Научная статья на тему 'Особенности реализации благотворительного зарплатного проекта между коммерческим банком и высшим учебным заведением'

Особенности реализации благотворительного зарплатного проекта между коммерческим банком и высшим учебным заведением Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАРПЛАТНЫЙ ПРОЕКТ / БАНК / ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Юрий Игоревич, Дедова Ирина Николаевна, Лавров Илья Михайлович, Александрова Дарья Александровна

Современные банки предлагают потребителям множество различных видов кредитных услуг и финансовых проектов. Одним из актуальных проектов, который может быть предложен как крупным, так и мелким организациям является зарплатный проект. Он представляет собой перечисление денежных средств от предприятия банку, а от банка сотрудникам на счета зарплатных карт. В настоящее время рынок зарплатных проектов в целом перенасыщен, между банками идет жесткая конкуренция за крупного зарплатного клиента. В данной статье рассмотрена возможность реализации зарплатного проекта на специальных условиях, которые позволяют привлечь крупного клиента из стабильного сектора с целью долгосрочного сотрудничества и осуществления кросспродажи продуктов банка сотрудникам ВУЗа, а для студентов сохранение лояльности к банку после завершения обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности реализации благотворительного зарплатного проекта между коммерческим банком и высшим учебным заведением»

Особенности реализации благотворительного зарплатного проекта между коммерческим банком и высшим учебным заведением

г-£

Б

а

2 ©

Соколов Юрий Игоревич

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Финансы и кредит», МГУПС (МИИТ), jurysokolov@yandex.ru

Дедова Ирина Николаевна

к.э.н., доцент, профессор кафедры

«Финансы и кредит»

МГУПС (МИИТ), dedova_ief@mail.ru

Лавров Илья Михайлович

к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит», МГУПС (МИИТ), ilya02lavrov10@yandex.ru

Александрова Дарья Александровна

студент МГУПС (МИИТ), viushkinadarya@yandex.ru

Современные банки предлагают потребителям множество различных видов кредитных услуг и финансовых проектов. Одним из актуальных проектов, который может быть предложен как крупным, так и мелким организациям является зарплатный проект. Он представляет собой перечисление денежных средств от предприятия банку, а от банка сотрудникам на счета зарплатных карт. В настоящее время рынок зарплатных проектов в целом перенасыщен, между банками идет жесткая конкуренция за крупного зарплатного клиента. В данной статье рассмотрена возможность реализации зарплатного проекта на специальных условиях, которые позволяют привлечь крупного клиента из стабильного сектора с целью долгосрочного сотрудничества и осуществления кросс-продажи продуктов банка сотрудникам ВУЗа, а для студентов - сохранение лояльности к банку после завершения обучения. Ключевые слова: зарплатный проект, банк, денежные средства, высшее учебное заведение.

Зарплатный проект для организации - это организованная банком система расчетных взаимоотношений «банк - сотрудники организации - организация». Назначением такой системы является обслуживание расчетов организации и ее сотрудников по заработной плате и другим выплатам социального характера.

Традиционно для России зарплатные проекты являются основой карточного бизнеса большинства банков. Более того, популяризация пластиковых карт в нашей стране началась именно с внедрения зарплатных проектов, под «зарплатников» разрабатывались дополнительные карточные услуги и сервисы, на них «обкатывалось» массовое овердрафтное кредитование. Несмотря на то, что рынок банковского обслуживания юридических лиц практически сформирован во всех экономически развитых регионах России и поделен между игроками, зарплатные проекты не утратили популярности, прирастают числом за счет развития среднего бизнеса и продолжают эволюционировать.

Выплата заработной платы через карты является разновидностью безналичной выплаты заработной платы, таким образом, основной смысл схемы - минимизация налично-денежного оборота в организации [4].

Ключевые возможности при реализации зарплатного проекта для участников представлены на рис. 1.

