УДК 378.937 О.В. Тумашева
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПЕДВУЗЕ
В статье рассматриваются некоторые особенности реализации компетентност-ного подхода в процессе подготовки будущих учителей. Предлагаются пути учета описанных особенностей при организации учебного процесса в педвузе.
Педагогические вузы в системе высшего профессионального образования занимают особое положение, которое обусловлено возложенной на них миссией: подготовить специалистов, от уровня профессиональной компетентности которых зависит будущее всей страны. В школе в основном и происходит становление личности молодого человека. Школа должна готовить своих учеников к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой, развивая у них такие качества, как предприимчивость, мобильность, динамичность, способность принимать ответственные решения в ситуации выбора, инициативность, способность к инновациям и др. От того, на каком уровне организован образовательный процесс в педагогическом вузе во многом будет зависить, насколько профессиональная компетентность и ментальность будущих учителей будет соответствовать требованиям модернизации базового образования.
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» как одно из концептуальных положений усовершенствования системы образования провозглашается компетентностный подход. Компе-тентностный подход в образовании - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность учащегося действовать в различных проблемных ситуациях [1]. В работе Н.А. Селезневой отмечается, что применение компетентностного подхода в проектировании результатов образования «ведет к новому видению самого содержания образования, его методов и технологий. В рамках компетентностного подхода высшему образованию может быть сообщено новое свойство - опережающий характер, предвосхищающий эволюцию общества» [3, 39]. Особенно это свойство актуально для педагогического образования.
Проблемы реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании освещаются в работах В.А. Адольфа, А.И. Ахулковой, О.А. Булавенко, В.Н. Введенского, Н.Л. Дмитриевой, И.А. Дудковской, В.А. Козырева, М.Б. Лебедевой, А.Ф. Присяжной, Н.Ф. Радионовой, Г.С. Саволайнен, А.П. Тряпицыной,
О.Н. Шиловой, Л.В. Шкериной и др.
Анализ проблем реализации компетентностного подхода в процессе подготовки будущих учителей позволил выделить особое свойство данного подхода, характерное только для педвузов. Это свойство назовем профессионально-личностным дуализмом. Дуалистический характер компетентностного подхода в образовательном процессе педвуза проявляется в том, что, с одной стороны, как и в других вузах, компетент-ностный подход выступает средством формирования у выпускников педвуза личностно-значимых качеств, позволяющих им быстрее адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни, успешно реализоваться в будущей профессиональной деятельности, соответствовать требованиям, предъявляемым работодателями к современному специалисту. С другой стороны, для будущих учителей данный подход является средством их будущей профессиональной деятельности, вследствие чего студенты педвуза должны не просто обучаться в новых условиях, но и понимать, на что направлены эти условия, как их создавать и т.д. В связи с этим, реализация кометентностного подхода в образовательном процессе педагогического вуза имеет свою специфику и свои проблемы.
С одной стороны, для успешной реализации компетентностного подхода при подготовке педагогических кадров необходимо решить следующие задачи:
1. Определение с позиций компетентностного подхода целей подготовки будущего учителя по всем основным направлениям (общекультнурный блок, предметный блок, психолого-педагогические и методические дисциплины). При этом следует учитывать, что любой вид компетентности может быть сформирован только в процессе соответствующей деятельности. Поэтому в качестве цели и конечного результата отдельные виды компетентностей выступать не могут. Но если в процессе учебно-познавательной деятельности
какой-либо вид компетентности не может быть сформирован в полной мере (это, прежде всего, относится к специальным видам компетентности, формирование которых происходит в процессе профессиональной деятельности), то ее основы можно и даже нужно формировать в процессе обучения студентов в педвузе.
2. Отбор содержания, освоение которого позволит получить желаемые результаты. Обозначим основные направления изменения содержания подготовки будущих учителей в соответствии с идеологией компетентностного подхода.
• Выделение в содержании базового материала и связующих элементов для обеспечения формирования у студентов основ профессиональной компетентности учителя и различных ее видов.
• Включение в содержание описания процедур реализации профессиональной деятельности учителя при организации обучения школьников в разнопрофильных школах и классах.
• Включение в содержание системы учебных заданий, способствующих становлению будущего учителя как субъекта собственного развития.
• Включение в содержание подготовки учебного материала, работа с которым позволила бы дать объективную оценку результатам своей деятельности и их соответствию, требованиям, предъявляемым к профессиональной компетентности учителя современной школы.
• Включение в содержание учебных заданий, позволяющих студентам - будущим учителям - увидеть ценность приобретаемых предметных знаний как средства будущей профессиональной деятельности.
3. Определение места и условий реализации обновленного содержания в процессе подготовки будущих учителей. Здесь следует иметь в виду, что усвоение и оценка любого вида компетентностей неотделимы от ситуаций, в которых они проявляются. В качестве средства создания таких ситуаций в процессе подготовки будущих учителей в педвузе может выступать профессиональный контекст, который опосредует связь изучаемых в педвузе дисциплин с ситуациями реальной педагогической деятельности [5].
4. Выбор форм организации занятий и методов обучения, которые позволят создать соответствующие условия и ситуации, направленные на достижение желаемого результата. При этом «представляется целесообразным осуществить решительный поворот от валовых форм обучения к его индивидуализации» [4, 48], которые обеспечивают выявление и формирование у будущего учителя творческой индивидуальности, развитие у него неповторимой технологии педагогической деятельности.
5. Разработка диагностики уровней сформированности соответствующей компетентности (или ее основ).
С другой стороны, компетентностный подход является средством эффективной организации образовательного процесса в современной общеобразовательной школе, следовательно, выпускники педвуза должны на достаточно высоком уровне владеть этим средством. И здесь перед педвузами стоят серьезные проблемы.
Дело в том, что компетентностный подход, как средство ориентации образования на личностнозначимые и практико-ориентированные результаты, пока далеко не в полной мере нашел себе дорогу в российскую школу. Сейчас более или менее понятна роль компетентностного подхода в формировании представлений о целеполагании и результатах обучения. Гораздо менее проанализированы его возможности в формировании содержания общего образования. Кроме того, устоявшиеся формы организации учебного процесса и методы обучения в школе входят в противоречие с идеологией «компетентностного подхода». В этих сложных условиях перед педвузами стоит достаточно трудная задача подготовить учителя нового поколения, готового и способного внедрить компетентностный подход в практику работы общеобразовательной школы.
Для того чтобы сработать на опережение, необходимо в процессе подготовки будущих учителей создавать условия, направленные на:
1. Осознание студентами - будущими учителями - целей реализации компетентностного подхода в образовательный процесс средней школы.
2. Осознание студентами основных идей и принципов построения содержания образования на основе компетентностного подхода.
3. Обеспечение студентам возможности освоения современных технологий и форм работы, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода при изучении конкретной дисциплины в общеобразовательной школе.
Дуалистический характер компетентностного подхода в педвузе проявляется также и в требованиях, предъявляемых к преподавателям педагогических вузов. Это обусловлено тем, что преподаватели педвузов, в отличие от преподавателей других высших профессиональных учебных заведений, действуют практически в тех же профессиональных условиях, в тех же профессиональных ситуациях, к которым готовят своих
студентов. Об этом нельзя не только забывать, а, напротив, необходимо обязательно учитывать эту особенность образовательного процесса в педвузе.
Как отмечал в свое время Г. Фройденталь [6, 51], студенты часто относят к наиболее ценным качествам учителя те стороны его преподавания, которые им самим, как его ученикам, облегчали изучение предмета. В связи с этим, для формирования у студентов - будущих учителей - определенных компетентностей или их основ на достаточно высоком уровне преподаватель педвуза должен прежде всего сам владеть всеми этими компетентностями. Более того, он должен быть достаточно компетентен не только в сфере высшего педагогического образования, но и в сфере общего среднего образования, для которой в основном и готовят выпускников педвузов. Преподаватель любой дисциплины в педвузе, независимо относится она к общекультурному, предметному или другому блоку, должен ясно понимать цели реализации компетентностного подхода в средней школе и четко представлять, каким образом при организации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения конкретной дисциплины создать эффективные условия, позволяющие ему сработать на опережение. Четкое представление о том, как должен быть организован учебный процесс, ориентированный на подготовку учителя завтрашнего дня, позволит преподавателю успешно реализовать эти представления на практике. При этом непременным условием является то, что преподаватель педвуза должен быть образцом для своих студентов. В процессе обучения студентов в педвузе следует задавать образцы деятельности учителя. «Студенты должны получать в педвузе образцы разумной педагогической деятельности. Здесь важно все: увлеченность преподавателя ..., его отношение к своей профессии, используемые им методические приемы, его речь, манеры, внешний вид, эмоциональность, артистичность, организация записи на доске и многое другое» [2, 57].
Особенности реализации компетентностного подхода в педагогическом вузе не ограничиваются только описанными выше. Но учет хотя бы этих особенностей при организации подготовки студентов - будущих учителей - позволит в педвузах создать условия для формирования будущей педагогической элиты.
Литература
1. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М., 2003.
2. Мордкович, А.Г. О профессионально-педагогической направленности математической подготовки студентов / А.Г. Мордкович // Советская педагогика. - 1985. - №12.
3. Селезнева, Н.А. Размышление о качестве образования: международный аспект / Н.А. Селезнева // Высшее образование сегодня. - 2004. - №4.
4. Сластенин, В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2004. - №1.
5. Тумашева, О.В. Реализация профессионального контекста в процессе изучения курса «Элементарная математика» в педагогическом вузе / О.В. Тумашева. - Красноярск: РИО КГПУ, 2004.
6. Фройденталь, Г. Математика как педагогическая задача. Ч.1 / Г. Фройденталь. - М.: Просвещение, 1982.
----------♦'------------
УДК 378.147 С.О. Кондракова
УСПЕХ КАК СТИМУЛ УЧЕНИЯ
В статье рассматриваются проблемы создания ситуации успеха в учении как метода эмоционального стимулирования в дидактике педагогов-новаторов Х1Х-ХХ вв. и выявляются технологические особенности их дидактических находок, сопутствующих успеху в обучении.
Современная российская педагогика переживает новый этап своего развития. Стремительно и кардинально меняются взгляды на образование. Ученик - полноправный субъект обучения и воспитания, а не пассивный объект целенаправленных педагогических воздействий.