих к серьезным последствиям, возникает право на специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. При заболеваниях, представляющих угрозу жизни, а также при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, возникает право на получение скорой специализированной медицинской помощи. В случае возникновения неизлечимых заболеваний, имеющих существенное ограничение физических или психических возможностей и нуждающихся в интенсивной терапии, психосоциальной помощи, длительном посторонним уходом, оказывается паллиативная медицинская помощь.

Для увеличения результативности предоставления медицинской помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни пациента и не требующих экстренного вмешательства, в медицинских организациях может организовываться отделение (кабинет) неотложной помощи.

Специализированная медицинская помощь предоставляется медицинскими работниками, являющимися специалистами на бесплатной основе в медицинских организациях в стационарных условиях. Специализированная медицинская помощь также может оказываться в условиях дневного стационара. Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Частью специализиро-

ванной медицинской помощи является высокотехнологичная медицинская помощь, которая оказывается для лечения сложных заболеваний с использованием высоких медицинских технологий. Данная помощь предоставляется медицинскими организациями на основании списка видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Скорая специализированная медицинская помощь предоставляется медицинскими работниками вне помещения лечебного учреждения, а также в амбулаторных и стационарных условиях. Данный вид медицинской помощи также оказывается гражданам бесплатно.

Паллиативная медицинская помощь направлена на улучшение качества жизни пациентов и их семей, которые столкнулись с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий, которое возможно при раннем выявлении заболеваний, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов. Кроме того, паллиативная медицинская помощь способствует оказанию психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким родственникам. Такой вид медицинской помощи также гражданам оказывается бесплатно врачами в амбулаторных и стационарных условиях

Иностранные граждане, также как и граждане РФ, имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения в соответствии с законодательством РФ. Объем и порядок предоставления медицинской помощи иностранным гражданам зависит от их трудового статуса и статуса проживания в России. Трудовой статус заключается в следующем: является ли иностранный гражданин работающим, который постоянно проживает или временно проживает на территории РФ, а также не работающие, но проживающие на территории РФ. Временно проживающие иностранные граждане -лица, получившие разрешение на временное проживание. Постоянно проживающий иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство в РФ. С учетом статуса проживания иностранных граждан в РФ можно выделить следующие группы: постоянно проживающие и временно находящиеся на территории РФ. Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получение визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство.

Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 186 «Об утверждении Правил оказания медицинской по-

у

мощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».

Медицинскую помощь иностранным гражданам могут оказывать медицинские организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

При угрозе жизни медицинская помощь оказывается бесплатно, в том числе медицинская помощь оказывается в экстренных случаях. Бесплатно предоставляется и неотложная медицинская помощь в форме скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Иная медицинская помощь в неотложной форме, а также медицинская помощь в плановой форме оказывается иностранным гражданам за плату. Также иностранцы могут получить медицинскую помощь по договорам добровольного и (или) обязательного медицинского страхования.

Для получения плановой медицинской помощи иностранным гражданам представляются письменные гарантии исполнения обязательства по оплате медицинских услуг или предлагается внести предоплату исходя из предполагаемого их объема.

Иностранным гражданам оказывается бесплатная медицинская помощь в рамках обязательного медицинского страхования, то есть на основании медицинского полиса, который они получают по общим правилам, установленным для граждан РФ. Также иностранным гражданам вместе с российскими гражданами предоставляется право выбора врача и право выбора медицинской организации. Кроме того иностранные граждане имеют право на:

• профилактику, диагностику, лечение,

• медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно -гигиеническим требованиям;

• получение консультаций врачей-специалистов;

• облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

• получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья и другие права в сфере охраны здоровья.

Медицинская помощь в неотложной форме и плановой форме оказывается иностранным гражданам по договору о предоставлении платных медицинских услуг либо на основании договоров добровольного медицинского страхования, заключенного в пользу иностранных граждан. Для иностранных граждан в сфере оказания платных медицинских услуг установлены гарантии по исполнению обязательств по оплате фактической стоимости медицинских услуг. В результате предоставления медицинских услуг на платной основе необходимо наличие документации, например выписок из истории болезни и др.

После завершения лечения иностранного гражданина в его адрес, т.е. из Российской Федерации в адрес иностранного государства направляется медицинская документация. А именно направляется выписка из медицинской документации, в которой указывается срок оказания медицинской помощи в медицинском учреждении РФ, а также о проведенных мероприятиях по профилактике, диагностике, лечению, медицинской реабилитации. Данная документация заполняется на русском языке.

За фактически оказанную медицинскую помощь выставляют счет - фактуру и направляют медицинской организацией в адрес иностранного гражданина в течение 10 дней после окончания лечения.