Зарплатные проекты все в большей степени становятся полем конкурентной борьбы для кредитных организаций, стимулируют их к усовершенствованию обслуживания предприятий и их сотрудников, повышению его технологичности и комплексности. Большинство участников рынка подчеркивают свою заинтересованность в развитии и продвижении зарплатных проектов, предоставляющих банкам множество возможностей, и в первую очередь - возможность получать стабильный доход и увеличивать клиентскую базу [3].

На данный момент практически все крупные предприятия так или иначе уже реализуют карточные зарплатные проекты. Эксперты кредитных организаций полагают, что спрос на них уже удовлетворен. Но это не значит, что этот рынок себя исчерпал. Напротив, банки уверены в его перспективности. Они нацелены на работу с малым и средним бизнесом, который, по их свидетельствам, еще недостаточно привлечен к этому банковскому продукту, так как ранее основные ориентиры кредитных организаций были направлены на более крупных клиентов [5].

Речь пойдет о высших учебных заведениях и о подходящем зарплатном проекте для них, который характеризуется включением в него благотворительной составляющей. Суть данного проекта заключается в следующем (рис. 2):

• банк выпускает дебетовые карты в рамках зарплатного проекта для преподавателей и студентов;

• сотрудники и студенты безналичным способом оплачивают товары и услуги;

• по операциям, совершенным с использованием карт, Банк получает от МПС (Международной Платежной Системы) комиссию в размере 1,5% от объема безналичных операций;

Организация

Банк

V

Сотрудники организации

уменьшение срока выплаты заработной платы

сокращение расходов предприятия экономия рабочего времени сотрудников

сокращение затратна привлечение клиентов минимизация рисков по кредитованию получение дополнительной возможности сотрудничества

снятие наличных денежных средств расчет картой в России и за рубежом пользование другими банковскими услугами по выгодным условиям

Рис. 1. Факторы привлекательности зарплатного проекта

Привлечение клиента из «стабильного» сектора

• ВУЗ имеет гос. поддержку и ведет свою деятельность при Министерстве образования РФ

■ 3/П сотрудникамвыплачиваются_

регулярна

Привлечение базы лояльных клиентов

Возможность осуществления кросс-продажи продуктов банка Студенты - сохранение лояльности к банку после завершения обучения

Рис. 2. Задачи, реализуемые специальными условиями при осуществлении зарплатного проекта в высшем учебном заведении

Привлечение крупного клиента на зарплатный проект

В ВУЗе е среднем находится несколько тысяч клиентовбанка (студенты, преподаватели, административные работники и т.пЛ

Участие банка в проекте с целью долгосрочногосотрудничества

Часть комиссии, получаемой от МПС, банк перечисляете Фонд управления целевым капиталом ВУЗа

• часть комиссии 0,5% от объема безналичных операций Банк перечисляет в Фонд управления целевым капиталом ВУЗа в виде пожертвований.

Комиссия устанавливаются платёжными системами и имеет сложное ценообразование, которое зависит от типа используемой карты (классические, премиальные и т.д.), регионов и юрисдикций,кредитная или дебетовая карта и способу проведения транзакции (в интернете, по телефону и т.д.). Например, комиссионные ставки для премиальных карт обычно будут более высокими, чем для классических карт. А транзакции по кредитным картам будут выше, чем транзакции по премиальным. Продажи, совершаемые без личного при-

сутствия, такие как заказы по телефону или через интернет, обычно имеют более высокие ставки, чем транзакции с личным присутствием держателя карты (РОЭ-терминалы).

Экономические интересы банка при реализации зарплатного проекта заключаются в получении прибыли. Эта цель может реализовываться, например, через получение комиссий с предприятия за выполнение банковских операций. Кроме этого, банкам зарплатные проекты интересны существенным удешевлением выпуска карт, отсутствием необходимости тратить средства на рекламу, маркетинг, быстрым созданием обширной клиентской базы физических лиц, с которыми в дальнейшем можно

эффективно работать, предлагая широкий спектр банковских розничных продуктов: потребительские кредиты,депозиты и пр. Также банк может получать прибыль за счет осуществления кросс-продаж, например, при реализации потребительских кредитов и получения комиссии от МПС.

