УДК 323 (4+470.3)
Верхутина М.В. Особенности реализации
европейского опыта строительства еврорегионов на постсоветском пространстве (на примере приграничных областей ЦФО)
В статье рассматривается опыт функционирования еврорегионов в Западной Европе, анализируется деятельность еврорегионов в СНГ, проблемы, встречающиеся на пути еврорегионального строительства.
Ключевые слова: Пограничные регионы. Еврорегион. Опыт европейского регионо-строительства. Еврорегионы России, Беларуси и Украины "Днепр", "Слобожанщина".
Verhutina M.V. The peculiarities of еш-opean
experience in еuroregions nation in the рostsoviet а^ (with the example of frontier regions of the сentral federal area (CFA)
The article deals with the experience of euroregions' functioning in Western Europe, the euroregions' are analysed, in addition, the problems of euroregional formation are touched upon in the article.
Due words: Frontier Regions. Euroregion. The experience of Europe's region formation. Euroregions in Russia, Belorussia, the Ukraine "Dnepr", "Slobozhanshina".
Трансформация современной мировой системы, начавшаяся в 90-е годы ХХ века, отражает развитие двух взаимосвязанных тенденций мирового развития - глобализации и регионализации. Их взаимная обусловленность привела к появлению
неологизма "глокализация", который подчеркивает влияние локальных факторов в глобальном мире.
Рассматриваемые процессы заставляют по-новому переосмысливать вопрос о границах в Европе. С одной стороны, в ус-
Марина Вячеславовна Верхутина - аспирант кафедры геополитики и внешнеполитической деятельности, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Брянского филиала Орловской региональной академии государственной службы.
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
ловиях европейской интеграции, расширения Европейского союза за счет стран Центральной и Восточной Европы границы между государствами теряют привычный смысл. С другой стороны, на некоторых частях ранее единого пространства, в том числе и бывшего СССР возникают новые государственные границы.
Из 89 субъектов Российской Федерации 49 являются приграничными, на границы с бывшими советскими республиками приходится более 60% общей протяженности сухопутных границ.
Новые пограничные регионы вынуждены решать целый комплекс проблем, вызванных разделением экономического, социокультурного, правового и политического пространства, в число которых входят: трудовые миграции; перемещение потоков нелегальных мигрантов из третьих стран, пытающихся достичь стран Европейского союза; сокращение традиционных экономических связей; транспортные трудности, вызванные необустроенностью пограничной инфраструктуры; контрабанда и нелегальные потоки наркотиков и оружия; распространение коррупции и других форм пограничной преступности1.
Ситуация осложняется тем, что зачастую границы проходят по территориям, расположенным между столичными и региональными центрами новых государств. Уровень социально-экономического развития многих приграничных регионов значительно уступает внутренним областям государства, что объясняется их потенциальной военноопасностью.
Смягчить отдельные болевые вопросы межгосударственных отношений, в том числе и такие, решение которых на более высоком уровне зачастую бывает затруднительно или даже невозможно, помогает прямое сотрудничество приграничных регионов. Являясь периферией государства, приграничные территории становятся центром региона, жизнь которого подчинена задаваемыми границей правилами.
Важным условием становления приграничного сотрудничестваявляется геополитическая общность регионов, расположенных на сопредельных территориях. Приграничные регионы соседних государств схожи своими природно-климатическими условиями,
что создает предпосылки для возможного сотрудничества в области экологии и совместного использования природных объектов. Близость ряда пограничных территорий в культурно-этническом отношении предопределяет широкое гуманитарное сотрудничество данных регионов.
Приграничное сотрудничество реализуется в различных формах взаимодействия сопредельных государств, наиболее интенсивной из которых стало создание еврорегионов.
Термин "еврорегион" не является официальным названием. Основные международно-правовые документы, а также нормативные акты Российской Федерации о приграничном сотрудничестве не содержат его определения. Это понятие не только правовое, но также политическое и социально-экономическое. Определяющим признаком ев-рорегиона является не столько территориальный фактор, включающий приграничные территории двух или более государств, сколько сфера или область взаимодействия сторон, сфера совместных проектов.
Опыт европейского регионостроитель-ства насчитывает более чем пятидесятилетнюю историю. Первые еврорегионы были созданы в приграничных районах Германии и Голландии, Германии и Франции, а также Скандинавских стран. Развитие интеграционных процессов в рамках Европейского союза и политические перемены в странах Центральной и Восточной Европы содействовали дальнейшему распространению данного института. Европейским союзом осуществляется финансовая поддержка международного сотрудничества приграничных регионов путем реализации различных программ, в том числе INTERREG, PHARE, TACIS2.