Несмотря на то, что на законодательном уровне принимаются законы, устанавливающие правовое регулирование право на охрану здоровья иностранных граждан. Однако существуют риски для здоровья иностранных граждан и их последствия для всей системы здравоохранения. Потому что иностранные граждане, приезжающие на территорию Российской Федерации часто сталкиваются с нищетой, ограниченным доступом к социальным пособиям и медицинским услугам, особенно на стадии привыкания к новой среде. Иностранные граждане приезжают со своими хроническими и эпидемиологическими заболеваниями, факторами риска, определенной генетикой и образом жизни, своими представлениями о здоровье, которые сформировались под влиянием их культурных традиций. Если иностранные граждане прибыли из страны, где определенная или забытая инфекционная болезнь считается распространенной, то возникает вероятность, что они будут носителями этой болезни и перенесут ее в страну прибытия. И наоборот, если в стране прибытия распространенность определенной болезни является очень высокой, иностранные граждане могут заболеть и перенести ее в свою страну, после своего возвращения. Имеются также данные, что определенные инфекционные болезни, а также гипертония, сердечно - сосудистые заболевания, диабет, рак являются растущими среди иностранных граждан (мигрантов) и создают значительную нагрузку для системы здравоохранения страны прибытия.

Недостаточность информации о состоянии здоровья иностранных граждан, приезжающих в нашу страну и их ограниченный доступ к медицинской помощи на ранних стадиях адаптации к новым условиям, все это ведет к увеличению инфекционных заболеваний опасных для всего общества [1].

В некоторых странах проводится оценка состояния здоровья легальных мигрантов или существуют положения, согласно которым можно запретить въезд в страну прибытия иностранным гражданам, имеющих инфекционные заболевания. Для этого необходимо проводить лечебно - профилактические мероприятия по отношению к въезжающим легальным иностранным гражданам.

В настоящее время в большинстве субъектах РФ органами исполнительной власти в целях регулирования миграционных процессов и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения изданы организационно -распорядительные документы о проведении медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства, определен перечень учреждений здравоохранения, занимающихся указанным видом деятельности.

Постановлением Правительства РФ осуществляется регламентация организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства по информации управлений Роспотребнадзора по субъектам РФ. В соответствии с данным Постановлением за 11 месяцев текущего года прошли медицинское освидетельствование около 600 тысяч иностранных граждан. Среди них выявлено 1615 ВИЧ - инфицированных [3], 3058 - больных туберкулезом, 7 989 больных инфекциями, передаваемых половым путем и 13 999 больных другими инфекционными заболеваниями (вирусные гепатиты, острые кишечные инфекции и другие), что негативно оказывает влияние на санитарно - эпидемиологическую обстановку в стране [2]. Это все говорит о том, что необходимо осуществлять контроль, за оказанием медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, с целью выявления инфекционных заболеваний, угрожающих всему человечеству.

В сфере здравоохранения в условиях проведения реформ, следует больше внимания уделять усилению роли права в жизни общества по обеспечению права граждан на жизнь и здоровье. Эта задача возложена на органы государственной власти, органы местного самоуправления. Таким образом, здравоохранение представляет собой особую сферу деятельности государства по

обеспечению права граждан на жизнь и здоровье [4,21].

Основной обязанностью органов исполнительной власти являются создание необходимых условий для реализации конституционного права граждан на охрану здоровья. Именно эта обязанность включена в перечень полномочий органов исполнительной власти по организации системы охраны здоровья.

В сфере охраны здоровья существует множество проблем относительно реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые необходимо решать органами исполнительной и законодательной власти. Решение этих проблем в сфере исполнительной власти связано с административным правовым статусом гражданина как субъекта многообразных административных правоотношений, так как за нарушение или несоблюдение прав человека в сфере охраны здоровья наступает административная ответственность и другие виды ответственности, например, гражданско-правовая и даже уголовная ответственности. Поэтому при наступлении административной ответственности, нарушитель данного права является субъектом административного права и этот статус тесно связи с реализацией конституционного права на охрану здоровья в сфере исполнительной власти. Это положение относится и к другим видам ответственности - гражданско-правовой, уголовной.

Таким образом, гарантированный объём бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Иностранные граждане имеют право на дополнительные медицинские услуги и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, то есть в более высоком объеме медицинская помощь им

может быть оказана на платной основе.

Ссылки:

1. Здоровье трудовых мигрантов [Электронный ресурс] / Здесь и далее цитируется по документу А61/12 Шестьдесят первой сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Документационный центр ВОЗ - 2012. - Режим доступа: http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/A61/A61_12-ru.pdf

2. Помощь в организации медицинского освидетельствования иностранных граждан и лиц без гражданства [Электронный ресурс] / 3.01.2013. - Режим доступа: http://yurkollegiya.ru/?p=166

3. Кирилловых А.А. Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1995 г. № 38-Ф3 «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)» (постатейный) / «Юстицинформ», 2010.

4. Поляков И.В., Максимов А.В. От единого государства к единой системе здравоохранения / Журнал «Проблемы управления здравоохранением» №1. - 2001. С. 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.