УДК 304.444
Некрасов Н.А. студент магистратуры 2 курс, Высшая школа социально-гуманитарных наук и
международной коммуникации «Северный (Арктический) федеральный университет
имени М. В. Ломоносова» Россия, г. Архангельск
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Аннотация: Архангельская область поступательно решает ключевые задачи по дальнейшему улучшению миграционного климата, реализации ряда инфраструктурных и социальных проектов, подготовке высококвалифицированных кадров. Тем не менее, в Архангельской области существует ряд проблем в области реализации миграционной политики.
Одним из механизмов реализации государственной миграционной политики в рамках архангельского региона выступает совершенствование системы взаимодействия между региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции. В целом, из проведенного анализа становится понятным, что в отдельное направление миграционная политика в Архангельской области не выделена, что служит значительным препятствием для конструирования полноценной программы, способствующей снижению уровня миграции населения из северного региона. Для того, чтобы снизить риски увеличения миграции населения, Архангельской области необходимы изменения в социальной и экономической сфере. Изложенные предложения могут помочь Правительству Архангельской области, государственным структурам и общественным организациям в повышении эффективности решения проблем в сфере миграционной политики.
Ключевые слова: миграционный климат, органы власти, проблемы, предложения, правительство.
Nekrasov N.A. graduate student
2 year, Graduate School of Social Sciences and Humanities
and International Communication "Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov " Russia, Arkhangelsk
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF STATE MIGRATION POLICY IN THE ARKHANGELSK REGION: PROBLEMS AND
SUGGESTIONS
Annotation: The Arkhangelsk region is progressively solving key tasks to further improve the migration climate, implement a number of infrastructure and social projects, and train highly qualified personnel. Nevertheless, in the Arkhangelsk region there are a number of problems in the implementation of migration policy.
One of the mechanisms for implementing state migration policy within the Arkhangelsk region is the improvement of the system of interaction between regional government bodies and local authorities and civil society institutions in the field of migration. In general, from the analysis it becomes clear that the migration policy in the Arkhangelsk region has not been singled out in a separate direction, which serves as a significant obstacle to designing a full-fledged program that helps to reduce the level of population migration from the northern region. In order to reduce the risks of increased migration, the Arkhangelsk region needs changes in the social and economic sphere. The above proposals can help the Government of the Arkhangelsk region, state structures and public organizations in improving the efficiency of solving problems in the field of migration policy.
Key words: migration climate, authorities, problems, proposals, government.
В реализации миграционной политики на территории Архангельской области принимают непосредственное участие многие государственные структуры на региональном и муниципальном уровнях власти.
Реализация миграционной политики в Архангельской области происходит, главным образом, через осуществление национальных проектов, разработанных в соответствии с майскими указами Президента Российской Федерации:
1. «Демография» - «Финансовая поддержка семей при рождении детей»;
- «Содействие занятости женщин»;
- «Старшее поколение»;
- «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни»;
- «Спорт норма жизни»
2. «Здравоохранение» - «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»;
- «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;
- «Борьба с онкологическими заболеваниями»;
- «Развитие детского здравоохранения»;
- «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»;
- «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ»;
- «Развитие экспорта медицинских услуг»
3. «Образование» - «Современная школа»;
- «Успех каждого ребенка»;
- «Поддержка семей, имеющих детей»;
- «Цифровая образовательная среда»;
- «Учитель будущего»;
- «Молодые профессионалы»;
- «Социальная активность»
4. «Жилье и городская среда»
- «Жилье»;
- «Формирование комфортной городской среды»;
- «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»
5. «Экология»
- «Чистая страна»;
- «Комплексная система обращения с отходами»;
- «Чистая вода»;
- «Сохранение лесов»
6. «Безопасные и качественные автомобильные дороги» -«Программа комплексного развития объединенной дорожной сети Архангельской области, Архангельской агломерации»;
- «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства Архангельской области, Архангельской агломерации»;
- «Безопасность дорожного движения
7. «Цифровая экономика» - «Информационная инфраструктура»;
- «Кадры для цифровой экономики»;
- «Информационная безопасность»;
- «Цифровые технологии»;
- «Цифровое государственное управление»
8. «Культура» - «Культурная среда»;
- «Творческие люди»;
- «Цифровая культура»
9. «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы - «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности»;
- «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке»;
- «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;
- «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации»;
- «Популяризация предпринимательства в Архангельской области». Исходя из этого, становится понятным, что через региональные
проекты в целом власти Архангельской области стараются учесть все возможные факторы риска миграционной активности северного населения.
Кроме обозначенных региональных программ в рамках федерального проекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной
инфраструктуры на период до 2024 года» в Архангельской области действует региональный проект ««Развитие региональных аэропортов и маршрутов».
Реализация обозначенных региональных программ и проектов происходит в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»1 и Указом Губернатора Архангельской области от 28.10.2019 г. №86-у «Об утверждении Положения о реализации региональных проектов, направленных на достижение целей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2.
Архангельская область поступательно решает ключевые задачи по дальнейшему улучшению миграционного климата, реализации ряда инфраструктурных и социальных проектов, подготовке высококвалифицированных кадров. Миграционная сфера находится на особом контроле и Правительства Российской Федерации, и Правительства Архангельской области, и общества. Тем не менее, в Архангельской области существует ряд проблем в области реализации миграционной политики. Решаются они, по мнению политиков, крайне медленно, а принимающиеся меры - неэффективны. К основным проблемам относятся:
- нелегальная миграция - иностранцы, пополняющие теневой сектор экономики, становятся первопричиной создания напряженности в обществе;
- коррупция в системе по управлению миграцией - сотрудники ФМС и чиновники, обличенные властью на местах, нередко в буквальном смысле слова вымогают у иностранцев деньги;
- отсутствие эффективной системы управления - ради получения нужных бумаг мигранты вынуждены ехать в территориальные ведомства;
- минимальное использование миграции для развития архангельского региона и государства в целом;
- отсутствие реально действующих программ по интеграции и адаптации иностранцев.
Правозащитники считают, что миграционная политика нуждается в коррективах. В ее основу необходимо внести принципы гуманизма и соблюдения прав всех слоев населения, включая иностранцев, претендующих на гражданство.
Согласно прогнозу Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области население региона к 2031 г. сократится на 19,5 %
1 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 14.05.2018, №20, ст. 2817.
2 Об утверждении Положения о реализации региональных проектов, направленных на достижение целей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Губернатора Архангельской области от 28.10.2019 г. №86-у.
по сравнению с 2019 г. и будет составлять 886 тыс. чел., причем наибольшее влияние будет оказывать миграционная убыль населения. Уже в 2024 г. население области сократится до 1 млн. чел. 3. Сохранение негативной тенденции миграционной убыли населения влечет за собой плохие последствия для региона. В этой связи властью Архангельской области была разработана Стратегия социально-экономического развития до 2035 года, которая предусматривает основные направления, позволяющие региону достичь всех поставленных целей. Проектами предусматривается содействие в трудоустройстве и развитии малого и среднего бизнеса, в том числе реализуемого молодежью, предоставление доступного и комфортного жилья, качественного образования.
Рассматривая вопрос взаимодействия региональных и муниципальных органов власти по вопросам реализации миграционной политики в Архангельской области (их всего 26), стоит заметить, что перспективы эффективности муниципального управления в сфере миграционной политики и межнациональных отношений зависят от следующих факторов:
- разработки концептуального подхода к распределению конституционально-правовых полномочий между региональными центрами и органами муниципальной власти в области миграционной политики и межэтнических отношений;
- определения финансовой и организационной базы исполнения органами государственной и муниципальной власти, делегируемых полномочий в области миграционной политики и регулирования
" 4
межэтнических отношений 4.
Принятие решения об определении направлений в возможности передачи местным органам власти компетенции в сфере регулирования различных аспектов миграционной политики осуществлялось региональными властями на основании взвешенного подхода. Муниципальные органы власти Архангельской области, как и региональные, наделены по содержанию, но в пределах собственной компетенции, полномочиями в сфере миграционных отношений.
В числе основных полномочий муниципальных органов власти относительно миграционной политики Архангельской области находятся процессы реализации национальных социально -экономических программ. К особым полномочиям органов муниципальной власти в Архангельской области отнесены соответствующие полномочия в сфере межнациональных отношений:
- укрепление межнационального и межконфессионального согласия;
- предотвращение дискриминации по признакам национальной, языковой или религиозной принадлежности;
3 Антонова Е.А. Миграционные процессы Архангельской области [Текст] / Е.А. Антонова // MODERN SCIENCE. - 2019. - С.246-248.
4 Лимонов А.М., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по реализации миграционной политики в ряде европейский стран и современной России [Текст] / А.М. Лимонов, Е.Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - №1. - С.41-44.
- социальная и культурная адаптация мигрантов.
В муниципальных образованиях учитывают то, что существует перечень оснований для удаления в отставку глав муниципальных образований по причинам, связанным с нереализацией полномочий в области государственной миграционной политики. Соответствующие дополнения внесены в федеральные законы от 27.07.2004 г. №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»5 и от 602.03.2007 г. №25 «О муниципальной службе в Российской Федерации», в федеральный закон от 06.10.2003 г. №3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»7.
Как таковая, система взаимодействия региональных и муниципальных органов власти по вопросам реализации государственной миграционной политики на территории Архангельской области не является проработанной.
В современной России миграция присутствует практически во всех аспектах, а ее влияние на экономическую и политическую жизнь страны с каждым годом возрастает. Миграционная политика является вспомогательным средством для решения демографических проблем и связанных с ними экономических проблем. При защите интересов своих граждан российская миграционная политика реализуется через определение возможных типов миграции, что крайне важно для формирования ведущей линии в концепции миграционной политики, которая всегда формируется с учетом разных факторов. На вопрос о том, какие мероприятия входят в миграционную политику российского государства, невозможно ответить однозначно, так как мероприятия разрабатываются применимо к принятой государством концепции. Поэтому рассматривать их нужно четко в рамках приводящейся на региональном и муниципальном уровне политики.
Одним из механизмов реализации государственной миграционной политики в рамках архангельского региона выступает совершенствование системы взаимодействия между региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции.
В целом, из проведенного анализа становится понятным, что в отдельное направление миграционная политика в Архангельской области не выделена, что служит значительным препятствием для конструирования полноценной программы, способствующей снижению уровня миграции населения из северного региона. Необходимо проработать концепцию взаимодействия региональных центров Архангельской области с муниципальными органами власти в части решения миграционных вопросов. Для того, чтобы снизить риски увеличения миграции населения,
5 О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2004, №31, ст. 3215.
6 О муниципальной службе в Российской Федерации: Федер. закон от 02.03.2007 г. №25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.03.2007, №10, ст. 1152.
7 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003, №40, ст. 3822.
Архангельской области необходимы изменения в социальной и экономической сфере.
В статье предпринята попытка обоснования принципиальной возможности и необходимости осуществления научных изысканий в области государственно-политического решения социально-экономических проблем, связанных миграцией российского населения северных регионов с современных научно-методологических позиций.
Таким образом, изложенные выше предложения могут помочь Правительству Архангельской области, государственным структурам и общественным организациям, в повышении эффективности решения проблем в сфере миграционной политики.
В условиях глобализационного пространства Архангельской области, требуется формирование современной модели управления миграционными процессами, которая отражала бы их объективность и усиление в контексте глобализации и межрегиональной интеграции. Кроме этого, позволяла бы выработать эффективную миграционную политику в регионе, необходимую для повышения привлекательности регионов в экономическом и социокультурном контексте.
Использованные источники:
1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 06.10.2003, №40, ст. 3822.
2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федер. закон от 27.07.2004 г. №79-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации, 02.08.2004, №31, ст. 3215.
3. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федер. закон от 02.03.2007 г. №25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 05.03.2007, №10, ст. 1152.
4. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 (ред. от 19.07.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации, 14.05.2018, №20, ст. 2817.
5. Об утверждении Положения о реализации региональных проектов, направленных на достижение целей Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Губернатора Архангельской области от 28.10.2019 г. №86-у.
6. Антонова Е.А. Миграционные процессы Архангельской области [Текст] / Е.А. Антонова // MODERN SCIENCE. - 2019. - С.246-248.
7. Лимонов А.М., Хазов Е.Н. Основные направления деятельности органов местного самоуправления по реализации миграционной политики в ряде европейский стран и современной России [Текст] / А.М. Лимонов, Е.Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - №1. - С.41-44.