Экономическая заинтересованность ВУЗа в использовании карточных технологий обосновывается тем, что:

■ минимизируются расходы, связанные с организацией выплаты заработной платы (получение и хранение наличности, охрана денежных средств, пересчет и выдача наличных средств), поскольку эти функции берет на себя Банк;

■ сокращается бумажный документооборот и трудозатраты бухгалтерии, повышается уровень конфиденциальности сведений о размере выплачиваемой заработной платы;

■ исключается процедура депонирования и повторного получения в банке денежных средств, своевременно не востребованных сотрудниками;

■ исключаются риски, связанные с возможными недостачами, хищениями, ограблениями, и прочие проблемы, обусловленные работой персонала предприятия с денежной наличностью;

■ сокращаются потери рабочего времени на получение зарплаты сотрудниками предприятия.

Кроме вышеперечисленного большим преимуществом является благотворительность проекта для ВУЗа, Банк не взимает комиссию с ВУЗа за выполнение банковских операций, за перечисление денежных средств на карточные счета для начисления заработной платы/ стипендии и за изготовление и обслуживание банковских карт. Банк на ежеквартальной основе перечисляет часть комиссии в размере 0,5%, полученной от МПС, на счет Фонда Управления Целевым Капиталом ВУЗа.

Реализация и внедрение зарплатного проекта занимает

О £

ю

5

2 е

6

сч £

Б

а

2 о

4 календарных месяца согласно графику, описанному в таблице 1.

Ниже опишем подробно каждый этап реализации данного проекта:

1. Согласование концепции проекта в Банке.

Данный этап включает в себя несколько этапов. Первым делом разрабатывается концепция проекта с расчетом финансовых показателей для согласования и утверждения Руководством банка. На этапе определения концепции считается, что идея уже родилась, ее лишь надо развить и формализовать, а потому этот процесс может занимать от недели до месяца. Для проектов, с общей продолжительностью 4-6 месяцев, это срок обычно около 2-3 недель. После определения концепции проекта уже можно экспертным путем оценить необходимые ресурсы для выполнения проекта и срока, за который он будет выполнен, а также его прибыльность. После утверждения концепции проект согласовывается со следующими подразделениями банка: финансовый департаментом, юридическим департаментом, службой безопасности и департаментом бухгалтерского учета.

2. Разработка бизнес-требований.

После того, как проект прошел все этапы согласования и получил положительное решение на его реализацию, разрабатываются бизнес-требования к данному проекту.

Цель этапа - точно определить функции продукта и способы его интеграции в существующие процессы. Качественное выполнение работ на этом этапе гарантирует то, что будущий продукт будет соответствовать ожиданиям заказчика. Четкая расстановка приоритетов обеспечивает реализацию наиболее востребованной функциональности и исключение второстепенной/невостребованной функциональности, что сэкономит бюджет и сроки.

3. Разработка Функциональных требований.

Таблица 1

План-график внедрения благотворительного зарплатного проекта между коммерческим банком и высшим учебным заведением

В основу функциональных требований следует взять список функций продукта, который был определен на этапе создания бизнес-требований. Этот список является поверхностным и, возможно, содержит неточности, поэтому первым делом нужно уменьшить список неверных предположений, подкрепив все имеющиеся предположения фактами. Далее нужно произвести детализацию требований, описав все, что следует реализовать для удовлетворения пользовательских требований. Функциональные требования рекомендуется структурировать в виде дерева, в котором дочерние требования расширяют функционал родительского. Кроме этого, можно создать диаграмму вариантов использования, на которой отобразить все взаимозависимости в продукте - это сильно облегчит процесс проектирования системы и сведет к минимуму ошибки в нем. Каждое функциональное требование должно иметь родительское пользовательское требование и учитывать все требования к

дизайну. Приоритет требований должен быть унаследован от родительского требования с максимальным приоритетом. Работа может считаться законченной, когда удовлетворены все цели, содержащиеся в пользовательских историях (текущей итерации). Как только список функций продукта определен, можно начинать работу по детализации Технического задания продукта, проводить исследования и назначать разработчикам задачи, не касающиеся пользовательского интерфейса.

4. Разработка Технического задания.

Результатом этого этапа является законченное техническое задание к продукту. Оно должно содержать полное описание поведения будущего продукта и не содержать неоднозначностей и вопросов. НаосновеТехнического задания начинается моделирование работы продукта с конечными пользователями (используя макеты пользовательского интерфейса, к примеру) и производится тестирование Технического за-

Рис. 3. Схема правоотношений, возникающих между сторонами при использовании зарплатной карточки

дания. Это позволяет увеличить качество продукта и снизить его стоимость, так как стоимость внесения изменений в Техническое задание всегда меньше, чем в конечный продукт.

5. Согласование и подписание зарплатного договора.

В банке уже существует утвержденный образецзарплатного договора, но зарплатный договор в рамках нашего проекта будет скорректирован в части не взимания комиссии за выполнение банковских операций, за перечисление денежных средств на карточные счета для начисления заработной платы/ стипендии и за изготовление и обслуживание банковских карт. Любая корректировка зарплатного договора требует дополнительного согласования с юридическим департаментом и департаментом бухгалтерского учета.

После определения взаимоприемлемых условий реализации зарплатного проекта и согласования с ВУЗом порядка документооборота банка идет оформление договорных отношений, схематично представленных на рис. 3. Между банком-эмитентом карточек (с одной стороны) и ВУЗом (с другой стороны) заключается договор на выдачу и использование зарплатной карточки держателю-работнику/студенту ВУЗа. Согласно данному документу банк будет осуществлять выпуск (эмиссию), персонали-

зацию, выдачу и обслуживание банковских карт, открытие карт-счетов со специальным режимом, зачисление по поручению ВУЗа денежных средств на карт-счета его работников. А ВУЗ, в свою очередь, будет обеспечивать надлежащее оформление расчетных документов, связанных с изготовлением зарплатной карты и зачислением денежных средств на карт-счета.

Для оформления договорных отношений по реализации зарплатного проекта ВУЗ должен представить банку необходимый пакет документов. Далее ВУЗ обязан довести до сведения своих работников следующую информацию:

■ номера телефонов, адрес банка и его отделений, обслуживающих карту;

■ правила пользования зарплатными картами;

■ сроки их действия;

■ виды операций, которые может производить держатель с помощью карты;

■ какие действия предпринять в случае, если, по мнению держателя карты, банк неправильно учитывает операции по его картсчету или он не согласен с выписками банка.

6. Согласование и подписание Договора пожертвования.

Для перечисления части комиссии на счет Фонда управления целевым капиталом ВУЗа заключается Договор пожертвования. Банк в рамках данного договора и в соответствии со

статьей 582 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] передает в Фонд управления целевым капиталом пожертвование в виде денежных средств на осуществление его уставной деятельности. Передача пожертвования осуществляется путем перечисления банком денежных средств на расчетный счет Фонда по реквизитам, указанным в договоре на ежеквартальной основе. Банк обязан предоставлять в Фонд по итогам отчетного периода отчет с указанием сумм и операций работников/ студентов ВУЗа и размера начисленных пожертвований.

7 и 8. Создание и согласование заявки и реализация технологии.

На основании Технического задания разработчик производит автоматизацию процесса по формированию отчета с информацией о проведении транзакций сотрудниками и студентами ВУЗа за отчетный период, из которого выделяется часть пожертвований для дальнейшего перечисления на расчетный счет Фонда.

9.Тестированиетехнологии.

После автоматизации нового процесса происходит ее техническое тестирование на тестовой банковской среде. В случае выявления ошибок, программа возвращается на доработку разработчику. Если ошибок при тестировании не выявлено, это означает, что продукт успешно прошел тестирование и готов к запуску.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Сбор и передача информации о сотрудниках.

ВУЗ формирует электронные реестры с информацией о сотрудниках/студентах и предоставляет их совместно с копиями паспортов сотрудников/студентов в банк для дальнейшего выпуска именных пластиковых карт.