В современной Европе не существует единой модели для всех функционирующих еврорегионов. При общих задачах формирование региональных структур в пределах Европейского Союза отличается от аналогичных проектов в Центральной и Восточной Европе. Если приоритетным направлением для западноевропейских стран стало улучшение развитой многоуровневой системы взаимоотношений, то для государств ЦВЕ главной целью является восстановление разрушенных связей3. Одной из характерных черт ев-
96
№ 1(2) 2007 г.
рорегионов на постсоветском пространстве является преобладание проектов социального, культурного и экологического характера.
Несомненно, одной из наиболее перспективных зон формирования трансграничного сотрудничества стран СНГ является восточнославянская зона, включающая границы между Россией, Украиной и Белоруссией, что обусловлено большой протяженностью их границ, благоприятными ландшафтными условиями, уникальным значением трансграничных коммуникаций, связывающих Россию и южные республики СНГ с европейскими странами дальнего зарубежья, тесными связями между развитой экономической инфраструктурой сопредельных приграничных регионов. Важнейшим позитивным фактором является этнокультурная близость титульных славянских народов, отсутствие заметных лингвистических и социокультурных барьеров между соответствующими общностями в приграничной зоне4.
Одним из определяющих факторов развития приграничного сотрудничества, в том числе и формирования еврорегионов, может стать общее историческое прошлое.
В 2003 г на стыке границ России, Белоруссии и Украины было создано приграничное сообщество - еврорегион "Днепр", включающее территории соответственно Брянской, Гомельской и Черниговской областей. В том же году было заключено соглашение о формировании еврорегиона "Слобожанщи-на", объединившего Харьковскую область Украины и Белгородскую область Российской Федерации. Основные направления деятельности этих еврорегионов охватывают сферы экономики и занятости, транспорта и связи, культуры и образования, туризма, здравоохранения и защиты окружающей среды. Одним из приоритетов сотрудничества в рамках еврорегиона "Днепр" является чернобыльская проблематика. Для участников еврорегиона "Слобожанщина" особую значимость приобретают вопросы проведения согласованной экологической политики относительно основного водного ресурса региона - Северского Донца, а также решение вопроса трудовой миграции украинского и российского населения.
Если брянско-черниговский участок границы в целом совпадает с границей рассе-
ления русских и украинцев, границы российских областей с Харьковской, Луганской и Донецкой областей пересекают некогда единую историческую область Слобожанщину, население которой в XVII-XVIII веках включало беглое крестьянство как из украинских областей, так и из Центральной России. Идентичность жителей данной территории была сильно размыта, и только после образования союзных республик в пределах СССР большинство жителей сопредельных территорий стали ассоциировать себя с русскими или украинцами5. Обращает на себя внимание тот факт, что название региона не чисто географическое, как это традиционно принято, а именно историко-географическое.
Вместе с тем из европейского опыта следует, что не всегда строительство евро-региона бывает удачным и эффективным. Среди проблем, встречающихся на пути ев-рорегионального строительства, можно выделить следующие: несоответствие законодательств стран-участниц; различный уровень компетенций и заинтересованности в развитии местных инициатив; недостаточная самостоятельность регионов в области внешних связей; асимметрия уровня экономического развития сопредельных территорий; недостаточность финансирования и неопределенность источников финансовых ресурсов. Реализация многих проектов, разрабатываемых в рамках евро-регионов, тормозится в России усилением вертикали власти и централизацией государственных финансов.
1 В.А. Колосов, А.М. Кирюхин. Пограничное сотрудничество в российско-украинских отношениях // Полития. 2001. № 1. С. 141.
2 Питер Ван Рун. Европейский опыт международного сотрудничества. В сборнике: Приграничное сотрудничество: опыт и перспектива. Под общей редакцией С.Г. Горшенина. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2000. С. 7-12.
3 Еврорегионы в системе трансграничного сотрудничества // Экспертиза. Аналитический вестник центра международных исследований Белгосуниверситета. 2005. № 1. С. 2-3.
4 Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. Под ред. Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова. М., Волгоград: НОФМО, 2002. С.102-104.
5 Колосов В. Как изучать "новое пограни-чье России?" // Международные процессы. Т. 2. № 3(6). 2004. С. 92-93.
СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК