заведений, т. к. представители молодежи (мужчины и женщины) после окончания центральных училищ, и приравненных к ним учебных заведений (женских, педагогических, коммерческих и других училищ), продолжали обучение в педагогических теологических школах, институтах, университетах Российской и Германской империй. Наибольшей популярностью пользовались педагогический, инженерный, архитектурный, медицинский, теологический, юридический факультеты. Поэтому не возникало даже вопросов о необходимости создания педагогических учебных заведений со статусом выше, чем тот, что имели педагогические училища.
Вместе с тем ведущей формой получения педагогического образования в меннонитских колониях оставались центральные и педагогические училища, которые училища были тесно связаны с центральными школами (сначала центральная и педагогическая школа даже имели общее помещение), соответствовали их структуре, однако по своему общему уровню они занимали промежуточное положение между средними и высшими школами.
Выводы. Развитие системы образования меннонитов конца XIX в. - первой половины XX в. и ее эффективное функционирование было обусловлено активной общественной и просветительской деятельностью подвижников-меннонитов, организацией ими педагогических училищ на Юге Российской империи, которые готовили педагогические кадры не только для южного региона, но для меннонитских колоний Поволжья и других мест компактного проживания меннонитов на территории царской России.
Литература:
1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX века / [сост. П.А. Лебедев]. - М.: Педагогика, 1990. - 607 с.
2. Багалей Д.И. Колонизация Новороссийского края и первые шаги его по пути культуры. Исторический этюд. - К.: Типография Корчак-Новицкого, 1889. - 115 с.
3. Бондарь Д. Секта меннонитов в России. - Петроград, 1916. - 207 с.
4. Гальбштадт // Материалы к энциклопедии "Немцы России". - Москва. - 2002. - С. 55. - (Немцы Украины. Пилотный сборник. - Вып. 7).
5. Законы о ликвидации с 2 февраля 1915 года немецкого и австрийского землевладения в России (немцы-колонисты, поселяне-собственники, иностранные хлебопашцы, поселенцы). - Одесса, 1915. - 30 с.
6. Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма. Малоисследованные проблемы и источники: сб. науч.трудов / [под ред. Э.Д. Днепрова]. - М., 1980. - 294 с.
7. Оп. 29, Д. 964. О народном образовании в колониях Южного края России. (1830-1833 гг.).
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Статья освящена изучению проблемы развития звуковой культуры речи старших дошкольников в системе учебно-воспитательного процесса учреждения дошкольного образования. В работе анализируются основные теоретические аспекты феномена звуковой культуры речи дошкольника (сущность, структура, функции), а также особенности ее развития (механизмы, направления, методы, приемы) у детей старшего школьного возраста.
Ключевые слова: речь, культура речи, звуковая культура речи, произношение, языковые нормы речи, интонация, выразительность, дыхание, артикуляция, артикуляционный аппарат, развитие, методы, приемы, проблема готовности ребенка к школе.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of development of sound culture of speech of senior preschoolers in the system of educational process of preschool education. The paper analyzes the main theoretical aspects of the phenomenon of sound culture of preschool speech (essence, structure, functions), as well as the features of its development (mechanisms, directions, methods, techniques) in children of high school age.
Keywords: speech, culture of speech, sound culture of speech, pronunciation, language norms of speech, intonation, expressiveness, breathing, articulation, articulation apparatus, development, methods, techniques, the problem of the child's readiness for school.
Введение. Развитие речи, воспитание речевой культуры речи детей на разных этапах обучения - одни из важнейших проблем современной педагогической науки. Сегодня возрастает количество и значимость исследований, направленных на поиск путей оптимизации процесса воспитания культуры речи детей в разных возрастных группах.
В старшем дошкольном возрасте речевые умения детей значительно совершенствуются. «Ведущим способом познания выступает общение со сверстниками, а также самостоятельная деятельность и экспериментирование. Наблюдается также дальнейшее углубление интереса детей к партнеру по игре, происходит усложнение замысла в игровой деятельности. Имеет место развитие волевых качеств ребенка, позволяющее ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей ему деятельности» [8, с. 97].
Дети старшего дошкольного возраста в своей речи реже допускают замену звуков или их пропуски, чаще употребляют многосложные слова, не нарушая их структуры.
В период предшкольного детства у воспитанников ДОО значительно улучшается слуховое восприятие, совершенствуется развитие артикуляционного аппарата, интенсивно развивается фонематический слух детей. Для старших дошкольников характерным является устойчивый рост познавательного интереса к слову: его звучанию, содержанию, звуковому составу.
В период подготовки детей к обучению в школе педагогам дошкольного образования, по нашему мнению, необходимо реализовывать изучение особенностей звукового анализа речи старших дошкольников, важно рассматривать весь спектр аспектов речевого развития, а главное - уделять внимание развитию звуковой культуры речи, что требует знания теоретических и методологических аспектов этого процесса. Данное утверждение обосновывает актуальность данного исследования.
Изложение основного материала статьи. Речь выступает основным показателем мышления индивида. Речевое общение, - это сложный и многогранный процесс, который представляет собой решение своеобразной психологической задачи, которая, в зависимости от формы и вида речи и от конкретных обстоятельств и целей общения, требует разного ее построения и применения разных речевых средств.
По мнению Н.В. Шапошниковой, «детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе» [9, с. 118].
Развитие речи воспитанников в учреждениях дошкольного образования - не просто одна из задач процесса всестороннего развития личности ребенка, но и одно из современных государственных требований. Согласно ФГОС ДО, воспитателям следует решать такие задачи, как обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного образования, формирования благоприятных условий развития детей дошкольного возраста, развития их способностей, а также творческого потенциала [6]. То есть, одной из задач учреждений дошкольного образования является формирование готовности воспитанников к успешному обучению на следующем образовательном уровне.
Чем быстрее ребенок научится правильно и чисто говорить, тем свободнее будет чувствовать себя в коллективе и быстрее адаптируется к новым образовательных условиям. Чистота произнесения звуков в овладении языковой грамотой имеет огромное значение. Недостатки произношения часто являются одной из причин неуспеваемости ребенка в школе. В этой связи задачей педагогов дошкольного образования является устранение всех факторов, которые мешает свободному развитию речи детей, препятствуют их общению с детьми и взрослыми, применять методы целенаправленного развития звуковой культуры речи воспитанников.
Так, готовность детей к школе во многом определяется уровнем развития их культуры речи, составляющим компонентом которой выступает звуковая культура речи. На основе данного утверждения можно обосновать, что одной из важных задач речевого развития старших дошкольников является развитие звуковой культуры речи, включающей правильное и четкое произношение всех звуков родного языка, правильное ударение, умение пользоваться силой голоса, интонацией, правильным темпом, выразительностью речи, речевым дыханием и хороший фонематический слух.
По мнению Н.В. Шапошниковой, «звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом» [9, с. 117].
По словам М.Л. Кусовой, «овладение звуковой культурой речи в дошкольном детстве личностно и социально значимо, поскольку устная форма речи является для дошкольника единственно возможным средством овладения системой языка, а также единственным средством реализации коммуникативной функции языка» [3, с. 16].
Организация педагогической деятельности по развитию звуковой культуры речи дошкольников, которая реализуется в учреждениях дошкольного образования, подчиняется решению таких задач, как:
- развитие артикуляционного аппарата дошкольников;
- ознакомление детей со строением речевого аппарата;
- развитие фонематического слуха воспитанников;
- овладение правильным произношением всех звуков и звукосочетаний родного языка согласно орфоэпическим нормам;
- совершенствование дикции детей;
- развитие интонационной выразительности речи (интонация, темп, тембр, сила голоса, мелодика, ударения и т. д.).;
- работа над осознанием детьми звукового состава родного языка.
Основными направлениями работы над воспитанием звуковой культуры речи являются следующие:
- развитие артикуляционного аппарата, подготовка его к произношению шипящих звуков;
- развитие фонематического слуха и речевого дыхания;
- выработка интонационной выразительности речи (говорить громко, тихо, не спеша, весело, грустно, радостно, соблюдая логических ударений) [2].
Для совершенствования речевого аппарата, по мнению Е.И. Тихеевой, должны создаваться такие условия, при которых ребенок способен слышать и воспроизводить звуки, которые она произносит. Прежде всего, это своевременное удовлетворение потребностей и пожеланий ребенка, поскольку дети с преобладанием отрицательных эмоций в одиночестве не проявляют активных голосовых реакций [7, с. 73].
Становление техники речевого дыхания может реализовываться в процессе реализации следующих этапов развивающей деятельности:
- обучение детей дошкольного возраста бесшумному вдоху и экономному длительному выдоху;
- обучение их экономному расходованию воздуха при произнесении звуков;
- обучение воспитанников при произнесении 2-3словных фраз экономному расходованию воздуха [3].
Правильность использования детьми интонационных средств выразительности языка зависит от
сформированности их речевого слуха, развития слухового внимания воспитанников, соответствия речевого дыхания, наличия у дошкольников умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. В этой связи задача развития интонационной выразительности речи состоит в том, чтобы обучить воспитанников ДОО изменять голос по высоте и силе с учетом содержания высказывания, использовать паузы в речи, логическое ударение, менять темп и тембр речи; точно и осмысленно выражать как свои, так и авторские мысли, настроения и чувства [4].
С точки зрения О. П. Аматьевой, речь детей дошкольного возраста можно считать выразительной, если они владеют доступными их пониманию речевыми и неречевыми средствами выразительности и используют
их в диалогической и монологической речи для обнаружения или передачи эмоций, своего отношения к общению [1].
При реализации педагогической деятельности по развитию звуковой культуры детей дошкольного возраста в условиях учреждений дошкольного образовании преимущественно используются следующие методы обучения:
- дидактические игры;
- развивающие речевые упражнения;
- подвижные игры, направленные на развитие двигательной активности детей;
- рассказы со звукоподражанием, стихи, чистоговорки, скороговорки, считалки;
- изучение изображений, их описание;
- настольно-печатные игры;
- пальчиковая гимнастика.
При реализации указанных методов обучения, направленных на развитие звуковой культуры речи старших дошкольников, используются следующие дидактические средства:
- артикуляции звуков;
- имитация правильного звукопроизношения;
- образец речи воспитателя;
- отраженное и совместное вещание («Сделай так, как я», «Повтори за мной», «Давай скажем вместе» и т.д.);
- поручения;
- игровые приемы [5].
По мнению Н.В. Шапошниковой, «формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды, за счёт постоянного, непрерывного, мотивированного общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм: произносительных, орфоэпических, грамматических, стилистических» [9, с. 118].
По мнению М.Л. Кусовой, «содержание работы по звуковой культуре речи обеспечивает дошкольнику переход от устной формы речи к письменной, осознание правил письменной речи» [3, с. 21]
Выводы. Таким образом, на современном этапе развития педагогической науки одной из важнейших проблем относительно совершенствования сферы дошкольного образования и повышения его качества является поиск путей оптимизации и повышения эффективности процесса речевого развития дошкольников, результатом которого является формирование культуры речи детей.
В структуре культуры речи одним из ключевых компонентов является звуковая культура речи. На основе проведенного исследования под данным термином мы понимаем правильную и четкую артикуляцию и произношение звуков, слов и фраз родного языка, владение речевым дыханием, определенный уровень развития фонематического слуха и интонационной выразительности речи дошкольников.
Развитие и повышение уровня звуковой культуры речи старших дошкольников - сложный и ответственный процесс, требующий знания теоретических и методических аспектов его реализации, применения эффективных традиционных и инновационных методов и приемов обучения, направленных на решение таких основных задач: развитие артикуляционного аппарата детей, развитие фонематического их слуха, обучение дошкольников навыкам правильного дыхания, обучение средствам интонационной выразительности речи.
Литература:
1. Аматьева Е.П. обучение старших дошкольников выразительности речи // Наука и образование. -1997. - №1. - С. 71-75.
2. Колодяжная Т.П. Речевое развитие в детском саду (новые подходы): методич. материалы / Т.П. Колодяжная. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2012. - 292 с.
3. Кусова М.Л. Звуковая культура речи как языковая основа овладения речевыми умениями в дошкольном детстве // Филологический класс. - 2003. - № 9. - С. 16-21.
4. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкол. учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 64 с.
5. Мамедова Е.Х. Лингвистические основы речи детей дошкольного возраста // Вектор науки Тольят. гос. ун-та. Сер: Педагогика, психология. - 2014. - № 1. - С. 136-138.
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 окт. 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Рос. газета, 2013. - 27 нояб. - № 265. - С. 6-7.
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1981. - 174 с.
8. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 288 с.
9. Шапошникова Н.В. Формирование и воспитание звуковой культуры речи у детей посредством // Молодой ученый. - 2016. - №23.2. - С. 117-120.
Педагогика
УДК:376.6/364
заслуженный работник социальной сферы Республики Крым, заместитель директора Крамаренко Леонид Владимирович
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым
«Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» (г. Ялта)
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ СЕМЬИ, ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В КРЫМУ (КОНЕЦ XX - НАЧАЛО XXI ВЕКА)
Аннотация. В статье проанализированы общие научные тенденции в понимании развития системы социальной защиты. Изучена проблема функционирования и развития центров социальных служб для семи, детей и молодежи как субъекта социально-педагогической работы Крыма. Рассмотрены пути совершенствования педагогического мастерства сотрудников центров.
Ключевые слова: органы социальной защиты, социальная работа, педагогическое мастерство, центр социальных служб для семьи, детей и молодежи.
Annotation. This article analyzes the general scientific trends in understanding the development of the social protection system. The problem of the functioning and development of social services centers for seven, children and young people as a subject of the social and pedagogical work of the Crimea has been studied. The ways of improving the pedagogical skills of the staff of the centers are considered.
Keywords: social protection institutions, social work, pedagogical skills, center of social services for family, children and youth.
Введение. На современном этапе развития нашего государства в условиях социально-экономических и правовых преобразований стремительно возрастает интерес к модернизации социальной сферы. Первоочередным в социальной политике является обеспечение государственной поддержки семьи, детей и молодежи, а также развитие педагогической составляющей в работе социальных служб. Кризис социальной сферы во многом является результатом и показателем глубокой несогласованности действий системы органов социальной работы между собой.
В связи с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации и образовании в ее составе новых субъектов Крым находится в новом правовом поле, а сеть центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, одним из важнейших субъектов социальной работы.
Актуальность темы исследования определяется потребностью изучения положительного опыта социально-педагогической работы центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым.
01.12.2016 Президент Российской Федерации Владимир Путин в ежегодном Послании к Федеральному Собранию отметил необходимость продолжения изменений в социальной сфере, чтобы она становилась ближе к людям, к их запросам, была более современной и справедливой [5].
К отдельным теоретическим и практическим вопросам деятельности центров социальных служб обращались: Беспалько О.В. [1, С. 27], Бойко А.М. [2, С. 188], Капская А.И. [7, с. 92], Фатеева Т.Н. [9, С. 8] и другие исследователи.
Цель данной статьи состоит в анализе особенностей становления и развития центров социальных служб для семьи, детей и молодежи как одного из субъектов социально-педагогической работы Республики Крым в новом правовом поле во взаимосвязи с развитием социальной политики государства.
Изложение основного материала статьи. Сегодня Российская Федерация, как и весь мир переживает последствия тяжелого финансового и экономического кризиса, санкционного противостояния, которое наносит взаимный ущерб, в том числе в социальной сфере. В основу своего существования и развития Российская Федерация утвердила права и свободы человека, гражданский мир и согласие, незыблемость ее демократической основы.
Указанный вектор регламентирован ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой наше государство провозглашено социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [3].
Основным субъектом, координирующий все сферы социальной помощи, выступает социальное государство, важнейшими регулятивными функциями которой являются: - отказ от унифицированности, шаблонирования и оперативного вмешательства в выполнение социальных программ; - использование дифференцированных подходов, учета уникальности, неповторимости путей решения проблем, ситуаций и споров в социальной сфере; - опережение проявлений деструктивного и неэффективного течения определенных социальных процессов и явлений; - создание условий, необходимых для развития и реализации личностного потенциала человека.
Следует согласиться с мнением современных европейских авторов, что целью государственного вмешательства является не только защита человека, но также и членов его семьи [10, С. 79].
На основании результатов Общекрымского референдума, проведенного 16.03.2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации, Республика Крым принята в состав Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, субъекты социальной работы Крыма были приняты в новое правовое поле Российской Федерации, что привело к системным изменениям в функционировании указанных органов.
Более 20-ти лет в Республике Крым продуктивно реализует государственную социальную политику сеть центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, предметом деятельности которой является: осуществление социальной работы с семьями, детьми и молодежью, предоставление им социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических и срочных социальных услуг; соблюдение национальных стандартов социальных услуг при осуществлении социальной работы с семьями, детьми и молодежью.
В учебном пособии «Введение в социальную работу», а также учебнике «Социальная педагогика» под редакцией профессора А.И. Капской центры социальных служб для молодежи понимаются как