11. Сбор и передача заявлений в банк.

Работники-держатели карточек заполняют заявление-оферту на открытие карт-счета и получение зарплатной карты (ст. 435 ГК РФ) [1]. Карт-счет открывается на имя каждого

О £

ю

5

2 е

6

сч £

Б

а

2 ©

работника, а не организации-работодателя, поэтому для открытия карт-счета нужна копия паспорта или заменяющего его документа (военного билета) каждого работника/студента ВУЗа, на имя которого выпускается карта.

Особенность карт-счетов состоит в том, что они используются только для учета и оплаты операций, совершаемых с использованием банковской карты. На карт-счета можно делать взносы наличных денежных средств или переводы с использованием традиционных форм расчетов. Однако расходные операции по этим счетам совершаются только на основании документов, составленных с использованием банковских карт, независимо от того, предоставляется ли держателю карты кредит или операции совершаются в пределах остатков средств на его счете.

12. Передача карт организации и выдача на руки.

Вручение зарплатных карт осуществляет менеджер банка. Для этого он выезжает на территорию ВУЗа для выдачи карт вместе с ПИН-конвертами, содержащими ПИН-коды.

Карточки являются именными. Каждому работнику выдается одна карточка, на лицевой стороне которой указываются фамилия, имя держателя, а на магнитной ленте записан его персональный идентификационный номер (стс-код).

13. Доставка и установка банкоматов

Данный этап осуществляется сотрудниками карт-центра.

14. Обеспечение связи банкоматов с ПЦ (Процессинго-вым центром).

Банкомат - это не только устройство для выдачи наличных денег, но также устройство для обработки информации. Любой банкомат, где бы он ни находился, соединен с ПЦ, который осуществляет управление данной сетью банкоматов. Когда вставляется в банкомат карта, вводится пин-код и выбирается требуемая операция, запрос посылается в ПЦ. Сотруд-

ник карт-центра настраивает связь банкомата с ПЦ.

Если осуществляется снятие наличных, то ПЦ осуществляет электронный перевод требуемой суммы с вашего банковского счета на свой. Как только перевод осуществлен, ПЦ посылает банкомату команду на выдачу денег.

15. Тестирование банкоматов.

После установки и обеспечения связи ПЦ с банкоматом происходит его тестирование на предмет корректного выполнения операций:

■ получение информации о балансе карточного счета и получение мини-выписки по последним операциям;

■ пополнение счета банковской карты наличными с функцией приема наличных;

■ оплата услуг сотовой связи;

■ оплата коммунальных платежей;

■ перевод денежных средств с карты на карту банка, либо на карту любого российского банка;

■ перевод денежных средств с карты на вклад/счет или с вклада/счета на карту;

■ открытие вклада;

■ пополнение вклада;

■ погашение кредита и задолженности по кредитной карте.

После проведения успешного тестирования банкомат вводится в промышленную эксплуатацию.

Затем наступает этап запуска продукта, который означает фактическую дату начала продаж продукта банком. К данному моменту должны быть выполнены все вышеперечисленные этапы технологии реализации продукта.

Запуск нового продукта сопровождается решением Правления Банка и внесением изменений в соответствующие нормативные документы Банка.

Затем бухгалтерия ВУЗа формирует ведомость и направляет ее в Банк. А Банк с текущего расчётного счета перечисляет деньги по карточным

счетам сотрудникам. На пластиковую карту работники бухгалтерии могут перечислять, кроме зарплаты, так же и премии, и больничные, и социальные выплаты, и материальную помощь.

В дальнейшем для увеличения прибыли при использовании описанного проекта рекомендовано произвести следующие мероприятия:

Для Банка:

• разработать и внедрить депозитные и комиссионные продукты для сотрудников и студентов

• выдавать кредитные карты сотрудникам

• установить индивидуальные тарифы на прием платежей за обучение студентов

Для ВУЗа:

• оборудовать кафе, столовые, магазины ВУЗа терминалами для возможности оплаты обедов безналичным способом;

• разработать мотивацию для сотрудников и студентов с целью увеличения оплаты товаров и услуг безналичным способом.

Таким образом, на основе взаимовыгодного сотрудничества оба участника в лице коммерческого банка как провайдера услуг и ВУЗа как привлекательного клиента при реализации благотворительного зарплатного проекта могут добиться значительных финансовых преимуществ.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации(ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2016 N 146-ФЗ) [Электронный ресурс] / Статья 435. Оферта // Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_5142/892c4b 89172aef07157d5d 6c0e5dc de6e37b3a83/ (дата обращения: 24.06.2016).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 2 (ГК РФ ч.2) 26 января 1996 года N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016 N 146-ФЗ) [Электронный ресурс]

/ Статья 582. Пожертвования // Режим доступа: http:// www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_9027/ a 0 e 9 1 c 7 e 1 9 f e 8 9bcaec22682e719eeb c0777ba59/ (дата обращения: 24.06.2016).

3. Давтян, Г.М. Российский рынок банковских карт: практические аспекты функционирования и особенности развития [Текст] / Г.М. Давтян // Труд и социальные отношения. 2011. № 3. С. 103-110.

4. Пухов, А.В., Калистратов, Н.В. Управление карточным бизнесом в коммерческом банке [Текст] / А.В. Пухов, Н.В. Калистратов // Market DS: Библиотека центра исследований платежных систем и расчетов, 2009. - 330 с.

5. Черкашина, Л.В. Совершенствование зарплатных карточных проектов российскими банками [Текст] / Л.В. Черкашина // Сборник научных трудов: «Актуальные проблемы экономики современной России». Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», 2012. С. 178-181.

Features of implementation of the charitable salary project between commercial bank and the higher educational institution

Sokolov Ju.I., Dedova I.N., Lavrov I.M., Alexandrova D.A.

Moscow State University of Railway Engineering of Emperor Nikolay II (MIIT)

Modern banks offer consumers a set of different types of credit services and financial projects. One of relevant projects which can be offered both the large, and small organizations is the salary project. He represents transfer of money from the enterprise to bank, and from bank to the employees into accounts of salary cards. Now the market of salary projects as a whole is oversaturated, between banks there is a rigid competition for the big salary customer. In this article possibility of implementation of the salary project on special conditions which allow to involve the big customer from stable sector for the purpose of long-term cooperation and implementation of cross-sale of products of bank to the staff of higher education institution, and for students - loyalty preservation to bank after completion of training is considered.

Keywords: salary project, bank, money, higher educational institution.

References

1. Civil code of the Russian Federation on November 30, 1994 N 51-FZ (an edition from 23/05/2016 N 146-FZ)

[An electronic resource] / Article 435. Offer // Access mode: http:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142/ 892c4b89172a ef07157d5d6c0e 5dcde6e37b3a83/ (address date: 06/24/2016).

2. Civil code of the Russian Federation

a part 2 on January 26, 1996 N 14-FZ (an edition from 23/05/2016 N 146-FZ) [An electronic resource] / Article 582. Donations // Access mode: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_9027/ a0e91c7e19 fe89bcaec22682e7 19eebc0777ba59/ (address date: 06/24/2016).

3. Davtyan, G.M. Russian market of cash

cards: practical aspects of functioning and feature of development [Text] / G.M. Davtyan // Work and social relations. 2011. No. 3. pp. 103-110.

4. Pukhov, AV., Kalistratov, N.V. Management of card business in commercial bank [Text] / A.V. Pukhov, N.V. Kalistratov // Market DS: Library of the center of researches of payment systems and calculations, 2009. - 330 pages.

5. Cherkashina, L.V. Improvement of salary card projects by the Russian banks [Text] / L.V. Cherkashina // Collection of scientific works: «Current problems of economy of modern Russia». Federal agency by training, Public Educational Institution of Higher Professional Training Saint Petersburg State University of Aerospace Instrumentation, 2012. pp. 178-181.

О À

BS

I

i? N

e

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.